Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977
Скачать 4.76 Mb.
|
Маховые упражнения Р аз махи ван и я Размахивания в висе рис. ведущий компонент движений, выполняемых большим махом. Они состоят из последовательных махов впереди назад. Для освоения сложных маховых упражнений необходимо в совершенстве овладеть их общей технической основой — размахиванием. Особенно важно сделать это в начальной стадии обучения. Поскольку размахивания состоят из повторяющихся махов впереди назад, рассмотрим один из них, например из крайнего положения маха вперед в крайнее положение маха назад. Незначительно опережая спиной и тазом движение ног, спортсмен перемещается вниз и, проходя нижнюю вертикаль, выполняет энергичное хлестообразное бросковое движение ногами по дуге назад-вверх. Примерно тоже происходит и при махе вперед, нов первой части маха движение опережает передняя поверхность туловища. Необходимо обратить особое внимание на прохождение виса, положение тела в конечных точках маха (достижение уровня горизонтали) и постоянное натяжение тросов колец. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) освоение правильного виса; б) размахивания малой амплитуды в висе выпрямленным телом; 34Ф в) освоение конечных положений маха на перекладине и кольцах (с помощью); г) постепенное увеличение амплитуды маха с сохранением требований, предъявляемых к технике выполнения. Д в иже ни ямах ом вперед. Подъем махом вперед в упор рис. 184) относится к довольно сложным упражнениям, хотя и не требует особой физической подготовленности. Он служит связующим движением для перехода из виса в упор. После предварительного маха назад, маха назад из упора или из стойки на руках гимнаст перемещается до нижней вертикали и, проходя ее, выполняет кратковременное хлестообразное брос- ковое движение ногами по дуге впе- ред-вверх. До того, как ноги достигнут уровня хвата, спортсмен резко тормозит движение ногами активными рывковыми движениями руками в стороны-кверху и туловищем вперед-вверх, прогибаясь в поясничном отделе позвоночника. За счет активного торможения ног плечи поднимаются над опорой, и гимнаст выходит в упор. Важно, чтобы руки оставались прямыми и голова была слегка наклонена вперед. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) подъем силой; б) из виса на кольцах, опираясь согнутыми в тазобедренных суставах ногами, рывковые движения руками и туловищем с выходом в упор, используя дополнительную опору ногами; в) подъем махом вперед после небольшого'маха с помощью придерживая ноги, помогая под спину или под таз); г) выполнение подъема самостоятельно, постепенно увеличивая амплитуду маха. 2. Подъем переворотом в упор часто встречается в упражнениях гимнастов младших разрядов. Чтобы выполнить его на высоком уровне, необходимо освоить подъем переворотом близко к стойке на руках с последующим опусканием в упор. Сальто назад — один из основных соскоков, от успешного овладения которым зависит степень освоения всех последующих соскоков этой группы. После выполнения предшествующего элемента (выкрута назад, спада назад из стойки на руках) гимнаст подготавливается к хлестообразному движению ногами, что достигается прогибанием в поясничном отделе позвоночника, а также расслаблением ног в коленных суставах. Проходя нижнюю вертикаль, он выполняет активное хлестообразное бросковое движение, резко сгибаясь в тазобедренных суставах, и энергично тянет кольца прямыми руками назад-в стороны. В момент приближения ног к верхней вертикали гимнаст отпускает кольца. В полете тело гимнаста прямое, что позволяет в последующем усложнять данный соскок. Перед приземлением он начинает слегка сгибаться в тазобедренных суставах и поднимает руки вверх-в стороны. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) размахивания в висе с акцентированным броском ногами вперед-вверх и энергичной тягой колец руками назад-в стороны; б) соскок переворотом назад, сохраняя прямое положение тела в полетев) сальто назад на батуте, с трамплина, сохраняя прямое положение тела в полете; г) сальто назад на кольцах. Д в иже ни ямах ом назад. Высокий выкрут вперед прогнувшись относится к довольно сложным связующим элементам, выполняемым большим махом назад. Широко используется в упражнениях гимнастов старших разрядов, но технически совершенное выполнение доступно лишь" спортсменам, обладающим наряду с хорошей подвижностью в плечевых суставах и поясничном отделе позвоночника достаточной силой мышц плечевого пояса и спины. В высоком выкруте вперед прогнувшись с последующим махом назад плечевые суставы, определяющие характер виса, поднимаются над уровнем колец. Сделав предварительный мах вперед (обязательное условие, необходимый для выполнения этого упражнения, гимнаст приближается к нижней вертикали, провисая в плечевых суставах (голова опущена на гоудь) и незначительно опережая округленной спиной движение ногами. С началом движения ногами кверху он активно нажимает руками вниз-в стороны и несколько отводит голову назад. Дождавшись в таком положении, когда ноги пройдут верхнюю вертикаль, и постоянно нажимая руками на кольца, спортсмен выводит немного плечи впереди слегка опускает голову на грудь. Приближаясь к горизонтали, он выпрямляется и наклоняет голову вперед руки (по отношению к туловищу) принимают положение вперед-вверх-наружу, продолжая ощущать опору о кольца. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) размахивания в висе; б) выкрут вперед прогнувшись; в) выкручивание вперед, сохраняя опору при положении плеч на уровне хвата (с помощью, поддерживать под таз и ноги); г) высокий выкрут вперед прогнувшись. Подъем махом назад в упор — сложное упражнение, выполняемое большим махом назад, требующее приложения значительных физических усилий. Выполняется после маха дугой, выкрута впереди переворота вперед из стойки на руках (первая половина большого оборота вперед. Перемещаясь к нижней вертикали и сохраняя округленной спину, спортсмен максимально провисает в плечевых суставах, после чего начинает активное бросковое движение ногами назад. Усиливая мах ногами назад-кверху, он начинает активно нажимать руками на кольца в стороны-книзу. Одновременно с этим туловище перемещается до уровня колец, а ноги несколько выше. Этот момент характеризует'переход из виса в упор. Используя набранную скорость и прилагая значительные усилия, гимнаст выходит в упор. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) лежа на коне лицом вниз, имитационное движение руками с резиновым амортизатором, укрепленным над головой; б) высокий выкрут вперед; в) высокий выкрут впереди подъем махом назад, сохраняя темп выкрута; г) из упора стоя на низко опущенных кольцах махом одной и толчком другой упор (тело горизонтально); д) серия высоких выкрутов вперед с постепенным увеличением высоты; е) подъем махом назад в упор с помощью подвесного пояса; ж) подъем махом назад в упор. Сальто вперед согнувшись относится к числу довольно распространенных соскоков, выполняемых большим махом назад встречается в произвольных программах гимнастов многих разрядов. Наиболее доступен спорстменам с мягкими плечами, хорошо владеющим размахиваниями и выкрутом вперед. Исполняется сальто вперед согнувшись, как правило, после выкрута вперед или переворота вперед со стойки на руках. Проходя нижнюю вертикаль, гимнаст выполняет сильное брос- ковое движение ногами назад-кверху, а руками, постепенно разводя их в стороны, нажимает на кольца (необходимо, чтобы в момент подъема плечи были ниже ног, то есть чтобы они походу движения несколько отставали от ног. Пройдя горизонтальное положение и по возможности сохранив скорость, набранную ногами, гимнаст отпускает кольца. Вслед за этим спортсмен, стараясь удержать ноги в конечной точке маха, резко складывается в тазобедренных суставах, приближая туловище к ногам. Заканчивая вращение, он полностью разгибается и выполняет правильное приземление. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) размахивание в висе с акцентированным броском ногами назад-кверху, сохраняя опору руками о кольца, незначительно разводя их в стороны; б) соскок после высокого выкрута вперед согнувшись; в) сальто вперед согнувшись с трамплина, на батуте; г) сальто вперед согнувшись с колец Движения разгибом. Подъем разгибом в упор углом рис. 185) является широко распространенным элементом, выполняемым в упор. Чаще встречается в упражнениях гимнастов старших разрядов. Выполняется в основном из высокого виса согнувшись. Возможно выполнение Далее, с одновременным разгибанием в тазобедренных суставах вверх-назад следует энергичная' тяга прямыми руками вниз-в стороны, что определяет высокое поднимание туловища и плеч вверх. Выводя руки в стороны-вперед и незначительно прогибаясь в грудной части туловища, спортсмен продолжает перемещаться в соединениях (например, после- выкрута вперед, после опускания из стойки на руках в вис прогнувшись и т. д. Разгибанию предшествует складывание в тазобедренных суставах и вместе стем активное провисание в плечевых. Эти действия предопределяют" эффективность последующего разгибания. При складывании не рекомендуется низко опускать таз. Сразу вслед за этим гимнаст резко разгибается в направлении вверх-вперед до угла в тазобедренных суставах чуть больше прямого (таз направляется в кольца, а затем резко затормаживает движение ногами. Одновременно он энергично нажимает на кольца вниз, под себя, слегка разводя их в стороны. Плечи за счет перераспределения количества движения и за счет активных действий руками быстро поднимаются вверх. Гимнаст принимает упор углом, фиксируя конечное положение. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из положения высокого виса согнувшись сгибание в тазобедренных суставах до виса согнувшись (активно провисая в конце движения в плечевых суставах); б) подъем разгибом в упор углом из упора на руках согнувшись на брусьях; в) подъем разгибом в упор углом на низких кольцах с помощью (под спину и таз) и без нее. Выкрут назад рис. 186) является важным стартовыми связующим элементом. От техники его исполнения во многом зависит качество выполнения последующего элемента, его легкость и зрелищность. Из положения высокого виса согнувшись (почти виса прогнувшись) гимнаст пружинисто складывается в тазобедренных суставах до полного сгибания (вис согнувшись. Таз при этом не опускается, сохраняя приподнятое положение. 