2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
Скачать 4.66 Mb.
|
Равновесно-интеграционная модель — вариант трактовки развития, исходящий из абсолютизации параметров физических равновесных систем. Такая система подчиняется чисто физическим закономерностям. Поскольку все другие системы являются частью физической, то законы последней должны быть всеобщими. Постепенно данный подход стал базироваться не только на физике, но и на данных биологии, информатики и других наук, которые подходят к исследованию объектов как систем различных степеней сложности. Поэтому изначально физический характер теории равновесия стал рассматриваться как общий принцип объяснения мира, выражающий всеобщую тенденцию стремления любой системы к равновесию. В рамках данной модели, в частности при объяснении общества, противоречия не учитываются или рассматриваются лишь как негативный фактор, нарушающий общественное равновесие, что не соответствует действительному анализу общественных процессов, в развитии которых большое значение имеют именно противоречия. Диалектико-материалистическая модель развития представляет собой вариант соединения гегелевских идей развития абсолютного духа и материализма К. Маркса применительно к объяснению бытия, которое трактуется, в свою очередь, как прежде всего природное бытие. Соответственно, в мире Действуют наиболее общие философские законы, с помощью которых можно объяснить изменения, происходящие в природе, обществе и мышлении. Здесь были достигнуты значительные результаты в объяснении природы, общества, мышления, бытия в целом. Многие тенденции данной концепции развивались в русле мировой философии и высоко оценивались, в том числе и представителями иных направлений. Диалектика бытия и всеобщие законы развития Отвечая на спектр выделенных выше вопросов, связанных с решением проблем развития мира, его изменчивости или, напротив, неизменности, а также 408 проблемы соотношения изменчивости и устойчивости во всех явлениях и процессах, мы установили, что они носят предельный характер, те. относятся к предмету философии. Нам ближе тезис об изменчивости бытия и его развитии, из которого мы и будем исходить, продолжая дальше наши рассуждения. Как мы уже отметили, в истории философии именно диалектика Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 160 выступила как своеобразная теория развивающегося бытия, которая, как нам представляется, является более адекватной философской моделью бытия. В основе диалектического представления о мире лежит идея о развитии мира, которую можно обозначить как принцип развития. На наш взгляд, вершиной в построении диалектической модели развития и проведения принципа развития была и остается концепция Гегеля, что, кстати говоря, определяет во многом и сильные стороны диалектико-материалистической модели, базирующейся на данной системе. Именно здесь в наиболее полной и завершенной форме диалектика была сконструирована как система. Гегелю удалось выявить общие законы развития и сформулировать основные категории диалектики применительно к развитию абсолютной идеи. Большинство концепций диалектики, в той или иной форме, в основу своей конструкции кладут модель Гегеля или ее основные принципы. Не имея возможности детально изложить диалектику Гегеля (это предмет специального анализа, отметим лишь ее некоторые узловые моменты. Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. В этом смысле гегелевский абсолют, или абсолютная идея, это своеобразный логический принцип, ион вовсе не существует в реальном смысле. Сама абсолютная идея погружена внутрь логического (в смысле идеального) пространства и должна каким-то образом вырваться оттуда в другие сферы. Природа оказывается лишь одной из этих сфер и, соответственно, лишь одним из этапов внутреннего развития идеи. Природа оказывается инобытием самой абсолютной идеи или ее иным воплощением. В природе мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме овнешневания (Entäußerung), внешнего обнаружения точно также, как в духе этаже самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя. Таким образом, природа принципиально объясняется из идеи, которая изначально лежит в ее основе. Безусловно, эта мысль глубоко идеалистична, но это не отнимает у нее смысловой эффективности при решении в том числе (а может быть ив первую очередь) проблем исследования реального бытия, мира, всеобщих законов развития. Гегель с позиций объективного идеализма дал фактически целостную концепцию развития человеческого духа, человеческой культуры. Не считая данный подход единственно возможным, нельзя не отметить, что гегелевская диалектика оказала огромное влияние на все последующее развитие философии, прежде всего в части ее использования как особой философской культуры мышления. Гегель создал понятийный каркас диалектического подхода к исследованию мира и человека. Этот подход при всех его интерпретациях и изменениях в целом остается одинаковым во всех философских концепциях, стоящих на позиции целостного описания мира. Философский анализ проблем с позиции диалектики является одной из наиболее эффективных форм философской рефлексии над миром, которая позволяет рассматривать последний как особую целостную систему, развивающуюся по специфическим универсальным закономерностям. В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики. Их можно рассматривать как законы чистого мышления. В этом случае реальность предстанет лишь как реализация абсолютной идеи через указанные законы. Либо рассматривать их как законы реального бытия. На самом деле, поскольку речь идет ив томи в другом случае о предельностях или точнее о предельных онтологических характеристиках, то различение здесь на идеализм (Гегель) 14 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Т. 1.