История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
§13. Рубеж XIX – XX столетий – период нового взлета русского искусства и культуры Рубеж XIX – XX столетий – время переосмысления традиций и ценностей русской и мировой культуры XIX века. Это время, которое наполнено религиозно-философскими исканиями, переосмыслением роли творческой деятельности художника, ее жанров и форм. В этот период мышление художников освобождается от политизированности, на первый план выходит бессознательное, иррациональное в человеке, безграничный субъективизм. «Серебряный век» стал временем художественных открытий и новых направлений. Начиная с 90-х годов, в литературе начинает складываться направление, названное символизмом (К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, Ф.К. Соллогуб, А. Белый, А.А. Блок). Восставая против критического реализма, символисты выдвигали принцип интуитивного постижения духовной жизни. Футуристы провозгласили отказ от традиций, они воспринимали слово не как средство, а как самостоятельный организм, развивающийся благодаря деятельности поэта и не имеющий никаких связей с действительностью. Наряду с новыми течениями продолжал развиваться и традиционный реализм (А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин). Большинство крупных художников рубежа XIX – XX веков (В.А.Серов, М.А.Врубель, Ф.А.Малявин, М.В.Нестеров, К.А.Сомов и др.) сплотились вокруг журнала «Мир искусства» (1889-1904гг.). Идейными вождями мирискусников стали С.Н. Дягилев и А.Н. Бенуа. Их программой стал идеал художественного синтеза, примирение всех направлений и жанров искусства ради служения красоте. «Мир искусства» оказал огромное влияние на русскую живопись, создав тип лирического пейзажа (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Е.Е.Лансере), способствовал подъему искусства гравюры (А.П. Остроумова-Лебедева), книжной графики, театральной живописи. В начале XX века заметным явлением не только российской, но и мировой культуры становится русский авангард (В.В. Кандинский, К.С. Малевич, П.Н. Филонов, М.З. Шагал). Одной из целей авангарда было создание нового искусства, выявлявшего сферу импульсивного и подсознательного. К. С. Малевич был одним из теоретиков супрематизма, утверждавшего (под влиянием идей немецкого философа, тяготевшего к немецкому романтизму Артура Шопенгауэра (1788-1860 гг.) и Анри Бергсона (1859-1941гг.), французского философа-идеалиста, представителя интуитивизма), что в основе мира лежит некое возбуждение, «беспокойство», управляющее состояниями природы и самим художником. Именно это «возбуждение» и должен был постигать художник в собственном внутреннем мире и передавать при помощи живописи (не придавая ему при этом никакого предметного выражения). В русской живописи начала XX века, также заметно влияние импрессионизма (В. А.Серов, К.А.Коровин, И. Э. Грабарь). В предвоенное десятилетие возникают новые объединения художников: «Голубая роза» (П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, Н.С. Гончарова, М.Ф. Ларионов, К.С. Петров-Водкин), «Бубновый валет» (П.П. Кончаловский, И.И. Машков, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), «Ослиный хвост». Эти объединения включали в себя художников, сильно отличавшихся по своей художественной манере, но испытавших на себе влияние символизма и модернизма, приверженных к экспериментам в области цвета и формы. Театр не остался в стороне от влияния символизма. Поиски нового сценического искусства дали русской и мировой культуре условный театр В.Э. Мейерхольда (театр Комиссаржевской, Александринский театр), Камерный театр А.Я. Таирова, Студию Евгения Вахтангова. В музыке эпохи модерна, находившейся под влиянием позднего романтизма, проявлялось внимание к внутренним переживаниям человека, его эмоциям. Лиризм и утонченность были свойственны произведениям С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, А.К. Глазунова, С.В. Рахманинова. Кино в эпоху модерна в русской культуре занимает свое особое место. Первые киносеансы состоялись в 1896 году, а к 1914 году в России действовало уже около 30 фирм, выпустивших более 300 картин. В кино начала XX века утверждался психологический реализм, близкий традициям русской литературы («Пиковая дама», «Отец Сергий» Я.П. Протазанова). Звездами немого кино были В.В. Холодная, И.