Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977
Скачать 4.76 Mb.
|
Соскок ноги врозь на концах брусьев рис. 166). В конце маха назад быстро прогнуться и подать плечи вперед, затем, слегка поднимая таз, резко согнуться, широко разводя ноги, и, энергично оттолкнувшись руками, прогнуться. Перед приземлением соединить ноги. Страховать стоя впереди. Вначале помогать гимнасту смещаться вперед, вытягивая егоза плечо на себя, если он остается над жердями. Разучивать соскок на низких брусьях вначале освоить соскок перемахом одной ногой, затем другой, а после этого — соскок ноги врозь. 3. Соскок махом назад с поворотом кругом рис. 167). Махом назад, как только ноги окажутся выше жердей, вывести тело в сторону (влево) и начать поворачивать носки ног налево. Подходя к горизонтальному положению, оттолкнуться правой рукой и быстро 329 переставить ее на другую жердь перед левой рукой обратным хватом, тут же оттолкнуться левой рукой, продолжить поворот всем телом и, оттолкнувшись правой рукой, переставить левую руку на жердь (за спину. В конце поворота прогнуться и приземлиться. Страхующему, поддерживая за левую руку, помочь гимнасту повернуться и переставить левую руку на жердь (за спину, а затем поддержать его под спину или грудь в момент приземления. П осле до вате ль нос т ь разучивания ас помощью преподавателя, поддерживающего гимнаста под бедра, освоить характер и последовательность действий на матах, затем настоял- ках; б) стоя на правой правым боком к низким брусьям, отвести левую ногу назад и взяться правой рукой за ближнюю жердь. Оттолкнувшись правой рукой и прогибаясь, повернуться налево кругом и взяться левой рукой за жердь; в) на низких брусьях соскок махом назад с поворотом на 90° спиной к брусьям. Подъем махом назад из упора на руках согнувшись рис. 168). Разгибаясь, вытянуться вперед несколько выше жердей, подтянуть плечи к кистями, сгибая руки, начать мах назад. Перед тем как тело подойдет к вертикали, согнуться так, чтобы ноги отстали от туловища. За вертикалью усилить мах назад энергичным хлестовым движением. Когда ноги окажутся несколько выше уровня жердей, сделать энергичный рывок туловищем нажимая руками на жерди, подать плечи вперед-вверх и, выпрямляя руки, перейти в упор. Страховать и помогать стоя сбоку, поддерживая одной рукой плечо, другой подталкивая снизу под бедра. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из размахивания в упоре на руках подтягивание (подбрасывание) плеч к кистям; б) тоже, нов сочетании с подъемом махом назад; в) подъем махом назад из упора на руках согнувшись с помощью двух человек один помогает руками из-под жердей, другой, стоя на возвышении, подхватывает ноги исполняющего и фиксирует гимнаста в конечном положении. Подъем считается хорошо освоенным, когда гимнаст в конечном положении приближается к 45° выше горизонтали. Кувырок вперед прогнувшись рис. 169). Мах назад выполняется также, как при подъеме махом назад, но он должен быть более продолжительным. Когда тело приближается к верхнему вертикальному положению, нужно развести руки в стороны и поворачивать их внутрь. В момент прохождения вертикали голову 330 слегка наклонить на грудь, спину округлить. Опережая руками движение тела, быстро переставить руки на жерди. Страхующему, стоящему сбоку, вначале подтолкнуть гимнаста снизу на махе назад под бедра, а затем дать ему возможность, оттолкнувшись назад, развести и переставить руки после этого поддержать под спину и бедра. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) кувырок вперед из стойки на плечах, разводя руки и переставляя их на жерди, при этом не сгибаться, а лишь округлять спину; б) кувырок вперед из размахивания с помощью двух страхующих один, стоя рядом с брусьями, подталкивает гимнаста снизу под бедра на махе назад, а затем поддерживает под спину в конце кувырка другой, стоя на возвышении с другой стороны брусьев, подхватывает ноги гимнаста и проводит их'за вертикаль. Поворот махом назад в упоре на руках (рис. 170). Мах назад выполняется как при подъеме махом назад. Как только ноги окажутся несколько выше уровня жердей, их движение притормаживается и носки.