— МС. или материализм (вариант диалектического материализма) весьма условно. И тот, и другой варианты позволяют объяснять реальное бытие. Поэтому марксистское переворачивание Гегеля представляет собой лишь философское упрощение представления о бытии, которое не меняет сути концепции, но делает ее менее логичной. Это своеобразная интерпретация идеалистической системы в материалистическом духе. Тем не менее, если мысленно отмежеваться, водном случае, от абсолютной идеи как первоначала, а в другом — от настойчивых повторов материалистических заклинаний, то останется стройная система законов и категорий, которые на предельном уровне позволяют нам решать онтологические проблемы. Итак, Гегель выделяет три закона диалектики закон отрицания отрицания, закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей. Эти законы не существуют оторванно друг от друга, а реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, нос сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. Закон отрицания отрицания означает, что в любом процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через отрицание каких-то свойств и качества с другой — отрицанием этого отрицания, т. к. воспроизводит в изменившемся предмете, на новой ступени, в новом качестве некоторые свойства и качества отрицаемого предмета. В процессе Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 161 любого развития диалектически сочетаются моменты разрушения элементов старой системы и моменты преемственности, те. сохранения свойств старой системы при обогащении их новым качеством. Закон отрицания отрицания выступает прежде всего как синтез, те. достижение нового качественного содержания непутем простого их суммирования, аза счет преодоления противоречивых сторон предмета. Это дает основания в более общей 411 форме обозначать его как закон диалектического синтеза. Это обеспечивает, с одной стороны, изменение и появление нового предмета, ас другой, сохраняет его генетическую связь с предшествующими явлениями и предметами. Таким образом, в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений, их преемственный характер и бесконечность. Поскольку граница перехода от одного качества к другому представляет собой некое посредствующее качество, соединяющее в себе старые качества предмета и потенциальные качества нового предмета, то старое качество и новое качество в этом смысле тождественны, находятся в рамках единства. Для Гегеля это мыслимое единство. Применительно к действительности закон отрицания отрицания необходимо корректировать, т. к. перед нами в данном случае присутствуют уже не операции, осуществляемые на абстрактном уровне мышления (на уровне развития понятий как у Гегеля), а изменение и возникновение новых качеств в материальном мире. Здесь имеет место не только необратимое качественное изменение или, иначе говоря, развитие, но и процессы, носящие более широкий характер без трансформации качественного состояния объектов и ненаправленные в бесконечность. Так, например, любые материальные системы возникают как некое качество, затем развиваются по восходящей линии, связанной с усложнением их структуры, и, наконец, переходят в стадию их распада и гибели 16 Однако ив этом случае Гегель остается прав, т. к. все эти процессы проходят в рамках глобального единства вечной Природы и Космоса, и распад материальной системы есть предпосылка ее перехода в иное качественное состояние. Так, например, неживая материя усложняется до определенной границы, до возникновения из нее нового качества в виде живой системы или жизни. Человек как биологическое суще- 15 См, например Алексеев П.В., Панин A.B. Философия МС См Мелюхин СТ. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии С. 257. 