И. Мозжухин. Русская художественная культура начала XX века была как никогда открытой Западному искусству и культуре, чутко реагируя на новые течения в философии и эстетике и одновременно открываясь европейскому обществу. Огромную роль сыграли здесь «Русские сезоны» в Париже, организованные Сергеем Дягилевым. Дягилев Сергей Павлович (1872-1929 гг,) - русский театральный деятель. В 1896 окончил юридический факультет Петербургского университета (одновременно учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова). В конце 1890-х годов был одним из создателей объединения «Мир искусства» и редактором (совместно с А. Н. Бенуа) одноименного журнала «Мир искусства» (1898/99-1904гг.). Организатор художественных выставок («Историко-художественная выставка русских портретов» в Петербурге, 1905 год; выставка русского искусства в Осеннем салоне в Париже, 1906год;), способствовавших пропаганде русского изобразительного искусства. В своих художественно-критических статьях конца 1890-х годов С.П. Дягилев выступал против академической рутины, утверждал самоценность эстетического начала в искусстве, с полемической односторонностью отказывая искусству в праве на тенденциозность, отстаивая идею его независимости от действительности. Начиная с 1906 года, С.П. Дягилев знакомит парижское общество с достижениями русской художественной культуры, для этого он организовывает выставку, посвященную истории русского искусства. С.П. Дягилев также знакомит французскую публику с русской музыкой, организовывая концерты и постановоки оперных спектаклей с лучшими российскими дирижерами и певцами. Энергичный антрепренёр, С.П. Дягилев организовывал ежегодные выступления русских артистов, которые назывались «Русские сезоны за границей»: в 1907 году - симфонические концерты, носившие название «Исторические русские концерты», в которых выступали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др.; в 1908 году открылись сезоны русской оперы. С 1909 года начались сезоны русского балета, открывшие и для России, и для Европы постановки М. Фокина («Жар-птица» и «Петрушка» И.Ф. Стравинского), в которых блистали А. Павлова, Врубель, Т. Карсавина, В. Нижинский, М. Мордкин, С. Федорова. Русские сезоны Дягилева фактически возродили балетный театр Западной Европы. С балетной труппой прославленных танцовщиков С.П. Дягилев выезжал в Лондон, Рим и в города Америки. Выступления явились триумфом русского балетного искусства и способствовали развитию и даже возрождению балетных театров в странах, не имевших ранее своего балета или утративших эти традиции (США, Латинская Америка и др.). Следует особо отметить новаторское оформление балетных и оперных спектаклей, выполненное художниками А. Н. Бенуа, Л. С. Бакстом, А. Я. Головиным, Н. К. Рерихом, Н. С. Гончаровой и другими художниками, которое относится к наиболее выдающимся образцам мирового театрально-декорационного искусства, что оказало значительное влияние на его развитие в первой четверти XX века. Организованная С.П. Дягилевым балетная труппа «Русский балет С. П. Дягилева», существовала до 1929 года. Русские сезоны Сергея Павловича Дягилева фактически возродили балетный театр Западной Европы. Мультипликация. Первым русским мультипликатором был Владислав Старевич. Будучи биологом по образованию, он решил сделать обучающий фильм с насекомыми. Старевич Владислаав Алексаандрович (1882-1965гг.) - выдающийся российский и французский режиссёр с польскими корнями, создатель первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной мультипликации. В 1912 году В.А. Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, где показана битва двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении для сьемок самцы становятся пассивны. Тогда В.А. Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово. Отснятый им, таким образом, фильм был первым в мире кукольным мультипликационным фильмом. В той же технике Старевич снимает вышедший в прокат в 1912 году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей до середины 1920-х годов. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых. Вскоре после «Люканиды» на экраны выходят сходные по технике короткометражные мультипликационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912г.), «Стрекоза и муравей» (1913г.), «Рождество у обитателей леса» (1913г.), «Весёлые сценки из жизни животных» (1913г.), которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. В фильме «Ночь перед Рождеством» (1913г.), Владислаав Алексаандрович Старевич впервые объединил в одном кадре актёрскую игру и кукольную мультипликацию. В начале 2009 года были опубликованы кадры мультипликационного кукольного фильма, найденного российским киноведом Виктором Бочаровым. Съемка эта была сделана балетмейстером Мариинского театра Александром Ширяевым. Виктор Бочаров датируют её 1906 годом. На пленке засняты куклы, танцующие балет на фоне неподвижных декораций. Ширяев Александр Викторович (1867- 1941гг.) - Русский и советский танцовщик, балетмейстер, преподаватель, сочинитель характерного танца, один из первых режиссёров кино - и мультипликационных фильмов, Заслуженный артист РСФСР. А.