учебник по фольклору 2. Учебник для высших учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального
Скачать 2.7 Mb.
|
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕТексты. Собрание разных песен М. Д. Чулкова. — Ч. 1-3. — СПб., 1770-1773. (Переизд.: СПб., 1913). Львов Н. А. Собрание народных русских песен с их голосами. На музыку положил Иван Прач. — СПб., 1790. (Переизд.: М., 1955). Песни, собранные П. В. Киреевским: Новая серия. — Вып. 2: В 2-х ч. — М., 1917 (ч. 1); 1929 (ч. 2). (Также: Собрание народных песен П. В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. — Т. 1 / Подгот. текстов к печати, ст. и коммент. А. Д. Соймонова. — Л., 1977; Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи П. И. Якушкина: В 2-х т. / Подгот. текстов, вступ. ст. и ком-мент. 3. И. Власовой. - Л., 1983; 1986). Русские народные песни, собранные П. В. Шейном. — Ч. 1. — М., 1870. Великорусские народные песни. Изданы проф. А. И. Соболевским: В 7-ми т. - СПб., 1895-1902. Русские песни / Сост. И. Н. Розанов. — М., 1952. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и примеч. А. М. Новиковой. - М., 1957. Народные лирические песни / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. В. Я. Проппа. — 2-е изд. — Л., 1961. Песни и романсы русских поэтов / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. В. Е. Гусева. - М.; Л., 1965. Русские народные протяжные песни: Антология / Вступ. ст., сост., примеч. и библиогр. И. И. Земцовского. — М.; Л., 1966. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского. — М., 1968. — (Лит. наследство. — Т.79). Павлова Г. Народные песни Смоленской области, напетые А. И. Глинкиной. — М., 1969. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подгот. текста, предисл. к разделам, коммент. А. Горелова. — Л., 1984. Новикова А., Пушкина С. Русские народные песни Московской области. — М., 1986. Новикова А. М., Пушкина С. И. Традиционные бытовые песни Тульской области. — Тула, 1989. Исследования. Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - Л., 1940. - С. 125-199. Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора // Художественный фольклор. — Вып. 1. — М., 1926. — С. 30-53. Штокмар М. П. Исследования в области русского народного стихосложения. — М., 1952. Колпакова Н. П. Русская народная бытовая песня. — М.; Л., 1962. Лазутин С. Г. Русские народные песни: Пособие для вузов. — М., 1965. Гудошников Я. И. Очерки истории русской литературной песни XVIII-XIX вв. - Воронеж, 1972. Акимова Т. М. Очерки истории русской народной песни. — Саратов, 1977. Еремина В. И. Поэтический строй русской народной лирики. — Л., 1978. Хроленко А. Т. Поэтическая фразеология русской народной лирической песни. — Воронеж, 1981. Новикова А. М. Русская поэзия XVIII — первой половины XIX в. и народная песня: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - М., 1982. Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. — Л., 1989. Дианова Т. Б. Военно-бытовые песни донских казаков. — М., 1996. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ1. В чем состоит трудность классификации народных лирических песен? 2. Раскройте содержание какой-либо тематической группы крестьянских песен. 3. Охарактеризуйте роль книжной лирики в обогащении народного песенного репертуара. ЗАДАНИЕВнимательно изучите работу А. Н. Веселовского "Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля" (см. Хрестоматию исследований). Попытайтесь составить эволюционную схему: систему художественных средств народной поэзии в их историческом становлении и развитии. ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР. НАРОДНАЯ ДРАМАФольклорный театр — традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д. В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеат-ральный и театральный этапы народного драматического творчества. К дотеатральным формам относятся театрализованные элементы в календарных и семейных обрядах. В календарных обрядах — символические фигуры Масленицы, Русалки, Купалы, Ярилы, Костромы и др., разыгрывание с ними сценок, ряжение. Видную роль играла аграрная магия, магические действия и песни, призванные содействовать благополучию семьи. Например, на зимние Святки по деревне тянули плуг, "посевали" в избе зерном и т. д. С потерей магического значения обряд превращался в забаву. Свадебный обряд также представлял собой театрализованную игру: распределение "ролей", последовательность "сцен", перевоплощение исполнителей песен и причитаний в действующее лицо обряда (невесту, ее мать). Сложной психологической игрой было изменение внутреннего состояния невесты, которая в доме родителей должна была плакать и причитать, а в доме мужа изображать счастье и довольство. Однако свадебный обряд не воспринимался народом как театральное действо. В календарных и семейных обрядах участниками многих сцен были ряженые. Рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина — в мужскую, рядились в животных, особенно часто в медведя и козу. Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. На Святки, масленицу, Пасху ряженые исполняли юмористические и сатирические сценки. Некоторые из них позже влились в народные драмы. Помимо обрядов, театральные элементы сопровождали исполнение многих фольклорных жанров: сказок, хороводных и шуточных песен и др. Важную роль здесь играли мимика, жест, движение — близкие театральным жесту и движению. Например, сказочник не просто рассказывал сказку, а в той или иной мере разыгрывал ее: изменял голос, жестикулировал, менял выражение лица, показывал, как герой сказки шел, нес ведро или мешок и т. д. Фактически это была игра одного актера. Собственно театральные формы народного драматического творчества — стадиально более поздний период, начало которого исследователи относят к XVII в. Однако задолго до этого времени на Руси были комедианты, музыканты, певцы, плясуны, дрессировщики. Это — скоморохи. Они объединялись в бродячие группы и до середины XVII в. принимали участие в народных обрядах и праздниках. Об искусстве скоморохов сложены пословицы (Всяк спляшет, да не как скоморох), песни и былины ("Вавило и скоморохи", "Гость Терентьище"). Их творчество отразилось в сказках, былинах, в разных формах народного театра. В XVII в. скоморошество было запрещено специальными указами. Еще некоторое время скоморохи укрывались на окраинах Руси. Специфические признаки фольклорного театра — отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной объективированный образ, эстетическая направленность представления. Пьесы нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации. В зарождении, функционировании и распространении всех форм и видов фольклорного театра важную роль играли города. В городах излюбленным временем и местом народных зрелищных представлений были ярмарки, на которые собиралось много людей, в том числе селян. Они не только торговали, но и развлекались. |