Главная страница

2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо


Скачать 4.66 Mb.
НазваниеУчебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
Дата01.03.2022
Размер4.66 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2004. Философия.pdf
ТипУчебник
#378822
страница37 из 50
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   50
475
он способен его познать таковым, каковым позволяют ему это сделать его познавательные способности. Поэтому когда говорят об агностицизме концепции Канта, следует уточнять, что его позиция не столько сомнение в познании, сколько указание на активную роль субъекта познания, ибо от этой активности зависит и степень познания человеком мира.
При всей оригинальности и неклассичности кантовских ходов мысли вскоре, однако, выяснилось, что те основоположения, которые Кант считал доопытными и универсально истинными, таковыми не являются, по крайней мере, за пределами ньютоновской классической механики. Что касается ссылок на априорность, тов удостоверении истинности исходных доопытных посылок любой научной и философской теории как рази заключается самая главная гносеологическая проблема. Все последующие разработки теории истины, особенно оживившиеся на рубеже XIX — XX веков в связи с кризисом в естествознании, ставили своей задачей избежать, с одной стороны, наивных ссылок на объективную

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
186 действительность в духе классических концепций, ас другой, указаний на разного рода доопытные структуры, свойственные априористскому подходу. Когерентная теория истины
Существует несколько вариантов данной теории. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядоченно. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности. При всей частичной обоснованности такого подхода все-таки следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвязанность суждений внутри какой-то теории — еще отнюдь не свидетельствует о ее истине и, наоборот, — наличие диалектических и антиномических суждений внутри теории еще не дает оснований заключать о ее ложности.
Второй вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Например, если какая-то физическая гипотеза противоречит закону сохранения энергии, т. е.
476
все основания считать, что она ложна. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит. Прагматистская концепция
Суть концепции сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата (экспериментального, утилитарно-прагматического и т.д.). Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью. В принципе, знание, особенно научное, весьма прагматично. Если ученый-теоретик не получает новых результатов, его научная репутация, а потоми квалификация, могут быть поставлены под сомнение. Если инженер не изобретает новых технических устройств и приспособлений — ему могут перестать платить зарплату. Однако утилитарную направленность науки не следует преувеличивать. Множество открытий совершались творцами, конечно жене из утилитарных соображений, а из чистой любви к истине. Многие научные теории в момент их создания вовсе не имеют никакого экспериментального и технического применения. Более того, самые стратегически значимые идеи, тем более в философии, по определению бескорыстны и антиутилитарны. В противном случае они никогда не смогли бы открыть новые горизонты в бытии и познании. Недаром выдающийся испанский философ X. Ортега-и-Гассет обронил мысль, что самое большое практическое значение философии состоит как разв ее абсолютной утилитарной бесполезности. Конвенционалистская концепция
Ее представители утверждают, что истина — есть всегда продукт гласного (а чаще — негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках ив разных научных сообществах существуют разные правила игры, а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке ив философии. При всей значимости факта соглашений в познавательной деятельности его все-таки не следует доводить до абсурда, ибо, в конечном счете, это приводит науку и философию — сферы доказательного и систематического мышления — к сугубо обывательскому тезису, что у каждого-де своя истина. В сущности, сам тезис, что истина — всегда продукт соглашения, опровергает себя же, ибо подразумевает, что независимо от всяких соглашений этот тезис должен квалифицироваться как истинный. Экзистенциалистские концепции
Они достаточно разнородны, но сближаются в плане ценностного истолкования истины.
Во-первых, может быть выдвинут тезис, что истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост. В роли такового способно выступить и объективно ложное знание, лишь бы оно глубоко переживалось и творчески отстаивалось человеком. Соответственно, знание вроде бы объективно истинное (типа 2 χ 2 = 4), но извне, принудительно навязываемое человеку, должно быть квалифицировано как ложное, ибо подавляет его творческий дух. Острие экзистенциального понимания истины направлено против догматизма и тоталитаризма как в жизни, таки сфере Духа. Так, H.A. Бердяев заявил, что в философии истина — вовсе не копирование действительности и не теоретическое доказательство, а прежде всего — манифестация творческого Духа, созидание чего-то нового в бытии. При таком подходе подчеркивается значение именно творческого человеческого измерения знания, претендующего на истинный статус.
Во-вторых, экзистенциальный аспект истины может быть рассмотрен ив несколько ином ключе. Обыкновенно в спокойной и бесконфликтной жизненной обстановке человек не задумывается о последних истинах бытия и о смысле своего собственного жизненного предназначения. Лишь в ситуациях пограничных См.
Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества МС. зачастую на грани жизни и смерти, передним внезапно открываются какие-то важнейшие мировые и экзистенциальные истины. Свет истины как бы вливается в трещины его личной судьбы, порой

