Главная страница
Навигация по странице:

  • Н.Я. Данилевского (1822-1885)

  • В.И. Ленин (1870-1924)

  • Н.Ф. Федоров (1828

  • 3.6. Идеи ненасилия Л.Н.. Толстого

  • 2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо


    Скачать 4.66 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
    Дата01.03.2022
    Размер4.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2004. Философия.pdf
    ТипУчебник
    #378822
    страница15 из 50
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   50
    Западники (АИ. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев) по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего и будущего России. Они активно выступали за
    205
    ликвидацию феодально-крепостнических отношений, за развитие общества по капиталистическому пути. Идеалами западников были гуманистические идеи французского Просвещения, идеи исторического развития в творчестве Гегеля. Они считали, что основной ценностью и целью общества должен быть индивида государство призвано защищать его права и свободы. Как и славянофилы, западники желали блага и процветания России. АИ. Герцен (1812-1870) в работе Дилетантизм в науке
    (1842— 1843) противопоставил идее славянофилов о необходимости подчинить философию религии — мысль о соединении философии с естествознанием. Исследуя идею связи философии с жизнью, он пришел к пониманию философии как науки о всеобщих законах бытия, которые имеют объективное значение. В Письмах об изучении природы (1845— 1846) Герцен развивал мысли о союзе философии и естествознания, о необходимости овладения натуралистами методом диалектики. Он отмечал, что диалектический метод ценен тем, что соответствует вечному движению природных и общественных процессов, а также рассматривает предметы в их целостности, в единстве всех их противоположных определений. Герцен настаивал на том, что несотворимая и неуничтожимая материя обладает внутренней активностью, сознание выступает как цель, к которой природа стремится в своем развитии. Он признавал, что чувственное познание, ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром, и провозглашал необходимость единства опыта и умозрения. Использование диалектики для преобразования общественной жизни давало Герцену возможность обосновать борьбу прогрессивных сил в истории против реакции.
    В социологии Герцен разработал теорию русского социализма. Он отмечал, что Россия очень отстала от Запада, но русский человек сохранил свою душу и национальный характер. Дух русского народа воплощен в сельской общине в виде основ прямой демократии мирского схода, совместного труда, совместного быта. В этом смысле крестьянская община представляет собой как бы инстинктивный коммунизм, и это поможет России избежать буржуазной стадии развития с ее острыми противоречиями. Нов тоже время индивид поглощен и подавлен общиной. Поэтому нужна западная наука, политические свободы и правовые нормы.
    В 1847 году Герцен навсегда покинул Россию, жили работал во Франции, Швейцарии, Италии, Англии, но до конца своих дней он думало преобразованиях, которые привели бы Россию на путь свободы и процветания.
    Герцен рассматривается как основоположник народничества и революционно-демократического движения. К революционным демократам в истории российского освободительного движения принадлежали также В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев и др. Философские школы х годов XIX века
    Среди русских философов обозначенного периода выделяются различные мыслители, радикально различающиеся по своим философским взглядам. Так, П.Д. Юркевич (1827—1874) развивал свои взгляды в рамках религиозной философии. Его философские сочинения немногочисленны, по преимуществу это статьи, опубликованные в изданиях Киевской духовной академии. Важно отметить, что Юркевич был одновременно и философом, и богословом. Он считал, что единство человека состоит не в материальности, а основано на примате духовного. Опираясь в своих воззрениях на Юма и Канта,
    Юркевич решительно разграничил материю и сознание, физиологию и психологию, естествознание и философию. Доказательства, направленные на опровержение материалистической теории познания,
    Юркевич строит на основе критики диалектического закона о переходе количественных изменений в качественные. Он развивает свои аргументы в плане утверждения того, что в действии не может быть ничего такого, что не содержалось бы в причине. Природа поэтому не обладает волшебной силой превращения количества в качество. Количественные различия переходят в качественные не в самом предмете, а в его отношениях к ощущающему и воспринимающему субъекту. Из этих метафизических рассуждений Юркевич делает вывод о невозможности происхождения сознания из материи.
    207
    Н.Г. Чернышевский (1828-1889), наоборот, активно отстаивал материалистическую точку зрения. Он был разносторонним учеными писателем. Работая в журнале Современник, Чернышевский интенсивно пропагандировал общедемократические и социалистические идеи. В его творчестве особое

