Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль театра

  • Профессия режиссер

  • §11. Музыка конца XIX - начала XX веков

  • §12. Российские меценаты

  • Третьяков Павел Михайлович (1832-1898гг.)

  • История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики


    Скачать 3.25 Mb.
    НазваниеУчебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
    АнкорИстория науки и культуры
    Дата15.12.2022
    Размер3.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусства и культуры II часть.doc
    ТипУчебник
    #847633
    страница22 из 36
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   36
    §10. Театр и режиссёр
    Коренные преобразования театра в XIX веке в определенном смысле обусловила научно-техническая революция и, в частности, появление кинематографа. Поначалу кинематограф, а позднее и телевидение, были признаны не просто конкурентами театра, но даже его «могильщиками». От новых открывающихся перспектив захватывало дух: лучшие образцы зрелищного искусства могут быть растиражированы, они становятся доступными каждому. Более того, фильмы можно пересматривать сколько угодно раз, их качество остается неизменным. В этом возвышенном отношении к новому искусству как-то забылась главная особенность театра - активное взаимодействие со зрительным залом, эта особенность стала казаться несущественной. Однако театр не сдался, именно конец XIX - начало XX века характеризуется особой насыщенностью в поисках новых средств театральной выразительности.

    Роль театра в общественной жизни накануне революции чрезвычайно возросла. Открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве стало событием большого культурного значения. У истоков нового театра стояли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В своей речи, обращенной к труппе при открытии, К.С.Станиславский особенно подчеркивал необходимость демократизации театра, сближения его с жизнью. «Мы стремимся, — говорил он, — создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр». 14 октября 1898 г. на сцене театра «Эрмитаж» состоялось первое представление пьесы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

    Подлинное рождение Художественного театра состоялось в декабре 1898 г. при осуществлении постановки чеховской «Чайки», которая с тех пор является эмблемой театра. В самые первые годы его существования драматургия А.П.Чехова и А.М.Горького составила основу репертуара театра.

    В 1902 г. на средства крупнейшего росссийского мецената С. Т. Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра (архитектор Ф. О. Шехтель). Художественный театр стал одним из центров прогрессивного театрального движения, формирования новых принципов актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей, оказавших большое влияние на все театральное дело в России. Смелая, революционная программа Художественного театра имела большой общественный резонанс, вызвала многочисленные выступления театроведов, по-разному оценивавших это событие культурной жизни. Театральных новаций не приняли представители символизма. В. Я. Брюсов в статье «Ненужная правда» (1902г., журнал «Мир искусства») доказывал бессмысленность стремлений передать на сцене «правду жизни».

    Примерно в это время формируется эстетика условного театра, связанная с экспериментами В. Э. Мейерхольда в области сценического искусства.

    Профессия режиссер появилась в этот период как новая театральная профессия, ставшая затем в театре основной. С началом XX века наступила новая эпоха — театра режиссерского. Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: простая «техническая» организация театрального зрелища в рамках любой из театральных традиций не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей. Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля, необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое. Тогда эмоциональное воздействие возрастает в разы, не сводясь к простой сумме впечатлений от каждого компонента, но умножая и обогащая общее восприятие. В противном же случае спектакль может «распасться» на составные части, возможно, достойные сами по себе, но противоречащие друг другу. В теорию и практику театра вошли новые базовые понятия: общая концепция спектакля, сверхзадача, сквозное действие, актерский ансамбль, режиссерское решение и т.д. Новая концепция театра оказалась не просто жизнеспособной, но чрезвычайно плодотворной применительно ко всем эстетическим направлениям. Новая концепция режиссерского театра оказала принципиальное влияние и на кинематограф: очень скоро фигура режиссера кино из простого организатора съемочного процесса превратилась в главного автора фильма. Театр сам тоже переживал период обновления, притока свежих сил. Наряду с традиционными императорскими театрами, городскими театрами в губернских центрах возникали десятки новых театральных коллективов, которые ставили перед собой как коммерческие, так и чисто творческие, художественные цели. По всей стране нашлось немало меценатов, дававших деньги для первых шагов новых театральных коллективов. В 1897 году был создан Московский Художественный театр двумя выдающимися режиссёрами – К.Д. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938). Режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Сценическую деятельность начал в 1877 году. В 1897 году произошла историческая встреча К.Д. Станиславского с В.И. Немировичем-Данченко, которая привела к созданию Московского Художественного театра. С этого момента начинается новая эпоха в истории русского театрального искусства. Станиславский разрабатывает теорию и методологию сценического творчества, получившую наименование «система Станиславского». Необходимо отметить режиссёрскую деятельность В.Э. Мейерхольда, которая началась с поиска новых путей в искусстве. Режиссер и актер. Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940). Его художественная программа была связана с поэтикой символизма, с принципами условного театра, стилизации, подчинения актерского действия живописно-декоративному началу. Во всех своих исканиях он оставался режиссером-поэтом. Творческие поиски выдающегося режиссера оказали огромное влияние на развитие отечественного и зарубежного театра.
    §11. Музыка конца XIX - начала XX веков
    Существенные изменения в начале XX века произошли и в музыке. Открылись консерватории в Саратове, Одессе, Киеве, наряду, с уже действующими в Москве и Петербурге. Появились формы музыкального «внешкольного образования»: в 1906 г. в Москве при содействии русского композитора, педагога, пианиста, учёного, музыкального общественного деятеля С. И. Танеева (1856-1915гг.) была открыта народная консерватория.

