Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 27. Средневековое государство Китая

  • Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1. Учебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией


    Скачать 4.45 Mb.
    НазваниеУчебник для студентов юридических вузов и факультетов Часть 1 Под общей редакцией
    АнкорУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
    Дата27.10.2017
    Размер4.45 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник-ИГПЗС-Крашенинникова Ч.1.doc
    ТипУчебник
    #9869
    страница34 из 40
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   40
    Глава 26. Арабский халифат

    Халифат как средневековое государство сложился в ре-

    зультате объединения арабских племен, центром расселе-

    ния которых являлся Аравийский полуостров.

    Характерной чертой возникновения государственности у

    арабов в VII в. была религиозная окраска этого процес-

    са, который сопровождался становлением новой мировой

    религии - ислама. Политическое движение за объединение

    племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия,

    объективно отражавшее тенденции зарождения нового

    строя, получило название "ханифского".

    Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового

    бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и

    христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда.

    Мухаммед (около 570- 632 гг.), разбогатевший вследствие

    удачного брака пастух, сирота из Мекки, на которого

    "снизошли откровения", записанные затем в Коране, про-

    возгласил необходимость установления культа единого бо-

    га - Аллаха' и нового общественного порядка, исключав-

    шего племенную рознь. Главой арабов должен был стать

    пророк - "посланник Аллаха на земле".

    Призывы раннего ислама к социальной справедливости

    (ограничению ростовщичества, установлению милостыни

    беднякам, освобождению рабов", честности в торговле)

    вызвали недовольство племенной купеческой знати "откро-

    вениями" Мухаммеда, что вынудило его бежать с группой

    ближайших сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб

    (позднее - Медина, "город Пророка"). Здесь ему удалось

    заручиться поддержкой различных социальных групп, вклю-

    чая кочевников-бедуинов. Здесь же была возведена первая

    мечеть, определен порядок мусульманского богослужения.

    Мухаммед утверждал, что исламское учение не противо-

    речит двум уже ранее распространенным монотеистическим

    религиям - иудаизму и христианству, но только подтверж-

    дает и уточняет их. Однако уже в то время стало ясно,

    что ислам содержит и нечто новое. Достаточно отчетливо

    проявилась его жесткость, а порой и фанатичная нетерпи-

    мость в некоторых вопросах, особенно в вопросах власти

    и права на власть. Согласно доктрине ислама, власть ре-

    лигиозная неотделима от светской и является основой

    последней, в связи с чем ислам требовал одинаково бе-

    зусловного повиновения богу, пророку и "тем, кто имеет

    власть".

    ' Ислам в переводе с арабского и означает "предание

    себя" Богу.

    В течение десяти лет, в 20-30-х гг. VII в. была завер-

    шена организационная перестройка мусульманской общины в

    Медине в государственное образование. Сам Мухаммед был

    в нем духовным, военным предводителем и судьей. С по-

    мощью новой религии и военных отрядов общины началась

    борьба с противниками новой социально-политической

    структуры.

    Ближайшие родственники и сподвижники Мухаммеда пос-

    тепенно консолидировались в привилегированную группу,

    получившую исключительное право на власть. Из ее рядов

    после смерти пророка стали выбирать новых единоличных

    вождей мусульман - халифов ("заместителей пророка")'.

    Первые четыре халифа, так называемые "праведные" хали-

    фы, подавили недовольство исламом среди определенных

    слоев и завершили политическое объединение Аравии. В

    VII - первой половине VIII в. были завоеваны огромные

    территории из бывших византийских и персидских владе-

    ний, включая Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье,

    Северную Африку и Испанию. Арабское войско вступило и

    на территорию Франции, но было разбито рыцарями Карла

    Мартелла в битве при Пуатье в 732 г.

    В истории средневековой империи, получившей название

    Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасс-

    кий, или период правления династии Омейядов (661-750

    гг.), и багдадский, или период правления династии Аб-

    бассидов (750-1258 гг.), которые соответствуют и основ-

    ным этапам развития арабского средневекового общества и

    государства.

    Исламское государство. Развитие арабского общества

    подчинялось основным закономерностям эволюции восточных

    средневековых обществ при определенной специфике дейс-

    твия религиозных и культурно-национальных факторов.

    Характерными чертами мусульманского общественного

    строя были доминирующее положение государственной собс-

    твенности на землю с широким использованием рабского

    труда в государственном хозяйстве (ирригация, рудники,

    мастерские), государственная эксплуатация крестьян пос-

    редством ренты-налога в пользу правящей верхушки, рели-

    гиозно-государственная регламентация всех сфер общест-

    венной жизни, отсутствие четко выраженных сословных

    групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и

    привилегий.

