История науки и культуры. История искусства и культуры II часть. Учебник Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070902 графика квалификация художник анимации и компьютерной графики
Скачать 3.25 Mb.
|
Глава 13. СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В СССР В ЭПОХУ «РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА» (1965-1985гг.) §1. Генеральные секретари ЦК КПСС этого периода Брежнев Леонид Ильич (1906-1982гг.), генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) с 1964-1982 гг. Л.И. Брежнев родился 6 (19) декабря 1906 года в русской семье в Днепродзержинске на юго-востоке Украины. В 1923 году вступил в комсомол; с 1931 - член ВКП(б). В 1935 окончил Днепродзержинский металлургический институт. После прохождения военной службы Л.И. Брежнев занимался партийной работой и быстро сделал карьеру в партийном аппарате Днепропетровской области. Продвигался по службе в период чисток конца 1930-х годов при поддержке Н.С.Хрущева, в то время первого секретаря ЦК Коммунистической партии Украины. Был начальником политуправления 4-го Украинского фронта в годы Великой Отечественной войны. В 1950 году Н.С. Хрущев ввел Л.И. Брежнева в центральные органы партии, после чего его дважды назначали высшим партийным руководителем республиканского уровня - в Молдавии (1950-1952гг.) и Казахстане (1955-1956гг.). Л.И. Брежнев отвечал за реализацию программы развития сельского хозяйства в Казахстане (освоение целинных земель). В 1957 году он стал членом Политбюро КПСС, а в 1960-1964 годы - председателем Президиума Верховного Совета СССР. В 1964 году Л.И. Брежнев участвовал в октябрьском заговоре по отстранению от власти Н.С.Хрущева, чье волюнтаристское руководство страной вызывало все более серьезное недовольство. Леонид Ильич Брежнев стал первым с 1966 года – (генеральным секретарем ЦК КПСС), а Совет министров возглавил А.Н.Косыгин. В 1977 году Л.И. Брежнев стал также и главой государства (председателем президиума Верховного совета). Л.И. Брежнев был последовательным сторонником политики разрядки. В 1972 году в Москве им были подписаны важные соглашения с президентом США Р.Никсоном; в следующем году он посетил США; в 1975 году был главным инициатором Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписания Хельсинкских соглашений. В СССР 18 лет его пребывания у власти оказались самыми спокойными и стабильными в социальном плане, активно развивалось жилищное строительство (было построено почти 50 процентов жилого фонда СССР), население получало бесплатные квартиры, развивалась система бесплатного медицинского обслуживания, все виды образования были бесплатными, развивалась аэрокосмическая, автомобильная, нефтегазовая и военная промышленность. С другой стороны, Л.И. Брежнев не признавал инакомыслия, как, в СССР, так и в других странах «социалистического лагеря»: в Польше, в Чехословакии, в ГДР. В 1970-е годы обороноспособность СССР достигла такого уровня, что советские вооруженные силы могли в одиночку противостоять объединенным армиям всего блока НАТО. Авторитет Советского Союза был в это время необычайно высок в странах «третьего мира», которые благодаря военной мощи СССР, уравновешивавшей политику западных держав, могли не опасаться НАТО. Однако ввязавшись в 1980-х в гонку вооружений, особенно в борьбу с программой «звездные войны», Советский Союз начал тратить на военные цели непозволительно большие средства в ущерб гражданским секторам экономики. В стране начала ощущаться острая нехватка товаров народного потребления и продуктов питания, в столицу потянулись «продовольственные поезда» из провинций, на которых жители отдаленных районов вывозили из Москвы продукты питания. С конца 1970-х годов началась масштабная коррупция на всех уровнях власти. Серьезной внешнеполитической ошибкой Л.И. Брежнего стало введение в 1980 году советских войск в Афганистан, в ходе которого значительные экономические и военные ресурсы были отвлечены на поддержание правительства Афганистана, а СССР оказался вовлечен во внутриполитическую борьбу различных кланов афганского общества. Примерно в это же время состояние здоровья Л.И. Брежнева резко ухудшилось, он несколько раз ставил вопрос о своей отставке, но его соратники по Политбюро, прежде всего М.А.Суслов, движимые личными интересами и стремлением остаться во власти, уговорили его не уходить на пенсию. К концу 1980-х в стране уже наблюдался культ личности Брежнева, сравнимый с аналогичным культом Н.С. Хрущева. Окруженный славословием стареющих коллег, Л.И. Брежнев остававался у власти до самой смерти. Умер Леонид Ильич Брежнев в Москве 10 ноября 1982 года. Андропов Юрий Владимирович (1914-1984гг.), советский государственный и политический деятель, генеральный секретарь ЦК КПСС (1982-1984гг.), председатель Верховного Совета СССР с 1983 года, родился 15 июня 1914 года, станица Нагутская Ставропольского края. В 1953-1957 годах посол СССР в Венгрии; способствовал вводу советских войск в Венгрию в 1956 году. В 1962-1967 годах и с мая 1982 года секретарь ЦК КПСС. Член Политбюро ЦК КПСС, с 1973 года (кандидат с 1967года). В 1967-1982 годах председатель КГБ СССР. Как генеральный секретарь Ю.В. Андропов пытался административными методами остановить развитие кризиса в партии и государстве. Умер Юрий Владимирович Андропов 9 февраля 1984 в Москве. Черненко Константин Устинович (1911-1985гг.), советский государственный политический деятель, Трижды Герой Социалистического Труда (1976г., 1981г., 1984г.). В 1956-1960 годы находится в аппарате Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза. С 1984 года Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР. Член Политбюро ЦК КПСС с 1978 года. Награждён Ленинской премией в 1982 году. К.У. Черненко родился 24 сентября 1911 года в селе Большая Тесь ныне Новосёловского района Красноярского края в крестьянской семье. Окончил трёхгодичную школу сельской молодежи. Начальная грамотность и политические убеждения сделали возможным назначение его заведующим отделом пропаганды и агитации райкома комсомола. Окончил Высшую школу партийных организаторов при ЦК ВКП (б) в 1945 году, Кишиневский педагогический институт в 1953году. В начале 30-х годов К.