Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИИ

  • Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977


    Скачать 4.76 Mb.
    НазваниеУчебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977
    АнкорГимнастика
    Дата16.12.2019
    Размер4.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[M.L._Ukrana,A.M._SHlemina.]_Gimnastika(BookFi).pdf
    ТипУчебник
    #100623
    страница31 из 32
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32
    СОДЕРЖАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
    К гимнастическим выступлениям независимо от их масштаба предъявляются определенные требования. Выступление должно быть зрелищным. Это достигается оригинальностью, логическим сочетанием упражнений, четкостью перестроений, музыкальным сопровождением, художественным оформлением и, естественно, безупречным исполнением упражнений. Высокое исполнительское мастерство участников, согласованность движений, контрастные переходы, легкость, изящество, эмоциональность украшают выступление, делают его впечатляющими запоминающимся.
    410
    2.
    Выступление должно быть спортивным, пропагандирующим физическую культуру и спорт. Демонстрируя умение владеть своим телом, красиво и легко выполнять движения, участники выступления наглядно убеждают зрителей в пользе занятий физическими упражнениями. Программу выступления необходимо составлять с учетом пола, возраста и подготовленности участников. Программа содержит обычно упражнения типа зарядки, вольные упражнения (без предметов и с предметами, упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях, акробатические упражнения (парные, на батуте, пирамиды, на мотоциклах и др, различные сольные выступления, массовые смысловые построения (слова-лозунги, портреты, спортивные фигуры-значки или эмблемы ДСО) и т. п. Массовое выступление может включать следующие части 1. Выход. Участники выходят на исходное положение вовремя окончания выступления предшествующей организации, сохраняя установленный строй, и ждут своего выхода на поле.
    В процессе совершенствования массовых гимнастических выступлений определились следующие основные способы выхода удастников на поле:
    а) фронтальный выход шеренгами (последовательно, с дистанциями 2—4 м);
    б) выход колонной (или колоннами. Возможны упрощенные варианты такого выхода из колонну своих разметок сдвижением только вперед.
    При выступлении детских коллективов используется выбегание колонн на поле;
    в) проходы в колоннах (прочес, проводимые с флангов группы, заканчивающие упражнение, расходятся (или разбегаются) на фланги, а новая группа (чаще всего другого пола) выходит (выбегает) ей навстречу. При разной расцветке костюмов уходящих и входящих участников такой выход представляет собою яркое зрелище. Он применяется обычно при смене отдельных номеров программы одной и той же выступающей организации. Например, уход мужчин сменяется выходом женщин;
    г) комбинированный выход сочетание движения шеренг с выходом колонн из глубины площадки или с флангов, атак же расхождения на определенные точки площадки с фигурным выходом новых групп участников. Например, уход женщин и выход мужчин, получивший название клина, применили в своем выступлении студенты ГЦОЛИФКа, а колонна ДСО Трудовые резервы закрепила за собой традиционно выход дроблением колонн. Смысловое построение. Смысловые и массовые построения включаются как вначале, таки в конце выступления. Они придают ему монументальность, осмысленность, выразительность, усиливают зрелищность и подчеркивают направленность всего выступления. Форма, характер построения выбираются в зависимости от темы девиза) выступления (например, цифра «VI» на открытии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве или
    изображение эмблемы выступающей организации — буквы Д вначале выступления динамовцев, «ТР»— трудовых резервов. Смысловые построения вначале или в конце выступления могут иметь и самостоятельное значение. К таким можно отнести традиционные поточные упражнения на специальной конструкции типа пирамид (белорусская ваза, Кремлевская башня и др, плоскостные построений изображений (Герб СССР, знак ГТО, звезда, слова мир, Ленин, лозунги (Слава КПСС и др. Массовые упражнения. Они могут быть представлены упражнениями типа зарядки (детскими группами, смешанной группой и др) без предметов и с различными предметами (палками, флажками, полотенцами и др) или же разнообразными вольными упражнениями (мужскими, женскими, смешанными и др. Вольные упражнения выбираются с учетом темы выступления, состава участников, а также условий подготовки и проведения выступления. Широко применяются поточные упражнения типа волн, винтообразных и других движений, а также упражнений со сменой построения и расположения участников на поле (с передвижениями исполнителей, а также массовые упражнения типа геометрии участники образуют контрастные построения отдельных геометрических фигур, таких как ромб, квадрат, треугольники т. п.).
