Главная страница
Навигация по странице:

  • УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

  • Упражнения на пружинность, волны, взмахи

  • 211, 212). Повороты

  • Упражнения с предметами

  • Основные акробатические прыжки

  • Полуперевороты

  • Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977


    Скачать 4.76 Mb.
    НазваниеУчебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977
    АнкорГимнастика
    Дата16.12.2019
    Размер4.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[M.L._Ukrana,A.M._SHlemina.]_Gimnastika(BookFi).pdf
    ТипУчебник
    #100623
    страница29 из 32
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
    Глава УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ И АКРОБАТИКЕ
    УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
    Во второй части учебника, где излагается содержание средств общеразвивающих видов гимнастики, уже дана характеристика упражнений художественной гимнастики, которые полезны всем девушкам. Там описаны упражнения для ног, туловища, рук, упражнения в ходьбе, беге, танцевальные шаги.
    В данном разделе рассмотрены более сложные упражнения, которые предназначены для тех, кто специализируется по художественной гимнастике. Это упражнения на пружинность, волны, взмахи упражнения в равновесии, повороты, прыжки. Особое место занимают упражнения с предметами.
    Упражнения на пружинность, волны, взмахи
    Упражнения на пружинность, волны, взмахи выделены вот- дельную группу.
    Упражнения на пружинность характеризуются одновременным сгибанием и разгибанием в суставах конечностей или всего тела. Они выполняются со значительным или максимальным мышечным напряжением.
    Волна — сложное целостное движение, при выполнении которого одновременно происходит сгибание в вышележащем суставе и разгибание в нижележащем.
    Волнообразные движения руками приучают занимающихся пластично перемещать руки из одного исходного положения в другое.
    Взмах — наиболее сложное целостное движение, выполнение которого требует большой предварительной подготовки, хорошей подвижности в суставах, умения расслаблять отдельные части тела, владения устойчивостью и т. д. Движение начинается рывком или толчком с последующим движением по инерции, приобретенной от толчка окончание движения может быть активным, те. зафиксированным в определенном положении, или пассивным, при котором в результате прекращения действия инерции часть тела как бы падает.
    Последовательность движения при взмахах та же, что и при выполнении волнообразных движений. Но взмах делается значительно быстрее, чем волна, поэтому при взмахе труднее правильно дозировать мышечное напряжение и сохранять равновесие.
    Пружинные движения. 1. Одновременные и последовательные пружинные сгибания и разгибания рук (выполняются напряженно. Одновременные и попеременные пружинные движения ногами
    Попеременное пружинное сгибание одной руки и разгибание другой. Из стойки на носках, руки вверх одновременное сгибание рук, туловища и ног в присед (целостное пружинное движение. Из круглого приседа целостное пружинное движение в стойку на носках, на одном носке. Целостное пружинное движение после выполнения прыжков выпрямившись, прогнувшись. Целостное пружинное движение с поворотом скрестно на 180,
    360° в приседе. Волна.
    1. Волна руками из различных и. п руки вперед, вверх, вниз, одна вперед, другая в сторону.
    2.
    Поочередная волна руками. Непрерывная волна руками. Волна руками в сочетании с различными движениями рав- новесиями, поворотами, танцевальными шагами. Из седана пятках волна туловищем. Целостная волна вперед в высокое, переднее или заднее равновесие. Целостная волна в сторону с поворотом налево (направо тоже в переднее или заднее равновесие. Целостная волна вперед с поворотом кругом налево,(направо) в стойку на носок. Взмахи. 1. Взмахи руками поочередные, одновременные, последовательные в различных плоскостях.
    2.
    Из седана пятках взмах туловищем вперед. Из седана бедре взмах туловищем в сторону. Из круглого полуприседа в стойке на носках целостный взмах вперед, стоя лицом к гимнастической стенке тоже, стоя боком тоже без опоры. Целостный взмах вперед в стойку на носке, шагом вперед расслабление в сед на пятку. Целостный взмах в сторону, переходящий в прыжок прогнувшись в сторону. Целостный взмах в сторону, переходящий в прыжок выпрямившись с поворотом на 360°. Из седана пятке или бедре целостный взмах в стойку на носке. Упражнения в равновесии
    Сохранение устойчивости при выполнении упражнений художественной гимнастики — одно из важнейших требований, предъявляемых к технической подготовке гимнасток.
    Сохранение равновесия и положения тела в пространстве, а также быстрое восстановление нарушенной позы обеспечиваются совокупностью тонических рефлексов (рефлексов установки тела).
    Общие закономерности сохранения равновесия изложены в главе В художественной гимнастике различают статическое равновесие иди нами чес кое Статические и динамические равновесия выполняются на прямой опорной ноге ив полуприседе, на всей ступне ив стойке на носках, носке одной, с различными положениями туловища, свободной ноги, рук.
    П р им ер н ы е упражнения Стойка на носках с различными положениями туловища и рук тоже после бега и танцевальных шагов. Равновесия с различными положениями свободной ноги, туловища, рук (рис. 205, 206).
    381
    Переднее равновесие (одноименное и разноименное, тоже в полуприседе (рис. 207). Боковое равновесие (рис. Заднее равновесие. Равновесие в круглом полуприседе на одной, другую согнуть вперед. Наиболее сложными являются упражнения в равновесии, выполняемые с разбега, после прыжков, поворотов.