У. Черненко служил в Казахстане, где вступил в ВКП(б) и был избран секретарём парторганизации погранотряда, а в предвоенные годы он - секретарь Красноярского крайкома партии. В 1943-1945 годы К.У. Черненко находился на учёбе в Москве, в высшей школе парторганизаторов. Деятельность К.У. Черненко в годы войны была отмечена медалью «За доблестный труд». Следующие три года К. У. Черненко работал секретарём обкома по идеологии в Пензенской области, затем до 1956 году заведовал отделом пропаганды и агитаций в ЦК Компартии Молдавии. Именно здесь в начале 1950-х годов К. У. Черненко познакомился с Л. И. Брежневым, тогда первым секретарём. Деловое общение переросло в крепкую дружбу, которая длилась до конца жизни. С помощью Л. И. Брежнева К. У. Черненко совершил уникальную партийную карьеру, пройдя от основания до вершины пирамиды власти. Константин Устинович Черненко умер 10 марта 1985 года в Москве. §2. Культурная политика «эпохи застоя» в 1965-1985 годы В эпоху застоя особенное внимание уделялось усиленному финансированию отраслей науки, которые обеспечивали оборонную мощь страны. В этой области работали такие крупные ученные, как академики И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров, Л.А.Арцимович. В 1960-1980 годах СССР произвел большое количество запусков космических пилотируемых кораблей и спутников. Был осуществлен запуск автоматического корабля на Луну. Однако даже в науке приоритетные направления ее развития определялись не самими учеными, а решениями партии. Многие прикладные и фундаментальные исследования финансировались только при условии интереса к ним со стороны военно-промышленного комплекса. Партия также контролировала гуманитарные науки. В этот период история советского общества неразрывно связывалась с историей КПСС, а все успехи советского народа приписывались исключительно мудрому руководству со стороны партии. В начале 1970-х годов ученые-историки пытались переосмыслить причины и предпосылки начала Октябрьской революции. Это вызвало публичное осуждение так называемого нового направления в исторической науке. В это время началась реабилитация И.В. Сталина. Искажались данные о масштабах репрессий и событиях сталинского периода, запрещалась любая критика. В 1966 году в СССР был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, в 1978 году введено обеспечение учащихся младших классов бесплатными учебниками. По количеству специалистов с высшим образованием страна вышла на первое место в мире. Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество. Период «оттепели» закончился в 1965 г. судом над писателями А.Синявским и Ю.Даниэлем. Подверглись гонениям и вынуждены были покинуть страну писатели А.Солженицын, В.Максимов, И.Бродский, В.Аксенов, скульптор Э.Неизвестный, кинорежиссер А.Тарковскии, музыканты М.Ростропович и Г.Вишневская. В конце 1960-х годов был закрыт журнал «Новый мир», публиковавший наиболее яркие произведения литературы. Поддержку получали культурные программы, воспевающие успехи социализма. Огромные средства были выделены на съемку киноэпопей «Освобождение» и «Судьба». Ставились спектакли и снимались фильмы, оказывающие идеологическое давление на общество. Началась кампания, восхваляющая «героя» Малой Земли Л.И.Брежнева, с вручением ему Ленинской премии по литературе. В многочисленных постановлениях говорилось о верности учению марксизма-ленинизма, необходимости усиления идеологической борьбы с влиянием Запада, о преимуществах социалистической системы, возрастающей руководящей роли партии. Это выдавалось за проявление в искусстве метода «социалистического реализма». Однако следует отметить, что в культуре «периода застоя» появилась целая плеяда талантливых авторов: В.Распутин, В.Шукшин, Ю.Трифонов, Ч.Айтматов, Р.Гамзатов, режиссеры Г.Товстоногов, О.Ефремов, А.Эфрос, кинорежиссеры С.Бондарчук, Г.Данелия. Во второй половине 1960-х годов в стране начался рост диссидентского движения. Важным требованием дессидентов стало правозащитничество. Делались попытки добиться от государственных органов СССР выполнения положений Конституции (свобода слова, печати, собраний, демонстрации). Появились машинописные листовки и сборники произведений - «самиздат», в которых печатались новости и работы по философии, истории, праву, запрещенные произведения. Мужественную борьбу за свободу и нравственность вел А.И.Солженицин. Его книга «Архипелаг ГУЛАГ» нанесла сильнейший удар по устоям тоталитаризма. Необходимо также отметить, что расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 год возросли более чем в два раза, однако доля расходов государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижались. Постоянно действовал укоренившийся принцип остаточного финансирования для развития культуры и науки. В результате такой политики большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в «долгострой», десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей: библиотеки, музеи, заповедники. §3. Образование «эпохи застоя» в 1965-1985 годы В 1960-1970-е годы руководство страны взяло курс на значительный рост образовательного уровня населения. Был осуществлён переход к всеобщему полному среднему образованию. Таким образом, уже в 1975 году 86% молодёжи всупало в жизнь, имея 10-летний курс школьного обучения. Более 96% выпускников 8-летней школы продолжало учебу в различных учебных заведениях, дававших среднее образование. В то же время учащихся средних школ готовили в основном для продолжения образования в вузах, тогда как производству остро не хватало квалифицированных специалистов со среднетехническими знаниями. Эту диспропорцию пытались устранить путём увеличения учреждений профессионально-технического образования (ПТУ и техникумов), а также профориентации в системе средней школы. Однако противоречие между завышенными социальными ожиданиями выпускников средней школы и реалиями развития производства в стране, которое