История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
Глава 14. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В СССР В ЭПОХУ «ПЕРЕСТРОЙКИ» (1985-1991гг.) §1. Генеральный секретарь ЦК КПСС и Президент СССР Горбачёв Михаил Сергеевич родился 2 марта 1931года, с 1985 года по 1991 год был Генеральным Секретарём ЦК КПСС. М.С. Горбачёв являлся организатором Перестройки. В марте 1990 года на Третьем съезде народных депутатов СССР был избран Президентом СССР. 25 декабря 1991 года после Беловежского Соглашения ушёл в отставку. С 1992 года и до настоящего времени М.С.Горбачев является президентом Международного фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонда). 1985 год стал рубежным в истории советского государства и партии. Закончилась эпоха застоя («брежневский» период). Началась пора перемен, попыток реформирования партийно-государственного организма. Этот период в истории страны был назван «перестройкой» и ассоциировался с идеей «совершенствования социализма». М.С. Горбачев начал с широкомасштабной антиалкогольной кампании. Были повышены цены на алкоголь и ограничена его продажа, виноградники по большей части были уничтожены, что породило целый комплекс новых проблем – резко увеличилось употребление самогона и всевозможных суррогатов, бюджет потерпел значительные убытки. Антиалкогольная кампания проводилась в стране, еще не пережившей шок от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. В мае 1985 года, выступая на партийно-хозяйственном активе в Ленинграде, генеральный секретарь не скрывал, что темпы экономического роста страны снизились, и выдвинул лозунг «ускорить социально-экономическое развитие». М.С. Горбачев получил поддержку своим программным заявлениям на XXVII съезде КПСС (1986год) и на июньском (1987год) пленуме ЦК КПСС. В 1986–1987 годах, надеясь пробудить инициативу «масс», М.С. Горбачев и его сторонники взяли курс на развитие гласности и «демократизацию» всех сторон общественной жизни. Гласность в большевистской партии традиционно понималась не как свобода слова, а как свобода «конструктивной» (лояльной) критики и самокритики. Однако в годы перестройки идея гласности усилиями прогрессивных журналистов и радикальных сторонников реформ, в частности, секретаря и члена Политбюро ЦК КПСС А.Н.Яковлева, получила развитие именно в свободе слова. XIX партконференция КПСС (июнь 1988 год) приняла резолюцию «О гласности». В марте 1990 года был принят «Закон о печати», который стал достижением определенного уровня независимости СМИ от партийного контроля. С 1988 полным ходом шел процесс создания инициативных групп в поддержку перестройки, народных фронтов, других внегосударственных и внепартийных общественных организаций. Как только начались процессы демократизации, а контроль партии снизился, обнажились многочисленные скрывавшиеся до этого межнациональные противоречия, в некоторых районах СССР произошли межэтнические столкновения. В марте 1989 состоялись первые в истории СССР относительно свободные выборы народных депутатов, итоги которых вызвали шок в аппарате партии. Во многих регионах на выборах провалились секретари партийных комитетов. В депутатский корпус пришло немало интеллектуалов, критически оценивавших роль КПСС в обществе. Съезд народных депутатов в мае того же года продемонстрировал жесткое противостояние различных течений и в обществе, и в депутатской среде. На этом съезде М.С. Горбачев был избран председателем Верховного Совета СССР. Действия М.С.Горбачева вызвали волну нарастающей критики. Одни критиковали его за медлительность и непоследовательность в проведении реформ, другие – за поспешность; все отмечали противоречивость проводимой им политики. Так, принимались законы о развитии кооперации и почти сразу же – о борьбе со «спекуляцией»; законы о демократизации управления предприятиями и одновременно – об усилении централизованного планирования; законы о реформе политической системы и свободных выборах, и сразу же – об «укреплении роли партии» и многое другое. Попыткам реформ сопротивлялась сама партийно-советская система – ленинско-сталинская модель социализма. Власть Генерального секретаря не была в этот период абсолютной и во многом зависела от «расклада» сил в Политбюро ЦК. Менее всего властные полномочия М.С. Горбачева были ограничены в международных делах. При поддержке Э.А.Шеварднадзе (министра иностранных дел) и А.Н.Яковлева М.С. Горбачев действовал напористо и результативно. Начиная с 1985 года (после 6 с половиной лет перерыва) стали ежегодно проходить встречи руководителя СССР с президентами США Р.Рейганом, а затем Дж.Бушем, а также президентами и премьер-министрами других стран. В 1989 году по инициативе М.С. Горбачева начался вывод советских войск из Афганистана, произошло падение Берлинской стены и воссоединение Германии. Подписание Горбачевым в 1990 году в Париже вместе с главами государств и правительствами других стран Европы, а также США и Канады «Хартии для новой Европы» положило конец периоду «холодной войны», длившемуся с конца 1940-х до ьтт конца 1990-х годов. Однако во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. С 1989 полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза. Попытки остановить этот процесс с помощью силы (в Тбилиси, Баку, Вильнюсе, Риге) приводили к прямо противоположным результатам, усиливая центробежные тенденции. Демократические лидеры Межрегиональной депутатской группы (Б.Н.Ельцин, А.Д.Сахаров и другие) собирали в свою поддержку многотысячные митинги. В первой половине 1990 года практически все союзные республики объявили о своем государственном суверенитете (РСФСР – 12 июня 1990 год). Летом 1991 был подготовлен к подписанию новый союзный договор. Попытка государственного переворота в августе 1991 года не только перечеркнула перспективу его подписания, но и придала мощный импульс начавшемуся распаду государства. 