Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
Скачать 4.45 Mb.
|
Глава 28. Средневековое государство Японии Образование феодального общества и государства в Японии. В III в. в Японии начался процесс разложения перво- бытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегиро- ванной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменни- ков, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуата- ции, способствовавшие укреплению социальноэкономических и политических позиций родовой знати, не получили, од- нако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитив- ных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов. Не последнюю роль играло и особое влияние высокораз- витой китайской цивилизации, с ее традиционной социаль- но-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государс- тва. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следу- ет отметить, что из двух китайских религий (конфуцианс- тва и буддизма) влияние конфуцианства было поверхност- ным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравне- нию с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко вре- мени его проникновения не сформировалось достаточно об- разованного слоя религиозных идеологов, способных внед- рить его философские догматы в массы. С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны. На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии боль- шое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появ- ляется первый законодательный документ, первая деклара- ция царей Ямато - Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственно- го управления. Будучи не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической основой таких положе- ний, Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи - его чиновников, а народ - подчиняющейся им массы людей (ст. 15). Основой порядка провозглашается "всеобщий закон" (ст. 4, 5), а государь - его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. "Если высшие приказывают, - гласит ст. 3, - то низшие должны подчиняться". В За- коне осуждается клановая междуусобица, частное владение землей, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати земледельцев. Междуусобная борьба помешала созданию в это время эффективно действующей центральной власти, которая ут- верждается лишь после очередной клановой победы - пере- ворота Тайка (645 год). Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифес- те Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё'". Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные от- "Свод законов Тайка" (кодекс "Тайхо рё"), обобщивший все законодательные акты этого периода с В46 по 700 г., увидел свет в 702 году. Последовавшая за "эрой Тайка" эра Ёро, 717-723 гг. (в Японии, в отличие от Китая, не признается смена династий, считается, что правит уста- новившаяся еще в VI в. одна династия), была ознаменова- на новым законодательством, которое было включено в об- щий свод законов "Тайхо Еро рё". важнейший источник сведений о ранних этапах японского общества и государс- тва. ношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зави- симыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность. Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рё- минов) по числу едоков. Рабы также получали надел, рав- ный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремес- ла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году. Введение надельной системы в Японии не означало, од- нако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользова- ние, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений. Надельная система оказалась экономически неэффектив- ной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с са- мого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть. Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надель- ной системе приходит среднее частновладельческое по- местье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общин- ных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных импе- раторских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровож- далось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых. Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следова- тельно, и политической раздробленности страны с неиз- бежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодально- го класса стали пополняться за счет дружинников прави- телей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы. Этот слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мел- кими землевладельцами, искавшими покровительства у сильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести, ос- нованным на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь. С X в. в Японии начинает, таким образом. утверждаться столь необычная для Востока феодальная организация зем- левладения вместе с широким развитием мелкокрестьянско- го хозяйства, что и определяет сходство японского и .