Главная страница
Навигация по странице:

  • УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ Характеристика упражнений

  • Основные упражнения

  • Характеристика упражнений

  • Классификация упражнений

  • Особенности методики обучения и тренировки

  • Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977


    Скачать 4.76 Mb.
    НазваниеУчебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977
    АнкорГимнастика
    Дата16.12.2019
    Размер4.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[M.L._Ukrana,A.M._SHlemina.]_Gimnastika(BookFi).pdf
    ТипУчебник
    #100623
    страница28 из 32
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
    Глава XXIII УПРАЖНЕНИЯ ЖЕНСКИХ ВИДОВ МНОГОБОРЬЯ
    УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ Характеристика упражнений
    Упражнения на брусьях разной высоты очень разнообразны. Конструкция снаряда позволяет выполнять различные упоры, висы, перемещения и т. п. Большое разнообразие элементов обусловливается также чередованием всевозможных вариантов опорных и безопорных положений и их сочетаний.
    Частая смена положений в упоре и висе, связанная с перелетами и изменениями направлений движения, требует от гимнасток тонкой координации, умения управлять своими движениями в пространстве и во времени.
    Характерная особенность упражнений на брусьях разной высоты заключается в том, что они выполняются на одних руках (за
    358
    редким исключением на согнутых ногах в младших разрядах. В связи с этим гимнасткам необходима значительная сила мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса.
    На брусьях разной высоты часты переключения с одного вида хватана другой. Так, при висах и оборотах жердь удерживают всеми пятью пальцами сверху или снизу (в зависимости от направления движения, при перемахах ногами, в стойке на руках жердь захватывают также, как и перекладину.
    Упражнения на брусьях разной высоты по форме движений и общности технической основы подразделяются наста т и чески е седы и их перемены, равновесия, стойки на руках, упоры, висы) иди нами чески е (подъемы, перевороты, обороты, перемахи ногами, повороты, размахивания, перелеты, соскоки). По своей структуре они сходны с упражнениями на перекладине, хотя и имеют свою специфику.
    Современные комбинации на данном снаряде состоят из динамичных маховых элементов и соединений, выполняемых с максимальной амплитудой.
    Основные упражнения
    Упражнения в висах
    1. Размахивание изгибами. В висе на верхней жерди (вдаль- нейшем в. ж) провиснуть в грудиноключичных и плечевых суставах без напряжения, хват на ширине плеч. Поднять ноги вперед, плечи слегка отвести назад. Махом назад разогнуться в тазобедренных суставах и подать плечи вперед, не сгибая рук. Чтобы научиться выполнять размахивание изгибами, нужно обладать подвижностью в плечевых суставах, тазобедренных и позвоночном столбе, владеть достаточной быстротой движений.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания :
    а),в висе стоя на возвышении (матах, подкидном мостике) хватом зав. ж. отвести прямые руки назад, подавая плечи вперед одну-две попытки сделать медленно, последующие — быстро;
    б) свободное размахивание на в. ж. с помощью тренера, который нажимает одной рукой на бедра, другой на спину;
    в) следить, чтобы при махе ногами вперед гимнастка слегка отводила плечи назад, а при махе назад подавала их вперед;
    г) размахивание научить занимающихся оценивать амплитуду маха впереди назад с помощью ориентира, которого надо касаться ногами спереди и сзади. Выучив размахивание изгибами, соединять его с перемахами согнутыми и прямыми ногами в вис лежа на нижней жерди (в дальнейшем н. ж) и снова в вис.
    Перемахи ногами. Перемах, сгибая ноги в вис лежа на н. ж. из виса на в. ж.
    Размахиванием изгибами (2—3 маха) согнуть ноги вперед в тазобедренных и коленных суставах и, слегка отводя плечи назад, сделать перемах через жердь. С окончанием перемаха разогнуть ноги и принять вис лежа на н. ж. Перемах ноги врозь в вис лежа на н. ж. Выполняется после размахивания изгибами в висе на в. ж. Махом вперед широко развести ноги врозь и сделать перемах ногами через жердь в вис лежа на н. ж. Следить, чтобы занимающиеся с началом перемаха не сгибали руки отводили плечи назад-кверху. Оказывая помощь, поддерживать за поясницу.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) размахивание изгибами в висе на в. ж, махом вперед упор ноги врозь он. ж, толчком ног перейти в вис лежа;
    б) размахивание изгибами с перемахом ноги врозь в вис лежа с помощью (поддерживать за поясницу тоже самостоятельно.
    Висы лежа, седы, повороты и соскоки из висов лежа
    и седое
    1.
    Из виса лежа на н. ж. поворот направо в сед на бедре. В висе лежа перехватить правую руку скрестно над левой обратным хватом, а затем, как бы подтягиваясь на руках, повернуться направо и сесть на правое бедро. Заканчивая сед, согнуть правую ногу в колене, левую отвести назад и прогнуться, держась правой рукой зав. ж, левую руку в сторону. Это один из основных переходов из виса лежа в сед на бедре. Выполнить тоже с поворотом налево. Круговой соскок углом с поворотом кругом из седана бедре. В седе на правом бедре поднять ноги под углом 45—50°, плечи слегка наклонить назад. Поворачиваясь направо кругом (вращаясь на бедрах, взяться левой рукой за жердь, опираясь на нее, перенести ноги вправо через жердь, оттолкнуться руками и выполнить соскок углрм, став левым боком к брусьям. Последовательность разучивания а) из седа внутри на н. ж. хватом правой зав. ж, левой за н. ж. перемахом ногами с поворотом на 90° соскок углом. Вовремя поворота поддерживать за поясницу;
    б) из седана бедре на н. ж. хват правой рукой зав. ж, левую в сторону соскок углом с поворотом нас помощью и самостоятельно. Вариант данного соскока: в момент поворота кругом, когда ноги пройдут над жердью, оттолкнуться руками и, слегка наклоняясь назад, быстро повернуться кругом плечом назад приземлиться левым боком к брусьям.