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще (Белоруссия) состоялась встреча руководителей России, Украины и Белоруссии, в ходе которой был подписан документ о ликвидации СССР и создании Содружества независимых государств (СНГ). 25 декабря 1991 М.С. Горбачев заявил о сложении с себя полномочий президента СССР. §2. Культурная политика в эпоху «Перестройки» в СССР Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину. Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью. Коренным образом изменилась ситуация по отношению к Русской Православной церкви. Переломом в отношении советского государства к церкви стал также 1988 год, когда Русская Православная церковь официально отмечала 1000-летие принятия христианства на Руси. По всей стране стали возрождаться храмы и монастыри, которые в первые годы советской власти были закрыты. Были сняты запреты на отправление религиозных культов и обрядов, на распространение религиозной литературы и религиозного обучения. Помимо христианства в советской стране обрели свободу и другие традиционные мировые конфессии, прежде всего ислам, иудаизм, буддизм. В то же время политика открытости в религиозной сфере привела к тому, что в СССР устремились проповедники самого разного толка, в том числе представляющие серьезную опасность для общества. В этот период началось массовое увлечение астрологией, магией, экстрасенсорикой Рождаются литературные журналы, которые печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Необходимо отметить, что 1988-й год стал «годом толстых журналов». Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом. За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли работы А. И. Солженицина «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». Увидели свет произведения Ю. Домбровского «Хранитель древностей», также Е. И. Замятина «Мы». Были опубликованы работы М. А. Алданова «Святая Елена, маленький остров», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; В. В. Набокова «Лолита», А. Платонова «Чевенгур», «Котлован». В этот период печатаются поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками роман Ч. Айтматова «Плаха» (1986 год), для которого, как и для большинства произведений этого писателя, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. В период Перестройки своеобразным бестселлером, стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 год), в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х годов. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 год) и Д. А. Гранина «Зубр» (1987 год). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 году, посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» (1987 год). Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую над художественной частью в них преобладала публицистическая составляющая. Следует отметить, что многое созданное в эту переломную эпоху не прошло проверку временем. Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса». На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров (Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что «открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было нельзя. В рамках «открытости», объявленной партийным руководством в художественном творчестве, налаживались контакты с Западными странами. После 1988 года стали широко развиваться культурные, научные и образовательные обмены. Советские граждане получили широкие возможности для выезда за рубеж. Одновременно в нашу страну хлынул мощный поток массовой западной культуры: боевики, фильмы ужасов, порнографические издания, бульварные романы и многие другие «продукты» западного «индустриального» шоу-бизнеса», пропагандирующие культ насилия и низменных удовольствий. С 1988 года в СССР фактически была ликвидирована цензура. Постепенно на смену идеологическому диктату КПСС в науке, литературе, искусстве, приходит диктат рынка, где спрос, а не качество является основным критерием оценки научного или художественного творчества. Таким образом, следует отметить, что в годы перестройки советское общество вступило в эпоху серьёзной трансформации всей системы культурно-нравственных установок, ценностных и мировоззренческих ориентиров, которые болезненно прогрессируют. Живопись. В эпоху «Перестройки» шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей живописных искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В изобразительном искусстве этого периода «дух времени» отразился в творчестве И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 год). Вновь популярным жанром, как всегда в критические моменты истории, становится плакат. Музыка. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино». §3. Образование в эпоху «Перестройки» в СССР Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной стороны, гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе: слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в незамедлительных реформах. В средней школе попытки исправить сложившееся положение часто приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как «Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольская организации были упразднены, но взамен им не было создано ничего нового – подрастающее поколение выпало из воспитательного процесса. В большинстве случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя гимназиями, лицеями, колледжами и даже академиями. Суть с изменением вывески не менялась. Попытки создать гибкую систему образования, отвечающую потребностям времени, наталкивались на косность значительной части преподавательского состава и недостаток средств. Выделявшиеся из общего ряда преподаватели-реформаторы (В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин и их сподвижники) так и не смогли оказать реального влияния на систему обучения, которая очень отстала в этот период от требований времени. Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей, многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали за рубеж. Численность студентов высшей школы с начала 1980-х годов стала сокращаться, а престиж высшего образования неуклонно падал. В этот период резко понизился интерес молодежи к получению образования, особенно по техническим специальностям. Всё это обусловило начавшуюся в 1987 году реформу высшей школы. Её главным направлением стала интеграция образования, производства и науки. Вводился принцип взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах. Предприятие заказывало подготовку специалиста определенного профиля и оплачивало их обучение. Устанавливались гибкие учебные планы, в которых упор делался на самостоятельную работу студента. Следует отметить, что были отменены различные льготы и привилегии при поступлении в вузы (рабфаки, квоты на подготовку национальных кадров и др.). Следующим шагом в реформе школы и вузов стало решение о создании в стране системы непрерывного образования, что вылилось в 1988 году в административную реорганизацию органов управления образовательными учреждениями. Во главе системы был поставлен Госкомитет по народному образованию. Однако эта реорганизация не имела каких-либо реальных результатов. §4. Наука в эпоху «Перестройки» в СССР В этот период сложные проблемы также испытывала советская наука. Если исследования в прикладных областях в годы Перестройки (1985-1991 годы) заметно оживляются, то фундаментальная наука, на протяжении десятилетий являвшаяся предметом национальной гордости, неизбежно клонится к упадку, причинами которого стали трудности с финансированием, падение престижа и потеря понимания социальной значимости работы ученого в обществе. Вторая половина 1980-х годов стала временем больших кадровых потерь в научных коллективах страны. Перед учеными открылась легальная возможность получить работу за рубежом, где авторитет советской научной школы был весьма высок. Период «Перестройки» стал периодом значительной «утечки мозгов» на Запад. Сокращение научного потенциала происходило также за счет оттока ученых в другие, чаще всего не связанные с наукой сферы деятельности, в том числе в различные коммерческие структуры. Все эти явления, происходящие на фоне общего экономического кризиса и резкого снижения финансирования перспективных научно-исследовательских разработок, привели к свертыванию фундаментальных исследований в СССР. Серьёзный методологический кризис охватил общественные науки. Попытки перестроить обществоведение на принципах «ленинской традиции научного поиска» потерпел неудачу. Однако политика Гласности позволила развернуть бурные дискуссии о путях развития советского общества. Важным фактором общественной жизни в период «Перестройки» стал огромный интерес к «белым пятнам» отечественной истории. Массовыми тиражами начали переиздоваться труды известных дореволюционных историков Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова и многих других. Пристальное внимание было обращено также к проблемам истории советского общества. Следует особо отметить, что «Перестройка» вызвала крах ценностных ориентиров и социальных мифов «реального социализма», в рамках которых формировалось мировоззрение трех поколений советских граждан. Такое сформированное за советский период авторитарной власти общественное мировоззрение определилось в социальное явление, которое носит название «мировоззренческое иждивенчество». Дальнейшая «Перестройка» требовала от ученых-обществоведов формирования новой парадигмы (системы взглядов), необходимой для проведения дальнейших исследований и анализа прошлого. В этот период в философии, социологии, политологии наступил этап бурных дискуссий и поисков путей дальнейшего развития научной мысли. Необходимо отметить, что последствия «Перестройки» в дальнейшем ждут своей более тщательной оценки. Следует особо отметить, что наряду с несомненным положительным эффектом демократизации, таким, как обретение наследия писателей, художников и музыкантов, творчество которых замалчивалось, общее оживление культурной жизни, необходимо указать и на отрицательные последствия реформ, которые нельзя назвать продуманными (углубление кризиса в системе образования, упадок фундаментальной науки). §5. Кинематограф в эпоху «Перестройки» В области литературы в период «Перестройки» произошли принципиальные изменения. С одной стороны, писатели, художники, артисты, режиссеры и другие представители творческой профессии были избавлены от идеологической опеки КПСС и административной цензуры, однако с другой- – они вынуждены были подчиняться законам рынка. На первое место в конце 1980-х годов вышли проблемы финансирования искусства и творчества. Профессиональный уровень большинства фильмов, спектаклей, развлекательных эстрадных программ заметно снизился. В этот период усиливается влияние телевидения. Электронные СМИ и бульварная литература составили конкуренцию серьезным произведениям художественного творчества, а дешевая западная массовая культура стала постепенно подменять восприятие подлинных образцов искусства для значительной части общества, которая затем становится для этой части вообще мало доступной. Происходит заметное снижение общекультурного уровня советского общества. В кинематографе «Перестройка» начинается с выхода на экран ранее запрещенных фильмов «Агония» Э. Климова, «Комиссар» А. Аскольдова, картин К. Муратовой, А. Сокурова. Заметным явлением этого периода стала кинопублицистика и документальное кино: «Больше света» М. Бабака, «Власть соловецкая» М. Голдовский, «Так жить нельзя» С. Говорухина стали подлинными событиями в политической жизни страны. Огромный общественный резонанс