Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Изначальные варианты решения онтологических проблем

  • 2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо


    Скачать 4.66 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
    Дата01.03.2022
    Размер4.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2004. Философия.pdf
    ТипУчебник
    #378822
    страница26 из 50
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   50
    Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ОНТОЛОГИИ КАК УЧЕНИЯ О БЫТИИ. Возникновение метафизического отношения к миру
    Термин метафизика был введен в философию в I в. дон. э. Андроником Родосскими означал в буквальном смысле — после физики. Это было чисто классификационное деление. Так было обозначено место главного труда Аристотеля, те. книги, которая в буквальном смысле, шла после физики. Однако, в этом делении не было случайности, а, напротив, схвачена суть философского подхода к миру.
    Действительно, как мы уже частично показали впервой части учебника, философия представляет собой особой тип знания о предельных основаниях бытия, мира, человеческого существования и т. д. Это существенным образом отличает данное знание от всех иных типов знания. Для представителя любого частно-научного знания сама постановка такого вопроса неправомерна, т. кон исследует небытие, а выделенную предметную область действительности. Физик или биолог при решении тех или иных проблем не выходит за рамки собственной предметной области и рассматривает любой исследуемый объект с позиции, соответственно физики или биологии.
    Ученый смотрит на мир как бы сквозь призму предметных очков, которые позволяют ему рассматривать только то, что важно для данного предмета исследования. Соответственно, понятия, которыми оперирует ученый, также задаются конкретной предметной областью и задачами исследования. Для ньютоновской физики было достаточно понимать материю как вещество. Это отвечало общему представлению обустройстве мира. А в теории относительности такое понимание представляется недостаточным, т. к. есть еще иной вид материи и, соответственно, устройство мира объясняется иначе. Это и сила и слабость науки одновременно. Наука открывает и познает предметные закономерности (физические, химические, биологические, социологические, что позволяет реализовывать прагматические стороны человеческого существования. Однако, в конечном счете, за пределами этого всегда остается некий остаток — сфера непознанного или непознаваемого научным средствами. Поэтому, если мы говорим об истине, то мы должны понимать, что данное понятие не может быть сведено к критериям истинности только частнонаучного знания, если мы говорим обустройстве бытия, то оно не может быть объяснено только частнонаучными представлениями о нем.
    Философия изначально выступает как особый тип размышления, который не может быть сведен к предметному знанию или какому-то одному типу понимания мира. Размышление здесь осуществляется на уровне предельной абстракции, а вырабатываемые понятия и категории не сводимы к каким-то более фундаментальным. В этом смысле можно сказать, что философия — это беспредельное мышление, т. конов принципе не имеет предметных ограничений.
    Такой тип мышления часто обозначают понятием метафизическая рефлексия, что означает особое понимание мира посредством его познания и переживания, когда познанные закономерности преломляются сквозь призму интересов Человека, а ценностно-эмоциональное восприятие мира подвергается рациональному осмыслению. Это размышление над предельными основаниями бытия, во всех его проявлениях, включая сюда и размышление над предельными основаниями существования самого Человека, смысла его жизни.
    Метафизическое отношение к миру, по замечанию Хайдеггера, присуще природе человека, который способен внутри собственного мышления рассуждать о сущем как таковом. Таким образом, метафизика это такой тип понимания мира, который не может быть сведен к совокупности эмпирических знаний или иных видов постижения мира. Философа интересуют не только предпосылки мира материального, но и предпосылки или принципы устройства нашей души, нашего сознания, оправдания человеческого существования и т. д. В этом смысле, можно сказать, что философия всегда стремится к абсолюту, или точнее, к рациональному конструированию такого абсолюта, с помощью которого можно обосновать и общие (а не только физические или математические) критерии истины, и критерии добра и красоты, и критерии нравственности поступков. В отличие от религии, где такой абсолют задается на уровне веры в него, в философии, он выстраивается рациональным образом и инструментом познания такого абсолютного начала, сверхчувственных принципов бытия выступает разум. Философские претензии на познание абсолютности и абсолюта это не некая философская блажь, а попытка выйти за пределы предметной конечности, за пределы чувственной и личностной конечности ив результате познать бытие как таковое без его расчленения на отдельные предметы