    Опускания и соскоки из упоров продольно 1. Опускание вперед в вис лежа на н. ж. из упора на в. ж. В упоре приподняться на руках так, чтобы низ живота оказался на жерди. Сгибаясь в тазобедренных суставах, наклонить голову на грудь и начать опускание вперед, слегка разгибаясь в тазобедренных суставах. Вначале опускания руки согнуты, ноги скользят по жерди. Когда колени окажутся у жерди, выпрямить руки и, разгибаясь в тазобедренных суставах, принять вис лежа на н. ж. Последовательность разучивания а) из виса согнувшись на низких кольцах опускание вперед в вис на согнутых руках (можно на брусьях хватом за концы);
    б) из упора на н. ж. опускание вперед в вис стоя ив вис лежа на полу с помощью. Поддерживать гимнастку одной рукой за спину, другой под бедро, следя затем, чтобы ее ноги скользили по жерди. Тоже, но из упора на в. ж. с помощью и самостоятельно. Из упора на в. ж. перехват левой снизу зав. ж, правой за н. ж. и соскок прогнувшись вправо. Из упора на в. ж. перехватить левую руку хватом снизу и, наклонившись вперед, взяться правой за н. ж. Махом назад выйти в стойку на руках поперек не задерживаясь в стойке, оттолкнуться руками и, сохраняя прогиб, выполнить соскок. В полете перехватить левую руку за н. ж, правую отвести в сторону и, сохраняя прогнутое положение тела, приземлиться на слегка согнутые ноги.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания) из упора на низких брусьях махом назад соскок прогнувшись;
    б) с разбега толчком о подкидной мостик прыжок боком с поворотом и прыжок прогнувшись через коня с ручками;
    в) соскок прогнувшись св. ж. с помощью. Для страховки стать внутри или снаружи брусьев и поддерживать гимнастку одной рукой за плечо, другой под живот. Из упора сзади хватом снизу (пошире) на в. ж. опусканием назад соскок выкрутом. В упоре сзади на в. ж. наклоном назад вывести плечи из равновесия и, прижимаясь бедрами к жерди, начать переворот назад, голову держать прямо. Опуская плечи назад до виса прогнувшись, активным движением головы и плеч назад ускорить движение.ног вперед. Когда плечи пересекут вертикальное положение внизу, сделать выкрут, сохраняя прогиб в пояснице, отпустить руки и приземлиться на слегка согнутые ноги.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из виса прогнувшись на низких кольцах опускание назад прогнувшись в соскок с помощью поддерживать одной рукой под живот, другой за бедра;
    б) из упора сзади хватом снизу на н. ж. провести гимнастку по движению, поддерживая за ноги и под живот;
    в) из упора сзади на в. ж. хватом снизу опускание назад с помощью в соскок. Тоже, но самостоятельно.
    Подъемы, обороты, махи и соскоки дугой. Подъем переворотом в упорна в. ж. из виса присев на правой на н. ж. (рис. 195). Разгибая ноги и притягиваясь прямыми руками кв. ж, подать плечи назад-кверху и, оттолкнувшись ногами от жерди, выйти в упорна в. ж. Обучая подъему, следить затем, чтобы занимающиеся не сгибали руки не спешили посылать плечи вперед до выхода в упор.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из виса присев на н. ж, разгибая ноги и не сгибая рук, послать плечи назад-вверх, приблизить живот кв. ж. и снова, вернуться в и. п.;
    б) из виса присев подъем в упорна в. ж. с помощью подталкивать гимнастку под спину и таз. Тоже, но самостоятельно. Оборот вперед из упора ноги врозь на н. ж. На прямых руках приподняться над опорой, поднять ноги вперед-кверху (чтобы жердь находилась у бедра задней ноги) и сделать широкий шаг вперед. Падая вперед не сгибая рук, сохранить принятое положение ног. Во второй половине оборота приблизить таз к жерди, подавая туловище вперед, повернуть кисти и выйти в упор с широко разведенными ногами и небольшим прогибом в пояснице. Данный оборот можно выполнять с перехватом руками зав. ж. в вис лежа ноги врозь и с поворотом кругом.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания :а) из упора ноги врозь на правой хватом снизу подняться на прямых руках одной рукой поддерживать гимнастку за голень, другой — снизу под правое бедро и отвести его вперед;
    б) из упора ноги врозь на правой хватом снизу оборот вперед проводка) на н. ж. с помощью;
    в) оборот вперед со страховкой. Тоже, но самостоятельно. Подъем правой с разбега (рис. 196). На крайней точке маха вперед толчком одной поднять ноги в вис согнувшись и сделать пе- ремах правой. Двигаясь назад, разогнуться в тазобедренных суставах, быстрым движением направить ногу вверх-вперед и выйти в упор ноги врозь.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) в висе согнувшись ноги врозь размахивание с помощью, следя затем, чтобы таз не опускался. Обращать внимание на амплитуду движения, которая должна быть наибольшей для этого гимнастке следует касаться ориентира тазом на махе впереди плечом на махе назад;
    б) тоже, нона махе назад, разгибая туловище назад-кверху,
    направлять ноги по жерди вперед-вверх, а на махе вперед сгибаться. Помогая, поддерживать под плечо и таз;
    в) в упоре ноги врозь спад назад и подъем правой с помощью. Поддерживать одной рукой под спину, другой за ногу. Для более точного определения момента разгибания делать упражнение подсчет. Например, насчет рази два гимнастка должна быстро разогнуться и выйти в упор;