требовало большого количества работников тяжелого неквалифицированного труда, постепенно усиливало серьезную психологическую проблему в обществе в рамках социальной адаптации. Необходимость серьезной структурной перестройки системы образования в условиях научно-технической революции вызвала необходимость пересмотра школьных программ, а также попытку внедрения новейших методов обучения. На первом этапе (с1971 года) курс начальной средней школы был сокращен до трёх лет. В 1983-1984 годах была предпринята попытка комплексной реформы школы. В апреле 1984 года специальным законом было предусмотрено перепрофилирование всеобщего среднего образования молодёжи на нужды развития экономики. Однако неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в сфере образования привели к быстрому отказу от проведения школьной реформы. К 1987 году она была отменена. Уровень и качество обучения в основной массе советских школ неуклонно снижались. На этом фоне появился целый ряд учителей-новаторов, таких, как В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин, Ш.А. Амонашвили, которые творчески подходили к процессу образования, пытаясь преодолеть нараставшее падение интереса учащихся к учебе, формализм в учебной и воспитательной работе. Однако их опыт фактически так и остался невостребованным. Закостенелая система управления народным образованием не была рассчитана на внедрение новых методов обучения. Серьезные проблемы стояли и в сфере высшего образования. Число вузов и университетов в стране постоянно увеличивалось (в 1985 году в СССР насчитывалось 69 университетов). Значительно возрос их научный потенциал (в системе высшей школы к началу 1980 годов работало около 50% докторов наук). Однако основные отрасли промышленности и сельского хозяйства испытывали все возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, поскольку отдача вузовской науки, оторванной от производства, была весьма слабой. §4. Наука «эпохи застоя» в 1965-1985 годы Развитие науки в СССР в середине 1960-1980-х годов не носило характер застоя. В этот период государством ведется массированное финансирование целевых фундаментальных научно-исследовательских программ, значительно расширилась сеть научных учреждений и исследовательских центров. На первый план были выдвинуты задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 1960-е годы начали создаваться научно-производственные объединения, такие, как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения по выпуску новейших образцов военной техники (НПО «Энергия»). Всего к 1985 года в СССР действовало 250 НПО. Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, пущен в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол «Арктика». Эти работы осуществлялись под руководством президента Академии наук СССР А.П. Александрова. Другим направлением в развитии энергетики явилось интенсивное освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых, оригинальных технологических разработок по добыче и транспортировке полезных ископаемых. Особенно значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника) Важные открытия в этой области принадлежали А.М Прохорову, Н.Г. Басову, Л.А. Арцимовичу, И.М. Лившицу, А.Ф. Андрееву. Широкую известность получили исследования в различных областях химии и биологии. Успехом советских ученых стали работы по расшифровке структуры белка, получению искусственных генов (генная инженерия), лазерная медицина. Результаты большинства научных разработок были тесно связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 1970-е годы являлись главным направлением государственной политики в области науки. Однако из-за активного вмешательства органов партийно-государственного контроля и управления, применение жестких административных мер в сферу научного творчества наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 1970-х годов, привела к серьезному отставанию СССР в этой наболее динамично развивающейся отрасли знаний и технологий от большинства развитых индустриальных держав мира. Следует отметить и то, что экологически опасная программа переброса великих северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых средств. В случае же ее реализации последствия могли бы быть катастрофическими для всей планеты. В начале 1980-х годов советская наука в силу структурного кризиса социально-экономической системы «государственного социализма» стала терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где приоритет был ранее неоспорим. Проявлением такой ситуации явилась регулярная корректировка сроков реализации научных программ, торможение выполнения даже наиболее важных для государства космических исследований, примером служит запуск космического «челнока» «Буран». Свой первый и единственный космический полёт «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме «Юбилейный» на Байконуре. Полёт прошёл без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от американского «Шаттла», который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении (вход в атмосферу и торможение до скорости звука в обоих случаях полностью компьютеризованы). Данный факт - полёт космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера - вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Следует отметить, что затем в 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос в 1988 году «Буран» был уничтожен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия». Серьезно ощущался кризис советской науки в сфере гуманитарного знания. С одной стороны, в СССР в 1970-е годы значительное развитие приобрели перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, были разработаны крупномасштабные программы по развитию и размещению отраслей народного хозяйства страны, учитывающие гармоничное использование природных ресурсов и производственного потенциала различных регионов по совершенствованию народно-хозяйственного комплекса в целом. Историческая наука достигла значительных успехов в исследовании конкретных фактов и событий прошлого. Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, развитие же гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории. Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов, в том числе по истории КПСС, Второй мировой войны, Октябрьской революции, а также различного рода юбилейных изданий. В этот период слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники. §5. Литература «эпохи застоя» в 1965-1985 годы Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. В 1970-е годы все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. Большинство талантливых поэтов, писателей, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать за пределы страны и объявить после этого предателем. В 1966 году Л.И. Брежнев выступил против проявления в культуре двух крайностей - «очернительства» и «лакировки действительности». Однако именно приукрашивание жизни в СССР стало официально поддерживаемой линией в развитии литературы и искусства. В художественных произведениях этого периода отчетливо прослеживается отход от анализа наиболее острых проблем современности, трактовка прошлого советского общества как неизменно успешное продвижение вреред, хотя и с трудностями, но всегда преодолеваемыми. Творческое содружество литературы и кинематографа позволило создать многотомные и многосерийные эпопеи. Такими масштабными произведениями были роман «Сибирь» Г. Маркова, киноэпопея о Великой Отечественной войне «Освобождение» и «Солдаты свободы» Ю.Озерова. Правительство страны приветствовало также разработку писателями и драматургами «производственной» тематики, где герой – новатор производства, открыто вступает в конфликт с косностью и бюрократизмом чиновников. Эту тему талантливо раскрывал в своем творчестве известный писатель-драматург А. Гельман. Театральные постановки и экранизация его произведений имели большой успех («Премия», «Протокол одного заседания»). Популярностью и признанием общественности пользовались пьесы на историко-революционные темы: «Синие кони на красной траве», «Так победим!» М.Шатрова». Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей: «Обмен» (1969 год), «Предварительные итоги» (1970 год), «Другая жизнь» (1975 год); В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 год), «Живи и помни» (1974 год), «Прощание с Матерой» (1976 год); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 год); В. П. Астафьев «Царь-рыба»(1976 год). Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Ю.В.Трифонова – город, а герой – обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Писателями-деревенщиками называют Ф. Абрамова, В.Г.Распутина, В.И.Белова и В.П.Астафьева, П. Проскурина, Б. Можаева. В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой. На Вологодской земле в 1960-1970 годы взросло творчество русского советского лирического поэта Николая Рубцова. Русский Север дал великому поэту главную тему будущего творчества - «старинную русскую самобытность», которая стала центром его жизни, «землёй… священной», где он чувствовал себя «и живым, и смертным»: «Тихая моя Родина», «Чудный месяц плывет над рекою», «Первый снег», «В минуты музыки печальной». На стихи Николая Рубцова написаны замечательные песни - «Букет», «В горнице моей светло». Особое значение в культуре 1960–1970-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина, – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по-новому взглянуть на окружающую действительность. Сборники рассказов «Там, вдали» (1968 год), «Характеры» (1973 год) и замечательные фильмы «Живет такой парень» (1964 од), «Печки-лавочки» (1973год), «Калина красная» (1973 год). Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 год) и «Последнее лето» (1970 год). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 год), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 год). Военной поре были посвящены правдивые книги В. Богомолова, В. Быкова. Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки». Единственным способом совершенно свободно, безо всякой цензуры дойти до читателя (правда, лишь до узкого круга посвященных) оставался «самиздат». В 1978 году группа писателей самостоятельно выпустила литературно-художественный альманах «Метрополь». В сборнике принимали участие В. Аксенов, А. Битов, Ф. Искандер, В. Ерофеев. Расплатой для большинства из них стал многолетний запрет на публикации в СССР. Известность, популярность и любовь советского народа приобрело в этот период творчество Владимира Высоцкого. В списках и машинописных копиях расходились по стране произведения Александра Исаевича Солженицына. В 1970-е годы А.И. Солженицын создает рассказ «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ». После памятной публикации в «Новом мире», дозволенной личным распоряжением Н. С. Хрущева, в застойные годы советская печать больше не издавала А.И. Солженицына. Его произведения выходят за границей. Это чрезвычайно раздражает советское руководство. В 1969 году его исключают из Союза писателей. Присуждение ему в 1970 году Нобелевской премии по литературе и публикация за рубежом романа «Архипелаг ГУЛАГ» приводят к тому, что писателя насильно выдворяют из страны. Уехать пришлось ленинградскому поэту Иосифу Александровичу Бродскому. В его стихах не было никаких политических мотивов, однако творчество И.А. Бродского и сама его личность раздражали официальные круги. Причина этого была в исключительной оригинальности его поэзии, «эстетической независимости», непохожести его произведений на шаблоны и каноны советского искусства. В прессе была организована травля. Газета «Вечерний Ленинград» опубликовала фельетон «Окололитературный трутень», после которого И.А. Бродский был арестован и осужден на пять лет ссылки «за тунеядство» в 1964 году. Многие видные деятели культуры выступали в его защиту (А. А. Ахматова, К. И. Чуковский, С. Я. Маршак, А. Т. Твардовский, К. И. Паустовский и др.). Из ссылки И.А. Бродскому разрешено было вернуться, однако о публикациях речь идти не могла. В 1972 году И.