западного средневековья. Этому способствовал ряд факторов. Прежде всего, на пути создания феодальных форм собственности в Японии, в отличие от Китая, не встало всесильное государство со своими контрольнорегулирующими функциями, так как здесь не сложились ни влиятельная конфуцианская элита, ни сильный многочисленный корпус чиновников-администрато- ров вместе с эффективно воспроизводящей чиновничество конкурсно-экзаменационной системой. Сказалось и традиционное засилье крупных клановых групп, ослаблявших центр, не выпускавших из своих рук бразды правления. Могущество клановых феодальных домов, опиравшихся на собственную военную силу верных самура- ев, стало главной причиной длительной раздробленности страны, неэффективности попыток первых двух сёгунов ("великих полководцев") в XII и XIV вв. объединить ее. Усиление центральной власти при опоре на военную силу произошло лишь в период третьего сёгуната Токугавы (на- чало XVII - первая половина XIX в.). Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально-экономическое развитие Японии. Почти безраз- дельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революцион- ных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название "реставрации Мэйдзи"'. Сословие-классовая структура. В Японии, как и в Ки- тае, в связи с выделением родовой аристократии, появле- нием рабов и других категорий зависимого населения складывается деление на два социальных слоя: "добрых" и "подлых" людей, каждый из которых состоял из нескольких социальных групп. Границы между ними были в достаточной мере подвижны. Среди "добрых" выделялся привилегирован- ный слой приближенных к императору, членов царского двора, родовой аристократии, крупного чиновничества. Основная масса "доброго люда" (рёмин), как и "госу- дарева люда" (камин), бывшего ранее в личной зависимос- ти от глав могущественных кланов, после введения на- дельной системы была посажена на казенную землю. Они не были прикреплены к земле, к конкретному господину-зем- левладельцу, но не могли без разрешения уездного на- чальника или хозяина, на службе у которых находились, покинуть землю. Большая семья или группа малых семей составляла "двор" - хозяйственную и тягловую единицу. Глава двора признавался властями. он был обязан к определенному сроку составлять налоговые Мэйдаи - официальное наименование годов правления императора Муцухито (1868-1912 гг) списки, нес ответственность за все семейные платежи, отработки, распоряжался семейным имуществом, поддержи- вал культ предков. Государство всемерно стремилось к укреплению семьи как тягловой единицы, основанной на стойких патриар- хально-родовых связях. "Тайхо Ёро рё" предписывает, например, обязанность по уходу за больными, престарелы- ми, калеками, возлагаемую на родственников, а в случае их отсутствия на общину или местные власти. На госу- дарство же возлагалась обязанность оказывать помощь семьям, пострадавшим от неурожая или стихийного бедс- твия. Закон запрещал раздел двора, если при этом в оди- ночестве оставался малолетний или вдова. Исключение до- пускалось, если выдел происходил при разделе наследства и не было сомнений в том, что выделившийся способен возглавить семью. В Японии не признавалось разного подхода к людям в зависимости от этнической принадлежности и религии. Чи- новничья служба считалась личной и пожизненной привиле- гией любых способных кандидатов на государственные пос- ты. Получивший этот пост входил в ту или иную чинов- ничью категорию и получал тот или иной ранг. Здесь оп- ределяющим был пост, а не ранг, в отличие от Китая, где ранг определял пост. В зависимости от поста и ранга на- ходились и размеры натуроплаты чиновника или его зе- мельного надела. Особое положение занимали первые четыре ранга высшей категории чиновников, представители сильнейших кланов, которые стояли во главе чиновничьего списка и были не- посредственно связаны с императорским двором. Так, принц I категории получал за службу в кормление 80 те земли (около 5 тыс. га), 800 приписанных к ним кресть- янских дворов для ее обработки и 100 слуг. Клан крупного вельможи выступал в Японии не только в качестве семейно-хозяйственной феодальной единицы, но был и своеобразной единицей политической. В "Тайхо Ёро рё" содержится, например, специальная глава "Об учреж- дениях и штатах домоуправлений", касающаяся домов вель- мож, обладающих высшими рангами. У глав феодальных до- мов, представителей высших должностей и рангов чиновни- чества существовала обязанность отдавать детей на служ- бу в качестве телохранителей или других служителей при дворе. Должности эти становились впоследствии наследс- твенными. Широко практиктовалась система совместитель- ства должностей в связи с общей нехваткой чиновников. Крайне пестрым был разряд "подлых" людей, в который входили, например, специальная группа работников, обс- луживающих погребения, члены "казенных дворов", казен- ные