Главная страница
Навигация по странице:

  • Эдисон в Северной Америке и Лодыгин в России

  • Ли де Форестом в 1906 году

  • Телефон - уникальное изобретение

  • История телефона

  • Иоганн Филипп Рейс

  • Но в 1879 году

  • В 1878 году русский инженер-электротехник П.М. Голубицкий

  • В первой половине 1896 года изобретение Луи Люмьера импортируется и в Россию.

  • А. Самарский

  • Следует отметить, что это был «аттракционный» период истории кино.

  • По способу производства все фильмы того времени можно разбить на две группы: 1.

  • В первые годы XX века наблюдается экономический кризис и подъем революционного движения, завершившегося революцией 1905—1907 годов.

  • Вера Васильевна Холодная (1893-1919гг.).

  • Ивана Ильича Мозжухина (1889-1939гг.).

  • Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945гг.)

  • История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики


    Скачать 3.25 Mb.
    НазваниеУчебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
    АнкорИстория науки и культуры
    Дата15.12.2022
    Размер3.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусства и культуры II часть.doc
    ТипУчебник
    #847633
    страница21 из 36
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   36
    §7. История электричества в России
    Первые открытия, связанные с современным понятием электричества, появляются в конце XVIII века. Важно отметить, что открытия в этой области науки появлялись друг за другом у разных ученых по всему миру. Одни открытия были полезными, которые давали направление для целого раздела электрической науки (например, гальванический элемент, т.н. первая батарейка Вольта), а многие были бесполезные, которые терялись среди сотен других. Сначала электричество было разделом физики, но уже в конце XIX века электричество выделилось в самостоятельную науку. В 1870-х годах начались разработки, которые привели к созданию прообраза современной лампы накаливания. Причем открытие осуществил изобретатель Эдисон в Северной Америке и Лодыгин в России и практически одновременно. За изобретение Петербургская академия наук присудила в 1872 году своему изобретателю Ломоносовскую премию. Первый патент на лампочку накаливания принадлежал Лодыгину, однако он не смог поставить свое изобретение на конвейер. А потому большинство людей знает, что изобрел лампочку Эдисон, так как именно он поставил ее выпуск «на конвейер».

    Следует отметить, что в конце XIX века находилось немало противников электрической лампочки. Придумывали десятки аргументов в пользу керосиновых ламп. Некоторые «ученые» полагали, что использовать лампочки будет проблематично, пока не разработаны специальные инструменты для их чистки и удаления копоти со стекла.

    Чтобы доказать, что электрическая лапочка - это полезное изобретение, в 1879 году Эдисон привез 3 тысячи человек в свою мастерскую и дал им посмотреть на одновременно работающие сотни лампочек у него в мастерской и на соседних дорогах. Зрители были поражены.

    После такой демонстрации «чуда» резко упали акции газовых и керосиновых компаний. Так лампочка стала покорять мир. С того момента электричество стало использоваться повсюду. Всевозможные электроприборы, радио, телефон, телеграф. Без электричества перестанут работать телевизоры, телефоны, компьютеры, светофоры и даже простейшее домашнее радио.

    §8. Радио и телефонная связь в России

    У истоков радиовещания стоял Александр Степанович Попов (1859 – 1906гг.) - русский физик и электротехник, профессор, изобретатель радио.

    25 апреля (7 мая) 1895 года на историческом заседании физического отделения Русского физико-химического общества (РФХО) в Санкт-петербургском университете А.С. Попов продемонстрировал созданную им первую в мире искровую беспроводную приемо-передающую радиосистему, пригодную для надежного обмена информационными сигналами. В России этотфакт был принят за точку отсчета начала радиосвязи.

    Когда в 1887 году своими экспериментами немецкий физик Герц (1857-1894гг.) доказал справедливость гипотезы Максвелла (1831-1879) о существовании электромагнитных волн, распространяющихся со скоростью света (называемых теперь радиоволнами), многие изобретатели в разных странах занялись вопросом использования этих волн для беспроволочной передачи сигналов.