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
187 заставляя переосмысливать многие предрассудки и житейские стереотипы. Этот аспект был особенно рельефно прописан в работах С. Кьеркегора, а позднее — в трудах мыслителей экзистенциального направления (у К. Ясперса, раннего М. Хайдеггера). Нов сущности, подобный мотив обретения истины через душевные испытания и потрясения был глубоко продуман и блестяще художественно воплощен уже в романах Ф.М. Достоевского.
Наконец, третий ракурс экзистенциального видения истины смыкается с онтологическим ее аспектом. Наиболее систематически он был продуманна Западе М. Хайдеггером в его поздних работах, ау нас —
С.Н. Булгаковым и ПА. Флоренским. Истина в ее аутентичном греческом значении (aleteia), по М.
Хайдеггеру, означает несокрытость бытия, те. некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и снами, но которое надо просто научиться видеть и слышать. Человек техногенно- потребительского общества, ориентированный на покорение природы и удовлетворение своих безмерных телесных потребностей, отгородился от истины системой своих научных абстракций, миром технических устройств и расхожих, стершихся от бессмысленного употребления, словес. Отныне свет истины доступен лишь поэтам, возвращающим словам их первоначальный смысли благодаря этому позволяющим бытию сказываться, открываться человеческому сознанию философам, еще способным удивляться неизреченной тайне мира, и, стало быть, хранить творческую и живую вопрошающую мысль крестьянину, бросающему в почву зерно и тем самым творчески участвующему в чуде зачатия и рождения новых форм жизни.
Непосредственно же свет истины, выводящий вещи из мрака небытия и составляющий подлинное естество мира, доступен только святым праведниками подвижникам, созерцающим его «нетелесными очами сердца. Этот последний момент, сближающий проблематику истины с теистически понятыми вершинами
479
жизнеустроительного знания, будет с особой силой подчеркнут русскими мыслителями С.Н.
Булгаковым и ПА. Флоренским. Здесь идет последовательное возвращение к классической концепции истины в платоническом понимании и ее отождествление с откровением как атрибутом религиозного опыта.
*
*
*
Как оценить все многообразие так называемых неклассических концепций истины Во всех них подмечены тонкие и верные моменты, характеризующие познавательный процесс и подчеркивающие личностное измерение истины. Однако всем им присущи два недостатка субъективизм и угроза произвола в трактовке не только истины, но и знания как такового релятивизм в виде абсолютизации относительности и изменчивости наших знаний.
Подобная ситуация порождает вопрос если и классическая, и неклассические концепции истины неудовлетворительны, тоне проще ли будет попросту избавиться от категории истина как от вредной и репрессивной фикции, загоняющей наш свободный разум в прокрустово ложе метафизических догм и схем Именно такой иррационалистический ход мысли свойственен постмодернистскому сознанию, хотя его наметки есть уже у Ф. Ницше, а еще раньше — у скептиков сих тезисом о невозможности существования истины как таковой. Попытки избавиться от категории истина не прекращаются и по сию пору. Но это, во-первых, невозможно с чисто логической точки зрения в силу свойства саморефлексивности, присущего всем философским категориям (логическими гносеологическим во- вторых, это всегда двусмысленно с метафизической точки зрения, ибо борьба с истиной означает борьбу с доказательным сознанием и апологию иррационального со-мнения.
Дело, стало быть, заключается не в том, чтобы, натолкнувшись на исключительную сложность и многоаспектность категории истина, вообще отказаться от попыток ее систематической смысловой интерпретации, а в том, чтобы, ясно осознавая безмерную трудность задачи, постараться посильно синтезировать рациональные моменты, схваченные при различных ракурсах ее анализа. Истина и формы ее инобытия. Гносеологическое понимание истины При гносеологическом подходе к феномену истины необходимо избежать двух крайностей наивного объективизма и догматизма, с одной стороны субъективизма и релятивизма — с другой. Надо, следовательно, постараться дать такое определение истине, которое учитывает роль субъекта и не субъективирует истину понимает момент относительности и исторической ограниченности любых наших знаний (как в индивидуальном, таки в соборно-социальном планах, но при этом не доводит эту относительность до релятивистских ив конечном счете, до скептических утверждений.
С этих позиций нам представляется вполне разумным определение истины как такого объективного содержания наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Подобное понимание восходит к марксисту В.И. Ленину, но оно может разделяться мыслителями и совершенно иных философских взглядов — например, НО. Лосским. По НО. Лосскому, истина — это имманентное обладание идеей трансцендентной предметности. В обоих определениях подчеркнуты два важных момента во-первых, знание, претендующее на истинность, необходимо субъективно имманентно) по форме своего существования, те. имеет человеческое измерение. Без живого человека

