Гимнастика. Учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией мл. Украна и А. М. Шлемина. М, Физкультура и спорт, 1977
Скачать 4.76 Mb.
|
Глава УПРАЖНЕНИЯ ВИДОВ МНОГОБОРЬЯ, ОДНОТИПНЫХ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН ВОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Характеристика упражнений Вольные упражнения состоят из различных сочетаний движений телом и отдельными его частями, композиционно связанных веди- ный комплекс. В них включаются преимущественно акробатические элементы прыжкового характера. В отличие от упражнений на снарядах, где гимнаст в основном опирается руками, техника многих элементов вольных упражнений связана с опорой на ноги, на руки и на ноги одновременно, а также с опорой на другие части тела. Участие в движениях всех частей тела, чередование всевозможных вариантов, опорных и безопорных положений, свободный выбор площади опоры обусловливают большое разнообразие технических приемов (элементов. Это позволяет создавать новые формы движений и выполнять их в различных сочетаниях. Вольные упражнения — ценное средство физической и технической подготовки гимнастов. Они развивают точность оценки движений, пластичность и выразительность, особенно при выполнении упражнений с музыкальным сопровождением. Разнохарактерные быстрые и медленные движения оказывают специфическую нагрузку на организм. Относительно большая длительность выполнения вольных упражнений позволяет развивать сих помощью выносливость. Ценные физические качества и навыки (особенно акробатические, приобретенные благодаря вольным упражнениям, положительно сказываются на технической подготовке гимнастов в других видах многоборья. Вольные упражнения составляют основное содержание массовых гимнастических выступлений. Содержание вольных упражнений Все элементы вольных упражнений по характеру нервно-мышеч- ной работы можно разделить на динамические (скоростно-силовые и силовые) и статические. По форме движений и общности технической основы различают такие группы элементов вольных упражнений прыжки, перевороты, падения, перекаты, перемахи ногами, повороты, равновесия, элементарные движения, танцевальные эле- менты. Прыжки в том числе и акробатические)—наиболее динамические элементы вольных упражнений, придающие им легкость, пружинность. Прыжки с ног на ноги (без переворачивания через голову и с переворачиванием через голову, с ног на руки и с рук на ноги характеризуются безопорной фазой после отталкивания руками или ногами. Выполняются они на месте и с продвижением, без разбега и с разбега, с поворотом и без поворота, с дополнительными движениями частями тела. К прыжкам относятся многие акробатические элементы сальто, перевороты, курбет, рондат (см. раздел Акробатические упражнения»). Перевороты без прыжка)—это быстрые или медленные переходы с ног на руки или с рук на ноги. Они выполняются вперед, назад ив сторону. К переворотам относятся быстрые и медленные силовые) переходы в стойку на руках, опускание со стойки на руках в стойку на ногах, переворот вперед со стойки на руках, переворот в сторону (колесо, который состоит из переворота с ног на руки и переворота в сторону с рук на ноги. Падения из стоек на ногах и стоек на руках выполняются впереди назад без поворота или с поворотом быстрым опусканием тела. Заканчиваются они упорами лежа или положениями лежа. Перекаты — движения тела с касанием опоры последовательно разными частями тела (например, перекат спиной назад и вперед в группировке. Перекаты вперед, назад или в сторону без переворачивания через голову выполняются из стоек на ногах, стоек на руках и из смешанных упоров. Примеры перекатов перекат назад из седа в стойку на лопатках опускание из стойки на руках с перекатом через грудь в упор лежа и т. п. Перемахи ногами по аналогии с упражнениями на коне с ручками можно разделить на прямые и круговые. Прямые перемахи выполняются из упора лежа (перемах ноги вместе в сед или ноги врозь в упор лежа сзади, из стойки на руках (перемах одной ногой в шпагат. Круговые перемахи выполняются одной и двумя ногами в сторону из упора лежа и одной ногой из упора присев на другой. Эти перемахи и круги одной и двумя ногами делаются без поворота и с поворотом. Повороты обычно выполняются в сочетании с элементами других групп (падениями, перекатами, переворотами, прыжками, а также являются и самостоятельными элементами, исполняемыми на ногах, на руках ив смешанных упорах. Повороты с сохранением равновесия и без сохранения равновесия выполняются чаще всего прыжком, толчком, переступанием. Например, поворот кругом махом ногой в равновесие поворот кругом в стойке на руках поворот на 360° в прыжке толчком двумя ногами. Равновесия — это балансирования с сохранением позы на ногах или руках на уменьшенной площади опоры. К равновесиям относятся стойки на носках на двух ногах и на одной, равновесия на одной ноге, стойки на голове и на руках, горизонтальный упорна локте. Элементарные движения — это простые движения руками, ногами, головой и туловищем, а также их сочетания, выполняемые в вольных упражнениях в качестве связующих элементов. Всевозможные сгибания, разгибания, взмахи, рывки, круговые движения руками и ногами, наклоны, повороты туловища, выпады, приседания, упоры лежа, седы — основные упражнения для начинающих гимнастов. Танцевальные элементы, используемые в вольных упражнениях, придают им характерность, ритмичность, национальный колорит. Движения из народных, классических и современных танцев, включаемые в упражнения гимнастов старших разрядов, также служат связующими элементами. Композиция вольных упражнений Композиция вольных упражнений — это творческий процесс их составления. Композиция зависит а) отправил соревнований, требующих включать в вольные упражнения элементы и соединения определенной трудности бот закономерностей, основанных на учете эмоционального воздействия на судей и зрителей, оценивающих упражнения вот уровня подготовленности гимнаста г) от тенденций в развитии гимнастики. О композиции также говорят при оценке конкретных вольных упражнений (хорошая, плохая, «оригинальная»,«стандартная» композиция). Правилами соревнований предусмотрен минимум трудных элементов и соединений, соответствующих программе спортивного разряда. Кроме того, в правилах имеются указания о включении в упражнения элементов, требующих