    В творчестве композиторов происходил известный пересмотр музыкальных традиций, повышался интерес к внутреннему миру человека, философско-этическим проблемам. Знамением времени стало усиление лирического начала в музыке.

    Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908гг.) русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик - в этот период является основным хранителем и представителем творческих принципов «Могучей кучки». Композитор написал полную лиризма и драматизма оперу «Царская невеста» (1898г.), затем «Сказка о царе Салтане» (1900г.), «Сервилия» (1902г.), «Кащей бессмертный» (1902г.), «Пан воевода» (1904г.), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907г.), «Золотой петушок» (1909г.).

    Новые черты русской музыки начала XX в. нашли наибольшее выражение в творчестве русского композитора, пианиста, дирижёра С. В. Рахманинова (1873-1943гг.) и русского композитора и пианиста А. Н. Скрябина (1872-1915гг.). Оба они были выпускниками Московской консерватории. Обладая ярко выраженной творческой индивидуальностью, С.В.Рахманинов вместе с тем следовал в своей музыке традициям русской музыкальной классики. Во многом он был прямым музыкальным наследником П. И. Чайковского. Идейно-художественный мир А.Н. Скрябина был более сложным. Его творчество отличалось художественным новаторством и глубоким философским содержанием.

    В начале XX столетия центрами музыкальной жизни России были Мариинский (Санкт-Петербург) и Большой (Москва) театры. Однако основные достижения оперного искусства этого времени связаны с деятельностью Московской частной русской оперы (С. И. Мамонтова, а затем — С. И. Зимина). На сцене частной оперы Мамонтова раскрылся талант выдающегося русского оперного, камерного певца (высокий бас) и актера Ф. И. Шаляпина (1873-1938гг.), занимавшегося также живописью, графикой и скульптурой. «В русском искусстве Шаляпин - эпоха, как Пушкин», - писал А.М. Горький (Пешков) (1868-1936гг.).
    §12. Российские меценаты

    Меценатами были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие.

    На Руси благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей.

    Расцвет меценатства в России наблюдается в конце XIX-го – начале XX-го веков. Этот период справедливо назван его «золотым веком» и порой подлинного расцвета. Это время окрашено деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в одной Москве меценатами были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.

    По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела.

    Такими стали Третьяковская галерея, также Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств (на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 миллиона рублей). Благодаря меценатству возникают Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и многое другое. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов. В этой семье и отец, и дочь были страстными любителями и поклонниками книжного дела, они многое сделали для пропаганды книг в стране. Все российские меценаты обладали рядом общих черт: социальной значимостью, демократической направленностью, полнейшим бескорыстием, давними традициями благотворительности, что обусловлено принципами, убеждениями, личностными качествами.

