2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
Скачать 4.66 Mb.
|
Глава 2. ПОНЯТИЕ БЫТИЯ И ВАРИАНТЫ ОНТОЛОГИИ. Бытие как существование Онтология выступает как важнейшая часть философии, призванная решить целый ряд вопросов, обращенных к бытию как таковому. Человек всегда задумывался над проблемой, что такое мир, развивается ли он Если развивается, то существуют ли закономерности такого развития Является ли мир системой, чем-то целым, или нет Что лежит в основе мира возникли он естественным путем или есть акт божественного творения, един он или множественен и т. д. Как мы видим, перечисленные выше вопросы носят предельный характер и относятся к пониманию мира и бытия в целом, те. являются предметом прежде всего философского анализа. Конечно, любая наука также вырабатывает собственные представление о мире, однако в силу предметного ограничения области своих исследований эти представления представляют собой лишь частную, локальную картину мира. В такой картине мир упорядочен и целесообразен, подчиняется общим законам, которые исследуются данной наукой. Совокупность научных представлений о мире позволяет даже выработать более общую картину мира, которая опирается на все науки или их большую часть. Но и эта картина мира остается принципиально неполной. Кроме того, сами научные представления о мире подвержены достаточно сильным 379 изменениям, что заставляет изменять и общую научную картину мира. Таким образом, безусловно, что научная картина мира составляет существенную часть общего представления о мире, но даже здесь она явно недостаточна. Общее же представление о бытии строить на фундаменте частных наук просто ошибочно. Должно существовать более фундаментальное, философское объяснение бытия, с учетом всех перечисленных компонентов. Интуитивно люди это понимали, что и отражается в самом осознании того факта, что за изменчивостью мира стоит нечто стабильное, постоянное, которое и может выступать в качестве объясняющей причины устройства мира. В истории философии в качестве такой мыслимой стабильной конструкты, как мы попытались показать, выступает категория бытия. Любая онтологическая конструкция кладет в свою основу бытие, разворачивая из него сетку понятий и категорий, его описывающих, а также систему принципов и методов его познания. Несмотря на внутрифилософское разнообразие, тем не менее есть ряд категорий, которые в той или иной интерпретации исследуются большинством философский концепций, по крайней мере тех, кто стоит на онтологической позиции. Это такие категории, как бытие и небытие, материя, сознание, движение, развитие пространство и время, истина, цель, элемент, вещь, свойство, отношение и т. д. В наиболее широком смысле бытие обозначает собой существование и реализуется для человека как существование мира предметов, мира явлений, мира идей и т. д. Строго определить категорию существования невозможно, что было показано всех ходом истории философии, хотя попыток такого рода было много. И это неслучайно, т. к. существование является предельной характеристикой бытия, Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 сего самовыражением. Но, чтобы как-то разъяснить это понимание, можно указать на целый ряд понятий, которые являются аналогами ему. Это такие понятия, как наличность, данность, те. буквально, то что есть. Соответственно, мы можем уточнить категорию бытия как особого рода единство форм и способов существования. Разнообразие форм существования дает нам 380 разнообразие структур бытия. В самом общем плане мы можем здесь говорить о бытии вещей или предметного мира, бытии духовного, бытии человека и бытии социального. Онтологические модели бытия как существования Таким образом, формы бытия, в свою очередь, различаются по их отнесению к объективной и субъективной реальности. Соответственно, в истории философии для обозначения объективной реальности была выработана категория материи, или реального мира, или природы, те. всего того, что существует независимо от сознания человека. А субъективная реальность была связана с такими понятиями, как дух, сознание и т. д, которые заключают в себе все разнообразие сознательной и бессознательной психической деятельности индивидуального или коллективного Я, связанного с сознанием человека. Таким образом мы можем рассматривать бытие еще и как особого рода структуру или универсум, в котором реальные различия форм бытия исчезают и остаются только его абстрактные характеристики, которые и выступают предметом онтологии. Фундаментальными абстрактными категориями бытия являются духи «материя». Понятие материи прошло долгую эволюцию. Ее отождествляли с конкретным веществом или группой веществ (Античность. В этот же период ее уже понимали и как абстракцию типа гомеомерий или апейрона, которые являются неопределяемым началом бытия. В Античности же было выработано мощнейшее представление о материи как атоме, те. о мельчайших частицах, из которых состоит все в мире. В период ньютоновско-картезианской физики материя отождествлялась с веществом или массой инертного, покоящегося вещества. Понятие духа в различных вариантах, мышления, сознания) выступало либо как свойство материи, либо противопоставлялось ей как высший атрибут бытия. 