2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
Скачать 4.66 Mb.
|
505 способности оперировать с отвлеченными значениями слови символов, оно в конечном счете представляет собой особого рода процесс информационного обеспечения человеческой жизнедеятельности, те. реального воспроизводства жизни человека в среде обитания. Номы уже не раз отмечали, что неотъемлемым условием жизни является извлечение нужного для ее поддержания ресурса из внешних источников. Это условие также справедливо для человеческих существ, как и для любых других видов жизни — в этом их сходство. А различие, радикально выделяющее деятельность человека из всей массы иных форм органического существования, состоит в принципиально новом способе решения задач жизнеобеспечения — за счет производства этих средств. Если поддержание органической жизни носит приспособительный, адаптивный характер, то деятельность человека, вырастая из поведения предшествующих животных форм, обретает новое качество — она становится адаптивно-адаптирующей. Это значит, что предки человека благодаря обретенной входе предшествующей эволюции психофизической организации нашли новый способ жизнеобеспечения. Все более систематически используя фрагменты среды в качестве орудий, они стали с небывалой дотоле эффективностью добывать пищу и обеспечивать собственную безопасность. Развитие орудийных навыков потребовало и повлекло за собой перестройку всей системы информационного обеспечения жизнедеятельности. Орудия — целенаправленно обработанные человеком предметы внешнего мира — становятся теперь не только проводниками воздействия на другие предметы с целью получения полезных результатов. Наряду с этим у орудий появляется новое качество — они превращаются в носители информации, те. образуют важнейшую составляющую формируемой человеком вне своего организма дополнительной базы данных о свойствах окружающего мира и способах воздействия на интересующие его объекты. Понятно, что эти знания человек приобретали накапливал исключительно в опыте предметного преобразования среды. Вместе с ростом разнообразия и сложности орудийных воздействий люди получали возможность постижения все новых и новых свойств окружающего их мира. Однако сам этот рост в немалой степени обеспечивался тем, что полезные знания и навыки теперь сохранялись не только в памяти отдельных особей, но транслировались от человека к человеку и от поколения к поколению посредством предметного обучения искусству обращения с орудиями. Не менее важная роль в резком увеличении информационного потенциала деятельности принадлежала и развившемуся на основе все тех же орудийных действий новому способу кодирования информации — членораздельной речи, о значении которой мы уже говорили. Человеческой речи становятся присущи особенности, отсутствующие в сигнальных системах животных. Постоянное соотнесение используемых людьми сигналов с орудиями и объектами воздействия, а также резко возросшие объемы сообщений о характере совместно осуществляемых действий приводят к тому, что в языке появляется и укрепляется новая смысловая компонента. Теперь элементы речи кодируют, обозначают окружающие человека объекты и их свойства, а также описывают технологии совместных действий с этими объектами. Таким образом, в информационное управление поведением человека включается новая важнейшая составляющая — наряду с нейронными структурами нервной системы и во взаимодействии сними функционируют внесоматические культурные коды, хранящие несравненно большие запасы знаний, чем это было доступно отдельным индивидам. Все эти изменения происходят в теснейшей связи с еще одной группой необходимых преобразований. Дело в том, что новый способ жизнеобеспечения обнаружил свою прямую зависимость от степени продуктивности производительного труда. Поддержание этой продуктивности на уровне, достаточном для жизнеобеспечения приданных условиях, обеспечивалось двояким образом во-первых, применением эффективных орудий и технологий, а во-вторых, объединением трудовых усилий всех членов сообщества. Это обстоятельство обусловило качественную перестройку внутригрупповых связей в человеческих коллективах. Относительно несложные исходные формы организации поведения особей в объединениях животных предков человека уступают место несравненно более тесными высокоорганизованным общественным отношениям. Таким образом, антропогенез сопрягается с активно на него влияющим социогенезом. В итоге основным содержанием общественных отношений становятся кооперация в труде и систематический взаимообмен его результатами. В силу указанных обстоятельств социальные связи необходимо выстраиваются вокруг применяемых людьми орудий, средств и результатов труда, а характер и форма этих связей существенно зависят от уровня технологического развития. Каждый из охарактеризованных выше процессов усложнение психофизической организации человеческих Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 198 индивидов, формирование новых способов кодирования, закрепления и обмена информацией, развитие технологий орудийных действий и перестройка системы внутригрупповых отношений — обладал своими собственными, имманентными ему закономерностями. Однако все они протекали в теснейшей взаимозависимости, так, что изменения одной группы параметров определенным образом влияли на динамику всех остальных. Интегральным эффектом накопленных таким образом преобразований стало возникновение нового типа самоорганизующихся систем — человеческих сообществ. Теперь поддержание их существования не могло быть обеспечено одном лишь воспроизводством органической жизни входящих в них индивидов. Требовались значительно более сложные, скоординированные между собой процессы, где производительная переработка материала природной среды непрестанно обеспечивала воссоздание элементов, необходимых и достаточных для существования социальной системы. Этими элементами были, во-первых, люди, далее, предметные средства их деятельности, затем информация, закрепленная в памяти индивидов и на внешних предметных носителях. Принципиальное значение приобретают также устойчивые организационные связи между элементами, объединяющие систему в единое целое. Понятие социального действия. Субъект и объект. Потребности и интересы общественного человека Как мы видели, человеческая деятельность относится к категории объектов высшей степени сложности, существующих в очень разнообразных формах. Поэтому попытки увидеть и осмыслить все это многообразие с некоторых, самых общих позиций, сталкиваются с немалыми трудностями. В самом деле, дистанция, разделяющая