и частные рабы и холопы. Рабы (нухи), по свидетельству источников, как и в Китае, обладали некоторыми правами. Их можно было про- давать и наследовать, но они могли вступать в брак и иметь собственность. Браки "подлых" и "добрых" людей считались незаконными. Только при браке "по незнанию" дети от таких союзов считались "добрыми", а дети от свободной женщины и раба передавались в казен- ные дворы. Рабов казенных и частных было немного. Ис- точниками рабства были: порабощение преступников и в ряде случаев членов их семей, самопродажа или продажа по воле родителей заложничество за долги и военный плен. Особо ценились рабы-земледельцы, на них давался земельный надел, и их не облагали налогами. Закон 830 года фактически уравнял рабов со свободными крестьянами в нраве пользования наделом и в обязанностях исполнять повинности в пользу казны. Особую категорию "подлого люда" составляли работники так называемых казенных дворов. Существовал строгий по- рядок их учета, как и казенных рабов и холопов. Их за- носили в особые списки, строго учитывался и урожай с обрабатываемых ими казенных полей. За членами казенных дворов по закону закреплялись некоторые права: один день в декаду им давался для отдыха, предоставлялась более легкая работа женщинам после родов. Они обеспечи- вались одеждой, обувью. Чиновники не могли их использо- вать в своих личных нуждах. Положение потомственных холопов (кэдин) отличалось местной спецификой, но в отличие от рабов они не могли продаваться, хотя беглого холопа и возвращали хозяину. Государственный (казенный) "подлый люд" по достижении 60 лет освобождался от личной зависимости. Сословно-классовая структура в последующие века при- обретала все более четкое выражение, формируясь не только под воздействием развивающихся феодальных, вас- сально-ленных отношений, но и кардинальных политических изменений в стране. Так, установление в XII в. первого сёгуната, правле- ния военно-феодальной олигархии, явившееся следствием победы в очередной междуусобной борьбе могущественного феодального дома Минамото, привело к делению феодалов на высшую привилегированную группу, непосредственных вассалов сёгуна (гокенин), вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей (хигокенин). Вне сословия класса феодалов находился простой на- род: крестьяне, ремесленники, торговцы. Главной формой феодальной эксплуатации крестьян стала подушная рента в виде натурального оброка, уплачиваемого рисом, поглоща- ющая от 40 до 60% урожая крестьянина. Однако ни в XIII, ни в XIV в. еще не произошло полного закабаления крестьян Японии. Не случайно крестьянская армия была главной силой в XIII в., которая отразила нашествие монголов на Японию, а антифеодальные восстания еще в XV в. поднимали крестьян-воинов, объединявшихся с зависи- мым людом в борьбе против существовавших феодальных по- рядков. Важные социальные сдвиги в Японии начиная с XIII-XV вв. стали происходить под влиянием развития торгового оборота, расцвета городов. В городах складываются пер- вые объединения ремесленников и торговцев (дзя), часть которых получает некоторую самостоятельность, выходя непосредственно на рынок. Происходят изменения и в сре- де феодалов. Самураи за долги теряют земель- ные владения, переводятся на полное обеспечение своих господ. Большая часть пахотной земли сосредоточивается в руках крупных владетельных князей "даймс" ("большое имя"). Владения даймё охватывают отдельные провинции и даже группы провинций. Наиболее законченные формы приобрела сословно-клас- совая структура японского общества в период третьего сёгуната, когда она была скреплена законом и всемерно охранялась сёгунатом. Японское феодальное общество де- лилось на четыре сословия. Сословные границы в основном совпадали с классовыми. Это деление официально опреде- лялось формулой "си-но-ко-сё": самураи (си), крестьяне (но), ремесленники (ко) и торговцы (сё). На самом дне феодального общества находилась небольшая группа париев ("эта"). В 1615 году сёгуном токугавской династии Иэясу были изданы "Восемнадцать законов", вводивших жесткую регла- ментацию поведения представителей всех четырех сосло- вий. Каждый последующий сёгун должен был при своем вступлении в должность приносить присягу перед собрани- ем феодальных князей, клятву верности законам Иэясу. Господствующее сословие дворянства представляли прежде всего фактический правитель Японии - сёгун, семье которого в начале XVII в. принадлежало около тре- ти территории страны, и около 300 семейств владетельных князей - даймё, располагавших также огромной земельной собственностью. Это сословие делилось на своеобразные кастовые группы. Феодальные князья (даймё) состояли из двух категорий - фудай-даймё, находящихся в непосредс- твенной вассальной зависимости от дома Токугава, кото- рые замещали все высшие правительственные должности в стране, и тодзама-даймё, или так называемые внешние князья, отстраненные от дел