получили ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» Александра Прошкина. Однако в кинематографе проявились те же тенденции, что и в других сферах отечественной культуры. Следует отметить, что вышедшие наконец-то на широкий экран фильмы великих мастеров мирового кинематографа – А. Тарковского, Ф. Феллини, И. Бергмана – уже не вызывали такого зрительского интереса, как раньше, и уступали по посещаемости западным боевикам, комедиям и фильмам ужасов. Кроме того, кинотеатры не смогли конкурировать по разнообразию репертуара с видеосалонами, получившими большое распространение с конца 1980-х годов. Создатели фильмов столкнулись с острой проблемой отсутствия финансирования. Вместе с тем, кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снимались весьма посредственые картины, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес за счет нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных приемов. Популярность в этот период получил фильм «Маленькая Вера» режиссера Василия Пичула. §6. Мультфильмы в эпоху «Перестройки» Следует отметить, что с конца 1980-х годов в творчестве мультфильма преобладает упрощённый рисунок с грубыми штрихами («Следствие ведут Колобки», «Здесь могут водиться тигры» (1989 год) и др.). Этот стиль прослеживается и в работах начала 1990-х годов, особенно ярко в работах студии «Пилот». Геннадий Иванович Тищенко - один из немногих мультипликаторов, который избегает этого влияния, предпочитая реализм в своем творчестве. Г. И. Тищенко родился 14 июля 1948 года в Баку, российский режиссёр-мультипликатор, художник. Большое влияние в юности оказали на Г.И. Тищенко книги Константина Циолковского и Ивана Ефремова. Эти замечательные работы позволили будущему режиссеру-мультипликатору сформировать веру в то, что лишь исследование и освоение Вселенной гарантирует гармоничное развитие земного общества и бессмертие человечества. Г.И. Тищенко в 1966-1968 годах учился на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Азербайджанфильм». В 1960-е годы Геннадий Иванович начал писать картины на фантастические темы. В 1970 году Г.И. Тищенко победил на Международном конкурсе художников-фантастов «Мир завтрашнего дня». В 1974—1979 годах Геннадий Иванович учился на архитектурном факультете Азербайджанского инженерно-строительного института. Г.И. Тищенко после окончания Высших курсов сценаристов и режиссёров (1982—1984гг.) работал над мультфильмами как режиссёр, мультипликатор и сценарист. Дипломной работой стал мультфильм «Из дневников Ийона Тихого» (1985год) по рассказу Станислава Лема. Работал в творческом объединении «Экран» (1988—2000). Снял около десяти мультфильмов, в том числе «Вампиры Геоны», «Хозяева Геоны» и «АМБА», также начало неосуществлённого сериала «Звёздный мир». Снимал рекламные и музыкальные клипы, документальные фильмы. В 2004 году на фестивале «Звёздный мост» был показан мультфильм «Мистер Блисс» по одноимённой сказке Толкивна. §7. Возрастающая роль телевидения в эпоху «Перестройки» История развития телевидения была предопределена предшествующими событиями. 1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. Но еще раньше во многих странах мира предпринимались попытки передачи изображения на расстояние по проводам. В 1880 году П.И. Бахметьевым была предложена схема, легшая позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображение должно быть предварительно разложено на элементы, которые передаются и вновь собираются в единое целое. В 1888–1889 годах профессор А.Г. Столетов открыл принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. В 1907 году Б.Л. Розинг запатентовал принцип, действующий и в современных телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Б.Л. Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения. На практике же впервые движущееся изображение было передано на расстояние электронным способом 26 июля 1928 года в лаборатории в Ташкенте советскими изобретателями. Параллельно в США над идеей электронного телевидения работали русские эмигранты В. Зворыкин и Д. Сарнов. В основу первой в мире системы цветного телевидения легли разработки русского ученого А. Полуэктова, армянина А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда. Первый в мире телевизионный сеанс был осуществлен в 1928 году в Германии, экспериментальное вещание началось в 1935 году. С 1936-го по 1939-й год велись регулярные передачи Би-Би-Си, прерванные войной. В США история телевещания началась в 1939-м году. 30 апреля 1931 года из Москвы была осуществлена первая опытная телевизионная передача, а с 1 октября 1931 года начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Телевизионные приемники в большинстве случаев были самодельными, изготовленными радиолюбителями. Реальное массовое производство электронных телевизоров в Советском Союзе началось в 1950-м году, это был телевизор марки «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов – Кенигсон, Варшавский, Николаевский) с экраном в 18 см по диагонали. В 1950-м году телевидение имели три страны мира – СССР, США, Англия. К 1960-му – телевещание велось в 20-ти странах Европы. К началу 80-х годов по данным ЮНЕСКО телевидение существовало в 137 странах мира. Во второй половине 50-х годов в Советском Союзе началось сооружение телевизионных кабельных линий, в Европе в 1950-е годы уже существовала густая кабельная сеть. В 1960-е годы, с совершенствованием технических средств наземной трансляции, начинает расти сеть радиорелейных станций, посредством которых телевизионный сигнал передается на расстояние по эфиру - от одной станции к другой. Примерно в то же время начинает развиваться спутниковая телетрансляция. Другой технической проблемой, которая решалась по мере развития телевидения, была фиксация телевизионного изображения. Уже в 1950-х годах в большинстве стран, где существовало телевидение, пришли к выводу о неудобствах использования в телевидении киносъемки. Выход был найден американской фирмой «Ампекс», основанной российским эмигрантом Анатолием Михайловичем Пексиным. Фирма предложила аппаратуру и технологию записи изображения и звука на ферромагнитную пленку. Это было не что иное, как видеомагнитная запись (ВМЗ). 