примитивные орудия первобытного человека и современную технику, или обычаи и верования аборигенов Австралии и нормы и правила поведения обитателей современных мегаполисов, выглядит столь значительной, что задача корректного сведения таких явлений к некоторому единству представляется многим исследователям совершенно невыполнимой. Попытки использовать абстракции предельно высокого уровня для изучения разнородных форм жизни человека нередко вызывают возражения, сводимые обыкновенно к тезису опознавательной бесплодности таких обобщений. Взамен предлагается обратиться к осмыслению условий и обстоятельств неповторимой человеческой жизни. Однако по соображениям гносеологического порядка, те. в силу самих особенностей человеческого познания это невозможно сделать в принципе — мы не можем изгнать абстракцию из сферы мысли, потому что любые мыслительные операции существенно связаны с абстрагированием. Это утверждение справедливо для любых видов и форм человеческого познания. В нашем случае это означает, что изучение человеческой деятельности требует выявления наиболее общих, родовых ее характеристик, неизменно сохраняемых во всех многообразных проявлениях, те. на всем протяжении жизни рода человеческого во всех ее пространственно-временных модификациях. Двигаясь этим путем, мы получим теоретическую модель, фиксирующую присущие деятельности устойчивые черты и свойства стем, чтобы затем использовать ее как основу изучения более сложных связей и зависимостей социального процесса. 509 Одним из наиболее эффективных приемов конструирования моделей, способных отвечать предъявляемым требованиям, является прием, известный как выделение элементарной клеточки, те. простейшего образования, сохраняющего тем не менее все основные качественные особенности изучаемого процесса. Самоназвание красноречиво свидетельствует о генетической связи этой методики с биологией, поскольку именно там исследование разнообразных проявлений жизни значительно продвинулось с тех пор, как было выработано понятие об исходной структурной единице органического мира — живой клетке. Правда, в этом случае получение успешных результатов было во многом связано с применением новых, высокочувствительных приборов, открывших возможность непосредственного наблюдения клеток органического вещества, а также предметно-наглядного изучения их строения. В области социального знания дело обстоит намного труднее, поскольку нет ив принципе не может быть приборов, способных уловить некоторые атомарные образования социального процесса — в силу того, что таковые образования, в отличие от атомов или тех же клеток, попросту не существуют как определенные, структурно выделенные единицы реального мира. Поэтому в сфере обществознания основным инструментом исследования была и остается сила абстракции, а его методы по преимуществу состоят в конструировании разного рода виртуальных моделей. Однако, несмотря на неоспоримую свою виртуальность, подобные конструкции отнюдь нельзя считать плодом свободного полета чистой фантазии. Любая виртуальная конструкция должна быть способной выдержать самую строгую логическую и эмпирическую проверку своей состоятельности в качестве средства научного знания. В нашей виртуальной модели должна найти отображение структурная организация и основные характеристики простейшего акта деятельности, ее, так сказать, элементарной клеточки, каковой является социальное действие. Образующими элементами здесь являются субъект — тот, кто действует, и объект — тона что направлено действие. Взаимодействие этих двух элементов создает новое качество и обуславлива- 510 Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 сет определенную направленность протекания процессов материального мира, входе которых, как уже говорилось, создается новая его область — область социокультурных явлений. Согласно общему принципу внутрисистемного взаимодействия, оба названных элемента взаимно полагают друг друга, так, что их специфические свойства возникают и проявляются только в этом взаимодействии. Это означает, что разрыв субъект-объектной связи выводит наблюдаемые процессы за пределы социальной сферы, лишая их компоненты соответствующих свойств и признаков. Так, любой созданный трудом человека предмет, выпадая по тем или иным причинам из потока человеческих действий, в тот же самый миг теряет социальное качество, в таком случае он существует просто как объект физического мира. Так, оставленные людьми постройки становятся гниющим деревом или подверженным растрескиванию и выветриванию каменным конгломератом, утонувший корабль гниет или коррозирует под воздействием воды, заброшенные шахты ничем не отличаются от естественных пещер и т. п. Точно также и сам человек подтверждает свои человеческие качества лишь в целенаправленном взаимодействии с миром объектов, актуализируя свою деятельную способность в непрестанном воссоздании всех прочих элементов социальной системы, включая и себя самого. Инициирующей стороной действия является именно выступающий в качестве субъекта человек. Однако творческий характер деятельности, напрямую связанный с особенностями ее информационного обеспечения, не должен затенять в глазах исследователей одно очень важное обстоятельство несмотря на безусловно принадлежащую субъекту инициативу, свобода его манипуляций с объектом отнюдь небеспредельна. Ив плане выбора объекта, ив плане образа собственных действий человек всегда определенным образом ограничен. Источники и характер этих ограничений многообразны, но уже при самом первом взгляде на эту проблему нетрудно увидеть следующее направляя свои усилия на объект для того, чтобы изменить его нужным для себя образом, человек всякий раз должен действовать, учитывая качественное своеобразие объекта. В результате, последний оказывается не столь уж пассивен, а его свойства существенно влияют на конкретный ходи особенно исход субъект-объектного взаимодействия. Отсюда ясно, что попытки добиться желаемых изменений, предпринимаемые вопреки имманентным свойствам объекта воздействия, не могут увенчаться успехом, зато приводят к непредвиденному, порой даже катастрофическому для субъекта результату. Наиболее отчетливо это проявляется при отслеживании долгосрочных последствий человеческой деятельности. Непредвиденные человеком результаты собственных действий чаще всего свидетельствуют о недостатке знаний об объективных свойствах тех вещей и процессов, которые человек пытался видоизменить и которые в итоге обнаружили свою внутреннюю сущность, вполне независимую от одних лишь его намерений. Среди упомянутых выше