Главная страница
Навигация по странице:

  • 1475-1556)

  • 2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо


    Скачать 4.66 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
    Дата01.03.2022
    Размер4.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2004. Философия.pdf
    ТипУчебник
    #378822
    страница14 из 50
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   50
    Глава 6. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зарождение русской философии и ее особенности
    Русская философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси. Большую роль здесь сыграло принятие Русью христианства в 988 г. и укоренение православной веры. На становление философской мысли также оказал влияние противоречивый характер русской истории это и татаро- монгольское нашествие, и крепостное право, и гражданские конфликты, и революции. Кроме того в развитии философской мысли в России проявились особенности культурно-географического расположения страны. Все это способствовало появлению огромного многообразия философских течений и школа также тому, что отечественная философия имеет насыщенное проблемное поле.
    Первый, т. н. ранний, период в истории русской философской мысли можно отнести к XI — XVI вв. Вопросы философского характера рассматривались вначале в летописях. Так, в Повести временных лет, составленной монахом Нестором, был поставлен вопрос о происхождении русской земли, об ответе человека, наделенного бессмертной душой и свободой, за свои поступки перед Богом. Первым же

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    80 собственно философским произведением принято считать трактат Слово о законе и благодати, написанный киевским митрополитом Илларионом в XI веке. Это произведение также
    197
    является образцом ораторской прозы. В основе философско-исторической концепции Иллариона лежит идея равенства всех народов перед благодатью. Эпоха закона символизируется образами тени, луны, рабыни Агары, а эпоха благодати — образом солнца, свободной Сарры. В произведении также прославляется Русь и воздается хвала князю Владимиру, он впервые сравнивается с византийским императором Константином.
    В период складывания и укрепления Московского государства (XIV —XVI вв.) в русской философской мысли появились натурфилософские учения. В философском плане наибольший интерес представляет влияние исихазма на русскую культуру и мышление. Исихазм — от греческого слова, означающего покой, безмолвие. Это течение наиболее глубоко проявилось в древнерусском искусстве, в частности, в творчестве Андрея Рублева. Сторонники данного движения считали, что мир пронизан божественной энергией, которая открывается человеку через созерцание природы, с помощью молитв. Человек же — это богопознающее существо, микрокосм, соединяющий душу и плоть, способность ощущать и общаться. Мыслителем, который применил теорию исихазма, был Нил Сорский (1433-1508) Он стал вождем нестяжателей. Это было религиозно-политическое учение на Руси в конце XV — начале
    XVI вв. Нил Сорский считал, что монахи должны жить своим трудом. Главное их занятие — духовное самосовершенствование. Самое крупное творение Нила Сорского — Устав. Это ценнейший источник философской, этической и психологической мысли. Взгляды Сорского способствовали развитию монашеского движения на Руси. Большой вклад в теоретическое обоснование нестяжательства внес также Максим Грек
    (1475-1556). Он развивал учение о том, что каждый человек обладает свободой воли и обязан трудиться. У нестяжателей были противники — иосифляне, во главе с Иосифом Волоцким
    (1439-1515) — игуменом Волоцкого монастыря. Иосифляне считали, что монастыри должны приобретать собственность, чтобы быть могущественными, т. к. без этого невозможно творить богоугодные дела.
    В XIV —XVI вв. на Руси появились ереси, направленные против официальной религии. Следует отметить
    198
    ересь стригольников. Их нападки на православную церковь велись по двум направлениям во- первых, по линии ее организационных основ, во-вторых, по вопросам богословской догматики.
    Стригольники считали, что духовенство должно подбираться сообразно общественным заслугам, способностями высоким моральным качествам. Острие критики направляли против сребролюбия и стяжания имений. Слепому подчинению Священному писанию они противопоставляли критическое мышление, допускающее личную интерпретацию догматов веры. Движение стригольников было разгромлено в конце XIV века. В конце XV века появляется еще одна крупная ересь, получившая название ереси «жидовствующих». Они отвергали церковную иерархию, замещение должностей по мзде, выступали против строительства храмов, не признавали святых таинств, скептически относились к иконам. Самым существенным ядром еретического переосмысления христианства было противопоставление Евангелия и Ветхого Завета. Созванный в 1490 г. церковный собор осудил ересь.
    В XIV —XVII вв. философская мысль проявила большой интерес к историософской проблематике. В
    XVI веке псковский монах Филофей (1465-1542) создал религиозное учение о Москве как третьем Риме. Он утверждал, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение. Старый Рим, бывший центром христианства, был завоеван варварами. Новый Рим (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей. Третьему Риму — Москве — предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения. Падение старого и нового Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлинной вере.
    Проблемы общественного устройства и путей развития России стоят в центре внимания ив переписке Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иван Грозный выступал за абсолютную, ничем неограниченную монархию. Бежавший в пределы Речи Посполитой опальный князь Андрей Курбский отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, признания прав знати, координации действий царя земским собором. Царь аргументировал свои позиции, ссылаясь на историю римских императоров. Курбский же симпатизировал просвещенному европейскому монархическому устройству. Спор был разрешен историей в России установилась самодержавная форма правления.
    Одним из крупнейших общественных событий XVII века, отразившихся в развитии русской философии и общественной мысли, был церковный раскол. Возникшее первоначально из-за чисто формального признака новой и старой обрядности различие очень быстро стало символом борьбы двух течений — официальной идеологии, которая поддерживалась государством, и оппозиционно настроенного старообрядчества.
    Значение раннего периода русской философии состоит в том, что в его рамках сформировались три основных направления философской мысли, которые получили свое развитие в последующие периоды религиозное, нравственное, историософское. Следует отметить, что в это время философия уже начинает изучаться в учебных заведениях (Киево-Могилянской академии, Славяно-греко-латинской

