Главная страница
Навигация по странице:

  • Шишкин Иван Иванович (1832-1898гг.)

  • Перов Василий Григорьевич (1834-1882 гг.)

  • История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики


    Скачать 3.25 Mb.
    НазваниеУчебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
    АнкорИстория науки и культуры
    Дата15.12.2022
    Размер3.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория искусства и культуры II часть.doc
    ТипУчебник
    #847633
    страница16 из 36
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   36

    Саврасов Алексей Кондратьевич (1830-1897гг.) – русский художник, выдающийся пейзажист, основоположник символистского «пейзажа настроения» в русской живописи. Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия А.К. Саврасова пейзажной живописью под руководством талантливого педагога и замечательного человека, по-отечески заботившегося о своих учениках - К. И. Рабуса. Его уроки не только будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников к самостоятельным поискам. В картинах и рисунках пятидесятых годов мы встречаем попытки преодоления академических традиций и самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого периода выделяются два натурных этюда - «Камень в лесу у Разлива» и «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» - эти две работы написаны в 1850 году. Более зрелой и мастерски исполненной стала картина «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851г.). Этот пейзаж принес художнику первое признание и сделал его знаменитым. Первый успех ободрил начинающего художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по композиции и художественной задаче пейзаж «Вид в селе Кунцеве под Москвой», а в 1858 году «Вид в окрестностях Москвы при закате солнца». И в той и в другой картине А.К. Саврасов передаёт прежде всего сложный мир жизни природы, а не только красивый открывающийся вид. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству А.К. Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию природы. Эта романтическая черта присутствует в таких работах, как «Старые сосны» (1854г.), «Сосны (из Гусарева)» (1850-е годы), «Старый дуб у обрыва над рекой» (1857г.). Исполнены они с исключительным графическим мастерством, прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач. Следует отметить, что раннее творчество А.Н. Саврасова: «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» (1851г.), «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854г.) - пребывает в рамках романтизма, с его любовью к сильным эффектам атмосферической жизни, к резким контрастам переднего и заднего планов. Однако постепенно художник приходит к более спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям, например: «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859г.). В этот период изображение влажной почвы в его картинах получает большое значение, прописывается с тонким пониманием её фактура: «Лосиный остров в Сокольниках» (1869г.), «Лунная ночь. Болото» (1870г.). Изначально творчеству А.К. Саврасова был свойственен «виньеточный» стиль. Как правило, сюжетом для виньеток являются растительные мотивы (часто фантастического и сказочного содержания), абстрактные изображения, реже - изображения людей и животных. Необходимо отметить, что на развитие творчества А.К. Саврасова важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами. Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на Украину. Результатом этой поездки стали работы «Степь днем», «Рассвет в степи», «Вид Киева», датированные 1852-м годом. В этих работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от степных просторов и показать характер и особенности украинской природы. В 1857 году А.К. Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической деятельности. Среди его учеников были К.А. Коровин и И.И. Левитан. Удивительно точно сказал о своем учителе И.И. Левитан: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. Необходимо отметить, что с творчества А.К. Саврасова появилась лирика в русской живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле», о чём свидетельствует «Пейзаж с рекой и рыбаком» (1859г.), который наглядно демонстрирует достижения художника в области пейзажной лирики. Повседневное и поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это происходит в реальной жизни. Лучшим примером этого периода являются три пейзажа, написанные А.К. Саврасовым в 1861 году: «Вид на Москву от Мазилова», «Пейзаж с мельницей» и «Вечерний пейзаж». Художник, увлеченный сложностью и красотой передаваемого момента, по-новому использует доступные ему приемы живописи. А.К. Саврасову удаётся гармонично соединить воедино конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее переходное состояние. Большую роль в развитии творческого гения художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог познакомиться с европейским искусством, с передовой пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. «Ни одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как настоящая выставка в Лондоне», — писал А.К.Саврасов в одном из писем. Из всего, что увидел А.К. Саврасов в Англии, самым значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. После Англии художник отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального ее восприятия и собственного творчества.