    Поскольку юридическое положение личности определя-

    лось вероисповеданием, на первый план выступили разли-

    чия в правовом статусе мусульман и немусульман (зимми-

    ев). Первоначально отношение к покоренным немусульманам

    отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли само-

    управление, свой язык и собственные суды. Однако со

    временем их приниженное положение становилось все более

    очевидным: их взаимоотношения с мусульма-

    Некоторые группировки исламской родовой знати обра-

    зовали оппозиционную группу шиитов, которая признавала

    право на власть только по наследству и только за потом-

    ками (а не сподвижниками) пророка.

    нами регламентировались мусульманским правом, они не

    могли вступать в браки с мусульманами, должны были но-

    сить отличающую их одежду, снабжать арабское войско

    продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и по-

    душную подать. Вместе с тем политика исламизации (на-

    саждения новой религии) и арабизации (расселения арабов

    на покоренных территориях, распространения арабского

    языка) осуществлялась быстрыми темпами без особого при-

    нуждения со стороны завоевателей.

    На первом этапе развития халифат представлял собой

    относительно централизованную теократическую монархию.

    В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и

    светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и

    неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской

    знатью, однако довольно быстро власть халифа стала пе-

    редаваться по его завещательному распоряжению.

    В дальнейшем главным советником и высшим должностным

    лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому

    праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью

    или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняю-

    щие приказания халифа. В раннем халифате обычно практи-

    ковалось назначение визиря с ограниченной властью. К

    числу важных чиновников при дворе относились также на-

    чальник личной охраны халифа, заведующий полицией и

    особый чиновник, осуществляющий надзор за другими долж-

    ностными лицами.

    Центральными органами государственного управления

    являлись специальные правительственные канцелярии - ди-

    ваны. Они оформились еще при Омейядах, которые ввели и

    обязательное делопроизводство на арабском языке. Диван

    военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем

    велись списки людей, входивших в состав постоянного

    войска, с указанием получаемого ими жалованья или раз-

    меров пожалований за военную службу. Диван внутренних

    дел контролировал финансовые органы, занятые учетом на-

    логовых и иных поступлений, с этой целью собирал необ-

    ходимые статистические сведения и пр. Особые функции

    выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой

    почты и государственных грузов, руководил строительст-

    вом и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более

    того, это учреждение фактически выполняло функции тай-

    ной полиции. По мере расширения функций арабского госу-

    дарства усложнялся и центральный государственный аппа-

    рат, росло общее число центральных ведомств.

    Система местных органов государственного управления

    на протяжении VII-VIII вв. претерпевала значительные

    изменения. Первоначально местный чиновничий аппарат в

    покоренных странах оставался нетронутым, сохранялись и

    старые методы управления. По мере упрочения власти пра-

    вителей халифата произошло упорядочение местной адми-

    нистрации по персидскому образцу. Территория халифата

    была разделена на провинции, управляемые, как правило,

    военными наместниками - эмирами, которые были ответс-

    твенны только перед халифом. Эмиры обычно назна-

    чались халифом из числа своих приближенных. Однако были

    и эмиры, назначенные из представителей местной знати,

    из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении

    эмиров находились вооруженные силы, местный администра-

    тивно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели по-

    мощников - маибов.

    Мелкие административные подразделения в халифате

    (города, селения) управлялись должностными лицами раз-

    личных рангов и наименований. Нередко эти функции воз-

    лагались на руководителей местных мусульманских религи-

    озных общин - старшин (шейхов).

    Судебные функции в халифате были отделены от адми-

    нистративных. Местные власти не имели права вмешиваться

    в решения судей.

    Верховным судьей считался глава государства - халиф.

    В целом же отправление правосудия было привилегией ду-

    ховенства. Высшую судебную власть на практике осущест-

    вляла коллегия наиболее авторитетных богословов, кото-

    рые одновременно являлись правоведами. От имени халифа

    они назначали из представителей духовенства нижестоящих

    судей (кади) и специальных уполномоченных, которые

    контролировали их деятельность на местах.

    Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на

    местах судебные дела всех категорий, наблюдали за ис-

    полнением судебных решений, осуществляли надзор за мес-

    тами заключения, удостоверяли завещания, распределяли

    наследство, проверяли законность землепользования, за-

    ведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным

    собственниками религиозным организациям). При вынесении

    решений кади руководствовались прежде всего Кораном и

    Сунной и решали дела на основе их самостоятельного тол-

    кования. Судебные решения и приговоры кади, как прави-

    ло, были окончательными и обжалованию не подлежали.

    Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его

    уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское

    население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих

    из представителей своего духовенства.

    Большая роль армии в халифате определялась самой

    доктриной ислама. Основной стратегической задачей хали-

    фов считалось завоевание территории, населенной нему-

    сульманами, путем "священной войны". Принимать в ней

    участие обязаны были все совершеннолетние и свободные

    мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать

    для участия в "священной войне" и отряды "неверных"

    (немусульман).