    7.
    Высокое переднее равновесие после выполнения поворота одноименного, разноименного) на 180, 360° (рис. 209). Высокое переднее равновесие после выполнения прыжков открытого, шагом, подбивного, касаясь, перекидного (рис. 210, 211,
    212).
    Повороты
    Повороты можно отнести к упражнениям в динамическом равновесии. Большое значение для сохранения динамической устойчивости имеют своевременный поворот головы и фиксация взгляда на каком-либо ориентире, находящемся на уровне глаз. Техническая основа выполнения поворотов тесно связана с сохранением равновесия с помощью движений различными частями тела. О. ц. т. тела должен находиться в пределах площади опоры и не выходить из нее в момент вращения, иначе произойдет потеря равновесия.
    Сохранение прямого вертикального положения туловища иго- ловы — необходимое условие выполнения поворотов.
    П р им ер н ы е упражнения Повороты переступанием с ноги на ногу на носках на 180, 270 и 360°. Повороты скрестным шагом вперед или назад на 180, 270 и
    360°; тоже с наклоном туловища назад. Поточные повороты нас продвижением на двух по диагонали, по кругу. Разноименные повороты на 180 и 360° из II, IV, V позиций свободная нога принимает различные положения, рис. 213, 214). В круглом полуприседе повороты переступанием на 180 и 360°. Одноименные повороты на 360° переступанием в высоком переднем равновесии (рис. 215). Спиральный поворот на 360°. Одноименный и разноименный повороты на 360° махом ногой вперед (рис. 216). Одноименный и разноименный повороты на 360°, свободная нога впереди с поворотом кругом переднее равновесие (рис. 217).
    Прыжки
    Прыжки составляют одну из структурных групп классификации упражнений художественной гимнастики. Сих помощью значительно повышается нагрузка на организм занимающихся, совершенствуется сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
    Для выполнения прыжков необходимо развивать такие специальные физические качества, как прыжковая выносливость, быстрота, сила, прыгучесть. Большое значение имеет также хорошая подвижность в тазобедренных суставах, позволяющая выполнять прыжки с достаточной силой и амплитудой.
    Прыгучесть зависит от силы мышц, быстроты их сокращения и умения гимнастки координировать свои движения в момент от- талкивания.
    Все прыжки необходимо изучать вначале раздельно с остановками для более основательного освоения техники отталкивания
    взлета и приземления. Затем следует переходить к слитному выполнению двух-трех прыжков.
    П р им ер н ы е упражнения. Прыжки в I, II, V позициях тоже из I во II, из V во II позицию и наоборот, стоя лицом к гимнастической стенке и без опоры (рис.
    218,219, 220). Прыжки выпрямившись, прогнувшись, тоже в полуприсед, присед. Прыжок толчком одной и махом другой вперед, назад, в сторону.
    4.
    Прыжок-скачок. Прыжок махом одной с поворотом кругом. Прыжок шагом. Прыжок согнув ноги назад. Прыжки подбивной прямыми ногами вперед, назад, в сторону. Перекидной прыжок (рис. 221).
    10. Прыжок касаясь.
    Упражнения с предметами
    Упражнения с предметами (мячами, обручами, скакалками, лентами, шарфами, булавами, вымпелами) характерны для занятий художественной гимнастикой.
    384
    П р им ер н ы е упражнения см я ч ом (малым, средним, большим):
    1.
    Броски мяча вверх, ловля одной и двумя руками тоже поочередно. Броски мяча вверх, ловля после удара о пол одной и двумя руками тоже в сочетании с ходьбой, бегом, приседом, приставными, переменными шагами, шагом галопа вперед, назад. Броски мяча по дуге кверху и книзу в лицевой плоскости, ловля другой рукой тоже в сочетании с выпадами вправо и влево, бегом, шагом галопа вправо, влево, шагом вальса влево и вправо. Удары мяча о пол одной и двумя руками на различную высоту тоже в сочетании с ходьбой, бегом, шагом польки вперед, шагом галопа вперед, в сторону. . Перекаты мяча по различным частям тела руке, рукам, кисти, спине, ноге и т. д тоже в сочетании с танцевальными шагами, несложными поворотами, равновесиями. Круги мячом в различных плоскостях в сочетании с прыжками, равновесиями, поворотами. Примерные упражнения собр уч ем Махи обручем по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях тоже в сочетании с пружинными движениями ногами с приставными и переменными шагами с шагом польки вперед, назад с шагом вальса вперед, в сторону, назад тоже с поворотом на 360° (переступанием скрестно, в полуприседе). Повороты обруча вправо и влево в различных плоскостях и направлениях одной и двумя руками тоже на полу из различных и. п. Вращение обруча в лицевой плоскости влево и вправо тоже с передачей обруча в другую руку и продолжением вращения тоже с передачей обруча за спиной в другую руку и продолжением вращения тоже, вращая поочередно правой и левой рукой из различных и. пс передачей тяжести тела с одной ноги на другую в сочетании с шагом польки вперед, назад, с шагом галопа вперед, назад, в сторону с шагом вальса вперед, назад. Вращение обруча в боковой плоскости вперед, назад тоже с передачей за спиной в другую руку, продолжая вращение, из различных и. п, в наклоне назад, в равновесии, с шагом польки вперёд, назад, с шагом вальса вперед, назад. Броски обруча одной рукой за спиной вертикально и горизонтально малым кругом кистью, средним кругом через плечо (одноименное, разноименное, ловля одной или двумя руками. Прыжки в обручи из него, качая обруч впереди назад, влево и вправо одной и двумя руками тоже с перехватом из одной руки в другую тоже с поворотом кругом. Прыжок в обруч, накидывая его одной и двумя руками на себя. Перекат обруча вперед, догнать его тоже с последующим прыжком в обруч тоже с поворотом на 360°. Примерные упражнения соска кал кой Прыжки толчком одной на другую, вращая скакалку вперед, назад тоже с поворотом на 90°. Прыжок толчком двумя с промежуточным прыжком, свободную ногу вперед, в сторону или назад, вращая скакалку вперед, назад, в сторону. Прыжки толчком двумя, вращая скакалку вперед, назад, в сторону. Прыжки с одной ноги на другую с поворотом на 90, 180°, вращая скакалку вперед, назад.