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
188 говорить об истине в гносеологическом плане бессмысленно. Во-вторых, истинное знание объективно
(трансцендентно) в смысле отсутствия в его содержании субъективно-психологических примесей субъективистских домыслов или, в просторечье, отсебятины).
Таким образом, процесс познания представляет собой диалектическое единство субъективного и объективного, которые взаимодополняют друг друга. Истина не может быть полностью безличной, т. к. зависит от человека, нов процессе познания оперируют не понятием личность во всех аспектах ее проявлений, а, как мы показали, понятием субъект познания. Те. изначально вводится ограничение в трактовку познавательной деятельности, ибо субъект познания — это своеобразная гносеологическая абстракция.
Совершенно ясно, что подобное гносеологическое понимание истины, с одной стороны, носит регулятивно-целевой характера, с другой, имеет отношение прежде всего к знанию понятийно- рационального типа и отчасти к философии. Гуманитарное же рациональное знание (за исключением гуманитарных наука также внерациональные формы опыта регулируются иными аспектами истины, о которых речь шла выше (правда, откровение, правота).
Следует отметить, что в процессе познания присутствуют феномены, которые как бы противостоят истине, но сопровождают ее, также являясь неотъемлемой частью познавательной деятельности человека. Сравнивая такие формы инобытия истины (те. варианты ее понимания) с истиной как таковой, мы можем дополнительно уточнить значение последней. Истина и мнение
В греческой философии истина устойчиво противополагается мнению. Платон в своих диалогах показывает, что мнение есть знание субъективное, полное психологических и разного рода иных предрассудков. В мире мнений причудливо перемешаны истина и ложь. Но даже если мнение и истинно, то это всегда — истина в себе, те. необоснованное и крайне проблематическое знание. Мнение же, перешедшее из ранга истины в себе в ранг истины для нас, представляет собой знание доказанное, те. удостоверенное в качестве независимого от наших субъективно-психологических особенностей и домыслов.
Поскольку мнение выступает некой внутренней верой человека, то воздействие на формирование мнений осуществляется на уровне ценностно-психологического воздействия. Поэтому мнение можно сознательно формировать и не только у отдельного человека, ноу целого общества или его части. Благодаря, например, современным средствам массовой информации создается своеобразный мир мнений, в котором
482
доказательство подменено психологическим убеждением и даже целенаправленным внушением. Так как мир мнений — это мир толпы, то все это отнюдь не безобидно, ибо подготовленную толпу можно развернуть в любую сторону, причем для индивидов все это будет выглядеть как внутреннее, а значит и наиболее сильное, убеждение в правоте своих поступков. В результате современное общество в многом превратилось в царство толпы, где в сознании людей постоянно прокручиваются, как в кино, скачущие политические рейтинги, возникают искусственно вздутые кумиры, мгновенно изменяются общественные вкусы и пристрастия — все это даже неудовлетворение щекочущего влечения высказать свое мнение, как высказался о прессе еще Гегель в своей Философии права, а форма культивирования перманентного сомнения со всеми угрозами возникновения индивидуальных душевных расстройств и массовых психозов, которыми так богата история ушедшего XX века.
Миру мнений противостоят доказательные истины знания. Сфера научной мысли и функционирования научных сообществ —- по крайней мере в своем идеальном предназначении — есть сфера непредвзятой аргументации, разумного смирения своего суетного тщеславия и бескорыстного поиска истины вопреки безумствам общественного мнения. Ученый воплощает критическое и рациональное начало в культуре — ту самую ориентацию на сознание, без которой невозможно существование человека как мыслящего существа. Конечно, такого рода понимание науки остается в значительной степени идеальным пониманием. Даже в логике и математике личностное начало (факты биографии ученого, его национальная принадлежность и т. да также всякого рода культурно- исторические установки и предрассудки неустранимы из ткани научной деятельности. Однако в любом случае наука — это область существования доказательного знания и логически аргументированного мышления.
9
Гегель. Сочинения Т. 7.— МЛ С. 339.
483
4.2.3. Истина и ложь, истина и заблуждение
Поиск истины неотделим от заблуждений и появления разного рода ложных представлений. Афористичное выражение подобной позиции можно найти у русского писателя Леонида Андреева, обронившего фразу, что истина — это ложь, которую еще не успели доказать. Однако между ложью и заблуждением существует фундаментальная разница.
Ложь представляет собой преднамеренное возведение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей. В основе лжи всегда лежит субъективный и корыстный расчет, связанный с прагматичным использованием (сокрытием) знания в собственных целях.

