Главная страница
Навигация по странице:

  • §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России

  • §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России

  • §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России

  • §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России

  • §6. Театр в эпоху посткоммунистической России

  • §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России

  • §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России

  • §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России

  • §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России

  • История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики


    Скачать 3.25 Mb.
    НазваниеУчебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
    АнкорИстория науки и культуры
    Дата15.12.2022
    Размер3.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусства и культуры II часть.doc
    ТипУчебник
    #847633
    страница34 из 36
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36
    Глава 15. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОЙ РОССИИ (1991- 1999 гг.)
    §1. Первый Президент России
    Ельцин Борис Николааевич (1931-2007гг.) - советский партийный и российский политический и государственный деятель, первый Президент России. Избирался Президентом два раза — 12 июня 1991 года и 3 июля 1996 года, занимал эту должность с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года.

    Б.Н. Ельцин вошёл в историю как первый избранный Президент России, один из организаторов сопротивления действиям ГКЧП, радикальный реформатор общественно-политического и экономического устройства России. Известен также своим курсом на отказ от социализма и решением о запрете КПСС, решениями о роспуске Верховного Совета и подавлении вооружённого сопротивления его защитников. Также Б.Н. Ельцин осуществил решение о начале военной кампании в Чечне в 1994 году и её завершении в 1996 году, затем повторном вводе войск в Чечню в сентябре 1999 года и начале второй чеченской военной кампании.

    Ельцин Борис Николаевич родился в селе Бутка Свердловской области в крестьянской семье. После окончания строительного факультета Уральского политехнического института (1955год) работал в строительстве: мастер, прораб, начальник Свердловского домостроительного комбината. В 1961 году вступил в ряды КПСС. С 1968 года Б.Н. Ельцин находится на партийной работе. В 1976-1985 годы 1-й секретарь Свердловского обкома КПСС. Б.Н. Ельцин получил повышение, был переведён в Москву на должность заведующего отделом (с апреля 1985 года), затем становится секретарем ЦК КПСС. Б.Н. Ельцин получает новое назначение и с 24 декабря 1985 года по ноябрь 1987 года является 1-м секретарем Московского ГК КПСС. С 1986 года по 18 февраля 1988 года - кандидат в члены Политбюро ЦК. Далее Ельцин Б.Н. и Горбачёв М.С. разошлись по коренным вопросам проводившейся политики перестройки. После резкой критики работы партийного руководства на Пленуме ЦК 21 октября 1987 года, посвященном 70-летию Октябрьской революции, был освобождён от занимаемого поста. Однако неожиданно для всех вышел на трибуну и обрушился с резкой критикой на высшее руководство страны и персонально на Лигачёва Е.К., обвиняя его в стремлении затормозить перестроечные процессы. Развитие страны в этот период пошло уже по другому пути, и Ельцин Б.Н. начал борьбу за высшую власть, сменив коммунистические идеалы на демократические. В ноябре 1987 года на пленуме Московского городского комитета партии он был снят со своего поста и назначен на пост министра - заместителя председателя Государственного комитета по строительству. Это было явное понижение. Ельцин Б.Н. очень переживал свою отставку, попал в больницу, но приобрёл репутацию несправедливо «обиженного», что затем ему очень помогло в выстраивании своей карьеры. В 1989 году его избрали народным депутатом СССР, членом Верховного Совета. В марте 1990 года Б.Н. Ельцин был избран народным депутатом РСФСР. 29 мая 1990 года избран председателем Верховного Совета РСФСР по Московскому избирательному округу, что позволило стать Председателем Верховного Совета РСФСР.

    Б.Н. Ельцин в июле 1990 года на XXVIII съезде КПСС вышел из партии. В следующем 1991 году 19 февраля предложил М.С. Горбачёву уйти в отставку.

    12 июня 1991 года Борис Николаевич был избран Президентом России, а вице-президентом стал А.В. Руцкой. 10 июля 1991 года Б.Н. Ельцин принёс президентскую присягу. Таким образом, начиная с 19 по 21 августа 1991 года Президент СССР М.С. Горбачёв был лишён возможности влиять на ситуацию в стране. Власть в стране перешла в руки консервативной верхушки, в которую входили и силовые министры (ГКЧП). Президент РСФСР Б.Н. Ельцин без промедления возглавил сопротивление ГКЧП. Важным в его деятельности этого периода было то, что Б.Н. Ельцин вернул свободу М.С. Горбачёву, что позволило ему в глазах общества стать истинным руководителем страны. Б.Н.Ельцин 6 ноября 1991года издал указ о прекращении деятельности КПСС и Компартии РСФСР. В ноябре 1991 года по май 1992 года Б.Н. Ельцин одновременно занимает пост Председателя Правительства РФ. 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще Президент РФ Б.Н.Ельцин, Кравчук Л.М. (президент Республики Украина), Шушкевич С.С. (председатель Верховного Совета Белоруссии) подписали договор о роспуске СССР. Этот акт напрямую противоречил воле народов трёх братских республик, когда на референдуме 17 марта 1991 года 76% принявших участие высказались за сохранение СССР. В этот период авторитет Бориса Николаевича Ельцина резко пошатнулся. Однако создавшаяся ситуация не помешала тому, что 30 июля 1991 года состоялась встреча Б.Н. Ельцина и Джорджа Буша в Кремле, а уже 26 января 1992 года последовало новое заявление Президента РФ Б.Н. Ельцина о том, что Россия перестаёт нацеливать ядерное оружие на города США.