    На первом этапе завоеваний арабская армия представ-

    ляла собой племенное ополчение. Однако необходимость

    укрепления и централизации армии вызвала ряд военных

    реформ конца VII - середины VIII в. Арабская армия ста-

    ла состоять из двух основных частей (постоянного войска

    и добровольцев), и каждая находилась под командованием

    особого полководца. В постоянном войске особое место

    занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным

    родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII -

    VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. На-

    емничество в это время почти не практиковалось.

    Огромная, состоящая из разнородных частей, средневе-

    ковая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и

    авторитарно-теократические формы осуществления власти,

    не смогла долгое время существовать как единое центра-

    лизованное государство. Начиная с IX в. в государствен-

    ном строе халифата происходят значительные изменения.

    Во-первых, произошло фактическое ограничение светс-

    кой власти халифа. Его заместитель, великий визирь,

    опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного пра-

    вителя от реальных рычагов власти и управления. К нача-

    лу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не

    отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно

    назначать высших государственных чиновников. Духовную

    власть халифы стали разделять с главным кади, руково-

    дившим судами и образованием.

    Во-вторых, в государственном механизме халифата еще

    больше возросла роль армии, ее влияние на политическую

    жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наем-

    ная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов

    тюркского, кавказского и даже славянского происхождения

    (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных

    опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влия-

    ние усиливается настолько, что гвардейские военачальни-

    ки расправляются с неугодными халифами и возводят на

    престол своих ставленников.

    В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в

    провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных

    вождей становится все более независимой от центра. С IX

    в. политическая власть наместников над управляемыми

    территориями становится фактически наследственной. По-

    являются целые династии эмиров, в лучшем случае призна-

    вавших (если они не были шиитами) духовный авторитет

    халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою

    пользу налоговые поступления и таким образом превраща-

    ются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти

    способствовало и то, что сами халифы предоставляли им

    огромные права для подавления усиливающихся освободи-

    тельных выступлений.

    Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые

    государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии,

    Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оста-

    ваясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически конт-

    ролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х

    и XI вв. в результате захвата Багдада различными коче-

    выми племенами халиф дважды лишался светской власти.

    Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен

    монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена

    в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял

    духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в.,

    когда оно перешло к турецким султанам.

    Глава 27. Средневековое государство Китая

    Стойкая многоукладность, незавершенность процессов

    образования классов, сохранение пережитков патриархаль-

    но-родовых и рабовладельческих отношений, неравномер-

    ность хозяйственного и социального развития различных

    районов обширной территории затрудняют точное выделение

    того временного рубежа, с которого можно датировать на-

    чало средневековой истории традиционного Китая. Как

    указывалось выше, еще в Древнем Китае складывается

    крупное частное землевладение, основанное на различных

    формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных

    и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и

    эксплуатация податного крестьянства государством путем

    взимания ренты-налога.

    При периодизации истории государства в средневековом

    Китае необходимо учитывать периодические смены царству-

    ющих династий и становления крупных империй. Государс-

    тво непосредственно испытывало на себе влияние частых в

    это время народных восстаний, которые приводили к тем

    или иным изменениям в социально-классовой структуре, а

    также в политических и правовых институтах.

    Распад Ханьской империи в III в. в результате кон-

    центрации земли в руках частных собственников и мощных

    народных движений II-III вв. привел к столетней внут-

    ренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государс-

    твенного единства было связано с процессами централиза-

    ции в Северном Китае, где была основана династия Цзинь

    (265-420 гг.).

    Этому способствовали реформы, основателя Цзиньской

    династии Сыма Яня, на основании которых большая часть

    земли была объявлена императорской, т.е. государствен-

    ной собственностью, а самостоятельные крестьяне - по-

    датными держателями государственных наделов. Они под-

    разделялись на податных первого разряда - мужчин и жен-

    щин от 16 до 60 лет, получавших "наделы в пользование"

    (70 му' земли для мужчин и 30 му для женщин) и "подат-

    ные наделы" (соответственно 50 му и 30 му), урожай с

    которых целиком передавался государству в качестве на-

    лога и платы за землю; и податных второго разряда -

    всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и от

    61 до 65 лет, получавших наделы в половинном размере.

    Недостигшие податного возраста и превысившие его ника-

    ких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие

    государственный надел, несли также трудовые повинности.

    Реформа не означала уравнительного передела земли.

    Чиновники, например, в зависимости от ранга получали

    земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облага-

    лись налогами и повинностями и должны были обрабаты-

    ваться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на

    каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего).

    1 му - 1/16 га земли.

    Новый вариант надельной системы (система "равных по-

    лей") был введен в 485 году в Северном Китае при динас-

    тии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии

    Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была расп-

    ространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15

    до 70 лет получали от государства земельные участки с

    целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, по-

    садку тутовых деревьев. Большая часть земельного участ-

    ка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначав-

    шаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во вре-

    менное пользование и отбиралась государством у кресть-

    янина после превышения им податного возраста или в слу-

    чае смерти. Другая незначительная часть земельного

    участка передавалась по наследству.