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    84 место занимает антропологический материализм. В своей статье Антропологический принцип в философии (1860) русский мыслитель подчеркивал, что человек является цельным существом, он должен исследоваться прежде всего средствами естественных наук. Человек — существо естественное, у него нет души, независимой от тела. Все духовные качества и свойства человека — это не дар небес. Они выработаны, развиты им в процессе долгой и трудной общественной жизни. Чернышевский также разработал теорию разумного эгоизма. Он подчеркивал, что разум должен иметь первенство над волей, приводить поступки человека в соответствие с актуальными потребностями общества и всего человечества. Разумный эгоизм — это соединение собственного блага с благом других людей, нацеленность на изменение общественных отношений в соответствии с принципами разумности и справедливости. Счастье человека возможно лишь в условиях гуманного общества. Эти идеи
    Чернышевский изложил в своем знаменитом романе Что делать?».
    Чернышевский был сторонником крестьянской революции. Он видел в ней самый радикальный способ решения острейших проблем России. На смену крепостному праву должен прийти строй производственно-сельскохозяйственных ассоциаций. В истории, по мнению Чернышевского, действует закон нарастания прогресса, причем роль основного двигателя играет знание. Решающее значение в истории имеет революция как способ коренного изменения всего общественного строя. В истории российского освободительного движения Чернышевский прокладывает уже прямой путь к русскому марксизму.
    Особую группу философов конца XIX в. составили так называемые народники. Хождение в народ началось в России в х годах XIX века. В народничестве оформилось три основных направления, которые были развиты в работах МА. Бакунина, ПЛ. Лаврова,
    208
    П.Н. Ткачева. MA. Бакунин (1814-1876) был одним из важнейших теоретиков анархизма. Сего точки зрения, вся история человечества представляет собой неуклонное движение из царства животности в царство свободы. Основным угнетателем человеческого рода, источником зла и несчастий является государство. Оно представляет собой организованное выражения насилия и эгоизм чиновников. Осуществлять господство над людьми также помогает религия. Чтобы привести человечество к состоянию свободы, необходимо прежде всего взорвать государство, исключить принцип власти из жизни общества. Философ был уверен, что русский мужик всегда готов к революции, т. кон бунтарь по своей природе. В связи с этим революционерам следует идти в народи звать его к бунту. На месте государства должна возникнуть свободная федерация земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, основанных на принципах самоуправления.
    П.Н. Ткачев (1844-1885) не разделял надежд бакунистов на стихийный бунт и считал, что государство не отменяется революцией. Он отводил первостепенную роль действиям партии меньшинства, которые прерывают состояние инерции, подталкивают общество к скачку и создают государство революционной диктатуры. Террор против самодержавия для него — единственное средство нравственного и общественного возрождения России. Критерием общественного прогресса для Ткачева была гармония потребностей всех и каждого со средствами их удовлетворения. Достигнуть этого идеала он считал возможным путем коренного преобразования экономической жизни, актом социальной революции.
    Важное влияние на развитие идей народничества оказала идея уплаты долга народу, которая была сформулирована ПЛ. Лавровым (1823-1900) в Исторических письмах. В целях подготовки революции он призывал интеллигенцию к активной пропаганде социалистических идей среди русского народа. Он считал, что нужно идти в народ, слиться сними разбудить его. Личность является, по
    Лаврову, органом прогресса, ее характерная особенность — критическое сознание существующего, стремление к изменению культуры. Поэтому главной движущей силой исторического
    203
    процесса являются критически мыслящие личности, те. передовая интеллигенция. Лишь она способна сформулировать социальный идеал и донести его до трудящихся с помощью пропаганды. Но революция не может быть вызвана искусственно, она должна постепенно вызреть в недрах общественной жизни.
    В 50 — 80 гг. XIX в. продолжилось также дальнейшее развитие славянофильства. Позиция, представленная взглядами Данилевского, Леонтьева и др, характеризуется как позднее славянофильство. Основное произведение Н.Я. Данилевского (1822-1885) — книга Россия и Европа
    (1869). История, по Данилевскому, это не прогресс Разума, не развитие некоторой общей цивилизации, а существование отдельных культурно-исторических типов. Он считал, что, как не существует всеобщего биологического закона, так не может быть единого исторического плана развития общества. В качестве главного аргумента, подтверждающего эти идеи, Данилевский выдвигал несовпадение однопорядковых фаз развития народов во времени. Он считал, что не все народы обладают достаточной для самостоятельного развития жизненной силой. Некоторые из них, возникая, не дают потомства, остаются неоформившимися в полнокровный культурно-исторический тип. Кроме того, объясняя разнообразие исторического развития, Данилевский выделял также такие народы, которые предстают как бичи Божии». Они сметают отжившие или разлагающиеся цивилизации, а затем сами возвращаются в прежнее состояние. Культурно-исторических типов, по Данилевскому, всего 10: китайский, ассиро- вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, германо-романский.