    Все же 25 апреля 1993 года Б.Н. Ельцин был вынужден проводить референдум о доверии к нему как Президенту РФ.. Поскольку опасность реставрации коммунизма была очень высока, то он получил поддержку российского общества. Россия взяла на себя обязанности правопреемника СССР во всех международных институтах. Горбачёв М.С. автоматически лишился своего кресла. 27 сентября 1993 года войска окружили Белый дом в Москве. В 1993 году 3-4 октября была предпринята новая попытка реставрации старого режима, в течение нескольких дней длилось вооружённое противостояние, вызвавшее человеческие жертвы и разрушения в Москве. 13 октября 1993 года Б.Н. Ельцин отправился с официальным визитом в Японию, где речь шла о так называемых «северных территориях». В декабре 1993 года прошли выборы в Государственную Думу, на которых большинство получили коммунисты, что свидетельствовало о падении популярности Б.Н. Ельцина. В сентябре 1994 года Б.Н. Ельцин выступил в ООН с призывом о защите прав русскоязычного населения в новых независимых государствах на постсовестком пространстве. 15 декабря 1994 года последовал ультиматум Ельцина Б.Н. чеченцам сложить оружие в течение 48 часов. Результатом этой авантюры была потеря только на улицах Грозного в новогоднюю ночь 31 декабря 1994 года и 1 января 1995 года более 200 танков и БТР. 21 июня 1995 года по 1 июля 1995 года в РФ происходил правительственно-парламентский кризис. Все эти события привели к тому, что 26 октября 1995 года Б.Н. Ельцин был госпитализирован, а 5 ноября 1996 года ему была сделана операция на сердце. Однако 3 июля 1996 года Б.Н. Ельцин вновь был переизбран на пост Президента РФ. Пользуясь своими полномочиями, 23 марта 1998 года Б.Н. Ельцин отправил всё правительство России в отставку. Борис Николаевич Ельцин покинул свой пост досрочно 31 декабря 1999 года, назначив Временно исполняющим обязанности Президента России премьер-министра России В.В. Путина. Время правления Ельцина Бориса Николаевича - период распада государства, развития олигархического капитализма, резкого обнищания населения, зарождения мафиозных структур . Б.Н. Ельцин является автором работ: «Исповедь на заданную тему» (1990 год), «Записки президента» (1994год), «Президентский марафон» (2000год).

    Борис Николаевич Ельцин умер 23 апреля 2007 года в Москве.
    §2. Культурная политика в эпоху посткоммунистической России
    Для культуры и духовной жизни общества посткоммунистической России характерны тенденции, выявившиеся в период «Перестройки». В этот период продолжался процесс возвращения обществу имен и явлений отечественной и мировой культуры, отторгнутых коммунистическим режимом. Только в 1993 году состоялись вернисажи художников-эмигрантов О. Рабина, Д. Краснопевцева, И. Захарова-Росса. В центральном доме художника прошла выставка работ А. Петрова, выполненная в манере соцарта, ведущими представителями которого являются художники В. Комар и А. Меламид, поэты Д.А. Пригов и Т. Кибиров. В Третьяковской галерее была развернута экспозиция «Великая утопия», включающая более 1000 картин русского авнгарда 1915-1932 годов.

    В этот период выходят труды русских религиозных философов – Н. Бердяева, В. Соловьева, В. Розанова, П. Флоренского. Печатаются книги писателей-эмигрантов – С. Довлатова, В. Синявского, А. Зиновьева, Саши Соколова. Любители поэзии получили возможность лично познакомиться с известными на Родине, а также созданными за рубежом новыми произведениями русского поэта И. Бродского. После двадцатилетней вынужденной эмиграции вернулся в Россию великий русский писатель А.И. Солженицын. В 1993 году прозаику В. Маканину была присуждена премия Букера. Букеровская преемия (англ. Booker Prize) - одна из самых престижных наград в мире английской литературы, которая присуждается авторам, проживающим в одной из стран Содружества наций: Ирландии или Зимбабве. Роман должен быть написан на английском языке. Победителю вручается чек на сумму 21 тысяча фунтов стерлингов. Вслед за этим редакция «Независимой газеты» учредила отечественную премию «Антибукер», которая должна присуждаться по ряду номинаций ежегодно. Литературными премиями отмечены работы писателей Ю. Давыдова, М. Харитонова, С. Гандлевского, О.Чухонцева, А. Сергеева, В. Пелевин.

    В этот период продолжали публиковаться произведения выдающихся деятелей культуры В. Шаламова, Н. Эрдмана, В. Гроссмана, которые прежде подвергались политическим репрессиям в годы сталинского режима. В этот период расширяются контакты с соотечественниками-эмигрантами, успешно проходили конгрессы, встречи с известными деятелями культуры, живущими за пределами России. В Москве стали ежегодно проводиться Дни славянской письменности и культуры. Это время, когда происходит осмысление возвращенных культурных ценностей. В июне 1993 года вышел Указ Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина «О создании международного фонда возрождения Валаамского архипелага и Спасо-Преображенского монастыря». Следует отметить, что Российской академией наук и Российско-американским университетом в Москве был организован и проведен «круглый стол» «Возрождение России: концепция и реальность», в работе которого приняли участие: В. Аксенов, В. Буковский, А. Зиновьев и другие отечественные ученые, политики и деятели культуры. Это время ознаменовано тем, что в культурно-созидательный процесс активно включаются новые социальные слои. Началось возрождение традиций российского меценатства. Крупнейшие финансово-промышленные группы «РИНАКО», Банк «СБС-Агро», «Российский кредит», группа «Альфа» и другие собирали коллекции произведений современных художников-авангардистов, устраивали концерты звезд мировой эстрады. Организованные совместные предприятия оказывали помощь отечественному кинематографу. Московская конференция промышленников и предпринимателей учредила стипендию имени Е.Р. Дашковой лучшим студенткам и аспиранткам Российской академии наук и Московского государственного университета, а также Ассоциация автопромышленников, и прежде всего «Логоваз», - премию «Триумф», присуждаемую за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства. В 1997 году при поддержке правительства Москвы страховая группа «НАСТА» и Российский промышленный баек учредили национальную актерскую премию «Кумир». Признание и общественный резонанс вызвало появление национального театрального конкурса «Золотая маска» и актерской награды «Хрустальная Турандот». Это время отмечено тем, что началось формирование законодательных основ меценатства. Однако в целом покровительство Российской культуре носит лишь локальный характер.

