История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
§3. Литература и общественная мысль второй половины XIX века В литературе второй половиныXIX века нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политические течения, народная жизнь. Ведущим направлением в литературе был критический реализм, характерными принципами которого было изображение реальной жизни, обличение её пороков, особенно социальной несправедливости, поворот к жизни простого человека. Наиболее ярким примером обличительной литературы является творчество писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказках», он в гротесково-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников: Разуваевых, Колупаевых, «премудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы нарождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Пошехонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чиновничества. Огромное место в литературе этого периода занимает творчество Ф.М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и социальных контрастов общества. Непревзойденный мастер психологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности. На вторую половину XIX века приходится расцвет творчества Л.Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борьбе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Воскресение» нашли отражение социальные противоречия России, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда. В 60 -70-е годы продолжается литературная деятельность И.С. Тургенева - мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи был поэт Н.А. Некрасов, который в своих произведениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Н.А. Некрасов первый в легальной литературе вспомнил декабристов («Русские женщины»). Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Бесприданница», «На всякого мудреца…» и др.). С конца 70-х годов начинается литературная деятельность А.П. Чехова. В его творчестве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX века, протест против серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скучная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.) Огромной силы социального обобщения достиг писатель в рассказах «Палата №6», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький (Алексей Максимович Пешков), И.А. Бунин, В.В. Вересаев, В.Г. Короленко и другие писатели. Во второй половине XIX века основным видом печатных изданий оставались журналы. Одним из лучших демократических журналов был «Современник», в котором одним из редакторов был М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писателю в 1862 году пришлось покинуть Москву и переехать в Петербург, где М.Е. Салтыков-Щедрин с начала 1863 года стал фактически одним из редакторов «Современника». В течение двух лет он помещает в нём беллетристические произведения, общественные и театральные хроники, московские письма, рецензии на книги, полемические заметки, публицистические статьи. Огромную популярность в 70-80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Н.А. Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили старейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое время». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д.И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX века начали выходить на русском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82-х основных и 4-х дополнительных томов был закончен в 1907 году. §4. Могучая Кучка «Могучая кучка» или «Балакиревский кружок», возник как новая русская музыкальная школа. Это было творческое содружество российских композиторов, которое возглавлял Милий Алексеевича Балакирева, куда входили его единомышленники Александр Порфирьевич Бородин, Цезарь Антонович Кюи, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Название музыкальному кружку дал критик Владимир Васильевич Стасов. Впервые название встречается в статье В.В. Стасова «Славянский концерт господина Балакирева» (1867г.): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Музыканты кружка называли себя наследниками Михаила Ивановича Глинки и целью своего творчества видели в развитии русской национальной музыки. Композиторы «Могучей кучки» систематически записывали, изучали и разрабатывали образцы народного творчества фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях («Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов»). В деятельности композиторов «Могучей кучки» было выработано тяготение «новой русской школы» к программности. «Программными» принято называть такие инструментальные произведения, в которых идеи, образы, сюжеты разъяснены самим композитором. Разъяснение автора может быть дано или в тексте-пояснении, прилагаемом к произведению, или в его заголовке. Программными являются и многие другие сочинения композиторов «Могучей кучки»: «Антар» и «Сказка» Римского-Корсакова, «Исламей» и «Король Лир» Балакирева, «Ночь на Лысой горе» и «Картинки с выставки» Мусоргского. Композиторы «Могучей кучки» стремились к непосредственному живому отклику на требования и запросы современности, пытливо искали новые сюжеты, новые типы людей, новые средства музыкального воплощения. Эти новые собственные дороги им приходилось прокладывать в острых столкновениях с засильем иностранной музыки. Отечественное искусство не пользовалось сочувствием и поддержкой. Влияние западноевропейских театров в России обеспечивалось всеми государственными привилегиями: итальянские труппы монопольно владели оперной сценой, иностранные владельцы театров пользовались широчайшими льготами, недоступными для отечественного искусства. Преодолевая преграды и нападки со стороны критиков, композиторы «Могучей кучки» упорно продолжали своё дело развития родного искусства и, как писал впоследствии В.