Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Понятие субстанции и субстанциональность бытия

  • Количественные интерпретации данной проблемы связаны стем, сколько субстанциальных кладется в основу мира.Те философы, которые кладут в основу мира одну, единую субстанцию, называются монистами

  • 2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо


    Скачать 4.66 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
    Дата01.03.2022
    Размер4.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2004. Философия.pdf
    ТипУчебник
    #378822
    страница28 из 50
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   50
    Рационально-идеалистический вариант представлен в концепции диалектики абсолюта Гегеля.
    Гегель изначально исходит из тезиса о совпадении бытия и мышления, следовательно о совпадении онтологии и логики. Поэтому изложение онтологии происходит в его труде, который называется Логика. Фактически, на новом этапе, это возвращение к схеме Аристотеля, который различал первую

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    152 философию, или теологию (метафизику, занимающуюся исследованием первоначал, и вторую философию, или физику, которая исследовала основы природного бытия.
    В основе всей системы Гегеля стоит Абсолют, который понимается как божественное в его вечной сущности, как истина сама по себе. Абсолют представляет собой процесс реализации идеи, проходящей разные стадии развития.
    Вначале абсолют развивается как идея в себе или идея как логос, исследованием этого занимается логика, в рамках которой разворачиваются все предельные характеристики бытия. Далее абсолют реализуется как идея вне себя философия природы) и завершается идеей в себе и для себя, или как идея, вернувшаяся к себе (философия духа. Соответственно, философия природы здесь это особый период отчуждения идеи на пути перехода к Духу.
    Понятно, что именно логика представляет собой онтологию Гегеля, хотя ив философии природы иссле-
    9
    Гурина М. Философия МС. дуются предпосылки реального мира, те. реализация идеи в природе также может быть отнесена к онтологическому философскому материалу, или то, что раньше Аристотель относил к предмету физики.
    Внутри логики выделяются, соответственно, логика бытия, логика сущности и логика понятия.
    Логика бытия подразделяется на логику качества, количества и меры. Понятие качества совпадает с вещью, количество — это тов чем отсутствует качество. Мера есть синтез, снимающий противоречие качества и количества.
    Таким образом, образуется абсолютное начало логики также в виде триады бытие, небытие, становление, и разворачивается вся понятийная система Гегеля. В логике бытия мысль как бы скользит по горизонтали.
    Соответственно, по закону гегелевской триады, бытие должно быть снято в результате познания, обогатившись конкретным содержанием. Отсюда и первое противоречие бытия. Это, с одной стороны,
    — всегда нечто (конкретность, ас другой, — ничто (абстракция. Таким образом, бытие — это первая чистая мысль. Но тогда возникает другое противоречие. Истинная философская система должна базироваться на истинном начале. А истина сама по себе — это конец, завершение рассуждения, конец некой цепочки мысли. Гегель делает вывод, что истинная система замкнута, ее конец должен совпадать с началом, те. первичная абстрактность бытия должна наполняться конкретным содержанием всей системы знаний. Категория бытия — это начало построения любой философской системы.
    Противоречие между бытием и ничто как рази разрешается в категории нечто, в которой исчезает неопределенность и абстрактность бытия. Оно начинает обладать реальными признаками, те. определенным качеством. Происходит переход от категории «для-себя-бытие» к определенному бытию. Это, в свою очередь, определяет переход отбытия к сущности.
    Логика сущности заставляет мысль двигаться вглубь, вскрывая процесс перехода от категории видимости к сущности и явлению, показывая их реализацию в действительности, выявляя суть случайности и необходимости. Соответственно, выделяются логика
    389
    «сущности сущности, логика сущности явления и логика сущности действительности. Те. вскрывается специфика этих онтологических предпосылок. Здесь бытие теряет свою неопределенность и абстрактность, оно становится лишь видимостью, те. явлением, за которым стоит сущность, которую мы должны познавать. Бытие здесь проявляется в категории существования и действительности.
    И, наконец, логика понятия представляет собой определенное завершение, когда мысль достигает полноты, как бы возвращаясь к себе. Гегель называет логику понятий еще и субъективной логикой. Здесь исследуются предельные понимания субъективности, объективности, идеи и абсолютной идеи.
    Но все, что здесь было изложено, это лишь абстрактный уровень, это, как говорил Гегель, представление Бога. Для того, чтобы развить понимание движения идеи дальше, необходимо исследовать сотворенный мирте. природу. Этому посвящена гегелевская философия природы, в которой абсолютная идея отчуждает себя. Здесь исследуются механика, физика и органическая физика или биология. В собственном онтологическом смысле здесь интересно рассмотрение механики, в которой анализируются категории пространства и времени, материи и движения.
    Кроме того необходимо особо выделить субъективно-идеалистическую позицию по отношению к проблемам онтологии. Здесь проблема передвигается в плоскость гносеологии, и речь фактически идет о правомерности использования таких общих понятий, как материя или дух, для объяснения. Поскольку в этом мире мы можем достоверно говорить только о том, что переживается нашими чувствами и сознанием и нет гарантии, что есть нечто еще, находящееся за пределами сознания, то быть и означает быть воспринимаемым. Поэтому либо существует Бог, с которым мы при некоторых обстоятельствах можем соприкасаться непосредственно, и это зависит не от нас, либо природа вещей, их познание в конечном счете вообще невозможно. Предмет есть до тех пор, пока мы его воспринимаем. Соответственно, конструировать сложные системы с использованием таких понятий, как ДУХ или материя — абсурд, т. конине могут быть восприняты нами