1 января 1968 года произошло творческое становление советского телевидения, когда в эфир вышел первый выпуск информационной программы «Время». Определенный всплеск произошел во второй половине 1980-х годов, в период «Перестройки»: на этот период приходится эйфория прямого эфира (прямые трансляции со съездов народных депутатов СССР). Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как, «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы и другие. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов и другие). С 1991 года начинает свой отсчет история телевидения новых независимых государств, образовавшихся на территории СССР. 1990-е годы отмечены тем, что к концу десятилетия окончательно сформировалась группа новейших технологий телекоммуникации: кабельное вещание, непосредственное спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет. Кроме того, формируется группа потенциально перспективных «мегаканальных» технологий: цифровое ТВ, волоконно-оптические системы по 500 и более интерактивных каналов, сотовое радио и телевидение. Важнейшей тенденцией конца тысячелетия стал глобальный кризис государственного телевидения. Централизованные формы вещания во всем мире уходят в прошлое. Во-первых, происходит регионализация телевещания, а во-вторых, перспективными становятся интерактивные (двусторонние) телевизионные технологии. Общество приобрело новую и влиятельную силу в лице телевидения. Телевидение несет информацию, расширяет кругозор, волнует, радует и огорчает человека; в любом случае оно делает его жизнь богаче и разнообразнее, обладает способностью дать каждому зрелище. Телевидение не знает ни политических, ни географических границ, преодолевает пространство и время. Оно делает человека соучастником событий, даже тех, которые совершаются без него. Телевидение создает фон общественной жизни, меняет привычки, привлекает к обсуждению различных проблем, формирует общественное сознание. Эффективность телевизионного влияния колоссальна. Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Наличие возможностей определяет и те многочисленные функции, которые выполняет телевидение. Во-первых, прежде всего, следует отметить информационную функцию, которая удовлетворяет информационные потребности человека, общества, государства. Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Таким образом, информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т.д. Информативная функция в погоне за сенсационными материалами чаще всего работает ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако зритель должен понять, что таким образом отражаются ненормативные явления в жизни общества и страны, а эта функция в данном случае выступает «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию постоянно выполняют телевизионные выпуски новостей. Во-вторых, культурно – просветительская функция. Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности. Как положительно, так и отрицательно всё это влияет на зрительские установки. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих. Отметим, что культурно-просветительскую функцию телевидения выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино - и телефильмов. Конечно, приобщение аудитории к искусству посредством телевидения несёт в себе некую «ограниченность» такого знакомства с прекрасным. Однако следует признать, что для огромного множества людей в нашей стране это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства. В-третьих, существует интегративная функция. Отметим, что определенная общность людей составляет телевизионную аудиторию, которая сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения - развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок на общечеловеческие, общенациональные и другие системы ценностей. Выполнение интегративной функции телевидения значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп. В- четвертых, социально – педагогическая или управленческая функция. Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Политика всегда первична по отношению к пропаганде, которая её обслуживает. Наиболее плодотворно управленческая функция телевидения может быть реализована в информационных и других общественно-политических программах. У общества вырабатывается надежда, что телевидение может быть средством, контролирующим действиями властей. Особенно сохранилась такая надежда у старшего населения, жившего в СССР. Люди ждут реакции властей на их критические выступления, касающиеся тех или иных явлений жизни. Однако телевидение является лишь тем способом, который доносит непосредственно информацию до своей аудитории. В развивающихся рыночных отношениях существует правило: кто платит – тот и заказывает музыку. Управленческая функция телевидения (как и любого другого СМИ) не обязательно действует в схеме «государство – СМИ – народ». Телевизионным средством массовой информации могут управлять те или иные партийные, финансово-олигархические, региональные и т.п. группировки. В-пятых, организаторская функция телевидения возникает в том случае, когда телевидение само становится инициатором той или иной общественной акции. Примером осуществления этой функции могут быть многочасовые телемарафоны с благотворительными целями. Следует четко отличать её от функции управленческой, где телевидение служит скорее инструментом. В-шестых, образовательная функция. Под образовательной функцией телевидения понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для людей, изучающих языки, для абитуриентов, поступающих в вузы и т.