История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
Глава 10. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945гг.) §1. Наука в годы Великой Отечественной войны В годы Великой Отечественной войны значительный вклад в развитие оборонного потенциала СССР внесла наука. Во второй половине 1941 года на восток страны были эвакуированы 76 научно-исследовательских институтов, в составе которых работали 118 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, тысячи научных сотрудников. Всю научную деятельность направлял президиум Академии наук в Свердловске. В этом городе в мае 1942 года на общем собрании академии были обсуждены задачи, вставшие перед учеными в условиях войны. Ведущими направлениями научных исследований были разработка военно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для этого создавались межотраслевые комиссии и комитеты. В конце 1941 года была создана комиссия по мобилизации ресурсов Урала, курирующая также запасы Сибири и Казахстана. Во главе комиссии стояли академики А.А. Байков. И.П. Бардин, С.Г. Струмилин, М.А. Павлов и др. В тесном сотрудничестве с инженерами-практиками ученые нашли методы литья стали, скоростной плавки металла в мартеновских печах и достигли высокого качества. Ученые А.П. Александров, Б.А. Гаев, А.Р. Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. В 1943 году была разработана технология выделения плутония из облученного урана. Осенью 1944 года под руководством академика И.В. Курчатова был создан вариант атомной бомбы со сферическим подрывом «внутрь», а в начале 1945 года был пущен комбинат по производству оружейного плутония. В эти годы ученые СССР достигли значительных успехов в области биологии, медицины и сельского хозяйства. Ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, изыскивали пути повышения урожайности продовольственных и технических культур. Так, в восточных районах страны было в срочном порядке освоено возделывание сахарной свеклы. В этот период огромное значение имела деятельность ученых-медиков: академиков Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулева, Л.А. Орбели, А.И. Абрикосова, профессоров-хирургов С.С. Юдина и А.В. Вишневского, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. Доктор медицинских наук В.К. Модестов предложил замену гигроскопической ваты целлюлозной, внедрил использование турбинного масла как основы для изготовления мазей. Создатели оружия и военной техники в годы войны плодотворно трудились. Особое внимание уделялось совершенствованию качества артиллерийских систем и миномётов. В этой области большая заслуга принадлежит ученым и конструкторам В.Г. Грабину, И.И. Иванову, М.Я. Крупчатникову, Ф.Ф. Петрову. Б.И. Шавырину и др. Успехи стрелкового вооружения были достигнуты при ведущей роли конструкторов Н.Е. Березина, С.В. Владимирова, В.А. Дегтярёва, С.Г. Симонова, Ф.В. Токарева, Г.С. Шпагина, Б.Г. Шпитального. Следует отметить, что около половины всех типов стрелкового оружия и подавляющее количество новых образцов артиллерийских систем, состоящих на вооружении в действующей армии в 1945 году, были созданы и пущены в серии за время войны. Калибры танковой и противотанковой артиллерии увеличились почти вдвое, а бронепробиваемость снарядов возросла примерно в пять раз. В период войны СССР стал превосходить Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллеоии более чем в 2 раза, миномётов – в 5 раз, противотанковых орудий – в 2,6 раза. Усилиями советских танкостроителей, особенно рабочих и инженеров уральского «Танкограда» Челябинска, сравнительно быстро было преодолено преимущество противника в бронетанковой технике. К 1943 году стал нарастать перевес советских Вооруженных Сил в танках и самоходно-артиллерийских установках. Отечественные танки и САУ по своим боевым характеристикам значительно превосходили зарубежные аналоги. Огромная заслуга в их создании принадлежала Н.А. Астрову, Н.Л. Духову, Ж.Я. Котину, МИ. Кошкину, В.В. Крылову, Н.А. Кучеренко, А.А. Морозову, Л.