344 вверх, занимая в конце выкрута положение над осью хвата плечи поднимаются выше уровня колец, и еще выше находятся бедра. Продолжая выведение рук вперед, гимнаст перемещается грудью вниз. Сводя кольца, гимнаст плавно переходит в вис. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из виса сзади стоя имитация выкрута без движения ног; б) выкрут назад на низких кольцах с помощью (два партнера помогают поднять плечи и придерживают ноги); в) выкрут назад в соскок; г) выполнение выкрута со страховкой и без нее. Подъем назад в упор рис. распространенное упражнение, широко используемое преимущественно в программах старших разрядов. Требует определенной силовой подготовки. Основой выполнения подъема назад являются сгибательно-разгибатель-ные действия в тазобедренных суставах в сочетании со специфической работой рук Из положения высокого виса согнувшись гимнаст приближает ноги к туловищу (складывается, сохраняя при этом приподнятое положение таза. Сразу же после этого начинается активное разгибание ногами вверх по тросам, сочетающееся с энергичной тягой колец руками вниз к плечам. Необходимым условием выполнения этих действий является закрытое положение туловища округленная спина, голова при этом опущена на грудь. Дальнейшее движение ног кверху притормаживается, кисти с кольцами поворачиваются наружу, и спортсмен выходит в упор. Выпрямляя руки в локтевых суставах и поднимая голову, гимнаст принимает конечное положение подъема. При этом таз находится на уровне плеча ноги за счет небольшого прогиба в тазобедренных суставах несколько выше. Затем спортсмен опускается в упор. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из виса согнувшись активное разгибание ногами вверх по тросам с энергичным подтягиванием руками; б) из закрытой стойки на согнутых руках на брусьях резкое разгибание рук в локтевых суставах в положение, близкое к стойке на руках (с помощью, самостоятельно); в) тоже упражнение на кольцах; г) подъем назад в упорна кольцах. УПРАЖНЕНИЯ НА КОНЕ Характеристика упражнений Движения гимнаста на коне представляют собой боковые махи разведенными или сомкнутыми ногами. В процессе то маятникообразного, то кругового перемещения точек тела по горизонтали в упоре на прямых руках выполняются перемещения нижней части тела через снаряд перемахи. Почти при каждом перемахе одной или двумя ногами приходится отпускать опору и ставить руку на нее лишь после перемещения нижней части тела над снарядом как можно быстрее. Чтобы правильно обучать каждому конкретному упражнению, необходимо знать хотя бы основные характерные черты этих необычайно сложных по составу и структуре колебаний и вращений. Прежде всего надо постоянно учитывать, что хотя упражнения и называются перемахами ногами, выполняются они не изолированно одними ногами, а в результате противоположных по направлению перемещений верхней и нижней частей тела вокруг точки или оси, проходящей примерно через о. ц. т. тела. Причем управляющие воздействия идут от опорных звеньев — руки плечевого пояса. Например, для перемаха правой ногой гимнаст в упоре или с прыжка направляет плечевой пояс впереди влево, а затем нижнюю часть тела и ноги вправо. Когда правая нога достигнет высокой скорости подъема, он освобождает правую ручку и выполняет собственно пе- ремах правой ногой вперед. Поскольку главные действия (по мощности и продолжительности) выполняются во фронтальной плоскости, в сторону, в боковом направлении, это приводит (в отличие от действий на других снарядах) не к сгибаниям и разгибаниям, а к отведениям и приведениям в плечевых и тазобедренных суставах. Более того, привычные гимнасту сгибания и разгибания, перенесенные с других снарядов на коня, оказываются наиболее грубыми и стойкими ошибками. Они долго не позволяют ему понять рациональную технику и махов и кругов. Ошибочные сгибания и разгибания приводят к неустойчивости равновесия, особенно при кругах двумя, мешают достичь максимума размаха колебаний и вращений. Особенности временных характеристик движений на коне, их темп и ритм. Все движения ногами на коне следуют одно за другим без задержек при этом ноги не должны касаться коня. Исключение составляют легкие, скользящие касания при некоторых махах одной ногой (ноне при скрещениях). Перемахи сходны по длительности перемещения ног над снарядом, поэтому и остальные действия соразмерны, то есть следуют почтив том же темпе. Почти равномерное чередование усилий рук на опоре, их отпускание и постановка на опору вновь, взмах ногой, ее торможение и опускание, отведение и приведение туловища и другие многократно повторяемые действия создают своеобразный ритмический рисунок соединения перемахов и всей комбинации в целом. Темп и ритм действий тоже являются предметом