История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
Куинджи Архип Иванович (1841-1910гг.) – русский художник, мастер пейзажной живописи, родился в местечке Карасёвка (ныне в черте Мариуполя) Российской империи. Архип Иванович Куинджи произошёл из семьи бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище. С ранних лет А.И. Куинджи увлекался живописью, рисовал на любом подходящем материале - на стенах, заборах и обрывках бумаги. Куинджи А.И. работал ретушером у фотографов в Мариуполе, Одессе и Петербурге. Куинджи А.И. можно считать самоучкой, так как он дважды в начале 1860-х годов пытался поступить в Петербургскую академию художеств. Наконец художник создает большую картину «Татарская сакля в Крыму», которую выставляет на академической выставке в 1868 году. В результате А.И. Куинджи становится вольнослушателем академии. Влиянием великого Айвазовского И.К. отмечены первые работы художника, многие из которых не сохранились. Учёба в Академии художеств, знакомство с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным положило начало реалистическому восприятию действительности. За картину «Осенняя распутица» художник в 1872 году получает звание классного художника. В 1873 году Куинджи А.И. выставляет в Обществе поощрения художеств картину «Снег», за которую в 1874 году на международной выставке в Лондоне получает бронзовую медаль. В том же 1873 году он выставляет в Вене свою картину «Вид на остров Валаам», в Петербурге — «Ладожское озеро». В 1874 году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставляет «Забытую деревню», в 1875 году - «Степи» и «Чумацкий тракт». Необходимо отметить, что в 1876 году художник резко меняет манеру исполнения, представив знаменитую картину «Украинскую ночь», в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи. Рисуя свой почти идеальный мир, художник чужд романтической экзотики, воспринимая жизнь как благо, дарующее человеку красоту и радость впечатлений. Применённые в картине новые изобразительные приёмы (острые композиционные ракурсы, световые эффекты и интенсивные тона) художник разрабатывает уже в последующих работах, создавая невиданную ранее систему декоративной пластики. В 1877 году А.И. Куинджи становится членом Товарищества передвижников. В 1878 году художник выставляет «Лес» и «Вечер в Малороссии», возбудивший массу споров и создавший много подражателей. В 1879 году А.И. Куинджи выставляет «Север», «Березовую рощу», «После грозы». В том же 1879 году Куинджи А.И. покинул выставки товарищества. В 1880 году он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины «Ночь на Днепре», выставка которой имела огромный успех. В 1881 году А.И. Куинджи делает выставку для картины «Березовая роща», которая также имела шумный успех. Далее художник в 1882 году представил на выставке три картины вместе «Днепр утром», «Березовая роща» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти А.И. Куинджи нигде больше картин своих не выставлял. Следует отметить, что почти каждая картина художника разжигала страсти: его обвиняли в стремлении к дешёвым эффектам, использовании тайных приёмов вроде скрытой подсветки полотен. По этой причине в расцвете творческих лет художник внезапно отказался от выставочной деятельности, «замолчав» почти на тридцать лет. Однако продолжал писать, изредка показывая свои картины ученикам. И.Е. Репин отмечал, что для Куинджи А.И. «иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи». Истинные ценители творчества А.И. Куинджи отмечали его мощный талант, указывали на то, что он был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Частная жизнь художника была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень художник поднимался на крышу своего дома, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных своих друзей: голубей, воробьев, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Это было замечательное зрелище. Седой и улыбающийся человек, покрытый щебечущими пташками, которые безгранично доверяли ему свои секреты. Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным людям, но так, чтобы они не знали, откуда пришла эта помощь. С 1894 по 1897 годы А.И. Куинджи был профессором-руководителем пейзажного класса высшего художественного училища при Академии Художеств, из стен которого вышли выдающиеся мастера такие, как К.Богаевский, Н. Рерих и А. Рылов. В 1904 г. он принес в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24-х ежегодных премий. В 1909 г. А.И. Куинджи организовал Общество художников, которому завещал все свои картины, деньги и земли. Великий мастер пожертвовал Художественному обществу от своего имени 150 000 рублей и свое имение в Крыму, а Обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи. Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года в Петербурге от тяжелой сердечной болезни. Прах великого художника покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств). Художником, внесшим в батальную живопись суровую правду, какой до него не знало русское искусство, был В.В. Верещагин. Верещагин Василий Васильевич (1842-1904гг.) – русский художник-живописец, баталист, общественный деятель, путешественник. Мастер батальной картины, пейзажист, автор этнографических зарисовок и бытовых картин. Художник-реалист, представитель социально-критического направления романтического течения в живописи второй половины XIX века. В.В. Верещагин происходил из старинного дворянского рода. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь В.