    После опубликования (1888г.) работ Герца по электродинамике А.С. Попов стал изучать электромагнитные явления и прочитал серию публичных лекций на тему «Новейшие исследования о соотношении между световыми и электрическими явлениями». Пытаясь найти способ эффективной демонстрации опытов Герца перед большой аудиторией, Попов занялся конструированием более наглядного индикатора электромагнитных волн (ЭВ), излучаемых вибратором Герца. Хорошо понимая потребность флота в средствах беспроводной сигнализации (радиосвязи), он в начале 1890-х годов поставил перед собой также задачу использовать ЭВ для сигнализации. Поиски решения этих задач проходили в два этапа: поиск достаточно чувствительного индикатора ЭВ и разработка прибора, способного надежно регистрировать ЭВ, излучаемые вибратором Герца. В качестве индикатора Попов выбрал радиокондуктор, предложенный французским физиком Бранли и названный позже когерером. Когерер - основная деталь приемника А.С. Попова, предназначенная для «улавливания» электромагнитных волн. Когерер представлял собой заполненную металлическими опилками небольшую стеклянную трубку с двумя электродами на концах. Под действием ЭВ электрическое сопротивление опилок резко уменьшалось, и когерер терял чувствительность, но при легком встряхивании она снова восстанавливалась. В результате кропотливых экспериментов с когерером Попов сделал его достаточно чувствительным и удобным индикатором ЭВ.

    Второй этап завершился в начале 1895 года созданием «прибора для обнаружения и регистрирования электрических колебаний» – радиоприемника. Он состоял из соединенных последовательно когерера, поляризованного реле, замыкающего цепь электрического звонка и источника постоянного тока – электрической батареи. При уменьшении сопротивления когерера (под действием ЭВ) реле срабатывало и включало электрический звонок. Его молоточек сначала ударял по колокольчику, а затем по когереру, встряхивая его и тем самым возвращая в чувствительное состояние. Таким образом, после приема одной посылки ЭВ когерер был готов к приему следующей.

    К весне 1895 года А.С. Попов построил чувствительный и надежно работавший приемник, пригодный для беспроводной сигнализации (радиосвязи). В качестве передатчика А.С. Попов применил видоизмененный вибратор Герца, возбуждаемый катушкой Румкорфа. К концам стержней вибратора А.С. Попов прикрепил квадратные металлические листы размером 40 на 40 сантиметров. Сигнализация производилась замыкателем (ключом) в цепи питания катушки Румкорфа. В первых опытах по радиосвязи, проведенных в физическом кабинете, а затем в саду Минного офицерского класса, приемник обнаруживал излучение радиосигналов, посылаемых передатчиком на расстоянии до 60 метров. При проведении опытов А.С. Попов заметил, что подсоединение к когереру вертикального металлического провода (антенны) приводило к увеличению расстояния уверенного приема.

    25 апреля (7 мая) 1895 года на заседании физического отделения Русского физико-химического общества (РФХО) А.С. Попов сделал научный доклад об изобретении им системы связи без проводов и продемонстрировал ее работу.

    Подробное описание приборов и принцип действия системы связи без проводов были опубликованы в январском номере журнала Русского физико-химического общества за 1896 год, распространявшегося и за рубежом. Вскоре Александр Степанович получил целый ряд хвалебных откликов ученых из разных стран. После успешной демонстрации приемника он приступил к его усовершенствованию, поставив задачу увеличить дальность связи.

    Весной 1897 года в опытах в Кронштадтской гавани А.С. Попов достиг дальности радиосвязи 600 метров, а летом 1897 года при испытании на кораблях – 5 километров.

    12 (24) марта 1896 года А.С. Попов, включив в цепь реле приемника аппарат Морзе, передал первую в мире радиограмму с записью на телеграфную ленту. Это произошло на заседании Физического отделения Русского физико-химического общества. Приемная установка размещалась в физическом кабинете Петербургского университета, а отправительная станция – в здании химической лаборатории на расстоянии 250 метров. Знаки азбуки Морзе, передаваемые помощником А.С. Попова Рыбкиным, «были ясно слышны», а председатель РФХО профессор Петрушевский записывал их мелом на доске. Вскоре все присутствовавшие увидели два слова – Heinrich Herz, а Александру Степановичу была устроена овация.