проявления определенных качеств (гибкости, прыгучести, равновесия, мягкости движений и т. п, об ограничении времени исполнения и количества пауз. При передвижении вовремя исполнения вольных упражнений рекомендуется использовать всю площадку. Композиция должна быть оригинальной. Поэтому, учитывая требования правил соревнований и общее направление развития гимнастики, надо в составленном упражнении показать индивидуальные особенности каждого гимнаста, чтобы можно было отличить одного исполнителя от другого. Неограниченная возможность сочетания разнообразных элементов позволяет составлять упражнения любой сложности и композиции. Большое значение в композиции имеет противопоставление темповых, динамических элементов статическим позам, движений мягких, с проявлением большой гибкости — силовым элементам. Вот почему сточки зрения композиции иногда включение менее трудных элементов эффектнее, чем простое суммирование трудных элементов. Особенности восприятия, вольных упражнений, их зрелищность основаны на определенных закономерностях композиции. Это единство, контрастность, нарастание. З а коне дин ст в а в композиции предусматривает целостность всего комплекса, имеющего начало, середину и финал, соподчинение отдельных его частей единому замыслу, одному стилю. Композиция упражнения зависит также от музыкального произведения, связывающего все движения воедино, придающего вольным упражнениям определенный характер. З а кон контраста основан на усилении впечатления за 10—699 289 счет резкой смены одних движений другими, отличающимися по амплитуде, направлению, скорости и степени мышечного напряжения. К примеру, завершение быстрых акробатических прыжков резкой остановкой подчеркнет их динамичность. Контрастны быстрые и медленные движения, резкие и плавные, высокие положения и низкие, передвижения вправо и влево и т. п. З а кон нарастания (в некоторых случаях затухания) основан на усилении впечатления путем постепенного, последовательного увеличения (уменьшения) амплитуды движений, степени мышечного напряжения, скорости движений. Наращивание темпа движений к финалу, последовательное выполнение все более оригинальных и трудных элементов к концу упражнения оставляет особенно сильное впечатление у судей и зрителей. Немаловажное значение в композиции имеет направление перемещений по площадке, определение наиболее выигрышного ракурса для демонстрации тех или иных элементов. Ракурс можно изменить поворотом. К примеру, акробатические упражнения, шпагат, стойку на руках, равновесие лучше показывать боком к основному направлению фронтальное равновесие — лицом. При составлении вольных упражнений рекомендуется пользоваться схемами композиции, предусматривающими определенную последовательность в чередовании элементов разных групп. Наиболее типичны такие схемы, используемые в практике а) прыжок (или акробатический элемент, соединение) поворот- падение — перемах ногами — вставание — прыжок акробатический б) падение — перемах ногами — статическое положение — силовой элемент — прыжок в) поворот — равновесие — элемент на гибкость — прыжок. В схемы женских вольных упражнений, помимо того, часто включаются танцевальные шаги, пробежки. Подобные схемы облегчают составление упражнений. Так, по схеме а гимнастам младших разрядов можно предложить такое соединение элементов: 1. Шагом левой и махом правой перекидной прыжок с последующим поворотом кругом. Шагом левой и махом правой вперед поворот кругом и падение в упор лежа на согнутых руках, правая назад, выпрямляя руки, упор лежа. 3. Перемах правой с поворотом налево в стойку ноги врозь, руки в стороны. Кувырок вперед в упор присев и встать. Переворот вперед с разбега. Подбирая разные элементы из программы данного разряда по одними тем же схемам, можно составить различные варианты уп- ражнений. Процесс составления вольных упражнений подразделяется на этапы. Определение характера вольных упражнений с учетом индивидуальных особенностей исполнителя и уровня его подготовленности. Подбор музыкального произведения. 290 2. Выбор схемы (двух-трех) для составления основы упражнений. Подбор конкретных элементов, доступных гимнасту, удовлетворяющих требованиям правил соревнований, и распределение их по схеме. Определение порядка чередования схем. Соединение элементов связующими элементами в единый комплекс. Чтобы лучше запомнить вольные упражнения, рекомендуется нарисовать схему перемещений по площадке, обозначив стрелками направление, а цифрами — исполняемые элементы (рис. Особенности составления вольных упражнений для мужчин, женщин, детей в том, чтобы одним подчеркнуть силу, ловкость и атлетизм, другим — мягкость и грациозность, третьим — задор, игривость. В акробатических упражнениях трудно выделить мужские и женские прыжки, нов других группах элементов есть такие движения. Например, перемахи ногами в упоре лежа, падения, стойки на руках, как правило, включаются только в вольные упражнения мужчин. Особую специфичность, характерность, ритмичность и законченность вольным упражнениям придают связующие элементы. В вольные упражнения женщин включаются танцевальные элементы, пробежки. Это обычно стилизованные движения переменного шага, польки, галопа, мазурки, русской пляски и др. Чтобы придать упражнениям танцевальный характер, необязательно включать классические па из этих танцев. Достаточно использовать даже отдельные движения головой, руками или ногами. В сочетании с музыкой эти штрихи придают упражнениям нужный колорит. Вольные упражнения для детей должны быть сюжетными, игровыми. Это упражнения типа пионерской зарядки, четкие, акцентированные, с имитационными движениями из различных видов спорта. Для показательных выступлений на школьных праздниках можно составлять упражнения с палками, флажками, мячами и другими предметами. Девочкам рекомендуется составлять упражнения танцевального характера. Обучение вольным упражнениям Обучение вольным упражнениям заключается не только в освоении акробатических прыжков, сложных элементов и запоминании всего комплекса. Одной из важнейших задач является овладение так называемой школой, культурой движений, которая имеет большое значение для повышения мастерства выполнения упражнений всего гимнастического многоборья. Для освоения вольных упражнений необходима хореографическая, акробатическая и специальная гимнастическая подготовка. Во