В. Стасов, «товарищество М.А. Балакирева победило и публику, и музыкантов. Оно посеяло новое благодатное зерно, давшее вскоре роскошную и плодовитейшую жатву». Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. А. Антокольским. Тесные, хотя и далеко не всегда гладкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства, несмотря на то, что к середине 1870-х годов она как сплочённая группа перестала существовать. Однако с прекращением регулярных встреч пяти русских композиторов развитие и живая история «Могучей кучки» отнюдь не завершилась. Центр кучкистской деятельности и идеологии в основном благодаря педагогической деятельности Н.А. Римского-Корсакова переместился в Петербургскую Консерваторию, а затем, в середине 1880-х годов - и в «беляевский кружок». В свою очередь, и Милий Алексеевич Балакирев не потерял активность и продолжил распространять влияние, выпуская всё новых учеников, служа на посту главы придворной Капеллы. Но дело не ограничивалось только прямым преподаванием и классами свободного сочинения. На сценах императорских театров исполнялись новые оперы Н.А. Римского-Корсакова и его оркестровые сочинения, были осуществлены постановки бородинского «Князя Игоря» и второй редакции «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского. Всё это и множество критических статей В.В. Стасова постепенно умножало ряды национально ориентированной русской музыкальной школы. Многие ученики Н.А. Римского-Корсакова и М.А. Балакирева по стилю своих сочинений совершенно вписывались в продолжение генеральной линии «Могучей кучки». Они могли быть названы если не поздними членами, то верными последователями. А иногда случалось даже так, что последователи оказывались значительно «вернее» (и ортодоксальнее) своих учителей. Следует отметить наиболее значительные имена продолжателей музыкальных традиций пятёрки композиторов «Могучей кучки» и составивших основную плеяду русских почвенных композиторов начала и даже середины XX века: Антон Степанович Аренский, латышский композитор Язеп (Витоль Иосиф Иванович), Александр Константинович Глазунов, Александр Тихонович Гречанинов, Василий Андреевич Золотарёв, Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, Василий Павлович Калафати, Василий Сергеевич Калинников, Анатолий Кондратьевич Лядов, Сергей Михайлович Ляпунов. Конечно, список выдающихся музыкантов необходимо продолжить. Невзирая на некоторую анахроничность и старомодность, даже во времена Александра Николаевича Скрябина, Игоря Фёдоровича Стравинского и Сергея Сергеевича Прокофьева, вплоть до середины XX века эстетика и пристрастия большинства этих композиторов оставались совершенно «кучкистскими» и чаще всего - незыблемыми. Следует отметить, что влияние русских композиторов «Могучей кучки» распространилось на творчество французских музыкантов. Интересен тот факт, что знаменитая французкая «Шестёрка», собранная под предводительством Эрика Сати (как бы «в роли Балакирева») и Жана Кокто («в роли Стасова») - была прямым откликом на «русскую пятёрку» - так называли в Париже композиторов «Могучей кучки». Статья известного критика Анри Колле, оповестившая мир о рождении новой группы композиторов, так и называлась: «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати». §5. Архитектура второй половины XIX века Для архитектуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину, тогда как стиль классицизма окончательно утрачивает свои позиции. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промышленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространённым становится «неорусский» стиль, стилизация под старину с характерными деталями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве был построен Исторический музей, архитектором которого был В.О. Шервуд. Шервуд Владимир Осипович (1833-1897гг.). Русский архитектор, скульптор, живописец, философ, теоретик архитектуры родился в селении Истляево Елатомского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую мужскую гимназию. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1857году. В 1872 году петербургская Академия художеств присвоила ему звание академика живописи. В.О. Шервуд много работал в области живописи и скульптурного портрета. В 1873 он был привлечён к работе над проектом здания Исторического музея. В поисках архитектурного образа музея В.О. Шервуд исходил из программы, в общих чертах разработанной в 1873 году Учёной комиссией при Управлении музея. В эту комиссию входили: председатель - генерал-адъютант Зеленой А.А., товарищи председателя - граф Уваров А.С. и полковник Чепелевский Н.И. В результате длительной дискуссии комиссия решила, что прототипом для здания Исторического музея могут служить лишь памятники самобытной национальной архитектуры XVI века. За основу был взят собор Василия Блаженного. Далее было принято решение, обязывающее проектировщиков ориентироваться на особенности русского зодчества XVI века. Впоследствии круг памятников-образцов был значительно расширен и в него были включены также храмы XVII веков. В начале 1874 года В.