управления. Особую часть самурайского сословия составляла придворная аристокра- тия (кугэ), при лишенном фактической власти императоре обладавшая высшими рангами дворянства, но не имевшая, как правило, земельных владений и не занимавшая оплачи- ваемых должностей. Она была полностью зависима от сё- гунской администрации, получая от сёгуна рисовые пайки. Основную массу господствующего класса составляло служилое дворянство - самураи, входившие в войско сёгу- на и военные отряды даймё. За свою службу они получали возможность собирать подати с определенного числа крестьян или получать рисовый паек от своего господина. В 1653 году сёгун издал указ об изъятии у всех самура- ев-воинов, вассалов даймё земли и о переводе их на жа- лованье, рисовые пайки. Самураи противопоставлялись трем низшим сословиям. Ношение двух мечей стало внешним признаком их отличия от других сословий. Только самура- ям принадлежало право занимать государственные посты, гражданские и BoeHHSie должности. Наиболее эксплуатируемым и угнетенным классом-сосло- вием, хотя он и занимал официально второе место в сос- ловной иерархии, были крестьяне, составлявшие 80% насе- ления страны. Они были неоднородны в социальном и эко- номическом отношении. Ос- новная масса крестьян владела небольшими участками зем- ли на правах вечного наследственного держания, вела са- мостоятельное хозяйство. Это прежде всего члены общины, входившие в податные пятидворки. Вне общин были зависи- мые крестьяне, мелкие арендаторы или дворовые холопы. Подати, как правило, достигали половины, а то и больше, урожая. Крестьяне несли многочисленные повинности по ремонту дорог, ирригационных сооружений и пр. Японский крестьянин в это время фактически попал в кабальную зависимость. Он не имел права прекращать об- работку земли, выбирать себе иной род занятий, переез- жать на другое место жительства, правда, его нельзя бы- ло продавать или покупать. Промежуточные городские средние слои составляли ре- месленники и торговцы, жизнь и деятельность которых строго регламентировалась сёгуном. В XVIII в. феодаль- ное сословие торговцев начинает играть все более важную роль. В это время в Японии зарождается мануфактурное производство, находящееся под контролем торгово-ростов- щического капитала. Следствием развития товарно-денеж- ных отношений явилось, с одной стороны, неудержимое разложение господствующего класса феодалов, с другой - все углубляющиеся процессы дифференциации крестьян. Несмотря на запрещение купли-продажи земли, она в скрытой, замаскированной форме отчуждалась, концентри- ровалась в руках деревенской верхушки, а также городс- ких ростовщиков. Усилилась экономическая зависимость феодального дворянства от торгово-ростовщического капи- тала. Крупнейший в то время дом Мицуи становится в 1697 году финансовым агентом самого сёгуна, а в 1707 году банкиром императора. Разложение особенно заметно проя- вилось среди представителей служилого самурайства. В результате обеднения даймё они теряли своих покровите- лей, а вместе с тем и источники существования, станови- лись ронинами (бродягами). Вопреки вековым традициям самураи все чаще были вынуждены заниматься промысловой и коммерческой деятельностью, становиться служащими, рабочими. Государственный строй. Реформы Тайка, имевшие для Японии VII в. значение политической революции, знамено- вали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. Они были подготовлены буд- дийским и конфуцианским учениями о едином государстве, во главе которого стоит "монархмудрец", "потомок бо- гов", обладающий неограниченной властью. Древняя рели- гия японцев синто ("путь духов"), легко впитавшая идеи китайских религий о божественной силе правителя-импера- тора, также способствовала этому. В результате "переворота Тайка" было создано единое японское государство во главе с императором, принцем правящей династии, опиравшимся на поддержку могущест- венного клана Фудзивара, который поставлял впоследствии из поколения в поколение не только наследственных ре- гентов-соправителей императоров, но и императриц. Японские правители еще в VI в. заимствовали из Китая название "теней" или "тенно" - "сын неба". Но если в Китае источник власти правителя заключался в "воле Не- ба", а смена императорских династий объяснялась измене- ниями "приказа Неба", то смысл "тенно" в Японии был бо- лее заземленным, он не содержал указания на небо, как высшее божественное начало, которому поклонялись китай- цы. Представления о природе у японцев были более конк- ретными. Они поклонялись не только небу, но и солнцу, горам, рекам. Древнейшая религия японцев синто ("путь духов") от- водила правителю роль первосвященника, божественного потомка солнца, принявшего человеческий облик. Синтети- ческая же религия японцев "ребу синто" (двуединое син- то), сложившаяся в VI-VII вв. на основе смещения синто и буддизма, признавала в императоре не только духовного главу, верховного жреца (в