ограничителей свободы, а точнее — объективных детерминант человеческих действий исходными следует считать потребности субъекта. Именно они задают общую направленность деятельности, поскольку последняя понимается как самоподдерживающийся, устойчиво возобновляемый процесс, совершающийся в отличной от самой деятельности среде. Как мы знаем, такое самоподдержание осуществляется посредством систематического извлечения из внешней среды некоторого количества ресурсов, что и обуславливает основной вектор усилий субъекта как инициирующей стороны деятельности. Исходя из этого, мы можем определить потребность как свойство субъекта нуждаться в объективно-необходимых условиях своего существования. Тогда деятельность в своем основном содержании есть ничто иное, как процесс удовлетворения потребностей, а присущие ей информационные механизмы саморегуляции программируются на обеспечение такого удовлетворения. Важно отметить, что необходимость удовлетворения потребности должна пониматься как абсолютная, те. неотменяемая никогда и ни при каких обстоятельствах. Другими словами, определяя потребность как исходный причиняющий фактор деятельности, мы принимаем, что удовлетворение потребности обеспечивает поддержание процесса на определенном уровне организации, тогда как неудовлетворение необходимо влечет распад внутренних связей, вызывающий необратимую общую деструкцию и утрату способности самоподдержания. С этой точки зрения удовлетворение потребности не может пониматься никак ее исчезновение, ни даже как временное прекращение ее действия. Потребность присуща субъектам деятельности постоянно, меняя лишь свои состояния, те. переходя из фазы актуализации в фазу насыщения. Это легко показать на несложном примере голодный человек удовлетворяет потребность в пище (те. в источнике вещества и энергии, потребных для его организма) . Но насыщение не отменяет самой потребности, оно лишь переводит ее в соответствующее состояние по мере потребления организмом полученного ресурса такая потребность вновь актуализируется. Утверждая, что деятельность необходимо обусловлена потребностями, мы должны будем объяснить наблюдаемое в человеческой практике многообразие видов действий. Чаще всего эту задачу пытаются решить указанием на то, что множеству различных действий соответствуют столь же множественные потребности. Однако такой путь не совсем надежен, поскольку всегда существует опасность искусственного конструирования все новых и новых потребностей, якобы ответственных за растущее разнообразие поступков человека. Более плодотворной представляется методология, позволяющая объяснить разнообразие действий иным образом. Основная идея здесь в том, что, являясь безусловной Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 200 исходной причиной деятельности, потребности субъекта допускают различные варианты действий, направленных на их удовлетворение. Способы удовлетворения некоторых потребностей являются достаточно жестко детерминированными. Так, потребность поддержания энергоресурса организма, реализуемая посредством дыхания, жестко — посредством цепочки рефлекторных реакций — задает алгоритм функционирования нервных центров, управляющих дыхательной системой. Иная картина возникает в том случае, когда та же потребность удовлетворяется через другие каналы — посредством пищи и 513 питья, например. Здесь у субъекта существует уже значительно более широкое поле возможностей, поскольку потребностью заданы только основные параметры конечного результата действия, а пути и способы его достижения выбираются субъектом относительно свободно. В этом плане избранный человеком образ действий определяется уже не одной только потребностью, но и располагаемой информацией постигая все новые и новые свойства объектов, люди изменяют способы и средства решения задач жизнеобеспечения. Дополнительное количество степеней свободы при выборе путей удовлетворения потребности субъект приобретает благодаря наличию факторов собственно социального порядка. Среди них важнейшее место принадлежит формами способам организации коллективных действий и институтам взаимной поддержки. Но, как бы ни разнились между собой способы действий, основное их содержание остается неизменными диктуется необходимостью удовлетворения потребности. С таким пониманием потребности связано несколько важных выводов. Во-первых, следует отличать потребность как свойство субъекта от предмета предметов, способного потребность удовлетворить кислород воздуха или поглощаемая человеком пища не тождественны потребности в энергии. Во-вторых, потребность как таковую следует также отличать от состояний психики — ощущений, влечений и т. п, чья функция — побуждать живой организм к действию и направлять его на удовлетворение потребности. Другими словами, чувство голода — не тоже самое, что потребность пополнения энергоресурса, оно выступает лишь как информационное отображение потребности, выражая соответствующую активизацию нервной системы, управляющей поведением. В справедливости этого не очень простого для понимания, но все же вполне корректного различения позволяет убедиться существование хорошо известной медикам патологии — у некоторых людей при известных обстоятельствах теряется способность ощущать голод. Утрата этого чувства понятным образом не означает утрату потребности в подпитке энергоресурса — не получая ее, организм через какое-то время неизбежно погибает. Однако в данном случаев силу каких-то причин выходит из строя психический регулятор, ответственный за формирование нужного поведения. Аналогичен также встречающийся пример утраты болевой чувствительности — страдающие этим нарушением психики люди не воспринимают сигнала об опасном для организма контакте, что не отменяет потребности в самосохранении. Так что, повторим еще раз, потребность как первопричина действия непосредственно не совпадает с какими бы тони было информационными регуляторами, ориентирующими действие в направлении, нужном для ее удовлетворения. Между потребностью и такими регуляторами всегда есть некоторое соответствие — не будь его, удовлетворение потребностей посредством информационно-направленной деятельности было бы невозможно. Однако соответствие, как мы могли убедиться, не означает тождества. Чрезвычайно значительное разнообразие и сложность человеческой практики порождают порой обманчивое впечатление о якобы доступной человеку свободе от удовлетворения потребности. Тем более важно отдавать себе отчет в том, что неверно ориентированные действия, даже при отсутствии явных признаков неблагополучия, неизбежно накапливают отрицательный эффект, все больше и больше сжимая поле возможностей для внесения необходимых исправлений. Вся масса имеющихся теперь в нашем распоряжении данных позволяет вполне корректно продемонстрировать, что границы рассогласования субъективной мотивации иобъективной потребности весьма жестко очерчены и вариативность мотивационных предпочтений небеспредельна. В норме, те. походу стабильно воспроизводимой деятельности, содержание мотивации в общем и целом отображает объективные потребности человеческих индивидов. Наряду с потребностью в вещественно-энергетических ресурсах человеческим существам присуща также потребность в информации. Эта потребность является столь же необходимой, как и первая, т. к. поддержание необходимого для функционирования системы человек уровня вещественно- энергетических ресурсов без наличия специфической информации невозможно. 