ног поворачиваются (направо. Далее следует энергичное отталкивание руками от жердей и продолжается поворот всем телом, руки переставляются на жерди прежде, чем тело начнет опускаться в следующем махе назад. Страховать стоя сбоку сначала слегка подтолкнуть гимнаста под бедра, затем, после поворота, поддержать под таз и спину. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) отталкивание от жердей без поворота следить, чтобы при отталкивании поднималось все тело (параллельно жердям, а не только плечи; б) из упора на руках, стоя на правой, махом назад левой поворот кругом (налево) в упор стоя на руках 7. Перемахи ногами в упоре рис. 1 7 1 ) . Вначале осваиваются более простые перемахи одной ногой. После небольшого, но резкого, захлестывающего маха назад, когда тело гимнаста прогнуто, следует энергичное сгибание с отведением одной ноги наружу (вправо. Вслед за этим гимнаст резко отталкивается правой рукой, слегка приподнимая таз, подает ноги вперед, а руку быстро переставляет на прежнее место под бедро ноги, проходящей снаружи. Затем тело вытягивается вперед, ноги соединяются. Техника выполнения перемахов ноги врозь и двумя над одной жердью отличается лишь тем, что в первом случае обе ноги широко разводятся, а толчок и перехват выполняются двумя руками, а во втором — сомкнутые ноги отводятся в сторону. Перемахи одной и двумя могут выполняться в соскок углом. При этом гимнаст, отталкиваясь рукой, переносит тяжесть тела на другую руку (влево, если пере-мах правой и двумя вправо, так что плечи выходят из жердей. Ноги и таз после перемаха также смещаются в сторону соскока, а правая рука переставляется на другую жердь (левую. Левая рука толчком отводится в сторону, затем следует разгибание и приземление. Все перемахи могут заканчиваться углом в упоре. Страховать и помогать при перемахах одной и двумя сомкнутыми ногами следует стоя со стороны, противоположной перемаху (справа от гимнаста, если перемах левой, и наоборот. Одной рукой поддерживать под плечо, другой — под таз или поясницу. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) хватом за концы низких брусьев (лицом внутрь) с прыжка перемахи одной и другой ногой; б) имитация движений в упоре без перемахов. Основное внимание обращать на захлестывающий мах назад и резкое сгибание тела с продвижением вперед ноги слегка приподнятого таза; в) перемах одной, затем другой ногой в упор, в соскок, в упор углом; г) перемах ноги врозь в упор и упор углом; д) перемах двумя вправо и влево, затем в соскок углом. Подъемы разгибом. Подъем разгибом из упора на руках согнувшись рис. 172). Из размахивания в упоре на руках махом вперед, ускоряя движения и слегка сгибаясь, а затем выпрямляя тело, принять положение, близкое к стойке на лопатках. Пружинисто согнуться, приближая ноги к груди и слегка опуская таз, ив темпе резко разогнуться, направляя таз и ноги вверх-вперед. Разгибаться быстро с последующим торможением ног. Это обеспечит отрыв туловища и плеч от жердей. Далее, упираясь выпрямленными руками, перейти в упор и, продолжая разгибание и вытягиваясь вперед, начать мах назад. Вначале упражнение разучивается в сед ноги врозь, затем в упор. Тренер помогает подтолкнуть гимнаста руками снизу под поясницу, а затем сдерживает движение ног под бедра. Подъем разгибом из виса согнувшись рис. 173). Вис согнувшись можно принять с разбега, из виса углом, с прыжка или после спада назад из упора. Разберем наиболее сложный вариант после спада назад из упора. Слегка сдерживая мах вперед на крайней его точке, быстро согнуться, поднимая таз и носки ног. Отводя плечи назад, продолжать сгибание, упираясь руками и округляя спину, голову наклонить на грудь. По мере движения тела назад продолжать сгибание вплоть до прохождения тела через вертикаль в висе, при