    5.
    Прыжок-скачок, вращая скакалку вперед. Бег с прыжками через скакалку, вращая ее вперед, назад, в сторону. Несколько прыжков с одной ноги на другую, вращая скакалку назад петлей. Прыжки на двух, чередуя вращение скакалки вперед или назад и вращение скакалки вперед петлей и назад петлей. Круги скакалкой в боковой плоскости с последующим прыжком на двух, вращая ее вперед или назад.
    10. Сочетание переводов с прыжками через скакалку, махами, поворотами.
    П р им ер н ы е упражнения с лентой Махи в различных плоскостях. Круги в различных плоскостях. Различные сочетания махов и кругов из разных и. п тоже в сочетании с танцевальными шагами, прыжками, поворотами тоже с передачей из одной руки в другую, не прекращая движения. Змейки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и по воздуху в различных плоскостях и из различных и. п. Спирали вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п. Восьмерки вертикальные и горизонтальные, выполняемые по полу и воздуху в различных плоскостях и из различных и. п. Сочетание перечисленных элементов с бегом, несложными равновесиями, наклонами, поворотами, прыжками. Примерные упражнения с шарфом Махи шарфом вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз в различных плоскостях и из различных и. п. Круги шарфом в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях и из различных и. п тоже с перехватом в другую руку перед телом, над головой, под ногой и т. д. Горизонтальная восьмерка шарфом в различных плоскостях и из различных и. п. Броски шарфа над головой, перед телом, за телом. Махи, круги, восьмерки шарфом, броски его в сочетании с бегом, танцевальными шагами, несложными равновесиями, наклонами, поворотами, прыжками. Примерные упражнения св ы м пела ми. Махи одной и двумя руками в различных плоскостях и из различных и. п Круги большие, малые, средние одной и двумя руками, одновременные, последовательные, поочередные в различных плоскостях и из различных и. п тоже в сочетании с бегом, приставными и переменными шагами, шагом польки, шагом галопа, шагом вальса вперед. Малые круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в различных плоскостях и из различных и. п. Средние круги кверху, книзу, внутрь и наружу, перед рукой и за рукой, под ногой, за головой, перед телом и за телом в различных плоскостях и из различных и. п тоже в сочетании с приставными и переменными шагами шагом вальса в сторону (вправо, влево, со скрестными поворотами на 360°. Различные сочетания больших, малых, средних кругов. Мельница двухтактная, трехтактная. АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
    Акробатика является одним из спортивных видов гимнастики. Акробаты соревнуются в одиночных акробатических прыжках мужчины и женщины, в парных упражнениях (двое мужчин, двое женщин или мужчина и женщина) ив групповых упражнениях четверо мужчин или трое женщин. Акробаты-прыгуны выполняют на соревнованиях комбинации акробатических прыжков и вольные упражнения. Акробаты, соревнующиеся в парных или групповых упражнениях, выполняют упражнения соответствующего вида и художественную композицию, состоящую из балансовых, броско- вых и прыжковых элементов.
    Во II части учебника, где излагается содержание средств об- щеразвивающих видов гимнастики, уже приведены акробатические упражнения, предназначенные для всех занимающихся гимнастикой. В данной главе даются упражнения для занимающихся спортивной гимнастикой. Все остальные упражнения описаны в учебнике по акробатике.
    Акробатика занимает значительное место в тренировке гимнастов. Акробатические прыжки составляют основную трудность вольных упражнений, а некоторые элементы на гимнастических снарядах, особенно соскоки, сходны с аналогичными акробатическими упражнениями.
    Основные акробатические прыжки
    Переворот обычно выполняется с разбега после темпового подскока (или в соединении с другими прыжками) махом одной и толчком другой ногой. Основные компоненты техники резкий мах одной и толчок другой ногой с последующим торможением ног. Ноги должны соединяться в момент прохождения вертикали площади опоры. Руки все время прямые. Ставить их на пол следует возможно дальше от толчковой ноги, но без фазы полета. Голрва
    387
    все время отклонена назад (смотреть на кисти рук. Полети приземление выполняются также, как при перевороте с головы.