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    85 Русские, а также все славянство выносятся за общий реестр, потому что в своей культуре они обозначили новый возникающий культурно-исторический тип, который не совпадает с уже известными типами.
    Данилевский также формулирует основные законы развития культурно-исторических типов.
    К.Н. Леонтьев (1831-1891) в 1875 году написал свою основную работу «Византизм и славянство. Он считал, что принадлежность России к славянскому миру не может объяснить специфику ее культуры.
    Славянизм есть идея общей крови и сходства языков, а не характеристика славянской культуры, ее юридических, бытовых, художественных особенностей. Славянские народы не имеют единой религии, характеризуются культурными различиями. Для существования славян, по мнению Леонтьева, необходима Россия, но и для силы России необходим византизм. Вместе с византизмом на русскую землю пришло самодержавие, восточное православие, нравственный идеал, который отрицал возможность земного счастья. Для ответа на вопрос, как долго сможет Россия сохранять самодержавную монархию, Леонтьев разрабатывает свою концепцию развития. Согласно этой концепции, развитие есть движение от простоты к оригинальности и сложности при постепенном укреплении внутреннего единства составных элементов. Весь процесс развития состоит из трех этапов первичной простоты, цветущей высшей сложности, вторичного смесительного упрощения. Последний третий этап есть начало разложения и гибели как природного, таки социального организма. Этому триединому процессу как закону подчинено все существующее в пространстве и во времени. Триединый процесс развития государств имеет определенный временной интервал 1000—1200 лет. Таков, по мнению Леонтьева, предел долговечности государств и культур. Считая началом собственно европейской государственности IX — X вв., Леонтьев пришел к выводу, что с конца XVIII века она закономерно вступила в последний, третий период развития — период вторичного смешения. Возраст российского государства близок к возрасту Европы. Российская государственность завершает этап цветущей сложности, а потому самодержавие падет, страна неминуемо вступит на путь губительной демократизации, которая захлестнула Европу. Исчезнет специфика русской литературы, поэзии, быта и т. д. Леонтьев страдал, предвидя такое будущее России, искал способы затормозить ее вступление на путь эгалитаризации и либерализации, что и определило его негативное отношение к социализму. Возникновение марксистской философии в России

    Проникновение идей марксизма с Запада и его укоренение в России началось в 70 — е годы XIX века. Этот процесс был связан с деятельностью группы Освобождение труда, созданной в Женеве Г.В. Плехановым и группой единомышленников. В отличие от народников, русские марксисты не ставили задачу воспрепятствовать развитию капитализма в России. Марксисты считали, что следует идти не к крестьянству, а к рабочими развивать у пролетариата классовое самосознание.
    Г.В. Плеханов (1856-1918), крупный теоретик марксизма, общественный деятель. Его творчество работы Очерки по истории материализма, Наши разногласия и др) охватило широкий круг вопросов критика идеологии и практики народничества, история мировой общественной мысли, философия истории, эстетика. Материалистическое понимание истории Плеханов противопоставляет субъективному методу в социологии, который широко пропагандировали народники. Народники отрицали объективный характер законов истории, идеализировали докапиталистические формы жизни. Позиция Плеханова была прямо противоположной капитализм в России, как и Европе, выполняет прогрессивную роль, т. к. выкорчевывает феодальные и патриархальные порядки и открывает путь для более цивилизованных форм общественной жизни. Развитие капитализма в интересах не только буржуазии, но и пролетариата, который должен играть все более заметную роль в политическом развитии страны, в ее постепенной подготовке к социализму. Но предстоящая революция в России, считал Плеханов, может быть только буржуазной.
    В Письмах без адреса Плеханов рассматривает вопрос о специфике художественного изображения действительности. Эту специфику он видит в ее образном постижении и идейном содержании. С таких позиций Плеханов критиковал формализм и мистицизм, высокое искусство, по его мнению, это, прежде всего, искусство высокой идеи. Ложная идея в искусстве сковывает возможности художника, снижает эстетический уровень его произведения.
    В.И. Ленин (1870-1924) — видный мыслитель и революционер, создатель Советского государства. Его литературная деятельность началась в е годы и была посвящена анализу социально- экономических аспектов развивающегося в России капитализма. Вслед за Марксом и Плехановым Ленин увидел в пролетариате
    212
    силу, способную осуществить социалистическую революцию в России. Необходимым условием ее подготовки Ленин считал создание политической партии и развитие сознательности рабочих. К числу важнейших философских трудов В.И. Ленина относится Материализм и эмпириокритицизм) и Философские тетради (1915). В центре Материализма и эмпириокритицизма стоит проблема теории познания. Марксизм имеет свою философию — диалектический материализм. Непосредственным объектом ленинской критики является эмпириокритицизм — философская теория, которая ставила себя над противоположностью материализма и идеализма. Эмпириокритицизм означает критика опыта.