В. Верещагин увлекается рисованием и посвящает ему всё свободное от занятий время. В 1858 году В.В. Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником. В 1860 году В.В. Верещагин подал в отставку и поступил в Академию художеств, где упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин – «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». В 1863 году художник оставил Академию художеств и уехал на Кавказ. В 1866 году В.В. Верещагин, живя на берегу Шексны в селе Любец задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Художник выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось. В 1867 году художник уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. В 1868 году в составе русского гарнизона В.В. Верещагин оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 гг. художник вновь предпринимает поездку в Туркестан; в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, которые имели большой успех и в России и за рубежом. С этого периода В.В. Верещагин определил основное направление своего творчества: «У крепостной стены. Пусть войдут» (1871г.), «Вошли», «Высматривают» (1873г.), «Нападают врасплох» (1871г.), «Представляют трофеи» (1872г.), «Торжествуют» (1872г.). Картина «Апофеоз войны» была создана в 1871-1872 годах: на раме которой рукой В.В. Верещагина была сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим». Первоначально работа называлась «Торжество Тамерлана», т.к. сюжет картины связан с именем этого средневекового завоевателя XIV века, войска которого оставляли после себя горы из человеческих черепов. Однако следует отметить, что произведение В.В. Верещагина содержательнее исторического факта и воспринимается как аллегория войны, как символ разрушения и смерти. Произведения В.В. Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение 30 лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В 1874-1876 гг., 1882-1883 гг. В.В. Верещагин совершил две поездки в Индию. Результатом наблюдений явилось более 150 этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов: «Буддийский храм в Дарджилинге» (1874-1875гг.), «Ледник на дороге из Кашмира в Ладак» (1875г.), «Мавзолей Тадж-Махал» (1874-1876гг.). Ряд картин В.В. Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. Художником написана картина» Процессия английских и туземных властей в Джейпуре» (1875-1879гг.). Вспыхнувшая в 1877- 1878 гг. русско-турецкая война вновь привела художника на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб. Ряд полотен В.В. Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: «Атака» (1881г.), «После атаки» (1881г.). Картины «Победители» (1878-1879гг.), «Побежденные. Панихида по убитым» (1878-1879гг.) были посвящены сражению под Телишем. В 1880-1883гг. картины Балканской серии были выставлены художником в Петербурге. За сорок дней выставку посетило более двухсот тысяч человек, успех превзошел все ожидания. В 1880-е годы В.В. Верещагин вторично едет в Индию (1882- 1883гг.) и затем в Сирию и Палестину (1883-1884гг.). Так возникает «Палестинская серия», состоящая главным образом из этюдов и картин документально-этнографического характера. Результатом поездок В.В. Верещагина по Северу в 1880-1890 гг., явилась серия рисунков и этюдов с изображениями памятников старинного деревянного зодчества, русской северной природы и простых русских людей. С 1887 по 1901 год художник работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен создано им на эту тему: «Наполеон на Бородинских высотах» (1897г.), «Конец Бородинского боя» (1899-1900гг.) и др. Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах. Среди них: «В Успенском соборе» (1887-1895гг.), «Пожар"» (1896-1897гг.), «Сквозь пожар"» (1899-1900гг.), «Расстрел в Кремле» (1897-1898гг.) и др. Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд В.В. Верещагина достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века. До конца жизни художник не прекращал путешествовать. Во время войны с Японией он находился в Порт-Артуре. 31 марта 1904 года погиб вместе с адмиралом С.О.Макаровым и со штабом Тихоокеанского флота на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине на рейде под Порт-Артуром. Мастером русской пейзажной традиции, который воплотил в своих работах целостное и одновременно интимно-тёплое ощущение мира, считается великий русский художник В.Д. Поленов. Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) - русский художник живописец, мастер пейзажа. В.Д. Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный В.Д. Поленов с прекрасной русской природой. В 1858 году он впервые увидел картину «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе В.Д. Поленова-художника. Поленов В.Д. был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и Академии художеств у Ф.А. Бруни и Т.А. Неффа. В 1871 г. Поленов В.Д. получает одновременно диплом юриста и вместе с И. Е. Репиным большую золотую медаль и звание классного художника за конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира». Через год В.Д. Поленов отправляется в четырёхлетнее путешествие по Европе. В ранний период художник писал картины на исторические темы, а также портреты. Однако знакомство с европейским искусством, особенно французским, расширило его художественный диапазон. Познакомившись и изучив европейское искусство, В.Д. Поленов действительно обрел себя как художник. Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера Академии художеств), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но теперь более всего его влечет пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию. В 1876 г. В.