    С 1869 А.К. Саврасов участвовал в создании Товарищества передвижных художественных выставок. Апогеем творчества художника, обозначившим новый этап развития отечественной пейзажной школы, стало полотно «Грачи прилетели», написанное в 1871 году. Поэзия обыденности, красота повседневного – эти новые качества привнес Саврасов в русский пейзаж. Во внешне простом мотиве деревенского неказистого ландшафта художник передал восхищение внутренней значительностью переходного момента от морозов к теплу, к зарождению новой жизни, трепетного ожидания счастья, которое овладевает всем живым ранней весной. Работы А.К. Саврасова неоднократно получали премии на выставках. Кроме того, он был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени и орденом Святой Анны 3-й степени. В 70-е годы художник регулярно выезжал из Москвы на Волгу, работал в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце, в Троице–Сергиевой Лавре. Это были годы расцвета его творчества, создания шедевров лирического пейзажа. В 1871 на первой выставке Товарищества А.К. Саврасов экспонировал картины «Грачи прилетели» (ГТГ) и «Дорога в лесу» (ГРМ). Работа «Грачи прилетели» вызвала большой интерес и всеобщий восторг. Сюжет картины прост и незатейлив. Первые весенние деньки, стремительно тает снег под лучами тёплого солнца. На переднем плане картины художник разместил несколько озябших от мороза тоненьких берёзок, их голые ветки, начинающие набухать почками, усеяны птичьими гнёздами, над которыми с радостными криками носятся возвратившиеся раньше всех грачи. На дальнем плане виднеются невзрачные заборы и деревянные крыши, над которыми возвышается в сыроватом воздухе церковка с колокольней. Художник создаёт первое пробуждение природы от долгого зимнего оцепенения, пафос силы матушки природы, способной творить чудо возрождения. Такова главная тема этой картины. Именно с А.К. Саврасова, как отмечал его ученик и продолжатель И.И. Левитан, «появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родине». В этом же году у А.К. Саврасова умерла дочь. Вслед за этим появились трагические ноты в пейзажах мастера, а в 1874 было написано полотно «Могила на Волге. Окрестности Ярославля». В 1872 художник был избран в правление Товарищества вместе с В.Перовым, И.Прянишниковым, Г.Мясоедовым, Н.Ге и И.Крамским. Во второй половине 70-х у А.К. Саврасова начала развиваться болезнь глаз. В 1981 году художник в последний раз художник участвовал в выставке Товарищества, а в следующем году был уволен из Училища. У А.К. Саврасова произошел разрыв с семьей и начался период бедствования. Он жил во временных пристанищах, продавал работы перекупщикам «за копейки».

    В середине 80-х А.К. Саврасов создавал рисунки для журналов «Радуга» и «Эпоха». В начале 90-х художник вступил в гражданский брак с Е.Моргуновой, у них родился сын (будущий художник–авангардист). В 1894 было опубликовано издание «А.К.Саврасов. Художественный альбом рисунков». Несмотря на болезнь и творческий кризис последних лет жизни мастера, он в эти годы писал значительные произведения: «Весна. Огороды» (1893г.), рисунок «Вид на село Покровское-Фили» (1893г.). Некоторые графические работы художника последних лет отличаются опережающей свое время экспрессией и раскованностью рисунка. На протяжении нескольких десятилетий А.К. Саврасов оставался признанным лидером отечественной школы пейзажа. Он оказал огромное влияние на формирование русских пейзажистов конца XIX – начала XX века. В 1897 А.К. Саврасов умер в отделении для бедных 2-й Московской городской больницы и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

    Русскую природу воспевал в своих картинах художник-пейзажист И.И. Шишкин.

    Шишкин Иван Иванович (1832-1898гг.) – русский художник, мастер пейзажа. И.И.Шишкин родился в Елабуге, ныне Татарстан русский художник. Выдающийся мастер пейзажа органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма. И.И. Шишкин родился в купеческой семье. Отец художника, И.В.Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Шишкин И.И, закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, продолжил обучение в петербургской Академии художеств (1856-1860гг.). Как пенсионер Академии жил в 1862-1865 гг. в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Однако большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца А. Калама. Жил И.И. Шишкин преимущественно в Петербурге. Особое значение для художника имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также природа острова Валаам и окрестностей Петербурга и Москвы. В 1858 году И. И. Шишкин создаёт картину «Вид на острове Валааме», которая была удостоена большой золотой медали Академии художеств, хотя сам художник не был вполне удовлетворен этой работой. Следует отметить, что для ранних работ мастера «Вид на острове Валааме» (1858г.), «Рубка леса» (1867г.) характерным является некоторая дробность форм. Художник не достигает еще в этих работах убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869г.), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, а также почвы, которую И.И. Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом он не имел себе равных в русском пейзажном искусстве. В 1870-е годы И.И. Шишкин входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872г.) и «Рожь» (1878г.).

