Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие, основные проблемы и исторические варианты гносеологии

  • 2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо


    Скачать 4.66 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
    Дата01.03.2022
    Размер4.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2004. Философия.pdf
    ТипУчебник
    #378822
    страница33 из 50
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   50
    Пространство понималось как Пространство понималось как абсолютная протяженность, пустота, в которую включались все тела и которая от них не зависела
    (Демокрит, Эпикур, Ньютон протяженность материи и эфира (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов) или формы бытия материи (Гольбах, Энгельс);
    37
    Антология мировой философии Т. 1.— Ч. 2.— С. 586.
    38
    Концепции ниже излагаются по работе
    Мелюхин СТ. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии С. 140—141.
    437
    ■ порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или как априорная форма чувственного созерцания (Кант).
    Время трактовалось как Время трактовалось как субстанция или самодовлеющая сущность и с этим было связано начало исследования его метрических свойств (Фалес, Анаксимандр); Гераклит ставит вопрос о текучести, непрерывности и универсальности времени, закладывая традицию его динамической трактовки. В это же время
    Парменид, напротив, говорит о неизменности времени, что видимая изменчивость это наши иллюзии, а истинным бытием обладает лишь настоящее. Это можно считать возникновением статической концепции времени. Платон закладывает основы реляционной трактовки времени. Причем для мира идей время статично, вечно, а вот для «неистинного» мира вещей оно динамично, тут есть прошлое, настоящее и будущее длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или как форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин, Гегель);
    ■ абсолютная длительность, однородная для всей вселенной (Ньютон относительное свойство вещей, порядок последовательности событий (Лейбниц форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
    В целом исторические представления о пространстве и времени можно свести к двум основным концепциям субстанциальней и реляционней.
    Субстанциальная концепция Субстанциальная концепция характерна для научной модели мира, начиная с Ньютона и Галилея. Время и пространство здесь рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность.
    После теории относительности А. Эйнштейна, в которой была дана реляционная интерпретация физики, в научном сообществе стала доминировать реляционная концепция.

    Фундаментом классической физики выступала механика Ньютона. Суть механистической картины мира Ньютона такова. Мир представляет собой систему взаимодействующих частиц, или кирпичиков материи — атомов. Их движение подчиняется законам классической физики. Основное свойство атомов
    — их материальность, или вещественность. Система атомов это как бы вещественное бытие.
    Пространство, которое существует вне и независимо от сознания человека невещественное бытие. По своим свойствам оно полностью противоположно веществу, или материи, являясь в тоже время условием ее бытия. Это некое вместилище, в котором происходит движение атомов. Время абсолютно, порядок событий во времени имеет рази навсегда данный и абсолютный характер, этот порядок охватывает все физические события, которые когда-либо имели, имеют или будут иметь место во Вселенной. Поэтому, сточки зрения физики, пространство и время предпосылки, которые сами по