разучивания и запоминания, как и пространственные характеристики, то есть частью содержания тренировки и критерием оценки выступления в соревновании. Сохранение равновесия в процессе выполнения комбинаций на коне. Равновесие сохранять трудно по нескольким причинам. В процессе выполнения упражнений следует как можно раньше найти такое взаимное расположение плечевого пояса, опоры и ног, чтобы добиться уравновешивания и после этого поддерживать равномерность их перемещения в противоположные от опоры стороны. При разучивании упражнений наиболее часты следующие ошибки в упорах плечевой пояс недостаточно посылается вперед, а поэтому в упорах сзади остается слишком далеко за опорой при перемахах вперед плечевой пояс отклоняется в противоположную сторону больше, чем при перемахах назад из упоров сзади. Надо добиваться строгой симметричности перемещений и по амплитуде, и по длительности (вправо и влево, впереди назад, по кругу). Медленное, силовое выполнение махов и кругов невыгодно во многих отношениях, в том числе и для сохранения устойчивости вращения и колебания. Хотя чисто механические условия для сохранения равновесия хуже в упоре на одной руке, для надежности техники важнейшее значение имеют активные, мощные действия непосредственно перед отпусканием рукой опоры. Например, при 347 скрещениях и других махах одной ногой нужно как можно сильнее разогнать ноги, особенно ведущую (сообщить максимальное ускорение, в двухопорном положении и возможно дольше сохранять высокую скорость их подъема. Одноименную маху руку следует снимать с опоры не ранее того момента, когда она будет мешать перемещению таза в сторону, то есть ее нужно как бы сбивать с опоры, а не снимать заранее. В результате увеличения высоты подъема ноги всей нижней части тела, конечно, увеличится и продолжительность самой зрелищной части элемента, гимнаст сможет достичь совершенства формы, раскрыться и как бы даже на мгновение зафиксировать позу. Эта затяжка не помешает успешно завершить перемах, если еще в верхней точке маха подготовиться к возвращению свободной руки на опору разогнуться в тазобедренных суставах с одновременным поворотом таза, притормозить ноги и быстро опустить руку за бедро. В упражнениях на коне труднее, чем на других снарядах, увеличивать размах движений ногами из-за невыгодных условий опоры и расположения рук относительно туловища, непривычного направления движений рабочих звеньев тела, ограниченных возможностей для перемещения туловища в двухопорных фазах. Например, даже у выдающихся исполнителей при скрещениях тело не достигает горизонтального положения, а угол отведения равен 45°. Инерционные силы относительно невелики, поэтому не приходится, особенно рассчитывать на использование падения тела из верхних точек их пути, а больше расходовать энергию собственных мышечных усилий. При разучивании и совершенствовании всех перемахов одной ногой и скрещений нужно постоянно добиваться увеличения высоты подъема ноги нижней части туловища. Безупречными считаются такие махи, при которых коленный сустав ведущей ноги поднимается через сторону до уровня головы, а в одноопорном положении таз находится ближе к свободной ручке коня. При круговых движениях двумя ногами совершенно выпрямленное тело следует удерживать возможно выше, дальше от руки перемещать ступни по дугам наибольшего радиуса, что невозможно без значительного ускорения вращения. Для самоконтроля за техникой кругов двумя ногами надо стараться так отводить туловище от рук по кругу, чтобы таз перемещался вокруг площади опоры, не пересекая ее. Из-за небольшого размаха действий длительность их невелика особенно кратковременно чередование фаз опоры. Поэтому гимнаст должен уметь быстро переключаться с ускоренного маха ногами на отталкивание рукой, затем на отведение туловища от опорной руки, на торможение опускания ноги быстрое возвращение свободной руки на опору. Все упражнения на коне выполняются как вправо, таки влево. Выполнение симметричных соединений в качестве учебных заданий помогает развивать специальную ловкость и совершенствовать координационные способности, специфичные для данного вида многоборья. 348 Классификация упражнений Основные упражнения на коне по наиболее существенным признакам в технике разделены на две структурные группы маятникообразные икру го вы ед в иже ни я ногами (рис. 188). В каждой из этих групп упражнения объединяет общность способа взаимодействия усилий гимнаста и наиболее значительных внешних сил (прежде всего моментов сил тяжести рабочих звеньев. Основную массу упражнений первой группы составляют махи разведенными ногами в лицевой плоскости и вертикальном направлении. При исполнении моменты сил тяжести звеньев тела противодействуют подъему ноги способствуют их опусканию из верхних точек. Вторая группа — круговые движения — это в основном круги двумя ногами без поворотов, с поворотами, с переходами, с поворотами и переходами. При их выполнении усилия гимнаста направлены перпендикулярно к моментам сил тяжести нога поэтому относительно постоянны