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
189
Социально-политической формой существования лжи является целенаправленная дезинформация, когда для обмана отдельного человека, со стороны какой-то особой социальной группы используется специальный набор знаний и технических средств. Крайней и, пожалуй, наиболее опасной для общества формой дезинформации являются попытки манипулировать общественным сознанием за счет специальных визуальных и речевых методик в СМИ. Психологические и социальные последствия такого рода манипуляций (по причине их новизны) стали объектом повышенного научного внимания лишь в последние 30 — 40 лет. Возникновение феномена виртуальной компьютерной реальности еще более обостряет эту проблему.
От лжи и дезинформации следует отличать заблуждение. Под заблуждением можно понимать непреднамеренную трактовку истинного знания как ложного, а ложного — как истинного, что вытекает как из сложности и неисчерпаемости объекта, таки из исторической ограниченности субъекта познавательной деятельности. Ложь следует непримиримо дезавуировать, а от заблуждений терпеливо и методично избавляться, зная, что они воспроизведутся вновь. Без заблуждений невозможно нахождение истины и ее кристаллизация.
Важно отметить, что одним из самых распространенных источников заблуждений в науке и философии является выход истинного знания заграницы его применимости. Так называемый принцип конкретности

истины утверждает, что истина чаще всего имеет предметные границы, выходя за которые она трансформируется в свою противоположность — заблуждение. Типичный пример заблуждений такого рода — это попытка 3. Фрейда объяснить культурные и социальные процессы на основе открытых им закономерностей бессознательной психической жизни индивида. Другой причиной заблуждений служит не экстраполяция полученных знаний на иные предметные области, а огульное отрицание существования последних, как якобы несовместимых с открытой истиной. К примеру, ученый-физик заявляет, что явлений телепатии не существует потому, что науке неизвестны физические взаимодействия, которые могли бы их переносить. Точно также долгое время ученые не могли поверить в делимость атома, поскольку это, по их тогдашнему мнению, вело к уничтожению материи. Диалектика истины и процесса познания