этом таз не опускать, руки должны быть на уровне середины бедра. Далее выполняется мах вперед-вверх в висе согнувшись с разгибанием тела в тазобедренных суставах, плечи, таз и ноги при этом должны , перемещаться вверх- вперед. С окончанием махового движения вверх-вперед и началом обратного движения следует опять согнуться, а несколько позже, когда тело пройдет вертикаль (от точек хвата, начать короткое энергичное разгибание. Одновременно следует активно нажимать руками на жерди в направлении назад. Выходя в упор, слегка согнуться, а затем разогнуться, подавая таз и ноги вперед. Помогая, поддерживать гимнаста под таз и спину при спаде и под таз и бедра при подъеме. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) размахивание в висе согнувшись на махе впереди назад разгибаться, а в середине максимально сгибаться, провисая в гру-диноключичных и плечевых суставах и округляя спину б) на концах брусьев (лицом внутрь) с разбега подъем разгибом в упор с помощью; в) тоже, но из виса углом; г) тоже, нос прыжка в вис согнувшись; д) освоить в середине брусьев подъем разгибом с разбега, затем из виса углом и, наконец, с прыжка в вис согнувшись; е) спад в соединении с подъемом разгибом. УПРАЖНЕНИЯ НА КОЛЬЦАХ Характеристика упражнений Упражнения на кольцах — один из наиболее сложных видов мужского многоборья. Это объясняется подвижностью снаряда (колец относительно узлов крепления) и автономностью движений каждого кольца, что предъявляет высокие требования к уровню развития силовой подготовленности гимнастов и подвижности в суставах особенно плечевых. Различные силовые перемещения и статические положения, выполняемые на кольцах, требуют от спортсмена гораздо больших физических усилий, чем на других снарядах. Объясняется это дополнительными энергетическими затратами на удержание опоры (колец) в нужном положении. Кроме того, многие маховые упражнения на кольцах заканчиваются статическими позами, требующими хорошо развитого чувства равновесия. В отличие от других видов гимнастического многоборья, в комбинации на кольцах наряду с маховыми элементами включается достаточное количество силовых элементов разных структурных групп силовые перемещения кверху (подъемы силой, стойки на руках, выполняемые силой, книзу (опускания, а также статические упражнения (висы, упоры). В упражнениях на кольцах высокие требования предъявляются к выполнению движений, связанных с удержанием тела гимнаста в положении неустойчивого равновесия (различные упоры углом, горизонтальные упоры и особенно стойка на руках). Основы техники выполнения маховых упражнений на кольцах базируются на общих закономерностях и во многом сходны с техникой аналогичных движений на брусьях и перекладине. Вместе стем в отличие, например, от упражнений на перекладине, где о. ц. т. тела гимнаста совершает маятникообразные колебания, на кольцах о. ц. т. перемещается преимущественно относительно вертикальной оси, проходящей через точки подвеса колец. Именно этим объясняется резкое увеличение нагрузки на кисти рук гимнаста при выполнении движений большим махом в момент прохождения уровня нижней вертикали, когда быстро изменяется направление перемещения о. ц. т. тела спортсмена. На кольцах существует значительное количество упражнений, выполняемых различными способами, с разной амплитудой, из самых разнообразных исходных положений. 334 Основные упражнения Статические положения и силовые перемещения С тати чески е положения bВисыb1. Вис прогнувшись рис. 174). Широко распространенный элемент, встречающийся в комбинациях всех разрядов. Его исполнение требует достаточно развитого чувства равновесия. Тело гимнаста в положении головой вниз находится в плоскости тросов. Туловище и ноги расположены на одной линии, таз удерживается между руками. Голова слегка отведена назад. Руки полностью выпрямлены, спортсмен удерживает кольца параллельными телу или немного развернутыми наружу. Пятки ног над головой, поясница закреплена, ягодичные мышцы напряжены, живот подтянут. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) вис; б) вис согнувшись; в) стойка на лопатках на полу; г) вис прогнувшись на гимнастической стенке; д) вис прогнувшись на перекладине; е) вис прогнувшись на кольцах. Горизонтальный вис сзади (рис. 175). Одно из наиболее распространенных силовых упражнений статического характера, не требующее длительного разучивания. Встречается в комбинациях гимнастов различных разрядов. Широко используется также как дополнительное упражнение для развития специальных физических качеств. В висе сзади тело в горизонтальном положении, кольца развернуты наружу, руки пронированы и прижаты к туловищу, соприкасаясь с широчайшими мышцами спины, голова слегка при- поднята. Основная нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и задней поверхности туловища. Тело гимнаста находится в состоянии устойчивого равновесия. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) переход из виса сзади в вис согнувшись и обратно (можно с помощью); б) переход из виса прогнувшись в вис сзади и обратно (с по мощью); в) горизонтальный вис сзади с согнутыми ногами, поочередно выпрямляя их до горизонтального положения г) тоже на снарядах с неподвижной опорой (на брусьях, пе рекладине); д) из виса прогнувшись на гимнастической стенке (спиной к ней) горизонтальный вис сзади е) горизонтальный вис сзади с использованием резинового бинта; ж) горизонтальный вис сзади с помощью и самостоятельно. У поры Л. Упор рис. 176). Один из основных элементов начальной подготовки гимнастов, для выполнения которого необходима определенная физическая подготовка (укрепление мышц руки плечевого пояса. Находясь в упоре, гимнаст удерживает кольца около бедер параллельными или слегка развернутыми. Тело выпрямлено или немного прогнуто, руки прямые, носки оттянуты, голова держится прямо. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) упор лежа; б) сгибание и разгибание рук в упоре лежа; в) упорна неподвижной опоре (брусья, конь с ручками); г) передвижение в упоре на брусьях; д) упорна согнутых руках на кольцах; е) стоя на полу, держась за кольца, прыжком упор и возвращение в исходное положение (кольца на уровне плеч); ж) упор с помощью и самостоятельно. Угол в упоре рис. 177). Являясь одним из вариантов упора, этот элемент требует от гимнаста дополнительных физических усилий для удержания ног в горизонтальном положении. Угол в упоре служит исходным положением для выполнения силовых перемещений или окончания двигательных действий. Выполнение упора углом и упора сходно. Разница лишь в том, что ноги должны быть подняты до горизонтального положения и составлять с туловищем прямой угол. 336 После до вате ль нос т ь разучивания а) упражнения, укрепляющие мышцы передней поверхности тела; б) упражнения, развивающие подвижность в тазобедренных суставах (наклоны) с сохранением осанки; в) упор углом согнув ноги и ноги врозь на брусьях и кольцах г) упор углом на брусьях и кольцах. Упор руки в стороны крест) (рис. 178). Одно из самых сложных статических положений, которое в какой-то мере является эталоном физической подготовленности гимнастов — спортсменов старших разрядов. При правильном выполнении голова, туловище и ноги составляют одну линию, являясь как бы продолжением вертикально висящих колец руки, выпрямленные в локтевых суставах, разведены точно в стороны. Упражнение должно выполняться без видимого напряжения, несмотря на то, что требует значительных усилий. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) упражнения с резиновым бинтом или амортизатором для укрепления мышц плечевого пояса, грудных и широчайших мышц спины; б) из упора на низких кольцах опускание в упор руки в стороны стоя и, коснувшись ногами пола, толчком возвратиться вис ходное положение; в) из упора опускание стоя на резиновом амортизаторе, концы которого прижаты кистями к кольцам, в упор руки в стороны держать секи дожимание в упор; г) руки продеты в ремни, предплечья опираются о ремни или о кольца — опускание в упор руки в стороны (держать 5—6 секи дожимание в упор; д) удержание упора руки в стороны на кольцах с укороченными тросами (до 10 сек.); е) упор руки в стороны с помощью и самостоятельно. Стойка на руках рис. 179). Одно из наиболее распространенных статических положений, широко применяемых в обязательных и произвольных упражнениях гимнастов старших разрядов. Для его выполнения спортсмен должен обладать достаточной силой и хорошо развитым чувством равновесия. Тело гимнаста, слегка прогнутое в поясничном отделе позвоночника, находится в плоскости тросов. Он опирается совершенно прямыми руками, удерживая кольца параллельно или слегка разворачивая наружу, что способствует удержанию равновесия в стойке. Между руками и туловищем небольшой угол, голова приподнята, ноги прямые, носки оттянуты. Более прямому положению тела способствует напряжение мышц ягодичных и задней поверхности туловища. В стойке на руках тело гимнаста находится в состоянии неустойчивого рав новесия. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) стойка на руках на полу, стоялках, брусьях б) тоже силой в медленном темпе, сгибая руки (можно для облегчения сгибать ноги); в) стойка на руках на низких кольцах с помощью; г) удержание стойки на кольцах самостоятельно. Силовые перемещения. Подъем силой в упор (рис. 180). Упражнение, встречающееся в программах гимнастов младших разрядов. Квалифицированные спортсмены применяют его для развития силы, силовой выносливости. Из виса глубоким хватом гимнаст подтягивается, приближая соединенные кольца к груди. Не останавливаясь (что особенно важно, он разводит их слегка в стороны и, подавая плечи вперед, выходит в упорна согнутых руках. Тело незначительно сгибается в тазобедренных суставах. Далее, не замедляя движения, спортсмен выпрямляет руки в локтевых суставах и принимает положение упора. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) подтягивание до уровня грудина перекладине и кольцах; б) тоже глубоким хватом с переходом в упорна согнутых руках с помощью; в) подъем силой в упор стоя на резиновом амортизаторе и без него. Силой, согнувшись, сгибая руки, стойка на руках (рис. 181). Это упражнение доступно гимнастам младших разрядов, имеющим определенную силовую подготовку. Как правило, оно выполняется из упора углом. Незначительно сгибая руки в локтевых суставах и слегка подавая плечи вперед, гимнаст переводит таз вверх, сохраняя параллельное расположение колец (опора руками о ремни считается ошибкой) и несколько округленной спину. Затем, сохраняя равновесие и одновременно разгибая руки в локтевых и ноги в тазобедренных суставах, он выходит в стойку. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) сгибание и разгибание рук в упоре стоя согнувшись на сто- ялках, брусьях; б) переход силой из стойки на плечах в стойку на руках и обратно с помощью; в) стойка силой на полу, стоялках, брусьях; г) стойка силой на кольцах с помощью и самостоятельно. Из стойки на руках силой, сгибая руки, опускание в вис прогнувшись (рис. 182). Элемент часто встречается в обязательных и произвольных комбинациях гимнастов различных разрядов. Основой его выполнения является равномерное перемещение тела книзу с сохранением заданной позы. Из стойки на руках гимнаст, медленно и равномерно сгибая руки, переходит в положение стойки на согнутых руках и, не останавливаясь, слегка разводя руки в стороны и разгибая их в локтевых суставах, также равномерно перемещается в вис прогнувшись. При перемещении необходимо сохранять положение тела, принятое гимнастом в стойке, и контролировать, чтобы ноги не выходили из плоскости колец. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) опускание из стойки на руках в стойку на плечах на стоялках, брусьях ив стойку на голове на полу б) из стойки на согнутых руках на низких кольцах опускание в вис прогнувшись с помощью (придерживая за голени) и само- стоятельно. |