412 ство переходит на иную качественную стадию с возникновением социума, становясь существом социальными т. д. Закон перехода количества в качество выражает взаимосвязь между количественными и качественными изменениями и говорит о том, что в процессе развития количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений» 17 Качественное изменение обозначает возникновение нового объекта, предмета, явления. Понятие качество следует отличать от свойств предмета. Качество — это внутренняя определенность предмета, некоторая совокупность свойств, без которых предмет уже перестает быть данным предметом. А свойство более элементарно, это — как бы одна сторона качества. Изменение свойств, их накопление характеризуют количественные накопления в рамках одного качества. Количество — это внешняя определенность по отношению к бытию. Определенность по степени различения предмета со стороны его пространственно-временных характеристик (размеров. Поэтому количество не выражает сущность предмета, а лишь его выделенные количественные свойства. Если качество предмета принадлежит только одному предмету, то количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать, например, у разных предметов могут быть одинаковые размеры. Мы можем, например, сравнивать слона с неодушевленным предметом, например, со столом. Но сравнение это идет лишь по их количественным характеристикам, которые безразличны в данном случае к качеству данных объектов, тек тому, что одно из них есть живое существо, а другое нет. Качество отражает сущность предмета, а количество, в первую очередь, его форму. В реальности, выделение качества и количества объекта является лишь операцией абстрактного мышления. Нет качества без предшествующих ему и происходящих в нем всегда количественных изменений, также как любое ко- 17 Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. — МС. 473. 413 личественное изменение является результатом какого-то качественного изменения. Поэтому Гегель в качестве понятия, фиксирующего единство количественных и качественных изменений водной системе, выделял меру, которая и выступала пунктом перехода (разумеется, лишь мыслимого) от количества к качеству, отражающего сущность объекта. Таким образом, качество, количество и мера суть лишь ступени развития, формы бытия. Закон перехода количества в качество говорит о том, что в любом предмете как определенном качестве происходит накопление количественных изменений, которые на определенном уровне развития предмета (перешагнув меру) приведут к изменению его качества, те. возникнет новый предмет. В свою очередь этот новый предмет, новое качество порождает серию новых количественных изменений, делая тем самым процесс развития бесконечным. В мире реализуется многокачественное развитие, когда предмет реализует количественные аспекты Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 162 своего развития, переходя к иному качеству. Например, человек мог долгое время развиваться как биологический видно вступив в социальные отношения, он на новой качественной ступени развивается уже как социальное существо. Таким образом, закон перехода количества в качество характеризует сам механизм процессов развития. При этом скорость протекания процесса развития конкретных объектов может быть различной. Развитие может носить как эволюционный, постепенный, таки скачкообразный характер. Например, в социальной практике резкий революционный переход (скачок) сопряжен со сложностями восстановления равновесия в общественном развитии, те. обеспечения его недостающими количественными изменениями. Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. Он говорит о том, что развитие основано на наличии в любом предмете противоречивых сторон. Это обусловлено неоднородностью и бесконечностью свойств, частей, сторон любого предмета или явления. На определенном уровне они могут находиться в гармоничном единстве, тождестве. Последнее является таким состоянием предмета или явления, когда внутренние противоречия их скрыты, существуют в потенциальной форме. Однако постепенно, за счет количественных накоплений различия между противоречивыми сторонами предмета или явления усиливаются и на определенном уровне достигают такой степени, что начинают отрицать друг друга. Противоречия, которые до этого находились в единстве, начинают выступать как противоположности, что приводит к разделению единого предмета на противоположные стороны. Внутренние тенденции развития этих сторон усиливаются, вплоть до конфликта. Происходит разрешение противоречий, которое может иметь разные варианты от эволюционной адаптации противоречивых сторон предмета друг к другу до их полного разрыва и создания противоположных предметов с собственными новыми качествами. Таким образом, развитие представляет собой процесс не только разрешения противоречий, но и создание новых, и весь диалектический путь повторяется заново. Именно поэтому процесс развития носит бесконечный характер. Проанализированные законы диалектики тесно взаимосвязаны между собой, являясь сторонами одного процесса развития, характеризуя его с разных сторон. Мы не можем говорить о переходе, например, количества в качество без рассмотрения вопроса об отрицании старого качества и возникновении нового, что, в свою очередь, нельзя объяснить, не выявив те противоречивые тенденции, которые заложены в любом предмете и явлении. В тоже время каждый из этих законов характеризует вполне конкретную сторону процесса развития, которую можно рассмотреть относительно обособленно. Понимание законов диалектики носит более широкий характер, чем открытие законов реального, материального мира. Законы диалектики являются важной частью определенной философской культуры. Они образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. Ив