515 В этой связи нам следует прояснить довольно сложный вопрос о принципах типологии потребностей. Как представляется, правильная его постановка очень важна для понимания проблемы необходимой обусловленности деятельности. Довольно широко представленная традиция изучения потребностей человека стремится выстроить субординированную их классификацию, образующую что-то вроде пирамиды. В основании обыкновенно помещают потребности, непосредственно связанные с обеспечением физического существования, затем поочередно надстраивают над ними потребности иного рода, вплоть до потребностей, удовлетворение которых якобы направлено уже не к самому факту жизни, а к обеспечению ее качества, или комфортности. Однако попытки установить Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 201 иерархию потребностей входят, как представляется, в противоречие с представлением о них как о необходимых детерминантах деятельности. Подобного рода субординация отвечает скорее обыденному пониманию потребностей, согласно которому есть и пить нужно регулярно, тогда как, скажем, посещение концерта или чтение книги не являются абсолютно необходимыми для поддержания жизни. Поскольку этого рода занятия свойственны отнюдь не всем представителям рода человеческого, характеристика комфортности существования выглядит для их объяснения весьма подходящей, более того, именно с ней чаще всего стремятся связать отличия одного типа человеческого существования от другого. Другим проявлением того же подхода к определению потребностей можно считать бинарную классификацию, подразделяющую их на материальные и духовные. С подобным разделением тесно связана длительная ив общем-то малопродуктивная дискуссия о том, какому из этих двух типов потребностей надлежит отдать решающий приоритет. Одно время представителей социальной философии было принято делить на материалистов и идеалистов — в зависимости оттого, какой тип потреб- 5 Такова, в частности, широко известная классификация американского психолога М. Маслоу. См. его работу Мотивация и личность СПб., 1999. 516 ностей признавался ими определяющим. В материалисты дружно зачисляли К. Маркса, мимоходом низводя его концепцию к банальности тезиса о том, что человек должен прежде всего есть пить и одеваться, а уж потом философствовать и заниматься другими высокими материями. Сторонники же альтернативного решения гордо призывали признать, наконец, неоспоримость тезиса о высшей духовной сущности человека, выводя отсюда примат присущих только ему духовных потребностей. Таким образом надеялись избавить людей от пагубного пристрастия к материальному обогащению. В целом получалось, что все несчастья и неустройства человеческого существования, равно как и растущая угроза жизни будущих поколений, проистекают из преобладания в умах порочной философии, а потому во избавление от всевозможных бед следует уповать на скорейшее и повсеместное внедрение философии духовности. Только утвердившись в подобном мировоззрении, люди якобы обретут существование, единственно достойное их высшего предназначения. Решение этой проблемы, на наш взгляд, требует совсем иной ее постановки. Дело в том, что, принимая данное выше определение потребности, мы, строго говоря, лишаемся возможности потребности субординировать. Необходимость их удовлетворения прежде всего объективна, и, как таковая, не имеет количественных градаций и не может подразделяться на иерархические группы. Поскольку, как уже подчеркивалось, потребность подлежит неукоснительному удовлетворению, то человеческая воля изменить ничего здесь не может. Стало быть, бесполезны и даже контрпродуктивны попытки представить дело так, что решение многочисленных проблем человечества может быть найдено посредством волевой переориентации деятельности с удовлетворения якобы менее важных потребностей на более важные. Несравненно более плодотворной представляется концепция, признающая все потребности человека материальными, те. объективно-независимыми от воли и сознания людей. Таким образом, и потребность в информации есть потребность материальная, а ее удовлетворение есть необходимая составляющая процессов самовоспроизводства социальных систем. Сказанное никоим образом не ставит под сомнение идеальный характер смысловых значений информационных кодов, но столь же категорически ведет к выводу, что эти значения — то единственно идеальное, что есть в социальном мире. И, как уже не раз демонстрировалось разными средствами, способность оперировать такими значениями есть способность, присущая материально организованным индивидам, те. субъектам, взаимодействующим с компонентами материальной среды обитания сообразно их и своей объективной природе. Именно такое понимание открывает, на наш взгляд, возможность постижения общих закономерностей, обуславливающих возникновение и смену относительно устойчивых структурных форм деятельности, а также условия поддержания такой устойчивости в будущем. Как уже отмечалось, важнейшая отличительная особенность человека состоит в том, что свои потребности он удовлетворяет посредством производительной деятельности. Если жизнедеятельность других органических видов в основном состоит в добывании и физиологической ассимиляции нужного набора питательных вещества также физическом порождении новых поколений, то воспроизводство человека, наряду с обеспечением его органической жизни, требует создания иных, ноне менее необходимых компонентов. Поэтому, наряду с потребностями, в деятельности возникает еще один, специфичный лишь для нее причинный фактор, определяемый как интерес. Таковым является необходимо присущее субъекту свойство нуждаться в средствах удовлетворения потребностей — тех преобразованных трудом объектах, которые