    В картинах художника всегда присутствует монументально-романтический образ Природы с большой буквы. Новые же, реалистические веяния проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

    И.И. Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и природной отличительной особенности каждого дерева: вяза, дуба, сосны, ели, осины, берёзы, липы. С особой охотой художник пишет мощные и крепкие типы дубов и сосен, раскрывая их в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения И.И. Шишкина - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» (1883г.), (картина названа по песне поэта А. Ф. Мерзлякова), «Лесные дали» (1884г.), воспринимаются зрителем как обобщенные, эпические образы России. Художнику И.И. Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу», где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни. И.И. Шишкин плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Все работы И.И. Шишкина с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за приобретенную ею картину «Лесная глушь». В 1891. И. И. Шишкин создаёт картину «Дождь в дубовом лесу». После вступления в действие нового устава академии в 1892 году И.И. Шишкин был приглашен руководить в академии учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Педагогической деятельностью Иван Шишкин занимался мало, в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-1895 гг. Мастер имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс. Следует отметить, что И.И. Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока. И.И. Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного рисовальщика. В 1898 году И. И. Шишкин создаёт картину «Корабельная роща».

    Иван Иванович Шишкин умер скоропостижно 8 марта 1898 года В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он уже был в своей мастерской за работою вместе со своим учеником-алтайцем Гуркиным. В одиннадцатом часу Иван Шишкин вместе со своим учеником углем чертил на новом полотне новый этюд... Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем, после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем упала на колени... Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но, увы... Это было напрасно: он не проронил ни слова и тихо отошел в вечность. Немедленно прибывший врач мог только констатировать смерть от разрыва сердца... Неумолимая смерть не оставила на лице его никакого следа: Иван Шишкин как будто спокойно заснул... («Новости дня», 12 марта 1898г.). Ныне в Елабуге создан музей имени выдающегося русского художника И.И. Шишкина.

    Одним из наиболее ярких представителей критического реализма в русской живописи был художник В.Г. Перов. Его картина «Сельский крестный ход на Пасхе» вызвала общественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова - это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Тройка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов».

    Перов Василий Григорьевич (1834-1882 гг.) – (настоящая фамилия Криденер), русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок . Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 2/4 января 1834 года. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора Г.К. Криденера, человека просвещенного и свободомыслящего. Когда Перов был еще мальчиком, Криденер из-за своего независимого характера принужден был оставить казенную службу. Материальное положение семьи сильно ухудшилось, и отцу пришлось поступить на плохо оплачиваемое место управляющего имением. Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией. Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Здесь он с 1847 по 1849 год получил азы профессионального образования. В 1852 году В.Г. Перов приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния. Сначала его учителем был Е.Я. Васильев, строгий классик. Он по-отечески заботился о В.Г.Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу. Оканчивал училище В.Г. Перов под руководством С.К. Зарянко. В конце пятидесятых годов В.Г. Перов стал много работать с целью получения академической медали, В.Г. Перов пишет одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя. Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на следствие». Картина принесла молодому художнику Большую серебряную медаль. Картина стала заметным событием для публики и критики. В В.Г.Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова». В 1860 году В.Г. Перову была присуждена Малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, В.Г. Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» (1861г.). С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства. Однако картина «Сельский крестный ход на Пасхе» была отвергнута академией, В.Г. Перов пишет новую картину на соискание Большой золотой медали – «Проповедь в селе» (1861г.). На этот раз она была принята. Похоже, академическое начальство не поняло настоящего смысла картины. Содержание же его было не менее злободневным и не менее острым, чем предыдущей картины. В 1862 году В.Г.Перов написал «Чаепитие в Мытищах». Композиция картины построена на противопоставлении тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем. Осенью 1862 года В.Г. Перов женится на Елене Эдмондовне Шейс. А уже в декабре вместе с женой, получив от Академии художеств пенсион на заграничную поездку, он уезжает в Париж. По дороге он знакомится с музеями Берлина, Дрездена, посещает мастерские художников. Наблюдая народную жизнь в столице Франции, он создает такие яркие работы, как «Продавец песенников», «Уличная сцена в Париже», «Савояр». Эти произведения говорят о росте живописного мастерства художника, в них видно стремление более глубоко раскрыть психологию человека, выявить в нем социально-типические и индивидуальные черты. В.Г.Перов недолго пробыл в Париже. В 1864 году Перов В.Г. вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