    Государство в этот период также оказывало поддержку отечественному искусству и культуре. В 1995 году завершилась реконструкция комплекса зданий Государственной Третьяковской галереи. К 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Москве на Поклонной горе состоялось торжественное открытие историко-мемориального музейного комплекса. Присуждались Государственные премии в области литературы, искусства, науки и техники. В июле 1993 года были приняты «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». По инициативе правительства началась работа, связанная с обменом и возвращением культурных ценностей, утраченных нашей страной в период бурных политических катаклизмов XX столетия. Еще летом 1992 года была образована Государственная комиссия по реституции (восстановлению) культурных ценностей, создавалась законодательная база этого процесса. Вместе с тем прилагались усилия к тому, чтобы сделать доступными для всеобщего обозрения сокровища мировой культуры, долго скрываемые в музейных запасниках. Так, в 1995-1998 годах в Москве в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Санкт-Петербурге в Эрмитаже прошли выставки произведений искусств, ввезенных в СССР после Второй мировой войны (впервые была продемонстрирована коллекция предметов из золота «Сокровища Приама», собранная археологом Г. Шлиманом). Также под эгидой российского федерального и московского правительства широко проводились юбилейные торжества, посвященные 850-летию Москвы (осень 1997 год) и 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (лето 1999 год).
    §3. Скульптура в эпоху посткоммунистической России
    Начиная с 1993 года, в Москве были установлены памятники А.А. Блоку работа Олега Константиновича Комова (1932-1994гг.) - скульптор, график, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор. Родился в Москве 16 июля 1932 года. В 1948-1953 годах учился в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Затем в 1953-1959 годах учился в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова у Н. В. Томского. С 1981 года лауреат Государственной премии СССР (совместно с Н. Комовой). В 1987 году скульптору присвоено звание «Народный художник СССР». С 1992 года является профессором кафедры скульптуры в Московском государственном художественном институте им. В. Сурикова. До 1970-х годов О.К. Комов в основном работал в скульптуре малых форм. О.К. Комов автор многих памятников в Москве и других русских городах выдающимся деятелям русской культуры, ярким историческим личностям. Для работ О. К. Комова характерен лаконизм форм, камерность масштаба, соразмерность зрителю и корректность контексту исторической архитектурной среды. Фигуры его памятников обычно дополнены характерными историческими деталями или предметами. Творчество скульптора О.К. Комова нашло продолжение в искусстве его сына — художника Ильи Комова.

    Творчество О.К. Комова - яркая, индивидуальная страница отечественной скульптуры второй половины XX столетия.

    Олег Константинович Комов умер 3 сентября 1994 года в Москве.

    В 1995 году был установлен памятник В.С. Высоцкому на Страстном бульваре - скульптор Геннадий Распопов. Этот памятник был открыт в пятнадцатую годовщину смерти поэта, актёра и барда - Владимира Семёновича Высоцкого. Он изображён с раскинутыми в разные стороны руками, с гитарой за спиной и головой, обращённой к небу.

    По проекту скульптора А.А. Бичукова и архитектора А.В. Климочкина в 1995 году в Москве на Тверском бульваре был открыт памятник великому русскому поэту С.А. Есенину.

    По проекту скульптора В.М. Клыкова в честь празднования 50-летия победы в Великой Отечественной войне в Москве был установлен 8 мая 1995 года памятник маршалу Г.К. Жукову. Памятник выполнен в виде конной статуи на гранитном постаменте массой 100 тонн.

    По проекту скульптора Александра Руковишникова был установлен памятник Ф.М. Достоевскому к 850-летию Москвы рядом с библиотекой имени Ленина. В этот период был открыт мемориал жертвам политических репрессий послевоенных лет на кладбище Донского монастыря, часовня Георгия Победоносца в честь 850-летия Москвы на 38 километре МКАД.

    Большой вклад в формирование художественно-архитектурного облика столицы внес известный скульптор, президент Академии художеств Российской Федерации Зураб Церетели (скульптурные композиции Петра Великого, центральный обелиск Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, архитектурно-скульптурные комплексы на Манежной площади и в Московском зоопарке).
    §4. Живопись в эпоху посткоммунистической России
    В живописи на смену характерному для «перестроечных» лет отражению трагических событий советской истории пришло на смену «обнажение язв» современной действительности. Популярными стали образы «человеко-зверей». В этом жанре работает Гелий Коржев, а также художница Назаренко Татьяна Григорьевна.

    Т.Г.Назаренко лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994г.), московская художница поколения «семидесятников». Представительница «карнавализма» - стилистической тенденции 1970-1980-х годов, в своем творчестве выразившая процесс размывания границ между «официальным» и «неофициальным» искусством. Окончила МГХИ им. В.И.Сурикова (1968), где училась, в частности, у Дмитрия Жилинского. Занималась также в творческих мастерских Академии художеств СССР (1969–1972гг.), где ее наставником был Гелий Коржев.

    Т.Г.Назаренко приобрела известность после создания произведений, как будто вполне отвечающим традиционным представлениям об идеологически выдержанной «тематической картине» («Казнь народовольцев», 1969–1972 гг.; «Партизаны пришли», 1975г.), однако уже в них проявилась характерная для ее искусства театрализация и смысловая многослойность образов. «Автопортрет» (1984–1986гг.), где Т.Г. Назаренко в образе цирковой плясуньи проходит над головами тогдашних культур-функционеров, став в этом смысле образом по-своему эпохальным. Со временем её живописные «театры» становятся все более гротескными, включая элементы сюрреалистического «черного юмора» (сквозные символы масок, кукольного театра, людоедства).

    С 1996 года Т.Г. Назаренко часто придает своим образам трехмерность, дополняя или заменяя свои полотна комбинациями силуэтных фигур натурального размера, как бы вышедшими из картины в реальный мир инсталляции: «Переход» (1996 год); «Мой Париж» (1997год). Работы Т.Г. Назаренко представлены в ГТГ, ГРМ, в ряде региональных музеев Российской Федерации.

    Людей с печатью духовной, нравственной и физической деградации раскрывал в своих работах художник Шульженко Василий Владимирович. Художник родился в 1949 году. В 1973 году Шульженко окончил Московский полиграфический институт. Художник является членом МСХ (живописная секция) с 1978 года. Известная работа художника написана в стиле фигуративной живописи в жанре свободной фантазии «Верхом на кентавре» (1994год).

    Александр Палиенко «Человек - Путь к Себе…», Владимир Манохин в своих работах отображают городской быт и городские пейзажи. Эстетизация распада и разрушения наполняет творчество Владимира Брайнина. Художник родился в 1951 году в Москве. Учился у художника Е.А. Додонова; в Московском полиграфическом институте. В. Брайнин является участником выставок с 1976 года. С 1983 года - член Союза художников СССР. В 1982 и 1986 получил 1-ю премию Московского Союза Художников «За лучшую работу года». Владимир Брайнин открыто обращается к зрителю. Художник громко говорит о своей любви. В. Брайнин любит свой город и на ясном, образном языке живописи вполне внятно говорит об этом. Под его кистью даже самые затрапезные московские уголки превращались в благородные руины «Третьего Рима»: облупленные фасады отливают старым золотом, кариатиды ухмыляются, как живые, в подворотнях бродят призраки с картин старых европейских мастеров.