О. Шервуд составил первый проект здания Исторического музея, который первоначально должен был размещаться вдоль кремлёвской стены между Спасской и Никольской башнями. Однако в этом же 1874 году Московская Городская дума постановила безвозмездно передать Историческому музею земельный участок между кремлёвской стеной и Воскресенскими воротами, который первоначально предназначался под строительства нового здания Думы. Учёная комиссия принимает решение о проведении конкурса на лучший проект. В 1875 году лучшим был признан проект, поданный под девизом «Отечество» и составленный Шервудом В.О. вместе с инженером Семёновым А.А., ранее принимавшим участие в устройстве Севастопольского отдела Политехнической выставки. После некоторых изменений в 1875 году проект был утверждён императором Александром II. В результате переработки нескольких вариантов проекта Шервуд В.О., используя мотивы древнего зодчества, смог добиться органического вхождения здания музея с его многочисленными островерхими башнями и высокими фигурными кровлями в ансамбль Красной площади. В оформлении фасадов он использовал мотивы убранства памятников русского национального зодчества XVI-XVII веков. Шервуд В.О. предполагал покрытие наружных стен музея сплошной полихромной керамической облицовкой. Внутренняя планировка и оформление интерьеров должны были по идее автора проекта «дать ясное, наглядное представление об историческом развитии России». По собственной инициативе Шервуд В.О. выполнил проекты интерьеров Парадных Сеней и будущих экспозиционных залов, при отделке которых предполагал широко использовать произведения современного изобразительного искусства - фресковую живопись и скульптуру. В 1895 году была опубликована теоретическая работа Шервуда В.О. «Живопись, архитектура и орнаментика». Скульптурные работы мастера: памятник героям Плевны у Ильинских ворот (1887г.), памятник Пирогову Н.И. у клиники, носящей его имя (1897г.). Владимир Осипович Шервуд умер в Москве в 1897 году. Выдающийся архитектор похоронен на кладбище Донского монастыря. «Неорусский» стиль нашёл воплощение в здании городской думы архитектора Д.Н. Чичагова. Чичагов Дмитрий Николаевич (1835-1894гг.) - российский архитектор, работавший в Москве во второй половине XIX века. Мастер эклектики и «неорусского» стиля, создатель знаковых для Москвы XIX века памятников - Тургеневской читальни, Московской городской думы (Музей В. И. Ленина), храмов, школ и других общественных зданий. В советские годы многие работы Дмитрия Николаевича Чичагова были уничтожены. Д. Н. Чичагов родился в семье строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова, родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В 1850-1859гг. обучался в московском дворцовом архитектурном училище. В 1871-1872гг. - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок, 21). В 1888 году Н.И. Чичагов выиграл первый конкурс проектов здания Московской городской Думы на Воскресенской площади (всего было представлено 38 проектов). После того, как итоги были подведены, вскрылись проблемы с фундаментами, на которые планировалось поставить здание, а также возникла необходимость расширить проезд к Красной площади. Поэтому Московская Дума устроила второй конкурс среди авторов лучших работ первого тура, и Н.И. Чичагов опять победил. В новом проекте деревянные перекрытия были заменены на бетонные своды по железным балкам. Внешне Н.И.Чичагов планировал окрасить здание в светло-серый цвет, а красный цвет был выбран уже при завершении постройки (1890-1892гг.). Помимо здания Думы, в период правления городского головы Н. А. Алексеева (совпавший по времени с последним десятилетием жизни архитектора) Н.И. Чичагов строит много общественных зданий в Москве. К ним относится уничтоженная в 1970-е годы Тургеневская читальня у Мясницких ворот и сохранившаяся Алексеевская школа (ныне музыкальная школа имени Н. А. Алексеева). Проектировал общественные здания и храмы для провинциальных городов. Всего в послужном списке Н.И.Чичагова 33 завершённых проекта. Д.Н. Чичагов был одним из учредителей Московского Архитектурного общества, в последний год жизни являлся председателем МАО. У Д.Н. Чичагова стажировались архитекторы Ф. О. Шехтель и И. П. Машков, ставшие впоследствии знаменитыми. Главным правилом государственной мудрости архитектора Д.Н. Чичагова для своих стажёров было «исправлять недостатки, не разрушая самого здания». Дмитрий Николаевич Чичагов, выдающийся русский архитектор умер 22 июня 1884 года на даче в Новом Кунцеве (Москва). В «неорусском» стиле были построены Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) – Померанцев Александр Никанорович (1849-1918гг.) - русский архитектор, мастер последнего этапа эклектики в московской архитектуре, просветитель, новатор в использовании современных строительных материалов и технологий. Родился в 1849 году в Москве. До 1874 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем на архитектурном отделении Академии художеств в Петербурге. В 1878-1883 годах стажировался за границей (Италия, Франция, Швейцария). Вернувшись в Россию в 1887 году, А.