д.). В-седьмых, рекреативная функция. Рекреация - это отдых, расслабление, восстановление сил. Телевидение предлагает своей аудитории ряд развлекательных программ рекреативной направленности. Необходимо отметить, что становление и развитие телевидения как вида искусства происходит прежде всего в творческом содружестве с литературой. В телевизионном вещании в области литературы, театра и искусства происходит преодоление негативных явлений, организационно-кадровое обновление, увеличение объема вещания, а также коренное улучшение финансового, материального и технического обеспечения телевизионных передач по проблемам искусства и литературы. Повышение роли художественной публицистики также признак новизны. Это та сфера деятельности творческой интеллигенции, в которой она наиболее ощутимо соприкасается с жизненными проблемами сегодняшнего дня. При этом меняется модель публицистики, совершается переход от монолога, наставления, лекции к дискуссии, сопоставлению разных точек зрения, к состязательности, задача которой — помочь телезрителю занять определенную позицию по тому или иному общественно значимому вопросу. Телевидение открыло перед литераторами новые небывалые возможности контакта с огромной читательской аудиторией, позволило неизмеримо расширить аудиторию встреч, читательских конференций, других форм живого общения с читателями. Много споров вызывает телевизионная экранизация литературных произведений. Взаимодействие литературы и телевидения, романа и телепрограммы привело к появлению многосерийного телефильма. Создав многосерийный фильм, телевидение оказалось способным осуществлять своими специфическими средствами экранизацию такого литературного жанра, как роман. Многосерийные телевизионные фильмы занимают одно из первых мест среди любимых зрителями передач. Телевидение продолжает развивать интерес миллионов людей к книге. Общественные интересы в нашей стране вызывают к жизни всемерное развитие и книги, и телевидения, которые во взаимодействии и при взаимной поддержке решают общие задачи удовлетворения постоянно расширяющихся культурных запросов населения. Основная цель телепередач о книге — привлечь внимание к произведениям научной, художественной, научно-популярной, молодежной и детской литературы. Телевидение открыло перед литературой новые возможности в области идейного и художественного воспитания, позволило неизмеримо расширить аудиторию встреч, читательских конференций и других форм живого общения писателей с читателями разных городов и сел. Сущность творческих взаимоотношений литературы и телевидения не исчерпывается экранизацией литературных произведений и выступлениями писателей на телестудиях. Рождаются новые проблемы соотношения литературы и малого экрана. Одна из таких проблем заключается в том, что человек часто, прежде чем стать читателем того или иного художественного произведения, становится зрителем, т. е. знакомится с его экранизацией. Удачная экранизация дает новую жизнь литературному произведению и в большинстве случаев возбуждает всеобщий интерес к книге. Именно так произошло после демонстрации по телевидению многосерийного телевизионного фильма «Как закалялась сталь». Фильм с новой силой привлек к литературному наследию Н. Островского внимание читателей разных поколений. Однако бывает и по-другому. Познакомившись по телевидению с сюжетом произведения, человек может потерять интерес к литературному первоисточнику. Великие творения искусства, раскрывая и утверждая прекрасное и возвышенное в окружающей жизни и человеке, его помыслах и поступках, несут могучий заряд красоты, одухотворенности, совершенства, веры в созидательные силы человека. Раскрыть эти возможности, подготовить учащихся к восприятию специфического языка искусства, ввести их в необыкновенный мир эмоционального сопереживания - задача учебных программ телевидения. Качество эстетического воспитания особенно важно в становлении молодежной телеаудитории. Но ее художественные потребности удовлетворяются телевидением явно недостаточно, в основном за счет музыкальных передач, а еще точнее — эстрады. Конечно, молодежная аудитория может удовлетворять свои интересы широкой панорамой художественного вещания для иных возрастных групп — от мультфильмов до «Мастеров оперной сцены», но направленная работа по художественному воспитанию для этой категории населения остается резервом телевидения. Для художественного образования взрослого населения телевидение предлагает десятки рубрик и сотни передач. В телевизионных программах есть спектакли театральные и музыкальные, также «Литературный альманах» и «Поэтическая антология», «Круг чтения» и «Диалоги о литературе», «Рассказы о художниках» и обозрения «По музеям и выставочным залам», «Музыкальный киоск». Телевидение предлагает и самые разнообразные виды классической, народной, современной музыкальной культуры, сотни кинофильмов, включая фильмы-концерты, и еще многое другое. При разработке концепции художественного телевизионного вещания хорошим примером может послужить вещание на детскую аудиторию и учащихся. Большинство детских телепередач строится с участием ведущих, которые помогают своим юным зрителям лучше ориентироваться в происходящем, закладывают наиболее простые, доступные им эстетические понятия («Спокойной ночи, малыши!»). Детские передачи хорошо подготавливают ребенка к следующему, более сложному этапу его эстетического воспитания, где он также с помощью ведущих учится понимать произведение искусства, оценивать его по законам красоты, развивать свой эстетический вкус. Важнейшей чертой художественных передач телевидения для детей и молодежи, позволяющей говорить о собственно эстетическом воспитании