Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
Скачать 4.45 Mb.
|
Глава 30. Мусульманское право Особенности становления и развития мусульманского права. Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шари- ат). Эта правовая система, которая со временем приобре- ла мировое значение, воз- никла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской госу- дарственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII-Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов. После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средне- вековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д.). Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римс- кое право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной циви- лизаций. Но не они определили в конечном счете неповто- римость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухам- меда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги му- сульман - Коран и Сунна. Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессио- нальное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представле- ниями. Согласно исламу, правовые установления рассмат- риваются в качестве частицы единого божественного по- рядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктри- нальнонормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мо- раль. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в .том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, ре- гулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (иба- дат). Введение в шариат божественного проведения и ре- лигиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым при- давался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предо- судительные, но не влекущие за собой применения наказа- ния, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание бо- жественного предопределения в шариате с неизбежностью поро- дило и большую значимость вопроса о свободе воли му- сульманина и ее пределах. Столкнувшиеся но этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала сво- боду воли человека. Для шариата, особенно на первых стадиях его разви- тия, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержа- щие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного му- сульманина (ежедневное совершение молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особен- ностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи ус- тановления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед бо- гом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для му- сульманина проявлять терпение и смирение: "Терпите, ведь Аллах с терпеливыми" (8.48). Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчи- няться халифу и государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас" (4.62). Мистико-религиозная оболочка шариата обусловила большое своеобразие составляющих его собственно право- вых конструкций и понятий, тормозила формирование в нем рационалистических начал и логически обоснованной внут- ренней системы, как это имело место в римском праве. Однако к VIII-IX вв., когда шариат перерастает рамки патриархально-общинного и племенного восприятия мира и сталкивается с феодализирующимися общественными отноше- ниями, он, благодаря активной деятельности мусульманс- ких богословов-правоведов, все в большей степени дви- жется от божественного правопонимания к рационалисти- ческому, от казуальных методов выведения правовых норм - к логико-системным. Мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа, получивший титул "великого учите- ля" (умер в 767 году), Малик ибн Анас (умер в 795 го- ду), Мухаммед ибн Идрис Шафии (умер в 820 году), Ахмед ибн Ханбаль (умер в 855 году). Доктринальная разработка мусульманского права учены- миюристами, внося в него логико-рационалистическое на- чало и имея своим следствием создание огромной массы новых правовых норм (усложнение фикха), не означала разрыва с классическим исламом, выраженным в Коране и в Сунне. Наоборот, презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными, идущими от ортодоксаль- ного ислама, если только они не извращены в самой судебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в шариате сформировались представления о том, что ислам дает нормативные ориентиры на все случаи жизни и что правильное следование ему исключает возможность внут- реннего противоречия между правовыми нормами, даже если внешне они исключают друг друга. Одной из характерных черт средневекового мусульманс- кого права (особенно в первые века) была его относи- тельная целостность. Вместе с представлениями о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового по- рядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, му- сульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории. Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в лю- бой другой стране (например, с торговыми целями), дол- жен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобраз- ной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуля- ризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогла- сованность и т.д. Как конфессиональное право шариат отличался и от ка- нонического права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватываю- щей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы ша- риата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Вос- тока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточ- ную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании от- дельных правовых институтов и решений конкретных право- вых споров. Так, со временем с утверждением двух глав- ных направлений в исламе соответствующим образом прои- зошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доми- нирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закреплений и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в ши- изме предусматривается правовой порядок передачи госу- дарственной власти по наследству, сосредоточение светс- кого и религиозного авторитета в руках духовных лиц - имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Му- хаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми ука- заниями, которые восходили к последнему праведному ха- лифу - Али. Постепенно и сторонники ортодоксального направления шариата (сунниты) сгруппировались в четыре основных толка (мазхаба), представлявших собой по существу са- мостоятельные правовые школы, связанные с именами пере- численных выше четырех виднейших мусульманских правове- дов: ханифиты. маликиты, шафииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифитский мазхаб (от Абу Ха- нифа) имел своих последователей прежде всего в таких странах, как Египет. Турция. Индия, а также на террито- рии нашей страны. Деятельность основных школ-мазхабов способствовала дальнейшему развитию мусульманского права, рационально- му осмыслению новых явлений общественной жизни, выра- ботке целого ряда абстрактных правил, отказу от некото- рых явно устаревших ("пережиточных норм"). Но постепен- но углублялись противоречия и расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права. Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др. Таким об- разом, к концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа которого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и нео- бычным правовым явлением. Источники мусульманского права. Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят в Коране поло- жения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии. Составление Корана растянулось на несколько десятиле- тий. Канонизирование его содержания и составление окон- чательной редакции произошло при халифе Омаре (644- 656 гг.). В самом Коране его правовая значимость определя- ется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также по- кинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом (2,165-166). Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет ми- фологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусуль- ман. При этом не более чем 80 из них можно рассматри- вать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются рели- гиозного ритуала и обязанностей. Большая часть положений Корана носит казуальный ха- рактер и представляет собой конкретные толкования, дан- ные пророком в связи с частными случаями. Но многие ус- тановления имеют весьма неопределенный вид и могут при- обретать разный смысл в зависимости от того, какое со- держание в них вкладывается. В последующей судебно-бо- гословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования разными мазхаба- ми они получили свое выражение в противоречивых, а не- редко и во взаимоисключающих правовых предписаниях. Другим авторитетным и обязательным для всех мусуль- ман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суж- дениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отра- жающие развитие социальных отношений в арабском общест- ве. Окончательное редактирование хадисов было осущест- влено в IX веке, когда были составлены 6 ортодоксальных сборников сунны, наибольшую известность из которых по- лучил сборник Бухари (умер в 870 году). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказатель- ственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Ха- дисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют си- лу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижни- ками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые вос- ходили к халифу Али и к его сторонникам. Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, которая рассматривалась как "об- щее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчи- тывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (има- мами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодуш- ной поддержки муфтиев или муджтахидов. Такой способ развития норм мусульманского права получил название "иджтихад". Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает". Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального об- щества, учитывающие специфику завоеванных стран. К идж- ме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и фетва -.решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В VIII-IX вв. в связи с широким распространением метода "иджтихада" мусульманское право активно развивалось доктринальным путем в трудах ука- занных выше основателей главных правовых школ, а позд- нее в работах их ведущих последователей и учеников. В Х в. рядом авторитетных теологов-юристов оыли процедены работы но систематизации накопленного к этому времени обширного правового материала. С XI в. в связи с обострившимися противоречиями между главными течениями в исламе и раз- ными правовыми школами (мазхабами) мусульманское право Практически не существовало как единая система. Внут- ренние расхождения в нем приобрели существенный харак- тер. Одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными нап- равлениями. был кияс - решение правовых дел но анало- гии. Согласно княсу правило, установленное в Коране. Сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в ру- ках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола. Наиболее широко данный метод был обоснован Абу Ханифа и его последователями - хани- фитами. Наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты. которые вообще не признавали его в качестве источника права. В качестве дополнительного источника права шариат допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных наро- дов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманс- кого права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну. Наконец, производным от шариата источником мусуль- манского права были указы и распоряжения халифов - фир- маны. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве ис- точника права стали рассматриваться и играть все воз- растающую роль законы - кануны.. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и допол- няли его прежде всего нормами, регламентирующими дея- тельность государственных органов и регулирующих адми- нистративно-правовые отношения государственной власти с населением. Правовое регулирование имущественных и семейных от- ношений. Хотя шариат не знал как такового деления права на отдельные отрасли, гражданско-правовые отношения, в частности право собственности, договорное и деликтное право, получили в нем заметное развитие. Особое внимание в шариате уделялось "праву личного статуса". В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, испо- ведовавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обя- заны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъек- тами права, но могли с согласия своих хозяев вести тор- говые операции и приобретать имущество. Отпуск ра- бов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины. Поскольку согласно религиозным представлениям шариа- та субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин рассматривался как носитель установленных богом обязан- ностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой рели- гиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право на предусмотренные шариатом притязания и на другие юри- дические возможности. Поэтому мусульманские правоведы разрабатывали не столько вопрос о правоспособности, сколько о дееспособности лица, то есть о его возможнос- ти участвовать в сделках и в иных правовых актах. Граж- данская дееспособность рассматривалась в качестве необ- ходимого условия для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рас- судке. Право устанавливать факт достижения совершенно- летия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно также понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения и т.д. Важное место в мусульманской правовой доктрине зани- мали нормы, регламентирующие имущественные отношения. Прежде всего в правовой доктрине было закреплено предс- тавление об имуществе как объекте вещных прав. Особую категорию составляли вещи, которые не могли или не должны были находиться в собственности мусульманина. Это - воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Не признавалась собственность мусульман и на так назы- ваемые "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противо- речащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабс- ких завоевательных походов эти вещи подвергались унич- тожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества, принадлежащего неверным, был спорным и трактовался по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву было известно также деление вещей на движимые и недви- жимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся инди- видуальными признаками и не имеющие таковых и т.д. Большое внимание мусульманские правоведы уделяли клас- сификации земельных имуществ. В особые группы выделя- лось государ- ственное имущество, земли, принадлежащие частным лицам, брошенные земли, земли, непригодные для обработки и т.п. В шариате подробно определялись способы возникнове- ния права собственности, причем по некоторым из них правоведы, представители разных мазхабов, высказывали разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с большой остротой поставили вопрос о правомерности воен- ных захватов, о самом порядке возникновения права собс- твенности на захваченное имущество. Завоеванные земли по общему правилу рассматривались как собственность го- сударства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля, определялся прежде всего в зависимости от того, было оно получено насильственным или ненасильственным путем. Имущество, захваченное силой, делилось на несколько частей, размер которых по-разному определялся в отдель- ных мазхабах. Одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была быть передана государс- тву, третья - мечетям и т.д. Шариату были известны и такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка вещи. В последнем случае своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на своем участке чужую вещь, становился ее собственником. Сложившийся в мусульманских государствах строй отно- шений собственности тщательно регламентировался и охра- нялся нормами шариата. Праву частной собственности при- писывалось божественное происхождение, оно рассматрива- лось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. Незыблемость частной собственности выводилась непос- редственно из Корана, где говорилось: "И не простирай своих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары" (20, 31). Особый правовой режим имели земли, составлявшие пер- воначальную территорию мусульманской общины (Мекка с прилегающей территорией), которые назывались хиджаз. На этих землях могли селиться только мусульмане, здесь нельзя было рубить деревья, охотиться и т.п. Население покоренных земель, как правило, теряло свои собственни- ческие права, которые переходили государству. Землевла- дельцы же рассматривались теперь как арендаторы и обя- заны были платить тяжелый налог (харадж). Частная феодальная собственность в Арабском халифате (мульк) имела подчиненное значение по сравнению с госу- дарственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела иерархической структуры, не связывалась условиями служ- бы. С ростом государственного земельного фонда и разви- тием феодальных отношений получили распространение и условные формы земельных владений. Часть захваченных земель стала предоставляться отдельным представителям феодальной верхушки за военную или государственную службу (икта). Владелец такой земли (иктадар) получал право собирать в свою пользу подати с подвластного на- селения. Поскольку икта со вре- менем стала передаваться по наследству, по своему фак- тическому положению она приближалась к землям, закреп- ленным по праву собственности. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода, также как и воздух, считалась общим достоянием. Но постепенно колодцы, пру- ды и мелкие озера переходили в собственность крупных землевладельцев. Лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и госу- дарственной собственности, что определялось необходи- мостью проведения совместных ирригационных работ, осу- ществляемых под контролем должностных лиц. Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными правами, был вакуф, представлявший собой имущество (обычно недвижимое), переданное собственником на ка- кие-либо религиозные или благотворительные цели (мече- тям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло право собственности на данное имущество, но сохраняло за собой право выступать в качестве управляющего ваку- фом и резервировать определенный доход с вакуфа для се- бя и своих наследников. Имущества, составляющие вакуф, не могли быть предметом купли-продажи, залога и т.