время занятий хореографией гимнасты овладевают конкретными навыками и развивают специальные качества, используя средства и методы, принятые в хореографии (искусство танца. Это позиции ног, руки головы, приседания и взмахи ногами, равновесия и позы, повороты и прыжки, танцевальные движения, заимствованные из классического балета, народного и характерного танца. Тренировочные упражнения, как правило, выполняются с музыкальным сопровождением. Их задача — развить пластичность движений и чувство ритма. Гимнасты приобретают важные навыки и качества приучаются оттягивать носок и держать ногу прямой, сильно отталкиваться и мягко приземляться при прыжках, держать туловище прямым при поворотах. Хореографические упражнения для ног развивают выворотность — правильный поворот ног носками наружу, пятками внутрь в стойках на ногах, выпадах, равновесиях, выполняемых из основных позиций. В подготовительном положении руки опущены, округлены, не касаются тела. Позиции рук позиция — руки подняты вперед на уровень груди, округлены, ладони внутрь позиция — руки в стороны, округлены, ладони вперед позиция — руки вверх, округлены, ладони внутрь. Во всех позициях положение кисти неизменно она округлена, большой и средний пальцы согнуты несколько больше остальных и находятся друг против друга. В вольных упражнениях мужчин, в отличие от упражнений женщин, движения руками более прямолинейны. При выполнении хореографических упражнений туловище должно быть прямым, подтянутым, плечи ненапряженными, свободно опущенными. Обучение начинается у опоры. Занимающиеся становятся лицом или боком к ней и слегка держатся двумя или одной рукой за специальный станок (или рейку гимнастической стенки, бревно, жердь и т. п. После освоения хореографических упражнений у опоры переходят к их выполнению без дополнительной опоры. В занятиях рекомендуется выполнять упражнения в определенном порядке. Следует начинать с приседаний у опоры в разных позициях, далее выполнять отведения ноги вперед, в сторону и назад на носок и броски под углом 45°, затем — круговые движения носком ро полу и с подниманием ноги на 45°. После этого надо перейти к броскам ноги от голени и полуприседаниям с отведением ноги на 45°. Далее следуют медленные поднимания ноги на 90° и выше, завершаемые бросками на 90° и выше. Затем выполняются наклоны туловища вперед, назад ив сторону и упражнения на растягивание, стоя на одной ноге и опираясь другой на рейку. Завершается занятие упражнениями в поворотах и прыжками. Придерживаясь этой схемы, можно разнообразить упражнения, выполняя их в различных сочетаниях (например, соединять броски с полуприседаниями, наклонами. В зависимости от подготовленности гимнастов каждое упражнение следует повторять от 8 до 16 раз. Особенности обучения акробатическим прыжкам состоят в том, чтобы научить гимнастов выполнять их с разбега, ограниченного од- ним-двумя шагами, и без разбега, из необычных исходных положений в различные конечные положения (см. раздел Акробатические упражнения»). Очень эффективно обучение с использованием тренажерных устройств, ямы с поролоном в сочетании с батутом, эластичной акробатической дорожки из лыж, системы поясов для страховки. Под специальной гимнастической подготовкой понимается обучение гимнастов элементарным движениями их сочетаниям, а также более сложным движениям, входящим в вольные упражнения наряду с акробатическими прыжками (падения, перекаты, перемахи ногами, равновесия, стойки и т. п.). Элементарные движения просты по технике. Большинство из них включается в подготовительную часть урока. Это всевозможные положения руки движения ими, головой, ногами и туловищем и их сочетания, выполняемые в стойках на ногах, в седах, в смешанных упорах (см. раздел Терминология гимнастических упражнений и «Общеразвивающие упражнения. Элементарным движениям обучают также в специально отведенное время в основной части тренировочного занятия. Параллельно с занятиями хореографической подготовкой осваиваются основные двигательные навыки основные и промежуточные положения отдельных частей тела движения ими в разных плоскостях одновременные, разновременные и последовательные движения различные исходные положения (стойки на ногах, седы, упоры лежа, положения лежа и т. п. При обучении надо обращать внимание на степень мышечного напряжения, развивать умение выполнять упражнения быстро и медленно, с ускорением и замедлением, резко и плавно, напряженно и расслабленно. Характеризуя исполняемые элементы по амплитуде, скорости перемещения, направлению и степени мышечного напряжения, необходимо научить занимающихся выполнять их различными способами силой, махом, рывком, волнообразно. Особое внимание при этом надо уделить сочетанию движений с непрерывным дыханием. Большинство элементарных движений, составляющих основу вольных упражнений гимнастов младших разрядов, осваиваются групповым методом в подготовительной части занятия. Из знакомых движений, разученных отдельно, составляются учебные комбинации на 4—8 счетов, а затем и на 16—32 счета. Вначале основное внимание уделяется точности движений, их форме. С этой целью рекомендуется выполнять каждое движение на первый счета насчет два, три, четыре — делать паузу, проверяя точность исполнения. По мере овладения движениями учебная комбинация выполняется в требуемом ритме и темпе. Подобным групповым способом осваиваются обязательные упражнения. Особое значение в овладении школой вольных упражнений (при хореографической подготовке и элементарных движениях) имеет музыка. На первых же занятиях с музыкальным сопровождением надо ознакомить гимнастов с такими понятиями, как музыкальный ритм и темп, размер, такт и счет. Музыка повышает эмоциональное состояние занимающихся, а также служит ценным средством эстетического воспитания. Даже если правилами соревнований не предусмотрено выполнение упражнений под музыку, целесообразно их разучивать и тренировать с музыкальным сопровождением. Большую пользу приносят занятия у зеркала, позволяющие контролировать точность движений, исправлять недочеты в осанке, добиваясь красоты исполнения. Обучение сложным гимнастическим элементам вольных упражнений имеет много общего с обучением упражнениям на снарядах. Используются те же методические приемы расчленения элементов на отдельные части, применяются подводящие и подготовительные упражнения, приемы