Главная страница
Навигация по странице:

  • §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)

  • §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)

  • §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)

  • §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)

  • §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)

  • §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)

  • §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)

  • §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)

  • §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)

  • История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики


    Скачать 3.25 Mb.
    НазваниеУчебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
    АнкорИстория науки и культуры
    Дата15.12.2022
    Размер3.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусства и культуры II часть.doc
    ТипУчебник
    #847633
    страница30 из 36
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   36
    Глава 11. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945-1953гг.)
    §1. Образование в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими отклонениями от «задач социалистического строительства». Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. Потери в области культуры были огромны: разрушены школьные и вузовские здания, погибли преподаватели, уничтожены библиотеки, музеи. Из бюджета на образование выделялись большие средства (больше, чем до войны: 2,3 млрд. руб. в 1940 году и 3,8 млрд. руб. в 1946 году), в 1950 году эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей.

    К делу восстановления школьного образования подключилась вся страна. Большое количество новых школьных зданий было построено методом народной стройки. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся. Страна перешла к системе всеобщего семилетнего образования, но сделано это было во многом за счет снижения качества, т. к. нехватку преподавателей в стране пришлось ликвидировать путем создания краткосрочных курсов или подготовки преподавателей по сокращенной программе в учительских институтах. И все же система образования динамично развивалась. В 1946 году Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Соответствующее подразделение – Отдел науки и высших учебных заведений был создан в ЦК ВКП (б).
    §2. Наука в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    Несмотря на все это, страна перешла на всеобщее семилетнее образование. Понижение общеобразовательного уровня привело впоследствии к кризисным явлениям в науке и экономике советского государства, но в этот период оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренного научно-технического развития общества. В 40-е - начале 50-х годов советская наука и техника достигли целого ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной механики, но все они в основном были нацелены на военные нужды.

    В 1946 году советское правительство значительно увеличило расходы на науку. В этом году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы - в Казахстане, Латвии и Эстонии. Вторая половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники. Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. В то же время продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР.

    В 1949 году в СССР была испытана атомная бомба. Особое внимание уделялось работам в области использования атомной энергии в военных целях. Научным руководителем проекта по созданию ядерного оружия с 1943 года являлся крупнейший ученый-физик, академик И.В. Курчатов. 29 августа 1949 года на полигоне под Семипалатинском впервые в СССР было проведено испытание атомной бомбы. Советским ученым принадлежит первенство в разработке термоядерного оружия, в создании которого принимали участие выдающиеся физики И.Е. Тамм, Ю.Б. Харитон, А.Д. Сахаров. Испытание водородной бомбы впервые было произведено в СССР в 1953 году.

    Академики С.И. Вавилов, И.Е. Тамм, Т.А. Черенков и И.М. Франк внесли большой вклад в развитие экспериментальной физики нейтронов и изучение люминесценции. Под руководством ИМ. Франка был создан импульсный реактор на быстрых нейтронах. В 1947 году под руководством С.П. Королёва была успешно завершена работа по созданию первой советской баллистической ракеты-носителя. Это позволило уже в 1954 году принять на вооружение Советской Армии новейшие образцы ракетно-ядерного оружия.

    Важными достижениями отмечены исследования в области физики полупроводников, заложившие основы развития радиоэлектронной промышленности. Они проводились под руководством академика И.Ф. Иоффе, ставшего создателем и первым директором Физико-технического института в Москве. Интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

    В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подверглись жесткому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику. Эти научные дисциплины были объявлены лженауками, противоречащими законам материализма.

    Великая Отечественная война, ставшая величайшим испытанием для советского народа, пробудила в людях лучшие качества. Окончание войны сопровождали оптимистические настроения. Народ, победивший фашизм и освободивший от него мир, чувствовал в себе силы и право на свободу и на достойную жизнь. Ослабление режима, однако, не входило в планы партийно-государственной верхушки. Отсюда новый виток репрессий и глубокий кризис, охвативший русскую культуру на излете сталинской эпохи.

    Монопольное положение в биологической науке принадлежало академику Т.Д. Лысенко и его сторонникам, пользовавшимся личной поддержкой И.В. Сталина. По-прежнему закрывались возможности для развития многих перспективных направлений исследований. В 1938 году место президента ВАСХНИЛ занял Т. Д. Лысенко. Он был ярым противником генетики, и его позиция по этому вопросу стала в агробиологии решающей. Собственные теоретические построения Т.Д. Лысенко, обещавшего быстрое увеличение урожайности сельхозкультур в короткие сроки, не подтверждались экспериментами, но руководство страны было на его стороне. В результате на сессии ВАСХНИЛ, прошедшей в августе 1948 года, генетика была объявлена «буржуазной лженаукой». Это означало полное прекращение исследований в этой области. В ходе развернувшейся кампании около 3000 биологов были отстранены от работы, многие из них репрессированы. Затем в 1950 году на сессии физиологов был нанесён удар по развитию отечественной физиологии, психологии и медицины.