д. Вакуфные земли, однако, могли сдаваться в аренду или обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный институт широко использовался богатой верхушкой с целью уклонения от уплаты высоких налогов, поскольку имущест- во, составляющее вакуф, освобождалось от государствен- ного обложения. В шариате в отличие от римского права не формулиро- валась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-де- нежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обяза- тельства делились на возмездные и безвозмездные, двус- торонние и односторонние, срочные и бессрочные. Харак- терным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств - обетов. Договор по шариату рассматривался как связь, возни- кающая из взаимного соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто фор- мальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, уст- но. Заключенные договоры рассматривались как незыбле- мые. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматрива- лась в Коране (23,8) как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными це- лями с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей. Мусульманские правоведы не ставили жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Сог- ласие сторон на вступление в договор, условия договора могли быть выражены в документе, устно и в виде неофи- циального письма. В шариате подробно регламентировались различные виды договоров: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием торговли одним из наиболее разработанных договоров была купля-продажа. О пра- вомерности торговли "но взаимному согласию" говорилось еще в Коране (4,33). Договор купли-продажи допускался лишь в отношении реально существующих вещей, и только в ханифитском маз- хабе признавалась продажа вещей, которые должны быть произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых не- достатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2,276). Но на практике этот запрет часто нарушался. Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма расчета с кредитором соответствовала разви- тию феодальных форм эксплуатации. Большое внимание в мусульманском праве уделялось от- ношениям имущественного найма, прежде всего аренде зем- ли. Было известно несколько видов найма, причем первос- тепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых ка- раванов и т.д. Мусульманская религия и шариат рассматривают безбра- чие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Фор- мально для заключения брака требовалось согласие сто- рон, в том числе и невесты (только шафииты не считали такое согласие обязательным). Но поскольку считалось, что волю невесты вправе выразить родители, брачный до- говор часто превращался в замаскированную форму продажи девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед же- нился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан как достаточный для вступления в брак женщин. У шиитов допускался временный брак, заклю- ченный на определенный срок. По шариату мусульманин не имел права вступать в брак с неверующими и отступниками от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих усло- вий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманс- кую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить замуж за иноверца. Коран признавал за мусульманином право иметь до че- тырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоста- вить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые соответствовали его положению. На практике содержать нескольких жен, а тем более специальные гаремы с не- вольницами могли лишь представители верхушки феодально- го общества. Мусульманская религия обосновывала приниженное и зави- симое положение женщины в семье. Превосходство мужа обосновывалось следующим указанием в Коране: "Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них" (4,38). Жена не участвовала в расходах по дому, которые воз- лагались на мужа, но была обязана вести домашнее хо- зяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самос- тоятельно в имущественном обороте было крайне ограни- ченно. Маликиты, например, считали, что жена без согла- сия мужа может распоряжаться не более чем третьей частью имущества. Коран разрешал мужу применять к женам различные на- казания, включая телесные: "А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте, и покидайте их на ложах, и уда- ряйте их" (4,38). В мусульманском праве подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог быть расторгнут, число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разво- дов, различавшихся как по самому порядку, так и по его юридическим последствиям. Например, был возможен вре- менный развод, предусматривающий своеобразный испыта- тельный срок. Хотя поводы для развода были точно опре- делены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог раз- вестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз: "ты отлучена" или "соединись с родом". В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю". Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы опреде- лить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь на строго очерченные основания: муж имел физические не- достатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко обращался с женой или не выделял средств на ее содержа- ние. Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное право, которое к тому же имело существенные различия в разных правовых школах. Признавались два порядка насле- дования: по завещанию и по закону. Завещание не могло составляться в пользу законных наследников, затрагивать более трети имущества завещателя, его составление тре- бовало присутствия двух свидетелей. Особенно разрабо- танным был порядок наследования по закону. Из имущества умершего прежде всего покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались все его долги. Особенностью шариата было то, что наследованию подлежа- ли только имущественные права умершего, а не обязаннос- ти, которые не могли переходить наследникам. Оставшееся имущество переходило к законным наследни- кам умершего; они делились на несколько категорий, внутри которых устанавливалась своя очередность призва- ния к наследству. Так, в первую очередь наследство по- лучали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была вдвое меньше доли мужчин. На получение наследства не имели права вероотступни- ки, разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неу- мышленными действиями, вызвали смерть наследодателя. Лишь маликиты признавали право на наследство за убий- цей, если он руководствовался справедливыми мотивами. Преступления и наказания. Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариа- та. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие инс- титуты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчаю- щие вину обстоятельства и т.п. Еще средневековые мусульманские правоведы разделили все преступления на три группы. Первую из них составля- ли преступления, которые восходили, согласно мусуль- манской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отс- тупничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления - бунт и сопротивление госу- дарственным властям. К этой же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кра- жи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии. Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства не на права всей мусульманской общины, а на права отдель- ных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекли за собой кров- ную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кров- ной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и от- пуском на волю раба-мусульманина. Для других преступле- ний данной группы, в частности за телесные повреждения, ответственность также возникала' по принципу возмездия, т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Ко- ране, где предписано: "душа - за душу, и око - за око, и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб - за зуб, и раны - отмщение" (5, 49). Наконец, третью группу преступлений составляли дейс- твия, которые не рассматривались как наказуемые в пери- од становления халифата, а поэтому не упоминались в ос- новных источниках шариата. С развитием правовой доктри- ны и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся общественный порядок начинают рассматриваться как уго- ловные преступления и наказываться в судебном порядке такие действия, как неуплата закята, несоблю- дение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления, хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничест- во, растрата государственных средств, азартные игры и т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения, высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных судей. Наказания по мусульманскому праву отразили как арха- ичные и догосударственные способы возмездия, так и дос- таточно разработанные меры целенаправленной уголов- но-правовой репрессии. Преступления первой и второй группы влекли за собой строго фиксированные и суровые наказания (хадд и ки- сас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир), отличались большим разнообразием и гиб- костью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также имели ярко выраженный карательный характер. Как отмеча- лось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кров- ную месть (в несколько ограниченных по сравнению с до- исламским периодом размерах), талион, а также выкуп в вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров золота) как компенсацию потерпевшему или его родствен- никам, если они отказывались от своего права на кровную месть. В шариате предусматривались типичные для средневе- ковья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обыч- но совершалась публично (путем повешения или четверто- вания), а затем тело казненного выставлялось на всеоб- щее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапывание заживо. Широко использовались также членовредительские и телесные наказания - отсече- ние пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но посте- пенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение. Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключе- нии или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления). Судебный процесс. Процесс по мусульманскому праву носил, как правило, обвинительный характер. Дела воз- буждались не от имени государственных органов, а заин- тересованными лицами (за исключением преступлений, нап- равленных против государственной власти). Различия меж- ду уголовными и гражданскими делами (в самом судебном процессуальном порядке) практически отсутствовали. Су- дебные дела рассматривались публично, обычно в мечети, где могли присутствовать все желающие. Стороны должны были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Процесс проходил устно, письменное делопроизводство не применялось, хотя со времени правления Абассидов по гражданским делам составлялись судебные протоколы. Ос- новными доказательствами были признания сторон, показа- ния свидетелей, клят- иы. Дело должно было решаться на одном заседании и не могло откладываться на следующий день. По существу про- цесс в суде превращался в своеобразное состязание сто- рон, где. естественно, богатый и бедный не были в рав- ном положении. При вынесении решения судья, за исключе- нием сравнительно небольшой категории дел, обладал большой, свободой усмотрения, что давало ему возмож- ность руководствоваться личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Особенностью процессуаль- ного права шариата было то, что судебное решение не рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В случае установления новых фактов и обстоятельств по рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое собственное решение. Это открывало простор для злоупот- реблений и произвола. При оценке доказательств в суде господствовал формализм. Так, полным доказательством по делу считались показания двух достойных доверия свиде- телей-мусульман. Показания женщин рассматривались как половинные доказательства. При отсутствии достоверных или убедительных доказательств применялась клятва, ко- торую обычно должен был произнести ответчик или обвиня- емый. Клятва, произнесенная по особой торжественной форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское до- казательство в судебном процессе. Она освобождала обви- няемого от ответственности или по крайней мере смягчала наказание (например, при обвинении в умышленном убийс- тве). Признание обвиняемого, если оно было сделано со- вершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения, рассматривалось в качестве доказательства, достаточного для вынесения решения суда. |