по величине. Любое упражнение на коне состоит из отдельных перемахов. Каждый перемах имеет собственную техническую основу и является самостоятельным элементом. Перемахи одной ногой могут быть одноименные (например, перемах правой ногой вправо) или разноименные (правой влево. Скрещения можно представить как одновременные соединения разноименного и одноименного перемахов в крайней точке маха. Все остальные упражнения на коне — это последовательные соединения сравнительно небольшого числа разновидностей перемахов одной (например, круги одной ногой одноименные и разноименные) и двумя ногами. Причем перемахи двумя ногами в зависимости от положения тела гимнаста над снарядом выполняются боком, углом, прогнувшись. В зависимости от различных сочетаний и перемещений по снаряду в процессе их выполнения получаются различные круги с переходами, выходы и входы, круги прогнувшись. Место опоры (на ручках, на теле коня, на ручке и т. п, положение гимнаста относительно оси снаряда, величина препятствия для перемещения ног (сравните круг двумя на ручках и с опорой между ручками) существенно не влияют на технику. Поэтому они лишь входят в оценку трудности того или иного круга. Особенности обучения и тренировки Поскольку основная трудность процесса обучения состоит в создании целостного двигательного представления об идеальном варианте техники разучиваемого упражнения, а гимнаст даже после многократных попыток самостоятельного исполнения задания не в состоянии его выполнить, то приходится применять разнообразные приемы для облегчение условий. На первых порах нужно как можно шире применять направляющую физическую помощь партнера или тренера, в первую очередь проводку по новому движению в целом в медленном темпе. Задача гимнаста при этом довольно проста сохранять позу и точно по указаниям тренера перехватывать руки на опоре. В другом варианте проводки имитируются действия в моменты главных мышечных усилий, акцентируются движения ногами. Для лучшего запоминания поз, которые трудно прочувствовать при самостоятельном исполнении, применяется фиксация. В занятиях также используются упражнения на специальных тренажерах (рис. 189), имитация движений с дополнительной опорой ногами о снаряд, на полу, на комбинированных снарядах (рис. При обучении движениям разной структуры удельный вес отдельных приемов обучения неодинаков. Маятникообразные махи изучаются по частям перемахам, действиям в фазах опоры, с фиксацией поз, с акцентированием действий ногами. Круги двумя нужно как можно раньше соединять в темповые вращения. Для облегчения этой задачи рекомендуется 350 использовать тренажеры, а также уменьшать препятствия для перемещения ног, то есть выполнять круги на козле, коне без ручек, укороченном коне. При усложнении условий выполнения кругов увеличивается радиус вращения и все больше стабилизируется совершенно прямое тело. Если же, научившись, например, выполнять круги на козле в ровном темпе, ритмично, прямым телом, гимнаст, переходя на ручки коня, сбивается с темпа, сгибается, то через некоторое время его нужно вернуть на козла. Когда же круги выполняются с прямым телом, широко и ритмично, нужно смелее переходить к разучиванию все более сложных вариантов кругов поперек на теле, спиной к ручкам, на одной ручке. Причем важно уяснить, что это непременное условие непрерывного совершенствования во всех круговых движениях на коне. Что же касается махов разведенными ногами, то одновременно с увеличением высоты подъема ног, амплитуды колебания всего тела, ритмичности соединения возможно большего числа скрещений и кругов одной ногой их нужно усложнять поворотами. Когда необходимые элементы выучены, нужно как можно раньше соединять их в комбинацию. Ив дальнейшем выполнение комбинаций без остановок и вынужденных соскоков остается первоочередной задачей на каждой основной тренировке. Обычно этому препятствует недостаточная специальная выносливость. Основной путь ее развития — увеличение количества элементов водном подходе. Чаще всего гимнасты выполняют в конце каждой тренировки ив дополнительных занятиях круги двумя, доводя их число водном подходе до 70. Это по длительности даже несколько превышает комбинацию мастера. Кроме кругов необходимо многократно повторять скрещения и другие соединения махов одной ногой, выходы и входы, круги прогнувшись и специальные учебные комбинации, составленные из этих профилирующих элементов Основные упражнения На коне можно выделить сравнительно небольшую группу движений, при овладении которыми в основном решается задача технической подготовки гимнаста в данном виде многоборья. Это объясняется тем, что в каждом движении заложена основа целой группы упражнений, сходных по технике. Такие профилирующие движения каждый тренер и гимнаст должны знать наиболее глубоко и детально. Перечислим их в порядке возрастания трудности. 