Из вышеизложенного ясно, что понятие истины является очень сложными противоречивыми постоянно требует своего гносеологического уточнения. Ставя эксперимент, проводя какие-то опыты над предметами и явлениями мира, ученый, пытаясь найти истину, уже самими этими процедурами как бы препарирует действительность, в каком-то отношении субъективирует ее. Так, например, физик ищет и находит в природе физические закономерности, отвлекаясь от всех остальных, которые для него, как физика, не представляются важными. Химик или биолог, соответственно, — химические или биологические. Социолог отвлекается от биологических свойств человека, и последний интересует его как элемент социальной системы, выполняющий определенные функции. Подобным образом ученый исследует любые предметы и явления и, как справедливо отмечал К. Ясперс, в этом смысле границу познания не существует и предметом научного исследования может выступить что угодно от неодушевленного предмета, природного процесса до человека и таких его свойств, как
485
мышление, сознание и т. д. Ученый как бы надевает очки, соответствующие его предмету, и видит мир сквозь их призму, отвлекаясь оттого, что несущественно для исследуемого предмета и, напротив, абсолютизируя существенное. Любой предмет, любое явление мира бесконечно многообразны, но когда они становятся объектом познания, они как бы поворачиваются к познающему лишь одной стороной.
Таков характер познавательной деятельности людей, который является необходимой предпосылкой для того, чтобы с помощью созданной системы идеализированных объектов (научной теории) выявить законы действительности в чистом виде. Сам по себе такой способ предметного препарирования действительности не несет в себе ничего отрицательного и является лишь фактом познавательной деятельности. Однако в некоторых случаях он как бы отрывается от лежащего в его основе огрубления, перерастает предметные рамки и претендует на описание и объяснение явлений, которые носят более широкий характер. Так, например, редукционистский принцип познания в бис логии являлся достаточно эффективным до тех пор, пока эта наука находилась на эмпирической стадии, нос этих позиций нельзя объяснить сущность человека как биосоциального существа.
Диалектический подход к процессу познания заключается в том, Диалектический подход к процессу познания заключается в том, что мир трактуется как особый изменчивый процесс, познавая отдельные стороны которого, мы должны помнить о допущенных предметных «огрублениях», понимая их ограниченность и относительность распространения на познание бытия в целом. Этот метод познания основан на понимании многообразия мира, закономерностей этого многообразия, взаимодействия различных сторон явлений, рассматривании мира как чего-либо становящегося, развивающегося.
С диалектических позиций истина также носит двойственный и внешне противоречивый характер.
С одной стороны, она конкретна и отвечает предметной области исследования. В этом плане внешне противоположные утверждения могут быть истинными в разных предметных областях или различных

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
190 теориях. Например, понимание материи как вещества
486
вполне вписывалось и было фундаментальным представлением физики Ньютона, нов теории относительности, да и вообще в современной физике, оно не работает. Понятия пространства и времени, которыми оперирует ученый естественник, отличаются от представлений в биологии, социологии или истории, где они уточняются относительно данных областей знания. В этом смысле мы можем говорить об абсолютной истине, те. о знании, которое теоретически обосновано и доказано. И как бы не эволюционировали физические теории, законы Ньютона по-прежнему работают.
С другой стороны, истина относительна, т. к. меняются условия и возможности нашего познания, социокультурные обстоятельства. В этом смысле те же законы Ньютона, верные относительно нашей планеты и относительно малых скоростей, не смогут описать закономерности, выходящие заданные пределы. Но также как нельзя абсолютизировать понятие абсолютной истины, нельзя абсолютизировать и понятие относительной истины, т. кв этом случае любое знание, когда-либо и кем-либо полученное, можно считать истинным.
На самом деле истина — это не только некий результат, но и процесс, в котором диалектически сочетаются моменты абсолютности и относительности, конкретности и вариативности. Перед познающим открывается реальный мир, который бесконечен и многообразен, но который можно познавать, однако, условиями нашего познания выступают гносеологические, конкретно-исторические ограничения. Мы не можем познать мир сразу и во всей полноте, это гипотетично абсолютное знание, которым мог бы обладать лишь Господь Бог, поэтому познавая вечно движущийся мир, мы как бы временно приостанавливаем его движение, открываем то, что сегодня доступно нашему разуму, и этим самым через открытие относительных истин стремимся к абсолютной истине.
После этих замечаний мы можем уточнить данное выше определение истины. Истина
— это такое объективное содержание наших знаний, которое удостоверено доказано в качестве независимого от