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    81 академии. Философская мысль русского Просвещения век — век быстрого развития наук, ремесел, культуры. Во многом это было связано с реформаторской деятельностью Петра I. В это время начинается интенсивное взаимодействие русской и европейских культур. Философия обретает светский характер. Наибольшее влияние на развитие русской философии этого периода оказало французское и немецкое Просвещение.
    Среди сподвижников Петра I было немало образованных и просвещенных людей. Особенно часто в делах, касающихся развития просвещения, науки, идейного обоснования проводимых реформ, Петр советовался с Феофаном Прокоповичем. Постепенно вокруг него сплотились единомышленники. Их объединяла общая позитивная оценка и практическая поддержка петровских преобразований. Это содружество Феофан Прокопович назвал ученой дружиной. К нему принадлежали Ф. Прокопович, А.
    Кантемир, В. Татищев, Г. Бужинский, А. Волынский и др.
    Просветительскую традицию продолжил выдающийся русский ученый МВ. Ломоносов (1711-1765) русский ученый-энциклопедист, мыслитель, поэт, общественный деятель. Он заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. Ломоносов сделал крупные открытия в естествознании, предложил проекты развития промышленности, земледелия и торговли. Из всех наук он более всего ценил химию. МВ. Ломоносову принадлежит большая заслуга в учреждении в 1755 году Московского университета, в котором, наряду с другими науками, стала изучаться философия.
    В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы, из которых слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией. Материальные тела обладают также и движением — вращательным, поступательными колебательным. Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно. Окружающий человека видимый мири природа находятся в непрестанном изменении и развитии. Помимо проблем естествознания, Ломоносов уделял внимание и гуманитарным вопросам. Он стал одним из основных реформаторов российской словесности. В его поэзии и прозе даны образцы стилей, которые необходимы для полнокровного существования литературного языка. Как историк России Ломоносов руководствовался идеей равноценности народов. Он выступил противником норманнской теории образования русской государственности, не соглашаясь стем, что древнерусское население служило пассивным объектом скандинавских завоеваний.
    Творчество МВ. Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки, образования и философии, в частности, на общие гуманистические ориентации таких мыслителей, как
    Радищев, Щербатов, Десницкий.
    201
    Главное философское произведение АН. Радищева (1749-1802)
    — сочинение О человеке, о его смертности и бессмертии. Проблема человека является центральной темой трактата, под углом зрения которой получают рассмотрение вопросы о соотношении души и тела, мысленного и материального, о путях человеческого познания, о предмете философии и ее роли в жизни людей. Согласно Радищеву, философия призвана раскрывать человеку глаза на природу, самого себя. Природа, окружающая человека, имеет многообразие различных форм материи, сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из множества предметов. Каждый предмет обладает формой, делимостью, движением и другими свойствами. Человек также является произведением природы. Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука как орудие деятельности. Человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, поэтому человеческий род существует бесконечно. Движущей силой общественного развития, по мнению Радищева, является человеческий разум в различных его проявлениях. В книге Путешествие из Петербурга в Москву Радищев подверг критике систему крепостного права и самодержавия в России. Он считал, что крепостное право не только противоречит естественным правам человека, но и неэффективно в экономическом отношении, самодержавие характеризовалось им как препятствие общественному прогрессу в России.
    М. Щербатов (1733-1790) занимал, по сравнению с Радищевым, более умеренные политические позиции. Его часто называют идеологом российского дворянства. Щербатов рассматривал социальность как наивысшую ценность. Сохранение и поддержание общественной организации является исходным принципом его рассуждений. Причины возникновения общества он рассматривал в соответствии с просветительскими традициями. Естественный ход событий привел людей к созданию упорядоченного общества. Находясь в тесной зависимости от общества, человек обязан его всемерно поддерживать Общественные обязанности Щербатов ставит на первое место, лишь затем следуют обязанности перед Богом. Но общество должно быть организовано, поэтому необходимы законы. В России,
    202
    с ее огромными просторами, суровым климатом и суровыми нравами, должны быть строгие законы.

