учебник по фольклору 2. Учебник для высших учебных заведений Рекомендовано Министерством общего и профессионального
Скачать 2.7 Mb.
|
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕТексты. Майков Л. Н. Великорусские заклинания — СПб., 1869. [Зап. РГО по отделению этнографии. — Т. II]. (2-е изд., испр. и доп.: СПб., 1994). Банин А. А. Трудовые артельные песни и припевки. — М., 1971. Русские заговоры / Сост., предисл. и примеч. Н. И. Савушкиной.— М., 1993. Исследования. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3-х т. — М., 1865-1869. (Репринт. переизд.: М., 1994). Забылин М. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — М., 1880. (Репринт. переизд.: М., 1989). Фаминцын А. С. Божества древних славян. — СПб., 1884. (2-е изд.: СПб., 1995). Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 — 1913 / Вступ. ст. Н.И.Толстого; Сост. А. Л. Топоркова. — М., 1994. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. — СПб., 1914. Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки / Вступ. ст. Н. И. Толстого; Подгот. текста, коммент., указат. Е. Е. Левкиевской. — М., 1995. (Первое изд.: Пг., 1916). Познанский Н. Ф. Заговоры. Опыт исследования происхождения и развития заговорных формул. — Пг., 1917. Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей: Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. — М., 1974. Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами / Отв.ред. Б. Н. Путилов. — Л., 1977. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. — М., 1980 (т. 1); 1982 (т. 2). (2-е изд.: М., 1987, 1988). Мачинский Д. А. "Дунай" русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии // Русский Север: Проблемы этнографии и фольклора. — Л., 1981. — С. 110-171. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 1981. Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси. — Л., 1986. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987. Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы / Отв. ред. Н. И. Толстой. - М., 1989. Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвис-тич. исследования. — М., 1991. Кирдан Б. П. Из истории календарей // Сказка и несказочная проза: Межвуз. сб. науч. трудов. — М., 1992. — С. 151-160. Харитонова В. И. Заговорно-заклинательная поэзия восточных славян: Конспекты лекций. — Львов, 1992. Елеонская Е. Н. Сказка, заговор и колдовство в России: Сб.трудов / Сост. и вступ. ст. Л. Н. Виноградовой. — М., 1994. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М., 1995. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5-ти т. — Т. I: А-Г / Под ред. Н. И. Толстого. - М., 1995. Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. — Изд. 2-е, испр. — М., 1995. Русские / Отв. ред. В. А. Александров и др. — М., 1997. Кляус В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян / Отв. ред. В. М. Гацак. — М., 1997. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ1. Расскажите о производственных функциях трудовых песен. 2. В чем сходство и в чем отличие гаданий и заговоров? 3. Дайте определение фольклорной формулы. Приведите примеры заговорных формул. ЗАДАНИЕС помощью дополнительной литературы подготовьте устное сообщение на одну из тем: "Этногенез и культура древнейших славян", "Язычество древних славян", "Божества древних славян", "Язычество Древней Руси", "Мир человека в слове Древней Руси", "Языческий пантеон князя Владимира", "Хранители мифологии" — или на какую-либо другую. КЛАССИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР Классический фольклор — богатая система развитых, художественно полноценных жанров. Она продуктивно функционировала в течение веков, была тесно связана с феодальным бытом и патриархальным сознанием народа. Произведения классического фольклора принято делить на обрядовые и внеобрядовые. ОБРЯДЫ И ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОРОбрядовый фольклор составляли словесно-музыкальные, драматические, игровые, хореографические жанры, которые входили в состав традиционных народных обрядов. В жизни народа обряды занимали важное место. Они складывались из века в век, постепенно накапливая разнообразный опыт многих поколений. Обряды имели ритуально-магическое значение, содержали правила поведения человека в быту и труде. Их принято делить на трудовые (земледельческие) и семейные. Русские обряды генетически связаны с обрядами других славянских народов и имеют типологическое сходство с обрядами многих народов мира. Обрядовая поэзия взаимодействовала с народными обрядами, содержала элементы драматической игры. Она имела ритуально-магическое значение, а также выполняла психологические и поэтические функции. Обрядовый фольклор синкретичен по своей сути, поэтому его целесообразно рассматривать в составе соответствующих обрядов. Вместе с тем отметим возможность иного, строго филологического подхода. Ю. Г. Круглов выделяет в обрядовой поэзии три вида произведений: приговоры, песни и причитания. Каждый вид составляет группа жанров. Особенно важны песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах они занимали ве- дущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции. Песни исполнялись хором. Ритуальные песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации. Заклинательные песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье. В песнях величальных поэтически идеализировались, прославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (Коляда, Масленица и др.). Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим. Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Песни лирические — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определенный эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика. |