    г) выполнить подъем, самостоятельно определяя время для спада и подъема (считать рази два»);
    д) из упора стоя прыжком, опираясь правой (левой) стопой о жердь, подъем в упор ноги врозь. При первых двух-трех попытках поддержать гимнастку под спину и левую ногу;
    е) подъем правой с разбега с помощью и самостоятельно. Подъем разгибом (рис. 197). Выполняется с разбега или виса углом на н. ж, а также из виса лежа на н. ж. в упорна в. ж. Из виса стоя на одной ноге хватом за н. ж. с разбега в крайней точке маха вперед оттолкнуться ногами, согнуться в тазобедренных суставах и поднести носки ног к жерди. Двигаясь назад в этом положении, быстро разогнуться в тазобедренных суставах, направляя ноги скользящим движением (от голени до таза) вверх-вперед, а плечи назад-вверх, и выйти в упор, не сгибая рук. Прежде чем изучать подъем разгибом, следует с помощью специальных упражнений укрепить мышцы плечевого пояса, руки живота.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из виса на в. ж, опираясь прямыми ногами он. ж, подъем в упорна в. ж. с прямыми руками (проделать 3—4 раза);
    б) из упора ноги врозь на правой спад назад и подъем правой;
    в) из упора ноги врозь спад назад, сгибая ногу, перемах и подъем разгибом. Оказывая помощь, одной рукой поддерживать гимнастку под спину, другой (вовремя спада) под голени;
    '
    г) из виса стоя на н. ж. (перекладине) толчком двумя вис стоя прогнувшись так, чтобы мышцы живота были растянуты, руки прямые. Тотчас же, отталкиваясь ногами, быстро прийти в вис согнувшись (поднося носки к жерди) и выполнить подъем разгибом с помощью. Поддерживать гимнастку одной рукой под спину, другой 362
    за ноги. Если при выполнении упражнения занимающаяся будет сгибать руку, то ей следует повторить упражнение ад) подъем разгибом с разбега с помощью, а затем самостоятельно. Подъем двумя в упор сзади после спада назад из упора сзади рис. 198). В упоре сзади слегка прогнуться и, не сгибая рук, сделать спад назад, максимально сгибаясь в тазобедренных суставах,
    Пройдя горизонтальное положение внизу, спортсменка разгибается в тазобедренных суставах и, продолжая вращение назад, приходит в упор.
    При изучении оборота назад важно научить занимающихся не сгибать руки и своевременно разгибаться в тазобедренных суставах.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания так, чтобы в висе согнувшись пятки оказались на одной линии с жердью. При движении согнутого тела назад, отводя плечи назад- т вверх, разогнуться, направляя ноги вверх-вперед. В упоре полностью разогнуться в тазобедренных суставах, поднять голову и опустить ноги вперед-книзу, сжав крепче жерди кистями. Вначале обучения надо научить занимающихся определять амплитуду маха в висе согнувшись.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) на низких или средних брусьях хватом за концы размахивание в висе согнувшись с помощью преподавателя, который подталкивает одной рукой под плечо, другой под поясницу. Походу маха вперед гимнастка должна слегка разгибаться в тазобедренных суставах, а на махе назад сгибаться, как бы накрывая лицо ногами. Предложить ученице проделать это упражнение самостоятельно, добиваясь максимальной амплитуды маха (касаться ориентира тазом на махе вперед. Тоже, нона н. ж.;
    б) из упора ноги врозь спад назад и подъем правой;
    в) из упора ноги врозь спад назад, перемах сгибая ногу в вис согнувшись и подъем двумя в упор сзади гимнастку поддерживать одной рукой под спину, другой под таз;
    г) из упора сзади спад назад и подъем двумя в упор сзади спад должен быть таким, чтобы при движении таза вперед голеностопные суставы оказались под жердью, а таз на одном уровне с ней. Оборот назад в упоре на н. ж. Чаще всего исполняется после отмаха назад из упора. При движении тела вниз, не сгибая рук, гимнастка ограничивает подвижность в плечевых суставах и, теряя равновесие, делает спад плечами назад. По мере вращения тела назад она ускоряет движение ногами, касаясь бедрами жерди.
    364
    а) из виса стоя хватом за н. ж. толчком одной и махом другой подъем переворотом в упор в быстром темпе например, первую половину сделать на два счета, вторую — на один;
    б) из упора на н. ж. мах назад до касания ногами в. ж руки держать прямыми, плечи над опорой;
    в) оборот назад ноги врозь с проводкой по движению и самостоятельно г) оборот назад в упоре на н. ж. с помощью и самостоятельно.
    При обучении обращать внимание занимающихся на энергичный мах ногами вперед под жердь после касания с окончанием оборота своевременно прогибаться в пояснице и закреплять мышцы спины. Соскок дугой из упора рис. 199). В упоре вывести плечи из равновесия назад послать ноги вперед под жердь и, сгибаясь в тазобедренных суставах, продолжать отведение плеч. В конце спада назад, разгибаясь в тазобедренных суставах, послать ноги вперед- вверх так, чтобы вытолкнуть тело вслед за ногами (плечи полностью увести от жерди) и прогнуться в пояснице. В конце прогибания оттолкнуться руками от жерди ив прогнутом положении перейти в свободный полет. Разгибаться в тазобедренных суставах надо быстро, энергично. Отпускать жердь в момент полного разгибания во всех суставах. Соскок дугой можно выполнять с поворотом на 180—270° и более.