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    82 Законодательная деятельность является наиболее важной и почетной в человеческом обществе. В концепции Щербатова законы поставлены впрямую зависимость от нравов, климата, различных видов человеческой деятельности. Он анализирует основные виды правления — монархическое, аристократическое и демократическое, их особенности, преимущества и недостатки. Щербатов предпочитает монархию, подчеркивая стабильность монархического правления.
    Определенное воздействие на распространение идей просвещения в России оказало масонство. Оно получает распространение на русской земле ввек царствования Елизаветы. Главное философское направление, под влиянием которого находилось русское масонство, было связано с именами французского мистика Сен-Мартена (1743— 1801) и немецкого мистика Якова Беме (1575— 1624). Основная тема — учение о сокровенной жизни человека, о сокровенном смысле жизни вообще. Особую привлекательность этой мистической метафизике придавала ее независимость от официальной церковной доктрины. Легендарные рассказы о храме Соломона, символизм в церемониях привлекали тем, что за ними стояли современные люди, наделенные ответственностью и силой. В русском масонстве были сформированы черты будущей передовой интеллигенции на первом месте здесь стояло сознание долга служения обществу. Масоны призывали к единству веры и знания разум без веры не в состоянии понять таинственную сторону бытия, а вера без разума впадает в суеверие. К масонству принадлежал
    H.A. Новиков (1744-1818). Он активно участвовал в распространении идей развития духовной жизни, нравственного самоусовершенствования и проявления действенной любви к ближнему.
    В масонстве существовало также натурфилософское течение, которое в России было представлено
    И.Г. Шварцем (1751-1784), который учредил в 1782 году Орден Розенкрейцеров. Шварц был энтузиастом оккультизма. Оккультизм примыкал к научному естествознанию и послужил формированию философского интереса к изучению природы. Важнейшие течения в философии XIX в. Идейно-философская борьба х годов XIX века
    В 1829- 1831 гг. П.Я.Чаадаев (1794-1856) написал свои знаменитые Философические письма. В них Чаадаев, характеризуя безрадостное положение русского народа, пытался ответить на вопрос о судьбах России и найти корни современной жизни в прошедшей истории. Безрадостное человеческое существование, в котором нет места личности, Чаадаев выводит из печального прошлого русского народа. Он считал, что все общества пережили бурные эпохи перехода от юности к зрелости, а в России ничего не менялось. В будущем мыслитель также не видел просвета. Его выводы глубоко пессимистичны, потому что он не находил никаких внутренних стимулов развития и никаких условий для их формирования. Главные пороки русской жизни — это самодержавие и крепостничество. Неприятие Чаадаевым николаевского режима вытеснило все другие чувства и привело к искажению русской истории. Позже Чаадаев стал критически относиться к западной цивилизации. А также пересмотрел свое отношение к будущему России. Социологическая концепция Чаадаева являлась религиозно-идеалистической. Конечной силой исторического развития он представлял божественное предвидение. Физическая история человечества начинается с сотворения человека. Но сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Бог дает религиозную идею, которая воплощается во всеобщий разум людей. Мысль является подлинной историей.
    По мнению Чаадаева, божественная идея, которая лежит в основе человеческого мира, наиболее полно выражается в христианской религии. Из различия православия и католичества выводится неодинаковость западноевропейской и русской цивилизаций. Когда Запад был уже оплодотворен к развитию христианством, Русь прозябала в язычестве. К моменту крещения Руси единая церковь раскололась. Католичество сохранило истинные заветы Христа, а православие стало религией дряхлой Византии, где оно было окончательно искажено. Россия, приняв византийское православие, с самого начала оказалась обреченной на отсталость, замкнулась в своем религиозном обособлении и осталась в стороне от европейских принципов жизни.
    Философия Чаадаева дала толчок к возникновению двух противоположных направлений — славянофильства и западничества. Между ними возник острый спор об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о ее призвании в мире. Суть полемики состояла в том, должна ли Россия идти вслед за Западом по пути прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации или у нее должен быть самобытный путь развития.
    Славянофилам (братья И.С. и К.С. Аксаковы, ИВ. Киреевский, A.C. Хомяков и др) была свойственна критика западной цивилизации как бездушной, в которой господствует эгоизм, прагматизм. Философское мировоззрение славянофилов было ориентировано на православие, которое рассматривалось в качестве духовной основы русского общества. Они идеализировали допетровскую Русь, крестьянскую общину.
    Одним из основателей славянофильства был ИВ. Киреевский (1806-1856). Будучи человеком глубоко религиозным, он верил в великое предназначение России. Главным достоинством русского ума

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 си характера, по его мнению, является цельность, гармоничное единство души и тела, стремление к истине и справедливости. По убеждению Киреевского, православие способно преодолеть разрыв между верой и разумом, сделать человека внутренне устроенным. Он считал, что западноевропейский рационализм делает человеческую душу односторонней, раздвоенной. Поэтому и общественная жизнь на Западе раздвоена на противоположные начала духи наука, государство и индивид. Задача развития России состоит в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему гармоничное развитие. Свобода индивида возможна путем подчинения его абсолютным ценностям любви к церкви, государству. Основная цель православной церкви состоит в том, чтобы утвердить святость и незыблемость высоких нравственных истин, которые содержатся в православии.
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   50


    написать администратору сайта