В. Ширяев родился 10 сентября 1867 года в Санкт-Петербурге. Дед А.В. Ширяева - знаменитый балетный композитор Цезарь Пуни, мать - артистка балета Мариинского театра Е.К.Ширяева. А.В. Ширяев начал выступать на сцене ещё ребенком, играя в спектаклях Александринского драматического театра. В 1885 году А.В. Ширяев окончил Санкт-Петербургское Императорское театральное училище, где его преподавателями были М. И. Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Л. И. Иванов. В 1886 году он был принят в Мариинский театр, где стал не только ведущим танцовщиком, но и репетитором при Мариусе Петипа. В 1900 году Александр Викторович стал помощником балетмейстера, а в 1903 году - вторым балетмейстером театра. С 1902 года А.В. Ширяев путешествовал по Европе и России, где изучал и записывал народные танцы. В1905 году 12 мая Александр Ширяев оставил службу в Мариинском театре. Затем, начиная с 1909 по 1917 год, Александр Викторович Ширяев работает как танцовщик и балетмейстер в Берлине, Париже, Мюнхене, Монте-Карло, Риге, Варшаве. А. В. Ширяев выступал в 32 балетах. Среди его ролей: Милон в «Приказе короля», фея Карабос в «Спящей красавице», Иван-Дурак в «Коньке-Горбунке», Квазимодо в «Эсмеральде», и другие. Ещё прежде, работая в Мариинском театре в качестве балетмейстера, Александр Ширяев, совместно с Мариусом Петипа, поставил такие балеты как: «Наяда и рыбак», «Гарлемский тюльпан», «Коппелия», «Дочь фараона», «Царь Кандавл», «Конёк-Горбунок». Одной из последних постановок А.В. Ширяева стала постановка «Жизели», а последней его работой в Мариинском театре была постановка «Пахиты». В этот период для своих новых постановок Александр Ширяев применял разработанный им метод домашней подготовки балетов. Он изготавливал куклы из папье-маше высотой в 20-25 см, все части «тела» которых держались на мягкой проволоке. Это позволяло балетмейстеру придавать им нужное положение. Куклы одевались в соответствующие костюмы из бумаги и ткани. Поместив в ряд несколько кукол, А.В.Ширяев придавал каждой из них позу, как бы продолжавшую позу предыдущей куклы. Таким образом, весь ряд представлял сочиняемый танец. Затем, выбирая сценки, наиболее его удовлетворявшие, он зарисовывал схему танца на бумажной ленте и нумеровал все па. Получались своего рода раскадровки. На одной из таких раскадровок А.В.Ширяев запечатлел танец Буффона с обручем, который он сочинил для себя и исполнял его в балете «Щелкунчик» в постановке Л. И. Иванова. Этот номер (танец) Буффона в последующих редакциях «Щелкунчика» в России не сохранился. С 1891 по 1909 год Александр Викторович Ширяев являлся профессором Санкт-Петербургского Императорского театрального училища, где под его руководством был впервые открыт характерный класс. А. В. Ширяев первым в мире создал систему обучения танцовщиков характерному танцу. У него учились балетные артисты многих поколений, в том числе: Андрей Лопухов, Нина Анисимова, Александр Бочаров, Михаил Фокин, Фёдор Лопухов, Александр Монахов, Александр Чекрыгин, Пётр Гусев, Галина Уланова, Галина Исаева, Юрий Григорович и многие другие. В 1939 году Александр Викторович Ширяев, совместно с А. И. Бочаровым и А. В. Лопуховым, написал учебник «Основы характерного танца». Он также является автором книги «Петербургский балет. Из воспоминаний артиста Мариинского театра», которая была подготовлена к изданию в Ленинградском отделении ВТО весной 1941 года, но так и не вышла в свет. Фотокопия книги хранится в Национальной библиотее Санкт-Петербурга. Необходимо отметить, что педагогическая работа А.В.Ширяева, также продолжалась в качестве репетитора в школе, которую он открыл в Лондоне. Почти все выпускники этой школы впоследствии составили труппу Анны Павловой. Будучи в одной из своих заграничных поездок в Англии, Александр Ширяев приобрёл 17,5-мм кинокамеру «Biokam». Первые опыты киносъёмок он предпринял летом на Украине, куда ездил с семьей. В начале театрадбного сезона 1904-1905 годов А.