обеспечивают поддержание деятельности. Другими словами, для того, чтобы обеспечить сохранение своего существования в качестве разумно-деятельных существ, люди должны производить потребные для этого предметные комплексы и знаково-символические структуры, а также поддерживать необходимые формы социальной организации. Отношение ко всем этим средствам жизнеобеспечения и составляет основное содержание интересов деятельных субъектов. Таким образом, интересы входят в число объективных причин, направляющих деятельность определенным образом, а потому, как и по Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 202 518 требности, не могут быть подвластны человеческому произволу. Этому положению следует придавать особое значение, поскольку в науках, изучающих человека, понятие интерес широко используется в психологической трактовке, главным образом как характеристика направленности внимания. В противоположность этому, социальная философия рассматривает интерес не в качестве идеального мотива, но как объективный фактор регуляции деятельности, необходимо участвующий в формировании основных инвариантов субъективной мотивации. И точно также, как это происходит с неудовлетворением потребности, неспособность субъекта к адекватному осмыслению интересов, те. неспособность направить свои действия к их удовлетворению, в пределе чревата прекращением деятельности. Как и потребность, интерес определяет общее направление действий, те. требует обязательного получения определенных результатов, но оставляет возможность их получения различными путями. Перебор вариантов ив этом случае ограничен известными рамками, которые задаются всякий раз новыми совокупностями обстоятельств неизменна лишь необходимость удовлетворения интереса. Наряде примеров можно продемонстрировать еще одну важную особенность интересов деятельных субъектов. Если человеческие потребности в своем содержании всегда остаются одними и теми же, то способы производительного удовлетворения потребностей меняются — вместе с изменением применяемых людьми орудий и технологий (последние включают в себя и располагаемую информацию — по принципу знаю как. Например, неизменно им присущую потребность в пище и питье люди удовлетворяют, изобретая новые приемы и средства производства продуктов питания. Вместе с этим меняется и конкретное содержание интересов — помимо заинтересованности в пище возникает интерес к тем орудиям, которые позволяют производить ее с максимально возможной эффективностью. Появление новых, более совершенных орудий влечет утрату интереса к тем, что отслужили свое. Возможно также видоизменение интереса паровоз Стеффенсона в наши дни — уже не транспортное средство, а музейная ценность, воплощающая важный 519 этап в развитии техники. Так что, всегда оставаясь инициирующим фактором действия, интерес вместе стем пластичен, будучи в каких-то своих характеристиках подвержен изменениям. Общий итог всего сказанного о характеристиках человеческого действия выражается в следующем. Действие представляет собой простейшую форму постоянно возобновляемого процесса деятельности, являя собой неразрывное, динамично воспроизводимое единство субъекта и объекта. В его структуре можно выделить следующие функционально обособленные элементы 1) причиняющий, куда входят инициирующие и направляющие действие потребности и интересы субъектов 2) информационно- регулятивный, образуемый множеством разнообразных идеальных программ и моделей действия 3) операциональный, где побудительные мотивы претворяются в собственно физические действия субъекта, идущие с затратой энергии 4) результативный, где действия субъекта объективируются, обретая отличную от него самого форму существования. В этом состоянии результат действия соотносится с потребностями и интересами, а также целями и мотивами субъекта, а потому может рассматриваться как новый компонент объективно данной субъекту ситуации, характеристики которой он должен учитывать в новых циклах деятельности. Общество как организационная форма деятельности Понятие общества является одним из наиболее многозначных понятий среди тех, что используются для описания и изучения социальных процессов. С самых ранних попыток постижения сущности общественной жизни людей перед исследователями вставал вопрос о природе этого феномена. Для объяснения возникновения общества были созданы многочисленные метафизические конструкции, но тогда, когда методика конкретных социальных исследований получила значительное развитие, возникло сомнение в правомерности использования самого абстрактного понятия общество. В результате в теоретической социологии сформировалось направление, получившее название социологический номинализм. Сторонники социологического номинализма исходят из убеждения, что в реальной действительности нет такого образования, как общество. Прибегая к этому понятию, полагают номиналисты, мы используем одно только пустое имя, которому в эмпирически наблюдаемом мире ничего не соответствует — подобно тому, как в мифологии используется наименование кентавр, хотя кентавры, как известно, в природе не существуют. Более надежным методом номиналисты считают тот, который построен на признании самоочевидной истины общество — это одни только реально живущие и действующие в определенных обстоятельствах люди, и вот их то и должна изучать социология. При всей соблазнительности такого подхода он все же представляется неверным, поскольку упрощение, из которого желали бы исходить номиналисты, не позволяет дать ответы на множество вопросов, встающих перед ученым, изучающим мир социальных явлений, прежде всего — на вопрос о том, как и почему множество обособленных индивидов, каждый из которых живет своей собственной жизнью, образуют устойчивые, и, несомненно, интегрированные определенным образом коллективы. Ведь ненужно прилагать больших усилий, чтобы увидеть, что простое множество человеческих существ — скажем, группа людей, случайно собравшаяся в некотором пространстве, — все же отличается от Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 сорганизованного коллектива, координирующего свои действия для решения общей задачи. Исторически, первой попыткой объяснения возникновения общества на естественной основе, те. без обращения к такому объяснению как божественная воля, в которой некоторые видели прямой источник общественных законов, стала система взглядов объясняющая возникновение общества через договор. Договор рассматривался именно как тот поворотный пункт, который превратил разрозненных индивидов в связанное целое. Эта традиция восходит еще к трудам Аристотеля. Общая суть данного подхода довольна проста очевидная согласованность в действиях людей столь же очевидным образом предполагает существование общих для всей системы норм и правил поведения. Знание и соблюдение этих правил представляет собой предмет общественного договора, который обеспечивает интеграцию обособленных индивидов в единое сообщество. Таков отправной пункт рассуждений всех крупнейших представителей этого направления социальной мысли и Т. Гоббса, и Дж. Локка, и Ж.