Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977
Скачать 4.76 Mb.
|
Глава XXII УПРАЖНЕНИЯ МУЖСКИХ ВИДОВ МНОГОБОРЬЯ УПРАЖНЕНИЯ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ Характеристика упражнений Упражнения на перекладине, входящие в мужское гимнастическое многоборье, разнообразны по структуре и трудности исполнения. Они носят преимущественно динамический характер, связаны с использованием перемещения тела гимнаста и его звеньев по инерции и называются маховыми упражнениями (см. стр. При выполнении маховых упражнений на перекладине необходимо следить за технически правильной рабочей осанкой во всех решающих фазах упражнения. Правильный вис на перекладине — это поза с предельно выпрямленным телом и его оттяжкой от опоры. Тоже самое относится к стойке на руках (где необходимые требования соблюдать труднее, к положениям типа висов согнувшись и др. Многие упражнения на перекладине связаны со сложными перемещениями тела гимнаста в пространстве, требующими от спортсмена точной ориентировки в пространстве и времени, тонкой координации действий, а также смелости, решительности. В связи с этим обучение упражнениям на перекладине представляет собой сложный педагогический процесс. Освоение упражнений на данном снаряде требует применения наиболее рациональных методов обучения и хорошего знания техники разучиваемых упражнений. Основные упражнения Размахивания в висе и простые соскоки 1. Размахивание изгибами и мах дугой. Упражнение используется для набора маха в висе на перекладине. Из виса хватом сверху гимнаст поднимает ноги до положения угла или несколько выше. Затем, расслабляя мышцы живота и провисая, энергично разгибается и делает маховое движение назад. Таз и плечи несколько смещаются вперед, а тело в целом остается на месте. Вслед за этим спортсмен быстро сгибается в тазобедренных и особенно в плечевых' суставах. Сильно нажимая книзу руками на перекладину, он стремится подняться в согнутом положении вверх. При этом его тело отходит назад, а ноги постепенно сближаются с перекладиной голова приподнята. Эту часть упражнения можно сделать с прямыми руками или с быстрым подтягиванием в висе. С началом маха вперед гимнаст еще больше сгибается и подносит голени к перекладине, а после прохождения нижней вертикали энергично разгибается одновременно в тазобедренных, плечевцх, а если были согнуты руки, то ив локтевых суставах. Ноги перемещаются высоко вверх и вперед, а руки отталкиваются от снаряда, заставляя тело удаляться от опоры. В конце разгибания, в высшей точке движения, гимнаст полностью выпрямляется, после чего делает мах назад в висе. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) освоить правильную рабочую осанку в висе на перекладине научиться держать тело совершенно'выпрямленным, оттянутым от опоры плечи расслабить, голову убрать между руками; б) параллельно с освоением осанки развивать силу мышц-сгиба телей рук, для чего рекомендуются следующие упражнения подтягивания в висе на перекладине и кольцах (на быстроту и количество, лазанье по канату на скорость (с помощью ноги без нее, многократные подтягивания штанги до уровня груди (максимально сгибая руки); в) освоить размахивание изгибами в висе на перекладине делать в одном.подходе по 3—5 пар махов, добиться ритмичных движений в висе; не переходить к маятникообразным махам; г) разучить упражнение в целом. Мах дугой делать вначале с помощью преподавателя, который помогает гимнасту вовремя подтянуться вверх и выбрать верное направление разгибания. Размахивание в висе. Набрав мах в висе, гимнаст активно поддерживает нужную амплитуду движений. Важнее всего в упражнении исполнить мах вперед. Перемещаясь вниз, спортсмен движется выпрямленным, расположив голову между руками, расслабив плечи. Достигнув отвесного положения, он начинает сгибаться в тазобедренных, а затем в плечевых суставах, посылая стопы вверх-вперед. На первых махах это движение несколько затруднено, ас увеличением амплитуды размахиваний становится более быстрым, бросковым. По мере приближения маха вперед к высшей точке сгибание тела сменяется плавным разгибанием, но гимнаст по-прежнему тянется вверх-вперед ив крайней точке движения полностью выпрямляется. Мах назад в висе протекает относительно пассивно гимнаст движется выпрямленными лишь во второй половине маха обычно несколько приподнимается плечами вверх, перехватывает кисти вперед, а затем вновь полностью выпрямляется, готовясь к повторному маху вперед. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) освоить движения, необходимые для первоначального набора маха в висе; б) выполнить размахивание в висе на перекладине, добиваясь большой и постоянной силы махов. Особое внимание обращать на свободное, бросковое движение ногами вперед-вверх, не допуская преждевременного (до прохождения нижней вертикали) сгибания тела. Желательно перед исполнением упражнения закреплять кисти на грифе с помощью петель; в) закрепить технику размахивания без крепления кистей к опоре. Особое внимание обращать наперехват кистей в конце каждого маха назад, помня, что хват должен быть надежным. Вместе стем чтобы предохранить гимнаста от внезапного срыва на махе 308 назад, тренеру следует стоять сзади гимнаста и быть готовым предохранить его отпадения. Соскок махом назад (рис. 151) делается после размахиваний или в конце простой комбинации. Проходя вовремя маха назад нижнюю вертикаль, гимнаст ускоренным движением посылает ноги назад-вверх и несколько прогибается. При этом стопы обгоняют остальные звенья тела, а голова по- прежнему удерживается между руками. В конце маха назад, когда бросковое движением ногами притормаживается, спортсмен активно нажимает руками на опору, приподнимает плечи и голову вверх и, дождавшись, когда давление на перекладину уменьшится, снимает руки с опоры. Перейдя в безопорное положение, он отходит от снаряда плечами вверх-назад и, сохраняя тело прогнутыми напряженным, приземляется на мат. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) освоить размахивание в висе на перекладине. Гимнаст должен четко ощущать момент ослабления давления на опору в конце каждого маха назад; б) выполнять соскок после размахивания средней силы. На махах назад, предшествующих переходу в безопорное положение, преподаватель каждый раз помогает гимнасту определить момент, когда надо отпустить перекладину. Упражнение повторять до полного освоения правильной техники. Преподаватель контролирует действия спортсмена и страхует его отпадения в случае преждевременного срыва кистей с опоры; в) разучить соскок с максимально активным, форсированным движением ногами назад-вверх, энергичным отталкиванием руками и вылетом над снарядом. В этом случае при торможении ног допускается небольшое сгибание тела в тазобедренных суставах и его последующее прогибание. 4. Соскок махом вперед (см. рис. 145). Техника движения описана в главе Общие основы техники упражнений на снарядах (стр. Последовательность разучивания а) стать спиной к гимнастической стенке (в полуметре от нее, держась за рейку на уровне головы. Прогибаясь и отталкиваясь руками, перейти в стойку руки вверх. Необходимо добиться эффективных действий руками при отталкивании; б) выполнить предыдущее упражнение, имитируя сгибание и разгибание тела при соскоке. Разгибаться одновременно с отталкиванием руками от стенки; в) из виса на гимнастической стенке, сгибаясь и разгибаясь в тазобедренных суставах, соскок махом вперед. При сгибании оттолкнуться от стенки тазом, а при разгибании — плечами и кистями. Добиться активного вылета тела вверх-вперед; г) размахивание в висе на перекладине, имитируя на махе вперед движения опорной стадии соскока. Необходимо установить зрительный ориентир, чтобы помочь гимнасту определить направление движения ног при броске снизу вверх. Точность этого движения преподаватель корректирует на каждом махе вперед; д) выполнить соскок махом вперед в целом с помощью преподавателя, а затем самостоятельно, до полного освоения. Силу маха' вперед увеличивать по мере совершенствования навыка исполнения упражнения. При этом должна соответственно возрастать и высота броскового движения ног. Подъемы разгибом Подъем разгибом из виса рис. 152). В висе хватом сверху гимнаст берет умеренный мах вперед. Движение протекает плавно, с прямым телом. В данном случае подчеркнутое бросковое движение ногами отсутствует. В конце маха вперед гимнаст начинает подносить, ас началом маха назад вплотную подносит ноги к перекладине (при небольшом исходном махе — стопами, а при сильном — голенями. В дальнейшем, нажимая прямыми руками книзу и прижимая голени, а затем и бедра к перекладине, он быстро разгибается в тазобедренных и одновременно сгибается * в плечевых суставах. Ноги спортсмена скользят вдоль грифа, а кисти переходят от голеней к тазу. Описанное разгибание начинается ускоренно,-но затем, когда плечи поднимутся несколько выше уровня перекладины, движение ногами плавно затормаживается, и гимнаст, поднимаясь по инерции, выходит в упор. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) махом вперед в висе на низкой перекладине с разбега- вис согнувшись. Необходимо освоить правильный ритм движения, научиться своевременно подводить ноги к перекладине. Вначале выполнять с помощью преподавателя. Физически слабым гимнастам необходимо предварительно развить мышцы брюшного пресса и сгибателей плеча; б) принять вис согнувшись на низкой перекладине не отрывая стоп от грифа, с помощью преподавателя набрать мах в этом положении и при движении назад выполнить подъем разгибом. Преподаватель стоит сбоку и помогает спортсмену сделать упражнение технически правильно, прочувствовать и освоить действия ногами и руками вовремя подъема; в) подъем разгибом с разбега на низкой перекладине. По необходимости оказывать гимнасту помощь. Когда упражнение будет освоено, перейти на высокую перекладину. Махи и соскоки дугой. Мах дугой из упора (рис. 153) можно выполнять из статического положения или делать махом из упора. В последнем случае, начиная мах вперед, гимнаст закрепляет плечевой пояса также все тело и, не давая тазу сразу опуститься к кистям, несколько отходит плечами назад. Когда тело проходит примерно вертикальное положение, а плечи отходят назад, спортсмен ускоряет движение ногами, несколько сгибается в тазобедренных суставах и, надавливая руками к себе, прижимает таз к перекладине. При этом движение всем телом ускоряется, и гимнаст начинает быстро переворачиваться назад 311 * Анатомически данное сгибание в плечах также разгибание По мере сгибания тела в тазобедренных суставах ноги соскальзывают с грифа и таз отходит от опоры, благодаря чему спортсмен оказывается в висе согнувшись с приподнятым вверх тазом (колени у грифа. Проходя это положение, он нажимает руками на перекладину назад, от себя, разгибается всем телом и посылает ноги высоко вверх-назад до полного выпрямления. Далее следует мах назад в висе. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) освоить правильную осанку и ознакомиться с общим характером движений, исполняемых при махе дугой. С этой целью в. упоре на низкой перекладине гимнаст, напрягаясь, полностью выпрямляется и плотно прижимается к опоре преподаватель замедленно переворачивает его назад, в вис согнувшись, а затем, после разгибания в плечевых суставах — в вис. Следует избегать расслабления тела в висе согнувшись и падения таза; б) на низкой перекладине освоить мах дугой в нормальном темпе. Преподаватель стоит сбоку и контролирует выполнение упражнения, особенно в конце спада и вовремя разгибания тела. Следует напомнить гимнасту, что прогибание тела в конце маха дугой недопустимо. Соскок дугой из упора начинается также, как мах дугой из упора, но при соскоке дугой тело разгибается гораздо активнее. Гимнаст не только отходит вперед-вверх от перекладины, но и сильно прогибается, при этом носки ног опускаются, а грудь приподнимается. Разгибание сопровождается энергичным отталкиванием от опоры, голова откидывается назад. Когда прогибание тела притормаживается, а отталкивание от снаряда полностью завершается, гимнаст отпускает перекладину. В полете он прогибается и наклоняет голову назад (опустить ее на грудь можно только перед приземлением на мат). П осле до вате ль нос т ь разучивания а) разучить мах дугой в вис. Гимнаст должен владеть высокими энергичным движением с мощным разгибанием тела; б) проделать упражнения аи б, рекомендованные для овладения соскоком махом вперед из виса; в) выполнить соскок дугой, начиная движение прыжком из виса стоя на согнутых руках (на низкой перекладине наскок делать вверх и несколько назад. Движение через упор должно быть проходящим, плечи все время остаются сзади, не заходят за вертикальную плоскость снаряда. Упражнение исполняется с помощью преподавателя, который сбоку поддерживает спортсмена под спину и ноги и продвигается вместе с ним вперед, к месту приземления г) освоить соскоки дугой из упора на низкой перекладине из статического положения, а затем маха вперед в упоре. При исполнении упражнения желательно контролировать высоту и дальность полета тела с помощью вспомогательного ориентира перед перекладиной, на расстоянии, несколько большем длины ног самого высокого гимнаста, на уровне грифа натянуть веревочку; 312 д) освоить соскок на высокой перекладине. Разгибание и отталкивание руками здесь могут'быть менее активными. Подъем двумя в упор. Сразу вслед за перемахом двумя гимнаст плотно сгибается в тазобедренных суставах, а пройдя нижнюю вертикаль, энергично разгибается, посылая стопы по высокой дуге вверх-вперед и затем вниз. При этом он держит ноги на некотором расстоянии от грифа, а прямыми руками сильно тянет на себя перекладину. Когда плечи приподнимутся над уровнем опоры, разгибание в тазобедренных суставах плавно затормаживается, и спортсмен, оставаясь слегка согнутыми жестко упираясь прямыми руками в перекладину, выходит в упор сзади. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) освоить упражнения, близкие по характеру к подъему двумя подъем одной, подъем разгибом на брусьях (хватом за концы. Гимнаст должен освоить достаточно высокое движение ногами при разгибании и активные действия прямыми руками; б) освоить спад назад из упора сзади. в) разучить на низкой перекладине подъем двумя после спада назад из упора сзади. Первоначально выполнять с помощью. При исполнении упражнения пресекать попытки спортсмена выйти в упор сзади за счет сильного прогибания тела и сгибания рук; г) разучить (или повторить) перемах согнувшись из виса; при перемахе гимнаст должен проносить ноги под грифом без касаний и задержек; д) освоить на низкой перекладине подъем вперед с прыжка в вис углом. Исполнять до овладения правильным ритмом и координацией движений; е) выполнять упражнение на высокой перекладине. Преподаватель должен быть готов предохранить гимнаста отпадения вперед в случае излишне быстрого выхода в упор сзади или от переворачивания назад через голову в результате неполного подъема и последующего неверного спада в вис. Подъемы и обороты назад. Подъем назад рис. 154). Махом вперед из виса хватом сверху гимнаст выполняет перемах согнувшись и, посылая ноги назад-вверх оставляя голову на груди, делает как бы неполный мах дугой назад. При этом он временно удаляется от перекладины, частично разгибаясь в тазобедренных и плечевых суставах. Приподнявшись назад-вверх, спортсмен вновь сгибается в тазобедренных суставах и на махе вперед возвращается в вис согнувшись. Пройдя нижнюю вертикаль и начиная собственно подъем назад, он активно разгибается в тазобедренных суставах, при этом тянет прямыми руками перекладину к себе и заставляет таз вплотную приблизиться к грифу спина все время должна оставаться округленной, а голова опущенной на грудь. Если разгибание тела не было преждевременными ноги не остались сзади, под перекладиной, то гимнаст выйдет в упор сзади. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) освоить перемах согнувшись махом вперед из виса. Добиться четкого прохождения ног под перекладиной; б) разучить «полумах» дугой назад. Вначале делать его из размахивания в висе согнувшись сзади, затем в соединении с перема хом согнувшись. При разгибании добиться далекого и высокого отхода тела вверх-назад (ноне вверх-вперед). Преподаватель помогает гимнасту набрать мах в висе согнувшись и затем корректирует его действия, следя заточным перемещением ног на каждом махе назад; в) имитировать разгибание тела, стоя на полу наклоняясь вперед, отводить руками за спину гимнастическую палку, затем, энергично разгибаясь, прижать ее к тазу, преодолевая сопротивление преподавателя, придерживающего палку за спиной гимнаста; г) выполнить основную часть упражнения в замедленном темпе гимнаст принимает вис согнувшись сзади на низкой перекладине, несколько человек берут егоза ноги и поднимают в упор сзади. Входе движения спортсмен, используя опору ногами, самостоятельно разгибается, сохраняя необходимую осанку; д) приступить к разучиванию подъема назад в целом. Напер вых порах контролировать исполнение подъема, не позволяя гимнасту преждевременно разгибаться. С этой целью обращать его внимание на ритм упражнения, подавать сигналы к исполнению отдельных действий, а также следить затем, чтобы подготовительное сгибание тела на махе вперед было достаточно сильным. Оборот назад представляет собой слитное исполнение спада назад из упора сзади и одноименного подъема. В исходном положении гимнаст подает плечи назад и, теряя равновесие, начинает спад. Входе ускоренного движения он постепенно сгибается в тазобедренных суставах при этом голова обязательно держится на груди, спина округлена, а ноги как бы соскальзывают с грифа назад. Вовремя спада гриф снаряда, перемещаясь относительно ног, должен продвинуться от таза почти до уровня коленных суставов (ноне дальше, так, чтобы у нижней вертикали тело спортсмена было полностью уравновешено. Продолжая движение вперед, гимнаст исполняет подъем назад. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) разучить подъем назад в упор сзади; 314 б) освоить спад назад из упора сзади с помощью преподавателя, который страхует гимнаста от переворачивания через голову в случае недостаточного отведения таза назад при спаде; в) слитно исполнить обе части оборота. Если входе спада гимнаст недостаточно отводит таз назад, то во второй части оборота его может отбросить вперед от перекладины, поэтому преподаватель . должен быть готов предотвратить падение. Обороты из упоров. Оборот назад в упоре. Начало упражнения аналогично соответствующей фазе маха дугой из упора (см. стр. 311). Здесь также важно начать движение на некотором расстоянии от грифа, сразу отвести плечи назад и преждевременно не согнуться в тазобедренных суставах. Миновав вертикальное положение, гимнаст приближает таз к перекладине, сгибаясь и постепенно приподнимая голову, ускоренно посылает ноги под опору, вверх и вперед. Благодаря этому вращение тела назад ускоряется. В дальнейшем спортсмен, по- прежнему прижимая таз к перекладине, переворачивается через голову, плавно прогибается и выходит в упор. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) освоить правильную осанку в упоре на перекладине тело должно быть слегка прогнуто, приподнято в плечах, руки полностью выпрямлены; б) выполнить оборот назад из упора (без предварительного маха. Движение начинается отведением плеч назад и потерей равновесия. В дальнейшем спортсмен, прижимаясь тазом к опоре и сгибаясь, переворачивается через голову и разгибается лишь в самом конце движения; в) исполнить оборот в соединении с предварительным махом назад из упора. Следить, чтобы сразу после подготовительного от маха гимнаст начал отводить плечи назад (а не посылал впереди напрягал тело. Оборот назад в вис, в стойку на руках (рис. 155) начинается замахом назад в упоре. В этот момент гимнаст удерживает плечи над опорой или незначительно наклоняет вперед, голову слегка опускает на грудь, выпрямляет тело и приподнимает до горизонтального положения или выше. Исполняя собственно оборот, спортсмен постепенно закрепляется в плечевых суставах и, теряя равновесие, начинает ускоренно двигаться всем телом вниз и затем вперед. При этом он сразу отводит плечи назад, а таз, приблизив к перекладине до 25—35 см, в дальнейшем удерживает на этом расстоянии и не касается грифа. Первая половина оборота представляет собой быстрый спад в висе согнувшись (колени у грифа. Пройдя положение вниз головой, гимнаст немедленно разгибается удерживая голову на груди и энергично нажимая от себя прямыми руками на грифон посылает ноги назад-вверх, за перекладину. Разгибание протекает одновременно в тазобедренных и плечевых суставах и заканчивается приходом в вис или в положение, близкое к стойке на руках. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) проверить, подготовлен ли гимнаст к разучиванию оборота. Он должен уверенно владеть простейшими силовыми выходами в стойку на руках, отмахом назад из упора на перекладине в стойку через прямые руки, а также быть достаточно физически подготовленным б) освоить доступные упражнения, сходные с оборотом (например, кувырок назад в стойку на руках на полу); в) разучить оборот назад не касаясь в упоре. Упражнение сходно с оборотом в вис, но связано с неполным разгибанием тела и опусканием в упор. Его назначение—приучить гимнаста удерживать тело на определенном расстоянии от перекладины, чувствовать характер движений руками и овладеть необходимой для оборота осанкой. г) освоить оборот в вис на низкой перекладине. Необходимо указывать гимнасту, что излишнее приближение к грифу затрудняет разгибание тела и выход в высокое конечное положение. Чрезмерное удаление от перекладины, напротив, приводит к преждевременному выпрямлению тела и срыву в вис. При разучивании оборота рекомендуется подавать условные сигналы в момент приложения основных усилий при разгибании тела. Махи назад из упоров. Мах назад из упора в вис. В упоре хватом сверху гимнаст пружинящим движением сгибается в тазобедренных суставах и, оставляя плечи несколько впереди, слегка заводит ноги под перекладину. Если упражнение делается из статического положения, тов это время руки незначительно сгибаются в локтях, чтобы тело могло опереться о перекладину тазобедренным сгибом. Вслед за сгибанием исполняется возможно более энергичное разгибание. Гимнаст отталкивается от грифа и делает мах ногами назад-вверх. Ноги как бы увлекают за собой остальные звенья тела подхватывая это движение, спортсмен наклоняет голову на грудь, энергично нажимает от себя прямыми руками на перекладину 316 и выпрямляется в высшей точке подъема тела. Далее следует мах вперед в висе. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) проверить, подготовлен ли гимнаст физически к освоению упражнения. Он должен уметь при отмахе быстро отвести тело назад- вверх прямыми руками; б) освоить соскок махом назад из упора на низкой перекладине. Особое внимание обращать на подготовительное сгибание тела и действия руками при отмахе назад; в), разучить мах назад в вис на средней перекладине. Гимнаст должен сразу стремиться выйти в максимально высокое положение, вплоть до стойки на руках. Упражнение исполняется с помощью, затем самостоятельно в первом случае преподаватель стоит сбоку, на высокой подставке, контролирует движение и помогает гимнасту удерживать плечи над опорой, не допуская их преждевременного отведения назад; г) разучить мах назад в вис в соединении с подъемом разгибом. Освоить отмах с прямыми руками. |