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    172 себе не должны анализироваться. При этом абсолютной и самодовлеющей сущностью выступает пространство, которое предшествует как веществу, таки времени.
    С философской точки зрения это было очень сильное огрубление бытия и распространение на него свойств отдельной его части. Из локального устройства мира предполагалось, что он так устроен везде. Физика, безусловно, дает описание мира, но, как и любая иная наука, опирается лишь нате знания и представ-
    39
    Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике МС Там же.
    439
    ления, которые она может обобщить на данном этапе. Нос философских позиций понятно, что этих данных всегда будет недостаточно, а значит такая картина мира не может претендовать на полноту. Более того, физическая полнота данной картины мира весьма относительна, т. к. очень часто базируется на введении сил и представлений, которые являются ничем иным, как некими идеальными конструкциями, созданными именно для заполнения недостаточности физического обоснования. Они, иногда, даже не отвечают критериям научности, по которым строится данная концепция, и на определенном этапе развития науки просто отбрасываются как эфемерные.
    Понятие одновременности в классической физике трактовалось также согласно субстанциальной концепции времени. Одновременными были те события, которые произошли водно мгновение времени. Сточки зрения здравого смысла это действительно таки даже в голову не приходило, что это необходимо обосновывать. Однако позже оказалось, что это не так.
    Во второй половине XIX века научные открытия заставляют ученых перейти к реляционной трактовке пространства и времени.
    Развивается классическая электродинамика, которая базируется на отказе от принципа дальнодействия, те. мгновенного распространения света. Дело в том, что в классической физике свет распространялся в особой светоносной среде — эфире. Согласно единой теории электромагнитного поля, движение Земли относительно мирового эфира должно влиять на скорость распространения света. Начиная с 1881 года, сначала один Майкельсона затем с 1887 года совместно с Морли ставит серию опытов с целью эмпирического подтверждения данной идеи (в истории науки данные опыты вошли под именем их авторов как опыты Майкельсона—Морли»). Однако результат опытов оказался негативным, скорость при всех измерениях оставалась постоянной.
    Лоренц и Фицджеральд объяснили это сокращением размеров движущихся тел и замедлением хода движущихся часов. Это была попытка спасти классическую физику. И это было неслучайно, т. кв 41iМолчанов Ю.Б. Указ. соч С. противном случае из результатов опыта вытекали следующие невозможные для ученых выводы. Земля неподвижна и, естественно, это противоречило науке, которая экспериментально обосновала данный факт. Эфира нет, что также противоречило науке, т. к. с помощью понятия эфир был сделан ряд открытий и объяснены множество явлений, на этом строились физические теории (например, волновая теория света).
    В 1905 году А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности, отрицая при этом существование эфира.
    Постулаты его теории следующие. Специальный принцип относительности, по которому законы природы неизменны во всех инерциальных системах, те. в системах, находящихся в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения. Принцип предельности. В природе не может быть взаимодействий, которые превышают скорость света.
    Из данной теории следовал целый ряд выводов по поводу понимания пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений.
    Прежде всего изменялся смысл понятия времени и пространства. Пространство и время относительны и зависят от различных систем отсчета. Пространство и время имеют физический смысл только для определения порядка событий, связанных материальными взаимодействиями. Пространство и время стали трактоваться как взаимосвязанные. Все в мире происходит в пространственно-временном континууме. Более того, пространство и время производны от физического события. Те. пространство и время не являются сами по себе физическими реальностями, реально только событие, которое можно описать в пространственно-временных характеристиках.
    Соответственно, проблема установления одновременности событий есть лишь конвенция, соглашение по процессу синхронизации часов с помощью светового сигнала. События, происходящие в разных точках пространства, могут быть одновременны в том смысле, что любому событию, происходящему в данной точке, поставлено в соответствие одно и только одно одновременное с ним событие, происходящее в другой»
    42
    Таким образом, в философском плане пространство и время суть важнейшие атрибуты бытия,