    В дальнейших своих исследованиях, проводившихся совместно с П.Н. Рыбкиным, А.С. Попов сумел осуществить прием сигналов на слух. Оказалось, что при сигналах, слишком слабых для срабатывания когерера, плохие контакты между опилками в когерере действуют как детектор и в телефонной трубке, присоединенной к когереру, каждый сигнал отмечается звуком. Это открытие позволило еще более увеличить дальность радиосвязи.

    Следующий крупный шаг в развитии радио, сделанный вскоре после изобретения А.С. Попова, состоял в усовершенствовании передатчика. Искровой промежуток был вынесен из антенны в специальный колебательный контур, который и служил источником колебаний. Антенна же, связанная с этим контуром, действовала теперь только в качестве излучателя волн.

    Важным моментом в развитии радио было изобретение американским ученым Ли де Форестом в 1906 году электронных ламп, позволивших создать источники незатухающих электрических колебаний. Именно это дало возможность полностью разрешить вопрос о передаче по радио не только телеграфных сигналов, но и звуков – речи, музыки, т. е. осуществить радиотелефонию и радиовещание.

    Работы А.С. Попова получили высокую оценку в России и за рубежом: приемник А.С. Попова был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Особым признанием заслуг Попова явилось постановление Совета Министров СССР, принятое в 1945 году, которым установлен День радио (7 мая) и учреждена золотая медаль имени Александра Попова, присуждаемая АН СССР (с 1995 – Российской Академией наук) за выдающиеся работы и изобретения в области радио.

    Телефон - уникальное изобретение, в задачи которого входит передача звука на расстоянии. История телефона уходит в далёкое прошлое. Сохранились сведения, что в 968 году один китайский изобретатель создал аппарат под названием «thumtsein», который передавал звук через трубы. Ещё в древности использовали так называемый веревочный телефон. Между двумя диафрагмами протягивали верёвку, и можно было разговаривать на небольших расстояниях. В данном случае звук передавался с одного конца на другой за счёт вибраций верёвки. Но это были примитивные телефоны, передающие звук при помощи колебаний.

    История телефона, который передаёт звук благодаря электричеству, начинается со второй половины XIX века. Первым, кто употребил слово телефон, был Шарль Бурсель, который в 1854 году опубликовал диссертацию, где описал принцип действия телефона, но до практического применения дело не дошло.

    Первое устройство, которое могло передавать музыкальные тона (не голос, лишь тона) изобрёл в 1861 году немецкий физик Иоганн Филипп Рейс. Данное устройство он назвал Telephon.

    Первый в мире телефон, предназначенный для передачи речи, изобрёл Александр Белл. Он участвовал в конкурсе на решение проблемы уплотнения телеграфных цепей и открыл эффект телефонирования. В 1876г. 14 февраля А.Белл подал заявку в патентное бюро на своё изобретение. В этот же день в Чикаго, только двумя часами позже, аналогичную заявку подал Э. Грей, также участвовавший в конкурсе на решение проблемы уплотнения телеграфных цепей. Но так как Александр Белл подал заявку первый, он и получил патент на своё изобретение. Поэтому первым человеком, кто изобрёл телефон, является Александр Белл.

    В телефоне Александр Белла 1877 года было много недостатков. Трубка служила как для передачи, так и для приёма речи, операции осуществлялись по очереди, в телефоне не было звонка, вызов происходил через трубку при помощи свистка, дальность действия линии не превышала 500 метров. Но, несмотря на недостатки, этот телефон был революционным открытием и дал сильный толчок развитию телефонной связи.

    Затем многие изобретатели совершенствовали первый телефон, мечтая сделать домашние проводные телефоны реальностью.

    Большой вклад в развитие телефонной связи внёс Томас Эдисон, в (1877-1878гг.): он изобрёл угольный микрофон с угольным порошком. Его изобретение проработало вплоть до 1980 года.