С. Троянову и др. Со второй половины 1942 года неуклонно наращивался выпуск самолётов и авиадвигателей. Самым массовым самолётом советских ВВС стал штурмовик Ил-2. Большинство советских самолётов превосходили по своим характеристикам самолёты германских ВВС. Во время войны в серийное производство поступили 25 моделей самолётов (включая модификации), а также 23 типа авиадвигателей. В создание и совершенствование новых боевых машин внесли вклад авиаконструкторы: А.А. Архангельский, М.И. Гуревич, С.В. Ильюшин, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, Н.Н. Поликарпов, П.О. Сухой, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, создатели авиамоторов В.Я. Климов, А.А. Микулин, С.К. Туманский, А.Д. Шведов. §2. Образование в годы Великой Отечественной войны Необходимым условием успешного развития народного хозяйства страны явилась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. В 1941 году число студентов уменьшилось с 811,7 тысяч до 460 тысяч, прием в них сократился вдвое, численность студентов уменьшилась в 3,5 раза, а сроки обучения составляли 3 – 3,5 года. Однако к концу войны количество студентов, особенно в результате возросшего приема женщин, приблизилось к довоенному уровню. Важную роль в развитии педагогики в годы войны играла созданная в 1943 году Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В.П. Потёмкиным. §3. Литература в годы Великой Отечественной войны С началом Великой Отечественной войны основным направлением в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 года печатались в центральных газетах и звучали по радио стихи Н.Н. Асеева, М.В. Исаковского, А.А. Суркова, публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и многих других писателей и поэтов. С 27 июня 1941 года в Москве, а затем и в других городах вывешивались «Окна ТАСС» - агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до общественности обстановки на фронтах и в тылу страны. В их создании активное участие принимали поэты А.А. Адуев, Д. Бедный, С.И. Кирсанов, А.А. Жаров и др., художники-графики и карикатуристы А.П. Бубнов, Н.А. Долгоруков, А.А. Радаков, М.М. Черемных. В 1942 году при ТАСС создаётся производственная мастерская «Окна ТАСС» под руководством художников Н.Ф. Денисовского и П.П. Соколова-Скаля. Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 «Окон ТАСС», которые распространялись и за рубежом – в США, Швеции, Индии и других странах. Содержание «Окон ТАСС» было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т.д. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС: В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В.С. Гроссман, М.А. Шолохов, А.А. Сурков, А.П. Гайдар, С.В. Михалков и др. В штате фронтовых редакций работали В.А. Закруткин, Ю.П. Герман, А.С. Левада, И.Л. Андроников, М.С. Лисянский, С.П. Щипачёв, Н.К. Чуковский и др. В газетах впервые были напечатаны произведения: «Наука ненависти» М.А. Шолохова, «Народ бессмертен» В.С. Гроссмана, «Фронт» А.Е. Корнейчука, «Василий Тёркин» А.Т. Твардовского, «Весна на юге» Б.Л. Горбатова и другие произведения. Очерки и статьи являлись подготовительным этапом для создания рассказов, часто объединяемых в циклы: «Морская душа» Л.С. Соболева, «Март – апрель» В.М. Кожевникова, «Рассказы Ивана Сударева» А.Н. Толстого. Главным героем этих циклов является простой человек, готовый к подвигу и совершивший его как естественный порыв души. Проблема роста и мужания солдата в боях была показана в повести А.А. Бека «Волоколамское шоссе» (1943-1944гг.). Подвигам советских людей на фронтах и в тылу противника были посвящены романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (1945г.) Широкую известность в военные годы получили произведения писателей союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г. Мустафина, «Царь Пап» С. Зорьяна и др. Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особой популярностью пользовались песни «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М.В. Исаковского, «Шумел сурово Брянский лес» А.В. Софонова и многих других поэтов. В стране и на фронте распространялись сатирические произведения (сказки-притчи, эпиграммы) С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, Д. Бедного. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.П. Щипачёва, М.И. Алигер, А.А. Ахматовой. В этот период развитие получила и эпическая поэма: «Киров с нами» Н.С. Тихонова, «Ленинградская поэма» О.Ф. Бергольц, «Зоя» М.И. Алигер и др. Труженикам тыла были посвящены произведения А.А. Первенцева «Испытание», А.А. Караваевой «Огни» и др. В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Среди произведений на историческую и военно-историческую тему особую известность получили: «Багратион» С.Н. Горбатова, «Порт-Артур» А.Н. Степанова, «Емельян Пугачёв» В.Я. Шишкова и др. Важный вклад в духовное становление советских людей внесли драматурги В.П. Ставский (пьеса «Война»), К.А. Федин («Испытание»), Л.М. Леонов («Нашествие») и др. Для мобилизации армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачения его пропаганды, разложения врага широко использовались листовки. Они издавались ЦК ВКП(б), политическими органами фронтов, армий и дивизий. §4. Кинематограф в годы Великой Отечественной войны В годы войны основным направлением в деятельности кинематографа была тема героической борьбы советского народа против агрессора. В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Выпускалось много научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной технике и тактике современного боя, а также инструктивных фильмов для населения, информирующих о поведении в той или иной ситуации. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. В съемках фронтовой кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов. В это число входили самые разные мастера - и опытные хроникеры, и только что окончившие ВГИК молодые операторы, и те, кто пришел из художественного кинематографа. Все снятое ими включалось в выпуски «Союзкиножурнала», «Новостей дня», фронтовые киновыпуски, короткометражные и полнометражные документальные фильмы. Советские кинооператоры всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 года во фронтовых киногруппах работало 129 операторов. Они подготовили спецвыпуски №1 – 3 «Все силы на разгром врага» (режиссёры С.Н. Гуров, Н.Н. Кармазинский, Л.И. Степанова), «На защиту родной Москвы» (режиссёр Л.В. Варламов, Р.Б. Гиков, Б.Р. Небылицкий, Н.Н. Кармазинский). Материалы хроники использовались для монтажа документальных фильмов, За годы войны был создан ряд документальных фильмов, рассказывающих о наиболее значимых сражениях и этапах войны: «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину», «Сталинград», «Орловская битва», «Берлин», «Разгром Японии». «Народные мстители» (режиссер В. Я. Беляев). Документальный фильм «День войны» рассказывал об одном дне войны — 13 июня 1942 года. В фильме был использован материал, снятый ста шестьюдесятью операторами под общим руководством М. Я. Слуцкого. В создании документальных фильмов участвовали известные режиссеры художественной кинематографии: С. Герасимов, С. Юткевич, Ю. Райзман, А. Зархи, И. Хейфиц. Всего в годы войны было отснято около 5 млн. метров плёнки, выпущено 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 номеров киножурнала «Новости дня», более 100 документальных картин. Художественные игровые фильмы, Художественный кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились — появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Первые семь выпусков были сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии были эвакуированы в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных фильмов находилась в Алма-Ате. Фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированной территории и о людях, насильственно вывезенных в Германию. В 1942 году было налажено кинопроизводство игровых фильмов в военных условиях. На экраны стали выходить новые полнометражные фильмы о войне. «Секретарь райкома» (1942г.) И. Пырьва рассказывал о героической борьбе партизан в тылу врага; «Она защищает Родину» (1943г.) Ф. М. Эрмлера — о судьбе простой женщины Прасковьи Лукьяновой, на долю которой выпали тяжелые испытания, о ее стремлении мстить врагу за разрушенную жизнь и гибель близких людей. В центре фильма «Радуга» (1943г.) М. Донского - героический образ простой женщины - партизанки, а также ее односельчан. Вышел на экран фильм «Жди меня» (1943г.) А.