    Основные ошибки согнутые руки, слабый мах ногой, сгибание в тазобедренных суставах в момент приземления, наклон головы на грудь при прохождении стойки на руках.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) стойка на руках махом одной и толчком другой ногой с помощью и у стенки тоже, нос опорой ногами о мат, повешенный на гимнастическую стенку тоже с темпового подскока (ударить ногами о мат, рис. б) с места (с темпового подскока) переворот на плечо преподавателя (рис. 223). В момент выхода" в стойку преподаватель подставляет правое плечо под бедра гимнаста и останавливает вращение, а левой рукой поддерживает под плечо. Фиксировать прогнутое положение тела в полете при перевороте тоже с 2—
    3 шагов;
    в) с 2—3 шагов переворот в целом с помощью одной рукой поддерживать гимнаста под поясницу, другой — за плечо;
    г) с разбега переворот (с помощью) с приземлением на гимнастический мат, положенный на акробатическую дорожку (толчок руками до мата тоже на два мата, положенных друг на друга, затем на 3, 4, 5 матов;
    д) переворот на ровном месте с поддержкой, а затем и без нее. Переворот на одну ногу выполняется махом одной и толчком другой ногой с фазой полета после толчка руками и приземлением на маховую ногу. Освоение данного переворота чрезвычайно важно для последующего соединения различных переворотов в комбинации. Основные компоненты техники такие же, как при перевороте, но ноги не соединяются и приземление осуществляется на маховую ногу, толчковая впереди.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из стойки на маховой, толчковая впереди, руки вверху, широкий выпад на толчковую ногу, подавая вперед таз. Рекомендуется придерживать занимающегося за плечи, чтобы он прочувствовал это движение;
    388
    б) повторить переворот;
    в) переворот, приземляясь в положение ноги врозь, толчковая нога несколько впереди. В дальнейшем постепенно увеличивать расстояние между маховой и толчковой ногой (возможно ближе ставить маховую ногу к месту опоры руками, пока переворот не будет выполняться на одну ногу с последующим переходом на другую;
    г) переворот на возвышение из матов, а затем на ровном месте. После приземления подавать таз впереди переходить в выпад;
    д) переворот на одну в пробежку.
    Переворот прыжком выполняется с разбега после наскока, те. прыжка с одной ноги на две, руки вверху. Основные компоненты техники энергичный толчок двумя ногами с быстрым движением руками и туловищем вниз, под себя, энергичный мах ногами назад в момент опоры руками, резкое торможение ног.
    В этом перевороте две фазы полета после толчка ногами и толчка руками. При правильном выполнении обе фазы по высоте и длине должны быть примерно равными и выполняться водном ритме. Вторая половина переворота делается резким разгибанием ног в тазобедренных суставах и толчком прямыми руками. Поэтому в стойке на руках гимнаст должен быть слегка согнут в тазобедренных суставах.
    Основные ошибки отсутствие полетав первой фазе, слишком длинный, короткий или высокий полет прямое или даже прогнутое тело в момент опоры руками отсутствие маха ногами с последующим торможением либо слабый мах в момент промежуточной опоры руками сгибание в тазобедренных суставах в момент приземления.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) наскок, то есть прыжок с одной ноги на две, руки вверху;
    б) повторить переворот и переворот с головы;
    в) переворот прыжком в целом с помощью. На первых попытках можно не требовать высокого полетав первой половине движения, однако после ознакомления с упражнением потребовать выполнения полета ив первой половине переворота. Указать занимающимся, что после толчка ногами руки вместе с верхней частью туловища надо резко опустить вниз, под себя, стараясь поставить их на место ног.
    Р'ондат — связующий элемент для перехода от разбега к упражнениям, выполняемым спиной к направлению движения. От качества выполнения рондата в значительной мере зависит и качество последующего акробатического прыжка. Рондат выполняется махом одной и толчком другой ногой с последовательной опорой прямыми руками (объективно они несколько сгибаются, особенно при сложных прыжках, с поворотом на 180° и фазой полета после опоры руками. Упражнение делается в строго вертикальной плоскости.
    После разбега и темпового подскока начинается наклон туловища вперед. При этом руки должны быть все время параллельны
    Толчковая нога ставится по линии разбега, и следует энергичное движение маховой ногой. При этом плечи не поворачиваются. Поворот начинается только перед самой постановкой первой руки за счет стремления поставить ее возможно дальше вперед. При этом фазы полета быть не должно. Первая рука ставится несколько справа при повороте налево) от средней линии (или на ней),
    пальцами влево (к средней линии. Вторую руку нужно ставить как можно позже, причем слева от средней линии. Пальцы второй руки слегка развернуть в направлении первой руки. Гимнаст должен стремиться выполнить весь повороти соединить ноги при опоре одной рукой. В действительности опора второй рукой происходит при повороте менее чем на 180°, но более чем на 90°, а ноги соединяются еще позже, хотя гимнаст должен ощущать, будто соединяет их в стойке на руках. Далее начинается курбет. Спортсмен отталкивается руками и резко сгибает ноги в тазобедренных суставах, а затем тормозит движение ноги поднимает туловище. Приземляться точно на средней линии разбега, спиной к направлению движения с выпрямленным телом.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) курбет (см. полуперевороты) и переворот вперед;
    б) переворот колесом с поворотом в одноименную сторону (против движения тоже, приставляя при приземлении свободную ногу и выпрямляя тело (рис. 224); тоже с прыжком вверх;
    в) рондат в целом с места тоже с темпового подскока тоже с
    2—3 шагов и легкого разбега;
    г) рондат с разбега с поддержкой под спину (рис. Переворот вперед колесом. В данном упражнении, как в переворотах колесом, нет фазы полета. Переворот колесом вперед выполняется вращением вокруг поперечной оси махом одной и толчком другой ногой с приземлением на маховую ногу и шагом вперед на толчковую. Последовательная опора каждой ногой и рукой должна выполняться водном ритме. Руки и ноги ставятся по обе стороны средней линии примерно через равные расстояния.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) махом одной и толчком другой ногой через стойку на руках мост и встать с моста на ноги (с помощью тоже на одну ногу
    тоже, но руки ставить последовательно (первой ставится рука, одноименная толчковой ноге);
    б) переворот на одну ногу;
    в) тоже, но руку, одноименную маховой ноге, ставить несколько впереди, расстояние между руками все увеличивать, пока опора не будет последовательной, причем снимать руки с пола необходимо тоже последовательно (упражнение выполняется с помощью)';
    г) переворот колесом вперед в целом с разбега.