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    86 Под такой критикой сторонники эмпириокритицизма понимали очищение данных органов чувств от признания объективной реальности, те. реальности, которая находится вне сознания и независима от него. В критике материализма эмпириокритики пытались опереться на новейшие открытия естествознания, в частности, физики. Философский кризис в физике Ленин видит в незнании учеными диалектики, в неумении перейти от одного уровня знаний к другому. Метафизика имеет две крайности догматизм и релятивизм. Релятивизм (взгляд на научное знание только как на знание временное, относительное) вел к субъективному идеализму и агностицизму — отрицанию в наших знаниях объективного содержания и к отрицанию объективной реальности — материи. Ленин указывал на истоки несостоятельности подобных рассуждений сведение философского понятия материи к естественнонаучному представлению о ее свойствах. Материя и каждая ее частица — неисчерпаемы. У материи нет неизменных свойств, кроме одного быть объективной реальностью, существовать независимо от сознания. Но это свойство — не физическое, а гносеологическое и оно не может исчезнуть. Поэтому, заключает Ленин, с расширением границ познания, с открытием наукой новых, ранее неизвестных свойств материального мира исчезает не материя, а тот предел знаний о материи, который был у нас раньше. Изменяются и границы познанного. Интересным является замечание Ленина о том, что кризис в науке — это оборотная сторона самого научного прогресса. Выход из
    213
    кризиса Ленин видит в сознательном усвоении учеными, занятыми естественными науками, марксистской диалектики. Русский космизм

    Это своеобразное умонастроение возникает в России во второй половине XIX века. Как течение в философии оно было представлено целым рядом блестящих умов, таких как Н. Федоров, Вл. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский. В русском космизме выделяют две тенденции естественнонаучную и религиозную. Центральной фигурой религиозного космизма является Н.Ф. Федоров (1828-
    1903). Это весьма своеобразный и оригинальный русский мыслитель. После его смерти друзья собрали его записи воедино и опубликовали их под названием Философия общего дела. Свои размышления Федоров называл нравственным материализмом, т. к. мечтал нравственно преобразовать человека и общество. Нравственное падение человечества началось, по мнению Федорова, тогда, когда люди свыклись с мыслью о неизбежности смерти, признали ее господство. Тем самым они восстали против Христа, который победил смерть, и сформировали цивилизацию, которая провозгласила особые взаимоотношения между поколениями. Эти отношения основывались на том, что молодые восприняли смерть отцов как естественную необходимость, освобождающую от чувства вины и ответственности перед умершими. Молодое поколение заявило о своем превосходстве перед отцами, о своей свободе от их нравственных устоев в эпоху гуманизма и Просвещения. Забывшие отцов теряют чувство Отечества, у них, по мнению Федорова, разрушается нравственная структура души.
    Много Федоров говорило родстве. Учение о родстве — самая радикальная патриархальная теория жизни общества. Не только в жизни человека, но ив основе самого Бога лежит родство — отечество, сыновство, братство. Отношения Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого — родственные отношения. По образцу божественных отношений должны быть, по мнению Федорова, организованы и отношения людей. Только любовь сына и дочери к их родителям, не имеющая себе подобия в животном царстве, может служить подобием любви Сына и Духа к Отцу. Культ предков — единственная истинная религия.
    Основа Философии общего дела
    — идея воскрешения мертвых. Оно осуществляется способом духовной концентрации так что сын воскрешает отца, тот, в свою очередь, — своего отца и т. д. Но для воскрешения мертвых, для создания соответствующей духовной атмосферы, необходимо прекращение всякой розни, нравственное объединение всех людей и активная регуляция природы путем науки и техники. Каждый человек живет за счет предков и должен уплатить свой долг. Рождение ведет за собой смерть родителей. Каждое поколение виновато в смерти поколения предшествующего. На вопрос о том, какой же народ может первым начать всеобщее дело построения нравственного общества на планете, Федоров отвечал — православный. Этим, как он считал, определяется и особая историческая роль России, которой суждено трудиться для достижения цели объединения человечества и построения священной истории.
    К.Э. Циолковский (1857-1935) высказывал мысль о возможной населенности космоса живыми разумными существами. Он призывал к активному освоению космического пространства и расселению человека в космосе. Циолковский верил в то, что освоение космоса даст человеку горы хлеба и бездну могущества. Но он предупреждал, что освоение космоса будет сопряжено с риском столкновения с враждебными природными силами, и, возможно, — враждебными цивилизациями, которые могут погубить человека. Циолковский сформулировал ряд идей, которые можно отнести к космической этике равенство всех разумных существ в космосе, ненасилие, ответственность за сохранение жизни. Русская философия всеединства
    Крупнейшим представителем и, можно сказать, основателем философии всеединства является В.В.