А. Бродский эмигрировал в США, и Нобелевскую премию, присужденную ему в 1987 году, он получал уже как гражданин Соединенных Штатов. В этот период эмигрировали многие представители творческой интеллигенции, среди них писатели: В. Аксенов «Остров Крым», «В поисках грустного беби», В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», поэт Н. Коржавин, бард А. Галич. Творчество «второй волны» эмиграции продолжило традиции культуры русского зарубежья, возникшего после Октябрьской революции, составив особую ее страницу. Драматургия этого периода отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов, таких как А. В. Вампилов: «Утиная охота» (1970 год), В. С. Розов «Ситуация» (1973 год), Г. И. Горин (Офштейн) «Забыть Герострата», «Тот самый Мюнхгаузен» (1972 год), А. М. Володин (Лифшиц) «Осенний марафон» (1979 год). §6. Архитектура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы В основе советского градостроительства была заложена плановая система народного хозяйства. Важнейшая задача, поставленная перед архитекторами страны, - обеспечить комплексность застройки при создании комфортабельных условий работы, быта и отдыха. В 1960-1970-х годах продолжается строительство новых городов – Тольятти и Набережные Челны (1973 год) архитектор Б. Рубаненко. Архитекторы и градостроители работают по созданию нового облика сел и сельскохозяйственных комплексов. Значительное место в градостроительной деятельности 1970-х годов заняли мемориальные сооружения в память о героических подвигах в Великой Отечественной войне: архитектурно-скульптурные комплексы Пискаревского кладбища, Брестской крепости. Мамаева кургана в Волгограде и ряде других городов. В этот период Правительство принимает решение о создании «Золотого кольца» древнерусских городов и превращения ряда городов в заповедники (Суздаль, Владимир). В 1970-1980-е годах в условиях роста населения городов формируются сложные транспортные системы, рекоструируются центры большинства городов нашей страны. В городах с миллионным населением началось строительство метрополитенов. В 1971 году был утвержден Генеральный план развития Москвы, рассчитанный на 25-30 лет. В 1970 годах в Москве появились новые линии метрополитена, новые транспортные магистрали, традиционным стало строительство комплексов общественных зданий. В Новых Черёмушках вырос городок науки. Характерные черты жилой архитектуры и строительства в Москве 1970-х годов – крупный экспериментальный жилой район в Чертаново-Северном, новые типы жилых домов в Тропарёво, Чертаново, Ясенево. В конце 1970-х – 1980-х годов началась застройка резервных территорий в Южном Измайлово, Медведково, Строгино и других районах. Важным шагом в развитии жилья стала реконструкция устаревшего жилого фонда. В 1976 году в Москве началось строительство олимпийских объектов к XXII Олимпиаде 1980 года. Были построены крытый спортивный стадион и бассейн «Олимпийский» на проспекте Мира (архитектор М.Посохин), крытый велотрек в Крылатском (архитектор Н. Воронина). В эти годы все больше зданий стали строить по индивидуальным проектам, например, Дворец Сьездов в Кремле, гостиница «Россия» (архитектор Д. Чегулин, П. Штеллери). В 1970-х годах прослеживается стремление к эстетической выразительности и образности зданий, которое ярко воплотилось в архитектуре уникальных общественных зданий, таких, как новое здание МХАТа им. А.М. Горького (1972 год) В. Кубасова. В советской архитектуре 1970-1980-х годов наблюдается стремление создать новую архитектуру, созвучную времени, в которой наблюдается отказ от советского функционализма и конструктивизма 1960-х годов. В конце 1970-х годов возрождается интерес к модернизму, а в восьмидесятые он вновь выходит на арену мирового зодчества под именем постмодернизма. В советской архитектуре в связи с активной национальной политикой СССР большое значение уделялось региональному строительсту, что особенно ярко проявлялось в создании крупных общественных зданий в союзных республиках. В России программа «дружбы народов» оставила значительное количество произведений архитектуры, обладающих чертами зодчества тех или иных республик. В этот период российские зодчие вновь обращаются к национальной русской архитектуре. Делаются робкие попытки возрождения «русского стиля». Чаще всего это обращение к русскому деревянному зодчеству, нашедшее свое воплощение в оформлении фасадов и интерьеров небольших общественных зданий. Необходимо отметить, что часть архитекторов идут по пути выявления конструктивной системы в структуре зданий, «машинизации» образа зданий, создавая предпосылки для формирования современного стиля «хайтека». При любых общественных формациях возникает идеологическая потребность в создании зданий – символов. Поэтому символизм, представляющий собой некий «гибрид» архитектуры и скульптуры, сохраняет своё значение (ограниченно) не только в прошлом, настоящем, но и в будущем. Например, в основу решения советского павильона на «Экспо-70» в ОСАКА (архитекторы М.Посохин и В.Свирский) положен символ развернутого знамени. Архитектура середины 1970-х – конца 1980-х годов отмечена возросшим уровнем мастерства выдающихся советских архитекторов. В целом для русской архитектуры советского периода характерна цельность композиции, соразмерность по отношению к человеку, жизнеутверждающий колорит. §7. Живопись «эпохи застоя» в 1965-1985 годы Политика руководства живописью брежневского периода также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Художник Михаил Рогинский своим творчеством создает «Энциклопедию коммунальной жизни». Характерной для его творчества является серия «Кафель» - символ расчерченного, регламентированного существования. Иногда М. Рогинский включал в картину надписи «Чайник» (1965 год), «Штаны» (1966 год). Художник первым среди отечественных художников стал создавать «объекты», которые имели вид и форму настоящих вещей: «Дверь» (1965 год). Виталий Комар и Александр Меламид первую совместную работу создали в 1965 году, а окончательно стали работать вместе в 1972 году. В.Комар и А.