    В проводной телефонной связи есть свои трудности. Для того, чтобы можно было звонить в пределах города, необходима телефонная станция. Первая телефонная станция была построена в городе Нью-Хейвен (США) в 1878 году. Следующая телефонная станция появилась в Париже (1879 год), а в 1881 году в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Берлине, Риге и Варшаве. Благодаря этим станциям, первые проводные телефонные аппараты смогли соединяться друг с другом и выполнять свою основную функцию - передавать человеческую речь на довольно большие расстояния.

    Первые телефонные станции были ручные. Для того чтобы соединить два телефона, на станции была телефонистка, которая осуществляла соединение. Но в 1879 году трое американских изобретателей М.Д. и Т.Э. Кеннеди и Т.И. Мак-Тай изобрели автоматический коммутатор, который осуществлял соединение телефонов с помощью набора номера. С этого момента был дан толчок развитию номерных телефонов.

    В этот период в Российской империи уделялось очень большое значение развитию телефонной связи. Россия была в числе первых, где появились телефонные станции, да ещё и в трёх городах сразу. Помимо этого в 1877 году в Петербурге завод немецкой фирмы «Сименс и Гальске» начал выпуск телефонов с двумя трубками, одна для приёма, а другая для передачи речи. Немаловажный вклад внесли и русские учёные. В 1878 году русский инженер-электротехник П.М. Голубицкий стал использовать в телефонах конденсатор, а также разработал первый русский телефон, в котором использовались постоянные магниты. Чуть позже, в 1885 году П.М. Голубицкий изобрел централизованную систему питания микрофонов телефонного аппарата.

    В конце XIX и начале XX веков во всем мире начался телефонный бум. В мире шло обширное строительство телефонных станций и междугородних линий, самыми длинными из которых были Москва-Петербург 660 км, Париж-Лондон 498 км, Париж-Брюссель 320 км.

    На начало 1910 года во всем мире было боле 10 000 телефонных станций, которые обслуживали более 10 миллионов телефонов.
    §9. Кинематограф

    28 декабря 1895 года в Париже, в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов, 14, состоялся первый общедоступный сеанс «синематографа Люмьера». Новый зрелищный аттракцион понравился публике, был широко отмечен во французской и зарубежной прессе и привлек внимание владельцев кафе-концертов, варьете, мюзик-холлов и других увеселительных заведений этого типа. В 1896 году «синематограф» появляется в репертуаре зрелищных предприятий Англии, Германии, Италии и многих других европейских стран.

    В первой половине 1896 года изобретение Луи Люмьера импортируется и в Россию.

    4 мая 1896 года «Синематограф» демонстрируется в Петербурге, в помещении летнего театра «Аквариум» (ныне здесь располагается помещение Ленфильма), между вторым и третьим актами оперетки «Альфред-паша в Париже»; 26 мая 1896 года - в Москве, в увеселительном саду «Эрмитаж», после окончании спектакля оперетты «Славный тестюшка». Вслед за Петербургом и Москвой аппарат Луи Люмьера появляется и в других городах России. В течение лета он успел побывать в Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону. В Нижнем Новгороде кино демонстрируется на Всероссийской выставке в кафешантане Шарля Омона - «Театр концерт-паризьен». На одном из первых сеансов присутствует молодой писатель и журналист, сотрудник «Нижегородского листка» и «Одесских новостей» Алексей Максимович Горький. Взволнованный и потрясенный, он на другой день в «Нижегородском листке» делился своими впечатлениями о кинематографе: «Все движется, живет, кипит, идет на первый план картины и исчезает куда-то с него... На экране появляется поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас - берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока...»