Д. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке Товарищества передвижников художник представил первую свою пейзажную работу, которая делает его знаменитым «Московский дворик». В этой картине представлен целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной. В этом мире рядом мирно живут и барская усадьба, и жилища бедняков. Фигура ребёнка расположена на переднем плане у дороги, ведущей к жилищам бедняков, также к усадьбе и к церкви, которая словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах своими маковками. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы. Затем последовали работы Поленова В.Д. «Бабушкин сад» (1878г.), «Заросший пруд» (1879г.) и «Ранний снег» (1891г.), необычайно поэтичные картины, в которых художник точно соединил свежесть пленерного восприятия и столь характерное для русского искусства ощущение созерцательного покоя и уюта. Художник выполнил этюды 1881-1882 гг., во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, которые закрепили за Поленовым В.Д. славу одного из лучших русских пейзажистов. В 1882-1894 гг. В.Д. Поленов ведет пейзажный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его учениками были И. И. Левитан, К. А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии художники. Во многих поздних пейзажах В.Д. Поленова настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины - это «Ранний снег» (1891г.), «Золотая осень» (1893г.) и др., в которых отображена Родина. Такой В.Д. Поленов помнил её с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии. Однако художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: «...создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». А.А. Иванову не удалось поехать в Палестину. В.Д. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы. Помимо пейзажной живописи художник обращается к библейским сюжетам: «Христос и грешница», «На Тивериадском (Генисаретском) озере» - обе картины написаны в 1888 году. Поленов В.Д. много работал в области театрально-декорационного искусства. В 1910—1918 годы В.Д. Поленов вел в Москве просветительскую деятельность, участвовал в организации народного театра. В 1926 году незадолго до смерти Поленову В.Д. было присвоено звание народного художника Республики. Художник скончался 18 июля 1927 г. в селе Борок (ныне Поленово) Тульской области и был похоронен на Бёховском кладбище, на крутом берегу Оки, где он так часто любил рисовать свои этюды. Вершиной реализма в русской живописи справедливо считается творчество И.Е. Репина. Яркую социальную направленность несут в себе такие работы И.Е.Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин Илья Ефимович(1844-1930) – русский художник- реалист, родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца в городке Чугуеве, близ Харькова. Мать мальчика подрабатывала, расписывая пасхальные яйца. И.Е. Репин помогал ей в этом. Позже он поступил в мастерскую иконописца Бунакова. Через некоторое время И.Е. Репин уже принимает участие в росписи сельских церквей. Скопив на заказах 100 рублей, он в 1863 году отправился в Петербург, где стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художников у Р.К. Жуковского и И.Н. Крамского. В рисовальной школе его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Репин И.Е. пытался им подражать, но безуспешно: ему казалось, что его собственные рисунки выглядели, как ему казалось, грязнее и хуже. Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нём навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем Академии художеств в Петербурге. В Академии знакомство и общение с И.Н. Крамским продолжилось, молодой и очень серьезный Крамской И.Н. учил его понимать и видеть искусство. Через И.Н.Крамского сблизился с Петербургской артелью художников, бывал на ее «четвергах». Художник постоянно работал над академическими «программами» религиозного содержания, трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе. Такова картина «Иов и его друзья» (1869г.), отмеченная Малой золотой медалью. В свободное время И.Е.Репин пробовал себя в бытовом жанре: «Приготовление к экзамену» (1864г.), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве начинающего художника свидетельствуют портреты: В.Е.Репина(1867г.), матери художника (1867г.), Г. Д. Хлобощина (1868г.). В портрете В. А. Шевцовой, невесты художника (1869г.), психологическая точность и серьезность передачи внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных цветовых решений. Под влиянием И.Н.Крамского И.Е.Репин начал работу над своей картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873гг.). Сюжет возник во время прогулки под Петербургом летом 1868 года. Внимание Репина привлекли две группы: одна из них - пестрый «цветник» барышень и кавалеров, и другая - оборванные бурлаки, которые тянули баржу по Неве. Затем И.Е. Репин знакомиться с артельным трудом бурлаков в 1870 году на Волге, где выполнил множество портретных зарисовок. В конце лета этого года он привез свои волжские этюды в Петербург. После трех лет работы появилась картина «Бурлаки на Волге» (1873г.), впервые прославившая имя И.Е. Репина. Картина построена так, что артель бурлаков движется из глубины на зрителя, фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами — вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность. И.Е. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает артель бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. В период работы И.