    Зрелищность массовых упражнений во многом зависит от расположения участников на поле. С этой целью, а также для обеспечения четкости и синхронности перемещений и действий исполнителей с сохранением равнения в глубину, по фронту и по диагоналям делается специальная разметка с интервалами 1,8—2 м. Для разметки применяются особые шпильки (стержни) с плашками, которые втыкаются в грунт поля.
    Размещение участников может быть обычным (каждый участник стоит у своей плашки, плотным (между участниками в глубину и по фронту становятся еще по одному человеку или только в глубину, только по фронту разреженным (участники становятся через одну плашку, а иногда больше. Возможно самое различное сочетание размещения исполнителей плотно по фронту и обычно или разреженно в глубину плотно в колоннах, нос интервалами через одну-две плашки плотно по диагоналями т. п.
    Хорошо продуманные четкие перестроения с изменением рисунка отдельных частей упражнения и построений представляют интересное зрелище и украшают выступление в целом. Упражнения на гимнастических снарядах и на специальных конструкциях. В этой части выступления используются гимнастические стенки из шестов или сами шесты, гимнастические скамейки, щиты, кубики, гимнастические снаряды облегченного типа, атак же специальные конструкции, включающие сооружения для смысловых пирамида также устройства — конструкции, содержащие па
    2—3 снаряда, мгновенно трансформирующиеся из одного в другой. Для показа высокой спортивной техники применяются снаряды высотой м (перекладины, брусья, кони, кольца и др, на которых выполняют сольные произвольные упражнения чемпионы, а также
    412
    синхронные упражнения, например круги двумя на конях, большие обороты и мельницы на перекладинах.
    5.
    Массовые поточные упражнения. Они применяются в самых разнообразных построениях и имеют различный характер. Это волнообразные упражнения в шеренгах с шестами, металлическими поясами, обручами, цветами и другими предметами поточные упражнения в кругах (солнце, квадратах (корзиночки, колоннах и т. п. Акробатические упражнения. Их включают в программу выступлений как сольные прыжковые номера (чаще всего на переднем крае, вблизи от зрителя, парные упражнения (силовые, смешанные пары) и групповые (пирамиды, имеющие как вспомогательное, таки самостоятельное значение. Все чаще стали применять прыжки на батуте (как сольные и как синхронные упражнения наиболее батутах одновременно.
    7. Показ отдельных видов спорта или отдельных видов упражнений. К ним следует отнести соревнования на число кругов на коне, соревнования по отдельным видам (типичные для того или иного вида спорта, на установление рекорда и т. п. Демонстрируют также штыковой бой, военизированные эстафеты, подчеркивающие прикладную направленность выступления, отражающие специфику, выступающей организации (например, колонны Советской Армии, динамовцев). Этому нередко сопутствуют так называемые фоновые упражнения — построения и действия участников, незанятых в основных упражнениях, но находящихся на поле. Их назначение сконцентрировать внимание зрителей на выступлении солистов. Обычно это простые, плавные движения, оттеняющие выступления солиста, группы участников-спортсменов.
    8.
    Заключительная часть финал, как правило, наиболее зре- лищна. Обычно она имеет смысловую направленность. В ней заняты все участники выступающей организации. Чаще всего это какие-либо монументальные построения выступающей организации с применением конструкции, пирамид, с соответствующим оформлением флагами и другими средствами. Нередко в таком построении произносится здравица Коммунистической партии, Советскому правительству, Родине и др. . Уход участников определяется с учетом расположения участников в финальной части выступления. Если требуется специальное перестроение для ухода, то оно должно быть сделано быстро, четко, так как совершается на глазах зрителей. Если в финальной части построена пирамида, то чаще всего она с соответствующим обрамлением сохраняется и вовремя ухода выступающей колонны. Иногда делегации делятся на две части и отходят на фланги, освобождая место для выхода новых участников, или движутся к передней линии поля, а затем расходятся веером вправо и влево и т. д. Программа гимнастических выступлений небольшого масштаба составляется с учетом содержания занятий гимнастикой в данной организации, а также особенностей выступающей колонны. Рекомендуется осваивать упражнения для предстоящего выступления
    заблаговременно на занятиях гимнастикой, экономя время на под- готовку.
    Если на выступлении, проводимом в конце полугодия или года, подводятся итоги учебно-тренировочной работы за этот период (отчетное выступление, тов нем следует показать уровень подготовленности занимающихся. Это выступление, следовательно, будет спортивным. Его участники покажут, какими ловкими, сильными, собранными, координированными, организованнными они стали в результате систематических занятий гимнастикой.
    Программа выступления (на сцене, в зале, на площадке) может включать такие номера:
    1.