    Надельная система означала не только укрепление тра-

    диционной системы эксплуатации податного крестьянства.

    Она способствовала распространению фактического прик-

    репления крестьян к земле через сельскую общину с ее

    круговой порукой, коллективной налоговой ответствен-

    ностью перед государственной казной.

    Эта система не только не затрагивала существующего

    крупного частного землевладения, но и способствовала

    его увеличению. Например, система "равных полей" давала

    право земельному собственнику, эксплуатирующему труд

    зависимых работников, получать наделы и на них.

    Танское законодательство формально запрещало продажу

    надела. Но многочисленные оговорки (надел можно было,

    например, продать в случае переезда семьи, с целью со-

    вершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали рос-

    ту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впос-

    ледствии, когда эти формальные запреты были фактически

    сняты. Это увеличивало имущественное неравенство

    крестьян, их зависимость от частных земельных собствен-

    ников. Вместе с тем в Танской империи система "равных

    полей" способствовала на определенном этапе укреплению

    ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельнос-

    ти в городах, определенной стабилизации политической

    обстановки.

    Неизбежным проявлением роста крупного землевладения

    стала в Танской империи тенденция кланового сепаратиз-

    ма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением долж-

    ностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных ог-

    ромными военными полномочиями для борьбы с непрекращаю-

    щимися набегами кочевников и пр. Губернаторы преврати-

    лись со временем во всесильных наместников, крупных

    землевладельцев, мало считающихся с центральной

    властью.

    Система надельного землепользования потерпела полный

    крах в VIII в. в связи с новым "злом скопления земель",

    массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резер-

    вов казенных земель, предназначенных для раздачи сель-

    скому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное

    равновесие, предотвратить социальный взрыв в 780 году в

    Китае была введена новая система "двухразового налога",

    при которой все дворы в строгой зависимости от своего

    имущественного положения были поделены на категории и

    должны были платить налог соответственно размерам свое-

    го землевладения, при этом не учитывались ни возраст,

    ни трудоспособность облагаемых налогом лиц. Одновремен-

    но были сняты запреты с продажи, отменены переделы зем-

    ли, что создавало новые возможности для роста основан-

    ного на эксплуатации малоземельных и безземельных

    крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых

    работников крупнопоместного землевладения.

    Начиная со второй половины VIII в. около половины

    общего числа земледельцев в Китае существовало за счет

    обработки чужой земли, подвергалось частнособственни-

    ческой эксплуатации. Другую половину составлял широкий

    слой самостоятельных мелких производителей, отдававших

    свой прибавочный продукт в виде налога государству.

    Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело

    к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе кото-

    рых гибли правящие династии. В результате циклически

    восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьян-

    ских хозяйств, традиционная система их эксплуатации.

    Определенное равновесие государственного и крупного

    частного землевладения было достигнуто, например, с ут-

    верждением, после периода смут и мощных крестьянских

    восстаний конца IX - начала Х в., династии Сун (X-XIII

    вв.). Этому равновесию способствовали реформы сунского

    сановника Вам Анъши в XI в., когда были приняты новые

    законы, направленные на восстановление и развитие

    крестьянских хозяйств, на упорядочение налоговой систе-

    мы на основе введения земельного кадастра. Предусматри-

    вались меры по улучшению условий крестьянского земледе-

    лия, строительству ирригационных сооружений и пр.

    Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом

    стремлением обеспечить возрастающие потребности импера-

    торской казны. Вместе с тем в реформаторском движении

    ясно проявилось и стремление остановить "поглощение"

    крестьянских земель, ограничить рост крупного частного

    землевладения, засилие чиновничьей элиты.

    В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279

    году установилось правление монгольской династии Юань.

    Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям

    для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ

    традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе

    на службу китайскую бюрократическую организацию, прис-

    пособленную для выкачивания налогов с податного кресть-

    янства. Интересно отметить, что именно в это время рез-

    ко возросла в Китае численность рабов, оброчных неволь-

    ников.

    Под напором национально-освободительной борьбы и

    мощного крестьянского движения XIV в. монгольское гос-

    подство пало. В стране установилась новая всекитайская

    династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стреми-

    лась поддерживать равновесие государственного и частно-

    го землевладения.

    В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые уста-

    новили там манчжурскую династию, правившую вплоть до

    революции

    1911-1913гг. До революции просуществовало в Китае и

    рабство, ликвидированное в это время законодательным

    путем.

    Сословно-классовая структура. Рассмотрение вопроса о

    лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно

    связано с выявлением правовых различий отдельных соци-

    альных слоев, сословий,^ групп населения. Китайское

    традиционное право не знало европейской концепции субъ-

    ективных прав личности, гражданина, индивида, берущей

    свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и

    официальных документах правовое положение личности оп-

    ределялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принад-

    лежность индивида к той или иной социальной группе,

    члены которой обладали теми или иными правами и строго

    фиксированными обязанностями.