    Исходным положением для соскока дугой может служить не только упорно и упор стоя ноги врозь, упор стоя согнувшись и др.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из упора на н. ж. (перекладине) соскок дугой с помощью, обращая внимание занимающихся на удержание бедер у жерди
    при спаде назад, а также на активное разгибание тела во всех суставах;
    б) тоже, но соскок через веревочку, натянутую на высоте 100,
    120 см перед жердью;
    в) соскок с н. ж. самостоятельно;
    г) соскок дугой св. ж. с помощью и самостоятельно. Мах дугой с поворотом кругом в вис из упора на в. ж. Мах дугой, как правило, изучается параллельно с подъемом разгибом одной ногой и двумя в упор сзади. Из упора, падая назад, удержать бедра у жерди, слегка согнуться в тазобедренных суставах и скользящим движением ногами вверх-вперед ив сторону поворота начать разгибание тела. Поворот начинать носками ног (как бы ввинчиваясь) одновременно с разгибанием тела в тазобедренных суставах вокруг прямой опорной руки и заканчивать в момент приближения ног к горизонтальному положению. При этом руки и туловище должны быть на одной линии. В данный момент надо взяться свободной рукой за жердь.и перейти в вис разным хватом. Мах дугой с поворотом кругом можно также выполнять из упора ноги врозь и из упора ноги врозь вне.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) оборот назад из упора на н. жили перекладине;
    б) соскок дугой через веревочку, натянутую впереди жерди примерно в 100, ПО см от нее, с помощью;
    в) из упора стоя на н. ж. толчком ногами упор стоя ноги врозь на в. ж. и мах дугой с поворотом кругом. Вовремя спада назад поддерживать гимнастку за поясницу и помочь выполнить поворот кругом тоже самостоятельно;
    г) из упора на в. ж. мах дугой с поворотом кругом с помощью и самостоятельно. Для увеличения амплитуды маха использовать ориентир. Из виса на в. ж. оборотом назад упорна н. ж. рис. 200). Это связующий элемент с махом дугой, поэтому его надо изучать параллельно. После маха дугой, перемещаясь сверху вниз, надо сохранить прогиба пройдя вертикаль внизу, еще больше прогнуться. В этом положении таз как бы обгоняет ноги, способствуя более энергичному сгибанию тела в тазобедренных суставах и смягчению удара животом о жердь. Коснувшись жерди нижней частью живота, энергичным хлестообразным махом ногами вперед под жердь согнуться в тазобедренных суставах (зажимая бедрами и туловищем жердь, отпустить руками жердь и начать оборот назад. Пройдя - горизонтальное положение внизу, затормозить движение ног книзу, энергично разогнувшись в тазобедренных суставах, взяться руками за жердь и выйти в упор.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из упора стоя хватом за н. ж. толчком одной и махом другой подъем переворотом в упор в быстром темпе;
    б) лежа на животе (в согнутом положении) на н. ж, руки и ноги опустить вниз, быстрыми сильным махом руками и плечами назад- кверху разогнуться в тазобедренных суставах и выйти в упор. В момент разгибания поддерживать гимнастку за ноги;
    в) оборот назад касаясь из упора;
    г) из виса на в. ж. махом вперед коснуться животом жерди и сделать оборот назад в упор с помощью (поддерживать под спину и ноги) д) из упора на в. ж. мах дугой с поворотом кругом и оборотом назад упорна н. ж. с помощью, а затем самостоятельно. Оборот вперед хватом снизу из упора сзади на н. ж. В упоре сзади хватом снизу согнуться в тазобедренных суставах, поднять таз назад-вверх (руки прямые, голову слегка наклонить вперед. Из этого положения начать оборот вперед. Впервой половине оборота предельно согнуться и увести таз дальше вперед от жерди. Когда таз окажется под жердью, разогнуться в тазобедренных суставах и направить движение ногами вверх-вперед, а плечами назад. Затем притормозить движение ноги, активно поднимая туловище назад- вверх, выйти в упор сзади, посылая ноги книзу. При этом закрепить хват и слегка прогнуться в пояснице.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из упора сзади спад назад и подъем двумя с помощью;
    б) из упора сзади на н. жили на перекладине) хватом снизу с помощью преподавателя, удерживающего за голени, приподнять таз назад-вверх, плотно сложиться и оттянуться вперед от жердина прямых руках, затем снова вернуться в упор сзади. Проделать
    2—3 раза подряд;
    в) из упора сзади хватом снизу оборот вперед с поддержкой одной рукой за лучезапястный сустав, другой под бедро);
    г) тоже, но самостоятельно.
    УПРАЖНЕНИЯ НА БРЕВНЕ
    Характеристика упражнений
    Упражнения на бревне очень разнообразны. Это равновесия, прыжки, кувырки, повороты и другие элементы, обычно используемые гимнастами в вольных упражнениях. Выполнять их на бревне труднее, чем на полу, поскольку необходимо сохранять равновесие на узкой и относительно высоко расположенной поверхности снаряда. Возможность падения и ушибов вызывает у занимающихся чувство неуверенности, приводящей к скованности, к излишней осторожности в движениях.
    В процессе выполнения упражнений на бревне у занимающихся - улучшается деятельность двигательного аппарата, формируются более совершенные навыки сохранения равновесия, воспитывается ловкость и смелость, улучшается пространственная ориентировка. Разнообразные упражнения оказывают положительное влияние на гармоническое развитие мышц туловища и ног, способствуют формированию правильной осанки.
    Широкий диапазон упражнений, от самых простых и легких до сложных и рискованных, богатство методических приемов обучения делают занятия на данном снаряде доступными и полезными для занимающихся любого возраста и уровня подготовленности.
    Классификация упражнений
    В основу классификации упражнений на бревне положена специфика действий, направленных на сохранение равновесия тела при выполнении разнообразных элементов на повышенной и ограниченной площади опоры. Классификация позволяет лучше представить все многообразие форм и характера движений, определить главные требования, предъявляемые к технике их исполнения, и построить последовательную систему обучения и тренировки.
    Все упражнения подразделяются на две группы упражнения на месте и с переменой места опоры. Каждая из них состоит из двух подгрупп, отличающихся наличием или отсутствием вращения тела вокруг вертикальной и горизонтальной осей.