    Тяжелое положение сложилось в области изучения экономики, где основные усилия были направлены на пропаганду труда И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Ограничение информации, поступающей из-за рубежа, жестокое курирование партийными органами тематики исследований, утверждение незыблемости постулатов «Краткого курса истории ВКП(б)». Непреложными истинами становились любые высказывания И.В. Сталина, оформленные в виде статей, брошюр и книг, а малейшие сомнения в их непогрешимости жестого карались.

    Государство цинично эксплуатировало труд ученых, осужденных за якобы антисоветскую деятельность. Их содержали в специальных зонах , где они отбывали свои сроки и бесплатно работали над научными проблемами, решение которых имело важное оборонное значение.

    Очень немногие ученые находили в себе мужество протестовать против диктата партийных аппаратчиков в науке. Среди них были такие авторитетные физики, как академики А.И. Иоффе и П.Л. Капица, которые могли отстаивать интересы науки и защищать своих талантливых коллег от произвола органов государственной безопасности.
    §3. Искусство и культура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    В основе политики в области искусства и культуры в СССР в этот период лежали догматические представления о роли творческой интеллигенции, которая должна своими произведениями мобилизовать советской народ на трудовые подвиги в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного войной. Все деятели советской культуры должны были вносить свой вклад в создание атмосферы жизнеутверждающего подъема, рисуя лишь положительные стороны жизни советского общества. В среде советской интеллигенции, считавшей, что после Великой Победы возврат к довоенному курсу идеологического диктата невозможен, крушение этих иллюзий вызвало разочарование.

    Началом кампании по борьбе с «искажениями» линии партии в области культуры стали постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» и от 4 сентября 1946 года «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь».

    Преследовались многие известные советские писатели и поэты; А. А. Ахматова, М. И. Зощенко, Ю.Герман, которые обвинялись в безыдейности и аполитичности. Подвергались гонениям талантливые деятели советсекого кинематографа, как Л. Луков, С. Эйзенштейн. В. Пудовкин, Г. Козинцев. В этот период сократилось количество новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, резко ломались художественные традиции.

    Следует отметить, что вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата в этот период стали тормозом для развития гуманитарных наук. На развитие науки, литературы и искусства отрицательную роль оказала кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х - начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран. В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность искусства. Многие деятели искусств и культуры, творчеству которых был чужд узко-патриотический обскурантизм, подвергались гонениям. Неосторожное высказывание, противоречащее насаждаемым догмам, могло стоить человеку не только работы и свободы, но и жизни.

    Партия и правительство грубо вмешивались в исследовательский процесс. Партийные деятели принимали участие в научных дискуссиях, полностью лишая участвовавших в них специалистов возможности свободно высказываться. Так, в состоявшейся в 1947 года дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А. А. Жданов, а в дискуссиях по языкознанию (1950 года) и по политэкономии (1951 года) принял участие сам И.В. Сталин. Все эти меры призваны были «поставить на место» представителей интеллигенции, вернуть атмосферу тотального подчинения, успевшую за годы войны качественно измениться.
    §4. Литература в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    Советская литература не могла выходить за рамки современных или исторических, а чаще – историко-революционных тем. Необходимо отметить, что тема войны после выхода в свет романа А.Фадеева «Молодая гвардия», провозглашенного образцовым, считалась исчерпанной. Однако первые правдивые книги о войне еще выходили и даже получали положительную оценку, как, например, повесть писателя-фронтовика В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Затем, по мере усиления диктата тема войны, лишений военных лет, нелегкого ратного труда, фронтовых и тыловых будней исчезла со страниц книг и журналов, поскольку она отвлекала советских людей от задач дня, вызывала трагические воспоминания. Предпочтение отдавалось «праздничной», бесконфликтной литературе.

    Следует отметить, что лучшие произведения того времени: «Русский лес» Леонида Леонова, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» Константина Федина, «Времена года» Веры Пановой, «Открытая книга» Вениамина Каверина отражали общее состояние литературного процесса. В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для многих литераторов была прошедшая война. Тему войны талантливо отобразил писатель Борис Николаевич Полевой (Кампов). В 1946 году им была создана «Повесть о настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ советского положительного героя. Эта повесть – одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 год, «Весна на Одере» 1949 год). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 год) В. А. Кочетов.