    Сословные различия в средневековом Китае выступали

    более зримо, чем классовые. Они свято охранялись зако-

    ном и традицией, которые закрепляли объем прав и обя-

    занностей представителей не только отдельных сословий,

    но и различных разрядов титулованного ранжированного

    чиновничества. Существовали также строгая и мелочная

    регламентация их поведения в быту, различия в одежде,

    обрядах и пр.

    Несмотря на те или иные изменения, в социальной

    структуре традиционного Китая во все времена выделялись

    в основном три сословие-классовые группы: "благород-

    ных", "добрых" и "подлых" людей.

    Первая сословно-классовая группа включала в себя

    привилегированных, "благородных" лиц - светскую и ду-

    ховную знать, военное и гражданское чиновничество. Они

    были освобождены от трудовых повинностей и телесных на-

    казаний, а некоторые и от налогов. Представители этого

    сословия были не только крупными частными землевладель-

    цами, они же присваивали и значительную часть сумм,

    поступающих в казну. Так, например, к концу царствова-

    ния династии Мин (1368-1644 гг.) общее число "родствен-

    ников" императора, обладающих высокими титулами, ранга-

    ми, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На

    их содержание в виде жалования тратилась значительная

    часть налоговых поступлений.

    В особом положении находился непривилегированный

    слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладель-

    цев-богачей, которые пополняли ряды господствующего

    класса. Сословные перегородки, отделяющие их от "благо-

    родных", могли быть преодолены, так как в Китае еще в

    начале новой эры утвердилась официальная практика по-

    купки почетных званий и ученых степеней. Это был самый

    простой способ приобретения богачами права на переход в

    категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались

    определенными привилегиями, например, правом откупа от

    телесных наказаний, правом смягчения наказания за со-

    вершенное преступление путем зачета ранга и пр.

    В средневековом Китае старая родовая аристократия в

    значительной мере уступила свои позиции новой служилой

    аристократии - чиновничеству. Образованная сословная

    группа - шеньши

    стала мощной консервативной силой, опорой центральной

    власти, традиционно эксплуатировавшей податных кресть-

    ян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял

    относительно небольшой по численности слои лиц, непос-

    редственно причастных к власти, - окружение правителя,

    его сановники и весь иерархический бюрократический го-

    сударственный аппарат, вторую - огромная армия кандида-

    тов в этот слой, получивших конфуцианское образование,

    но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены

    государственными полномочиями, но играли огромную роль

    на местах, в общинном управлении, что в значительной

    мере способствовало централизации государственной влас-

    ти Китая.

    Формально путь к чиновничьей должности был открыт

    для всех, получивших по канонам конфуцианской науки об-

    разование и сдавших экзамены. Фактически получить обра-

    зование и особенно чиновничий ранг могли только дети

    богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался

    до VIII в. системой рекомендаций местными правителями

    на чиновничью должность "достойных людей".

    Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу ко-

    торых была положена система оплаты службы чиновника

    зерном (в размере от 200 до 10 тыс. даней'), сложилась

    еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый

    из которых состоял из двух классов, неизменно сохраня-

    лись вместе с делением на высших, средних и низших чи-

    новников. От ранга зависели не только пост, место в

    служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника.

    В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами

    было заменено наделами земельных участков различной ве-

    личины, которые передавались для обработки арендаторам.

    Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С

    VIII в. вплоть до революции 1911- 1913 гг. чиновники

    получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы

    и "кормления" могли служить лишь дополнением к их воз-

    награждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае

    и статус даосских и буддийских монахов.

    Представители второй непривилегированной сослов-

    но-классовой группы относились к простонародью, "мелко-

    му люду". Это в основном мелкие земледельцы и ремеслен-

    ники, на которых и лежало основное бремя налоговых вып-

    лат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период

    существования государственной надельной системы, основ-

    ная масса крестьян фактически превратилась в арендато-

    ров государственных земель.

    К третьей сословно-классовой группе "подлых людей"

    относились неполноправные свободные и бесправные - го-

    сударственные и частные рабы. Крах надельной системы,

    развитие крупной земельной собственности привели к рос-

    ту числа безземельных и малоземельных крестьян-аренда-

    торов, нередко прикрепляемых к земле.

    ' Дань - 103,5 литра зерна.

    Неполноправная сословная группа состояла вплоть до XIII

    в и.ч лиц, находившихся в зависимости от "сильных до-

    мов". Они использовались в качестве вооруженной силы.

    иолукреиостных арендаторов. батраков, домашней прислу-

    ги. Арендаторы частных земель и батраки, как и рабы,

    должны были беспрекословно выполнять приказания хозяи-

    на. Их били палками, сажали в частные тюрьмы. а иногда

    ч безнаказанно убивали. Они не имели нрава обращаться в

    суд с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли

    на страже интересов землевладельцев, оказывали им со-

    действие в розыске и возвращении беглых арендаторов и

    батраков, не внесших вовремя арендную плату или не от-

    работавших сроков. указанных в контракте. Лишь в 1727

    году было формально запрещено самовольное наказание хо-

    зяевами зависимых от них работников.