    Переворот назад имеет две фазы полета после толчка ногами и после толчка руками. По продолжительности и высоте эти фазы должны быть примерно равны. Основные компоненты техники толчок ногами в момент потери равновесия назад с энергичным махом руками и плечами назад и резкое разгибание ног в коленных суставах в момент опоры руками с последующим торможением, обеспечивающим наряду с толчком руками полет во второй фазе. Большое значение имеет также резкое сгибание ног в тазобедренных суставах с последующим торможением, благодаря которому поднимаются плечи перед приземлением на ноги.
    Для выполнения переворота назад с места делается полуприсед с потерей равновесия назад и отведением рук до отказа назад. При этом очень важно, чтобы туловище было наклонено вперед, так как вращение создается не только взмахом руками, но и резким движением плечами назад. Колени не должны уходить вперед (голени перпендикулярны полу. Далее следует энергичный мах руками вверх-назад сдвижением плечами назад и толчком ногами от пола. В полете тело максимально прогнуто, ноги расслаблены (согнуты в коленных суставах, руки и голова отведены до отказа назад. После приземления на руки (гимнаст должен видеть свои руки в момент постановки их на пол) следует вторая часть упражнения — курбет. Он начинается резким разгибанием ног в коленных суставах, поеле которого следует быстрое сгибание в тазобедренных суставах и толчок прямыми руками от пола. В этой, второй, безопорной фазе гимнаст должен стремиться поставить ноги как можно ближе к месту толчка руками и быстро поднять плечи, чтобы приземлиться на ноги в выпрямленном положении, руки вверх. Далее следует прыжок вверх с небольшим продвижением назад. Если после курбета гимнаст в прыжке продвигается вперед или остается на месте, значит, он слишком далеко поставил ноги, а если продвижение назад очень значительное, то спортсмен поставил ноги слишком близко.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) изучается правильный присед для переворота назад теряя равновесие назад, сесть на колено выставленной вперед ноги партнера (рис. 226), руки максимально отвести назад, плечи наклонить вперед;
    б) повторить курбет;
    в) повторить перекидку назад с двух ног на две ноги с помощью г) медленные переворачивания назад прогнувшись через руки
    двух соупражняющихся (рис. 227); партнеры берутся за руки, а исполняющий, поднимая руки вверх и прогибаясь, ложится спиной им на руки. Ноги расслабить так, чтобы они согнулись в коленных суставах, руками и головой тянуться назад. Зафиксировав описанное положение, партнеры продолжают переворачивать исполняющего, ставят его в стойку на руках и помогают выполнить курбет, слегка подтолкнув под спину;
    д) выполнив все движения на переворот назад (присед с последующим взмахом руками и прыжком вверх, партнер останавливает вращение, поддерживая сзади за шею или под лопатк:
    (рис/228); е) переворот назад в целом на поясе для страховки с дополнительным подкручиванием рукой под бедро;
    ж) переворот назад с помощью (одной рукой поддержать гимнаста под поясницу, другой подкрутить под бедро);
    з) переворот назад из положения руки вверх с помощью. Сначала наклонить вперед верхнюю часть туловища вместе с руками и присесть, а затем выполнить переворот назад;
    и) совершенствовать переворот назад путем многократных выполнений (на поясе для страховки);
    к) два переворота назад на поясе;
    л) рондат — переворот назад на поясе, со страховкой и, наконец, самостоятельно.
    Полуперевороты
    Большинство полупереворотов сложнее соответствующих переворотов, однако некоторые из них относительно просты и могу служить подводящими упражнениями.
    392
    Подъем разгибом. Основные компоненты техники энергичный мах ногами с последующим торможением, толчок руками от пола и приземление на носки прямых ног с подачей таза вперед. Элемент выполняется из упора лежа согнувшись на лопатках, руки опираются ладонями о полу плеч. Из этого исходного положения выполняется энергичный разгиб в тазобедренных суставах, направленный под углом вверх, который завершается толчком руками от пола. Затем следует фаза полета, заканчивающаяся приземлением < на прямые ноги.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из положения лежа на лопатках согнувшись, руки чперед подъем раз-
    'ибом с помощью 1вух партнеров, подкидывающих гимнаста за руки (рис. б) из упора лежа согнувшись, руки у плеч разгиб в стойку на руках с помощью) в) подъем разгибом на руки партнеров (создается представление о направлении разгиба);
    г) подъем разгибом в целом с помощью. Помогать одной рукой
    Юд плечо, другой под поясницу;
    д) подъем разгибом на возвышение из матов с помощью тоже ";амое самостоятельно на ровном месте.