    Первая же картина, созданная после возвращения, – «Проводы покойника» (1865 г.) – сразу определила бесспорную роль В.Г. Перова как лидера нового движения – формирующегося идейного реализма. «Перед нами сани с женщиной и детьми, – говорил Д.В. Григорович, – как сделал художник, мы не знаем, – это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать». Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В.В. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны». Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями. …Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, - у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе». Близка этой картине по духу «Тройка» (1866г.). К лучшим произведениям этого типа относятся «Утопленница» (1867г.), «Последний кабак у заставы» (1868г.). Картины эти отличаются глубиной идейного содержания, правдивостью художественных образов, силой эмоционального воздействия. По драматизму и эмоциональной выразительности одно из лучших произведений В.Г.Перова картина - «Последний кабак у заставы» (1868г.). Одиночество, заброшенность, бесприютность человека на городской улице. Горькая женская доля – вот тема небольшой, внешне незамысловатой картины. Во второй половине шестидесятых годов В.Г. Перов продолжает работать и в области сатиры, острие которой по-прежнему направлено главным образом против духовенства. Не щадит художник и купечество. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866г.) Перов показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу-самодуру. Наряду с глубокими общественными темами, искусство В.Г. Перова затрагивало и более простые житейские мотивы. Картины В.Г. Перова – «Любитель» (1862г.), «Учитель рисования» (1867г.), «Сцена у железной дороги» (1868г.), «Спящие дети» (1870г.), «Приезд институтки к слепому отцу» (1870г.) и другие чрезвычайно точно рисуют жизнь и быт простых, ничем не примечательных людей, их горести и радости. В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок,

    В.Г.Перов организовал московскую группу передвижников и стал одним из деятельных членов Товарищества, где в течение семи лет являлся членом правления. На Первой передвижной выставке экспонировались его картины – «Охотники на привале», «Рыболов» и портреты А.Н. Островского, Тимашевой, Степанова. В семидесятые годы в творчестве В.Г.Перова преобладают житейские бытовые сюжеты. Его «Птицелов» (1870г.), «Охотники на привале» (1871г.), «Рыболов» (1871г.), «Ботаник» (1874г.), «Голубятник» (1874г.) и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени. Именно это приводило в восторг В.В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России». К высоким достижениям В.Г. Перова относится его портретная работа «Фомушка-сыч» (1868г.) – одно из самых замечательных, самых проникновенных изображений русского крестьянина пореформенного времени. М. Нестеров писал: «А его портреты? Этот «купец Камынин», вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, – разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты». Среди полотен В.Г.Перова особое место принадлежит портрету Ф.М. Достоевского (1872г.). Писатель изображен погруженным в печальную задумчивость. Неподвижный сосредоточенный взгляд углублен в себя, руки охватывают колени. Бледное страдающее лицо человека как бы светится изнутри, передавая непрестанную напряженную работу мысли. Художник воссоздал здесь внутренний разлад человека, мучимого противоречиями и болезнями своего века. В.Г.Перов впервые в русской живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна В.Г. Перова – «Суд Пугачева» (два варианта) и «Никита Пустосвят» (1881г.) подготовили появление знаменитых произведений В.И. Сурикова.

    Большое значение для воспитания молодых художников имела педагогическая деятельность Василия Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния. Под непосредственным наблюдением В.Г. Перова здесь выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших себя в последующее время: Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Личная жизнь художника с конца шестидесятых годов складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей. В довершение всего в 1874 году В.Г. Перов узнает, что болен чахоткой, излечить которую было тогда практически невозможно. 10 июня 1882 года, после тяжелой мучительной болезни в селе Кузьминки близ Москвы художник скончался.

    Великим мастером, создавшим иллюзию света в своих пейзажных полотнах, стал великий русский художник А.И. Куинджи.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   36


    написать администратору сайта