В. Ширяев обратился в Дирекцию императорских театров с просьбой разрешить ему безвозмездно снимать балерин театра. Однако ему не только отказали, но даже запретили заниматься подобной съёмкой. Среди кинематографических экспериментов А.В. Ширяева есть документальные фильмы, танцы и миниатюрные пьесы, трюковая комическая съёмка, съёмка методом пиксиляции. Оставил службу в Мариинском театре А.В. Ширяев, начиная с 1906 по 1909 год очень много занимается мультипликацией, применяя кукольную, рисованную, а также совмещённую техники. А.В. Ширяев устроил в комнате съёмочный павильон и на минисцене специального ящика, имитировавшего театральные кулисы в несколько ярусов с электрическим освещением изнутри, создавал мультипликационные фильмы-балеты. Главной целью А.В. Ширяева было не создание нового искусства, а попытка воспроизведения человеческого движения, воссоздание хореографии. Чтобы снять балет «Пьеро и Коломбина», А.В.Ширяев сделал более семи с половиной тысяч рисунков. В мультипликационном кукольном балете «Шутка Арлекина» вариации и адажио сняты настолько точно, что по фильму можно восстановить вариации прошлых балетов. В Россию Ширяев вернулся в 1918 году. С 1918 по 1941 год А.В.Ширяев - профессор Ленинградского хореографического училища. Александр Викторович Ширяев стоял у истоков национального отделения Лениградского Хореографического Училища, в частности, воспитал основные кадры башкирского балета. Александр Викторович Ширяев умер 25 апреля 1941 года в Ленинграде. Глава 7. ИСТОРИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ПОСЛЕ ОТРЕЧЕНИЯ НИКОЛАЯ II §1. Роль Великого Князя Михаила Александровича Романова и председателей Временного правительства Львова Г.Е., Керенского А.Ф. в судьбе России в период со 2.3.1917 - 25.10.1917 года Львов Георгий Евгеньевич (1861–1925гг.) - Министр-председатель Временного Правительства (2.3.1917 – 8.7.1917гг.). Великий Князь Михаил Александрович Романов (1878-1918гг.) - (младший брат Николая II в ночь с 12 на 13 июня 1918 года был похищен из гостиницы Королёвские номера в Перми и убит Г.Мясниковым в районе местечка Малая Язовая), поздним вечером 27 февраля 1917 года передал Николаю II в его Ставку совет распустить правительство князя Голицына Николая Дмитриевича (1850-1925гг.), последнего председателя Совета Министров Российской Империи (с 27 декабря 1916 г.), а также рекомендацию о кандидатурах на место нового премьера. В качестве одной из них был назван князь Георгий Евгеньевич Львов. 2 марта 1917 года Николай II под давлением генералов и иных из своего окружения отрёкся от престола в пользу Великого князя Михаила Александровича Романова. Манифест об отречении заканчивался так «…в согласии с Государственной Думой признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым Сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше Брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского …». Однако Великий Князь Михаил Александрович отказался от сиюминутного восприятия власти, передав решение вопроса об «образе правления» Учредительному собранию, которое должно было быть созвано Временным правительством. Великий Князь Михаим Александрович, в своём ответе (3 марта 1917 год) на манифест отречения Николая II, который был опубликован 4 марта 1917 года, писал, что примет верховную власть только в том случае, если народ выразит на то свою волю, посредством всенародного голосования на Учредительном собрании. Отказавшись от решительного вступления на престол, Михаил Александрович Романов просил доложить государю, что он считает единственным выходом из создавшегося положения срочный роспуск нынешнего состава Совета Министров. Великий князь просил объявить о согласии, создать ответственное перед Государственной думой правительство, а также поручить сформировать новый кабинет министров или председателю Всероссийского земского союза князю Г.Е. Львову, или председателю Государственной думы М.В. Родзянко. По свидетельству некоторых членов «Исполнительного Комитета Государственной думы», отложение принятия верховной власти было подписано и вручено Михаилом Александровичем Председателю Думы М. В. Родзянко после беседы с последним и князем В. Н. Львовым. Всё это указывает на тот факт, что именно Михаил Александрович Романов был последним символом законной власти Государства Российского. Следует отметить, что кандидатура князя Г.Е. Львова предлагалась и в других телеграммах, направлявшихся царю. Перед своим отречением от престола Николай II подписал 2 марта 1917 года указ об увольнении в отставку прежнего состава Совета Министров и о назначении новым главой Правительства князя Г.