-Ж. Руссо. Дальнейшие расхождения между ними затрагивают уже более специальные вопросы о содержании конкретных статей договора и способах обеспечения его действенности. В социальном знании XX века эти идеи нашли свое новое и разносторонне аргументированное выражение в концепции одного из создателей современной социологии ПА. Сорокина. В самом сжатом изложении суть этой концепции в следующем. Общество представляет собой системно-организованное единство, отличаясь, во-первых, от природных образований, а во-вторых, от случайных человеческих скоплений. От природных, органических систем общество отличается благодаря наличию в нем культурно-смысловой компоненты, в природных явлениях вообще не представленной. От случайно возникающих социальных скоплений общество отличается способностью сорганизоваться на основе и при посредстве логически интегрированной системы «смыслов-ценностей-норм». Это смысловое единство, в свою очередь, формируется вокруг исходного, базового принципа миропонимания, те. особенности смыслов разных систем зависят от способа ответа на вопрос о природе конечной истинной реальности. Всего существует три возможных типа ответов, каждый из которых обуславливает своеобразие вырастающей из него культурной суперсистемы». Первая — идейная культура, построена на признании существования сверхчувственного и надрационального Бога, тогда как чувственно воспринимаемая реальность считается здесь миражом. Вторая прямо противоположна первой — в ней примат отдается чувственной реальности, а существование сверхчувственного мира отрицается. Такую культуру Сорокин именует чувственной, или «сенсатной». Наконец, третий тип ответа на вопрос о сущности мироздания гласит, что мир это разнообразная бесконечность», 522 которую конечный человеческий разум не в состоянии воспринять, определить или описать адекватно. Эта культура именуется идеалистической. Достигнутая одним из трех способов логическая интеграция становится основанием интеграции социальной. В итоге возникают особые образования, существование которых подчиняется совсем другим принципам, нежели существование природных объектов. Когда различные индивиды, материальные объекты или силы становятся проводниками и носителями одной и той же системы смыслов-ценностей-норм, то компонент смысла набрасывает на них сеть причинной зависимости, вводя ее там, где она иначе не существовала бы. По этой причине подавляющее большинство укоренившихся социокультурных систем представляют собой при- , чинно-смысловые единства, те. человеческие сообщества 7 Концепция ПА. Сорокина оказала большое влияние на последующее развитие социальной философии. Для нас особый интерес представляют те ее положения, которые обращают внимание на то, что в обществе, помимо людей, представлен еще ряд элементов это и материальные объекты, и особого рода связи, объединяющие их в единое целое. Как мы видели, Сорокин решающее значение в их интеграции отдает смысловым факторам, справедливо указывая на их непременное присутствие в социальных системах. Но вот является ли такое объяснение достаточным — это еще вопрос. Теория Сорокина выстраивается на основе эмпирически установленных отличий в культурах различных обществ. Затем поэтому основанию создается типология социокультурных систем. Но всякий раз, рассматривая культурные отличия как исходную данность, она не может объяснить ни того, как и почему смысловые системы возникли и укрепились, ни того, как и почему они меняются со временем. Взамен объяснения предлагается всего лишь сравнительно-историческое описание, правда, типологизированное, но зато и несвободное от фактических натяжек. Основной . 6 Сорокин ПА. Социологические теории современности М, ИНИОН, 1992.— С. 33-34. 7 Там же С. особенностью концепции Сорокина является то, что она построена на неявном допущении о полной независимости существования и чисто спонтанном характере изменения смысловых компонентов социальной организации. В сущности, им одним приписывается роль и организующего, и динамизирующего начала в социальных процессах, что явно грешит переоценкой их значимости. Все эти пробелы являются следствием того, что теория Сорокина полностью обходит вопрос о природе идеально-смысловых компонентов человеческого действия, довольствуясь констатацией их непременного присутствия в социальных процессах. Не уходя далеко в эту область, можно лишь отметить, что такого рода объяснения не очень хорошо согласуются с современным пониманием Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 204 природы информационно-направленных процессов, о чем мы уже говорили ранее. Но вернемся к вопросу об организации социальной системы. Как и каждая система, общество образуется в процессе динамического контакта со средой, обеспечивая свою целостность через взаимодействие собственных функционально выделенных элементов. Поэтому нам прежде всего нужно установить, что это за элементы и какие функции необходимы для устойчивого поддержания общества. Применяя такой метод, мы сможем абстрагироваться от большого числа менее существенных данных и сфокусировать свое внимание на том, что обязательно входит в состав любого из известных нам обществ. Сравнительный анализ позволяет установить те элементы, что необходимы и достаточны для формирования базовой структуры любого общества, будь то общество аборигенов Австралии или высокотехнологичное общество современной Европы. В итоге получаем модель общества вообще, включающую (1) деятельных субъектов, (2) предметные средства их производительной деятельности, (3) информацию на предметных носителях и (4) устойчивые организационные связи, возникающие в процессе функционирования каждого из элементов и всей системы в целом. Все эти элементы, включая самих субъектов, представляют собой продукты целенаправленной деятельности. Таким образом выделяются четыре основных вида деятельности, каждый из которых 524 служит образующим центром формирования соответствующих сфер жизни общества. Сферы материального и духовного производства обеспечивают производство предметных средств деятельности и необходимой для нее