Меламид написали свой двойной портрет в стиле клубных плакатов с упрощенной цветовой раскладкой и наличием советской символики. В 1973 году художники создают работу «Рай», представляющую собой комнату, где стены окрашены черным цветом, в которой находятся живописные и графические работы, сделанные в разных стилях. Художники Лев Кропивницкий и Олег Целков в период «оттепели» являются представителями отечественного экспрессионизма. Иносказанием и усложненной метафоричностью наполнено творчество Владимира Вейсберга и Дмитрия Краснопевцева. В 1976 году создается группа «Коллективные действия», в 1978 году начинает проводить перфомансы группа «Гнездо» Среди наиболее заметных событий, связанных с выставочной деятельностью участников неформальных художественных объединений, была получившая название «Бульдозерная выставка». Так 15 сентября 1974 года в Москве в Беляево милицией с помощью техники была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой участие приняли те же самые авангардисты. Огромную популярность в конце 1970-х обрел Александр Шилов – художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма». В 1970-е годы многие представители неформального искусства были вынуждены эмигрировать. Необходимо отметить отечественных художников, представителей концептуализма, кто на Западе стал частью общемирового художественного процесса: Илья Кабаков, Эрих Булатов, Олег Васильев, Борис Заборов. §8. Скульптура «эпохи застоя» в 1965-1985 годы Тема трагических событий и героических свершений военных лет нашла особенно яркое отражение в мемориальных сооружениях скульпторов Е. В. Вучетича, Ю. Микенаса, Л. В. Буковского, Г. Йокубониса. В этот период скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и комплексов, которая используется при создании градостроительных композиций. Создают новые памятники скульпторы: М. К. Аникушин, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, Н. Никогосян, В. Е. Цигаль. Важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, статуям на автострадах и подъездных путях к городу, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Для скульптуры малых форм, проникающей в быт, примечательно стремление эстетически индивидуализировать современный интерьер. Скульптурное творчество этого времени наполнено острым чувством современности. Для этих лет характерен поиск путей обновления пластического языка для станковой скульптуры Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Скульптура традиционных художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события. Однако следует отметить, что в этот период заявляют о себе также представители различных модернистических течений. Еще в 1964 году в Ленинграде была создана группа «Санкт-Петербург». В эту группу входили художники Михаил Шемякин, Владимир Иванов, Анатолий Васильев, которые изучали культовые корни произведений искусства доколумбовой Америки, Древнего Египта и добивались в соем творчестве синтеза многих элементов, что затем было названо метафизическим синтетизмом. В 1971 году Михаил Шемякин был выслан из СССР. §9. Музыка «эпохи застоя» в 1965-1985 годы На развитие классической музыки этого периода значительное влияние оказало творчество Г. В. Свиридова. Композитором создаются замечательные произведения: сюита «Время – вперед!» (1965 год), музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» (1974год). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 год, опера «Мертвые души» 1977 год). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру Альфреда Гарриевича Шнитке: «Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для двух скрипок» (1975 год), «Канон памяти И. Ф. Стравинского для струнного квартета» (1971год), «Три сцены для голоса и ударных» (1980 год); «Электронная музыка Поток» (1969год), а также композитором написана музыка к спектаклям драматических театров и кинофильмам. Эстрадная музыка играла значительную роль в культурной жизни советского человека. Следует отметить, что в этот период рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» – вокально-инструментальных ансамблей: «Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и многих других. Всей стране были известны имена популярных исполнителей: Софии Ротару, Валерия Леонтьева, Людмилы Сенчиной. Семидесятые годы – время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой. Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого. Лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы: жанровые картинки; монологи, произносимые от лица некой вымышленной маски (алкоголика, средневекового рыцаря, альпиниста и даже самолета-истребителя); размышления самого автора о жизни и времени. Они все вместе дают яркую картину времени и человека в нем. Грубоватая «уличная» манера исполнения, почти разговорная и в то же время музыкальная сочетается с неожиданной философичностью содержания, что способствует рождению особого эффекта. §10. Театр «эпохи застоя» в 1965-1985 годы Подъём театрального искусства народов СССР в 1960-1970-х годах связан с важнейшими событиями в истории Советского государства - 50-летием Октябрьской революции 1917 года и 100-летием со дня рождения В. И. Ленина, К 50-летию образования СССР были поставлены: историко-революционная трилогия «Декабристы» Л. Г. Зорина, «Народовольцы» А. П.