    Подгруппы содержат, в свою очередь, разновидности, учитывающие перемещение о. ц. т. по вертикали, и, наконец, упражнения, сходные по характеру опоры и структуре, объединяются в отдельные группы элементов (см. классификационную таблицу).
    В первую из подгрупп упражнений, выполняемых на месте, входят равновесия классического типа, несвязанные с решением других двигательных задач. Это упоры, равновесия, стойки, мосты,
    шпагаты.
    Разновидность данной подгруппы составляют упражнения, усложненные движением звеньев тела, а также стойки на руках (силой и махом) и перемахи.
    Вторая подгруппа упражнений на месте представлена поворотами, относящимися к наиболее трудным элементам. При их выполнении площадь опоры имеет наименьшую, сравнительно с другими элементами, величину, причем опора носит скользящий характер. Степень трудности поворотов определяется величиной площади опоры, углом поворота и необычностью позы. Повороты с дополнительным движением частями тела, приводящим к перемещению о. ц. т. по вертикали, составляют отдельную разновидность, пока еще мало используемую гимнастками.
    К упражнениям с переменой места опоры без вращения вокруг горизонтальной оси относятся многочисленные способы передвижений (в том числе с поворотами, а также связующие элементы, служащие для смены положений тела на бревне вставанием, опусканием, перемахом и т. д. В первую разновидность подгруппы входят упражнения без фазы полета, во вторую — имеющие ее бег, прыжки и др.
    Кувырки, повороты, сальто и другие акробатические элементы образуют разновидности упражнений с переменой места опоры, с вращением вокруг горизонтальной оси. Также как ив первой подгруппе, разновидности отличаются одна от другой наличием или отсутствием фазы полета. Как правило, акробатические элементы с фазой полета — наиболее трудные и рискованные упражнения.
    Вскоки и соскоки принадлежат к различным классификационным группам элементов. Например, вскок в упор присев на правой, левую в сторону или вскок в шпагат продольно относятся к упражнениям, выполняемым на месте без вращения и перемещения о. ц. т. по вертикали вскок в присед кувырком вперед (из стойки поперек) — к упражнениям с переменой места опоры и вращением без фазы полета и т. д.
    Нередко различные элементы на бревне, в том числе и вскоки, могут иметь признаки, характерные одновременно для разных классификационных групп. Например, перекидной прыжок в равновесие содержит прыжок, повороти равновесие, а переворот назад (фляк) в перекат включает детали техники акробатических элементов и упражнений на месте без вращения с перемещением о. ц. т. по вертикали.
    Основы техники упражнений
    Техника упражнений на бревне обусловлена конструктивными особенностями снаряда. В связи с узкой опорной поверхностью (10 см) степень устойчивости тела на бревне в среднем в 3—4 раза меньше, чем на полу, а возможность отклонений в сторону от направления движения исключена. Не разрешается прибегать и к балансирующим движениям частями тела для сохранения и восстановления равновесия. Поэтому при определении техники упражнений на бревне надо исходить из биомеханических закономерностей сохранения равновесия тела, избирая такие способы исполнения упражнений, при которых надежность сохранения равновесия была бы достаточно высокой.
    Из курса анатомии известно, что силы тяжести отдельных частей тела образуют моменты вращения — опрокидывающие моменты относительно осей нижележащих суставов, которые уравновешиваются напряжением соответствующих групп мышц. Без активной мышечной деятельности равновесие как отдельных звеньев, таки всего тела сохранять невозможно.
    Увеличение наклона головы или туловища (при плохой осанке) приводит к удалению линии тяжести (вертикали, проходящей через центр тяжести) от оси вращения и к увеличению опрокидывающих моментов, а следовательно, к дополнительному напряжению
    370
    мышц, противодействующих изменению принятой позы. Это затрудняет сохранение равновесия и может явиться причиной его нарушения. Поэтому вопрос о том, как должны располагаться звенья тела по отношению друг к другу в той или иной позе, — один из важнейших при определении рациональной техники упражнений на бревне.
    Наиболее целесообразное сточки зрения экономичности позы и большей устойчивости тела взаиморасположение его звеньев в тот или иной момент движения называется рациональной осанкой Устойчивость тела зависит и оттого, в каком направлении при исполнении различных элементов на бревне совершаются движения конечностями. При выполнении несимметричных движений руками или ногой в сторону от вертикальной плоскости смещается линия тяжести к краю опоры и ухудшаются условия сохранения равновесия. Поэтому все звенья тела должны двигаться точно по траекториям, обеспечивающим наиболее выгодное положение о. ц. т. над бревном.
    Таким образом, упражнения на бревне необходимо выполнять очень точно, сохраняя при этом рациональную осанку.
    Требования к рациональной технике согласуются с общепринятыми представлениями о гимнастическом стиле исполнения упражнений, не допускающем дополнительных движений для сохранения равновесия тела. Из общих основ техники упражнений на бревне вытекает ряд частных требований к технике исполнения элементов различных классификационных групп.
    В основе выполнения упражнений на месте без вращения вокруг вертикальной оси лежит сохранение статически наиболее устойчивого выпрямленного и закрепленного положения тела (рациональная осанка, которое достигается напряжением мышц опорной ноги и туловища. Сохранение равновесия должно обеспечиваться движениями в суставах, ближайших к опоре (голеностопных или лучезапястных. Балансирующее движение туловищем или руками считается ошибкой и приводит к снижению оценки. Выполнение этих движений после прыжков или поворотов усложняет сохранение равновесия, так как увеличивает опрокидывающие моменты (и тем в больших размерах, чем выше скорость движения. Поэтому особое значение для устойчивости в таких элементах имеет своевременность тормозящих усилий. Для этого опора должна носить стопорящий характер и начинаться до того, как линия тяжести тела приблизится к площади опоры (рис. 201). Приземляться надо сноска на всю стопу, слегка сгибая ногу и сдерживая движение туловища вперед. При выполнении движений руками или другими частями тела не следует расслаблять мышцы туловища и нарушать рациональную осанку. Несоблюдение этого правила может неожиданно привести к потере равновесия.