    Государственный строй. В средневековом Китае получи-

    ли дальнейшее развитие черты восточной деспотии, кото-

    рые ярко проявились еще в древнем Китае.

    Традиционные основы системы высших и местных органов

    управления укреплялись и совершенствовались в это время

    главным образом за счет определенного разделения функ-

    ций отдельных органов управления: общеадминистративных,

    надзорно-контрольных, судебных и военно-командных. Те

    или иные звенья этой системы подвергались перестройке,

    менялись их полномочия и названия в связи с изменением

    задач, стоящих перед государством.

    В зависимости от усиления централизации или под воз-

    действием децентрализаторских тенденций изменялось и

    соотношение полномочий центральных и местных органов

    власти, как это имело место, например, в VIII в. в

    танском Китае, когда военные губернаторы фактически

    превратились в бесконтрольных местных правителей.

    Фундамент процветания централизованной империи в Ки-

    тае заложили императоры династии Тан (618-907 гг.).

    когда за счет земельной реформы, дававшей систематичес-

    кие поступления налогов в казну, а также использования

    бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи

    строились дороги, каналы, дворцы, храмы, целые города,

    а вместе с тем бурно развивалось ремесло и торговля,

    находившиеся под жестким контролем государства.

    Во главе сложной, но достаточно стройной системы го-

    сударственного управления в Танской империи стоял импе-

    ратор, при котором существовал Государственный совет из

    наиболее видных сановников, среди которых было значи-

    тельное число его родственников. Все бразды правления

    были в руках двух высших чинов. канцлеров - левого

    (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ве-

    дал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (наз-

    начении), обрядов, налогов (доходов), военного, судеб-

    ного (наказаний) и общественных работ.

    Эта классическая конфуцианско-танская модель высших

    органов управления существовала в Китае столетиями, по-

    лучив особенно разностороннее воплощение в минском Ки-

    тае, после ликвидации монгольского господства

    (1368-1644 гг.). Возглавлявший этот

    аппарат император сосредоточивал в своих руках высшую

    законодательную ч судебную власть. Трон переходил по

    наследству старшему сыну императора, другие сыновья по-

    лучали княжества - уделы, земли которых считались их

    собственностью. Императорский двор включавший большое

    число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в государс-

    твенном управлении. Одновременно развивался и усложнял-

    ся специальный иерархически организованный центральный

    аппарат чиновников, на вершине которого находились, как

    и в танском Китае, главы шести ведомств, своеобразных

    министерств, а также цензората, высшего надзорно-конт-

    рольного органа, и пяти комиссариатов, высших воен-

    но-командных органов.

    С XV в. стало усиливаться политическое влияние евну-

    хов, которых правители привлекали на должности госу-

    дарственных чиновников, стремясь тем самым предотвра-

    тить развитие сепаратизма, создание чиновниками-вельмо-

    жами своих собственных династий. Евнухи-чиновники наде-

    лялись императорами полномочиями, выходящими за рамки

    дворцовых дел, что привело со временем к созданию двух

    центров власти - дворцового ("внутреннего") и ведомс-

    твенного ("внешнего"). Их противоречия могли использо-

    ваться императорами в своих целях до тех пор, пока один

    из них не достигал такого могущества, при котором импе-

    ратор устранялся или становился марионеткой новоявлен-

    ного диктатора-евнуха или главного советника.

    Деятельность шести центральных ведомств в минском

    Китае сначала координировалась Большим секретариатом,

    во главе которого стояли два советника, чиновники 1-го

    ранга. Секретариат существовал до 1380 года. Угроза

    концентрации власти в руках главного советника привела

    к передаче его функций непосредственно в руки императо-

    ра.

    Центральные органы управления в соответствии со сво-

    ими главными задачами и в это время делились на ведомс-

    тва: чинов (назначений), доходов (налогов), обрядов,

    военное, судебное (наказаний) и общественных работ. Ве-

    домство чинов отвечало за назначение, перемещение, сме-

    щение всех гражданских чиновников и служащих управлен-

    ческого аппарата. Престиж чиновничьей должности в сред-

    невековом Китае был столь велик, что именно это ведомс-

    тво и его глава считались главными среди других. Ве-

    домство доходов вело учет населения и сельскохозяйс-

    твенных земель. Оно определяло размеры налоговых пос-

    туплений, отвечало за сбор налогов. Каждый отдел этого

    ведомства осуществлял свою деятельность в пределах од-

    ной из 13 провинций.

    Ведомство обрядов занималось церемониями и обрядами,

    направленными на возвеличивание императорской власти, а

    также религиозными жертвоприношениями. Оно состояло из

    отделов церемоний, жертвоприношений, приемов и предпи-

    саний, издаваемых в целях унификации культово-обрядовой

    деятельности, что было нацелено в конечном счете на то

    же укрепление власти императора.