этом качестве как полубо- жественная персона он был объектом выражения покорности и послушания), но и светского монарха, прежде всего ру- ководителя войска, непререкаемый авторитет которого для чиновников был основан на кодексах и законах. Отсюда берет начало тщательно разработанная в праве Японии структура всех государственных учреждений: центральных и местных, духовных и светских. Закон из 17 статей, го- воря о "божественности суверена", содержал многозначи- тельную оговорку о советниках как "необходимом условии правильного решения важных дел". А Сётоку-тайси, отвер- гая идею единоличного правления, утверждал, что "дела не должны решаться лично государем". Советник любого ранга с древнейших времен становится в Японии главной фигурой в императорском государственном аппарате. Да и на деле божественный "тенно", обладавший по закону выс- шей законодательной, исполнительной и военной властью, уже в VIII в. более царствовал, чем управлял при могу- щественном клане Фудзивара, символом всесилия которого стало, например, строительство в 794 году еще одной столицы в Киото. В это время императорская резиденция была в Наро. Впоследствии существование двух столиц в Японии стало традиционным, наряду с традиционным двоев- ластием и даже троевластием, когда в дела государствен- ного управления включались и буддийские иерархи. Специальный раздел "Тайхо Ёро рё" "Учреждения и шта- ты" был посвящен разветвленной правительственной систе- ме центральных и местных, духовных и светских властей, иерархии должностей и рангов чиновников, их подготовке (китайская экзаменационная система не привилась в Япо- нии), а также установлению за службу жалованья натурой или земельными наделами "в кормление". Высшая государс- твенная власть, как и в Китае, принадлежала в Японии Государственному совету ("Дадзе-кан"), разрабатывавшему общие направления государственной политики, рассылавше- му указы императора по всей стране. Наряду со светским Государственным советом в Японии, в отличие от Китая, существовал особый духовный Государственный совет ("Дзинги-кан") или "Совет по делам духов неба и земли", осуществлявший надзор за синтоистскими храмами и молельнями, за дея- тельностью клира, за крестьянами, приписанными к хра- мам, и пр. Его штат был небольшим. Он занимал изолиро- ванное, но достаточно высокое положение среди других ведомств. По примеру Китая создавалась и внутренняя структура светского Государственного совета, во главе которого стоял "старший министр" или канцлер, являвшийся настав- ником императора в делах управления, призванный в ка- честве этического эталона обеспечивать стране "мир, по- кой и гармонию". Признавая, что трудно найти такого бе- зупречного человека, закон допускал вакантность этой должности. Непосредственные управленческие функции в светском Государственном совете осуществляли два высших минист- ра: левый (старший) и правый (младший), опиравшиеся в свою очередь на "старших советников", участвующих в об- суждении всех дел и дававших рекомендации "по большим делам", и младших советников, дававших рекомендации по "малым делам". Именно они следили за ходом текущих дел, отвечали за них перед Государственным советом. Госу- дарственный совет имел под своим началом восемь минис- терств, которые в отличие от Китая были тесно связаны с императорским двором, и палату цензоров, глава которой, обладая более узкими, чем в Китае, полномочиями, следил за чистотой обычаев и нравов, назначал расследования по моральным нарушениям, докладывая о них императору. В его подчинении был штат разъездных цензоров-контроле- ров. Решения цензората могли быть приостановлены Госу- дарственным советом. Наряду с военным министерством, министерствами фи- нансов и юстиции в Японии существовало особое минис- терство "общих дел", ведавшее текущими дворцовыми дела- ми, ритуалом, редактированием императорских указов, следившее за составлением истории страны, списков прин- цев крови, придворных дам и буддийского духовенства, а также генерального реестоа населения и росписи налогов. Являясь как бы высшей канцелярией страны, это минис- терство занимало первое место в государственном аппара- те в силу особой близости его главы к императору. Он принимал доклады и подавал петиции императору, осущест- вляя при этом связи между Государственным советом и другими министерствами. О широте функций этого министерства свидетельствует крайне обширный штат его десяти управлений, среди кото- рых было специальное управление двора императрицы, главное архивное управление, главное управление дворцо- вых кладовых, астрологическое управление, управление живописи, придворного этикета. Деятельность последнего управления была тесно связана с деятельностью специаль- ного министерства церемоний, в ведении которого нахо- дился не только контроль за соблюдением этикета, но и государственные школы, аттестация кандидатов на чинов- ничьи должности, назначение и перемещение