    Вольное упражнение (группа девочек, девушек. Упражнение типа зарядки (группа мальчиков, юношей, мужчин. Сольное или групповое вольное упражнение с предметом (с мячом,скакалкой, палкой. Упражнения на брусьях разной высоты (девочки, девушки. Пирамиды или упражнения смешанных групп (мальчики и девочки. Упражнения на брусьях (мальчики, юноши. Групповые (парные) упражнения акробатов или акробатические прыжки. Прыжки на батуте или упражнения на ренском колесе и др. - Финальная пирамида (или несколько пирамид, сменяющихся на определенный счет. Если в программу выступления входит много номеров, ее лучше разделить на 2 или 3 отделения. Номера выступления следует располагать так, чтобы интерес зрителей нарастал. Необходимо предусмотреть, чтобы групповые вольные упражнения чередовались с упражнениями на снарядах, акробатическими, сольными и т. п.
    В программу выступлений могут войти упражнения гигиенической, основной или производственной гимнастики (с диктором. Хорошо выполненные, ярко оформленные, они могут представлять собой красивое зрелище. Именно такие упражнения помогают вовлекать зрителей в число активных физкультурников.
    Если выступление является составной частью общественно-поли- тического мероприятия или празднества, то упражнения должны иметь определенную направленность (1 Мая — имитация трудовых движений, 7 Ноября или в День Победы — четкие, боевые движения. Отдельные номера и все выступление в целом необходимо оформлять так, чтобы чувствовалась определенная связь с мероприятием. Средств для этого, помимо самих упражнений, много дикторский текст, музыка, художественное формление и т. п.
    При выступлениях на сцене или на эстраде важное значение имеет расположение снарядов по отношению к зрителю. На мужских брусьях, перекладине, кольцах и прыжковых снарядах исполнитель лучше смотрится в профиль брусья разной высоты целесообразно устанавливать по диагонали.
    Выступление на отдельных снарядах выглядит эффектнее, если каждый участник выходит из-за занавеса и после упражнения снова уходит со сцены.
    Для того или иного номера программы необходимо правильно определить время. Короткое упражнение может промелькнуть, не оставив у зрителя желаемого впечатления, а излишне длинное надоест. Вот ориентировочное время для отдельных групп гимнастических упражнений упражнения типа зарядки следует выполнять
    40—50 сек вольные —1,5 мин. мужчинами и 1,8—2,5 женщинами смешанные упражнения 1—2 мин упражнения на снарядах
    — 2—4 мин.
    МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТУПЛЕНИИ
    До репетиций организаторам выступления надо проделать большую подготовительную работу уточнить цель выступления и состав его участников (пол, возраст, спортивная подготовленность, количество и др, установить место выступления, определить материальную базу, сроки, время выступления, условия его подготовки и др).
    Руководитель должен ознакомиться с местом проведения выступления (городская площадь, стадион, зал, сцена и др, составить чертеж рабочей площади с учетом выхода и ухода участников выступления, уточнить возможности применения тех или иных снарядов, конструкций.
    Затем разрабатывается план-сценарий гимнастического выступления, составляются схемы построений и перестроений, подбираются упражнения, музыка, костюмы и др. Успех гимнастического выступления во многом зависит от своевременной подготовки формы участников, инвентаря, оборудования и реквизита.
    Работа по подготовке к выступлению осуществляется обычно в несколько этапов:
    1-й этап — подготовительная работа. Для оперативного руководства ходом подготовки к предстоящему выступлению создается штаб, возглавляемый ответственным от организации, проводящей выступление. В штаб входят режиссер-постановщик руководитель выступления, ответственные за подразделения участников, преподавательский состав представитель от общественных организаций и другие лица (в зависимости от масштаба и значимости предстоящего выступления).
    На м этапе подготовки разрабатывается план-сценарий выступления, определяется состав участников, подбирается место для репетиций (таких же размеров, как рабочая площадь выступления, с аналогичной разметкой).
    В плане-сценарии перечисляются номера выступления с указанием их характера, очередности в зависимости от темы выступления. Обычно такой план составляется последующей форме
    В соответствии с планом-сценарием уточняется содержание отдельных номеров выступления и разрабатывается схема построений и перестроений. От них может зависеть содержание отдельных частей выступления и их последовательность*.
    2-й этап — составление чертежа рабочего поля и подбор музыкального сопровождения. На миллиметровой бумаге в масштабе чертят рабочее место (поле или площадку) и условными обозначениями наносят схемы построений и пере- строений. Лучше пользоваться для этого макетом. Затем точно определяется число участников выступления.