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    173 представляющие собой на конкретном уровне системы физических отношений между объектами.
    Время выступает как мера, фиксирующая изменение состояний развивающихся объектов, ив этом качестве оно может быть применимо к самым различным природным системам. Но специфику протекания временных процессов, их скорость задают особенности строения исследуемой системы, для которой физические или астрономические параметры хотя они и выступают некоторой фундаментальной базой, тем не менее, сами могут быть значительно проинтерпретированы.
    Пространство, выражая свойства протяженности различных систем, также необходимо интерпретируется в зависимости от организации пространства конкретной системы. Поэтому физическое описание мира по его пространственно-временным характеристикам представляет собой очень абстрактную (идеализированную) модель, свойства которой не отражают разнообразия состояний мира.
    Следовательно, не существует единообразного мира, а есть единство различных структурных уровней мира, которые, как мы указывали выше, описываются различного рода локальными картинами мира.
    Таким образом, развитие научных (как естественных, таки гуманитарных) представлений о пространстве и времени расширяет их до философского понимания пространства и времени как атрибутов бытия, несводимых к их наполнению конкретными природными параметрами. Тем самым наука вновь и вновь приближается к разработанным на уровне интуиции и разума философским представлениям, наполняя их конкретным содержанием. А это, в свою очередь, позволяет сделать вывод как о недостаточности описания мира с позиции какой-то одной или многих наук, таки о вечной необходимости онтологического (фило-
    42
    Там же С. 115.
    442
    софского) описания мира, основанного на анализе предельных оснований бытия и его различных уровней, в рамках которых физический мир является лишь одним из них. Именно поэтому пространство и время как предельные характеристики бытия всегда останутся предметом философского исследования.
    Пространство выражает не только структурность и протяженность различных уровней бытия (часть из которых можно описать языком современной физики, но представляет собой также социокультурный компонент как индивидуальной, таки общечеловеческой жизни. В этом смысле пространство переживается человеком, включено не только в область его объективного познания, но ив область эмоциональных оценок и рассуждений, что не менее важно для индивида, чем конкретно-научные представления о нем.
    Время, в свою очередь, в философском смысле также несводимо лишь к выражению физической длительности существования и последовательности смены состояний, а представляет собой особый способ переживания человеком мира. Ив этом втором аспекте оно имеет отношение не только к временной (физической длительности, но представляет собой время человеческого становления и восхождения к целям человеческого существования. И если человек есть существо этого мира, а не гость в нем и не пришелец из какого-то другого, если сам этот мир не есть один только мир веществ, элементарных и простейших физических частиц и их взаимодействий, то реальное человеческое время, а в конечном счете и реальное время мира самого по себе, есть время произведения этих двух величин, есть время осуществления и самоосуществления мира 43
    Трубников H.H. Время человеческого бытия МС. Глава 4. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ

    1. Понятие, основные проблемы и исторические варианты гносеологии
    Познавательное (гносеологическое) отношение выступает одним из предметных уровней метафизического отношения к миру. Поэтому гносеология тесно связана с онтологическими установками того или иного философа. Например, если в основу онтологии кладется духовное начало, то определенным образом будет решаться и вопрос о познаваемости мира и его источниках. Если онтология базируется на принципах дуализма или плюрализма, то это также задает парадигму агностических моментов, связанных с отрицанием познания объективной истины и т. д.
    Центральной проблемой гносеологии выступает решение вопросов о том, что такое познание и какова природа знания что такое истина и ее типы взаимоотношение между субъектом и объектом познания анализ познавательных возможностей человека и взаимодействия различных типов знания что такое сознание. Поскольку главной целью и ценностью любой познавательной деятельности является непросто получение знания, а знания, обладающего статусом истинного, тов наиболее общем плане гносеология представляет собой философское учение об истине и путях ее достижения. Поэтому если онтологию мы понимали как учение об истинных предельных (фундаментальных) основаниях бытия, то гносеология
    — это учение обоснованиях бытия истины.
    Исходя из того, что истина возникает в результате познавательной деятельности, направленной на получение знания, то наиболее универсальным основанием для выделения основных вариантов решения гносеологических проблем выступает вопрос о происхождении и сущности знания.
    Здесь можно выделить две основные гносеологические доктрины, которые мы условно обозначим как