чиновников, рекомендации об их награждении, выдача им жалованья и пр. В это же время было создано просуществовавшее в веках (вплоть до конца II мировой войны) особое министерство императорского двора, которое, согласно "Тайхо Ёро рё", состояло из одного особого столового управления (ведав- шего продовольственными поставками и заготовками для двора, а также деятельностью поваров), четырех главных управлений, в том числе главного управления дворцовой кухни, управления дворцовыми складами и хозяйством, ка- зенными рабами и пр., и тринадцати простых управлений (управления дворцовых садов и прудов, дворцового водос- набжения и пр.). Штатное расписание этого министерства было особенно насыщенным. Оно было представлено, как и в других министерствах, администраторами, специалиста- ми, канцеляристамиписцами, которых дополняли специально приписанные к министерству "казенные дворы". При мно- жестве министерств и управлений, как явствует из "Тайхо Ёро рё", между ними не существовало четкого разграниче- ния функций. Связующим элементом этой разветвленной структуры был императорский двор. Закон VII "Тайхо Ёро рё", посвященный буддийским мо- нахам и монахиням, свидетельствует и об особом положе- нии буддийского духовенства в Японии, находящегося под высшим государственным надзором. Регламентируя статус "нормальной" буддийской организации, закон запрещал клирикам владеть домами, садами, торговать и заниматься ростовщичеством, принимать в качестве подарков рабов, скот, оружие. Эти запрещения не могли сдержать роста земельной собственности буддийских монастырей и храмов. Вместе с ростом благосостояния в условиях клановых раздоров возрастают и политическое влияние, и полити- ческие притязания буддийских иерархов, которые столь сильно не проявлялись ни в одном из средневековых даль- невосточных буддийских государств. В Японии к концу XI - началу XII в. стали складываться фактически три цент- ра политического притяжения: императорский двор, домо- управление правящего клана (им на протяжении ряда веков оставался клан Фудзивара) и буддийские монастыри. Импе- ратор по достижении совершеннолетия, как правило, при- нудительно постригался в монахи, на престол возводился его малолетний наследник, являющийся послушным орудием в руках правящего клана, буддийские же иерархи часто поддерживали оппозиционный ему клан. В XII в. растет экономическая мощь и политическое влияние местных кланов губернаторов, наместников и пр., которые фактически становятся неограниченными правите- лями-вотчинниками в своих владениях. В условиях непрек- ращающейся плановой борьбы различных групп господствую- щего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, ду- ховенства, в XII в. в Японии устанавливается новая фор- ма правления - сёгунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в ру- ках сёгуна - "великого полководца". Установление первого сёгуната Минамото (1192-1333 гг.), опирающегося на новый военно-бюрократический аппарат (бакуфу), и знаменовало начало второго периода развития феодального государства в Японии, периода его воен- но-политического объединения'. Оно было вызвано стрем- лением Минамото преодолеть раздробленность, подавить распри, укрепить феодальное государство в своих собс- твенных интересах и в интересах всего феодального клас- са. Характерной чертой сёгуната было сохранение импера- тора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Императору от- водились все причитающиеся ему по рангу почести, но ни он, ни его двор не играли сколько-нибудь существенной роли в политической жизни страны. Императорский двор превращается с этого времени в центр феодальной оппози- ции, что и становилось одной из многих причин новых вспышек междуусобной борьбы. Отражением безуспешности попыток первого сёгуна ук- репить центральную власть стало в конце XII - начале XIII в. установление особой разновидности сёгуната - сиккэната, приведшего к созданию еще одного "этажа" над двумя другими формально существующими "этажами" полити- ческой власти в феодальной Японии. Возникновение сиккэ- ната (сиккэн-правитель) в 1199 году было связано с ус- тановлением буддийского регентства при малолетнем сёгу- не. Впоследствии этот пост стал также наследственным. Формально император и сёгун занимали свое место в поли- тической структуре, но значительная власть перешла к сиккэну. Сиккэнат, продлившийся до падения первого Ка- макурского сёгуната (г. Камакур в это время был местом пребывания бакуфу, правительства сёгуната), не изменил существенно характера военно-феодальной диктатуры, ко- торая просуществовала в Японии до второй половины XIX в., когда в ходе буржуазной революции была восстановле- на власть японского императора. Неизменным звеном правительственного механизма сёгу- ната были органы, осуществляющие жесткий контроль над деятельностью императорского двора. С 1221 года бакуфу стал направлять в императорскую резиденцию в Киото уполномоченного