    Алексей Максимович Горький описывает впервые увиденные им картины. Будущим поколениям никогда не испытать тех ощущений, которые пережили он и другие зрители этих сеансов. Описание А.М. Горького сохранило для потомства непосредственные впечатления от только что рожденного техникой зрелищного аттракциона, которому суждено было стать впоследствии не только новым искусством, но и важнейшим из искусств. Тогда киносеанс продолжался десять минут. В его программу входили десять коротеньких лент в 16-17 метров каждая. Это были фильмы, снятые Луи Люмьером и прилагавшиеся к каждому экземпляру «синематографа»: «Улица Республики в Лионе», «Прибытие поезда на вокзал», «Выход рабочих с фабрики Люмьера», «Завтрак бебе», «Игра в экарте» (карточная игра), «Политый поливальщик» и другие. На первых сеансах зрителя занимало не содержание фильмов: его воображение поражал самый факт «живой фотографии». В своей корреспонденции в «Одесских новостях», описывая тот же сеанс, Алексей Максимович Горький предсказывает кинематографу «ввиду то поражающей оригинальности» большое будущее. Он называет изобретение Люмьера удивительным, еще раз доказывающим энергию и пытливость человеческого ума. Необходимо отметить, что изобретение Луи Люмьера было не единственным аппаратом «живой фотографии», появившимся в эти годы в России. Почти одновременно с ним в разных странах демонстрировались приборы, с большим или меньшим успехом решавшие задачу съемки и воспроизведения на экране видимого мира в движении. Таковы «хронофотограф» Демени (Франция), «биоскоп» Складановского (Германия), «анимато-граф» Поуля (Англия), «витаскоп» Эдисона (США).

    Близко к цели подходили и русские изобретатели: А. Самарский, сконструировавший прибор «хрономотограф», и И. Акимов, получивший патент на изобретенный им «стробограф». Следует отметить, что эти оба прибора были оригинальными аппаратами для съемки и проекции «живой фотографии». Но изобретателям так и не удалось найти предпринимателей для организации промышленного производства этих аппаратов.

    Одним из патентов на «синематограф» завладевает парижский капиталист фабрикант фонографов Шарль Пате. Дела фабриканта идут успешно, и через несколько лет фирма превращается в огромное предприятие, получающее всемирную известность под именем «Братья Пате». С этой фирмой связана история первых лет распространения кино в России. Предприимчивые дельцы из России едут в Париж, покупают у Пате проекционные аппараты с комплектом фильмов к ним и, возвратившись на родину, отправляются путешествовать по городам и весям необъятной страны. В одних местах они включают «живую фотографию» в программы театров-варьете, цирков, ярмарочных балаганов, в других организуют самостоятельные сеансы, арендуя на время зрительные залы народных домов, аудитории учебных заведений, торговые помещения. Проведя несколько сеансов в городе или селе, бродячий кинематограф передвигался дальше. Сотни таких «передвижек» в течение нескольких лет вдоль и поперек исколесили страну, в короткий срок сделав «живую фотографию» популярнейшим из массовых аттракционов. Спрос на киноаппараты и ленты растет так стремительно, что в 1904 году Пате открывает в Москве свое генеральное представительство, которое способствует дальнейшей популяризации кинематографа в России и распространению в ней продукции «Братьев Пате». В течение ряда лет Пате остается почти неограниченным монополистом русского кинорынка. Марку фирмы Пате (галльского петуха с гордо поднятым клювом) можно было видеть на всем, что имело какое бы то ни было отношение к кино. На проекционных аппаратах и коробках с лентами, на рекламных фотографиях и афишах, в титрах каждого фильма. Начиная с 1903-1904 годов, наряду с бродячими кинематографами в крупнейших, а потом и более мелких городах появляются стационарные «электротеатры». Эти театры получают интригующие названия, подчеркивающие необычайность зрелища: «Иллюзион», «Чары», «Мираж», «Фантазии», «Грезы», «Биоскоп», «Мир чудес». «Электротеатры» устраивались в пустующих магазинах, складах, амбарах, даже в жилых квартирах. Три-четыре десятка стульев, а то и просто несколько рядов деревянных скамеек плюс экран - вот и все оборудование «зрительного зала». Киноаппарат обычно устанавливался в соседней комнате, из которой проделывалось отверстие для луча проектора. В зал входили прямо с улицы. Билеты продавались тут же, у входа. Эксплуатация «электротеатров» давала большую прибыль и вскоре становится модной областью мелкого предпринимательства. В 1905-1907 годах «электротеатры» растут как грибы. Возникновение и массовое распространение стационарных «электротеатров» оказало огромное влияние на дальнейшее развитие нового зрелища. Оно дало толчок производству фильмов. Бродячий кинематограф мог обходиться одной-двумя программами лент. Передвигаясь с места на место, он все время имел дело с новой аудиторией. Владелец такого кинематографа приобретал картины в собственность и демонстрировал их до полного технического износа. Стационарный «электротеатр», обслуживающий зрителей одного района, нуждался в постоянном обновлении репертуара. Чем чаще менялись ленты, тем больше шансов было на максимальное заполнение зрительного зала. Владельцам стационаров стало невыгодно приобретать ленты в собственность, ибо после нескольких дней демонстрации они теряли «потребительскую» ценность для данного «театра». Однако они могли с успехом идти на других экранах. Так возникает практика сначала перепродажи и обмена картин, а затем, с 1906 года, проката фильмов, то есть предоставления их во временное пользование специально созданными для этого предприятиями.