помощи и страховки, ориентации во времени и пространстве и т. п. Элементы вольных упражнений осваиваются-в основной части занятия индивидуально, с учетом особенностей каждого исполнителя. При изучении отдельных групп элементов необходимо учитывать специфические особенности, общие в технике исполнения. В частности, при освоении прыжков надо научиться правильно отталкиваться ногами из небольшого полуприседа, выпрямляя ноги и делая движения стопой с пятки на носок мягко приземляться сноска на всю стопу с последующим полуприседанием соединять несколько прыжков в серию без пауз в движении. Техника прыжка зависит не только от правильного толчка ногами, но и от движений руками, от умения принимать или сохранять нужную позу или совершать различные действия в фазе полета. Этим умениям надо обучать отдельно, используя приемы фиксации тела в нужном положении с помощью партнера, поддерживающего за пояс, сзади, увеличивая время полета за счет отталкивания с пружинного мостика или прыгая с высоты. Затем все действия соединяются водном прыжке. Особенно полезны для освоения прыжков упражнения на батуте. Специальные упражнения для развития силы ноги прыгучести необходимо применять регулярно. Обучая гимнастов равновесиям на двух (одной) ногах, различным стойкам на руках, следует научить их сохранять определенное положение и принимать его тем или иным способом. К примеру, сначала с помощью партнера или у стенки с опорой о нее ногами гимнаст должен научиться балансировать, сохраняя равновесие в стойке на рука, а затем выполнять ее махом одной ногой, толчком двумя или силой. Точно также вначале осваивается равновесие на 294 одной ноге с помощью партнера, у дополнительной опоры, затем с шага, прыжком, после поворота и т. п. При выполнении перемахов ногами из упора лежа имеют значение толчок руками, быстрота движений и хорошая подвижность в тазобедренных суставах. Поэтому при обучении этим движениям рекомендуется применять упражнения с отталкиванием руками от стены, подскоки в упоре лежа на полу, упражнения для увеличения гибкости. В технике элементов с поворотами имеют значение правильное выполнение подготовительных действий перед поворотом (полуприседание, замах и т. п положение тела вовремя поворота сохранение прямого тела, неизменного положения движения головой, руками, способствующие повороту, а также действия, предотвращающие поворот. Кроме того, при поворотах наиболее немаловажное значение имеет устойчивость вестибулярного аппарата к вращательным движениям. В связи с этим при обучении поворотам нужно осваивать отдельные их компоненты и параллельно проводить функциональную подготовку вестибулярного аппарата, выполняя все более сложные вращательные движения. В технике некоторых сложных элементов решающее значение имеет гибкость или сила. Естественно, овладевая мостами, шпага- тами, медленными переворотами назад, вперед, равновесиями с захватом и т. п, надо в первую, очередь развить гибкость (с помощью серии специальных упражнений, увеличивающих подвижность в тазобедренных суставах и позвоночнике. Для освоения силовых элементов (медленных переходов в стойку на голове, на руках, угла в упоре на руках, горизонтального упора и др) необходимо развивать динамическую и статическую силу мышц и туловища. Совершенствование в вольных упражнениях - Обучение обязательными произвольным вольным упражнениями тренировка в выполнении их предполагают хорошее владение каждым из элементов не только в отдельности, но ив соединении с другими. Необходимо также воспитывать специальную выносливость и совершенствовать качество выполнения упражнений. Специальная выносливость развивается путем целенаправленной тренировки, основное внимание вовремя которой уделяется неоднократному выполнению упражнений по частями в целом. При этом надо руководствоваться интервальным методом — выполнять отдельные части упражнения в полную силу с небольшим интервалом для отдыха постепенно перерыв 3—5 мин. сокращать домин. и меньше ив конце концов выполнять обе части упражнения без отдыха. Также сокращается время для отдыха между двумя попытками при выполнении вольных упражнений в целом. После окончания упражнений рекомендуется сразу же, без отдыха, повторить концовку. Без такой тренировки гимнаст не сможет хорошо выполнить сложные элементы во второй части упражнения, когда он устанет. Следовательно, с развитием выносливости повышается качество исполнения вольных упражнений. Другой путь — совершенствование деталей, имеющих отношение к осанке, манере исполнения вольных упражнений каждый шаг при ходьбе, беге, прыжке надо делать сноска, во всех позах на ногах выпады, стойки, равновесия как правило, носки ног должны быть повернуты наружу, а пятки — внутрь. Особое значение в подчеркивании характера движений, их окончания и перехода к последующему элементу имеют движения головой акцентированные повороты или наклоны головы, сопутствующие движениям руками и ногами. Часто это своеобразная точка в конце двигательного предложения. Движения могут быть мягкими и жесткими (в зависимости от характера упражнений. Мягкое движение рукой подобно легкой ткани, жесткое — режет воздух. К типичным мягким движениям относятся различные волны руками и телом. Манере исполнения современных вольных упражнений присуща особая легкость, достигаемая включением большого количества прыжков и танцевальных элементов. Вольные упражнения должны быть четкими и ритмичными ив том случае, если они выполняются без музыкального сопровождения. Если правилами соревнований не предусмотрено исполнение упражнений с музыкой, следует подобрать соответствующий аккомпанемент и проводить обучение и тренировку под музыку, добиваясь ритмичности и нужного темпа. Вольными упражнениями необходимо заниматься на каждом занятии. В зависимости от периода тренировки упор надо делать на отдельные стороны подготовки. В подготовительном периоде тренировки проводится обучение элементам вольных упражнений, осваивается школа, проводятся занятия хореографией, акробатикой, специальной физической подготовкой. В это же время усваиваются обязательные упражнения и составляются произвольные. Рекомендуется предлагать занимающимся импровизировать, то есть в течение минуты выполнять тут же придуманные ими несложные движения. Такая импровизация помогает преподавателю определить двигательные творческие