Е. Репина над «Бурлаками», подошел срок окончания Академии художеств. Художник должен был представить картину на соискание премии - первой золотой медали. Тема была библейская - «Воскрешение дочери Иаира» (1871г.). Сюжет долго художнику не давался, пока он не вспомнил ощущение, охватившее его после смерти маленькой сестры Усти. Эта картина восхитила профессоров-академиков и была признана лучшей из дипломных живописных работ, и И.Е.Репин был удостоен за неё высшей награды - первой золотой медали, а также получил звание классного художника. Первый успех к И.Е. Репину пришёл в 1873 году на выставке в Вене. С этого момента слава художника только ширилась. Большая золотая медаль дает И.Е.Репину право на поездку во Францию. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Однако следует отметить, что И.Е.Репин, озабоченный социальным содержанием искусства, не принимал творений современных ему западных живописцев. Художник отмечал, что «Французы совсем не интересуются людьми. Костюмы, краски, освещение - вот что их привлекает». За границей художником были написаны «Парижское кафе» (1875г.), «Негритянка» (1875г.), «Садко» (1876г.) (за эту картину И.Е. Репин получил звание академика), а также был сделан ряд пейзажных этюдов. Подлинный расцвет творчества И.Е.Репина начинается с момента его возвращения на родину в 1876 году. Художник вступает в ряды Товарищества передвижных выставок и в 80-е годы становится ведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических и жанровых композиций, блестящим портретистом. После того как в 1876 году И.Е. Репин раньше срока вернулся в Россию, он поселился в Чугуеве, через год перебрался в Москву. Поселившись в Москве, художник посещает Ново-Девичий монастырь и знакомится с портретом царевны Софьи, старшей сестры Петра Первого, жившей тут в заключении. Позже Репин напишет картину: «Царевна Софья в Ново-Девичьем монастыре в 1698году» (1879г.). На этом полотне, по словам И.Н. Крамского, царевна Софья походит на запертую в железной клетке тигрицу. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве И.Е. Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Здесь и озлобленный, исстрадавшийся крестьянин «Мужик с дурным глазом» (1877г.), «Протодьякон» (1877г.), а в картине «Вечорницi» (1881г.) безудержные веселые танцы украинских крестьян. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883гг.), создаёт картину на историческую тему «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878-1891гг.). В картине раскрыто величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них И.Е.Репин. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891г.). Первый замысел картины относится к 1878 году. В эти же годы по заказу П.М.Третьякова И.Е.Репин написал портреты Аксакова, Писемского, Мусоргского (1881г.), Пирогова, П.А.Стрепетовой (1882г.). Илья Ефимович Репин был первым художником, который изобразил революционеров-народников. Они предстают в полотнах – «Под конвоем» (1876г.), «Арест пропагандиста» (1880-1889г.), «Отказ от исповеди» (1879-1885г.) и «Не ждали» (1884г.). Художника всегда отличала широта интересов, отзывчивость таланта, таковы основные свойства творческой натуры И.Е.Репина. В одно и то же время он способен был работать над разными темами и в различной манере. Острое чувство современности было определяющим в творчестве И.Е. Репина. К 90-м годам он создает около трехсот живописных портретов. И.Е. Репин по праву считается ведущим русским портретистом этого периода. Созданная Репиным И.Е. портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881г.), «Стрекоза» (1884 г.), «Осенний букет» (1892г.). Лучшие портреты И.Е. Репина представляют передовых людей русского общества - писателей, деятелей культуры, ученых. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Таковы портреты В. В. Стасова (1883г.), Льва Толстого (1887г.), Антона Рубинштейна (1881г.). Художник любил в своём творчестве движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», - писал И.Н. Крамской о портрете русского композитора М.П.Мусоргского (1881г.). Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н.И. Пирогова (1881г.) выражает натуру беспокойную, ищущую, волевую. Одухотворенность, темпераментность актрисы П. А. Стрепетовой (1882 г.) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Портреты Элеоноры Дузе (1891г.), Валентина Серова (1901г.), М. К. Тенишевой (1898г.), И. С. Остроухова (1913г.) и другие отличаются крепким красивым рисунком. В жизни И.Е.Репина наступают годы широкого общественного признания. Открывается персональная выставка произведений художника. После реформы Академии художеств он становится её профессором. В его мастерской учатся молодые художники: И.С. Куликов, Ф.А. Малявин, А.П. Остроумова-Лебедева, Б.М. Кустодиев. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903гг.), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек - сановников Государственного Совета во главе с царем и членами царствующего дома. К картине И.Е. Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства И.Е. Репина. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Делегация советских художников, среди которых был и ученик И.И.Репина И. И. Бродский, навестила его. И.Е. Репин мечтал вернуться на родину. Однако сил оставалось все меньше. В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет великий русский художник Илья Ефимович Репин скончался. Исторический жанр в полной мере был присущ творчеству В.И. Сурикова. На его картинах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. изображены исторические личности, люди с сильными характерами. |