Е. Львова. Это было сделано по просьбе прибывшего из Думы лидера октябристов А. И. Гучкова. Однако отправлять в отставку Голицынское правительство (Совет министров) было уже ни к чему: большинство его членов находилось под арестом. Власть на себя взял созданный 27 февраля 1917 года Временный Комитет Государственной думы. Этот Комитет вскоре сформировал Временное правительство, которое и возглавил Георгий Евгеньевич Львов, занявший также пост министра внутренних дел. Указ Николая II о назначении Георгия Евгеньевича главой правительственного кабинета был весьма важен для думских лидеров, сформировавших Временное правительство. Этот указ создал легитимную (законную) основу для перехода власти от кабинета царского правительства к кабинету «думского» правительства. Около трёх часов дня 2 марта 1917 года переговоры об организации Временного правительства были завершены. Его состав был оглашен П.Н.Милюковым перед всеми собравшимися в резиденции Госдумы в Таврическом дворце. Представляя Г.Е. Львова, он сказал, что во главе правительства поставлен человек, имя которого означает «организованную русскую общественность». Одним из первых вопросов, которые пришлось решать Г.Е.Львову на посту главы Временного правительства, был вопрос о дальнейшей судьбе бывшего царя. Генерал Михаил Васильевич Алексеев по поручению Николая II передал Георгию Евгеньевичу требование о предоставлении бывшему монарху ряда гарантий, среди которых разрешение беспрепятственного проезда до Романова-на-Мурмане, связанного с Мурманским портом. Открытие Николаю II дороги туда давало возможность беспрепятственного выезда в Англию, так как на рейде Мурманска стояли английские военные корабли. Затем 6 марта 1917 года Г.Е. Львов отправил телеграмму генералу М.В. Алексееву, в которой согласился с требованиями Николая II. Это означало фактическое согласие на выезд бывшего царя в Англию. Однако силы, группировавшиеся вокруг Советов, не позволили осуществить этот замысел. В тот же день 6 марта Временное правительство было вынуждено принять решение об аресте Николая II и Александры Федоровны. Князь Г.Е.Львов и его правительство считали аграрные проблемы центральными среди экономических вопросов, требовавших неотложного разрешения. 19 марта князь и члены его правительства подписали специальное постановление, касавшееся аграрной тематики. В этом докладе едва ли не впервые употреблялся на официальном уровне термин «враги народа». Георгий Евгеньевич Львов и члены его кабинета заявили, что «земельный вопрос не может быть проведен в жизнь путем какого-либо захвата. Насилие и грабежи – самое дурное и самое опасное средство в области экономических отношений. Только враги народа могут толкать его на такой гибельный путь, на котором не может быть никакого разумного исхода. Земельный вопрос должен быть решен путем закона, принятого народным правительством». Министр-председатель Г.Е.Львов и министр земледелия А.И.Шингарев поставили подписи под постановлением правительства, опубликованным 21 апреля 1917 года, о создании земельных комитетов. Несмотря на большое внимание к аграрным проблемам, Временное правительство, однако, не могло похвастаться успехами в их разрешении. Наряду с проблемами аграрного характера правительству Г.Е. Львова приходилось заниматься множеством других разнообразных вопросов. Шла война и, конечно же, военная проблематика занимала первостепенное место в деятельности кабинета. Большие усилия прилагались и к проведению международной политики. Характеризуя эту сторону деятельности тогдашнего кабинета министров, историк И.И. Минц подчеркивал: «Правительство Г.Е. Львова унаследовало от царизма не только основы внешнеполитической программы, но и определенную систему международных связей, в которой на первом месте стоял давний союз с Францией, важную роль играли отношения с Англией и новый союз с Японией. Все эти узы правительство... считало нужным сохранить, хотя и внесло в прежнюю политику некоторые поправки. Прежде всего, оно придавало особое значение углублению связей с Англией, которую русская буржуазия считала к тому времени более ценным союзником, чем истощенную Францию». «Вестник Временного правительства» регулярно сообщал российскому читателю о заседаниях кабинета Г.Е. Львова. В своих воспоминаниях видный журналист и кадетский деятель И.В.Гессен описал типичное заседание Временного правительства под председательством Георгия Евгеньевича Львова: «За длинным столом вразбивку сидело несколько министров, глубоко погрузившись в лежавшие перед ними бумаги... в центре князь Г.