способности учеников, их склонности к тем или иным движениям. В конце периода больше внимания надо уделять тренировке упражнений в целом. К решению этой сложной задачи гимнастов следует подводить постепенно. Сначала выполняются вольные упражнения без трудных элементов, которые осваиваются отдельно (может быть, даже на другом занятии, нов той последовательности, как ив вольных упражнениях. Затем упражнения выполняются по частям разбиваются на две-три части, либо многократно каждая часть, либо с паузой для отдыха все части одна за другой. И, наконец, упражнение исполняется в целом. Только при таком исполнения можно окончательно определить недостатки в технической и физической подготовке гимнаста. В соревновательном периоде продолжается совершенствование упражнений. Они выполняются полностью, и одновременно совершенствуются отдельные- элементы и детали. ОПОРНЫЕ ПРЫЖКИ Характеристика опорных прыжков Опорные прыжки — один из видов гимнастического многоборья. Это сложные по координации кратковременные движения, требующие большей концентрации мышечных усилий. Чтобы быстро чередовать фазы прыжка, спортсмен должен уметь правильно распределять внимание и моментально переключать его. С помощью прыжков развивается сила мышц, быстрота, ловкость и точность движений. Сложные прыжки с последующим сальто вперед, назад, боком и некоторые другие связаны с риском. При обучении им воспитывается смелость, решительность, настойчивость, хладнокровие. Опорные прыжки предъявляют повышенные требования к скоростно-силовой подготовке гимнаста. Они включаются в каждое тренировочное за- нятие. Классификация опорных прыжков' Опорные прыжки классифицируются по структурным признакам. Для всех структурных групп характерны общие и частные закономерности. К общим закономерностям относятся направление вращения тела гимнаста вперед после толчка ногами, к частным — изменение или сохранение вращения после толчка руками, а также способ отталкивания руками. Краткая характеристика структурных групп 1. Прямые прыжки. Гимнаст прыгает через снаряд в направлении разбега в слегка прогнутом положении. В дальнейшем прыжок может быть выполнен с замахом или без него, толчком о ближнюю или дальнюю части снаряда, без поворотов или с поворотами наиболее. Руки ставятся на опору одновременно. Толчок руками — стопорящий, после которого тело гимнаста приобретает противоположное вращение — назад. К этой структурной группе относятся прыжки ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, лётом и др. Боковые прыжки. Толчок руками в боковых прыжках выполняется поочередно. Вовремя толчка руками гимнаст может находиться по отношению к коню а) боком, углом или прогнувшись или б) в стойке на руках. Прыжки могут быть выполнены с поворотом наиболее. В боковых прыжках первая полетная фаза очень кратковременна. Прыжки переворотом. Гимнаст проходит над снарядом в плоскости разбега, переворачиваясь через голову в согнутом, прогнутом положении или в группировке. Сюда входят прыжки переворотом вперед прогнувшись, переворотом вперед сгибаясь и разгибаясь, переворотом с последующим сальто впереди др. В прыжках переворотом тело гимнаста вращается водном направлении вперед. Все прыжки выполняются толчком о ближнюю или дальнюю часть снаряда без поворота и с поворотами на 180° и более. Основы техники Каждая структурная группа прыжков характеризуется особенностями выполнения основных двигательных действий. Так, для прямых прыжков характерно изменение направления вращения после толчка руками, для прыжков переворотом, наоборот, сохранение первоначального направления вращения, для боковых прыжков — поочередный толчок руками и положение тела гимнаста вовремя опоры о снаряд. Однако в кажом из прыжков есть и много общего. Например, прыжок на мостик производится толчком сильнейшей толчковой) ноги, толчок ногами сопровождается взмахом руками. Эти сходные действия, единые для всех опорных прыжков, и составляют основу их техники. Для облегчения анализа и изучения основ техники опорные прыжки условно подразделяются наследующие фазы разбег, наскок на мостик, толчок ногами, полет до толчка руками, толчок руками, полет после толчка руками и приземление. Ошибочное выполнение хотя бы одной из перечисленных фаз отрицательно сказывается на исполнении прыжка в целом. Завершающие действия гимнаста водной фазе прыжка всегда являются подготовительными для выполнения последующей фазы. Так, правильное завершение замаха и полный вынос рук вперед в полете после толчка ногами способствуют подготовке к рациональному толчку руками о снаряд некоторое сгибание тела в тазобедренных суставах в конце полета после толчка руками облегчает подготовку к устойчивому приземлению и т. д. Это необходимо учитывать при анализе причин, вызвавших появление ошибок в той или иной фазе прыжка. При выполнении опорных прыжков двигательные действия гимнастов должны соответствовать определенным количественным характеристикам. Такими характеристиками являются скорость разбега, длительность усилий и их направление при толчке ногами о мостики руками о тело коня, продолжительность, высота и дальность полета гимнаста в безопорных фазах. Техника выполнения мужских и женских прыжков принципиально ничем не отличается. Разбег. У высококвалифицированных гимнастов наибольшая скорость разбега достигает 7,6—8,6 м/сек (у женщин 7—7,5 м/сек). Оптимальная скорость разбега с ростом спортивного мастерства, а также в зависимости от особенностей выполнения прыжков различных структурных групп изменяется. Так (при выполнении одних и тех же прыжков) скорость разбега у гимнастов-мастеров выше, чему гимнастов других разрядов. Скорость разбега в прямых прыжках колеблется в пределах 7—7,6 м/сек, в то время как в прыжках переворотом с последующим сальто она 8—8,6 м/сек. Разбег должен быть равномерным, без рывковых ускорений. Значительные колебания скорости разбега отрицательно влияют на качество выполнения толчка ногами. От прыжка к прыжку условия отталкивания изменяются. Чтобы избежать этого, гимнастам необ- ходимо: начинать разбег из одного итого же исходного положения; не изменять (на данный период подготовки) длину разбега; постепенно увеличивать скорость разбега, так как резкий старт вызывает скованность движений. Длина разбега зависит от снаряда, через который выполняется прыжок, вида прыжка, индивидуальных особенностей