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    153
    3. Понятие субстанции и субстанциональность бытия
    Вторая группа предельных вопросов, наряду с выяснением сущности бытия, была связана с вопросом о тома что же лежит в основе мира, не существует ли некого особого образования, которое или содержится во всех предметах и явлениях мира, или из которого всех их можно выделить. В истории философии, как мы уже подробно разбирали, в качестве понятия, отражающего смысл этих поисков и акцентирующего различные варианты решений данной проблемы, выступает субстанция. Субстанция от лат. substantia, — первооснова, сущность) понимается как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющаяся в самых различных формах существования предметов и явлений. К субстанции сводятся все формы проявления бытия.
    Существуют качественные интерпретации данной проблемы.
    Соответственно, здесь также формулируются позиции идеализма и материализма, по определению той субстанции, которая лежит в основе мира материя или сознание (идея. Одно направление исходило из поисков некой умопостигаемой, идеальной основы, определяющей структуру бытия и выступающей в качестве некоторого смыслового стержня построения онтологии (субстанциально-монистический идеализм, который мы кратко будем обозначать как субстанциальный идеализм. Другое, напротив, исходило из поисков материального начала, из которого далее можно вывести все особенности мира. В диалектическом материализме понятие субстанции либо объявляется излишними отождествляется с материей как единственным началом бытия. Либо говорится о необходимости данной категории для снятия элементов противоположности между материей и сознанием, что позволяет последнее объяснять как высокоорганизованное свойство материи, как этап ее эволюции.
    Кроме этого, различается метафизическое и диалектическое понятие субстанции. В первом случаев основе бытия лежит неизменное, абсолютное начало (Аристотель) . Во втором случаев основе мира лежит изменчивая сущность (у Гегеля самореализация абсолютного духа).
    391
    Количественные интерпретации данной проблемы связаны стем, сколько субстанциальных кладется в основу мира.
    Те философы, которые кладут в основу мира одну, единую субстанцию, называются монистами

    (Спиноза, Гегель, Маркс. При этом монизм может носить как идеалистический, таки материалистический характер. Монистическое понимание единства мира, в свою очередь, в истории философии реализовалось в двухосновных философских школах. Идеалистический монизм исходит из того, что в основе мира лежит дух, идеальное начало (Бог, Идея, Абсолютный Разум. Наиболее крупные представители данного течения в философии — Платон, Гегель. Материалистический монизм
    (Фалес,
    Гераклит, Спиноза, диалектический материализм) кладет в основу мира некое материальное начало, рассматривая разнообразные свойства бытия как проявления материального единства мира.
    Дуалистами называют философов, в концепциях которых в основу мира кладутся два начала духи материя (Р. Декарт. Плюрализм в онтологии исходит из множества начал, лежащих в основе бытия Лейбниц, Демокрит).
    Как правило, монистические концепции были более последовательными и на их основе создавалась обширная онтологическая система, претендующая на всеохватывающее описание мира. Кроме того, сама попытка, направленная на объяснение устройства и происхождения мира из единого начала, была более эффективной. Поэтому, с некоторой долей условности, когда мы говорим об онтологических системах, то мы прежде всего имеем ввиду различные варианты монизма. Кризис онтологии. Иерархические модели бытия

    Кризис идей онтологизма вначале ХХ века заставил философов, стоящих на онтологической позиции, в значительной степени уточнить собственные представления о бытии и его устройстве. И одна из центральных идей данного исторического периода была связана с пониманием более сложного устройства мира, не сводимого просто к абстрактному понятию бытия. Причем
    392
    иерархичность бытия как идея реализовывалась в самых различных вариантах, наиболее известным из которых стала новая онтология Н. Гартмана. Однако еще ранее иерархичную модель реального бытия представил в своих работах Ф. Энгельс. Правда, по иронии судьбы, большая их часть была опубликована гораздо позже их написания, что повремени буквально совпадает с разработками того же
    Гартмана, что позволяет рассматривать их идеи как исторически одновременные. Бытие как совокупность форм движения материи (Ф. Энгельс)