Свободина и «Большевики» Шатрова (1967год) - Московский Театр «Современник», «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1967год) - Малый театр, «Шторм» Билль-Белоцерковского (1967год) - Театр имени Моссовета, «Интервенция» Славина (1967год ) - Московский театр Сатиры, «Трибунал» А. Е. Макаёнка (1971год) в Белорусском теате имени Купалы, также и в Московском драматическом Театре на Малой Бронной), Основополагающим принципом советского театра, как и всего советского искусства, является ленинский принцип партийности. Театр — помощник партии в борьбе за воплощение в жизнь коммунистических идей. Лучшие театральные произведения глубоко народны, в них народ рассматривается как движущая сила истории, раскрывается духовное богатство советского человека, его преданность Родине. Эти принципы нашли своё отражение в спектаклях: «Человек со стороны» И. М. Дворецкого (1971 год в Московском драматическом театре на Малой Бронной и в Ленинградском театре имени Ленсовета), «А зори здесь тихие...» Б. Л. Васильева (1971 год) -Московский театр драмы и комедии на Таганке, «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (1972год) - молдавский Театр имени Пушкина, «Сталевары» Г. К. Бокарёва (1972 год) - МХАТ, «Заседание парткома» А. И. Гельмана (1975 год) - МХАТ, «Протокол одного заседания» в Ленинградском Большом драматическом театре, «Погода на завтра» Шатрова (1975год) - Московский театр «Современник». В этот период были осуществлены значительные постановки произведений классической драматургии: «Царь Эдип» Софокла (1969 год узбекский Театр имени Хамзы), «Женитьба Фигаро» Бомарше (1969 год Московский театр Сатиры), «Юлий Цезарь» (1973 год грузинский Театр им. Руставели). В эти годы на сцене советских театров широко ставятся и идут пьесы Б. Брехта: «Мамаша Кураж и её дети» (1960го) Театр им. Маяковского, «Карьера Артуро Уи» (1963год) Ленинградский Большой драматический театр, «Добрый человек из Сезуана» (1964год) Московский театр драмы и комедии на Таганке, «Кавказский меловой круг» (1975год) грузинский Театр им. Руставели. Следует отметить, что в развитие театрального искусства большой вклад внесли режиссеры: Г. А. Товстоногов, В.Е. Воробьёв (Ленинградский Театр Музыкальной комедии), И.П. Владимиров, Б. И. Равенских, В. Н. Плучек, О. Н. Ефремов, А. А. Гончаров, Е. Р. Симонов, Ю. П. Любимов, А. В. Эфрос (РСФСР). К. Ирд, Э. Кайду, В. Пансо (Эстония), А. Яунушан, А. Лининьш (Латвия). Г. Ванцявичюс, Ю. Мильтинис (Литва). Т. Кязимов, М. Мамедов (Азербайджан). В. Аджемян, Р. Капланян (Армения). Р. Стуруа, Н. Чхеидзе (Грузия). Б. Хучаев (Северная Осетия). С. В. Данченко, С. Смеян (Украина). В. Н. Раевский, Б. И. Луценко (Белоруссия). А. Мамбетов (Казахстан); Большой любовью и популярностью пользовались у публики актеры: Ю. К. Борисова, И. О. Горбачев, Н. О. Гриценко, А. С. Демидова, Т. В. Доронина, Л. К. Дуров, Е. А. Евстигнеев, К. Ю. Лавров, Е. А. Лебедев, В. В. Меркурьев, И. М. Смоктуновский, О. П. Табаков, Ю. В. Толубеев, М. А. Ульянов, Б. А. Фрейндлих, А. Б. Фрейндлих, С. Ю. Юрский, Ю. В. Яковлев, О. М. Яковлева, А. Д. Папанов, М.С. Боярский, А.А. Миронов (РСФСР). Х. Абрамян, Б. Нерсесян (Армения). Р. Чхиквадзе (Грузия). В. М. Дальский, П. В. Куманченко, Е. П. Пономаренко, Б. В. Романицкий (УССР). М. Вахидов (Таджикистан). В. Артмане, Х. Лиепинь, Л. Фреймане, Э. Радзинь, Э. Бурфан, Г. Яковлев, Ю. Думпис (Латвия). Д. Банионис, Р. Адомайтис, Г. Кураускас (Литва). Ф. Шарипова, А. Ашимов (Казахстан). Г. С. Овсянников, Г. К. Макарова (Белоруссия). Характерной чертой советского театрального искусства было взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур. Единство идейного содержания произведений сочетается с многообразием и богатством национальных форм. Мировое признание получила система Станиславского, являющаяся основой метода работы актёров над ролью, создания спектакля. Советский театр этого периода оказывает большое влияние на театральные культуры всего мира. Многие театры СССР с успехом выступают за рубежом, участвуют в фестивалях пьес драматургов стран социалистического содружества, имеют плодотворные творческие связи с театрами этих стран, а также практикуют обмен с ними режиссёрами-постановщиками. Лучшие зарубежные театральные коллективы гастролируют в Советском Союзе. Укреплению международных контактов в области театра способствует участие СССР в деятельности Международного института театра (МИТ). В него с 1959 входит Советский национальный центр МИТ. Кадры актёров и режиссёров взращиваются в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского, театральном училище им. М. С. Щепкина и Б. В. Щукина, в Школе-студии им. Немировича-Данченко — в Москве. В Ленинграде - Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Каждая советская республика имеет свой институт театрального искусства (Тбилисский, Ереванский, Ташкентский, Бакинский, Киевский, Минский и др.), также институты культуры и училища. Деятели театра объединены в театральные общества (ВТО). В 1975 году в СССР работало 570 театров, в том числе 344 драматических, 155 детских и юного зрителя. Спектакли звучали более чем на 40 языках народов СССР. Необходимо отметить удивительный театр в Москве, в районе Измайлово, - «Театр мимики и жеста», преобразованный из студии, первый в мире стационарный театр для глухонемых (открыт в 1963 году). Сценические средства выразительности в этом театре были основаны на пластике, элементах пантомимы, музыки, танца. Жест, доведённый до совершенства, делает спектакль доступным глухонемому зрителю. При этом действие сопровождается речью диктора, который синхронно озвучивает спектакль. В Советском Союзе открывались детские театры, ТЮЗы (театры юного зрителя), 21 ноября 1965 года торжественно открылся Московский государственный академический детский музыкальный театр под руководством Наталии Ильиничны Сац. Следует отметить, что в «эпоху застоя» происходят фундаментальные изменения в сознании общества, которые первоначально произошли еще в 1950–1960-е годы и тогда еще начали расшатывать советскую идеологию. Театральные режиссеры Ефремов и Эфрос, Товстоногов и Любимов, Фоменко и Захаров бросали вызов преступной официальной морали, нормативности, стертости мышления и поведения, господству страха и лжи. Противостояние, преодоление - вот нравственный пафос лидеров нового поколения. Во весь голос театр заговорил о человеческом достоинстве, о пошлости унифицированной толпы и утверждал веру в индивидуальность личности, которая способна совершать самостоятельный выбор. Эта проблема была раскрыта в многочисленных театральных работах: «Идиот», «Мещане», «Горе от ума» - Товстоногова; «Вечно живые», «Голый король», «Назначение» - Ефремова; в «Бедном Марате» и «Чайке» Эфроса; «Двое на качелях» и «На дне» - Галина Волчек; в «Добром человеке из Сезуана» и «Гамлете» - Любимова; «Смерть Иоанна Грозного» - Хейфеца; «Доходное