сёгуна (тэндая), имеющего право изда- вать от имени сёгуна указы, выполнение которых обеспе- чивалось особой военной силой - самурайским войском, находившимся в его распоряжении. Более того, впоследс- твии сёгун присвоил право утверждать нового императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. Правящей военно-феодальной верхушке, однако, не сра- зу удалось создать постоянную политико-административную систему сёгуната, укрепить наследственный принцип пере- дачи власти сёгуна, сосредоточить в его руках, а не в руках его регентов или заместителей фактическую власть. К тому же в период второго сёгуна- Второй сёгунат Асигага (1338-1573 гг.), третий - То- кугава (1603-1867 гг). та власть бакуфу была значительно ослаблена. Этому спо- собствовало то, что японскому сёгуну пришлось признать свою вассальную зависимость от Китая, к которому и пе- решло право утверждать японских императоров. В стране в это время было около 20 крупных и значительное число средних и мелких даймё, которые правили фактически в своих владениях самостоятельно. Черты абсолютистского правления сёгунат приобретает лишь в XVII - XVIII вв., когда происходит ужесточение методов правления, создается его разветвленный поли- цейский аппарат. Иэясу, правитель третьего токугавского сёгуната, военным путем объединил страну. Конфисковав владения многих феодалов и буддийских монастырей, он стал крупнейшим землевладельцем. Укрепление позиций третьего сёгуната привело к пол- ному устранению какого бы то ни было политического вли- яния императора. В токугавском сёгунате была введена новая должность сёсидая - наместника сёгуна в импера- торской столице. На основе закона 1615 года даже рели- гиозные функции императорского двора были поставлены под контроль сёгуна, который вмешивался в назначение всех высших придворных должностей. Однако централизация Японии и в это время носила от- носительный характер. Феодальные княжества как адми- нистративнополитические единицы не были ликвидированы. Местные князья сохраняли право управления, суда на сво- их территориях. Но у сёгуна была власть отнять все или часть владений даймё со всеми его полномочиями. Неиз- менно оставались под контролем бакуфу торговля и ремес- ло в крупных городах, как и горнорудные предприятия. Одним из средств укрепления власти сёгуна в это вре- мя была система заложничества, окончательно закреплен- ная законом в 1635 году. Согласно закону все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо (столице сёгуната) свои семьи. Система заложничества распростра- нялась и на сыновей императора. Сосредоточивая в центре всю полноту властных полно- мочий, сёгун опирался на военно-полицейский аппарат, лишенный многих пышных атрибутов времени императорского правления, но столь же многочисленный и разветвленный. Ближайшим помощником сёгуна был его первый советник (тайро), выполнявший в случае необходимости обязанности регента. Он, как правило, и назначался при чрезвычайных обстоятельствах. Кроме того, при сёгуне существовал круг старших советников (редзю), составлявших непос- редственно правительство (бакуфу), исполнявших свои обязанности посменно в течение месяца. Несколько стар- ших советников в последние годы токугавского сёгуната составили Государственный совет, нечто вроде узкого "кабинета министров". За каждым из членов совета зак- реплялся определенный круг управленческих функций и контроль за одной из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской и финансов. Особое пра- вительственное управление ведало чеканкой монет, ему же принадлежал контроль за рудниками. Младшие советники ведали гвардией сегуна. охраной дворца, полицейским ап- паратом, следили за его вассалами. Местное управление. С введением надельной системы в Японии в 645 году было связано территориальное деление страны на провинции (куни), а. с 646 года - на уезды, во главе которых стояли назначаемые из местной родовой аристократии губернаторы, уездные начальники. Наряду с ними в уезды направлялись царские контролеры. Уездная администрация обладала в Японии большей самостоятель- ностью, чем в Китае, так как она ведала местными терри- ториальными военными отрядами. Низшей административной единицей было село во главе с сельским старостой, наз- начаемым из местных жителей. Каждое село должно было состоять из 50 дворов. Таких крупных сел в то время в Японии не было, в одно село объединялось несколько со- седних деревень. Была введена в это время и система де- ревенских пятидворок - объединений пяти соседних крестьянских дворов, связанных круговой порукой по вы- полнению всех обязанностей перед государством. В веде- нии уездных начальников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами общественных работ, судебные и полицейские функции. С утверждением сёгуната во все провинции стали наз- начаться военные губернаторы, или протекторы (сюго), которые находились там наряду с правителями