    В отличие от тех, кто видит в мегаполисе прежде всего новшества, В. Брайнин исследует в соем творчестве «бег времени», которое отложило многочисленные пласты слоев истории: часто в полотнах художника проступают приметы прошлого. В. Брайнин, прозванный в кругу коллег «певцом Москвы», не желает ни на что менять холсты, краски и кисти - главный инструмент, с помощью которого «изучает город, историю и себя». В. Брайнин не зависит от моды, не принадлежит к каким- либо течениям или группам в искусстве, не пишет на заказ, не состоит в культурных кругах, обслуживающих властные, дипломатические или экономические клубы. Многочисленные произведения Владимира Брайнина находятся в ГТГ, художественных музеях Ярославля, Томска, Омска, Калининграда; во многих музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Примером популярности творчества художника Владимира Брайнина является картина «Улицы».

    В этот период были представлены все жанры и направления (авангардизм, абстракционизм, постимпрессионизм). Особо следует выделить ренессанс реализма, нашедшего место в портретном жанре. Выдающимся представителем стиля ренессансного реализма является Александр Максович Шилов.

    А.М. Шилов родился 6 октября 1943 года в Москве. В 1957–1962 годах А.М. Шилов учился в изостудии Дома пионеров Тимирязевского района Москвы, затем в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1968–1973гг.). Принимал участие в выставках молодых художников. В 1976 году стал членом Союза художников СССР. Он провел многочисленные персональные выставки в лучших залах не только России, но и за рубежом. Картины А.М. Шилова с большим успехом экспонировались во Франции (1981год), Западной Германии (1983год), Португалии (1984год), Канаде (1987год), Японии (1988год), Кувейте (1990год), Объединенных Арабских Эмиратах (1990 год) и других странах.

    Александр Максович Шилов выбрал самое сложное в искусстве направление – реализм и всегда верен избранному пути. Впитывая все высочайшие достижения мирового художественного искусства, продолжает в соем творчестве традиции русской реалистической живописи XVIII–XIX веков. Среди большого количества его работ большой интерес вызывают пейзажи, натюрморты, жанровые картины, графика. Но основной жанр творчества А.М. Шилова – портрет. Именно человек, его индивидуальность, уникальность являются средоточением творчества живописца. Герои его произведений – люди самого разного социального положения, возраста, внешности, интеллекта, характера. Это политики и служители церкви, выдающиеся деятели науки и культуры, врачи и герои войны, рабочие и сельские труженики, старики и молодые, бизнесмены и бомжи. Среди них - портреты летчиков-космонавтов П.И. Климука (1976г.), В.И. Севастьянова (1976г.), В.А. Шаталова (1978г.), «Сын Родины» (Ю.А. Гагарин, 1980г.), «Академик Н.Н. Семенов» (1982г.), «В день Победы, Пулеметчик П.П. Шорин» (1987г.). Портреты служителей церкви: «Митрополит Филарет» (1987г.), «Митрополит Мефодий» (1990г.), «Архиепископ Пимен» (1990г.), «Игумен Зиновий» (1991г.), «Портрет епископа Василия (Родзянко)» (1998г.). Портреты творческих и выдающихся людей: «Кинорежиссер С. Бондарчук» (1994г.), «Драматург В. Розов» (1997г.), «Народный артист СССР Евгений Матвеев» (1997г.), «Писатель Аркадий Вайнер» (1999г.), «Портрет А. Якулова» (1997г.), «Г.Х. Попов» (1999г.), а также замечательные женские портреты: «Портрет Тамары Козыревой» (1997г.), «Портрет матери», «После бала (Наталья Богданова)» (2000г.).

    Художник-портретист Александр Шилов является своеобразным посредником между человеком и временем. Он чутко улавливает психологическую жизнь образа и создает не просто живописное полотно, а проникновенно раскрывает судьбу портретируемого человека. Личность человека интересует А. М. Шилова во всех проявлениях индивидуального бытия: его герои пребывают в радости и грусти, в спокойном раздумье и в тревоге ожидания. На полотнах художника много детских и женских образов: чистых, обаятельных, проникновенных, прекрасных. Уважением и симпатией проникнуты портреты пожилых людей, проживших долгую трудную жизнь, но сохранивших доброту и любовь к окружающим: «Моя бабушка» (1977г.), «Хозяин земли» (1979г.), «Зацвел багульник» (1980г.), «В день рождения Ариши» (1981г.), «Вдвоем» (1981г.), «Холодает» (1983г.), «Дед Гаврила» (1984г.), «Солдатские матери» (1985г.), «Портрет матери» (1988г.), «Матушка Макария» (1989г.), «Бомж» (1993г.), «Брошенный» (1998г.). Особая мягкость, задушевность образов делает работы А.М. Шилова глубоко национальными. В творчестве А.М. Шилова именно портрет занимает центральное место.

    В 1996 году Александр Максович Шилов передал в дар Отечеству коллекцию из 355 живописных и графических произведений. Этот благородный поступок был по достоинству оценен общественностью, руководством страны и ее столицы. Постановлениями Государственной думы Российской Федерации от 13 марта 1996 года и Правительства Москвы от 14 января 1997 года была учреждена Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А.М. Шилова.

    Для размещения коллекции был выделен особняк в историческом центре Москвы рядом с Кремлем, построенный в начале XIX века по проекту известного русского архитектора Е.Д. Тюрина. Торжественное открытие галереи состоялось 31 мая 1997 года. Созданная в соответствии с высочайшими духовными потребностями зрителя, с уважением и любовью к нему, она с первых дней жизни стала необыкновенно популярной и чрезвычайно посещаемой. За 4 года существования ее посетило свыше полумиллиона человек.

    Музейная коллекция А. Шилова постоянно пополняется новыми работами художника, что подтверждает данное им обещание: каждую новую написанную работу приносить в дар родному городу. Передавая в дар свои новые работы, А.М. Шилов тем самым продолжает лучшие духовные традиции русской интеллигенции, традиции меценатства и служения Отечеству.