информации. Впервой из них создается весь спектр многообразных орудий и средств труда — от инструментов и материалов до энергетических комплексов и транспортных средств. Продуктом второй являются все виды производимой людьми информации научной, художественной, а также той, что программирует и направляет социальное поведение. Социальная сфера отвечает за воспроизводство социализированных индивидов. К ней относятся все виды медицинских и образовательных услуг, организация досуга, а также все то, что обеспечивает повседневные бытовые нужды людей. Задачей сферы социального управления является обеспечение должной координации действий образующих общество индивидов и групп, те. поддержание необходимого уровня порядка и организации. Выше уже было сказано, что интегральным результатом деятельности является возобновляемое вовсе новых и новых ее циклах существование социокультурного мира. Черпая нужные для этого ресурсы из природной среды, люди меняют условия своего существования, а потому вынуждены периодически реадаптировать свои действия к новым обстоятельствам. Важнейшим условием обеспечения стабильного существования человеческих обществ, безусловно, является продуктивность труда, те. способность совместно действующих индивидов произвести достаточное для жизнеобеспечения приданных условиях количество средств потребления. Этот количественный показатель очевидным образом зависит, во- первых, от естественного богатства ресурсами среды обитания во-вторых, от технико-технологической вооруженности человеческого труда в третьих, от эффективности применяемых форм и методов кооперации производительных усилий, те. от форм общественной организации. Среди перечисленных факторов важнейшая роль принадлежит орудиями средствам производства, поскольку их качественные характеристики в наибольшей степени меняют способ производительного воздействия человека на среду обитания, а вместе стем и формы и способы существования самого социального мира. Здесь в полной мере проявляется действие тех же принципов, о каких шла речь в разделе, посвященном интересам действующих субъектов — основные параметры человеческого существования заданы способом деятельной переработки ресурсов среды в средства жизнеобеспечения общества. Изучая эту проблему, многие ученые (тот же ПА. Сорокин) делали вывод, что важнейшая роль в изменении условий человеческого существования принадлежит факторам идеального порядка, поскольку все открытия и изобретения суть продукты человеческой мысли. В последней своей части это положение, конечно, совершенно неоспоримо, но его истинность не может служить достаточным основанием для более широкого заключения — о том, что эволюция общества всецело обусловлена изменениями, якобы спонтанно идущими в самом мышлении. Такой вывод был бы правомерен только при условии, что последовательность таких изменений рассматривается как совершенно независимый процесс, вызванный и направляемый исключительно внутренними, имманентными самому мышлению факторами. Однако все, что мы теперь знаем о природе информации, не позволяет согласиться с таким утверждением. Представление о субстанциальном развитии мышления, подобно локомотиву, тянущему за собой все прочие компоненты социальной системы, в свое время было наиболее полно разработано в философии Г.Ф.В. Гегеля. Теперь выводимые отсюда объяснения выглядят чрезмерно упрощенными, поскольку не принимают во внимание гораздо более сложные связи между изменениями различных элементов общества. Но, сказанное, тем не менее, не означает, что в нашем распоряжении вообще нет средств, дающих возможность разобраться в этом переплетении множества факторов и разработать единый принцип, позволяющий без натяжек и противоречий объяснить наблюдаемое в истории многообразие форм социальной динамики. В основу такого объяснения может быть положена разработанная К. Марксом теоретическая модель всеобщего производства. Согласно этой модели, все элементы, необ- 526 Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 205 ходимые и достаточные для устойчивого сохранения социальной системы, рассматриваются как составляющие постоянно возобновляемого процесса производства. Основные параметры этого процесса связаны между собой необходимым образом, так, что определенные изменения одних влекут изменения других. Исходной для всего цикла является зависимость между характеристиками собственно производительной деятельности и качеством и количеством потребляемых средств. Поскольку потребить можно только то, что произведено, то очевидно, что ив качественном отношении, и количественно производство и потребление взаимно полагают друг друга. Здесь важно подчеркнуть, что решающая роль в регулярном возобновлении производительной деятельности принадлежит обратной связи между потреблением и производством — лишь используя средства из фонда произведенных продуктов, люди получают возможность включиться в новые акты производства. Поэтому, говоря о потреблении как составной части общего цикла, следует иметь ввиду, что это потребление является производительным потреблением в самом точном смысле слова. Еще один важный вывод гласит, что в полной мере свое значение произведенные продукты обретают только тогда, когда практически используются человеком. Помимо внутренних факторов самого производства, мощное влияние на структуру и объемы фонда потребления оказывают изменения природной и социально-исторической среды жизнедеятельности общества. Так, если общество земледельцев существует в относительно благоприятных и безопасных условиях, то ему достаточно того количества продукта, какое позволяет стабильно питаться и оставить семена для будущего урожая, а также страховые запасы на непредвиденный случай. Этими ориентирами в основном и руководствуются люди, определяя интенсивность и продолжительность своего труда. Разумеется, их усилия зависят также от наличного производительного потенциала сообщества. Теперь введем новую переменную — угрозу пахотным землям, создаваемую либо природным катаклизмом засухой, либо вражеским нашествием. В обоих случаях потребуется перераспределение жизнеобеспечивающего труда — дополнительные усилия придется затратить на строительство ирригационных или оборонительных сооружений. Эти новые работы вынуждают общество выделить специальных работников. Их также нужно обеспечить орудиями и питанием, что невозможно без увеличения продуктивности труда. При относительном уменьшении числа занятых непосредственно в земледелии его продуктивность можно увеличить или просто наращивая интенсивность труда, или повысив его производительность, изобретая