    В основе техники поворотов лежит навык сохранения устойчивого положения, в котором должен выполняться поворот. Сохранение равновесия при поворотах базируется на тех же принципах, что ив упражнениях без вращения, но еще больше зависит от навыка рациональной осанки, позволяющей удерживать при вращении выпрямленное положение тела и головы. Для лучшей устойчивости необходимо сосредоточить взгляд вначале ив конце поворота на точках, играющих роль ориентиров, и концентрировать внимание на мышечных ощущениях, соответствующих положению выпрямленного туловища.
    Мах для создания вращения выполняется руками и свободной ногой при закрепленном положении туловища. При поворотах в различные равновесия подготовку к ним нужно начинать заранее, чтобы конец вращения совпадал с выполнением нужной позы.
    В упражнениях с переменой места опоры без вращения вокруг горизонтальной оси рациональная осанка играет не меньшую роль, чем в упражнениях на месте. Выпрямленное положение тела достигается умеренным напряжением мышц туловища и ног на протяжении выполнения всего упражнения. Следя за бревном, нельзя опускать голову на грудь, так как положение головы в известной степени обусловливает положение всего тела.
    Для обеспечения устойчивости в переднезаднем направлении передвижения, особенно с фазой полета, следует выполнять так, чтобы неопорные части тела отставали в движениях от опорных, то есть линия тяжести тела при постановке ног должна находиться возможно дальше от переднего края площади опоры. Это позволит своевременно затормозить движение вперед. В момент опоры необходимо избегать «проваливания» в тазобедренных суставах. Ставя стопу во всех элементах, носок следует разворачивать наружу так, чтобы мизинец соприкасался с ребром бревна. При этом увеличивается устойчивость во фронтальной плоскости и улучшается чувство бревна».
    Устойчивость в боковых направлениях взаимосвязана с точностью всех движений. Отклонение звеньев тела от вертикальной плоскости бревна, неточные направления отталкивания смещают линию тяжести к краю опоры и снижают устойчивость.
    Сохранение равновесия при исполнении акробатических упражнений также в значительной степени зависит от точности действий. Часто гимнастка не видит исполняемых ею движений ногами (в переворотах в сторону, в перекидках), и траектории их при недостаточной точности значительно искажаются. Это приводит к нарушению устойчивости, равно как и малейшие отклонения от движения по прямой при кувырках.
    Высокая точность движений необходима и для безопасности исполнения наиболее сложных элементов на бревне (например, сальто, переворотов назад, в которых невозможен зрительный контроль за бревном. Для лучшей устойчивости в боковых направлениях важно равномерно распределять усилия на опорные звенья и обе стороны тела. В переворотах в.сторону, перекидках переходы через стойку на руках нужно делать полностью разгибая руки в плечевых суставах и не расслабляя мышц туловища, так как движение по инерции в конце этих элементов при расслаблении мышц, как правило, приводит к нарушению равновесия.
    Выход линии тяжести тела заграницы опоры в направлении • движения возможен лишь после того, как будет создана новая опора то есть подставлены руки, ноги или голова (например, в перевороте, рис.
    202). Ноги ставятся также, как ив упражнениях без вращения, с развернутыми наружу носками.
    Чтобы правильно определить технику исполнения того или иного элемента, нужно прежде всего найти ему место в классификационной таблице, установив последовательно принадлежность его к группе, подгруппе и ее разновидности. Общие закономерности сохранения равновесия, присущие всем элементам данной разновидности, еле- дует дополнить и конкретизировать с учетом специфики двигательной структуры данного элемента. Например, из упора углом ноги врозь вне продольно силой согнувшись стойка на руках. Определяем, что элемент относится к группе упражнений, выполняемых на месте, к подгруппе упражнений без вращения вокруг вертикальной оси и к разновидности упражнений с перемещением о.ц.т. по вертикали. Важнейшим условием сохранения равновесия тела при исполнении элементов данной группы является удержание о.ц.т. над площадью опоры. Значит, стойку на руках нужно делать так, чтобы ноги, поднимаясь вверх, находились в плоскости бревна. Для этого следует поднять сначала таз и лишь потом ноги, разводя их широко в стороны.
    Особенности методики обучения и тренировки
    Выше говорилось, что наиболее характерными признаками рациональной техники упражнений на бревне являются правильное взаиморасположение звеньев тела (рациональная осанка) и высокая точность движений. Овладение ими и должно лежать в основе всей подготовки гимнасток к выполнению упражнений на данном снаряде.
    При формировании осанки следует создать у гимнасток мышечные ощущения правильной позы. Чтобы лучше прочувствовать позу, целесообразно специально нарушать рациональную осанку, а затем восстанавливать, сопоставляя ощущения, получаемые в разных положениях тела. Стой же целью рекомендуется сохранять равновесие в позах с закрытыми глазами. В данном случае обостряется мышечная и тактильная чувствительность и ускоряется процесс обучения. После появления правильных ощущений надо увеличивать трудность сохранения равновесия, вначале изменяя исходные положения руки выполняя движения звеньями тела, затем усложняя способы исполнения позы (после прыжка, поворота).
    Мало пока используется эффективный метод обучения рациональной осанки — сохранение равновесия на месте ив движении после многократного вращения тела (на фоне раздражения вестибулярного аппарата).
    При обучении поворотам нужно не только формировать навык сохранения равновесия в позе, соответствующей положению тела при повороте, но и учить входить в нее (позу) вначале движения. Движения конечностями и туловищем, необходимые для создания вращения, не должны приводить к расслаблению мышц, фиксирующих положение звеньев тела, и к нарушению равновесия. Для совершенствования устойчивости заканчивать поворот следует остановкой в позе поворота без дополнительной опоры.