    Разработка указанной проблематики Энгельсом была связана с проблемой классификации науки поисками фундаментального основания такой классификации. Возникший в это время позитивизм, утверждающий, что время метафизических построений завершилось, попытался систематизировать науки на основании их механического суммирования. Логика рассуждений была следующая каждая из наук исследует какую-то часть реальности, а поэтому совокупность наук должна была бы нам дать полную картину этой реальности, которая могла бы быть реализована в некой единой системе наук.
    Таким образом, сама идея такого системного понимания была прогрессивной, нона самом деле

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    154 значительно упрощала реальную картину бытия, т. к, во-первых, все время происходит появление новых наук, идет процесс их дифференциации, а, во-вторых, основу системы должны составлять принципы, находящиеся вне ее, те. метафизические. Поэтому, если в философской классике попытки связать науки и метафизику страдали спекулятивностью, тов позитивизме — упрощением ситуации.
    Так, например, Огюст Конт предложил чисто формальную систему классификации наук. В философском плане она была основана на метафизическом представлении о неизменности сущности вещей и их отражения в наших понятиях. Те. раз полученная истина в науках оставалась незыблемой. В результате, науки, которые исследовали различные части природы, рассматривались изолированно друг от друга, и их расположение в классификации было чисто методическим, создаваемым для удобства.
    393
    В результате, получилась следующая классификация МАТЕМАТИКА ФИЗИКА ХИМИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА
    Науки здесь небыли органично связаны между собой. Это было удобно, как отмечал Энгельс, для преподавания, ноне более.
    Энгельс исходит из идеи взаимосвязи между науками, определяемой единством материального бытия. Те. важнейшими методологическими предпосылками здесь выступают принцип монизма и принцип развития. Науки, утверждает Энгельс, можно расположить по принципу их развития от простого к сложному. Но кроме этого, поскольку Энгельс стоял на материалистических позициях, оба данных принципа должны были сочетаться с материализмом в качестве фундаментального основания, которое проявляется в каждой науке в виде ее субстратного начала.
    Изначально, в качестве такого начала он выделяет энергию и, соответственно, классификация строится по такому субстратному началу. При этом низшие виды энергии переходят в высшие. Это приобретает следующий вид:
    МЕХАНИЧЕСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ХИМИЧЕСКАЯ > БИОЛОГИЧЕСКАЯ >СОЦИАЛЬНАЯ.
    Энгельс показывает, что существуют особые формы энергии в механических, физических и химических явлениях. Однако уже относительно биологической формы такого вывода сделать было нельзя, и Энгельс находит иное субстратное начало, которое он называет формой движения материи
    (ФДМ). Соответственно, каждой форме движения материи соответствует свой материальный носитель МН. Правда, и здесь возникала проблема с материальным носителем социальной формы движения, нов целом схема приобретает более четкий вид:
    ФДМ механическая физическая химическая биологическая социальная
    МН масса молекула атом белок
    ?
    Таким образом, получается довольно связанное описание реального бытия, в котором низшие формы являются предпосылками высших. Однако высшие формы не сводимы к низшим. Более того, Энгельсу на
    394
    основании такого рода философских рассуждений удается предсказать ряд научных открытий и даже появление новых отраслей знания.
    Конечно, с позиции современной научной картины мира схема Энгельса устарела, но для своего времени объяснение устройства материального бытия было дано достаточно убедительно. Слои бытия Н. Гартмана

    Один из тех, кто наиболее ярко поставил задачу реабилитации онтологии, был немецкий философ Николай Гартман, который предлагает так называемую многослойную модель бытия.
    Гартман совершенно справедливо указывает, что ни гносеологизм, ни философская антропология не могут выступать в качестве общефилософских систем, т. к. вскрывают лишь какое-то одно отношение человека с миром. Однако очень быстро выясняется, что этого недостаточно, т. к. человек существо многомерное и связанное со всеми структурами мира. Таким образом, философия должна охватить бытийные отношения, чтобы претендовать на постижение полноты мира. Итак, надо было понять человека, включая его сознание, исходя из его встроенности в целостность реального мира. Таким образом, дошли до старой проблемы онтологии, те. той науки, которую когда-то ради теории познания отодвинули и от которой в конце концов совсем отказались»
    10
    Кроме того, отмечает Гартман, проблема познания, вообще не может быть решена без решения проблем категорий. Следовательно, любая гносеология должна быть основана на онтологии. В самом деле, никто не мыслит ради мысли. Это было бы бесплодное мышление. Напротив, сама мысль существует ради чего-то иного. А это иное есть сущее. (Вспомним тезис диалектического материализма о совпадении онтологии и гносеологии. Следовательно, познание есть один из видов бытийного отношения между сущим объектом и таким же сущим субъектом. Познание не изменя-
    10
    Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник МС. 321.
    11
    Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия. Итоги тысячелетия Екатеринбург,
    1997.— Сет предмета (это был бы уже поступок, а раскрывает его сущность. А это область онтологии.
    Таким образом, целый ряд трудностей, которые были в гносеологизме, достаточно легко