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    87 Соловьев (1853-1900). Его основные работы Кризис западной философии. Против позитивистов
    (1874), Философские начала цельного знания (1877), Чтения о
    215
    богочеловечестве» (1878— 1881), Критика отвлеченных начал (1880), Оправдание добра. Нравственная философия (1897), Три разговора (1899). В своем учении Соловьев проводил мысль о том, что обновленное христианство должно стать основой всей духовной и социальной жизни в обществе. Исходной и центральной во всей философии Соловьева является идея всеединства (единства и целостности всего сущего. Необходимость принципа всеединства можно объяснить тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга, каждый из них есть совокупность определенных сторон и связей. Другая важная идея русского мыслителя — всеединство постигается лишь цельным знанием. Это знание имеет предметом истинно-сущее в его объективном проявлении, целью — внутреннее соединение человека с истинно-сущим, основной формой оно имеет умственное созерцание, которое связывается в систему с помощью логического мышления, а также производящую причину-действие на человеческий дух идеальных существ.
    По своей структуре цельное знание можно представить в виде синтеза теологии, философии и опытной науки. Центром каждого элемента цельного знания является абсолютное существо (Бог. Кроме этого Соловьев разработали другие интересные концепции. Мир, который был создан Творцом, не застыл, сего точки зрения, в своем движении, он динамичен, постоянно развивается, т. к. несет в себе активное внутреннее начало — мировую душу. Эта душа представляет собой творящую энергию, которая несет в себе идею всеединства. Мировую душу можно познать двумя способами научным познанием и религиозной верой. Женственная, божественная душа мира была названа Соловьевым мудростью, или Софией. Она сближает людей, способствует образованию Царства Божьего на земле. Смысл человеческой истории заключается в соединении человека с Богом и становлении богочеловечества. Идеалом общественного устройства Соловьев считал свободную теократию. Она представляет собой органическое единство вселенской церкви и монархического государства. По мнению Соловьева, христианская культура и свободная теократия должны
    216
    быть созданы на основе органического соединения положительных элементов духовной культуры Востока и Запада. Первый шаг в этом направлении должен заключаться в воссоединении восточной и западной церквей. Нов русском обществе эта идея поддержки не получила, а славянофилы восприняли ее крайне критически.
    В последние годы жизни Соловьев отбросил теократические проекты надежды на достижение идеалов добрав земной жизни развеялись. Соловьев остро ощущал угрозу конца истории. Его последнее крупное произведение Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории с включением краткой повести об антихристе и с приложением (1899) носила итоговый характер. Заключительная часть третьего разговора называется Краткая повесть об антихристе. Соловьевский антихрист очень красив, умен, образован. Соловьев описывает методы, которыми антихрист побеждает человечество, но делает вывод, что ни красота, ни умни образование не делают антихриста надеждой человечества. И даже его стремление дать человечеству вечный мир, чудеса техники не укрепляют его позиций. Это — шарлатанство. Помысли Соловьева, в итоге — торжествует абсолютное добро, воплощенное в божестве, а абсолютная его воплощенность в земной обстановке, материи, есть богочеловечество Христа. Вл. Соловьев явился создателем оригинальной русской идеалистической системы философии и заложил основы русской школы религиозной мысли.
    П.А. Флоренский (1882-1937) вслед за Вл. Соловьевым также продолжает и развивает философию всеединства. Целью его произведения Столп и утверждения истины (1914) было осмыслить путь в мир христианского умозрения. Обрести истину — это обрести достоверные начала, которые дают возможность человеческому сознанию сохраниться, удержаться в раздробленном мире. Только логические средства для этого недостаточны. Живой религиозный опыт составляет главный смысл философии. Свою философию Флоренский рассматривал как софиологию. «Софийность» в образно- художественной форме передает, выражает идею и чувство мудрости и красоты мироздания, она выражает единство Творца и творения в любви. Для Флоренского любовь это непросто психический процесс, она представляет собой субстанциальный акт, имеет опору в объекте. Истинная любовь возможна лишь при участии божественной силы, т. к. мы любим только в Боге и через Бога. Истинная любовь формирует новую реальность, состоящую из трех ценностей любви, красоты, истины, которые представляют одно и тоже начало, но под разным углом рассматривают духовную жизнь. Любовь освобождает от эгоизма, это значит, что красота мира доступна лишь тому, кто любит. София — это творческая любовь Бога. Поэтому она является, по мнению Флоренского, церковью как в небесном, таки в земном аспектах.
    Идеи всеединства были выражены ив творчестве многих других русских философов, например у
    Булгакова, который разработал сложную метафизическую концепцию о Святой Софии. София для него это — и божественная идея, и мировая душа (София сотворенная) . Сотворенная София находит олицетворение в человеческой личности, хотя сама она и является безличной