    К ведению военного ведомства относилось назначение,

    перемещение и увольнение всех военных чиновников, снаб-

    жение армии

    и почтовая служба. Судебное ведомство, или ведомство

    наказанuй, состоящее но образцу ведомства доходов из 13

    тсрриториальных отделов, контролировало правосудие по

    всей империи. Его деятельность пересекалась с деятель-

    ностью цензората и реви.чпопио-следственного столичного

    суда.

    Автономное положение, независимое or основной адми-

    нистративной иерархии как в центре, так и в провинциях,

    занимали цензорские, надзорные органы различных катего-

    рий. Цензорит возглавляли два главных цензора - чинов-

    ники 1-го ранга. В его аппарат входило более ста инс-

    пектирующих цензоров, разделенных на группы no провин-

    циям. Ни один из органов минского государственного ап-

    парата не располагал столь большими полномочиями, как

    цензорат, держащий под своим наблюдением всех чиновни-

    ков и их деятельность, имеющий право не только выявлять

    их злоупотребления, ошибки, но и непосредственно исп-

    равлять их, применять карательные санкции.

    Местное управление. Империя Таи была разделена на

    десять провинций (дао), которые в свою очередь подраз-

    делялись на области (чжоу) и уезды (сянь). Все адми-

    нистративные единицы различались по размерам сумм упла-

    чиваемых налогов и соответственно делились на катего-

    рии, что отражалось на статусе и количестве работавших

    в них чиновников, назначаемых из центра и контролиро-

    вавшихся им.

    Административно-территориальное деление в минском

    Китае строилось на тех же принципах, но деятельность

    военно-бюрократического аппарата, его органов (связан-

    ных отношениями взаимной ответственности перед импера-

    тором, соподчинения, контроля) на местном уровне, как и

    на уровне общеимперском, была значительно усложнена, в

    том числе и за счет усиления военных функций, что яви-

    лось прямой реакцией на недавнее иноземное господство.

    Местное управление в минском Китае строилось так, чтобы

    исключить сепаратизм, сосредоточение власти в руках од-

    ного человека, чтобы деятельность местных органов не

    только систематически проверялась, но и перепроверя-

    лась.

    В провинции действовала триада управленческих орга-

    нов:

    административных, военных и надзорно-контрольных, во

    главе которых стояли уполномоченные, чиновники высоких

    рангов. Для координации деятельности этих управлений, а

    также для контроля за ними сначала из центра в разные

    части страны направлялись специальные имперские уполно-

    моченные, которых называли "посланцы мира". С XV в. они

    приобрели звание "великих координаторов'', которые наз-

    начались императором в провинции, а также в зоны особой

    стратегической важности на длительные сроки. Раз в год

    "великий координатор" должен был посещать столицу для

    отчета и решения текущих дел. В это же время стал скла-

    дываться институт "верховных командиров", которые коор-

    динировали деятельность ряда "великих координаторов" и,

    главное, ряда провинциальных военных управлений, если

    возникала опасность, связанная с внешним вторжением или

    мятежом.

    Административное управление в каждой провинции возлага-

    лось на днух уполномоченных - "левого" и "правого", ко-

    торые имели штат помощников. В их обязанности входили:

    учет людей и земель, сбор на.чогов, наблюдение за стро-

    ительными работами и распределением воды.

    В особом положении среди трех управленческих провин-

    циальных служб находилось надзорное управление, приз-

    ванное контролировать весь местный управленческий аппа-

    рат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чи-

    новников. Ему. как ч другим управлениям, принадлежали и

    самостоятельные судебные функции. Это управление конт-

    ролировало разрешение судебных дел в других управлени-

    ях, выполняло роль апелляционного суда.

    На местах действовало большое число чиновников, не-

    посредственно представлявших имперские органы. Так, в

    каждую из провинций на один год посылался специальный

    представитель имперского цензората, от которого требо-

    валось надзирать за всеми местными службами, принимать

    от населения жалобы, приостанавливать или исправлять те

    или иные действия местного управленческого органа, нап-

    равлять императору доклады о деятельности местных чи-

    новников, давать советы местным властям и "великим ко-

    ординаторам". Из столицы посылались цензоры и с более

    узкой сферой деятельности, например военной, которые

    должны были следить за рекрутским набором, преследовать

    дезертиров, а если начиналась военная кампания, следить

    за военными операциями, посылать императору соответс-

    твующие отчеты.

    На всем протяжении средневековой истории Китая в ни-

    зовых территориальных единицах сохранялись органы само-

    управления. Общинные старосты следили за порядком, за

    обработкой земли. Все жители деревенской общины были

    связаны круговой порукой благодаря системе десятидво-

    рок, созданной для сбора налогов, несения трудовых по-

    винностей и пр.