    Стиль неопримитивизма отображен в творчестве Н. Недбайло. Николай Недбайло родился в 1940 году и является потомственным художником в нескольких поколениях. Его отец тоже был художником, но учиться сыну у него не довелось, поскольку в конце 1943 года отец погиб на фронте в боях за освобождение Белоруссии. В начале 1970-х в знаменитом журнале «Техника-Молодёжи» появились талантливые футуристические картины молодого художника-иллюстратора Николая Недбайло. Художник рисовал мир будущего, которым грезила советская молодёжь, зачитывавшаяся книгами Ефремова, Булычёва и ранних Стругацких - яркие светлые краски, высотные осветители, миры дальних планет. Мир третьего тысячелетия в работах Н. Недбайло представлялся миром удивительных технологий, полетов в ближний и дальний космос. В 1973 г. художник стал лауреатом международного конкурса художников-фантастов «Мир завтрашнего дня». Тема подвигов человеческого разума и развития человеческих сверхспособностей наполняет творчество Николая Недбайло.

    Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества этого периода сыграл ректор возрожденной Академии живописи, ваяния и зодчества художник И.С. Глазунов, получивший мировую известность как сторонник неоклассицизма и монументализма.

    Глазунов Илья Сергеевич - Народный художник СССР, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии РФ, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, профессор. Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Глазунов Сергей Федорович, историк. Мать — Глазунова Ольга Константиновна. Супруга — Виноградова-Бенуа Нина Александровна (умерла в 1986 году). Сын — Глазунов Иван Ильич, художник. Дочь - Вера Ильинична, художник.

    Всеобъемлющей страстью, любовью и болью, главной темой творчества И. С. Глазунова является Россия.

    Художник родился в семье, имевшей глубокую и славную родословную.

    Вокруг имени художника и его творчества вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.

    И.С. Глазунов утверждает, что художником его сделал Ленинград. Величайшим потрясением осталась в душе художника ленинградская блокада, а также то, как его, 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами. Память о войне всегда живет в душе художника.

    Война еще не кончилась, когда Илья Глазунов вернулся в родной Ленинград. Он поступил в среднюю художественную школу при Институте имени И. Е. Репина Академии художеств СССР, а затем в институт, где занимался в мастерской народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона. Следуя методу русской национальной школы, И.С. Глазунов уже на раннем этапе своего творчества много внимания уделял подготовительной работе, этюдам, пластическому решению композиции.

    В Институте имени И. Е. Репина 25-летний студент Илья Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его супругой, Нину Александровну Виноградову-Бенуа. Происходила она из известной всем любителям искусства семьи Бенуа. Ее дядя Н. А. Бенуа 30 лет был главным художником «Ла Скала», другой родственник — всемирно известный режиссер и актер Питер Устинов. Его мать — родная сестра бабушки Нины Александровны — была дочерью архитектора и ректора Императорской Академии художеств Леонтия Бенуа, родного брата Александра Бенуа.

    Первая выставка 26-летнего ленинградского студента Ильи Глазунова состоялась в начале февраля 1957 года в Центральном доме работников искусств в Москве. Невиданный громадный успех, отозвавшийся волной публикаций в мировой прессе, поставил это событие в разряд исторических явлений. Исследователи творчества Ильи Сергеевича Глазунова, как правило, выделяют четыре основных цикла в его творчестве.

    К первому необходимо отнести тему лирического «Городского цикла», где раскрывается жизнь современника, поэзия будней большого города, в который входят такие картины, как «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус», «Ушла» и другие. Тему города И.С.Глазунов раскрывает в характере особого психологического настроения, передающем состояние духа художника. Порой И.С.Глазунов выражает настроение своего лирического героя, показывая город, увиденный его глазами.

    Доминантой творчества художника становится тема «История России». Более 40 лет посвятил И.С. Глазунов циклу «История России» и продолжает его. «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу России.

    Другим очень важным этапом в творчестве И.С. Глазунова является иллюстрация литературных произведений. Если цикл «Город» сравнивают с лирическими стихами, то о цикле иллюстраций пишут, что в нем Россия предстает во всей своей социальной многогранности, многоплановости. Иллюстрируя произведения Мельникова-Печерского, Никитина, Некрасова, Лескова, Островского, Лермонтова, Блока, Куприна. И.С. Глазунов стремится воссоздать зримый образ Родины, постигая текст поэзии и прозы. Иллюстрации к этим произведениям составляют своеобразную живописную энциклопедию русской жизни.

    Третьей очень значимой проблемой творчества художника является тема — «Достоевский и Глазунов», что является предметом особого рассмотрения.

    Весь свой творческий метод И. С. Глазунов определяет по Достоевскому как «реализм в высшем смысле этого слова», как выражение идеи борьбы добра и зла, где поле битвы — сердце человека. В своем искусстве мастер воплощает тип художника-выразителя, творящего «философские мыслеобразы», выражающие нравственные, социальные и эстетические категории, когда форма внешнего мира служит для выражения мира внутреннего. Недаром в свое время итальянская пресса назвала его «Достоевским в живописи».

    Четвертый цикл работ И.С. Глазунова составляют портреты современников.

    При создании портрета для художника характерны углубленный психологизм, умение распознать внутренний мир изображаемой личности, выразить глубину духовной жизни. Особо интересен портрет жены Глазунова — «Нина».

    И. С. Глазунов создал замечательные портреты писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства: Сальвадора Альенде, Урхо Кекконена, Короля Испании Хуана Карлоса I, Федерико Феллини, Давида Альфаро Сикейроса, Джины Лоллобриджиды, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентия Смоктуновского, Виталия Севастьянова, Сергея Смирнова, Сергея Михалкова, Валентина Распутина. Многие работы художник выполнял в местах предлагаемых событий. Будь то Чили, Вьетнам, Франция, Италия или Россия (строительство Байкало-Амурской магистрали, города и села России).

    По просьбе ЮНЕСКО И. С. Глазунов создал монументальное панно «Вклад народов СССР в развитие мировой культуры и цивилизации», ныне украшающее один из холлов здания штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.

    Творческая биография И.С. Глазунова неразрывно связана с театром. Еще в студенческие годы он был страстно увлечен музыкой, искусством выдающихся певцов и музыкантов, даже хотел было стать театральным художником. Это желание осуществилось, когда И.С. Глазунов вместе с женой Ниной Александровной, тонким знатоком русского костюма, создали потрясающее оформление к постановке оперы в Большом театре «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова. Затем последовало оформление опер «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, а также к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре.

    Постановки с декорациями, созданными по эскизам И. С. Глазунова, воскрешающими дух знаменитых дягилевских «Русских сезонов» в Париже, имели огромный успех. Театральные критики с восторгом отзывались о «поющей живописи» И.С. Глазунова.