Б. Столпера. В художественных фильмах, созданных в годы войны, нашли отражение темы героической битвы Советской армии с врагом, тяжелых испытаний, выпавших на долю гражданского населения, в том числе детей, а также работа для фронта в тылу, борьба в партизанских отрядах. В фильме «Нашествие» (1945г.) А. Роома раскрывается тема сопротивления советских людей фашистским захватчикам. В фильме «Фронт» (1944г.) режиссеров Г. и С. Васильевых был поставлен вопрос о тех трудностях, которые испытывала Советская армия в начале войны, о неподготовленности некоторых военачальников к ведению боевых действий в новых условиях. На экраны страны выходили также фильмы, рассказывающие о личной жизни и переживаниях простых людей в тяжелые годы войны. Фронтовой дружбе был посвящен фильм «Два бойца» (1943г.) Л. Д. Лукова; фильм «Жила-была девочка» (1944г.) В. В. Эйсымонта рассказывал о жизни в осажденном Ленинграде, «Человек №217» (1945 г.) М.И. Ромма и другие. В фильмах военных лет снимались известные актёры и актрисы – Н.М. Ужвий, Е.А. Кузьмина, Б.Ф. Андреев, М.Н. Бернес, М.А. Ладынина, Б.Н. Чирков, С.А. Мартинсон и др. Одним из ведущих жанров оставалась комедия. Выходили на экраны и комедии, которые поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942г.) К. К. Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943г.) С. Юткевича, «В шесть часов вечера после войны» (1944г.) И. Пырьева, и др. В условиях эвакуации киностудии продолжали снимать и большие исторические фильмы. С. Эйзенштейн продолжил работу над фильмом «Иван Грозный», начатую еще до войны. В фильме ставилась проблема власти и вождя в истории. Иван Грозный показан борцом за сильное централизованное государство. Он одинок в своей борьбе и окружен врагами-боярами. Опричнина в фильме представлена как единственная сила, помогающая царю в его борьбе за власть. Во второй серии режиссер раскрывает трагедию самовластья, показывает Ивана Грозного опустошенным, одиноким. К созданию этого фильма С. Эйзенштейн приступил, будучи зрелым мастером. Его находки в области монтажа, сочетании изображения и звука, в том числе музыки, эксперименты с цветом нашли воплощение в фильме. Образ Ивана Грозного блистательно создан актером Н. Черкасовым. Первая серия фильма вышла в 1945 году и была высоко оценена, режиссер получил за нее Государственную премию. Вторая серия не понравилась Сталину и не была выпущена на экраны. Она увидела свет только в 1958 году, уже после смерти Сталина и самого режиссера. Несмотря на тяжелые условия, кино в годы войны продолжало развиваться. Были созданы фильмы, обогатившие отечественный кинематограф яркими образами, отразившими нравственный облик людей в тяжелые годы испытаний. Искусство кино, как и искусство других видов, вдохновляло людей, помогало им выстоять в тяжелой борьбе с врагом. Одним из важнейших направлений кино оставалась историко-революционная тема. В годы войны на экраны вышли художественные фильмы «Оборона Царицина» (1942г.) С.Д. и Г.Н. Васильевых, «Александр Пархоменко (1942г.) Л.Д. Лукова. Одновременно создавались фильмы, посвященные знаменательным событиям отечественной истории, выдающимся деятелям науки, искусства, полководцам и военачальникам: «Богдан Хмельницкий» (1941г.) И.А. Савченко, «Георгий Саакадзе» (1943г.) М.Э. Чиаурели, «Кутузов» (1944г.) В.