    Однако положение тела при исполнении упражнений не остается постоянным. Изменяются ориентация его в пространстве, суставные углы и соответственно уровень напряжения и длина мышечных волокон. Исключение составляют упражнения на месте без перемещения о. ц. т, к которым относятся позы (равновесия, стойки, мосты, шпагаты) и повороты в разных исходных положениях. Поэтому при изучении упражнений нужно формировать рациональную осанку неводном, а во многих положениях тела, которые принимает гимнастка, выполняя тот или иной элемент.
    Наибольшее разнообразие быстро меняющихся положений тела наблюдается при исполнении акробатических элементов (упражнений с переменой опоры, с вращением вокруг горизонтальной оси. В первую очередь надо осваивать вертикальные положения тела, а затем наклонные, в которых о. ц. т. находится еще над площадью опоры. Например, при перекидке назад вначале осваиваются конечная поза и стойка на руках, затем наклонные положения тела впереди назад. При изучении переворота в сторону сначала стойка на руках и стойки на одной руке, а потом переход с одной руки на две и с двух — на другую руку.
    Целесообразно проделывать элементы по частям, те. от одной позы к другой, заостряя внимание занимающихся на динамике мышечных ощущений. Приход в переворотах на одну ногу нужно обязательно фиксировать, совершенствуя устойчивость, иначе будет трудно добиться слитности исполнения элементов в соединении.
    Обучение различным способам передвижения также начинается с освоения позы, исключающей расслабление мышц туловища и ног, особенно в одноопорных фазах движения. При этом необходимо добиваться правильного положения головы, что не только повышает зрелищность упражнения, но и улучшает устойчивость гимнастки на бревне.
    С целью развития пространственных дифференцировок и воспитания точности движений желательно в план занятии (прежде всего для начинающих) включать упражнения, развивающие способность занимающихся оценивать положение звеньев тела, направление движения, высоту и дальность прыжка, величину мышечных усилий. Например:
    1.
    И. п. — основная стойка. Поднять руки в стороны, уточнить положение и закрыть глаза — держать 5—10 сек. Тоже, но закрыть глаза до поднимания рук. Тоже, поднимая руки вверх-вперед, вверх- наружу, вперед-наружу и т. д. Те же упражнения в других и. п в стойке ноги врозь, правая впереди, в седе, лежа на спине и др. И. п. — руки на поясе. Поднять правую ногу вперед-наружу, уточнить положение и закрыть глаза — держать 5—10 сек. Тоже, но закрыть глаза до поднимания ноги. Тоже, поднимая ногу назад, вперед, в сторону, назад-наружу и т. д. Те же упражнения в других и. п в седе, в упоре на коленях, лежа на спине и др. И. п. — руки в стороны, закрыть глаза. Махом правой вперед коснуться предмета, подвешенного на веревке (малый мяч, мешочек с песком. Тоже, но стоя боком к предмету, вполоборота, лежа на спине. С закрытыми глазами передвижение шагом, прыжками и другими способами по начерченной мелом линии. Прыжки на полу по точкам, определяющим размер и направление прыжка. Прыжок шагом на указанное тренером расстояние. Закрыть глаза и повторить прыжок на тоже расстояние. Также рекомендуется выполнять с закрытыми глазами различные передвижения, прыжки в глубину, повороты на 180 и 360° и другие упражнения на полу и низком бревне. Занимающиеся могут сами контролировать точность движений, проверяя величину и направление отклонений от прямой линии.
    Одним из факторов, затрудняющих процесс обучения упражнениям на бревне, является защитная реакция организма, возникающая в связи с возможностью падения. Поэтому очень важно входе занятий воспитывать у занимающихся уверенность в безопасности выполнения упражнений и умение преодолевать защитные рефлексы. Решению этой задачи содействует рациональная последовательность изучения упражнений, отвечающая требованиям перехода от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
    Как правило, новые упражнения нужно изучать на полу и лишь потом исполнять на снаряде, постепенно увеличивая его высоту. Чтобы занимающиеся привыкли к высоте, целесообразно применять на бревне упражнения общеразвивающего типа, выполняемые подсчет или музыкальный аккомпанемент. Нужно добиваться максимальной плотности занятий, используя поточный и групповой методы исполнения упражнений с начинающими гимнастками. На занятиях с разрядницами целесообразно устанавливать дополнительные снаряды 375
    Устранению боязни бревна способствуют систематические занятия на узком буме и тросе, после которых обычное бревно кажется достаточно широкими удобным.
    Особое внимание следует уделять правильной страховке. Чем ближе сустав к опоре, тем большую роль он играет в регуляции данной позы, поэтому поддерживать гимнасток нужно по возможности за наиболее отдаленные от снаряда части тела (например, в стойке на руках — за бедра. При поддержке в стойке на ногах или на одной ноге можно подать гимнастке свободный конец палки. Однако подобная помощь должна быть кратковременной. В отдельных случаях рекомендуется применять подставки мостик, скамью, горку матов и другие устойчивые предметы, с которых удобно оказывать помощь.
    Начальная подготовка. Учебный материал для начинающих должен содержать сравнительно знакомые и привычные (естественные) положения тела и его движения. К ним можно отнести стойки (на двух ногах или одной, другую назад, вперед, в сторону тоже на колене коленях упоры (на колене или коленях с опорой на две руки или на одну) присев на двух ногах и на одной приседы; седы положения лежа на спине, на грудина спине согнувшись, с захватом бревна, без захвата ходьбу (обычную, на носках, на пятках, сгибая ноги вперед, приставными шагами, с остановками на носке, спиной и боком вперед, с поворотами, переступанием танцевальные шаги*(вальс, русский шаги др бег (на носках мелким шагом, прыжками с ноги на ногу прыжки (с двух на две, на одну, в упор присев на месте и с продвижением вперед с поворотами на 45 и 90°; шагом повороты (на
    90 и 180°, на двух ногах, в приседе, приседая и вставая на 180 и 360° из положения стойки продольно ноги скрестно).