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    88
    3.6. Идеи ненасилия Л.Н.. Толстого
    Л.Н.Толстой (1828-1810) более всего известен как писатель, но его философские идеи также имеют огромное значение, прежде всего в связи с аргументами, развиваемыми им по поводу христианской идеи непротивления злу силою. Толстому посвящено огромное множество работ и было бы невозможно дать точные характеристики его произведениям в настоящем кратком очерке. Тем не менее, мы хотим подчеркнуть идею ненасилия, оставившую, пожалуй наиболее значительный след в русской и мировой культуре и вызвавшую полемику в самой русской философии.
    Толстой задается вопросом о том, как действовать в ситуации, когда одни признают злом одно, а другие — другое Его ответ — нельзя судить других, основан исключительно на евангелиевских заповедях. Толстой рассматривает жизнь как благо. Поэтому для
    218
    счастья не требуется ничего, кроме обычных проявлений жизни. В этом смысл евангелиевской простоты. Развитие технической цивилизации не принесло, сточки зрения Толстого, человечеству блага. Наоборот, оно скорее является причиной расширения масштабов зла, для локализации которого не требуется ничего более, чем точного выполнения евангелиевских заповедей. Толстой понимает, что они не могут быть выполнены в абсолютном смысле, но, как он считает, могут быть ориентиром, который, как и стрелка компаса кораблю, показывает человеку правильное направление жизненного пути. Русская философия конца XIX - начала XX века