    В состав минской империи включались удельные кня-

    жества, закрепляемые за сыновьями, внуками императора.

    Они не обладали ни административной, ни судебной

    властью, а при некоторых минских императорах имели лишь

    военные полномочия. Им шла определенная часть местных

    налогов.

    На особом положении в империи были некоторые самоуп-

    равляющиеся провинции, населенные представителями дру-

    гих народов. Местные вожди этих территорий, расположен-

    ных вдоль югозападных границ Китая, оставались правите-

    лями после утверждения их китайским императором. Они

    включались тем самым в особую группу местных чиновни-

    ков, которым по образцу китайских чиновников присваива-

    лись ранги, но не выплачивалось жалованье от императо-

    ра.

    Суд. В средневековом Китае судебные дела рассматри-

    вались как в собственно судебных органах, так и в орга-

    нах административных, выполняющих судебные функции. В

    минском Китае сложилась относительно стройная иерархи-

    ческая судебная лестница, на высшей ступени которой

    стоял сам император, на низшей -

    выборный старейшина деревни. Большинство дел решалось в

    уездных управах -ямыннх, где вершил суд уездный началь-

    ник. В случае недостаточности доказательств дело или

    откладывалось, или передавалось специальному следствен-

    ному судье по уголовным делам. который но своему чинов-

    ничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Де-

    ла. связанные с тяжкими преступлениями - убийством,

    крупным хищением, лихоимством, поступали в область или

    провинцию, где действовали особые судебно-правительст-

    венпые органы: "управа административных дел", осущест-

    влявшая контроль за правильным исполнением администра-

    тивных дел: "управа по военным делам", где расследова-

    лись дела военных; "управа по рассмотрению судебных

    дел", т.е. по делам другого населения. Эта стадия в

    принципе была завершающей для рассмотрения большинства

    судебных дел. Только в том случае, если дело не было

    окончательно решено в области или провинции, оно нап-

    равлялось в тот или другой столичный судебно-следствен-

    ный орган. В эпоху Мин это были Ведомство наказаний

    (син бу), Храм большой истины (далиса), Центральный ре-

    визионно-следственный уголовный суд, в который поступа-

    ли дела особой сложности. Здесь выносились решения от

    имени императора, которому докладывали о всех смертных

    приговорах. Император имел право объявлять амнистии, а

    также смягчать наказание.

    Армия. Принципы организации армии менялись на разных

    этапах развития средневекового государства в Китае под

    влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитичес-

    ких факторов.

    В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военно-

    обязанными и привлекались на службу в армию, как и для

    выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение

    от военного похода к месту сражения каралось смертной

    казнью.

    С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к ус-

    лугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшу-

    юся из тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI

    в., главный смысл которых заключался в создании крепко-

    го централизованного государства, вместо найма вводился

    рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась

    регулярная армия, находящаяся на содержании государс-

    тва. Рекрутский набор существовал и в более поздние

    времена.

    В Минской империи сохранялась старая система "войск

    округов" и пограничных гарнизонов, основной состав ко-

    торых формировался из военнопоселенцев, имевших надел,

    несущих службу до глубокой старости, а иногда и до са-

    мой смерти.

    Во все времена регулярные войска опирались на под-

    держку местных военных отрядов, общинных формирований,

    призванных охранять порядок. Состоящие в основном из

    зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно дейс-

    твовали во время крестьянских волнений. Минские импера-

    торы широко прибегали к вспомогательным военным форми-

    рованиям союзных государств, которые они или нанимали,

    или принуждали к несению службы во фронтовых районах.

    Во времена Мин армия непрерывно росла, в XVII в. она

    насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соеди-

    нения располагались по провинциям и в жизненно важных

    военных областях. Из базовых военных соединений перио-

    дически отбирались и специально готовились особые войс-

    ка, несущие службу в столице, среди которых выделялись

    отряды личной императорской гвардии, призванной охра-

    нять императорский дворец. Другую специальную категорию

    военных объединений составляли войска эскорта, приписы-

    ваемые к каждому принцу.

    В целях управления все воинские соединения были

    распределены между пятью военными округами, руководимы-

    ми находившимися в столице главными военными комиссари-

    атами. Начальники главных военных комиссариатов, осу-

    ществлявшие контроль над военно-территориальными окру-

    гами, входили в правительство.

    Постоянного главнокомандующего в армии не было. В

    случае начала военных действий один из высших военных

    чинов или сановников назначался генералом или даже ге-

    нералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система

    постоянного тактического командования, при этом личный

    состав концентрировался вдоль границ, портов и других

    стратегических пунктов.

    Местные командующие войсками в минском Китае контро-

    лировались специальными чиновниками, назначаемыми на

    определенный срок из центра. В XV в. была создана долж-

    ность "главного военного координатора", осуществлявшего

    контроль над всеми местными тактическими военными служ-

    бами.

    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   40


    написать администратору сайта