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    155 преодолеваются в онтологии. Становится понятным удвоение и множественность, т. к. познание схватывает лишь одну сторону предмета. Ив этом нет никакого противоречия, и становится понятной невозможность абсолютного описания бытия. Тем самым ставятся границы релятивизму. Множество мнений, знаний о мире не означают множественность существования предмета.
    Итак, необходим возврат к онтологии, нос учетом всего того, что произошло в философии в период господства гносеологизма. Онтология сегодня стала совершенно иной фундирующей основой, чем могли быть старые теории универсалий. Итак, можно сделать вывод, описывающий задачи, которые ставит Гартман: от универсальной онтологии через ее гносеологическую критику, к новой онтологии через критику гносеологизма.
    Новая онтология не может не учитывать развития науки строить свою систему начисто умозрительных началах, выдумывая некие субстанциальные связывающие принципы. Последние заменены конкретными законами, которые имеются в мире и которые исследуют науки. Следовательно, в основе онтологической системы должна стоять не субстанциальность, а диалектика, которая связывает в единую систему объект и процесс. Мир, таким образом, оказывается многослойными все слои между собой взаимосвязаны. Более высокие определяют более низкие и т. д. Метафизика, построенная на одном-единственном принципе или на одной-единственной группе принципов (как ее раньше всегда конструировали, является поэтому невозможной. Все сконструированные картины единства мира неверны — как метафизика снизу, таки метафизика сверху (исходя из материи или духа)»
    14
    Метафизика должна строиться на познании естественного устройства мира, который сам по себе многослоен. Главных слоев четыре физически-материальный, органически-
    12
    Гартман Н. Познание в свете онтологии // Западная философия. Итоги тысячелетия Екатеринбург,
    1997.— С. 473.
    13
    Там же. — С. 482.
    14
    Гартман Н. Старая и новая онтология // Там же С. живой, душевный, исторически-духовный. Каждый из этих слоев имеет свои собственные законы и принципы. Более высокий слой бытия целиком строится на более низком, но определяется им лишь частично»
    15
    Что же такое бытие — задает вопрос Гартман. Идти по пути классической философии путем абстрактного конструирования данного понятия уже нельзя, но можно анализировать отношения, которые есть между реальными идеальным бытием, таким образом Модальный анализ — ядро новой онтологии. Все остальное относится к учению о категориях. Таким образом, необходимо выделить фундаментальные категории (совместные принципы) и принципы отдельных слоев бытия. В такой бытийной картине нет идеального бытия как такового, как некоторого отдельного образования, а есть духовный слой, который является лишь одной из плоскостей единого бытия, в который включаются язык, право, нравственность и т. д. Все слои бытия переплетены между собой и определенным образом субординированы, категории более низкого слоя проникают в более высокий, и существенная их часть остается там. Повторение более низких категорий в более высоких слоях бытия составляет единство мира появление новых категорий на более высоких слоях (категориальное novum) составляет его несводимое разнообразие. Нельзя все в мире свести к одному знаменателю. Отсюда крах всей монистической метафизики. Исходя изданной онтологии можно, по мнению Гартмана, объяснить все явления мира, включая духовные образования. Причем диалектика заключается в том, что более низкие категориальные принципы выступают основанием более высоких, их необходимым фундаментом, а более высокие, хотя и зависят от первых, но выступают как более самостоятельные, свободные, т. к. способны воздействовать на низкие. Следовательно, например, понятие свободы воли человека, исходя из этого, является непросто чьей-то декларацией, а отражением того факта, что личность располагается на иной плоскости бытия.
    15
    Гартман Н. Старая и новая онтология // Там же С. 322.
    16
    Там же Там же. С. Глава 3. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ. Движение как фундаментальное свойство бытия
    Проблема движения всегда стояла в философии очень остро. При внешне неоспоримом факте, что движение существует, в истории философии всегда были концепции, которые отрицали это. Будем исходить из того, что те или иные философы, отрицая движение, наверное, опирались на некие рациональные аргументы и отрицание движения было связано со сложностью данного феномена. Итак, что такое движение Познаваемо ли оно Как соотносятся движение и покой Какие существуют формы движения?
    Удивительно, что все эти проблемы в той или иной форме были затронуты еще античными

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    156 мыслителями, и именно Античность предложила определенные векторы решения проблемы движения, которые, конечно, видоизменялись до нашего времени, наполняясь новым конкретным содержанием, нов целом оставаясь теми же. Соответственно, есть смысл кратко остановиться на вариантах решения проблемы движения в Античности.
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   50


    написать администратору сайта