    Третьяков Павел Михайлович (1832-1898гг.) В.В. Стасов, выдющийся русский критик, в некрологе на смерть Третьякова писал: «Третьяков умер знаменитым не только на всю Россию, но и на всю Европу. Приедет ли в Москву человек из Архангельска или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или с Амура- он тут же назначает себе день и час, когда ему надо идти в Лаврушинский переулок и посмотреть с восторгом, умилением и благодарностью весь тот ряд сокровищ , которые накоплены этим удивительным человеком в течение всей его жизни».

    Не менее высоко оценивали подвиг Третьякова и сами художники, с которыми он был связан на ниве собирательства. В феномене П.М. Третьякова впечатляет верность цели. Подобная идея - положить начало общественного, всем доступного хранилища искусства – не возникала ни у кого из современников, хотя частные коллекционеры существовали и до П.М.Третьякова, но они приобретали картины, скульптуру, посуду, хрусталь прежде всего для себя, для своих частных собраний и видеть принадлежавшие коллекционерам произведения искусства могли немногие. В феномене П.М.Третьякова поражает также и то, что он не имел никакого специального художественного образования, однако раньше других распознавал талантливых художников. Раньше многих он осознал неоценимые художественные достоинства иконописных шедевров Древней Руси. «От Вас крупное имя и дело останется», — таким пророчеством ещё в 1876 году одарил Третьякова критик В.В. Стасов.

    Павел Михайлович Третьяков - российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи, переданной в дар Москве и получившей название «Третьяковской».

    Родился в Москве 15 декабря 1832 года в потомственной купеческой семье. Как и многие люди его круга, получил домашнее образование. Ещё с детства П.М. Третьяков полюбил гравюры и литографии с историческими и вообще интересными сюжетами и ревностно собирал их, покупая большинство на рынке, в маленьких лавочках.

    С четырнадцати лет вместе с братом Сергеем занимался торговыми делами: семья владела сначала «лавками с палатками», а затем «магазином полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных». Позднее Третьяковы приобрели фабрики в Костромской губернии.

    Современники считали Павла Михайловича «тихим и загадочным». Третьяков был богатым купцом, но разносолов не любил, был скромен в еде и в быту. Всю жизнь проходил в сюртуке одного покроя и очень ценил время, которое расписывал, как педант, по минутам.

    Осенью 1852 года П.М.Третьяков, подведя итог ярмарочной торговле, едет в Петербург, который произвёл на него неизгладимое впечатление. Восемнадцать дней в северной столице, восторженные впечатления от театров, выставок, посещение Эрмитажа, Румянцевского музея, Академии художеств окончательно утвердят его в решении собрать коллекцию картин. Это стремление станет идеей и смыслом всей его жизни.

    Частное собрание картин Павла Михайловича Третьякова начинает складываться с 1856 года с приобретения у художника Шильдера небольшой картины «Искушение». С первых шагов собирательской деятельности он сосредоточил внимание на произведениях русских живописцев, так как с самого начала он хотел создать национальную художественную галерею. Первые картины размешались в жилых комнатах бельэтажа дома в Лаврушинском переулке, который занимала семья Третьякова. Коллекция активно пополнялась заказами художников. К 1860 году были приобретены полотна В.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», И.П. Трутнева «Крестный ход», А.К. Саврасова «Вид на Ораниенбаум», К.Н. Филиппова «Севастополь» и небольшие этюды А.Г. Гаравского, Н.Е. Сверчкова, И.И. Соколова.

    В этом же 1860 году Павел Михайлович составляет завещание, в котором определяет цель своей коллекционной деятельности: «... для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

    Исходя из поставленной задачи, в дальнейшем П.М.Третьяков подходил уже и к подбору картин в галерею не как любитель живописи, а как историк искусства, стараясь не пропустить чего-либо характерного и значительного для русской живописи. Поэтому он довольно часто приобретал не только то, что соответствовало его личному вкусу, но и то, что лично ему не нравилось, но казалось необходимым для полноты представления о художественных процессах, происходивших в России во второй половине XIX века. «Картинная галерея П.М. Третьякова мало похожа на другие русские галереи. Она не случайное сборище картин, она - результат знания, соображения, строгого взвешивания и всё более глубокой любви к своему дорогому делу», — писал В.В.Стасов.