занимающегося, степени овладения техникой и др. У начинающих гимнастов длина разбега обычно не превышает 12—15 м, у гимнастов старших разрядов — 20 м. Техника беговых шагов принципиально ничем не отличается от техники бега на короткие дистанции в легкой атлетике. Наскок на мостик. Наскок на мостик выполняется в момент приобретения наибольшей горизонтальной скорости. Снижение скорости перед напрыгиванием на мостик отрицательно сказывается на результате прыжка и свидетельствует о неправильном выполнении разбега. Наскок, равный 1,5—2,8 м, выполняется толчком сильнейшей (толчковой) ноги. В момент наскока туловище наклоняется вперед под углом от 5 до 26°, ноги обгоняют туловище, согнутая в тазобедренном и коленном суставах толчковая нога подтягивается к маховой, затем ноги соединяются и почти прямые выносятся вперед. Наскок на мостик продолжается 0,27—0,33 сек. При наскоке руки из крайнего заднего положения начинают двигаться вниз-вперед, а в момент касания ногами мостика находятся внизу. Это важно для выполнения последующего взмаха руками. Чем выше скорость разбега, тем дальше мостик ставят от снаряда на расстоянии 50—200 см. При установке мостика необходимо также учитывать вид прыжка (например, прыжок углом или переворотом) и место толчка руками (о ближнюю или дальнюю часть коня). Толчок ногами. Прыжок на мостик производится на носки напряженных, почти прямых ног без перехода на всю ступню. Ноги на мостике располагаются параллельно, примерно на ширине стопы. Лучшие гимнасты-прыгуны ставят ноги на место толчка акцентирование С этой целью они в конце прыжка на мостик активно разгибают ноги в коленных и тазобедренных суставах и производят подошвенное сгибание стоп. Неквалифицированные гимнасты пассивно ждут момента приземления. При акцентированной постановке ног отталкиваются засек, а при неакцентированной — за 0,15—0,18 сек. На эффективность толчка ногами влияет также своевременный взмах руками. Большинство гимнастов из положения руки назад 299 делают активное движение руками вниз, а затем вперед-вверх. Движение рук тормозится примерно на уровне головы. Толчок ногами и взмах руками заканчиваются одновременно. Сильнейшие гимнасты-прыгуны в процессе толчка ногами развивают усилия до 11—13 кг на 1 кг веса тела спортсмена. В момент окончания толчка ноги полностью выпрямляются в коленных суставах. Полет до толчка руками. Выполняя те или иные прыжки, гимнаст изменяет угол вылета и производит различные движения до того, как руки коснутся опоры. В фазе полета нельзя изменить траекторию о. ц. т, можно изменить лишь положение тела и его отдельных звеньев относительно о. ц. т. В прямых прыжках траектория полета пологая и низкая, тело слегка прогнуто в пояснице, плечи двигаются низко над конем, чтобы обеспечить своевременный толчок руками. В прыжках переворотом гимнаст выполняет более высокий предварительный мах ногами назад — разгибает тело в тазобедренных суставах до прогнутого положения. Замах, выполняемый до опоры руками, способствует 1) увеличению скорости движения ногами по касательной вверх 2) созданию условий для резкого сгибания в тазобедренных суставах в момент толчка руками (так называемого рывкового движения туловищем, необходимого для увеличения давления на площадь опоры и торможения скорости движения ногами. Все это влияет на эффективность последующего толчка руками. Толчок руками. Толчок руками зависит от структуры прыжка При выполнении прямых прыжков и переворотов гимнасты ставят руки на снаряд одновременно впереди туловища, под тупым углом к нему. Благодаря этому обеспечивается стопорящий толчок. Кисти на место толчка ставятся параллельно толчок руками выполняется навстречу движению тела, как бы от себя. Толчок должен сочетаться с рывковым движением туловищем (сгибанием тела в тазобедренных суставах и перемещением таза вверх, позволяющим гимнасту увеличить давление на площадь опоры и эффективнее оттолкнуться. Наибольшие усилия развиваются гимнастом вовремя толчка руками при выполнении прыжка лётом (7—8 кг на 1 кг веса тела гимнаста, наименьшие — в прыжках переворотом (3—3,5 кг/кг). В прыжках переворотом с последующим сальто сила толчка руками равна 5,5—6 кг/кг. Энергичный и короткий толчок руками (0,13— 0,16 сек) должен закончиться к моменту, когда плечи пересекают вертикаль, проходящую через площадь опоры. Уровень расположения о.ц.т. тела в этом случае наибольший, следовательно, может быть достигнута большая абсолютная высота прыжка. В боковых прыжках руки ставятся на опору поочередно. Толчок выполняется сначала одной, затем другой рукой. В этих прыжках время толчка руками наибольшее и колеблется от 0,3 до 0,4 сек. Полет после толчка руками. Положение тела гимнаста в полете после толчка руками определяет вид прыжка. От качества выполнения этой фазы в значительной степени зависит оценка за прыжок в целом. Высококвалифицированные гимнасты при выполнении прямых прыжков после толчка отводят руки не вперед, а назад-вверх; 300 при прыжках переворотом вначале сохраняют положение рук, принятое к моменту окончания толчка, и только во второй части полета слегка разводят их наружу. Зафиксировав положение, определяющее форму прыжка, гимнаст сохраняет это положение (прыжки лётом, перевороты) или прогибается (прыжки согнувшись, ноги врозь и др- Чем дольше сохраняется четкое положение, тем выше качество прыжка. У лучших гимнастов-прыгунов высота подъема, о.ц.т. тела в этой фазе достигает 2,5—2,6 см. Длительность полетной фазы после толчка руками колеблется от 0,7 до 0,9 сек. Приземление. Приземлившись на носки напряженных ног, гимнаст немедленно опускается на всю стопу и незначительно сгибает ноги, усиливая напряжение мышц спины и плечевого пояса. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки вверх-наружу, туловище слегка наклонено вперед (голову вперед не наклонять). Особенности обучения и тренировки Обучению опорным прыжкам должна предшествовать предварительная подготовка, направленная на формирование умений и навыков, необходимых для выполнения различных прыжков, а также на укрепление и развитие мышц, преимущественно участвующих в выполнении опорных прыжков. Изучение основ техники начинается с освоения устойчивого приземления. Затем осваиваются техника бега, прыжок с одной ноги на две и толчок ногами, техника безопорной фазы прыжка, толчок руками и, наконец, техника безопорной фазы после толчка руками. При такой последовательности новые двигательные навыки как бы наслаиваются один на другой и успешно формируется навык прыжка в целом. Только после овладения отдельными фазами прыжка следует переходить к изучению опорных прыжков в целом. Прежде всего следует объяснить занимающимся, как сохранять правильную осанку тела в фазе приземления. С этой целью преподаватель использует прием фиксации из основной стойки занимающиеся принимают положение полуприседа (пятки вместе, носки и колени врозь, спина прямая, руки в стороны-наружу) и фиксируют его до 2—3 сек. Если принято неточное положение, преподаватель исправляет ошибку. Задание считается выполненным, если гимнаст может зафиксировать нужную позу до 5 сек. Далее тоже упражнение исполняется после прыжка толчком двумя ногами с места. При неправильном выполнении следует вернуться к предыдущему заданию. Для закрепления навыков приземления полезно выполнять прыжки прогнувшись и ноги врозь с высоты 30—40 см (в глубину. Если гимнаст при семи-восьми попытках из десяти в момент приземления не сойдет с места и сохранит хорошую осанку, то высоту прыжкового снаряда можно увеличить на 10—15 см. Для усвоения устойчивого приземления необходима длительная тренировка. На первых этапах обучения прыжки с высоты следует выполнять на каждом занятии по 10—15 мин. Рациональная техника беговых шагов разбега осваивается с помощью следующих упражнений а) имитационные движения руками на месте, подобные движения руками при беге б) бег на месте, высоко поднимая бедра, опираясь о гимнастическую стенку тоже, но без опоры руками. Когда эти движения будут усвоены в медленном темпе, частота движений постепенно увеличивается. Контрольные упражнения бег на месте с правильными (перекрестными) движениями руками. Если при выполнении упражнения ученик скован, амплитуда движений незначительна, отсутствует взаимосвязь в сочетании движений ногами и руками, то следует повторить предыдущие задания. Следующий этап в обучении — выполнение упражнений в движении а) медленный бег на носках б) бег высоко поднимая бедра руки внизу в) свободный бег без ускорения с движениями руками. Контрольные упражнения бег нам с постепенным плавным ускорением. При наличии ошибок в технике (бег с прямыми или, наоборот, с расслабленными руками, разворачивание стоп наружу, бег на прямых или, наоборот, полусогнутых ногах, бег с постановкой ног на всю стопу и т. д) следует снова вернуться к предыдущим заданиям. Указанные упражнения выполняются как в подготовительной, таки в основной части занятий. Обучение прыжку с одной ноги на две и толчку двумя ногами проводится в такой последовательности а) прыжки ноги вместе с опорой руками о снаряд выполнять быстро, упруго и только на носках. Водном подходе повторить 8—10 прыжков водном темпе тоже, но без опоры руками б) из стойки на коленях со взмахом руками встать в основную стойку в) прыжки толчком двумя ногами со взмахом руками на месте. Контрольное упражнение, в котором проверяется правильное выполнение быстрого и упругого толчка ногами в сочетании со взмахом руками стоя на гимнастической скамейке, прыжок на полив темпе отталкивание. Для изучения прыжка с одной ноги на две и прыжка вверх толчком двумя ногами нужно выполнить прыжок толчком одной ногой с приземлением на две после 2—3 шагов тоже, нос последующим прыжком вверх. Контрольное упражнение для проверки освоения техники наскока на мостики толчка ногами с 4—5 шагов разбега прыжок на мостики в темпе прыжок на канат (ненужно прыгать в вис на канат, так как это затрудняет выполнение прыжка. Захватив канат руками на уровне плеч, ученик как бы упирается в него и приземляется перед канатом, не касаясь его грудью. Канат подвешивают не ближе чем в 3—4 мот стены, под ним кладут маты мостик ставят на расстоянии 50—70 см от каната. Свободный вылет вперед- 302 вверх без прогибания в грудной и поясничной частях позвоночника — основное требование к этому заданию. В дальнейшем при его выполнении длину и скорость разбега постепенно увеличивать. Для ознакомления с техникой фазы полета после толчка ногами выполняют а) длинный кувырок на акробатической дорожке; б) прыжок на канат (осваивается момент взлета после толчка); в) полет-кувырок на горку из 3—4 матов, положенных один на другой. Основное внимание обращается на выпрямленное положение тела в полете и полный вынос рук вперед, необходимый для правильной постановки их на опору. Контрольное упражнение с небольшого разбега (5—6 м) наскок на мостик, толчок ногами и полет-кувырок на горку матов через веревочку, натянутую на "высоте 80—100 см. Требовать, чтобы до постановки рук занимающиеся не наклоняли голову на грудь и не сгибались в тазобедренных суставах. Труднее всего освоить толчок руками. Здесь большое значение имеет физическая подготовленность занимающихся. Поэтому в процессе изучения техники необходимо постоянно использовать подготовительные упражнения для развития мышц руки плечевого пояса а) броски набивного мяча двумя руками от груди б) в упоре лежа отталкивания руками (ученик должен уметь выполнять за один подход не менее 10—15 отталкиваний с промежуточными хлопками руками в) толкание набивного мяча, лежащего на коне. Для изучения техники используются следующие задания: а) стать в круглом приседе лицом к свернутой акробатической дорожке (кряду положенных друг на друга матов оттолкнувшись ногами, прыгнуть на дорожку в упорна руки и, оттолкнувшись руками, прийти в стойку ноги врозь, руки в стороны. При выполнении следить, чтобы ученики в момент прыжка в упорна руки не изменяли положения рук по отношению к плечевому поясу, принятому в исходном положении, и отталкивались навстречу движению тела; б) фиксировать отдельные положения вовремя толчка (в положении упора лежа на полу) с помощью двух партнеров. Опорные прыжки необходимо чередовать с другими видами многоборья в каждом занятии. Гимнасты младших разрядов, как правило, выполняют в занятии 8—12 опорных прыжков и примерно 50, а то и более подводящих упражнений. В подготовительном периоде гимнасты старших разрядов выполняют 15—20 прыжков (не считая подводящих упражнений. В соревновательном количество прыжков сокращается до 8—12. Интервалы отдыха между подходами 1—2 мин. Чтобы тренировочные занятия проходили целенаправленно, необходимо определить их конкретные задачи. Одновременно