М. Петрова и др. В годы войны выпуск детских фильмов не прекращался. Зарождалась новая ветвь советского киноискусства - картины, посвященные Великой Отечественной войне. В детском кинематографе эта тема нашла свою достойную нишу. Киностудия «Союздетфильм» в 1941-1943 годы была эвакуирована в Сталинабад (Душанбе), где продолжала работать на базе Сталинабадской студии художественных фильмов. Активно работал киножурнал «Пионерия». Именно на базе его материалов военных лет в 1945 году был создан первый в СССР полнометражный детский документальный фильм «Повесть о наших детях». Это был рассказ о нелегкой жизни юного поколения в тылу и на фронте, о тех детях, на чьи плечи взвалили взрослые проблемы выживания во время войны. Из художественных фильмов этих лет были такие прекрасные работы, как «Жила-была девочка» (1944г.) – о жизни детей в блокадном Ленинграде (съемки некоторых эпизодов проходили на месте событий), «Волшебное зерно» (1942г.) – фильм-сказка о борьбе детей со стихиями природы. Были экранизированы романы Ж. Верна «Таинственный остров» (1941г.) и «Пятнадцатилетний капитан» (1945г.). В 1942 году на экраны кинотеатров вышел киносборник из двух новелл «Юные партизаны» – по рассказу Л. Кассиля «У классной доски». Нашли свое отражение в фильмах сказки: «Кащей Бессмертный» (1944г.), «Черевички» (1942г.), «Пропавшая грамота» (1941г.). Необходимо отметить фильм «Варежки» (1942г.). На фронт приходит посылка из Ленинграда – теплые варежки. Подарок для самого храброго. Характерно то, что этот прекрасный фильм полностью снимался зимой в разгар блокады Ленинграда. Даже в это время были люди, которые не сдавались и продолжали заниматься искусством несмотря ни на что. Некоторые фильмы этого военного времени были отмечены призами международных кинофестивалей. Фильм «Жила-была девочка» получил латунную медаль Венецианского кинофестиваля в 1946 г., фильм «Зоя» (1944г.) о Зое Космодемьянской был удостоен большого приза в Каннах в 1946 году. Всего в годы войны было выпущено 102 разнообразных по тематике и жанрам художественных фильмов. §5. Мультипликация в годы Великой Отечественной войны В 1941 году студия мультипликации при «Ленфильме» была расформирована, что позволило ленинградским мультипликаторам (М. Цехановский, М. Пащенко) перейти в «Союзмультфильм». В 1941-1943 годах студия «Союзмультфильм» находилась в эвакуации в Самарканде и снимала в основном патриотические фильмы. Музыка. В едином строю защитников Родины находились деятели советской музыки. Композитор Николай Яковлевич Мясковский сочинил 22-ю симфонию, которую в начале назвал «Симфония-баллада о Великой Отечественной войне». Позже Н.Я. Мясковский снял это название, считая, что музыка должна говорить сама за себя. Сергей Сергеевич Прокофьев написал увертюру «1941 год», Юрий Александрович Шапорин закончил патриотическую ораторию «Сказание о битве за Русскую землю». До осени 1941 года в окруженном врагом Ленинграде жил и работал композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Его знаменитая седьмая (Ленинградская) симфония стала самым волнующим произведением военных лет. Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета. В период Великой Отечественной войны родилось много песен, воодушевлявших народ на подвиги, помогавших ему переносить лишения и невзгоды. Своеобразным музыкально-поэтическим символом тех грозных лет стала песня «Священная война» (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка советского композитора и дирижера Александра Васильевича Александрова). Впервые эта песня была исполнена 24 июня 1941 года, а уже буквально на другой день под ее аккомпанемент с вокзалов столицы уходили на фронт воинские эшелоны. Самые разные песни (маршевые, песни-призывы, о Родине, партизанские, интимно-лирические) пользовались огромной популярностью. «Темная ночь», «Вася-Василек», «Песня о Москве», «Вася Крючкин», «Моя любимая», «Враги сожгли родную хату», «Бьется в тесной печурке огонь», «Соловьи», «Смуглянка» и очень многие другие до сих пор остаются любимыми для разных поколений. Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других. §6. Театр в годы Великой Отечественной войны С первых дней войны Пленум ЦК профсоюзов работников искусств обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 года принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тысячи артистов, которые дали 1 миллион 350 тысяч представлений, в том числе 437 тысяч непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характера советского человека, отечественная история и многие другие темы. Среди театральных постановок того времени широкую известность получили спектакли Театра имени Вахтангова «Фронт» (1942г.) Р.