Е. Львов, точно всеми брошенный и озиравшийся по сторонам, не оторвется ли кто-нибудь от бумаг, чтобы придти ему на помощь. А.Ф. Керенского, П.Н. Милюкова и министра иностранных дел М.И.Терещенко не было, они пришли к концу обсуждения, а некоторые конца заседания не дождались и уходили, не простившись... остальные упорно молчали, и тщетно князь Г.Е. Львов несколько раз переспрашивал, нет ли у кого замечаний». Такие нравы царили в обоих составах Временного правительства, которые возглавлял Г.Е. Львов. Следует отметить, что первый состав Правительства просуществовал до 6 мая, а второй – до 24 июля 1917 года. В случае отсутствия на заседаниях самого Георгия Евгеньевича Львова на них председательствовал, по постановлению правительства, министр юстиции А.Ф.Керенский. Словом, он являлся фактически заместителем Георгия Евгеньевича Львова. Второе Правительство, возглавлявшееся Г.Е. Львовым, получило название «коалиционного» (временного объединениея для достижения общих целей) так как в пего вошли министры, делегированные Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов. Кульминацией борьбы Советов за создание коалиционного правительства стало 6 мая 1917 года. Известна хлесткая характеристика В.И.Ленина, определившего значение возникшей коалиции так: «Шестое мая было выигрышным днём для буржуазии. Её правительство стояло на краю гибели. Массы были заведомо и, безусловно, горячо и непримиримо против него. Одного слова народнических и меньшевистских вождей Совета было достаточно, чтобы правительство беспрекословно сдало свою власть, и Г.Е.Львов на заседании в Мариинском дворце вынужден был открыто признать это». В тот же день 6 мая в «Вестнике Временного правительства» была опубликована декларация с программой коалиционного правительства. 7 мая 1917 года «Известия» сообщили о том, что большинством голосов Петроградский совет одобрил соглашение о включении его представителей во Временное правительство и потребовал подотчетности их Совету. Следующий острый кризис подстерегал правительство Г.Е. Львова 2 июля 1917 года. В этот день министры-кадеты вышли из него из-за несогласия с включением в правительственную декларацию пунктов, фактически предоставлявших Украине автономный статус даже до созыва Учредительного собрания. Этот факт явился детонатором для кровавого взрыва страстей, потрясшего Петроград 3–4 июля 1917 года. Деятельность Правительства была парализована. Таким образом, сформировалось решение обновить Правительство, и тогда свой пост покинул уже сам Г.Е. Львов. Это произошло 7 июля 1917 года. Георгий Евгеньевич заявил о своей отставке из-за несогласия с рядом пунктов программы будущего кабинета, содержавшихся в декларации, подготовленной А.Ф. Керенским. Однако более глубинные причины отставки Г.Е. Львова состояли в том, что он не хотел руководить «кровопусканием» в стране, раздорами и острейшими распрями. Он не хотел этого, хотя и был сторонником решительных мер борьбы с революционным движением. Однако А.Ф. Керенский был готов к такой миссии, и Г.Е.Львов решил не препятствовать ему. Георгий Евгеньевич Львов вошел в историю нашей страны как глава первого немонархического Правительства и как премьер первого коалиционного Правительства. С его именем связана также организация общеземской помощи раненым во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В период первой мировой войны он являлся председателем Всероссийского земского союза и, наряду с фабрикантом С.М. Челноковым, одним из руководителей объединенного комитета Земгора (Земского и городского союзов), созданного с целью помощи правительству в организации снабжения русской армии. После Октябрьской революции Георгий Евгеньевич Львов был арестован в Тюмени, находился в заключении в Екатеринбурге. Бежал в Омск, оттуда попал в США, где пытался добиться помощи для белой армии. Затем эмигрировал во Францию. В 1918-1920 годах он возглавлял в Париже Русское политическое совещание. Георгий Евгеньевич Львов скончался 7 марта 1925 года и похоронен в Париже. Керенский Александр Фёдорович (1881-1970гг.) Председатель Временного правительства (8.07.1917г.-25.10.1917г.) Керенский Александр Фёдорович (22.04.1881-11.06.1970гг.) - общественный и политический деятель, адвокат, член и руководитель масонской организации. Родился в Симбирске в семье директора мужской гимназии, которую окончили братья Александр и Владимир Ульяновы. В 1899 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1904 году получил диплом юриста, был принят в коллегию адвокатов в Петербурге. Сочувствовал партии эсеров, разделял их взгляды на террор как основное средство борьбы. А.