место» - Захарова; «Смерть Тарелкина» - Фоменко. В культуру театра стремительно вошло поколение шестидесятников. По распоряжению министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открылся знаменитый московский театр на Таганке под руководством Юрия Петровича Любимова - театр, который сразу выявил оппозиционный настрой к театральному соцреализму и отход к театру поэтическому, символическому, площадному. Театр на Таганке, сразу став самым популярным театром не только Москвы, а и всей страны на долгие годы, официально был определен как театр самой низкой категории — ниже шли самодеятельные коллективы. Самые талантливые актёры и режиссёры провинции назначались в Москву, а провинциальные сцены «оголялись». Театры в русских провинциальных городах строились и существовали, однако их уровень был несопоставим со столичными театрами Москвы и Ленинграда. Советское партийное руководство (Министерство Культуры СССР, «Главлит») по идеологическим соображениям не допускало на советскую сцену многие драматические произведения, а многим пришлось эмигрировать. Так случилось с Юрием Любимовым. §11. Кинематограф «эпохи застоя» в 1965-1985 годы Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967гг.). Этот период ознаменован созданием современных комедий. В 1965 году на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», а гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера Л.И. Гайдая пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 год, «Бриллиантовая рука» 1969 год, «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 год). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, многие из них - «Ирония судьбы или С легким паром» (1976год) не теряют своей популярности. Особым музыкальным сказочно прекрасным драматическим искусством, танцевальным шармом, граничащим с искрометным отчаянием, наполнены фильмы В.Е. Воробьева («Труффальдино из Бергамо» 1976 год, «Свадьба Кречинского» 1974 год). Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова – удостоена «Оскара»). Создаются остросюжетные картины: «Семнадцать мгновений весны» - режиссер Т. М. Лиознова, «Место встречи изменить нельзя» - режиссер С. С. Говорухин, «Белое солнце пустыни» - режиссер Владимир Яковлевич Мотыль, а главный оператор Эдуард Александрович Розовский, «Приключения Шерлока Холмса» - режиссер И. Ф. Масленников. Однако были созданы такие фильмы, которые не всегда доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер». Особое значение в культуре этого времени имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929–1974 гг.), – писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах: «Живет такой парень» (1964год), «Печки-лавочки» (1973 год), «Калина красная» (1973 год), нашел воплощение образ странного «чудака-человека», у которого обостренное и даже болезненное восприятие существующего мира, что давало возможность зрителю по-новому взглянуть на окружающую действительность. §12. Мультипликация «эпохи застоя» в 1965-1985 годы На период 1965-1985 годы приходится выпуск многих сериалов (Маугли, Винни-Пух, Ну, погоди!) и альманахов (Светлячок, Калейдоскоп, Весёлая карусель). Большинство режиссёров «Союзмультфильма» в прошлом были мультипликаторами. Часто они сами принимали участие в рисовании собственных фильмов («Малыш и Карлсон» (1968год) Бориса Степанцева). Советская мультипликация представляет свои работы на зарубежных фестивалях. Многие мультфильмы часто занимают призовые места: «Варежка» (1967год), «Балерина на корабле» (1969год). В 1970-е годы, кроме «Союзмультфильма», мультипликацией в СССР занимаются студия «Экран», Свердловская киностудия и Саратовтелефильм, Пермьтелефильм, Волгоградский, Горьковский и Куйбышевский комитеты по телерадиовещанию. Технической вершиной советской мультипликации 1970-х годов является мультфильм «Полигон» (1977год) Анатолия Петрова. В 1981 году на студию «Экран» (впоследствии «Мульттелефильм») пришёл талантливый украинский мультипликатор Александр Татарский, который начал проводить экспериментальную творческую работу с пластилином («Пластилиновая ворона» (1981год), «Падал прошлогодний снег» (1983год)), потом перенёс эту эстетику на рисованный фильм «Обратная сторона Луны» (1983год). Впоследствии Александр Татарский основал студию «Пилот». Затем, в начале 1990-х годо, в часть коллектива «Пилот» уехала в США, на студию Klasky Csupo. В этот период на Свердловской (впоследствии студия А-Фильм) киностудии развивается мультипликационное творчество. Здесь при создании мультфильмов активно используется живопись по стеклу: «Сказочка про козявочку» (1985год), «Добро пожаловать!» (1986 год)). В этом направлении более всего ярко проявилось творчество художника Александа Петрова. Особо следует отметить, что заметное место в мультипликации 1980-х годов занимает полная (тотальная) мультипликация. Тотаальная (полная) мультипликаация — визуальный приём в рисованной мультипликации, заключающийся в том, что по ходу сцены изменяются рисунки не только персонажей, но и заднего плана. Этот довольно затратный приём позволяет передать любые движения воображаемой камеры, через которую смотрит зритель. В некоторых случаях часть слоёв не требуется изменять, а достаточно двигать или вращать (например, небо). Отдельную сложность представляет размещение персонажей в кадре, поскольку при движении камеры точки пространства перемещаются в кадре по сложным законам. Поэтому на этапе раскадровки персонажей для получения правдоподобного их размещения, ракурса и масштаба требуется раскадрованный задний план, либо персонажи не должны перемещаться по кадру, либо должны рисоваться вместе с задним планом, либо не должны касаться поверхности. Вообще самая сложная — тотальная анимация. Любая анимация — это фон, на котором движутся два персонажа. Фон не движется, только персонажи, потом фон меняется, бегают другие персонажи. То есть отдельно рисуются два персонажа и отдельно рисуется фон, который в каждом кадре перерисовывать не надо. В тотальной (полной) анимации каждая картинка рисуется полностью. |