совершенствовать все детали техники невозможно. Поэтому на каждое занятие намечается один из элементов техники прыжка. Для закрепления техники и стабилизации навыка рекомендуется а) выполнять прыжки на оценку б) без страховки в) в поролоновую яму гс отягощением (пояс 2—3 кг д) с приземлением на возвышение (горка матов). ЗЭЗ Чтобы повысить требовательность к качеству выполнения отдельных фаз прыжка, можно выполнять опорные прыжки в усложненных условиях. С этой целью увеличивают высоту снаряда, длину преодолеваемого препятствия, длину разбега и дальность приземления от снаряда. Основные прыжки Прыжок ноги врозь через коня в длину толчком о дальнюю часть коня рис. 148). Исполняется с замахом и без него. Руки ставятся на снаряд впереди туловища. Если рукр поставить под углом мене 90°, толчок не получится так как плечи будут свалены впереди толчок будет направлен под себя. После такого толчка полет обычно низкий. Ноги разводятся в стороны только с началом толчка руками, и одновременно тело сгибается в тазобедренных суставах. Таз перемещается вверх. Разгибание после толчка вы- woonc иисле толчка выполняется главным образом за счет поднимания плечевого пояса вверх. При страховке стоять спереди снаряда у места приземления и держать ученика под грудь и за руку выше локтя. Последовательность разучивания. Прежде всего надо научить занимающихся разводить ноги точно в стороны и фиксировать это положение, используя следующие упражнения а) прыжок на месте толчком двумя ногами с разведением и сведением их в воздухе б) прыжок ноги врозь прогнувшись с высоты 50—100 см. Основные ошибки отсутствие фиксации четкого положения и отведение ног вперед или назад. Далее следует разучить толчок руками, для чего рекомендуются два упражнения а) стоя в приседе на ближней части коня, прыжок ноги врозь толчком руками о дальнюю часть б) стоя в полуприседе лицом к горке матов, толчком ног прыжок на горку матов в упорна руки и, оттолкнувшись руками, прийти в стойку ноги врозь согнувшись, руки в стороны. При выполнении этих упражнений следить, чтобы занимающиеся в момент прыжка в упорна руки не изменяли положения рук по отношению к телу, принятому в исходном положении, и отталкивались руками навстречу движению тела. Если в момент толчка руками таз не поднимается до уровня плеч, следует повторить предыдущие упражнения. 804 Труднее всего усвоить разгибание тела после толчка руками. Для этого нужно использовать прыжки ноги врозь с последующим сгибанием и разгибанием с высоты 50—100 см. После этого можно перейти к прыжкам через козла в ширину высота 100 см, мостик на- расстоянии 30—40 см. С первых же попыток требовать, чтобы занимающиеся активно прыгали на снаряд после толчка ногами. Для совершенствования движений и исппяв- ления ошибок рекомендуется выполнять отдельные фазы прыжка в облегченных условиях, чтобы гимнаст смог лучше сосредоточить внимание на снаряде, разбеге и других деталях. С этой целью рекомендуются подводящие упражнения, описанные выше см. период предварительной подготовки. Далее прыжок ноги врозь изучается в такой последователь- ности: 1) через козла в длину через коня в ширину с ручками через коня в ширину без ручек через двух козлов, поставленных вплотную, толчком о дальний снаряд через коня в длину (высота 100 см) с положенным на него матом тоже, но без мата. Постепенное увеличение длины и высоты препятствия (длины и высоты полета) — важное правило при разучивании всех прыжков. Прыжок согнув ноги толчком о дальнюю часть коня рис. 149). При прыжке на снаряд гимнаст держит ноги прямыми. Преждевременное их сгибание в коленных суставах несколько облегчает выполнение прыжка, но ухудшает зрительное впечатление. Сгибание ног в коленных суставах начинается с постановкой рук на снаряд. Гимнаст подтягивает сомкнутые ноги к груди, как бы группируется. Закончив толчок руками, он начинает разгибаться, поднимая плечи и руки вверх, а также опуская и выпрямляя ноги. Отведение плеч назад — грубая ошибка, которая приводит к «перекруту», в результате чего возможно неточное приземление и даже падение на спину. Поэтому необходима хорошая страховка. При страховке стоять у места приземления немного сбоку ив случае необходимости поддержать гимнаста за руку выше локтя или под спину. П осле до вате ль нос т ь разучивания а) опираясь руками о гимнастическую стенку (прямые руки на уровне плеч, толчком двумя ногами прыжки на месте, сгибая ноги. При выполнении упражнения таз поднимать возможно выше, плотно группироваться, ноги не разводить б) из упора лежа толчком ногами упор присев; в) с 2—3 шагов прыжок на горку матов в упорна руки и, отталкиваясь руками, полуприсед, руки в стороны; г) прыжок согнув ноги с последующим выпрямлением с высоты 50—100 см; д) с разбега вскок в упор присев на козла ив темпе соскок согнув ноги; е) прыжок согнув ноги через козла. Для усложнения прыжка отодвигать мостик, увеличивать высоту препятствия, выполнять прыжок через веревочку, протянутую перед или за снарядом; ж) прыжок согнув ноги через двух козлов, поставленных ч вплот ную; з) прыжок согнув ноги через коня в длину с положенным на него матом. Переворот вперед через коня в ширину рис. 150). Взлетая вверх после толчка ногами, гимнаст быстро отводит ноги назад " до слегка прогнутого положения. К моменту постановки рук он находится под углом 60— 65° по отношению' коси снаряда. Напрыгивать точно в стойку на руках не следует, так как в этом случае нельзя высоко и далеко взлететь во второй части прыжка. Отталкиваясь руками, необходимо сделать рывковое движение туловищем, стремясь как бы вытянуться • в одну прямую линию. Толчок руками должен быть очень коротким. Вовремя толчка голову на грудь не наклонять. Положение рук, принятое к моменту окончания толчка, сохранять до приземления. Перед приземлением не сгибаться. П осле до вате ль нос т ь разучивания ас разбега переворот вперед на акробатической дорожке; б) стоя на коне, толчком одной и махом другой переворот вперед на горку матов; в) с разбега толчком о пружинный мостик выйти в стойку на руках на горку матов и кувырок вперед; г) с разбега Ют м толчком о пружинный мостик переворот вперед через горку матов высотой 1 м; д) тоже, нос двух мостиков, положенных один на другой; е) тоже с одного мостика; ж) переворот вперед через коня в ширину с положенным на него поролоновым матом. 306 |