    Переход к системе проката стимулировал дальнейшее развитие сети стационарных «электротеатров», а рост киносети в свою очередь повышал спрос на кинокартины. В кинолентах этого периода еще ничего нет от искусства. По идейному содержанию и эстетической ценности оно не возвышается над уровнем ярмарочных балаганов и аттракционов «луна-парков». Демонстрация картин в «электротеатрах» идет непрерывно - с утра до позднего вечера. Продолжительность сеанса варьируется от 30 до 60 минут. Вход в зрительный зал и выход из него разрешается в любое время. Программа состояла из 5-8 короткометражек длиною от 20 до 250 метров. Показ фильмов сопровождался «музыкальной иллюстрацией»: исполнением на фортепьяно фрагментов классической и современной музыки, созвучной событиям, происходившим на экране. В некоторых кинозаведениях в подражание балаганам в перерывах между сеансами устраивают дивертисменты: перед «почтеннейшей публикой» выступают укротители змей, фокусники, великаны и другие «феномены».

    В течение первых десяти-одиннадцати лет распространения кино в России, с 1896 по 1907 год, репертуар состоит исключительно из иностранных, главным образом французских лент. За исключением небольшой части «видовых» и «научных», фильмы всех жанров делались в расчете на то, чтобы поразить воображение зрителя необычайностью зрелища. Следует отметить, что это был «аттракционный» период истории кино.

    Снимаются номера цирковых и мюзик-холльных представлений: фокусники, акробаты, укротители зверей. В каталогах кинолент того времени можно найти такие, например, названия: «Японские эквилибристы», «Джиу-джитсу», «Дамская борьба», «Акробатические упражнения на проволоке», «Ученые слоны». Снимаются балетные номера и пантомимы из репертуара эстрадных театров: «Греческие танцовщицы», «Вальс апашей», «Коппелия», «Галлюцинации Пьеро».

    Снимаются далекие экзотические страны («Сиам», «Конго», «По реке Миссисипи»); редкие представители животного мира «Медуза», «Осьминог», «Кенгуру», «Охота на жирафов». Малоизвестные виды производства «Сахарный тростник, его сбор и обработка», «Производство шляп из бамбука», «Культура ананасов», «Производство шампанского в Эперней». Снимаются сенсационные политические события: «Коронация Николая II»., «Пребывание английской королевской четы в Париже». Если события нельзя снять документально, их инсценируют, «восстанавливают» с участием актеров и статистов; таковы, например, «восстановленные кинохроники» или как еще называют этот жанр «псевдодокументалистика»: «Дело Дрейфу-си», «Война в Трансваале», «Кровавое воскресенье», «Восстание на броненосце «Потемкин».