    Русская философия конца XIX — начала XX века представлена многими выдающими мыслителями, пережившими переломный этап в развитии России. Многие из них были вынуждены уехать в эмиграцию или были принудительно высланы из России на основании жестко заявленной Лениным позиции о несовместимости любых форм идеалистической философии с идеологией пролетариата. Эта группа философов представлена H.A. Бердяевым, В.В. Розановым, С.Л. Франком, С.Н. Булгаковым и др.
    Философия H.A. Бердяева (1874-1948) обращена к проблемам свободы, творчества, раскрытию смысла истории, смысла жизни и призвания человека. Можно сказать, что в центре творчества Бердяева
    — проблема человека. Она исследуется им в работах Философия свободного духа —28), О назначении человека (1931), Судьба человека в современном мире (1934). Человек, по Бердяеву, есть загадка не в качестве организма или социального существа, а как личность. Индивид — это категория натуралистическая, это — часть рода, общества, он связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества. Личность нельзя отождествить с душой, это категория не психологическая, а этическая и духовная. Космос есть часть личности. Этим объясняется то, что в каждой личности есть общее, что принадлежит ко всему человеческому роду. Бердяев подчеркивал, что
    219
    личность не застывшее понятие. Она есть неизменное в изменении, единство в многообразии. Человек — это точка, где пересекаются два мира — земной и божественный, низший и высший. Человек является носителем высоких духовных качеств религиозных, нравственных и эстетических. Одна из важнейших тем в творчестве Бердяева — это тема свободы. Он исходил из того, что свобода не обусловлена ни природной, ни социальной необходимостью. Свобода является первичной по отношению ко всему бытию. Источник свободы находится в душе человека. Человеческая иррациональная свобода коренится в ничто, из которого Бог сотворил мир. Ничто не есть пустота, это первичный принцип, который предшествовал Богу и миру. Вообще существует три вида свободы первичная иррациональная свобода, рациональная свобода (исполнение долга) и свобода, которая пронизана любовью к Богу. Свобода не создается Богом, т. кона уже коренится в божественном ничто. Поэтому, по мнению
    Бердяева, действия человека абсолютно свободны, т. к. неподвластны Богу. Бог не оказывает никакого влияния на волю людей, поэтому не обладает всеведением и всемогуществом, а лишь помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром.
    С темой человека связано понятие творчества. Оно раскрывает фундаментальное свойство человека
    — призванность к активной деятельности в окружающем мире. Творчество предполагает устремленность человека к более совершенному бытию. Человек, по словам Бердяева, должен осуществить восьмой день творения, продолжить созидательную миссию Бога. Всякое действительно новое в мире возникает лишь через творчество, тес помощью проявления свободы духа.
    Бердяев известен также как исследователь национального самосознания. Им отмечалось, что русская душа противоречива. Во многом из-за этого и проистекает расколотость общества, его конфликтные состояния. Россия, по мнению Бердяева, — это огромный «Востоко-Запад», где встретились два культурно-исторических потока. В силу этого Россия является специфической страной, в которой важное значение приобретает высокая духовность. Много рассуждает Бердяев и об интеллигенции. Он характеризовал ее как
    220
    особый класс вечных искателей правды, класс жертвенников. По словам Бердяева, именно в интеллигенции отразились все грехи нашей истории, ее катастрофичность и конфликтность.
    Бердяев также разработал эсхатологическую метафизику
    — учение оконце истории. Решение этой проблемы связано с анализом проблемы времени. Бердяев различает время космическое, историческое и экзистенциальное. История совершается в своем историческом времени, но она не может в нем остаться.

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    89 История должна закончиться, потому что в ее пределах проблема личности неразрешима. История имеет смысл только потому, что она кончится. Бесконечная история была бы бессмысленна, и если бы в ней обнаруживался непрерывный прогресс, то он был бы неприемлем, т. к. обозначал бы превращение каждого живущего поколения в средство для будущих поколений. Конец мира — это не фатум, который тяготеет над человеком, а свобода, преображение, в котором человек призван активно участвовать. Поэтому конец, по Бердяеву, следует понимать как преображение, переход человечества к новому измерению своего существования.