Н. Симонова, Малого театра «Нашествие» (1943 г.) режиссера И.Я. Судакова, МХАТа «Офицер флота» (1945г.) А.М. Горчакова и И.М. Раевского На театральных сценах в годы войны зрители смогли познакомиться и оценить новую драматургию. Большой успех выпал на долю пьес «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева. На сценах театров блестяще играли В.П. Марецкая, А.Н. Грибов, Д.Н. Орлов, А.Д. Дикий, А.А. Хорава, В.Н. Пашенная, М.И. Прудкин и многие другие. Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах более тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями выступали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте. Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Следует отметить, что культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб. §7. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны В годы Великой Отечественной войны изменилась жанровая структура изобразительного искусства. На первый план вышла графика, плакат, карикатура, фронтовая зарисовка. Художники своим искусством помогали народу в смертельной схватке с врагом. Первыми откликнулись на военные события художники – плакатисты. На второй день войны уже появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», в котором звучит уверенность в победе. Кукрыниксы использовали контрастное противопоставление героического образа бойца карикатурно – сатирическому изображению хищника – Гитлера. Среди первых плакатов Отечественной войны – плакат И. Тоидзе «Родина - мать зовет!». Немолодая женщина с суровым лицом держит в протянутой вперед правой руке текст военной присяги, левая рука призывно поднята вверх. Незабываемо ее лицо с крепко сжатыми губами, с горящими, в упор обращенными к зрителю глазами. Слегка разметавшиеся с проседью волосы, сдвинутые к переносице нахмуренные брови, развеваемый ветром платок создают настроение тревоги и очень четко определяют главную мысль плаката: Родина – мать зовет своих сыновей исполнить долг – защитить Отечество! С плаката художника Д. Шмаринова «Отомсти!» смотрит на зрителя женщина. На фоне дымового пожарища стоит она, неподвижная и страшная в своем горе. На ее опущенных руках – тело зверски убитой девочки. В широко раскрытых, наполненных слезами глазах матери не только страдание, но и требование – отомстить! Широкое распространение получил плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Этот плакат стал символом и клятвой, будил в сердцах бойцов горячее стремление разгромить врага, спасти жен и детей от мук и страданий. Обагренный кровью безжалостный фашистский штык и молодая мать, готовая своим телом прикрыть сына, производили неизгладимое впечатление. Неслучайно художник Корецкий получал от незнакомых ему фронтовиков сотни писем, в которых солдаты клялись изгнать врага, освободить свой народ. Все военные годы плакат был на передовой линии борьбы. Он снискал народное уважение и любовь, пользовался большой популярностью. Благодаря громадным тиражам, плакат проникал в города, села, в партизанские отряды и в тыл врага, вместе с передовыми частями Советской Армии входил в освобождённые города. В годы Великой Отечественной войны развитие живописи, так же, как и других видов изобразительного искусства, отмечено новым подъемом. Отражая борьбу народа, живопись наполнилась героическим содержанием. Одним из самых значимых образов в годы войны стал волнующий образ матери, провожающей на войну своих детей, защищающей свой дом, страну, оплакивающую гибель близких. Живописец С. В. Герасимов создал в годы войны картину «Мать партизана». Художник противопоставил внутренней пустоте фашистских захватчиков моральную и духовную силу простого человека, презирающего фашистских убийц. Олицетворением силы духа в картине выступает мать партизана. С гордо поднятой головой стоит она перед тупым фашистским офицером карательного отряда, взбешенным проявлением гордости и бесстрашия в простой русской женщине. Эти фигуры занимают главное место в картине. Борьба двух характеров, чувство уверенности в победе очень хорошо передано художником. Образ фашиста изображен С.