Ф. Керенский подаёт заявление о приёме в Боевую организацию эсеров, но Е.Ф. Азеф, руководитель Боевой организации, не доверял пылким молодым людям и не дал своего разрешения. А.Ф. Керенский был участником первой русской революции. Затем 21 декабря 1905 года по подозрению в причастности к боевой деятельности эсеров был арестован, четыре месяца провёл в петербургской тюрьме «Кресты» и был сослан в Среднюю Азию. Осенью 1906 года А.Ф. Керенский вернулся в Петербург из ссылки. Александр Фёдорович приобретает известность в 1910-е годы выступлениями на политических процессах, становится депутатом IV Государственной думы по списку Трудовой группы от города Вольска Саратовской губернии, являясь лидером фракции трудовиков. Керенский А.Ф. в 1912 году возглавлял Комиссию Думы по расследованию трагических событий на Ленских приисках. В этом же году Керенский А.Ф. был принят в думскую масонскую ложу «Великий Восток народов России», а со временем стал генеральным секретарём верховного совета масонской ложи. Своё участие в деятельности масонов объяснял их политическими целями: стремлением установить в России демократию на основах широких социальных реформ и федерального устройства. Позже в эмиграции он признавал, что его действиями в 1917году руководила масонская ложа. В октябре 1913 года А.Ф. Керенский находится в числе инициаторов резолюции протеста, принятой коллегией адвокатов Петербурга, против нарушения основ правосудия в связи с делом Бейлиса М.М., а с 1915 года становится председателем фракции Трудовой группы. А.Ф. Керенский с Думской трибуны выступал с критическими речами против правительства, приобрёл славу одного из лучших ораторов левых фракций. Считал, что «спасение государства возможно только объединёнными силами всего народа» и что революция - единственный путь к спасению государства. Февральскую революцию Александр Фёдорович воспринял как «свершившееся чудо». А.Ф. Керенский 27 февраля 1917 года был избран во Временный комитет Государственной думы и в то же время «Петросовет рабочих и солдатских депутатов» на первом заседании избрал его товарищем-председателем. В марте 1917 года А.Ф. Керенский вступил в партию эсеров. В составах Временного правительства был министром юстиции (март-май 1917г.), военным и морским министром (июль-август 1917г.), министром-председателем. Керенскому А.Ф. было 33 года, он был фигурой, которая устраивала всех - и правых, и левых и символизировала единство политических сил. Был прекрасным оратором и умным политиком. Керенский А.Ф. уловил общедемократический смысл революции, и его первые мероприятия на посту министра юстиции были чрезвычайно популярны. В начале марта 1917года он издал приказ об освобождении всех заключённых по политическим и религиозным мотивам; 12 марта 1917 г. - указ об отмене смертной казни, 17 марта 1917г. - об отмене розог и наложении оков на заключённых; затем отдал распоряжение Енисейскому губернатору о немедленном освобождении депутатов Государственной думы от социал-демократической фракции, приказал прекратить дело об убийстве Распутина Г.А. Всё служебное время он проводил в разъездах по стране, митингах, выступлениях. 18 апреля 1917 года разразился первый правительственный кризис после опубликования ноты Павла Николаевича Милюкова. Возникла идея коалиционного правительства с участием представителей социалистических партий. Керенский А.Ф. 5 мая 1917 года занял пост военного и морского министра в первом коалиционном Временном правительстве. Июнь и июль 1917 года Керенский А.Ф. провёл в непрерывных поездках по фронтам, где окончательно понял, что устои армии были уже основательно подорваны, и восстановить боеспособность русской армии было уже невозможно. 18 июня 1917 года, в связи с провалом наступления русской армии на Юго-Западном фронте, разразился второй правительственный кризис. После отставки князя Г.Е.Львова 8 июля 1917 года, сохранив пост военного и морского министра, Керенский А.Ф. стал главой Временного правительства. Он продолжал разъезжать по стране, участвовать в бесчисленных заседаниях и митингах, и политическое чутьё ему не подсказало, что уже давно пора заниматься ежедневной, кропотливой работой по созданию дееспособных органов власти. Народ ждал, а власть медлила с проведением необходимых преобразований и оттягивала решение актуальных проблем, затрагивающих судьбы миллионов. И летом 1917 произошла быстрая смена настроений общества в сторону радикализма. Авторитет Временного правительства падал. В это время уже, по замечанию генерала А.