новые технологии. Эти несложные примеры позволяют увидеть, что общество периодически оказывается перед необходимостью оптимизировать параметры своего производительного потребления, приспосабливаясь к меняющимся внешним условиям. Подчиняясь этой необходимости, люди вынуждены вырабатывать новые формы и способы распределения труда и обмена его результатами. Чем более сложные технологии применяют люди, тем более высокая квалификация требуется от работников. Этим обусловлен все нарастающий со временем уровень специализации производства. Однако на этом пути имеется внутренний ограничитель, поскольку специализированные производители оказываются вовсе большей зависимости оттого, насколько успешно функционируют каналы систематического обмена продуктами их труда. Для того, чтобы сделать кооперацию в труде более эффективной, приходится создавать новые формы распределения предметного богатства, закрепляя за обособленными производителями необходимые для их труда сферы приложения усилий. В пределах установленных таким образом частей общего производства удается с большей точностью определять затраты необходимого труда и рассчитывать эквивалентные доли обмениваемых продуктов. Так рука об руку с технологической специализацией возникает экономическое обособление, утверждается новая форма собственности на средства и продукты труда, а именно частная собственность. Породившее ее разделение труда затрагивает не только область непосредственного производства, но и сферу социального управления. Ведь для того, чтобы обеспечить нужный уровень скоординированности действий в масштабах разросшегося и многократно дифференцированного 528 сообщества, нужно иметь специальные знания иособый социальный статус. Со временем это приводит к тому, что возникают особые группы управляющих и управляемых, те. в обществе оформляется статусное неравенство. Масштабы неравенства в наиболее глубоком смысле определяются качеством исполняемого труда, его сложностью и квалификацией. Конечно в конкретной системе различения разнокачественных видов труда возможны определенные перекосы, возможно возникновение паразитических слоев общества, нов целом социальные различия не могут быть результатом простого произвола. Неоспоримо, что законы воспроизводства не позволяют снизить меру потребления работников за те пределы, которые создают угрозу стабильному возобновлению их труда. С другой стороны, изъятый собственником продукт не может весь целиком пойти на обеспечение его личных нужд, сколь бы комфортным или даже роскошным ни было его существование. Не стоит упускать из вида, что собственник по своей исходной роли — распорядитель-управленец, чьей основной заботой является организация новых циклов производства, а стало быть, и пополнение нужных для этого фондов материального обеспечения — текущего и страхового. Если собственник с этой своей задачей не справляется, распадается все производство, те. страдают и непосредственные производители Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 206 Ошибочные стратегии управления, неспособность пойти на необходимые реформы приводят к росту противоречий, на своем пике завершавшемуся революцией. Однако будучи обусловлена объективными причинами, революция далеко не всегда приводила к желанному улучшению положения основных классов и общественных групп. Примером может служить большевистская революция, произошедшая в 1917 г. в России. Связав свои планы уничтожения нищеты и эксплуатации с ликвидацией института частной собственности, коммунистическая партия в итоге сумела всего лишь заменить одних собственников на других. Вместо частных хозяев пришли чиновники из бюрократических структур государства. Но им пришлось управлять огромным комплексом специализированных производств, каждое из которых зависело от всех остальных ив еще большей степени — от сбалансированности развития всего народного хозяйства в целом. Для успешного решения таких задач в центрах планирования нужно было сосредоточить огромные массивы постоянно меняющейся информации. При этом нужны были достоверные данные о состоянии всех узлов производства, а также о том, что ив каких количествах следует производить для своевременного удовлетворения многообразных нужд производительного и бытового характера. К этому добавлялась необходимость перспективного планирования, те. требовались методики создания моделей развития, способных связать большое число переменных, отображающих реальные тенденции изменения общественного производства. Понятно, что ни такой информации, ни таких методику планирующих органов не было и не могло быть. Сумев ценой невероятных жертв и перерасхода ресурсов провести форсированную индустриализацию, коммунистическая партия-государство по вполне объективным причинам не сумела обеспечить адекватный новым технологиям уровень управления. Результатом стали нарастающие перекосы и дисбалансы в экономическом развитии, массовое старение основных производительных фондов, общий упадок уровня жизни населения. Оказалась полностью потеряна стратегическая перспектива развития страны, вынужденной десятилетиями продавать на внешнем рынке сырье и энергоносители для покрытия текущих нужд народного хозяйства. Главной причиной такого положения вещей следует считать неэффективность системы сверхцентрализованного планирования, опиравшейся на концентрацию всех прав собственности в руках государства. Высокий уровень специализации производства требует совершенно другой структуры связей между его модулями, допускающей большую свободу в определении текущих и перспективных планов их развития. Такая свобода позволяет производителям оптимизировать свое участие в системе трансакций, гибко применяясь к изменениям ситуации, локализуя и сводя к минимуму издержки и потери. Здесь в полной мере проявляется действие сформулированного еще К. Марксом закона о необходимом соответствии, существующем между показателями технико-технологического состояния производства, уровнем специализации труда и формами социальной организации. В своем единстве эти показатели характеризуют присущий обществу на данной стадии способ производства, определяющий характер его взаимодействия с природной средой. Понимание объективной природы этих зависимостей позволяет разрабатывать долгосрочные стратегии развития общества, основанные на учете реальных возможностей. При этом современные знания могут способствовать выявлению насущных приоритетов, снижая риск стихийного развития событий и не растрачивая ограниченные ресурсы и драгоценный человеческий трудна насыщение ложно понятых интересов. 531 |