    Следует отметить интерес и любовь И.С. Глазунова к архитектурному творчеству. Первым проектом художника стал конкурсный проект музея народного искусства в Палехе, выполненный совместно с молодым архитектором Поликарповым в традициях «новорусского стиля. Вскоре И.С. Глазунов был приглашен в Мадрид, где тогда строилось новое здание советского посольства, для создания интерьеров в его холлах и залах.

    Начиная с 1970-х годов, И.С. Глазунов, принимает деятельное участие в возрождении былого великолепия Старой Москвы. Среди работ последних лет необходимо отметить непосредственное участие самого художника в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского дворца. За проделанную работу И. С. Глазунов удостоен Государственной премии Российской Федерации.

    И. С. Глазунов постоянно радеет в своем творчестве литераторном и художественном о пути к познанию России, ее богатейшей истории и великой культуры, выделяющейся среди культур других народов своей православной духовностью. Художник своим творчеством стремится раскрыть и укрепить русское национальное самосознание через культурное историческое восприятие национального величия России.

    Следует отметить педагогическую деятельность И.С. Глазунова. Мастер долгое время возглавлял мастерскую портрета в Институте имени В. И. Сурикова. По инициативе И. С. Глазунова в столице России в 1989 году создано уникальное учебное заведение — Российская академия живописи, ваяния и зодчества, учредителем которой с 1995 года является Правительство Российской Федерации. В академии ведется обучение по специальностям: «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства», «охрана памятников истории и культуры». Архитектурный памятник XVIII века русского зодчего В. Баженова является учебным зданием академии. С 1843 года в этом здании располагалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества, с которым связаны имена великих русских художников, прославивших отечественное изобразительное искусство. В педагогической деятельности И.С. Глазунов руководствуется следующими правилами: «Считаю, что миссия педагога-художника — воспитать личность, которая понимает свое время и владеет всем арсеналом высокого реализма школ прошлого, скажем Ренессанса, искусством лучших русских мастеров».

    И.С. Глазунов остается одним из самых востребованных русских художников. Его выставки с триумфом проходят по столицам и крупнейшим городам планеты от Мадрида до Токио.

    В конце 1999 года состоялись выставки И. С. Глазунова в выставочных манежах Москвы и Санкт-Петербурга, где были представлены более 100 новых работ художника. В их числе большие полотна «Разгром храма в Пасхальную ночь», «Моя жизнь», «Наша демократия» и другие.

    В 1999 году накануне 70-летия И. С. Глазунова ЮНЕСКО удостоило его своей высшей награды — золотой медали за выдающийся вклад в мировую культуру. Королевские академии художеств — в Мадриде и Барселоне — избрали Глазунова своим почетным членом. Имя великого русского художника Ильи Сергеевича Глазунова присвоено одной из малых планет.
    §5. Архитектура в эпоху посткоммунистической России
    После распада СССР исчезло командное управление архитектурой и идеологическое давление на неё. В России 1990-х годов знаком новой эпохи стали банки. Быстрыми темпами происходило расслоение общества, что способствовало формированию групп населения с высокими доходами, требовавшими выполнения заказов строительства замкнутых групп дорогих жилищ. Таким примером служит возведенный в 1995-1998 гг. в экологически чистой юго-западной зоне Москвы комплекс зданий «Золотые ключи», жилые комплексы «Синяя птица» комплекс «Новой Олимпийской деревни на улице Удальцова. В этот период много внимания уделяется восстановлению разрушенных храмов Русской Православной церкви: Храма Христа Спасителя, Казанского собора, Воскресенских ворот с Иверской часовней в центре Москвы. Среди проводившихся в России в постсоветский период реставрационных работ наиболее грандиозной по масштабам и затратам является реконструкция всего историко-архитектурного комплекса Московского Кремля с воссозданием дореволюционных интерьеров его знаменитых дворцов, осуществленная Управлением делами Президента Российской Федерации при участии И.С. Глазунова.
    §6. Театр в эпоху посткоммунистической России
    Значительное развитие в театральной жизни страны получили театры-антрепризы и театры-студии: А. Васильева, О. Табакова. И. Райхельгауза, А. Джигарханяна. Театральные сезоны в Москве и провинции стали проходить под знаком мировой и отечественной классики. Чаще всего режиссеры обращались к драматургии Лермонтова, Гоголя, Островского, Чехова. Среди наиболее популярных пьес: «Дядя Ваня», «Иванов», «Чайка» А.П. Чехова, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Женитьба» и «Ревизор» Н.В. Гоголя.
    §7. Кинематограф в эпоху посткоммунистической России
    В связи с прекращением государственного финансирования было закрыто или переоборудовано большинство кинотеатров, фактически полностью реструктирована система кинопроката. Резко свертывалась деятельность киностудий, количество выпускаемых фильмов сократилось со 178 в 1992 году до 26 в 1997 году. Положение отечественного кинематографа осложнилось также тем, что российский кинорынок наводнила в основном американская, зачастую низкокачественная кинопродукция (боевики, фильмы ужасов, мелодрамы). Следует отметить, что ведущие российские кинорежиссеры смогли в этот сложный период создать ряд фильмов, которые были высоко оценены зарубежными профессионалами и получили призы на крупнейших междунарожных кинофорумах: «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» (Н.Михалков), «Небеса обетованные» (Э. Рязанов), «Барабандиада» (С. Овчаров), «Молох» и «Телец» (А. Сокуров). Большой интерес кинозрителей вызвали ленты, отразившие острые проблемы современности, например трагедию чеченской войны: «Мусульманин» (В. Хотиненко), «Кавказский пленник» (С.Бодров), «Блокпост» (С. Рогожкин). Несмотря на кризис отечественного кинематографа, продолжалась творческая деятельность таких выдающихся кинорежиссеров, как Кира Муратова, Алексей Герман, Станислав Говорухин, Алесандр Сокуров.
    §8. Мультфильмы в эпоху посткоммунистической России
    В этот период получило развитие творчество анимацинных фильмов. Студия анимационных фильмов «Кристмас Филмз» (Christmas Films) (отделившаяся часть бывшего «Союзмультфильма») была организована как совместное Советско-Американское предприятие в 1989 году, в канун Рождества Христова, что и определило её название. Практически все фильмы этой студии были созданы по заказу и при участии британских телекомпаний «BBC» и «S4C». За 10 лет было выпущено более 30 фильмов, различных по жанру и художественному решению. Это и трагедии Шекспира, и сказки народов мира, и Библейские притчи, и всемирно известные оперы. Многие из этих фильмов были награждены высокими призами престижных фестивалей, таких, как «Ammy» Американской Академии искусства телевидения, «Золотая маска» Британской Академии Киноискусств, Каннская пальмовая ветвь. С огромным успехом прошел в США фильм студии «The Miracle Maker» (рабочее название «Жизнь Христа»). Его показали на Пасху по каналу «ABC» (США) в самое дорогое эфирное время. После показа в течение первых нескольких дней редакция телеканала буквально была завалена письмами, факсами и сообщениями электронной почты с расспросами о создателях этого шедевра.