И. Деникина: «Никакая власть не могла удовлетворить все классы населения ввиду непримиримости их интересов и неумеренности их вожделений. Ни одна из правивших инстанций (Временное правительство, Совет) не имела за собой надлежащей опоры большинства. За революционной эйфорией общенациональный лидер А.Ф. Керенский не увидел, что в обществе уже вырвалась наружу разрушительная стихия охлократии (от греч. ochlos - чернь, толпа и kratos - сила, власть) низших, неимущих классов и нужны жёсткие методы власти». Выход из такой ситуации был позже предложен Лениным В.И., поскольку серьезные политические вопросы не могут быть решены простым голосованием. Затем на деле эти вопросы решила гражданская война. В июле 1917 года Керенский А.Ф. назначил генерала Корнилова Л.Г. главнокомандующим Юго-Западным фронтом, а 19 июля 1917 года - Верховным главнокомандующим. Генерал Корнилов Л.Г. был сильной, решительной личностью. Многие восстановление порядка в обществе стали связывать с его именем и надеждой на установление военной диктатуры. Генерал Корнилов Л.Г. двинул к столице войска с намерением физически устранить Керенского А.Ф. и его земляка Ленина В.И. Тогда Керенский А.Ф. принял решение отстранить Корнилова Л.Г. от должности Верховного главнокомандующего. Однако генерал не пожелал подчиниться и был арестован. Керенский А.Ф.12-15 августа 1917 года организовал Государственное Московское совещание с целью консолидации революционно-демократических сил страны. С 30 августа 1917 года Керенский А.Ф. провозгласил себя Верховным главнокомандующим. Далее 1 сентября 1917 года Керенский А.Ф. создал новый орган - «Совет пяти или Директорию». В тот же день (1 сентября 1917 года) Россия была провозглашена республикой. В 1917 году (14-22 сентября) в Петрограде для подтверждения легитимности власти, в целях ослабления нарастающего в России общенационального кризиса, консолидации общества было созвано Демократическое совещание. Однако совещание не могло решить всех проблем. По этой причине было решено выделить из состава Совещания представителей всех групп и фракций в постоянный орган - Всероссийский демократический совет - Предпарламент. Решение было таким, что 23 сентября 1917 года было создано третье коалиционное правительство, министром-председателем и главнокомандующим вновь стал Керенский А.Ф., но следует отметить, что его авторитет уже сильно пошатнулся. В середине октября 1917 года стало ясно, что большевики готовят свержение Временного правительства, но Керенский А.Ф. считал, что он легко сможет подавить всякую попытку вооружённого переворота. Следует отметить, что 25 октября 1917 года большевики разыскивали Керенского А.Ф. по всему Петрограду, однако ему удалось уехать из города. Он отправился в штаб Северного фронта в Псков с целью организовать сопротивление большевикам. Используя казачьи части третьего конного корпуса генерала Краснова П.Н., глава Временного правительства Керенский А.Ф. 31 октября 1917 годасовместно с генералом П.Н.Красновым безуспешно пытался вернуть власть путем похода на Петроград, он предпринял попытку прорваться в город, но потерпел неудачу. После этого перешёл на нелегальное положение. После Октябрьского переворота А.Ф. Керенский два месяца находился на нелегальном положении в Финляндии, Петрограде, Москве и под Новгородом. В июне 1918 года А.Ф. Керенский эмигрировал во Францию, оставив жену с двумя сыновьями. В 1922-1932 гг. жил в Берлине и Париже, с 1940 – го года в США. В 1950-1960-х годах работал в Стенфордском университете, в Гуверовском институте войны, революции и мира. В 1965 году вышли его мемуары «Россия на историческом повороте». Белая Россия обвиняла Керенского А.Ф. в крушении монархии, гибели царской семьи, в том, что он «заболтал» революцию, похоронил демократические идеалы, сдал Россию большевикам. Керенский Александр Фёдорович терзался ощущением собственной вины за всё, что он сделал и не сделал на посту главы Временного правительства. Перед смертью он говорил: «Я погубил Россию! Но, видит Бог, я желал ей свободы!». Александр Фёдорович Керенский умер 11июня 1970 года в Нью-Йорке. К этому времени два его сына проживали в Лондоне. Один из них, Олег Александрович, похоронил отца в Лондоне на бедном муниципальном кладбище. |