1. Маятникообразные махи четыре одноименных перемаха (из упора ноги врозь впереди назад, из упора, из упора сзади четыре разноименных перемаха (из тех же положений, что и одноименные, прямое и обратное скрещения. Круговые движения двумя ногами 1) круги двумя без поворотов в упоре продольно, в упоре попе Более подробно вопросы тренировки гимнастов на коне изложены в кн. Б. В. Маслова Упражнения на коне. М, ФиС, 1972, стр. 68—89. 351 рек (на любой части коня например, круги продольно — на ручках, а круги поперек на теле коня); 2) круги двумя с переходами из упора сзади продольно, из упора в сторону из упора поперек вперед (мадьяр тоже назад из упора поперек спиной к ручкам круг двумя с поворотом и переходом в разноименную вращению сторону (выходили вход в одноименную сторону из упора сзади круг прогнувшись (на любой части коня круг прогнувшись с поворотом на 360° или русский круг круг двумя с поворотом вокруг продольной оси тела (например, состоящий из следующих перемахов: из упора поперек пере-мах двумя вправо с поворотом направо, перемах двумя влево-назад с поворотом направо в упор поперек спиной к ручкам, перемах двумя вправо с поворотом направо, перемах двумя влево-назад с поворотом направо в упор поперек. Рассмотрим технику и методику разучивания некоторых основных махов и кругов. Размахивания и одноименные перемахи Все перемахи выполняются в результате маятникообразного или кругового маха нижней частью тела в сторону. Поэтому начинающих гимнастов надо прежде всего научить создавать начальный момент вращения или колебания, а затем увеличивать и регулировать амплитуду движений. Размахивания. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) в висе (на кольцах, на стенке); б) в упоре на руках на брусьях и на комбинированном снаряде; в) упор ноги врозь на коне, проводка по движению и фиксация крайнего верхнего положения ноги; г) размахивание в упоре ноги врозь сначала с помощью, затем самостоятельно; д) размахивание в упоре; е) размахивание в упоре сзади. Одноименные перемахи. После того как занимающиеся освоят широкие маятникообразные махи всем телом в трех основных положениях упора на ручках, им нетрудно будет выучить все одноименные перемахи. Профилирующим соединением в этой подгруппе махов является так называемый маятник (рис. 191): из упора пе- ремах правой, мах влево, перемах правой назад и тоже в другую сторону. Начинающий гимнаст должен выучить это упражнение и на каждом занятии повторять его, увеличивая размах колебания всего тела и высоту подъема ног. Чтобы выполнить маятникообразное движение с прыжка, надо направить плечи вперед, а ноги вправо, разводя их пошире за счет отведения правой. В крайней точке маха правой ногой оттолкнуться правой рукой и, оставляя правую ногу вверху, разогнуться в тазобедренном суставе. После этого быстро поставить руку на опору 352 за правым бедром. Мах влево в упоре ноги врозь выполняется также, как и вправо. При следующем махе вправо (как бы спиной вперед) надо акцентировать взмах левой ногой до полного разгибания в тазобедренном суставе. Когда правое бедро при движении вправо надавит на руку, ее нужно отпустить и тотчас взмахнуть правой ногой в сторону и кверху. Стремясь удержать ногу возможно выше, быстро поставить правую руку кратчайшим путем. После свободного опускания ног повторить те же действия в другую сторону. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) на комбинированном снаряде с помощью для оказания помощи стать сзади и, поддерживая одной рукой за ногу снизу, а другой за таз сбоку, отводить нижнюю часть тела гимнаста в сторону и кверху до предела. В верхней точке маха перехватить руки и помочь ученику выполнить упражнение в другую сторону;' б) из размахивания в упоре правой перемах правой назад и мах влево, с помощью, а затем самостоятельно; в) тоже, что предыдущее упражнение, и перемах левой; г) с прыжка мах влево, перемах правой, мах влево, перемах правой назад, перемах левой, мах вправо, перемах левой назад и далее те же перемахи несколько раз подряд. Если это упражнение выучено правильно, то нетрудно освоить технику и других соединений одноименных перемахов; д) с прыжка или после размахивания в упоре перемах правой вне, мах влево, перемах правой назад, тоже в другую сторону; е) из упора правой перемах левой, перемах правой назад, мах влево и тоже в другую сторону; ж) из упора перемах правой, перемах левой вне, перемах правой назад, перемах левой назад, перемах правой вне, перемах левой, перемах правой назад, перемах левой назад; з) перемах правой, перемах левой, перемах правой назад, пере мах левой назад. Разноименные перемахи и скрещения Основные упражнения этой подгруппы—прямые и обратные скрещения. Разноименные перемахи служат подводящими к ним, а также дополняют представление об особенностях всей подгруппы маятникообразных движений без поворотов. Из упора левой перемах левой вправо-назад исполняется широким махом всего тела вправо. Особенно важно сделать сильный, акцентированный взмах правой (ведущей) ногой в сторону и кверху, а затем за голову, оставляя сначала левую ногу внизу. Лишь в момент сильного торможения подъема правой ноги в крайнем верхнем положении выполнить перемах левой вправо-назад. Стараясь задержать опускание правой ноги, быстро поставить правую руку на опору. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) на комбинированном снаряде из размахивания в упоре левой" перемах левой вправо-назад с помощью, а затем самостоятельно тоже на коне; б) на комбинированном снаряде несколько кругов левой, мах влево, несколько кругов правой тоже на коне — сначала с помощью, затем самостоятельно. Из упора левой скрещение вправо (рис. 192) исполняется также, как предыдущее упражнение, но взмах правой ногой направляется не за голову, а несколько впереди тела. После отпускания правой рукой опоры одновременно с разгибанием поворачивать таз налево и продолжить отведение туловища от левой руки. Прогнутое положение тела удерживать и после возвращения правой руки на опору, вплоть до прохождения вертикали внизу. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) из упора левой провести ноги гимнаста по всему пути встречных перемахов. Для этого встать сзади-справа, взять правой рукой за правый голеностоп гимнаста внизу и отвести правую ногу в сторону и кверху до предела. После этого гимнаст должен отпустить правую руку и, поворачивая таз налево, выполнить перемах левой вправо- назад. Как только левая нога окажется над снарядом, нужно левой рукой подхватить ее за голеностопный сустав снизу и зафиксировать прогнутое положение тела. В этом положении гимнаст возвращает правую руку на опору за правым бедром помощь прекращается, и следует свободный мах влево. б) на комбинированном снаряде несколько скрещений подряд сначала без взмахов ногами, несколько замедленно, как бы прогнувшись' Затем к свободным колебаниям всего тела добавлять предельно высокие бросковые движения одноименной ногой; в) на коне с ручками перемах левой, скрещение вправо, перема хом левой с поворотом направо соскок; тоже в другую сторону; г) перемах левой, скрещение вправо, перемах правой влево-на зад, тоже с правой; д) несколько скрещений подряд. Этот контрольный норматив позволяет судить о результатах технической подготовки завесь предшествующий период. Первое требование к качеству исполнения — широкая амплитуда колебания всего тела и полное разгибание в одноопорном положении. После этого следует увеличивать высоту махов одноименной ногой до предела. Из упора правой перемах левой вправо в упор сзади и обратное скрещение (рис. 193). имеют, как и два предыдущих упражнения (1 и 2), общую техническую основу. Они в основном выполняются за счет ускорения маха вправо а упоре ноги врозь сначала приведением левой ноги с разгибанием в тазобедренном суставе, а после отталкивания правой рукой резким отведением правой ноги вправо и кверху. Собственно разноименный перемах или встречные перемахи при скрещении производятся в результате торможения ведущей правой) ноги вверху-справа. После этого для разноименного перемаха в упор сзади достаточно лишь разогнуться, продвигая таз вперед одновременно с приведением левой ноги, а для скрещения, сгибаясь, повернуть таз направо (наружу. Для завершения обоих упражнений нужно быстро поставить правую руку на опору, не отводя от нее таз. Последовательность разучивания и методические приемы такие же, как и при овладении предыдущей группой упражнений. Изменяются лишь исходные и конечные положения ног. Контрольный норматив — соединение из четырех обратных скре- щений. Сначала добиться максимального отведения туловища от руки в сторону маха. Затем, сгибаясь и поворачивая таз наружу, увеличить взмах передней ногой в сторону и кверху. Круги двумя ногами Это — важнейшее профилирующее упражнение среди всех круговых движений. Независимо от условий опоры и величины препятствий для перемещения ноги нижней части тела их техника должна быть единой в любых соединениях с круговыми движениями. На ручках, на теле и ручке, на теле коня, на одной ручке, в упоре продольно или поперек круги двумя необходимо выполнять по одной и той же круговой траектории, выпрямленным телом, без заметного перемещения о. ц. т. и ступней по вертикали. Поэтому описанная техника круга двумя на ручках (продольно) остается неизменной при выполнении любого круга двумя без поворота и перехода. Из упора на ручках круг двумя ногами вправо рис. 194). Из положения близкого к горизонтальному упору направить нижнюю часть тела по горизонтали вправо, не сгибаясь и поворачивая таз направо наружу. Правую руку снять с опоры лишь тогда, когда таз окажется против правой ручки коня. Стремясь оставить ступни справа и внизу, ускорить продвижение таза впереди вправо. После прохождения бедер над ручкой быстро вернуть правую руку на опору. В упоре сзади вовремя ускоренного перемещения всей нижней части тела по кругу таз должен быть перед руками. Левую руку не отпускать до тех пор, пока таз не окажется перед левой ручкой коня. Не поворачивать таз налево (наружу, для чего стремиться повернуть его направо (внутрь. Не допускать сгибания с отведением таза назад между ручками (это особенно распространенная и трудно исправимая ошибка. После отпускания левой рукой ручки коня кратчайшим