областей, назначаемыми императором. В их обязанность входил конт- роль за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, подавление мятежей, преследование поли- тических противников сегуна, охрана провинций. В распо- ряжении сюго был местный гарнизон. В частновладельчес- кие поместья посылались специальные уполномоченные пра- вительства, главной обязанностью которых был контроль за доходами поместья, за внесением феодалами всех нало- гов, и прежде всего военного, преследование смутьянов. Эти и другие меры не приводили, однако, к желаемым ре- зультатам в периоды ослабления власти сегуна. Так, нап- ример, в XV в. местные князья из числа бывших протекто- ров присвоили себе право судебного и налогового иммуни- тета, запрещая чиновникам сегуна появляться в их владе- ниях. Сломить своеволие местных князей с помощью жесто- ких военно-полицейских мер удалось в определенной мере лишь в токугавской Японии. Особое место в государственном аппарате токугавской Японии занимали органы сыска, специальные полицейские инспектора мэцкэ ("прикрепленный глаз"), осуществлявшие негласный полицейский надзор за всем населением страны, от чиновников до крестьян. Во главе этого аппарата сто- яли так называемые омэцкэ (большие, славные мэцкэ), за- кон о правах и обязанностях которых был принят в 1632 году. Пять главных полицейских инспекторов вели наблю- дение за всеми князьями и высшими чиновниками. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков. Без предварительного разрешения ба- куфу даймё не имели права строить замки, жениться. Для надзора за крестьянами и прежде всего сбора с них нало- гов во все владения Токугавы на основе закона 1644 года стали назначаться дайканы, которым подчинялись старосты деревень. В городах помимо назначавшихся градоначальников, ко- торым принадлежала широкая административная, полицейс- кая и судебная власть, существовали советы крупных тор- говцев, но система городского самоуправления не получи- ла сколько-нибудь заметного развития в Японии. Армия. До введения территориального деления армия Японии состояла из родовых дружин. Вместе с надельной системой в Японии была введена обязательная воинская повинность. "Тайхо Ёро рё" среди других министерств выделяет и военное министерство, ведавшее именными списками офи- церского состава, их аттестацией, отбором, назначением и пр. В его подчинении было несколько штабов и управле- ний: арсенальное, военномузыкальное, корабельное, соко- линой охоты. Армейские части были территориальными, но формирова- лись и содержались в провинциях и уездах. Из одного двора брали одного новобранца. Сыновья и внуки облада- телей рангов пользовались льготами, освобождались от службы в армии. Бойцы территориальных крестьянских ополчений составляли своеобразный резерв, они не отры- вались от повседневного крестьянского труда. Срочной до трех лет была служба в пограничных войсках, гвардейских и сторожевых частях. Армия строилась по десятичной системе, во главе с полусотниками, сотниками, двухсотниками, которые могли быть незнатного происхождения, но храбрыми воинами. На- чиная с тысячников для назначения требовался уже соот- ветствующий ранг. Армейская часть более 20 человек мог- ла направляться в поход только по приказу императора. Невыполнение боевого приказа или отсутствие вооруже- ния в боевой обстановке могло наказываться смертной казнью по решению командующего. Служба в пограничных войсках освобождала других членов двора призывного воз- раста от мобилизации. От срочной дворцовой и погранич- ной службы освобождались новобранцы, если был болен отец или старший двора. Пограничники брали с собой на службу рабов, жен, наложниц. С ростом частной феодальной собственности, с междуу- собными войнами, крестьянскими восстаниями было связано формирование особого военно-феодального слоя самураев - профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Особое мировоззрение японских самураев, особый "кодекс чести" строился на ярко выраженном презрении к кресть- янскому труду, на конфуцианских принципах покорности и беспрекословного подчинения приказу. Нарушение кодекса чести влекло для самурая самоубийство - харакири. Крестьянские ополченские формирования продолжали су- ществовать вплоть до XVI в. В связи с массовыми кресть- янскими восстаниями правящие круги поняли нежелатель- ность дальнейшего сохранения оружия у крестьян. Еще в XV в. феодалы в отдельных княжествах разоружили кресть- ян, но в общенациональном масштабе это произошло в кон- це XVI в., когда сёгуном Моётоми Худэёси в 1588-1590 гг. по всей стране у крестьян было отнято оружие. Это мероприятие получило название "охоты за мечами". Указом 1591 года крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям - заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью. Самурайское войско состояло в основном из конницы. С введением огнестрельного оружия конница постепенно схо- дит на нет и ее место занимает пехота. |