    §5. Кинематограф в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    В искусстве этого периода доминировала парадность, образцом становились высокие идеалы патриотизма, взятые из истории страны. На экранах кинотеатров и театральных сценах создавалась некая параллельная реальность, имевшая мало общего с буднями советских людей, с окружающей их жизнью. Самыми яркими примерами стали музыкальные фильмы - комедии «Весна» Г. Александрова и «Кубанские казаки» И.Пырьева (1950год). Вместе с тем отличительной чертой послевоенного кинематографа стало резкое сокращение общего количества выпускаемых лент.
    §6. Мультфильмы в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    Для мультфильмов 1945-1959 годов характерен высокий уровень реализма фонов и персонажей. В 1952 году был создан полный аналог диснеевской многоплановой камеры. Были освоены все методы классической мультипликации и изобретены новые (например, эффект «пушистости» в фильме «Непослушный котёнок» (1953год)). Для достижения высокого реализма движений в некоторых случаях использовалось ротоскопирование — «эклер» («Пропавшая грамота» (1945год), «Каштанка» (1952год)). Мультфильмы зачастую имели не только художественную, но и воспитательную ценность («Федя Зайцев» (1948год), «Часовые полей» (1949год)).
    §7. Музыка и театр в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    В этот период положение в театральном и музыкальном искусстве становится напряженным. После выхода в свет постановления ЦК партии от 10 февраля 1948 года «Об упаднических явлениях в советской музыке» началась кампания борьбы с «формализмом», жертвами этих гонений стал талантливый композитор В. Мурадели, которого обвиняли в разжигании национальной розни в опере «Великая дружба». Гонениям подверглись также великие композиторы Шостакович, С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. Я. Шебалин, А. И. Хачатурян.
    §8. Живопись в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 год), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 год). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 год). Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка» (1952 год). В послевоенное десятилетие искусство скульптурного портрета достигло высокого уровня реалистического мастерства.
    §9. Скульптура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    Среди многих скульптурных произведений этого времени, где образная ткань портрета и художественные пластические средства находятся в органичной взаимосвязи, можно назвать ряд портретов, вошедших в классику русского советского искусства. Это портреты академика А. Крылова В. Мухиной (дерево, 1945 год), С. Бирман (бронза, 1947год) Д. Шварца, автопортрет С. Коненкова (мрамор, 1954 год), портрет художника Диего Риверы Н. Томского (бронза, 1956-1957гг.). В созданном портрете скульптор Н. Томский продолжает традиции русского камерного портрета начала века. Такая направленность в искусстве скульптурного портрета присутствует и в ряде других произведений портретного жанра тех лет, например, в полуфигуре Луи Арагона (бронза, 1953год) Н. Никогосяна.

    В портретах авторы часто используют бронзу как наиболее гибкий материал для передачи трепетности лепки, чутко фиксирующий живую форму натуры.
    §10. Архитектура в послевоенные годы (1945-1953гг.)
    Главной задачей архитекторов этого времени было восстановление всего, что было разрушено войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир».

    В Москве комплексное жилищное строительство (т. е. одновременно жилых домов и зданий культурно-бытового обслуживания) в основном концентрировалось на крупных свободных площадках в районе Песчаных улиц (архитектор З. М. Розенфельд) и на Юго-Западе (арх. Власов, Б. С. Мезенцев). Следует отметить, что в СССР впервые в Москве началось строительство высотных зданий - административное здание на Смоленской площади (1948-1952гг,) - архитекторы Гельфрейх и М. А. Минкус, жилые здания на Котельнической набережной (1948-1952гг.) - архитекторы Д. Н. Чечулин, А. К. Ростковский. Высотные здания на площади Восстания (1950-1954гг.) - архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мидоянц и административно-жилое здание на Лермонтовской площади (1948-1953гг.) - архитекторы Душкин, Мезенцев. В Москве в этот период возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах (1949-1953гг) - архитекторы Руднев, Чернышев, Абросимов, А. Ф. Хряков.

    Восстановление городов и посёлков началось ещё до окончания войны и стало одним из ярких этапов советской архитектуры и градостроительства. В 1944 году, после снятия блокады Ленинграда, ГКО вынес решение о первоочередных мерах по восстановлению города. Для более качественного выполнения и организации строительных работ в 1944 году был создан Государственный комитет по делам архитектуры при СНК СССР. В 1945 году СНК СССР принял постановление о неотложных мероприятиях по восстановлению 15 крупнейших и старейших русских городов. Разработка генеральных планов была поручена ведущим советским архитекторам Алабяну, Баранову, Власову, Г. П. Гольцу, Иофану, Колли, Рудневу, В. Н. Семенову, Щусеву и др. Были осуществлены крупные работы по восстановлению Киева (архитекторы Власов, Б. С. Мезенцев), Сталинграда (архитекторы Алабян, Симбирцев, Н. Х. Поляков), Севастополя, (архитекторы В. М. Артюхов, Ю. А. Траутман).