    Снимаются феерии из репертуара театров «иллюзион». В знаменитых феериях парижского иллюзиониста Жоржа Мельеса: «Проклятая пещера», «Дьявольская реторта», «Путешествие на Луну», «Сон художника» - впервые съемочная камера используется не только как орудие фиксации фактов и зрелищных аттракционов, но и в качестве трюкового аппарата для создания на экране иллюзий появления и исчезновения людей и предметов, превращения одних предметов в другие и многое другое.

    К феериям примыкают фильмы, в которых трюковые возможности киносъемки используются для экранизации библейских легенд: «Страсти Христовы», «Чудеса Моисея», «Христос, идущий по водам». Большим успехом у зрителя пользуются так называемые «комические» - водевильные и фарсовые скетчи, заимствуемые из репертуара цирковых клоунов, мюзик-холльных эксцентриков, театров ревю. Они строились на грубых, зачастую скабрезных ситуациях-драках, падениях, раздеваниях: «Пожарный и служанка», «Том Пус флиртует», «Изъян в костюме», «Состязания тещ». Не меньшим успехом пользуются многочисленные мелодрамы, сюжеты которых заимствуются из незамысловатых пьесок, входящих в репертуар ярмарочных балаганов и бульварных театров. Это были истории с небесно-голубыми героями и черными злодеями, демонстрировавшими чудеса храбрости и отвратительную трусость, идеальную верность и низкую измену: «Жизнь игрока», «Варфоломеевская ночь», «На пути к преступлению», «Вырванная из когтей ада».

    По способу производства все фильмы того времени можно разбить на две группы:

    1.Натурные, документальные, фиксировавшие события реальной жизни. К ним относились видовые, научные, кинохроника, ленты, показывавшие картины природы, производственные процессы, научные опыты, политические события. При всей случайности в выборе тематики и примитивности съемки натурные фильмы имели известное познавательное значение и явились зародышем той области кинематографа, которая впоследствии получила наименование просветительной. Этот вид фильмов в этот период не превышал 10-20 процентов от общего числа демонстрировавшихся на экранах картин.

    Натурные фильмы расширяли кругозор зрителей, давая им наглядное представление о многих неизвестных или известных только понаслышке вещах и явлениях. Жители России видели на экране улицы Парижа, Лондона, Рима, знакомились с бытом народов Китая и Индии, с волнением следили за перипетиями хирургических операций знаменитого доктора Дуайена, «присутствовали» при захватывающем состязании между гидропланами и моторными лодками, И в этом была положительная, прогрессивная роль раннего кинематографа.

    2. Фильмы игровые, актерские мелодрамы, комические феерии. Создатели этих фильмов ставили перед собой в первую очередь задачи увеселительные, развлекательные, хотя, разумеется, в этих картинах в той или иной мере присутствовали элементы идеологии, в большинстве случаев буржуазной, часто реакционной. Игровые фильмы этого периода составляли не менее 80-90 процентов кинорепертуара.

    Большинство игровых, развлекательных лент этого периода отличались незамысловатостью, грубостью и эксцентричностью содержания. Торгаши и спекулянты, завладевшие гениальным изобретением с первых лет его появления, в погоне за барышами превратили его в орудие дешевого развлечения и оглупления масс. Таким образом «величайшими безделицами» и «умопомрачительными драмами» «Братья Пате» и другие кинофирмы заполняли в первые годы существования кино экраны всего мира, в том числе и России.

    Начало распространения кино в России относится к последним годам XIX и первому десятилетию XX века. Этот период ознаменовался важными политическими событиями, промышленным подъемом, бурным ростом русского пролетариата.