учащихся, является их системность и концептуальный подход. И поэтому, может быть, не случайны отмечаемые современными социологами факты, свидетельствующие, что в ряде случаев именно телевидение стимулирует эстетические вкусы внешкольных увлечений и занятий. Эти занятия связаны с непосредственным участием школьника в таких формах творческой деятельности, которые предполагают общение со сверстниками и друзьями. Совершенствование это видится в специализации рубрик для школьников, увлекающихся и углубленно занимающихся тем или другим видом искусства; в появлении (точнее, в реставрации существовавших когда-то) передач, ориентированных на подростковую самодеятельность, которые, в свою очередь, смогут стимулировать (а в большинстве случаев реанимируют) школьную самодеятельность - важнейшую составную часть культурной работы в школе. Телевидение ощущает нехватку целенаправленного воздействия на молодежную аудиторию с помощью специализированных телепрограмм. Вместе с тем, отмечая ослабление усилий телевидения в сфере образования молодежи, нельзя отбрасывать ту значительную работу, которую проделывает молодежное вещание в области художественной самодеятельности. Такие передачи, как «КВН», «Что? Где? Когда?» являются мощными стимуляторами и организаторами эстетической деятельности молодежи и способны помочь большинству учреждений культуры в их деятельности, самим своим существованием предназначенных для культурной работы с населением. С помощью специализированных передач телевидение могло бы оказать действенную помощь и в организации педагогического всеобуча руководителей коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений. Творческое содружество театра и телевидения позволяет воплощенный театральный язык драмы перевести для зрителя на язык визуальный, то есть осуществлять переход из одного вида искусства в другой. Из огромного количества телезрителей всегда найдется миллион-другой людей, которые по разным причинам не могли посмотреть в свое время какой-то спектакль. Для них такие телепостановки — премьеры. Телевидение стремится ввести в оборот духовные ценности для новых поколений, воспроизводя на экране то, что стало классикой. Когда сегодняшний телезритель — и не только молодой — видит великих актеров, он лучше понимает, что такое талант, что такое искусство, как оно воздействует на душу человека. Он может сравнить достижения театра вчера и сегодня, испытывая чувство благодарности к телевидению, предоставившему эту уникальную возможность. Кроме того, и сами театральные коллективы могут сопоставлять свои впечатления разных лет, делая выводы об уровне актерского исполнения, режиссуры, следить за развитием традиций современного театра, судить о степени его обновления. Форма литературного театра находит свое продолжение в телеспектакле. Литературный театр принадлежит к малым формам постановочного характера, отсюда - ограничение его постановочных возможностей (сравнительно небольшое количество декораций, их простота, малое количество монтировочных репетиций). Телевидение способно, преодолевая пространство и время, предоставить возможность миллионам любителей театра отдаленных районов увидеть спектакли столичных театров. Особенность телевидения как вида искусства и состоит в том, что оно в состоянии не только создавать свои оригинальные спектакли, но и запечатлевать произведения смежных искусств, в том числе и театра. Известно, сколь недолговечна жизнь театрального спектакля. Со временем уходят актеры, меняются режиссеры, «дряхлеют» постановки. Успеть зафиксировать на пленке спектакли и актеров в расцвете творческих возможностей — одна из главных задач телевидения, которое должно внести свой посильный вклад в общий фонд культурных ценностей страны. Разумно чередуя показ премьер и театральных спектаклей из этого фонда — подлинного арсенала художественной культуры, телевидение приобщает все новые поколения молодых людей к ценностям, на которых воспитывалось старшее поколение. Показ спектаклей из фонда можно характеризовать как принципиальную стратегическую линию в идейно-эстетическом воспитании населения. В программах телевидения этот показ можно выстраивать по тематическому принципу, по принципу знакомства с работами одного режиссера, одного творческого коллектива, одного актера. Телевизионная версия спектакля предъявляет к актеру и режиссеру новые требования. Актер театра «работает на публику в дальних рядах». Актер телевидения «работает только на первый ряд», ибо лица театральных героев, их выражение видны до мельчайших деталей, видны в движении, они отражают внутреннюю жизнь героев. Взаимодействие театра и телевидения включает в себя проблемы трех уровней. Первый уровень — объективно существующее взаимное влияние одного вида искусства на другой. Второй уровень связан с субъективными усилиями режиссеров, драматургов, актеров в развитии современного театра и телетеатра максимально использовать сильные стороны каждого. И третий, самый высокий уровень взаимодействия состоит в координации развития театрального дела в стране, в отдельных регионах с учетом становления художественного телевидения в центре и на местах. Координация усилий в этой сфере должна привести к сравнительно равномерному распределению в стране очагов театрального искусства, к максимальному вовлечению театра и телетеатра в эстетическое и идейное воспитание общества. Следует отметить, что зрители сравнительно спокойно воспринимают слабую режиссерскую или актерскую работу в театре. Она редко становится предметом всеобщего обсуждения. Однако телевизионная премьера, в особенности новая работа известного режиссера с участием популярных артистов для многих людей становится событием. Поэтому просчетов режиссера и актёрских неудач телезрители не прощают, также не прощают назойливости частого появления