    Курбет (рис. 230), то есть прыжок с рук на ноги, напоминает вторую половину переворота назад. Махом одной и толчком другой яогой сделать стойку на руках. Не доходя до стойки, прогнуться и согнуть ноги в коленных суставах. Занимающийся должен почувствовать, что растянулись мышцы передней поверхности тела. Далее следует быстрый разгиб ног в коленных суставах и торможение. После толчка руками от пола происходит резкое сгибание в тазо-едренных суставах, а затем поднимание плеч. Полет заканчива-гся приземлением на носки прямых ног в положение, близкое к Прямому руки вверху, и выполняется прыжок вверх с небольшим родвижением назад.
    —6
    ЭЭ
    393
    Последовательность разучивания а) стойка на руках;
    б) со стойки на руках быстро опустить прямые ноги в упор стоя согнувшись;
    в) в стойке на руках прогнуться и согнуть ноги в коленных суставах (партнер поддерживает за ноги и под живот. Резко разогнуть ноги под углом вверх (партнер отпускает ноги) и, оттолкнувшись руками, быстро согнуться в тазобедренных суставах. Поставив ноги на мат, выпрямиться, руки вверху тоже без помощи;
    г) курбет в целом с прыжком вверх;
    д) курбет с трамплина (руки ставить на трамплин).
    Сальто
    Сальто — наиболее эффектные и сложные акробатические прыжки. Они выполняются с вращением вперед, назад ив сторону, в группировке, согнувшись и прогнувшись.
    Переднее сальто. На последнем шаге разбега выполняется прыжок с одной ноги на две (наскоки руки отводятся назад. С постановкой ног на опору делается резкий взмах руками вперед с последующим торможением в положении впереди толчком ногами от пола (толчок должен быть стопорящими закончиться до вертикали. Туловище — в вертикальном положении (без наклона вперед. В полете гимнаст группируется, причем должно быть такое чувство, что он подтягивает плечи к ногам, а не ноги к плечам. Объективно такое чувство появится при достаточно большой скорости движения ног назад. Руки из положения вперед опускаются вниз и захватывают голени. Колени в группировке должны быть несколько разведены врозь. Когда гимнаст почти закончит сальто и окажется лицом вперед, он должен разгруппироваться ногами к полу, ноне точно, а немного вперед от вертикальной линии о. ц. т, чтобы сохранить рав- новесие.
    Существуют еще два способа выполнения сальто вперед движением рук спереди вниз-назад и движением рук сверху вниз (применяется главным образом при выполнении с места. При всех способах не наклоняться вперед в момент отталкивания и заканчивать толчок до вертикали площади опоры (вблизи нее. Передние сальто могут выполняться с приземлением на одну и переходом на другую ногу (применяются в соединениях, согнувшись и прогнув- шись.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) повторить кувырок вперед;
    б) изучить правильную группировку, стоя на одной ноге
    (рис.231);
    ..
    в) с нескольких шагов толчком двумя ногами кувырок вперед на возвышение из гимнастических матов (высота около 1 мг) с разбега кувырок на маты без опоры руками. Требовать все большей и большей высоты, пока занимающиеся не начнут выполнять сальто в сед в группировке, а затем ив присед в группировке. Следить за правильными движениями руками (снизу-сзади, вперед- вверх тоже через веровочку, натянутую перед возвышением на высоте 1 м 20 см — 1 м 30 см. После освоения этого упражнения постепенно снижать возвышение (после каждых 2—3 попыток убирать один мат, пока упражнение не будет выполняться на ровном месте. Веревочку оставлять на первоначальной высоте;
    д) переднее сальто с разбега на дорожке (со страховкой);
    е) самостоятельное выполнение.
    Маховое сальто рис. 232). Для выполнения этого прыжка требуется значительная гибкость, поэтому выполняют его главным образом женщины. Основные компоненты техники резкий мах ногой до отказа назад, создающий вращение, мощный толчок другой ногой, обеспечивающий необходимую высоту и быстрое движение руками назад-вверх, увеличивающее эту высоту. Все эти движения должны закончиться одновременно к моменту прохождения вертикали площади опоры. Поэтому темповой подскок следует делать высоко, выставляя толчковую ногу на пятку на большой шаг вперед. К моменту завершения толчка ноги почтив полном шпагате, туловище наклонено к толчковой ноге почти до касания грудью колена. В полете и при приземлении голова отклонена назад и прогиб еще увеличивается. Занимающийся должен стремиться поставить маховую ногу как можно ближе к месту отталкивания. В момент приземления толчковую ногу не приставлять к маховой, а удерживать в положении вперед, делая в дальнейшем широкий шаг вперед.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) освоить правильный мах руками. Вначале движение руками выполнять в замедленном темпе, акцентируя мах назад-вверх. Затем эти движения руками делать в прыжке вверх после темпового подскока;
    б) повторить переворот колесом вперед, обращая внимание на увеличение прогиба после маха маховой ногой;
    в) колесо вперед прыжком с таким же движением руками, как при маховом сальто, с возможно более поздней постановкой рук;
    г) маховое сальто с трамплина на поясе. Обращать особое внимание занимающихся на увеличение прогиба в полете и на движения руками;
    д) сальто на дорожке с 2—3 шагов на поясе или с помощью. Одной рукой поддерживать под поясницу, а другой под плечо в момент окончания маха руками. Постепенно помощь уменьшать.