381 Таким образом, можно выделить следующие варианты построения онтологии. Материалистическая онтология Говоря о материалистической онтологии, необходимо сделать ряд уточнений. Прежде всего в данном типе онтологии изменяется содержание понятия бытие, которое при всех разнообразиях его вариантов фактически сводится к разновидности понимания материи, будь то поиск одного или нескольких первоначал или нахождение иной материальной основы мира. В результате этого, исследование бытия есть по существу исследование природного мира, те. того, что у Аристотеля было второй философией, или физикой. Материалистическая онтология, таким образом, исследует фундаментальные материальные предпосылки реального бытия или действительности. Идея первоначала, или субстанционального начала, в связи с развитием наук приобретает конкретно- научные черты. Конечно, в философии развивались и другие линии в трактовке бытия, но, безусловно, что ориентация на его совмещение с научными данными, а, значит, и неизбежная ориентация на критерии научности, стала магистральной линией развития философии поданному вопросу. В связи с развитием наук Нового времени идея субстанциальности мира переходит в новое качество и строится исходя из физических представлений. В основе физики Ньютона лежит убеждение в простоте устройства мира и его исходных элементов. Поэтому в качестве субстанции выступает материя. Это — вещество, или механическая масса (те. количество материи, которое состоит из физически неделимых мельчайших частиц — атомов. Быть материальным означало состоять из неделимых частиц, обладающих массой покоя. Правда, сам Ньютон (будучи глубоко религиозным человеком) не отрицал существования Бога. Причем чисто материалистическая концепция физики даже выступала своеобразным косвенным средством обоснования его существования. С позиции механики, масса — инертна, она не может двигаться без приложенных к ней усилий. Поэтому для 382 пассивной материи необходим первотолчок, которыми выступает в ньютоновской системе Бог. Создается механическая картина мира, в которой материя представляла собой иерархию систем. Вначале атомы связываются в некоторые тела, которые в свою очередь образуют более крупные тела, итак вплоть до космических систем. Вещество равномерно распределено во вселенной и пронизывается силами всемирного тяготения. Причем скорость распространения взаимодействий считалась бесконечной (принцип дальнодействия. Соответственно, в этой физике пространство и время рассматривались как абсолютные сущности, независимые друг от друга и от других свойств материальной действительности, хотя к этому времени существовали и противоположные концепции например, Августина или Лейбница. Ньютон, как позже отмечал А. Эйнштейн, фактически дал модель мира, которая в силу своей стройности долгое время оставалась непревзойденной. Мышление Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 150 современных физиков в значительной мере обусловлено основополагающими концепциями Ньютона. До сих пор не удалось заменить единую концепцию мира Ньютона другой, столь же всеохватывающей единой концепцией» 1 В тоже время, отмечает А. Эйнштейн, концепция Ньютона, по существу, представляла собой именно теоретическую (сконструированную) модель, которая не всегда вытекала из опыта. В философском плане Ньютон дал своеобразную общую картину мира, которая базировалась на том, что физические закономерности, присущие части мира, распространялись на его абсолютное понимание. Предлагалась картина мира, которая одинакова для всей вселенной. Таким образом, обоснование материального единства мира здесь было связано сочень сильными теоретическими допущениями, характерными для философии метафизического материализма данного периода. Само развитие физики подвергло сомнению установленные физикой Ньютона взгляды на мир. На рубеже XIX — XX вв. в физике происходят