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    174 пессимистическая или негативистская) и оптимистическая или конструктивная. Пессимистические доктрины»
    Одной из самых древних познавательных программ подобного рода является скептицизм от греч. skeptikos — рассматривающий, познающий, восходящий еще к античной философской традиции. Сущность скептицизма состоит в отрицании возможности достижения истинного, те. доказательного и всеобщего, знания ив признании того, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное и ничуть не менее обоснованное. Истоки античного скептицизма можно найти уже у
    Горгия и Ксениада Коринфского. Последний, по свидетельству Секста Эмпирика, утверждал, что нет ничего истинного в смысле отличия от лжи, но все ложно, а потому непостижимо. Однако как самостоятельная философская школа, центрирующаяся на гносеологической проблематике, скептицизм складывается в трудах Пиррона на рубеже IV—III веков дон. э.
    Живой средой и питательной почвой скептической установки сознания является антидогматизм и борьба сложными авторитетами, однако надо разделять последовательную скептическую позицию в духе Юма и методологическое сомнение Р. Декарта. Для первого скептицизм есть общая гносеологическая и даже общемировоззренческая установка, в сущности, саморазрушительная. Для второго принцип сомнения
    1
    Секст Эмпирик. Соч Вт Т. 1.— МС. есть только путь к обретению твердых гносеологических оснований философствования. Сомневаться ради самого сомнения и сомневаться ради обретения истинной почвы под ногами — вещи совершенно разные. В этом плане скептицизм хорош лишь как элемент философского мышления, как критическая направленность разума, ничего несклонного принимать на веру. Агностицизм от греч.
    agnostos
    — непознаваемый) — позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию. Иногда агностицизм понимают неверно, а именно — как позицию, отрицающую возможность познавательной деятельности вообще. Подобных учений в истории философии попросту нет, ибо такая установка в познании еще более двусмысленна, чем скептическая само суждение познание невозможно опровергает его же. В классической форме агностическая установка выражена И. Кантом, утверждавшем, что мы можем познавать лишь явления (феномены) вещей, поскольку вещи всегда даны нам в формах нашего человеческого опыта. Каковы же вещи сами по себе — вне этой субъективной данности — о том может знать лишь господь Бог. Это для него процессы и вещи мира даны абсолютно непосредственно, в своей подлинной сущности. Для нас же они суждены навсегда остаться непознаваемыми вещами в себе, ибо их данность нам в виде феноменов всегда опосредована априорными формами чувственного восприятия (пространство и время) и априорными категориями рассудка (представлениями о причинных связях, необходимости случайности и т.д.). Проще говоря, мы никогда в познании мира не сможем выпрыгнуть заграницы нашей человеческой субъективности. Агностицизм может принимать различные, в том числе и мягкие формы, входя в качестве элемента в состав вполне конструктивных теоретико-познавательных моделей, как у того же Канта — родоначальника трансцендентализма, о котором речь пойдет ниже. Религиозно-философский вариант агностической позиции можно обнаружить в работах С.Л. Франка, где он, подвергая критике позицию И. Канта о жестком разделении в вещах явлений и сущности, сам обнаруживает и глубоко обосновывает моменты принципиальной непостижимости ив бытии мира, ив бытии самого человека, ив познавательном процессе.
    Подытоживая, можно высказать следующее суждение об агностицизме. Жесткое разделение вещей в себе и явлений, равно как и жесткое полагание границ человеческому познанию, вряд ли оправданно. Еще Гегель, критикуя позицию Канта, тонко подметил, что полагание границы подразумевает некоторое знание того, что за этой границей находится. В противном случае мы об этой границе попросту не знали бы и, соответственно, не смогли бы высказать суждения о ее наличии. Но, стало быть, в самом утверждении границы человеческого познания заключено ее решительное отрицание, ибо знание о собственном незнании — есть важнейший стимул развития познавательной деятельности человека и переступания границ существующего знания. Следовательно, вопрос о границах познания резонно ставить лишь относительно каких-то определенных видов знания, научных методов или способностей человека. Конструктивные теоретико-познавательные доктрины
    Реалистические
    2
    доктрины выводят знание из реального, те. существующего независимо от нас и на нас активно воздействующего внешнего мира. Исторически первой разновидностью этого подхода является позиция наивного реализма, распространенная среди ученых в период господства классической европейской науки и по сию пору являющаяся типичной для естественной установки сознания, несклонного к философским размышлениям.
    Характерные черты этой позиции заключаются в следующем 1) знание есть продукт отражения внешнего мира наподобие того, как предметы отражаются в зеркале 2) познавательный образ в голове

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    175 человека является более или менее точной копией оригинала, а в обыденном сознании такое разведение оригинала и копии зачастую вообще не проводится 3) источником знания являются чувственные данные, которые потом Не путать со средневековым реализмом как особым решением вопроса о статусе общих понятий.
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   50


    написать администратору сайта