субъективно-психологических компонентов, не выхо-
487
gum заграницы своей применимости и не претендует на окончательный и завершенный характер.
Такую дефиницию легко провозгласить, однако жизнь всегда сопротивляется слишком жестким схемами тезисам. Как показывает исторический опыт, знание всегда стремится выйти заграницы своей применимости, и только благодаря этому обнаруживает как элемент своей абсолютной истинности в рамках данной конкретной предметной области, таки свою относительность за пределами оной. В конечном счете, лишь история оказывается способной рассудить сумели мы или нет докопаться до истины, избавившись как от субъективных ошибок, таки от предрассудков, навязываемых историческим временем, в котором нам довелось жить.
Отсюда вытекает чрезвычайно важное свойство истины — она временится, те. носит процессуальный и динамический, а не статический характер. Процессуальность истины обнаруживается, по крайней мере, в трех планах:
Исторический план
— это постепенная кристаллизация истинного знания в истории, когда неполное и фрагментарное знание какого-либо предмета на эмпирической стадии познания сменяется построением его теоретического образа, обеспечивающего целостное понимание и предсказание. Чтобы сложилась современная хромосомная теория наследственности, должен был пройти почти век после знаменитых экспериментов Г. Менделя. Законы классического европейского капитализма были установлены Марксом много десятилетий спустя после трудов классиков английской политической экономии А.
Смита и Д. Рикардо.
Логический план. Истинное знание никогда не открывается сразу и целиком, а требует логико- процессуальных усилий мысли по своему изложению и, соответственно, усвоению. Чтобы более или менее ясно понять, что такое капитал — нужно прочитать по · крайней мере, первый том марксова одноименного труда. Дабы сделать истину своего мистического опыта явственной для остального мира, Я. Беме был вынужден логически развернуть его почти на трехстах страницах своей знаменитой книги Аврора, или Утренняя заря в восхождении».
488
Экзистенциальный план. Истинное знание требует для усвоения некоторой подготовки, а иногда и душевной зрелости. Ко многим важным истинами ценностям бытия человек приходит отнюдь не сразу, а путем мучительных борений и раздумий. Нужно время и для усвоения профессиональных знаний, ибо невозможно химику-первокурснику поведать о всех тайнах будущей профессии. Его личность попросту неготова к этому. Особую роль развитие индивидуального начала играет в философии. Мудрость и жизненный опыт необходимы для становления подлинного философа. Мало кому из великих мыслителей прошлого удавалось создать свои наиболее выдающиеся произведения в молодом возрасте. Яркое исключение здесь составляет, пожалуй, лишь Шеллинг.
Процессуальность истины, диалектика абсолютных и относительных, субъективных и объективных компонентов в ней так или иначе выводят нас на центральную проблему а на основе каких критериев мы вообще расцениваем одно знание как истинное, а другое — как ложное. Критерии истины
Под критерием истины понимается разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание либо