    Начинать изучение упражнений нужно с наиболее простых вариантов исполнения, при неподвижном положении рук. Далее следует менять исходные положения рук, усложняя задачу сохранения равновесия, и сочетать исполнение упражнений сдвижением звеньями тела. Амплитуду и скорость движений, высоту и дальность полетав прыжках, а также высоту снаряда нужно увеличивать постепенно, по мере того как появляется легкость и непринужденность выполнения упражнений. Изученные элементы следует объединять в связки и комбинации для дальнейшего совершенствования амплитуды движения, легкости и динамичности выполнения.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания стоек и других упражнений нам ест е без вращения Выполнить простейший вариант упражнения на полу исправить ошибки в осанке и положениях звеньев тела. Сохранить позу в течение 5—10 сек. Изменить и. п. рук, ног. Проверить позу. Тоже на низком бревне (скамейке. Тоже на обычном бревне. Соединить данное упражнение с изученным ранее. Выполнить сначала на низком, а затем на обычном бровне. Последовательность разучивания поворотов Принять на полу положения исходное, конечное, позу поворота и сохранить равновесие в них в течение 5—10 сек. Исправить ошибки в положении туловища и головы. Тоже на бревне. Освоить поворот в медленном темпе на полу, сохраняя в конце положение на носках. Тоже на бревне. Выполнить поворот на бревне в среднем и быстром темпе. Соединить поворот сдвижением руками. Последовательность разучивания перед в иже- ний:
    1.
    Выполнить упражнения на полу с хорошей осанкой. Уточнить положение головы, стоп, рук. Тоже, но по прямой линии. Тоже на низком и обычном бревне. Тоже сдвижением руками. В качестве вскоков можно использовать простейшие элементы, исполняемые с места или с разбега на конце или в середине бревна в упор тоже одну в сторону на носок в упорна коленях и на одном колене в сед ноги врозь (на конце бревна, на бедре.
    Разучивать вскоки нужно сначала на коне с ручками и без ручек и только после уверенного и самостоятельного исполнения на этих снарядах приступать к выполнению их на бревне.
    При выполнении соскоков в период начальной подготовки уза- нимающихся воспитываются ориентировка в пространстве и навыки сохранения равновесия. Однако положительное влияние их сказывается лишь при достаточно высокой требовательности педагога к качеству исполнения.
    П осле до вате ль нос т ь разучивания со скок о в Из седана бедре с опорой рукой спереди, сзади из упора ноги врозь с перемахом ноги с поворотами и без поворотов из упора сзади махом вперед из упора на одном колене прогнувшись тоже из упора присев на одной толчком ног прогнувшись тоже с поворотами наиболее согнув ноги назад ноги врозь, согнувшись и др.
    Период спортивного совершенствования. Изучение основных упражнений на бревне связано с дальнейшим совершенствованием навыка рациональной осанки и пространственной точности движений. Поэтому гимнасткам старших разрядов кроме упражнений, указанных в разделе Особенности методики обучения и тренировки, следует исполнять с закрытыми глазами кувырки, перевороты и другие акробатические элементы на полу, гимнастической скамейке и низком бревне.
    Трудность многих упражнений в равновесии обусловлена не столько координационной сложностью элементов, сколько степенью устойчивости тела при их исполнении. В связи с этим целесообразно специально заниматься формированием навыков сохранения равновесия в малоустойчивых положениях, тренируясь на снарядах более узких, например на низком буме 3—5 см шириной, натуго натянутом тросе, на подставках-столбиках для отработки поз (рис. 203, 204).
    376 377
    Для облегчения задачи воспитания рациональной осанки рекомендуется на первых этапах обучения каждому новому элементу на узком буме или тросе пользоваться веером, балансируя руками.
    Указанные упражнения необходимо проделывать систематически, так как перерывы в занятиях не позволяют достичь стабильных результатов и отрицательно влияют на качество подготовки.
    Результат выполнения произвольных комбинаций на бревне зависит в значительной степени от их композиции. Требования к ней обусловлены правилами соревнований, отступление от которых наказывается снижением оценки. Одним из таких требований является разнообразие элементов. Гимнастка должна полностью раскрыть в комбинации свои двигательные возможности, продемонстрировать высокий уровень развития физических качеств, способность координировать сложные движения и сохранять устойчивость в труднейших условиях опоры, проявить в действиях смелость и уверенность.
    Разнообразие упражнений достигается изменением не только формы и содержания движений, но и ритма их исполнения. Медленные и плавные движения большой амплитуды должны с помощью оригинальных переходов органически переплетаться с темпераментными прыжками и поворотами, выполненными в быстром темпе.
    Преобладание в комбинации элементов, односторонне характеризующих двигательную подготовленность гимнастки, свидетельствует о недостатках в постановке учебно-тренировочного процесса.
    Весьма важное требование к композиции — слитность и целостность исполнения произвольных упражнений. Каждый элемент, независимо от структуры и принадлежности к той или другой классификационной группе, должен быть выполнен слитно с предыдущими последующим элементами, в одинаковых либо разных ритме и темпе.
    В каждом занятии достаточное время следует отводить специальной физической подготовке занимающихся, которая должна осуществляться с учетом важности укрепления и развития мышц ноги туловища и увеличения подвижности в тазобедренных суставах и позвоночнике. Это ускорит овладение равновесием тела в необычных позах, позволит разнообразить упражнения новыми зрелищными и оригинальными элементами.
    378
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


    написать администратору сайта