    В первые годы XX века наблюдается экономический кризис и подъем революционного движения, завершившегося революцией 1905—1907 годов. В погоне за сенсацией «Братья Пате» и другие фирмы представляют зрителям документальные снимки или «восстановленные кинохроники», посвященные «русской тематике», и владельцы электротеатров, разумеется, не отказываются от демонстрации их. Но это были либо снимки официальных церемоний вроде встреч монархов и их министров («Прибытие царя в Париж»), либо «восстановленные хроники» о русско-японской войне, стряпавшиеся операторами Пате в окрестностях Парижа. Когда же «Братья Пате» и другие кинофирмы в погоне за сенсацией инсценируют взволновавшие русский народ политические события («Кровавое воскресенье», «Восстание на броненосце «Потемкин»), то царская цензура просто не допускает их на экраны России. Дешевое, подвижное, общедоступное зрелище проникает во все слои населения, становится новым видом развлечения. Следует отметить, что кино несомненно несло в себе и крупицы культуры. Особенно это относится к видовым и научным фильмам, а также к части хроник. Несомненно, в этом было положительное значение нового зрелища. Однако подавляющее большинство фильмов, особенно игровых, служило рассадником буржуазных предрассудков, филистерской ограниченности и мещанской пошлости. В мелодрамах утверждалась незыблемость и священность частной собственности, воспевались смирение бедных и. великодушие богатых, проповедовалась буржуазная мораль. В комических фильмах высмеивались дворники, служанки, пожарные, мелкие служащие и их претензии на равноправие с представителями социальных верхов. В феериях и тех же комических фильмах показывались двусмысленные сценки, имевшие сходство с порнографией.

    Мастера русского кино.Вскоре в России появились свои мастера киноискусства: актёры, режиссёры, операторы, продюсеры. Самой яркой звездой русского дореволюционного кинематографа была Вера Васильевна Холодная (1893-1919гг.). Успеху способствовала редкая фотогеничность актрисы: в частности, огромные серые глаза, осенённые длинными ресницами, необыкновенно хорошо смотрелись на экране. Фотографии Веры Холодной печатали на обложках журналов, поэты посвящали ей стихи, модницы подражали её нарядам. Однако актёрская карьера Веры Васильевны продолжалась недолго – всего пять лет. В 1919 году, находясь на съёмках в Одессе, она заболела гриппом и умерла. Было ей всего 26 лет. Сейчас сохранилось только четыре фильма, снятых с участием Веры Холодной. Судьба актрисы положена в основу фильма «Раба любви», снятого известным русским режиссёром Никитой Михалковым.

    Среди киноактёров, самый большой успех выпал на долю Ивана Ильича Мозжухина (1889-1939гг.). Он пришёл в кинематограф из театра, ради которого отказался от карьеры юриста. Иван Мозжукин снялся почти в 70 фильмах. Среди них было много экранизаций на произведения русской классической литературы: «Пиковая дама» и «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин), «Отец Сергий (Лев Толстой), «Обрыв» (И.А.Гончаров), «Николай Ставрогин» (по мотивам романа Достоевского «Бесы»). Об актёрском даровании Ивана Мозжухина свидетельствует такой факт. В начале фильма «Отец Сергий» актёр играл восемнадцатилетнего юношу, а в конце – семидесятилетнего старика, и всё это было сделано мастерски. Ивана Мозжухиа называли «королём экрана. Современники актёра рассказывали, что он обладал магическим взглядом, который мало кого из зрителей оставлял равнодушным. Вера Холодная и Иван Мозжухин дебютировали в фильмах Александра АлексеевичаХанжонкова. Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945гг.) первым среди русских кинопромышленников занялся производством научно-популярных, докуметальных и мультипликационных фильмов. В Москве А.А.Ханжонков построил одну из лучших в стране кинофабрик и открыл несколько кинотеатров, в том числе «Художественный», работающий до сих пор. За большие заслуги перед русским кинематографом мастер А.А.Ханжонков первым из деятелей отечественного кино был удостоен правительственной награды – Ордена Святого Станислава 2-ой степени. Одним из наиболее талантливых режиссёров русского дореволюционного кино был Яков Александрович Протазанов (1881-1945гг.). Родился он в Москве в купеческой семье, окончил коммерческое училище, однако посвятил себя кинематографу. В 1909 году Я.Протазанов снял свой первый фильм – экранизация поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан». До революции Я. Протазанов поставил 80 фильмов. В своём труде «Всеобщая история кино» французский исследователь Ж. Садуль писал, что Я. Протазанов «в годы немого кино был одним из лучших представителей мирового киноискусства».
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   36


    написать администратору сайта