    Студия «Кристмас Филмз» обладает как богатым творческим потенциалом, в лице одних из лучших режиссеров, художников, аниматоров Москвы (России), так и целым арсеналом современнейшей съемочной и компьютерной техники. Этот симбиоз техники и творчества позволил студии не только выжить в сложных условиях рыночных отношений, но и укрепить свое положение и на внутреннем и на внешнем рынках анимационной кино- и телепродукции.

    Главный офис студии «Кристмас Филмз» находится неподалеку от ВВЦ. Здесь располагается администрация студии, бухгалтерия, группа компьютерной графики и спецэффектов и режиссерские группы, работающие над рисованными анимационными фильмами. Действует и филиал студии «Кристмас Филмз». Это несколько творческих групп, снимающих кукольные анимационные фильмы. Они располагаются на территории киностудии «Центрнаучфильм», что на Речном Вокзале, и занимают там несколько павильонов,

    Интересная творческая деятельность в развитии анимационного искусства происходила в «Творческо-производственном объединении художественной мультипликации Свердловской киностудии», на базе которой в июне 2000 года родится Свердловская студия анимации «А-фильм» и станет Дочерним предприятием.

    Производство мультипликационных фильмов на Свердловской киностудии осуществляется с 1973 года. Сначала это были кукольные и рисованные фильмы по мотивам бажовских сказов и сказок народов Севера, создаваемые режиссерами В. Фоминым, О. Николаевским, Г. Тургеневой, Н. Павловской и другими.

    В 1982 году на студию пришли новые, молодые и талантливые режиссеры и художники, и направленность свердловской мультипликации изменилась. В этот период появились глубокие философские фильмы В. Петкевича («Ночь», «Как стать человеком», «Хранитель»), мягкие и лиричные – А. Караева («Кот в колпаке», «Жильцы старого дома», «Я вас слышу», «Как вам это понравится»). Простые и наивные, основанные на народном искусстве, картины О. Черкасовой («Кутх и мыши», «Бескрылый гусенок», «Дело прошлое»). Парадоксальные, сатирические - С. Айнутдинова («Аменция», «Аутизм», «Айнутдизм»). Также выполненные в своеобразной, уникальной технике – ожившей живописи, - фильмы А. Петрова («Корова», «Сон смешного человека»). Фильмы свердловских аниматоров все чаще стали появляться на экранах крупнейших международных кинофестивалей. В кинематографических кругах заговорили о новой школе Свердловской анимации.

    В апреле 1989 года было создано самостоятельное «Творческо-производственное объединение художественной мультипликации Свердловской киностудии». За эти годы фильмы ТПОХМСКа прошли по экранам многих кинофестивалей и получили более 70-ти призов и наград.

    За фильмы, созданные в объединении, Государственной премией СССР и России в области искусства удостоены режиссеры: А. Караев, А. Петров, О. Черкасова, В. Фомин. Режиссеры А. Петров и А. Харитиди. Они же - номинанты премии Американской киноакадемии «Оскар». За фильм «Гагарин» режиссер А. Харитиди получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В объединении с каждым годом появляются новые имена режиссеров. В 1996-1997 годах дебютировали режиссеры А. Золотухин («Бабушка») и В. Ольшванг («Розовая кукла»), а также сняла свой дебют английская студентка Люси Ли (ф. «Птица становится птицей»), получившие призы на многих Международных кинофестивалях.

    В 2000 г. фильм-дебют «Привет из Кисловодска» молодого режиссера Д. Геллера получил Гран-при на Российском кинофестивале «Таруса». В этом же году снят фильм режиссера П. Закревского «Тень» и «Дедованя», 1-й фильм нового сериала «На пасеке» режиссера В. Фомина.

    Готовились для зрителя анимационные фильмы: «На пасеке». Фильм 2-й «Мы из сказки» - режиссер В. Фомин. «Фельдмаршал Пулькин». Фильм 1-й. – режиссер А. Караев. «Человек с Луны» (о Миклухе-Маклае) – режиссер О. Черкасова. «Про раков» - режиссер В. Ольшванг.

    Кроме анимационных фильмов, за последние годы в объединении создано 20 номеров документальных киножурналов «Большой Урал» и более 15 короткометражных документальных фильмов.

    В июле 2000г. закончено производство документально-публицистического фильма-пролога 16-серийного цикла «Оружие Державы», показанного на выставке «Expo Arms 2000». Заканчивается производство полнометражного художественного фильма «Рождение мастера» по сказам П. Бажова, и находится в производстве документальный фильм «Прошлое и настоящее Верхотурья».

    Основной деятельностью студии «А-фильм» Дочернего предприятия Свердловской киностудии является производство художественной анимации. Однако это не единственное направление кинопроизводства студии, оно включает в себя также документальное и игровое кино.

    В этот период объединение «Союзмультфильм» включают в свою деятельность восстановление фильмов

    В 1992 г. компания Film by Jove подписала договор с арендным предприятием «Союзмультфильм» и получила эксклюзивные права на использование, реставрацию, распространение, лицензирование продукции «Союзмультфильма» за пределами бывшего СССР. Это вылилось в крупную, получившую неоднозначную оценку, работу по реставрации фильмов и издание серии Masters Of Russian Animation. 3 сентября 2007 года права на распространение были выкуплены Алишером Усмановым и переданы российскому государственному телеканалу «Бибигон». В России восстановлением отечественных лент занимается кинообъединение «Крупный план».

    В обществе постоянно повышается интерес к анимационному творчеству. В связи с этим растет ответственность за тематическое содержание и качество анимационного фильма.

    В России ежегодно проводится анимационный фестиваль в Суздале (ранее «Таруса») и раз в два года международный фестиваль мультипликационных фильмов «Крок» (в остальные годы он проходит на Украине). Существуют и другие фестивали более локального масштаба (например, «Мультиматограф», «Анимаграф»). Работы отечественных художников-мультипликаторов успешно выставляются на зарубежных фестивалях (например, «Старик и море» (1999год)).