В. Герасимовым так, что зритель отчетливо улавнивает в нем человеконенавистническую сущность. В годы войны у художников проявился большой интерес к национальному прошлому нашей Родины. В 1942 г. П. Д. Корин написал картину «Александр Невский». «Я писал его, - рассказывал художник, - в суровые годы войны, писал непокорный гордый дух нашего народа, который встал во весь свой гигантский рост». Исторической победе русского народа в Куликовской битве посвятил свою картину «Поединок Пересвета с Челубеем» (1943 г.), советский баталист М. И. Авилов. В годы войны талантливые художники Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитович и Соколов Николай Александрович, которые больше известны под псевдонимом Кукрыниксы (по первым слогам их фамилий) полностью отдают свой талант разоблачению фашистских агрессоров. Они ездят по дорогам войны, беседуют с бойцами и по горячим следам создают свои произведения. 28 января 1942 года в газете «Правда» был опубликован очерк о подвиге и героической смерти партизанки Зои Космодемьянской в деревне Петрищево Московской области. Художники Кукрыниксы 9 апреля выехали к месту гибели Зои. Нашлись очевидцы, которые рассказали о казни партизанки. В своей работе художники решили показать Зою в последние минуты перед смертью. В окончательном варианте картины «Таня» звучит тема непокорности, несгибаемой воли советского человека. В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Новгород. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии – символ национальной славы. И они пишут свою картину «Бегство фашистов из Новгорода» - одно из наиболее значительных полотен военного времени. В годы войны получает развитие портретная живопись. Это портреты и обыкновенных людей, вынужденных взяться за оружие, и выдающихся военачальников, и автопортреты. Ряд выдающихся портретов создал В. Н. Яковлев. В портрете гвардии генерал – майора И. В. Панфилова (1942 г.), герой представлен в походной форме – в дубленом полушубке, в шапке – ушанке, с биноклем в руках, - на фоне фронтового зимнего пейзажа. За его спиной бойцы готовы к выполнению задания командира. Мужское волевое лицо этого человека, его пристальный взгляд создали героический образ опытного генерала. §8. Скульптура в годы Великой Отечественной войны Подобно графикам и живописцам скульпторы в годы войны приняли активное участие во всенародной борьбе с врагом. Несмотря на то, что скульптура требует наличия специальных условий для создания законченных произведений скульптуры, в трудных условиях военного времени создавали выдающиеся произведения. Многие скульпторы выезжали на фронт: Л. Е. Кербель, Е. В. Вучетич, И. Г. Першудчев и другие подолгу работали в боевой обстановке, выполняя не только зарисовки, но и скульптурные портреты с натуры. Почти для всех скульпторов период Отечественной войны был периодом большой творческой активности. Война выдвинула перед скульптурой, как и перед всем искусством, новые ответственные задачи. Нужно было увековечить образы славных защитников Отечества, героев фронта и тыла, героев партизанского движения. Ведущим жанром скульптуры в годы войны был портрет. Однако необходимость отразить всенародный патриотический подъем, массовые военные сцены и труд в тылу обусловили развитие тематической жанровой и монументальной скульптуры. Постановление правительства об установке бюстов дважды Героев Советского Союза на их родине направило многих скульпторов на решение этой новой задачи. Уже в годы войны в скульптуре развивается новая форма - портрета – бюста, предназначенного для постановки на родине героя. Наиболее удачным портретом Е. В. Вучетича явился бронзовый бюст генерала армии И. Д. Черняховского. К 1945 году относится бюст дважды Героя Советского Союза М. Т. Гореева, созданный скульптором Н. В. Томским. Скульптор В. И. Мухина создала портреты И. Я. Хижняка (1942 г.), Б. А. Юсупова (1942 г.). Трудно переоценить вклад художников в приближение победы над врагом. Их военное творчество на века запечатлело боевые сражения, лица героев, ужасы войны и радость победы советского народа над фашизмом. |