актера на домашнем экране. В этом справедливо видят деятели театра сложности и опасности взаимодействия с телевидением. Однако следует учесть, что телевидение предоставляет равную возможность жителям сел, поселков, деревень, крупных городов. Позволяет зрителям смотреть и слушать трансляции важных политических, культурных и спортивных событий, быть в курсе лучших театральных спектаклей, концертных программ великих мастеров искусств, происходящих как в Москве, так и в столицах других государств, а также возможность постоянно знакомиться с центрами культуры и науки. Таким образом, история отечественного телевидения есть история укрепления и развития его социальной роли как мощного рычага, ускоряющего процесс преодоления существенных различий в культурном уровне города и села. Значение телевидения заключается в том, чтобы приобщать жителей городов и сел к достижениям культуры, преодолевать расстояния и оторванность отдаленных районов от центров политической и культурной жизни. Телевидение содействует повышению культурного уровня, расширению кругозора жителей сел и городов. Благодаря телевидению люди меньше чувствуют свою оторванность от центральных районов, от событий в нашей стране и во всем мире. Творческое содружество музыки и телевидения способствует формированию эстетического вкуса у телезрителей. Благодаря современным техническим устройствам музыка больше других видов искусства окружает и воздействует на человека. Перед телевидением остро стоит проблема: развивать, а по мере необходимости и изменять музыкальные, а через них и эстетические вкусы и принципы человека. Формирование с помощью телевидения музыкальных вкусов является задачей не чисто просветительской; она становится частью работы по формированию современного мировоззрения, свободного, с одной стороны, от устаревших стереотипов, а с другой — содержащего передовые идеи нашего времени. Современная популярная рок-музыка стала для многих молодых людей своеобразным символом, соответствующим особой шкале культурных ценностей. Телевидение должно не бездумно увеличивать количество времени для прослушивания этой музыки, а пристально анализировать ее как в социальном, так и в эстетическом плане, раскрывать мотивы, которые, прежде всего, привлекают молодых к этим музыкальным произведениям. Музыкальные передачи, которые по вечерам соседствуют в эфире с публицистикой, должны вызывать потребность знакомства с глубинными жизненными конфликтами, яркими человеческими характерами. Каждое время несёт в себе изменения в музыкальных пристрастиях. Телевидение всячески поощряет поиски этого пути. Телевизионные жанры музыкального вещания прошли путь от трансляций концертов, музыкальных спектаклей, через тематические программы к музыкальному документальному фильму-портрету и к музыкальному оригинальному художественному фильму. При этом появление более сложных жанров не исключает из телевизионных трансляций популярных концертов, спектаклей, организаций конкурсов песни. На протяжении многих лет на телевидении музыкальные редакторы ведут циклы специальных передач самого различного профиля. Одни из них рассчитаны на любителей эстрадной, другие — симфонической, оперной, камерной, хоровой музыки. Есть передачи для начинающих слушателей. А есть и такие циклы, которые предусматривают аудиторию эстетически подготовленную. Особо следует отметить, что за последние годы все активнее участвуют в массовом музыкально-эстетическом воспитании крупнейшие деятели музыкальной культуры, встречи с которыми неизменно превращаются в значительные художественные события. В раздел музыкально-образовательных программ входят и программы «О балете». Программы, посвященные выдающимся исполнителям балетного театра, должны не только знакомить телезрителей с творчеством лучших хореографов, с секретами и тайнами их профессии, но и дать возможность проследить историю развития искусства танца. Популярны на телевидении и музыкальные концертно-постановочные передачи. В них на основе сценарного плана и режиссерской разработки исполнение музыкальных произведений оркестрами, хорами, солистами дополняется изобразительным материалом (кино - и фотофрагментами). Сценарные концертно-постановочные передачи имеют, как правило, два варианта: передачи, в основе которых лежат симфонические, камерные, а также песенные программы; передачи, посвященные творчеству деятелей музыкальной культуры и отдельных творческих коллективов во всех музыкальных жанрах. Большую роль в эстетическом воспитании играют специальные рубрики и циклы передач для детей. И в этом немалая заслуга местных студий телевидения. В музыкальном телевидении заметное место занимают фестивали и конкурсы, которые имеют свои жанровые особенности. Телевизионная музыка должна способствовать плодотворному освоению разнообразных форм проведения досуга. Телевидение в области музыкальной пропаганды сосредоточило свое главное внимание на том, чтобы отбирать и пропагандировать в широких массах лучшие образцы отечественного и мирового музыкального искусства. Постоянно знакомить с творчеством наиболее выдающихся современных композиторов и исполнителей различных школ и направлений, осмысливать и отражать в концентрированной, но общедоступной форме основные тенденции развития музыкальной жизни как у нас в стране, так и за рубежом. Средства массовой информации называют четвертой властью, могущественной силой, управляющей общественным сознанием, а также инструментом в руках манипуляторов. Возможности СМИ в обществе постоянно расширяются, информация становится главным двигателем социального прогресса. В этой ситуации практически на всех рынках – политическом, культурном, экономическом, возрастает серьезная конкуренция за то, чья именно информация будет востребована, осмыслена, куплена и своевременно применена. |