    После этого руководитель вместе со специалистом по музыке подбирают музыкальное сопровождение, соответствующее теме выступления и характеру всех номеров программы.
    3-й эпап — решение вопросов художественного оформления определение покроя, фактуры и цвета костюмов Сценарий — это сюжетное раскрытие содержания предстоящего выступления более полное, детальное сценарный план—более краткое описание частей и всего выступления в целом. См. БСЭ, е изд, т. 41, стр. размеров и цвета реквизита для оформления. Не следует злоупотреблять реквизитом, так как его обилие, чрезмерная яркость и громоздкость могут заслонить главное — красоту движений и мастерство спортсменов. Специальный консультант по этим вопросам поможет улучшить зрелищность выступления в целом. й этап — составление упражнений. Сначала важно определить фигуры и изменение строя походу упражнения, затем порядок сложных элементов и, прослушав музыку несколько раз, составить упражнение. Перед разучиванием упражнения со всеми участниками важно проверить его зрелищность на экспериментальной группе в условиях, приближенных к обстановке выступления. Следует иметь ввиду, что четко исполненная композиция из простых движений может быть зрелищней композиции, состоящей из сложных элементов. Однако не следует снижать спортивно-технический уровень, увлекаясь лишь красотой. Основная задача выступления — показ высокого спортивного мастерства в зрелищной форме.
    Готовя выступление, надо стремиться к его целостности, следить за логической сменой отдельных номеров (групп участников) программы, добиваться зрелищности всех частей выступления.
    5-й этап — подготовка участников выступления. Разучивать упражнения следует небольшими группами (по 25— 30 человек. Группы комплектуются по секторам, по отдельным снарядам или по номерам колонн массовых упражнений. Каждая группа должна иметь своего преподавателя или общественного инструктора (члена экспериментально группы. Надо следить за правильностью разучивания упражнений каждым подразделением. К концу дня (репетиции) желательно повторять разученное упражнение более крупными группами (несколько колонн, чтобы своевременно обнаружить неточности и устранить их.
    Учебно-тренировочные занятия с участниками выступления желательно проводить без отрыва от повседневной учебы или работы. Целесообразно анализировать ход подготовки участников за неделю, что способствует более активному и сознательному подходу к делу, исправлению ошибок и улучшению содержания выступления. К концу разучивания того или иного упражнения (или еще походу разучивания) необходимо проводить соревнования на лучшее исполнение упражнения отдельными группами, колоннами, секторами классами школы, между школами или коллективами и т. п.).
    При подготовке вовремя тренировочных сборов, где репетиции ведутся в течение дня, важно правильно чередовать физическую нагрузку (более трудные упражнения с менее трудными. Например, массовые упражнения чередовать с построениями, подготовкой выхода, ухода итак далее, чтобы общая нагрузка дня была нормальной для каждого участника. Репетиции массовых упражнений и сводные должны быть не менее 2—3 часов.
    Ниже приводится примерный план подготовки к выступлению в честь окончания учебного года (для родителей. Подготовка ведется без отрыва от учебы, в вечернее время, по 2—3 часа. Основные
    упражнения разучивают в школах на уроках физической культуры.
    Независимо от средств музыкального сопровождения руководитель выступления подбирает музыкальный материал еще задолго до встречи с музыкальным оформителем (дирижером, концертмейстером, звукорежиссером).
    В работе с музыкальным оформителем рекомендуется:
    1.
    Рассказать ему о программе будущего выступления. Сделать заказ для каждого номера программы. В тех случаях, когда конкретного произведения руководитель назвать не может, он в заказе сообщает о характере, размере, темпе музыкального материала. Одновременно с этим руководитель передает ему сведения о продолжительности каждого номера программы выступления в тактах или в крайнем случае по времени.
    3.
    Прослушать предлагаемый музыкальный материал и выбрать из него наиболее подходящий. Отредактировать отобранный музыкальный материал. Бывает, что музыкальное произведение, подходящее по своим характеристикам для данного номера программы, требует больше времени, чем отведено на этот эпизод выступления. В таком случае необходимо сделать купюры. Сделать монтаж всего музыкального материала ив случае, если выступление пойдет под фонограмму, записать его на пленку с требуемой скоростью. Важную роль в зрелищном отношении играет начало выступления, которое должно сразу же переключить внимание зрителей столько что виденного на новое. Походу выступления зрелищность может изменяться, но каждый номер должен быть оригинальным.
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


    написать администратору сайта