кардинальные открытия. Ас по 1905 год эти открытия в силу их Эйнштейн А. Физика и реальность С. количества и значимости приобретают взрывной характер, разрушая старые представления о физике и той картине мира, которая на ней базировалась. Каждое из открытий разрушало основанное на теории Ньютона физическое представление о мире и наносило удар по метафизическому материализму, который был в этот период господствующей философской концепцией и базировался при построении философской онтологии на принципах классической физики. Кризис ньютоновской физики показал принципиальную относительность конкретно-научных представлений о мире, опиравшихся на очень сильные допущения в интерпретации мира. Оказалось, что сам принцип экстраполяции распространения) наших знаний о части вселенной навесь мир неправомерен и ограничен, что законы микро-, макро-и мегамира могут в значительной степени отличаться друг от друга. Парадокс философской ситуации данного периода заключался в том, что метафизический материализм был уже неспособен объяснить новые явления в физике, а диалектика была в достаточной степени оторванной от развития конкретных наук. Для объяснения новых проблем необходима была более синтетическая концепция, соединяющая в себе материалистические и диалектические компоненты подхода к миру, и на эту роль стал претендовать диалектический материализм. Здесь была предпринята попытка выработать самостоятельную форму онтологии, базируясь на соединении знаний из области естественных наук, прежде всего физики и диалектико-материалистической разновидности философии. Философия диалектического материализма в вопросах онтологии базировалась на синтезе материалистических учений и материалистически истолкованной диалектики Гегеля, что и позволяет ее по многим пунктам относить к классической модели онтологии. Соответственно, формирование понятия материи, как центральной части онтологии, шло по пути отказа от ее представления как некоторого вещества или совокупности веществ (влияние материализма) к более абстрактному пониманию с элементами диалектики (влияние Гегеля). Так, например, Энгельс, исследуя понятие материи и высказывая идеи о том, что материя это 384 некоторая абстракция, те. чистое создание мысли, которое не существует чувственно, одновременно, в некоторых случаях трактовал ее вслед за французскими материалистами как совокупность веществ 2 Плеханов в 1900 году писал, что в противоположность духу, материей называют то, что действуя на наши органы чувств, вызывает в насте или другие ощущения. Что же именно действует на наши органы чувств На этот вопрос я вместе с Кантом отвечаю вещь в себе. Стало быть, материя есть ничто иное, как совокупность вещей в себе, поскольку эти вещи являются источником наших ощущений» 3 И, наконец, В.И. Ленин ставит в центр диалектико-материалистического понимания онтологии представление о материи как особой философской категории для обозначения объективной реальности 4 Это означало, что она не может быть сведена к какому-то конкретному физическому образованию, в частности к веществу, как это допускали физика Ньютона и метафизический материализм. Это была форма материалистического монизма, т. к. все остальные сущности, в том числе и сознание, рассматривались как производные от материи, те. как атрибуты реального мира. Диалектический материализм отвергает попытки строить учение о бытии спекулятивным путем. Бытие вообще — пустая абстракция. Исходя из этого утверждалось, что материя объективна, те. существует независимо и вне нашего сознания. Отсюда делался вывод о связи онтологии и гносеологии, в частности, о том, что научное познание есть прежде всего познание материи и конкретных форм ее проявления, а объектом философии выступает материя и формы, через которые она реализует свое существование. Философами данного периода, которые стояли на иных позициях, было сразу отмечено, что такое понимание материи во многом перекликалось с аналогичными понятиями объективного идеализма. В таком понимании был понятен гносео- 2 См Маркс К, Энгельс Ф. Соч. е изд Т. 20.— С. 550, 558-559. 3 Еще раз материализм // Плеханов Г.В.— Т. XI.— МС См. Ленин В.И. Поли. собр. соч Т. 18. — С. 131. 5 См Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики Л, 1985.— С. 26. Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 151 логический смысл материи, связанный с обоснованием принципа познаваемости мира, но был неясен ее онтологический статус (призыв дополнить ленинское определение материи онтологическими характеристиками был очень популярен ив советской философии). В данной философской системе категория бытия не выполняла никаких функций, кроме как синонима объективной реальности, поэтому онтология трактовалась как теория материального бытия. Любые рассуждения о мире в целом, о бытии как таковом, о соотношении бытия и небытия даже в рамках предшествующего материализма рассматривались как существенный недостаток онтологических концепций. Начиная построение онтологии с выдвижения общих принципов бытия, относящихся к миру в целом, философы фактически либо прибегали к произвольным спекуляциям, либо возводили в абсолют, «универсализировали», распространяли навесь мир вообще положения той или иной конкретнонаучной системы знаний. Так возникали натурфилософские онтологические концепции» 6 Категория субстанции здесь также оказывалась лишней, исторически устаревшей, и предлагалось говорить о субстанциальности материи. Снятие извечной философской проблемы противопоставления бытия и мышления обосновывается положением о совпадении законов мышления и законов бытия. В результате чего диалектика понятий является отражением диалектики действительного мира, поэтому законы диалектики выполняют гносеологические функции 8 Сильной стороной диалектического материализма стала ориентация на диалектику (при всей критике Гегеля), что проявилось в признании принципиальной познаваемости мира, основанной на понимании неисчерпаемости свойств и структуры материи как всеобщей категории онтологии, и детальное обоснование диалектики абсолютной и относительной истины как принципа философского познания Там же. — С. 29-30. 7 См Там же С. 71. 8 См Доброхотов АЛ. Онтология // Философский энциклопедический словарь С. 459; Маркс К, Энгельс Ф. Соч Т. 21.— С. 302. 386 2.2. Объективно-идеалистическая онтология (Августин, Гегель) Объективно-идеалистическая позиция в понимании бытия реализуется в признании объективно существующей идеи, абсолютного духа, мирового Разума, в теологическом варианте Бога и т. д. Соответственно, в качестве особого рода сущности, все богатство бытия есть своеобразное логическое разворачивание абсолютного духа, через систему понятий, отражающих иерархичность бытия. Обычно это глобальные философские системы, охватывающие буквально все, о чем можно помыслить человеческим разумом. Некоторый парадокс данных систем был даже не в противопоставлении реальности, а просто в том, что сама реальность выводилась из абсолюта. Хотя в философском плане это вполне объяснимо и даже логично. Поэтому анализируя системы такого рода и отвлекаясь от их изначальных установок, мы, вдруг, неожиданно замечаем, что на уровне анализа конкретных проблем данные философские объяснения не слишком отличаются от материалистических. Неслучайно именно объективный идеализм Гегеля был выбран Марксом в качестве объекта знаменитого переворачивания с головы на ноги, что сделало его фундаментом диалектико-материалистического подхода. Обе позиции схожи именно в силу того, что в основу кладется одно начало, порождающее или объясняющее мир. Именно это позволяет и той, и другой концепции построить теорию бытия на монистической основе как единую систему. Примером теологического варианта может выступать концепция средневекового философа и теолога Августина. Принимая тезис Аристотеля об изначальном божественном начале, Августин интерпретирует его по-своему. У Аристотеля Бог хотя и является причиной мира, но лишь целевой причиной, которая задает тенденцию развития мира, ноне есть причина физического мира. У Августина Бог — творец и причина всего существующего. Как отмечает современный французский философ Турина, следует лишь удивляться, как был интерпретирован Аристотель. У последнего Бог не только не создает мирно внешен, инертен по отношению к нему, ибо мыслит только самого себя. В христианской геологии Бог не столь невозмутима, напротив, активен 387 и ради спасения мира готов пожертвовать даже своим сыном. В результате метафизика была сведена к теологии, понятой как наука о первой сущности, к которой все сущности привязаны как причине своего бытия. И соответственно, античное понятие мудрости, было проинтерпретировано как знание Бога. А отсюда вытекает значение философии как любви к мудрости. Это — любовь к Богу. Мудрость есть знание вещей божественных писал Августин. Соответственно, если наука исследует знание человеческого, то мудрость — знание божественного. Но, поскольку божественное является первоначалом, то именно теология опирается на абсолютную достоверность, данную от Бога, придавая достоверность и другим наукам. |