    С 1948 по мере восстановления кирпичных заводов и других предприятий промышленности стройматериалов увеличивались масштабы строительства многоэтажных жилых домов, и интенсивно развивалось начатое ещё в довоенные годы крупноблочное строительство в Москве (архитекторы А. К. Буров, Б. Н. Блохин) и в Ленинграде (архитекторы С. В. Васильковский, И. М. Чайко). В середине 50-х годов в Магнитогорске и Москве впервые были смонтированы многоэтажные крупнопанельные дома (инженеры Г. Ф. Кузнецов, арх. Л. М. Врангель), положившие начало последующей индустриализации жилищного строительства. В 1946-1955 годах в стране были восстановлены и построены жилые дома общей площадью 441 млн. м2. В это время нашёл широкое применение принцип серийного типового проектирования, на основе которого были разработаны комплексные серии типовых проектов малоэтажных (1-,2-,3-этажных) домов (архитекторы Д. С. Меерсон, С. П. Тургенев). Внедрение типовых проектов позволило ускорить восстановление разрушенных городов и строительство новых. В 4-й и 5-й пятилетках были построены 10 164 школы на 3093 тыс. учащихся, детские сады и ясли на 518 тысяч мест, больницы и поликлиники на 140 тысяч коек.

    В послевоенное десятилетие было завершено строительство ряда крупных общественных зданий и сооружений и построены новые. В Ленинграде стадион им. С. М. Кирова (1932-1950гг.) архитектор Никольский. В Ташкенте Театр оперы и балета им. А. Навои (1938-1947гг.) архитектор Щусев. Дом правительства Грузинской ССР в Тбилиси (1938-1953гг.) архитекторы В. Д. Кокорин, Г. Лежава, Дом правительства Азербайджанской ССР в Баку (1952 год) архитекторы Руднев, В. О. Мунц, большой крытый Центральный рынок в Ереване (1952год) архитектор Г.Г. Агабабян, здание Театра оперы и балета им. С. Айни в Душанбе (1939-1946,гг.) архитекторы Д. И. Билибин, В. Д. Голли, А. А. Юнгер.

    В короткие сроки были сооружены Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина и Цимлянский гидроузел (1948-1952гг.), архитектурная часть проекта Л. М. Полякова. Началось строительство крупнейшей Волжской ГЭС имени В. И. Ленина около Куйбышева (с 1951года), архитектурная часть проекта Р. А. Якубова.

    Восстановление сельских населённых мест было в основном закончено к 1950 году; первоначально строились преимущественно рубленые одноэтажные индивидуальные дома. Постепенно в колхозах и особенно в совхозах вводилась застройка по специально разработанным генеральным планам. В отдельных сёлах, например, Некрасове Калининской области (арх. В. С. Рязанов), совхозе «Караваево» Костромской области (1945год) архитектор В. А. Остроумов. Следует отметить, что в этот период жилые, общественные и производственные здания возводились по индивидуальным проектам. Удачно в функциональном и архитектурно-художественном отношении были решены производственные зоны Адлерского, Гагринского и Хостинского совхозов (1948-1951гг.) - архитектор Т. И. Макарычев. Увеличилось строительство школ и клубов (преимущественно по типовым проектам), которые заметно повлияли на общий облик сельских населённых мест. Уже к 1950 на уровне достигнутого технического прогресса была завершена 1-я очередь восстановления крупных промышленных предприятий (6200), транспортных сооружений, основной части разрушенных жилых домов и общественных зданий. В этот период начали повсеместно строиться новые города во всех республиках СССР.

    Громадные по масштабам работы по восстановлению населённых мест стали новым, более зрелым этапом развития советского градостроительства и архитектуры, в котором ярко воплотились принципы социалистической планировки и застройки городов. Однако, несмотря на эти достижения, общая художественная направленность архитектуры всё более вступала в противоречие с реальными социально-экономическими потребностями, достижениями технического прогресса в области строительства. Повсеместное, часто механическое использование архитектурного наследия, пышных архитектурных форм прошлого было чуждо назначению современных зданий и сооружений, затрудняло внедрение типизации жилых, общественных и производственных зданий, тормозило развитие крупнопанельного домостроения. Назрела неотложная потребность перестройки стилистической направленности архитектуры, создания необходимых предпосылок для перевода строительства на индустриальную основу. Всесоюзное совещание архитекторов и строителей (декабрь 1954 года), постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955года), 2-й Всесоюзный съезд архитекторов (1955года) были посвящены вопросам перестройки творчества зодчих и наметили пути дальнейшего развития архитектуры на основе широкой индустриализации строительства.
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   36


    написать администратору сайта