    Чтобы соединить маховое сальто с другими прыжками, надо научиться выполнять его в пробежку и на достаточной высоте.
    Заднее сальто. При исполнении сальто с места делается предварительный мах руками назад с одновременным приседанием, затем резкий мах руками вверх с последующим торможением и толчок ногами от пола до полного выпрямления ног. Если сальто выполняется после рондата или переворота назад, то после толчка от пола на предыдущем прыжке руки сразу быстро поднимаются вверх. К моменту прохождения вертикали площади опоры надо закончить взмах руками и торможение, а также толчок ногами от пола до полного их выпрямления. Далее начинается фаза полета. Гимнаст сгибает ноги в группировку и направляет руки сверху (сгибая в локтевых суставах) круговым движением назад, вниз, вперед. К этому моменту ноги должны быть согнуты в группировку захватывая руками за голени, гимнаст уплотняет группировку. В момент захвата группировки он резко отклоняет голову назад. В это время гимнаст находится спиной к полу. Сделав з сальто и находясь лицом к полу, спортсмен начинает разгруппировываться, направляя ноги к полу и поднимая руки вверх. Чем больше скорость вращательного и поступательного движения, тем дальше от вертикали о. ц. т. гимнаст должен поставить ноги.
    396
    Основные ошибки неполное выпрямление ног при толчке, вялый взмах руками, сильный наклон плеч назад, вялая группировка, подача таза назад (при выполнении в соединениях. Последовательность разучивания а) прыжок вверх с правильным взмахом руками;
    б) серии прыжков вверх со взмахом руками
    (10—12 прыжков в темпе);
    в) из стойки руки вверху, отводя локти максимально назад (круговым движением, захватить одну ногу в группировку. При этом резко отклонить голову назад. Также быстро разгруппироваться руки вверх);
    г) прыжок вверх с захватом группировки партнер поддерживает гимнаста сзади под лопатки (рис. д) заднее сальто в целом на поясе (партнер, сидящий на полу, подбрасывает гимнаста под ступни);
    е) заднее сальто с трамплина (на поясе);
    ж) заднее сальто с места на поясе. Чередовать выполнение сальто с прыжками вверх со взмахом руками (2—3 прыжка и одно сальто);
    з) заднее сальто с помощью (двумя руками тоже, но помогать одной рукой тоже со страховкой и, наконец, без страховки;
    и) курбет — заднее сальто на поясе и со страховкой;
    к) с разбега рондат с высоким прыжком вверх (темп для заднего сальто. Партнер поддерживает гимнаста под спину;
    л) рондат — заднее сальто на поясе (с 2—3 шагов тоже со страховкой;
    м) с места переворот назад — заднее сальто (со страховкой);
    н) рондат — переворот назад — прыжок вверх (партнер поддерживает под спину);
    о) рондат — переворот назад — заднее сальто (со страховкой и самостоятельно).
    Темповое сальто рис. 234) выполняется на небольшой высоте с быстрым вращением и значительным продвижением назад, а поэтому его называют иногда переворотом назад без опоры руками. Впервой половине полета тело гимнаста максимально прогнуто, а во второй — согнуто в тазобедренных суставах. Толчок ногами следует после того, как тело пройдет вертикаль площади опоры. Для этого в конце предыдущего прыжка гимнасту нужно больше согнуться и поставить ноги ближе к месту отталкивания на предыдущем прыжке. Мах руками, направленный назад'за голову, должен способствовать переворачиванию, наращиванию поступательного движения назад и некоторому взлету вверх. В отличие от маха руками при перевороте назад, в темповом сальто мах руками должен заканчиваться торможением относительно туловища. Сгибание в тазобедренных суставах начинается только после прохождения вертикального положения (головой вниз. Перед приземлением надо) руки разводятся в стороны, 2) сгибаются к груди или 3) дугами вперед движутся вниз. В первом случае сальто выглядит наиболее эффектно, однако это самый трудный способ, так как тело имеет наибольший момент инерции. Второй способ менее зрелищный, но самый перспективный, поскольку этим способом выполняются все пируэты. Наконец, третий способ (им чаще всего пользуются гимнасты)—самый легкий, но наименее зрелищный и наименее перспективный.
    В полете необходимо максимально прогнуться в грудной части при умеренном прогибе в пояснице) и отклонить голову назад.
    согнуться так, чтобы прийти в конечное положение, выгодное для начала последующего прыжка.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания ас трамплина сальто назад прогнувшись (на поясе. Если гимнаст не умеет выполнять сальто прогнувшись, то у него получится высокое темповое сальто;
    б) тоже, но потребовать более резкого движения руками назад и сгибания в тазобедренных суставах;
    в) тоже, но после темпового сальто выполнить переворот назад;
    г) с места темповое сальто на дорожке (на поясе);
    д) переворот назад — темповое сальто;
    е) переворот назад — темповое сальто — переворот назад;
    ж) тоже после рондата на поясе и со страховкой.