путем и как можно быстрее вернуть ее на опору сразу вслед за прохождением бедер над ручкой. На протяжении всего круга тело должно быть возможно более выпрямленным (небольшое сгибание допустимо лишь в грудной части позвоночника, ноги предельно натянуты и жестко фиксированы с нижней частью туловища. Ступни следует максимально удалять от опоры во всех точках перемещения по горизонтали, стремясь описать ими правильную окружность на уровне верхнего края ручек. Чтобы добиться этого, нужно усилиями рук удерживать плечевой пояс на траектории значительно меньшего радиуса, чем траектория ступней, так как при перемахе вперед-вправо равновесие чаще всего теряется из-за большого отведения плечевого пояса назад и влево. П осле до вате ль нос т ь разучивания Период изучения техники кругов двумя и ее совершенствования можно условно разделить натри этапа освоение вращательного 356 движения нижней частью тела при опоре на плечевой пояс в облегченных условиях, овладение унифицированной схемой техники кругов двумя в естественных условиях опоры, разучивание разновидностей кругов двумя. а) из упора на коне с ручками, удерживая двумя руками ступн» гимнаста, провести их по всей траектории круга. При этом гимнасту важно не изменять жесткости осанки, не провисать в плечах, а опускать плечевой пояс, возможно дольше удерживать двойную опору и очень быстро кратчайшим путем переставлять руки; б) в висе на кольцах, опущенных до уровня пояса, круговые вращения нижней частью тела, постепенно увеличивая радиус и ускоряя движение; в) в упоре на руках на брусьях круговые движения нижней частью тела над небольшим препятствием (набивным мячом, табу реткой); г) на специальном тренажере (рис. 189) круги двумя сначала в медленном, затем в нормальном темпе. Освоением этого важнейшего упражнения завершается первый этап разучивания. Тренажеры могут быть и другой конструкции (в частности, дополнительная опора возможна не ступнями, а нижней частью туловища) (В. И. Говердовский); д) на козле (обычном или круглом) или другом подобном приспособлении с прыжка круг двумя в соскок; тоже, но полтора, два и более кругов. Количество кругов постепенно доводить до возможного максимума, но при этом следить за стабильностью позы, равномерностью перемещения ноги плечевого пояса по кругу. Постепенно увеличивать радиус вращения. Выполнить тоже упражнение на коне (сначала на укороченном, а затем на коне без ножек. При переходе к упражнениям на коне обычно появляются ошибки в осанке (сгибания) ив ритме (рывки, резкие ускорения отдельных фаз. В данном случае следует возвращаться к упражнению на козле. Аналогично поступают и при разучивании других разновидностей кругов двумя; е) круги поперек на козле тоже на коне без ручек, предъявляя те же требования, что "и при выполнении упражнений «д»; ж) круги поперек на коне с ручками. При разучивании кругов поперек можно оказывать помощь стоя сзади, взять гимнаста обеими руками за пояс и помогать делать круговые движения нижней частью тела. Чтобы гимнаст не сгибали не разводил ноги (что часто бывает связано и с чисто техническими ошибками, можно предложить ему удерживать в ступнях небольшой легкий предмет или надевать на ноги нетугое резиновое кольцо, стягивающее ступни. Применяют также жесткие наколенники, препятствующие сгибанию ноги даже специальные фиксаторы тазобедренных суставов, не позволяющие сгибаться. Увеличению радиуса вращения способствуют ориентиры, расположенные вокруг коня (белая круговая линия на полу, тесьма, натянутая вокруг коня на уровне перемещения ступней, а также ускорение движения нижней частью тела по кругу Круги двумя с переходами В этих кругах перемещение всего тела в сторону выполняется только за счет поочередных перехватов, как бы приставными шагами. Действия нижней частью тела здесь те же, что ив кругах двумя без переходов. Отличие состоит лишь в перехватах рука также в несколько большем смещении плечевого пояса в сторону перехода. Наиболее просты переходы из упоров сзади, особенно с горы, то есть из упора сзади на ручках в упор сзади на теле и ручке. Здесь для выполнения перехода достаточно, делая круговой мах в упоре сзади на ручках, как для круга двумя, не препятствовать перемещению плечевого пояса в противоположную сторону, а, освободив левую руку (при переходе вправо, переставить ее на правую ручку перед правой кистью. В упоре на ручке надо сделать такой же круговой мах, как в упоре на обеих ручках при простом круге. Сняв затем правую руку с опоры, сразу вслед за перемещением нижней части тела над снарядом переставить ее на тело коня. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) имитация перехода на полу, на коне с помощью, на тренажере б) фиксация упора на одной ручке и проводка по всей траектории маха в упоре; в) из упора стоя с прыжка упор с перехватом левой на правую ручку и соскок углом влево через тело коняг) из упора сзади перемах двумя влево-назад с переходом в упорна ручке и соскок углом или боком над телом коня; д) круг на ручках, переход, круг на теле и ручке. |