данном случае даже неважно, строится ли это понимание на идеалистической основе, когда мир выступает в качестве инобытия абсолютного духа, как это было у Гегеля, и когда данные законы суть лишь законы развития понятий, или, на материалистической основе, когда законы диалектики трактуются как общефилософские законы самой действительности. Ив томи в другом случае ценность и эффективность диалектического подхода заключается в целостном понимании мира, в котором все его части органически взаимосвязаны. Детерминизм и развитие. Детерминизм и причинность Следующий круг философских вопросов связан с решением проблемы обусловленности существования и развития мира с характером этой обусловленности. В своей наиболее общей, предельной форме это есть вопрос о том, выступает ли бытие неким упорядоченным образованием или представляет собой неупорядоченный хаос. Любое явление можно проанализировать через действие некоторых причин, приведших к его возникновению, также как и само оно может исследоваться как причина других явлений. Философские позиции здесь могут значительно отличаться друг от друга, особенно когда речь заходит о предельных основаниях обусловленности мира. У одних философов существование мира связано с естественными причинами, у других творцами его являются бог или мировой разум. Таким образом, любая будь то идеалистическая или материалистическая философская система, построенная на принципах рационального объяснения бытия, необходимо затрагивает проблему всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире, которая и обозначается понятием «детерминизм». В основе детерминистического подхода лежит понимание того, что любое событие, любой факт, явление и т. д. имеют свою причину и могут выступать причиной другого события, факта или явления. Понятие причины является центральным в детерминизме и выступает как генетическая связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при на Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 163 личии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием. Те, иначе говоря, во взаимодействии между различными явлениями можно выделить разные типы таких взаимодействий, одним из которых является причинно-следственное. В диалектическом подходе к миру это реализуется в выделении принципа причинности, те. такого объяснения взаимоотношений между событиями и явлениями, когда одно из них выступает в качестве причины другого, когда причина порождает следствие, а следствие всегда имеет свою причину. Главным признаком причинной взаимосвязи выступает порождающий характер причины по отношению к наступающему следствию, ее необходимый характер и то, что причинно-следственные отношения реализуются в определенной пространственной и временной непрерывности. Переносимое вещество, энергия или информация изменяются при взаимодействии с другим объектом, что является фактором появления новых предметов. Соответственно, на разных уровнях бытия существенное значение имеет качественная и количественная специфика информации, скорость ее передачи и характер воспринимающего объекта. Отсюда вытекает понимание многообразия типов причинной связи и, соответственно, вариантов детерминационных отношений. Таким образом, понятие детерминизм шире понятия причинности, т. к. сюда включаются, например, непричинные типы обусловливания, в которых наблюдается взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность между ними, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной асимметрии. В качестве примера непричинного обусловливания цитируемые выше авторы указывают на функциональную связь, которая может существовать между различными характеристиками объекта связь состояний, вероятностную детерминацию и целевую детерминацию». Детерминистический подход к анализу любых явлений составляет важную часть уже отмеченной нами 18 Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. — МС Там же С. особой диалектичной культуры мышления, важнейшим признаком философского объяснения мира, моментом философской рефлексии. Диалектическое проведение принципа детерминизма осуществляется через систему категорий, некоторые из которых называются парными категориями, отражающими двойственный характер любого объекта, содержащего в себе находящиеся в единстве противоречивые стороны и тенденции. Это — рассматриваемые в отдельности полярные варианты разных тенденций. Как мы уже отмечали, в некоторых случаях отношения детерминации принимают повторяемый и упорядоченный характер, что придает им характер определенных закономерностей. Закономерность является характеристикой причинного типа детерминации, когда все явления и события в мире объясняются через реальные, объективные взаимосвязи и отношения между ними. Детерминация в этом случае реализуется через объективные законы. Таким образом, закономерность выступает как проявление взаимосвязанного и упорядоченного характера во взаимодействии предметов, явлений, событий в мире и связана с выявлением законов этого взаимодействия как существенной, повторяющейся, необходимой и устойчивой связи между ними. |