    Заднее сальто прогнувшись (рис. 235). Прежде чем изучать это сальто, необходимо хорошо освоить сальто в группировке с высоким вылетом и энергичным махом руками вверх. При выполнении сальто прогнувшись нужно сообщить телу при толчке значительно больше вращения, так как в группировочном положении момент инерции меньше. Для этого необходимо сильно оттолкнуться руками на предыдущем прыжке и сразу же сделать энергичный мах вверх или вверх-назад, в зависимости от скорости вращательного и поступательного движения. К моменту окончания толчка ногами тело должно быть полностью выпрямлено и находиться у вертикали площади опоры. С этого момента начинается безопорная фаза.
    Существует три варианта движения руками в безопорной фазе Совершенствуя этот прыжок, следует добиваться возможно большей высоты и возможно меньшего прогибания. Последовательность разучивания а) со стойки на руках перекат в упор лежа на бедрах;
    б) полупереворот назад с перекатом в упор лежа на бедрах тоже на возвышение из гимнастических матов (перечисленные упражнения помогают усвоить вторую половину сальто прогнувшись);
    в) с трамплина высокое сальто в группировке с энергичным взмахом руками вверх;
    г) с трамплина заднее сальто прогнувшись (на поясе. Основное внимание обращать на правильный взмах руками и на то, чтобы гимнасты не сгибались в тазобедренных суставах, а сохраняли прогнутое положение тела, особенно в грудной части. После взмаха руки следует согнуть к груди;
    д) рондат — высокое заднее сальто в группировке с энергичным взмахом руками вверх;
    е) рондат — заднее сальто прогнувшись (на поясе тоже со страховкой и без нее.
    Сальто прогнувшись с поворотом кругом (полпируэта). Первая половина данного прыжка выполняется также, как сальто прогнувшись, нос большим вращением, поскольку во второй половине тело выпрямляется (рис. 236). Достигнув высшей точки траектории, гимнаст выпрямляется и одновременно делает поворот — вначале плечами, а затем тазом (таз должен описывать небольшую окружность относительно оси голова — ноги. Выполнив полный поворот
    гимнаст вновь прогибается, стараясь поставить ноги как можно дальше назад. Сгибание после поворота — грубая ошибка. Последовательность разучивания а) переворот назад с поворотом на 180° или курбет с поворотом нас возвышения (обращать внимание занимающихся на движения плечами и руками);
    б) повторить сальто прогнувшись с трамплина;
    в) с трамплина полпируэта (на поясе или со страховкой ру ками);
    г) повторить сальто прогнувшись на дорожке;
    д) в том же соединении полпируэта (на поясе или со страховкой руками).
    Сальто с поворотом на 360° (пируэт, рис. 237). Существует два способа выполнения пируэта. Водном из них вращение относительно продольной оси создается еще в опорном положении, в другом в безопорной фазе. Первый способ предпочтительней, так как позволяет в дальнейшем перейти к освоению таких прыжков, как полтора и два пируэта.
    После энергичного толчка руками на предыдущем прыжке (переворот назад, рондат) следует широкий энергичный мах руками вверх и несколько назад с последующим резким торможением. В конце отталкивания уже в выпрямленном положении гимнаст начинает поворот головой и плечами (как бы скручивается. Далее в безопорной фазе, выпрямляясь, он притягивает руки к плечу, одноименному повороту, и вслед за поворотом плечами делает поворот тазом. Руки постепенно опускаются на живот (к моменту выполнения половины поворота, и гимнаст продолжает вращение в выпрямленном положении. В данном случае поворот выполняется толчком от опоры. В процессе совершенствования прыжка гимнасты интуитивно видоизменяют технику и придают своему телу меньшее вращение в опорном положении, а остальное вращение создают в безопорной фазе за счет избыточного вращения относительно поперечной оси. Для этого гимнаст не находится все время в выпрямленном положении, а делает небольшие последовательные изгибы вокруг продольной оси.
    При втором способе пируэт выполняется за счет последовательных круговых движений руками. В опорном положении гимнаст делает все движения также, как ив предыдущем способе, но плечи не поворачивает. В безопорной фазе из положения руки вверху он выполняет быстрое круговое движение одной рукой и поворачивает тело навстречу к ней. Когда рука окажется внизу, начинается круговое движение второй рукой, а первая продолжает круг. Таким образом, обе руки делают полный круги оказываются вверху. Это движение руками приводит к полному повороту на Последовательность разучивания а) имитация движений руками как при пируэте;
    б) тоже с одновременным поворотом относительно продольной оси (стоя на одной ноге);
    в) тоже с прыжком вверх;
    г) с места пируэт на руках преподавателя;
    д) с трамплина повторить сальто прогнувшись;
    е) с трамплина пируэт на поясе (предварительно закрутить веревки в противоположном направлении на 360°). Вовремя выполнения страхующие помогают вращению, растягивая веревки пояса;
    ж) после рондата или рондата и переворота назад сальто прогнувшись с прямым положением тела;
    з) в том же соединении пируэт (на поясе, со страховкой и само стоятельно):
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


    написать администратору сайта