    Анимационным творчеством в России заняты крупнейшие студии: «Студия Пилот», «Студия Мельница», «Кинокомпания Мастер-фильм».

    Следует отметить, что существует также множество студий, выпускающих по одному или два фильма в год.

    Снияты и пользуются большой популярностью полнометражные мультфильмы (Алеша Попович и Тугарин Змей (2004г.), Особенный (2006г.), Князь Владимир (2006г.), Элька (2006г.).

    Необходимо отметить, что отечественная мультипликация за год выдает отснятых фильмов, экранное время которых составляет около 20 часов. Учитывая то, что в пору расцвета отечественной мультипликации «Союзмультфильм» ежегодно выпускал по 300-400 экранных часов, нынешний период в истории русской мультипликации можно назвать кризисом.

    Музыка в мультфильме играет огромную роль и несет в себе эмоциональную и смысловую нагрузку.

    Советские мультфильмы 1970-х годов часто сопровождала музыка, созданная на Экспериментальной студии электронной музыки (город Москва, основана в 1967 году) такими композиторами, как Эдуард Артемьев, Владимир Мартынов, Шандор Каллош.

    Другими известными композиторами, создавшими музыку для мультфильмов, были: Геннадий Гладков (музыкальные фильмы «Бременские музыканты», «Голубой щенок»), Михаил Меерович, Владимир Шаинский, Александр Зацепин. Среди современных композиторов можно выделить Льва Землинского и Александра Гусева.
    §9. Телевидение в эпоху посткоммунистической России
    Следует отметить, что состояние духовности и нравственности в многонациональном российском обществе во многом обусловлено влиянием массовой культуры, проводником и транслятором которой выступает телевидение. Немаловажную роль играет «раскрутка» отечественных поп-звезд крупнейшими продюсерскими концернами шоу-бизнеса, например корпорацией «ЛИСС» и рекламной компанией «Премьер-СВ», возглавляемыми С. Лисовским.

    Определяющим фактором в формировании общественного мнения и социальных стандартов являются электронные средства массовой информации и в первую очередь телевидение, в силу своей общедоступности ставшее в значительной степени «властителем дум большинства россиян».
    §10.Возрастающая роль интернета в эпоху посткоммунистической России
    Рождение российского интернета и первое его соединение с Западом состоялось в конце лета 1990.

    Окном для тогда еще советских программистов в мир интернета стала Финляндия. Сотрудник кооператива «Демос», был знаком со студентом университета Хельсинки, имеющим доступ к университетским компьютерам.

    После первых подключений западные газеты запестрили сообщениями о том, что КГБ проникло в интернет. Поскольку, на Западе, многие просто не могли поверить в то, что в Советском Союзе есть компьютеры, подключенные к глобальной сети.

    К середине 1991 года в Советском Союзе интернет уже был поставлен на коммерческую основу.

    Во время путча в августе 1991 года страну держали в неведении, по телевизору показывали «Лебединое озеро». Однако советские программисты передавали на Запад информацию о том, что творится в Советском Союзе, по правительственным телефонным линиям. Правительство КПСС даже не догадывалась, что такое возможно.

    Создание первых русифицированных страниц началось в 1992 году, а уже в конеце 1994 года наблюдается быстрый рост многочисленных частных сайтов. В этот период в России появляются первые хакеры.

    Следует отметить, что 1995 год был неудачным для серьезных проектов в российском интернете. Открывается первый он-лайн магазин, собирающийся торговать компакт-дисками, но эта попытка закончилась провалом. Также была предпринята попытка открытия первого интернет-кафе, которая также не увенчалась успехом.

    В 1996 году в российском интернете появляется первая реклама. Помимо рекламы, в рунет приходят творческие люди - писатели, художники и музыканты. В конце 1996 года открывается первый музыкальный сайт группы «Аквариум» Бориса Гребенщикова.

    К 1997 году российский интернет был уже достаточно развит. Стали появляться первые ежедневные он-лайн газеты.

    В 1998 году был создан бесплатный почтовый российский сервер mail.ru..

    В конце 1999 года 31 декабря - сразу же после вступления в должность нового президента В.В. Путина в сети появляется его официальный сайт. Это было настоящим прорывом, поскольку власть признает интернет средством массовой информации. В конце августа 2000 года русский интернет занял главенствующее положение в жизни общества. Количество посещений на информационных ресурсах постоянно и неуклонно увеличивается.
    ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
    Цель написания данной дисциплины стало следующее: сформировать четкое представление обучаемых теоретических основ русской культуры (народной, церковной и светской, также культуры советского и пост советского периода), определить четкую систему позитивного понимания особенной роли истории развития отечественного искусства и культуры в становлении государства российского, в воспитании и образовании национального самосознания русского народа.

    Важным разделом выступает проблема, связанная с развитием личности в контексте национальной отечественной культуры.

    Заложить теоретическую базу для целостного восприятия развивающегося отечественного искусства и культуры с включением обучающих экскурсий (музеи, дворцы, сады, театры, филармония, площади, памятники, архитектура).

    Способствовать формированию исследовательских знаний по освоению и восприятию отечественного искусства и национального культурного наследия в конкретной творческой практике

    Изучение данной дисциплины способствует повышению общей и профессиональной культуры студентов, увеличению их творческого потенциала, формированию гуманитарного, научного мировоззрения.

    При изучении дисциплины формируются следующие общие учебные и специальные умения:

    1.введение в историю теоретической проблематики отечественного искусства и культуры;

    2.сообщение фактических знаний с включением обучающих экскурсий, необходимых для успешного освоения курса;

    3.способность ориентироваться в научной литературе вопросов истории развития отечественного искусства и культуры;

    4.выработка осознания принадлежности к отечественному искусству и собственной национальной культуре и традиции;

    5.усвоение и систематизация знаний истории отечественного искусства и культуры;

    6формирование у студентов целостного представления развития истории отечественного искусства и культуры;

    7.выработка умения применять знания в каждодневном опыте, умения собственными усилиями воссоздать культурную среду, самому выступать в качестве источника культуры;

    8.выработка способности ориентироваться в научной литературе по истории отечественного искусства и культуры, в тематической системе повседневных информационных сообщений;

    9.преодоление негативного отношения к истории отечественного искусства и культуры;

    10.формирование базового понятийного аппарата на основе истории отечественного искусства и культуры.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   36


    написать администратору сайта