    С.Л. Франк (1877—1950) прошел путь от увлечения марксизмом к философскому идеализму. В своих работах Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания (1915), Духовные основы общества (1930), Непостижимое (1938), Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия
    (1956) он разрабатывал концепцию интуитивизма, проводил тезис о том, что все мы пребываем в бытии и постигаем его через переживание, те. непосредственно. Русское мировоззрение, по мнению, Франка, основано исключительно на интуиции. Русский человек постигает окружающий мир всем своим духом, целостно. Систематическое понятийное мышление есть для него нечто второстепенное, уступающее силе интуиции. Франк отмечал, что философствование органично присуще русской художественной литературе, и это тоже отвечает специфике национального мышления. Литература в России — это преимущественно религиозно-эмоциональное восприятие и толкование жизни, свободное проникновение в бытие людей.
    221
    Философ отмечал, что соборность выступает в обществе как объединяющее начало духовного характера. Общество — это единое духовное целое. В революции же всегда преобладают смута и разрушение, и поэтому они не могут быть оправданы как метод усовершенствования общественной жизни. Целью жизни людей, по мнению Франка, должно быть осуществление ими той полноты, гармонии и свободы, которые заложены в Боге.
    Во взглядах многих мыслителей этого периода проявилась позиция, получившая название
    «евразийство». Его родоначальниками стали НС. Трубецкой, П.П. Сувчинский, П.Н. Савицкий, Г.В.
    Флоровский, ММ. Шахматов, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин. Впоследствии некоторые, например
    Флоровский, отошли от этого движения, нов его орбиту одновременно вовлекались новые люди.
    Евразийцы начали свою издательскую деятельность в Софии в 1920 году. Они выпускали тематические сборники Евразийская хроника в Праге и Европейский временник в Берлине и Париже. Евразия как географическое пространство находится на пути двух колонизационных волн, идущих с Востока и Запада. В географической целостности Евразии выражено ее культурное единство. Русь одновременно осознавала себя и центром мира, и его периферией, одновременно ориентировалась и на изоляцию, и на интеграцию. Россия — Евразия в первую очередь является продолжательницей культурных традиций Византии. Однако византизм — не единственный элемент евразийской культуры заметный след в ней оставила также восточная волна, накатившая на Русь из монгольских степей в XIII веке. Таким образом, по своему духу евразийская культура представляется культурой-наследницей, осваивающей чужие традиции и соединяющей их с генеральной идеей — православием. Раскрывая вопрос о взаимодействии культур Востока и Запада, Н. Трубецкой отмечал, что сначала века взаимодействие евразийской и европейской культур перемещается из области техники и политической жизни в область миросозерцания. По его мнению, стремление европеизировать свою культуру ставит в крайне невыгодное положение развитие собственной культуры неевропейского народа. Но самую
    222
    большую опасность европеизации Трубецкой видит в уничтожении в результате этого процесса национального тела европеизируемого народа. Процесс расчленения нации усиливает противостояние одних частей общества другим. В результате деятельность народа оказывается малопродуктивной, он творит мало и медленно. Но главное положение, которое выдвинул Трубецкой, заключалось в том, что культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских. Она совершенно особая, специфическая культура.
    Теоретические построения евразийства небыли самоцелью для их авторов. Евразийское движение разрабатывало программу действий — евразийский проект. Они считали, что главное — это очистить от коммунистической идеологии множество новых социальных образований, которые появились после революции. Евразийский проект государственного устройства провозглашает его надклассовый характер. В этом государственном устройстве правят идеи. Евразийцы выступали против многопартийности, считая, что это ведет к размыванию основной идеи и повышает социальную напряженность. К середине х годов евразийство как общественно-политическое движение прекратило свое существование. Но это не значит, что эти идеи были забыты. Так, например, Л.Н. Гумилев (1912 —
    1992) в своих многочисленных публикациях наполнил основополагающие евразийские идеи в области историософии, этнографии новым содержанием, которое учитывало последние достижения целого ряда наук. В них он пришел к выводу, что если Россия возродится, то только через евразийство». Резко возрос интерес к евразийскому наследию в последние годы.
    И.А. Ильин (1883-1954) Наиболее значительная работа Ильина — О сопротивлении злу силою (1925). Основная тема работы — проблема борьбы со злом. Ильин начинает с развернутой критики концепции непротивления злу Л.Н. Толстого. Сам он считает приемлемым такое решение рассматриваемой проблемы, при котором

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    90 применение насилия и силы не оправдывается, не возводится в ранг добродетели, но вместе стем считается вполне допустимым в определенных условиях и обстоятельствах, когда все другие средства исчерпаны или вообще не могут быть применены. Отношение козлу это проблема нравственного выбора. Для нравственного здоровья человека лучше противостоять злу лишь любовью и добром, нов некоторых случаях сопротивление силой оказывается необходимым. Отказ от него означает попустительство злу.
    Решение проблемы преодоления зла основывается у Ильина на принципиальном различии между принуждением и насилием, между неправедностью и грехом. Жизненная мудрость состоит не в том, чтобы при всех условиях и обстоятельствах быть обязательно морально праведным, а в том, чтобы в меру необходимости мужественно вступить в неправедность, идя через нее, ноне к ней, вступая в нее, чтобы уйти из нее. Поэтому мужество и честность требуют здесь идти на духовный компромисс между стремлением к любви и добру и вынужденным использованием неправедных средств. В таком компромиссе нет какой-либо личной выгоды.
    Проблема борьбы с моральным злом включает в себя многосторонний социальный аспект. Речь идет о роли государства в борьбе с моральными социальным злом. Государство, полагал Ильин, должно поощрять добро и сдерживать зло. Существенную роль в объединении людей в социально-духовные общности, в регулировании их внутренней и внешней жизни играют право, правосознание и государство. Правосознание, как полагал Ильин, неотделимо от инстинктивного стремления к добру и справедливости, а правовые нормы указывают человеку лучший путь внешнего устроения социальной и индивидуальной жизни. Ильин изучал также особенности религиозного опыта. К числу основоположений религиозного опыта Ильин отнес цельность веры, сердечное созерцание, предметность, покаяние, смирение. По мнению Ильина, наибольшую опасность для правильного понимания сущности религиозного опыта представляет преувеличение возможностей рассудка и недооценка чувственности. Никакое рассуждение, никакое доказательство не могут заменить сердечного созерцания

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    91 Раздел III. ФИЛОСОФИЯ ХХ века

    225
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   50


    написать администратору сайта