Н. Померанцев за выполненные в Италии обмеры Палатинской капеллы получил звание академика, в 1888 году был назначен адьюнкт-профессором при архитектурном классе Академии Художеств. С 1892 года - профессор архитектуры, с 1893 - действительный член ИАХ, с 1894 года - ректор Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, в 1899-1900гг. - ректор ИАХ. Первая работа А.Н. Померанцева - деревянная церковь в селе Федоскино Московской области. В (1895-1896гг.) А.Н. Померанцев назначен главным архитектором Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. А.Н. Померанцевым были выполнены генплан выставки и проекты основных павильонов (Главный, Среднеазиатский, Машинный, Искусств). Большинство его проектов использовали новаторские для 1890-х годов металлические каркасы В.Г. Шухова, за исключением павильона Искусств, который был выполнен в традиционной купольной конструкции в стиле поздней эклектики. Наиболее известным из сооружений архитектора А.Н. Померанцева стали Верхние торговые ряды (позже - ГУМ), построенные в Москве в 1889—1893 годах. Архитектурный проект Верхних торговых рядов А.Н. Померанцева победил в открытом конкурсе 1888-1889 годов, который дополнил ансамбль зданий в «неорусском» стиле близ Красной площади (Исторический музей, Городская дума, Средние и Заиконоспасские торговые ряды). Проект перекрытий Верхних торговых рядов разработал В. Г. Шухов. В 1894 году по его проекту на деньги русского мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцева (1834-1913гг.) в селе Берёзовка Данковского района Липецкой области была построена двухпрестольная церковь в честь Дмитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы. Она является ярким воплощением эклектического направления. Снаружи церковь обложена белым тёсаным резным венёвским камнем. Внутри церкви - колонны в мавританском стиле, роспись по рисункам В.М. Васнецова, мозаика мастера В.А. Фролова, а крыша, хоры и лестницы сделаны по чертежам В.Г. Шухова. Церковь была освящена 17.08.1891 года преосвященным Мелетием, архиепископом Рязанским. Церковь до сих пор существует, на данный момент ведутся проектно-реставрационные работы. Стиль эклектики лежит в основе творчества А.Н. Померанцева: с одной стороны - композиционная пышность при обилии и измельчённости декора, с другой - грандиозность и размах, разработка новых конструкций и новых типов зданий, тяготение к большим размерам и крупным масштабам, c третьей - великолепное знание классических и национальных русских приёмов. Однако именно А.Н. Померанцев осуществил в Москве один из крупнейших проектов в стиле модерн - строительство комплекса сооружений Малого кольца Московской окружной железной дороги (1898-1908гг.). А.Н. Померанцев заведовал художественной частью этого проекта, сотрудничая с такими инженерами, как Л.Д.Проскуряков и П.И. Рашевский. По проекту А.Н.Померанцева на Миусской площади в Москве с 1911 года велось строительство грандиозного (на 4 тысячи человек) девятиглавого храма Александра Невского в ознаменование освобождения крестьян 1861 года. В 1915 был освящен первый придел; до октября 1917 собор не был завершен и впоследствии был уничтожен в 1952 году. А. Н. Померанцев выполнил также архитектурную часть памятника Александру III близ храма Христа Спасителя (установлен в 1900, снесён в 1918 году). Всего А.Н. Померанцев спроектировал три собора в память Александра Невского - в Москве, Петербурге и Софии. Александр Никанорович Померанцев, выдающийся архитектор умер в 1918 году в Петрограде. В этот период строились многоэтажные и многоквартирные (доходные) дома. В России началось строительство торговых пассажей. В Москве Голицынский пассаж соединял Петровку и Неглинную, а в Санкт-Петербурге пассаж был построен между Невским проспектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды соединяли Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Построены театральные здания - в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. В Москве был открыт Политехнический музей по проекту архитектора Н.А. Шохина. Шохин Николай Александрович (1819–1895гг.), русский архитектор. Будущий архитектор окончил Московское Дворцовое архитектурное училище (1832–1840гг.). Поступил в звании архитекторского помощника в Московскую Дворцовую контору (1840-1885гг.). С 1846 года - младший помощник архитектора, архитектор Воспитательного дома. В 1856 году - архитектор Александровского сиротского института и кадетского корпуса. В 1864 году избран почетным вольным общественником Академии художеств. Н.А. Шохин в 1872–1875гг. член Московского Архитектурного общества, затем председатель (1872-1875гг.). С 1875 года - старший архитектор Чертежной мастерской при Московской Дворцовой конторе. Участвовал в работах по приспособлению зданий Москвы к коронациям 1856 и 1858 годов. Н.А. Шохин устраивал Архитектурный отдел Политехнического музея (1872 г.). Известные проекты Н.А.Шохина: фонтан во дворе Александровского сиротского института (1863г.), здание Политехнического музея в Москве (1880г.). Н.А. Шохин принимал участие в реставрации: Потешного дворца в Кремле (1873г.), Малого Николаевского дворца, башен Кремлевских стен, Церковь Вознесения в Коломенском. Николай Александрович Шохин, выдающийся русский архитектор скончался в Москве 7 декабря 1895 года, похоронен на Дорогомиловском кладбище. |