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
191 как истинное, либо как ложное. Если пытаться искать такую процедуру исключительно внутри самого знания, то возникает парадокс, схваченный в свое время еще Секстом Эмпириком: для нахождения такого критерия нужен, в свою очередь, критерий итак до бесконечности.
Безусловной заслугой марксизма является то, что он в ясной и недвусмысленной форме постарался найти критерий истины не внутри системы знания, а вне ее — в общественно-исторической практике человека. В самом деле, самая действенная проверка объективной укорененности наших идей и теоретических моделей в структурах мирового бытия возможна в том случае, если нечто практически телесно) созданное на их идеальной основе, проходит испытание на свою функциональную пригодность в рамках этого мирового целого. Успешная объективация (или, грубо говоря,
488
материализация) наших знаний в технических устройствах, хозяйственной и социальной деятельности — серьезное свидетельство в пользу того, что мы ничего субъективно не измыслили, а познали нечто объективно сущее и значимое. Так, если ракета не падает, а взлетает в небо — это практическое свидетельство истинности наших физических представлений о законах гравитации если стиральный порошок отстирывает грязь — значит наши сведения о протекании химических реакций в природе правильны если мы ведем успешную социальную политику, избегая конфронтации в обществе и способствуя росту его духовных запросов, значит наши социологические представления верны.
Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, те. строго описанная и, желательно, техническая воспроизводимая процедура проверки опытных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории. В связи с этим можно говорить о существовании эмпирических критериев истинности научного знания. Одним из таких эмпирических критериев (разрешающих процедур) служит
верифицируемость теории, те. заключение об ее истинности на основании практического подтверждения выведенных из нее опытных следствий. Процедура верификации была детально методологически осмыслена в рамках неопозитивистской традиции и даже квалифицировалась как универсальный критерий научности знания. Однако, любой индуктивный вывод носит вероятностный характер (за исключением случаев полной индукции, а потому никакая верифицируемость не может считаться надежной. Один-единственный отрицательный результат эксперимента поставит под сомнение истинность целой теории. Это и дало основание К. Попперу сформулировать противоположный эмпирический критерий
фальсифицируемости, нацеленный не на подтверждение, а, наоборот, на опровержение теоретической модели через опровержение фальсификацию) выводимых из нее эмпирических следствий. Обе эти процедуры успешно используются в науке.
Однако критерий практики — ив ее общественно-историческом, ив научно-экспериментальном — проявлениях не может считаться достаточным. В науке, особенно в дедуктивных науках, существует масса теоретических идей и гипотез, которые нельзя проверить не только нив какой практической деятельности, но даже в эксперименте. Все это заставляет искать критерии истины уже не вне, а внутри самой науки, позволяющей ей существовать в качестве относительно автономной и самоценной сферы духовного творчества человека.
В частности, существуют логические критерии истины. Важнейшим из них является непротиворечивость, те. запрет на одновременное наличие суждений Аи «не-А» внутри научной гипотезы или теории. Формально-логическая противоречивость означает, что теория абсолютно не информативна, ибо из противоречия следует все, что угодно — бесконечный универсум суждений. Другой важный логический критерий истины — критерий независимости аксиом, те. не выводимость одних исходно принятых допущений (аксиом, постулатов) теории из других. Обнаружение факта нарушения этого принципа — серьезное свидетельство в пользу ошибочности данной теории. Кроме этого говорят еще о критерии полноты теории. Семантическая полнота означает, что все суждения внутри данной теоретической модели являются доказанными, а непроизвольно введенными. Критерий синтаксической полноты гласит, что теория является истинной (или точнее — корректной, если присоединение к ней произвольного суждения (формулы) делает ее противоречивой. Признавая необходимость логических критериев, мы, исходя из вышеуказанной диалектики познавательного процесса, должны понимать их относительность и ограниченность эффективного применения.
Поэтому в естественных и обществоведческих, а отчасти и гуманитарных, науках используется целый спектр собственно теоретических критериев истины. Одним из них является критерий внутренней и внешней когерентности знания, те. требование системной упорядоченности и взаимосогласованности положений внутри самой теории (гипотезы, а также желательность ее согласования с фундаментальными непроблематизируемым знанием в науке.
491
Другим важным теоретическим критерием истины является принцип простоты теории. Он означает, в частности, что из двух конкурирующих в науке гипотез скорее всего будет избрана та, которая решает проблему наиболее экономными рациональным способом, использует меньшее количество исходных аксиом притом же объяснительном и предсказательном потенциале, опирается на более простой математический аппарат, не привлекает сложной терминологии и т. д.
Наконец, в науке используется еще один критерий, пожалуй, наименее прозрачный и рациональный,

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
192 но часто оказывающийся решающим в ситуации выбора. Имеется ввиду критерий красоты научной теории. Многие крупные ученые, в первую очередь, ориентируются именно на него. Эстетический критерий гармонии, изящества, завершенности научных построений оказывается особенно популярным среди логиков, математиков и представителей естественных наук, хотя он не чужд учеными из других отраслей знания. Все это свидетельствует, с одной стороны, о недопустимости жесткого противопоставления друг другу различных форм рационального постижения бытия, ас другой, о глубинной связи рациональных и внерациональных видов опыта

Янко Слава Библиотека
Fort/Da
) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
«Gaudeamus»
).
193 Раздел V. СФЕРЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
493
1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   50


написать администратору сайта