    П.М.Третьяков всё делал основательно. Не имея специального искусствоведческого образования, всю жизнь жадный до знаний, он объездил Германию, Италию, Францию, Англию, Австрию, Скандинавию... Всюду посещал выставки, салоны, галереи, музеи. Это и были его университеты. Художественное чутьё, тонкое и глубокое знание живописи, которым отличался П.М.Третьяков, было результатом большого труда по её изучению. Он часто посещал Петербург, бывал в мастерских художников, много и подолгу беседовал с ними, постигая основы мастерства, специфику работы. Он хорошо знал технологию живописи, свойства красок, умел крыть лаком картины, без помощи реставраторов удалял повреждения в холсте, заделывая трещины в красочном слое, промывал загрязненные холсты.

    Художники в Третьякове видели не покупателя картин, а друга и помощника. Зная, что картина может попасть в галерею Третьякова, они часто уступали её за более низкую цену, чем предполагалось ранее.

    П.М. Третьяков делал приобретения на выставках и непосредственно в мастерских художников. В 60-е годы галерея пополняется полотнами К.Д. Флавицкого «Княжна Тараканова», В.Г. Перова «Крестный ход», «Живописец-дилетант», «Фомушка-сыч», М.К. Клодта «Последняя весна», «Осень», «Закат», И.И. Шишкина «Рубка леса», В.И. Якоби «Привал арестанта» и многими другими.

    Ко времени создания «Товарищества передвижных выставок» собрание П.М. Третьякова было уже хорошо известно любителям живописи и художникам. Ежегодно устраиваемые выставки передвижников (с 1871 года) стали источником пополнения коллекции Третьякова. Манера его держаться в мастерской и на выставках — величайшая скромность и молчаливость. Никто никогда не мог сказать наперед, какая картина привлекла его внимание и может быть им куплена.

    В конце 60-х - начале 70-х годов XIX столетия у Павла Михайловича Третьякова возникает план создания галереи портретов выдающихся русских деятелей науки, литературы и искусства. До него такая простая мысль никому не приходила в голову.

    Первым был заказан портрет выдающегося русского актёра Михаила Семёновича Щепкина (1788–1863гг.). Опасался Павел Михайлович, что уйдёт старик из жизни и не останется потомкам изображения любимого артиста. Затем П.М.Третьяков покупает портрет Н.Кукольника, портрет Н.В.Гоголя. Далее увлекает этой идеей лучших художников своего времени: В. Перова, И. Крамского, И. Репина и заказывает им портреты интересующих его лиц, проявляя при этом удивительную человеческую мудрость и чутьё. П.М.Третьяков писал письма писателям, уговаривая их позировать, некоторых упрашивал годами. В течение почти трёх десятилетий, несмотря на все трудности, он, воплощая свой замысел, формировал портретную галерею. Без него не осталось бы прижизненных портретов Гончарова, Л. Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Достоевского. Художник И.Е. Репин так писал об этой галерее: «Портреты, находящиеся у Вас, представляют лица, дорогие нации, её лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью на пользу и процветание родной земли, веривших в её лучшее будущее и боровшихся за эту идею». Следует отметить, что 70-80-е годы XIX века - наиболее активный период формирования картинной галереи П.М. Третьякова. Это было связано и с успехом коммерческой деятельности его семьи, а, следовательно, с возросшими доходами, но в большей степени — с расцветом деятельности передвижников, созданием ими в этот период наиболее значительных работ. В эти годы были созданы выдающиеся картины, такие, как «Оттепель», «Мокрый луг» Ф.А. Васильева, «Грачи прилетели» А.К.Саврасова, «Христос» И.Н. Крамского, «Берёзовая роща» А.И. Куинджи, «Иван Грозный и его сын Иван», «Царевна Софья», «Крестный ход», «Не ждали», «Отказ от исповеди» И.Е. Репина, «Рожь», «В лесу», «Горелый лес» И.И. Шишкина, «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Берёзове» В.И. Сурикова и многие другие, составившие гордость и славу Третьяковской галереи.

    Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. В 1874 году П.М. Третьяков приобрёл у В.В. Верещагина 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрёл и на аукционе, проходившем в 1880 году.

    П.М.Третьякову удалось собрать и целую галерею этюдов А.А. Иванова, в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера.

    В 1885 году П.М. Третьяков приобрел у В.Д. Поленова 102 этюда, выполненных художником во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине.

    У Виктора Михайловича Васнецова П.М.Третьяков купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира.

    Позднее, стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров XVIII — первой половины XIX веков. Почти никто из современников Третьякова не уделял такого внимания и интереса полотнам XVIII века, как он. Ему приходилось разыскивать картины по антикварным магазинам, уговаривать частных лиц уступить фамильные портреты в галерею. Таким образом, было собрано 36 полотен И.Н. Никитина, А.П. Антропова, Ф.С. Рокотова, Д. Левицкого, В.Л. Боровиковского, И. П.Аргунова.

    На рубеже 1870-1880-х годов П.М.Третьяков не ограничивается приобретением картин и этюдов. С этого времени в круг его интересов попадают и рисунки русских художников. К 1893 году в его коллекции эти рисунки составляют 471 предмет.

    В 1890-е годы у П.М.Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Именно тогда широко распространяется интерес к иконам как к произведениям искусства. Павел Михайлович, составляя национальную галерею, не мог не отдать должного внимания древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И.Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности П.М. Третьяков приобрёл 62 иконы.

    П.М. Третьяковым в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.

    В связи с постоянным пополнением коллекции остро встал вопрос о её размещении. Собрание приобрело такую известность, что многие любители живописи желали бы с ним познакомиться, но расположенные в жилых комнатах полотна делали очень обременительным такие посещения для семьи Третьяковых.

    Ещё в 1872 году Павел Михайлович принимает решение о строительстве специального помещения для коллекции (архитектор А. Каменский проектировал и строил галерею и все последующие пристройки к ней). Здание было закончено в 1874 году, и коллекция разместилась на двух этажах: второй этаж был отдан полотнам современных художников, а первый - работам старых мастеров.

    Дом в Лаврушинском переулке достраивался ещё несколько раз: вторая пристройка была сделана в 1882 году, за ней последовала в 1885 - третья, в 1892 - четвёртая. Весь верхний этаж галереи (4 зала) был отдан картинам художников XVIII - XIX вв., причем расположены они были в хронологическом порядке.

    В 1892 году скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своём завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

    По значимости своего собрания галерея вошла в один ряд с крупнейшими музеями России того времени. Она стала одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней почитали за честь не только русские люди, но и многие иностранцы, начиная от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.

    В августе 1892 года Павел Михайлович Третьяков передал свою художественную галерею в дар Москве. К этому времени в собрании насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

    15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». По воспоминаниям современников, после передачи галереи Москве император Александр III хотел даже даровать Третьякову дворянство. Павел Михайлович Третьяков отказался.

    Передав галерею родному городу Москве, сделав её достоянием России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять её собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов. Например, в первый год он пополнил собрание тридцатью картинами, двенадцатью рисунками и мраморной статуей М.М. Антокольского «Христианская мученица».

    Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893 года.

    Уже тяжело больной Павел Михайлович Третьяков в 1898 году едет в Санкт-Петербург на выставку, где делает последнюю свою покупку — эскиз И.И.Левитана к картине «Над вечным покоем». Наверное, Павлу Михайловичу было грустно смотреть на этот необозримый простор воды и неба, на старенькую церквушку, одиноко светящееся оконце, покосившиеся кресты забытых могил. Его самого уже сильно мучили боли, любимая жена также была тяжело больна, молчал и опустевший дом в Лаврушинском, все дочери повыходили замуж и разъехались. Но вряд ли ему было страшно перед «Вечным покоем». Смерть ведь бесследно поглощает лишь тех, кто ничего не оставляет после себя. А он оставлял. И знал это.

    Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве 4 декабря 1898 года; похоронен на Даниловском кладбище. В 1948 году его прах перенесён на Новодевичье кладбище
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   36


    написать администратору сайта