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    142
    2. Изначальные варианты решения онтологических проблем
    В основе метафизического подхода к миру лежит знание о сущем, в качестве которого, в конечном счете, может выступать лишь бытие, что и обозначается в античности термином онтология, происходящего от сочетания древнегреческих слов «онтос» (сущее) и логос (знание. Соответственно, главным вопросом онтологии можно считать вопрос о том, что такое бытие. Поэтому иногда онтологию и обозначают как учение о бытии. Однако ответ на данный вопрос распадался на два относительно самостоятельных пласта исследования.
    Поиски философами сущности истины как таковой, добра как такового неизбежно наталкивались на
    361
    проблему выявления первоначала, которое выступает критерием истинности, моральности и т. д. Достоверность получаемого мыслительным путем знания не могла быть обоснована из самой себя, нужен был внешний, независимый ни отчего критерий. И этим критерием могло выступать лишь само бытие. Поэтому первый пласт исследования был связан с поисками конкретной основы бытия и тождественен, как отмечал Аристотель, проблеме что такое субстанция. Второй пласт исследования был связан с решением вопроса о соотношения бытия и мышления, те. в конечном счете с проблемой возможности познания сущности бытия с помощью разума. Поиски субстанциального начала бытия
    Ответ на вопрос о том, что такое субстанция, по существу, выступает как вопрос о том, какое реальное начало лежит в основе мира. Это материалистический, или чувственно-конкретный, подход к пониманию бытия, сводивший последнее к природным (материальным) субстанциями, как один из вариантов, все бытие к материи или объективной реальности. Те. вопрос о сущности бытия интерпретировался здесь как решение проблемы из чего все состоит. Соответственно, в основу природного бытия кладутся простые и понятые начала или группа начал, взятые из окружающего нас материального мира, которые выступают основой онтологической картины мира. Правда, следует отметить, что такая внешне бросающаяся в глаза материальность непросто отождествляется с материальными предметами, а представляет собой особый вид философской спекуляции. Конкретные предметы здесь лишь дают смысловой импульс дальнейшим рассуждениям.
    Человек жил в окружении стихий, вынужден был сними считаться и даже бороться. Так, живя на земле, он замечает, что вся его жизнь с нею тесно связана. Он ее пашет, собирает на ней урожай. Она является источником его жизни. Вода также обеспечивает человека едой и питьем, а, кроме того, является важнейшим средством передвижения. Стихии земли и воды непосредственно связаны с практической жизнедеятельностью человека. Тоже самое человек мог сказать о воздухе, которым он дышали огне, который выступал в качестве созидательной и разрушительной силы. А поскольку, для Античности космос воспринимался как чувственно-конкретное образование, то вполне естественно, что его основу можно было усмотреть именно в стихиях, которые чувственно воспринимались человеком. Соответственно, возникают концепции, базирующиеся на этих чувственных восприятиях и развивающие их путем рефлексивного мышления, создавая на их основе стройные онтологические конструкции. Наиболее полно подобного рода взгляды были выражены еще в Античности представителями милетской школы, которые объявляли субстанцией ту или иную стихию или группу стихий.
    Однако уже в этом период появляются концепции, в которых даются более абстрактные представления о субстанциальной основе мира. Так, Анаксимандр ученик Фалеса) говорит об
    апейроне, который не определяется через другие элементы, представляет собой некое универсальное целое. Анаксагор выступает против сведения первоначал мира к каким-либо стихиям. Начало не одно или несколько, их бесконечное множество. Они представляют собой мельчайшие частицы (гомеомерии, или семена вещей) тех предметов и явлений, которые нас окружают. Эти частицы нельзя познать чувственно, но можно мыслить.
    Наконец, своеобразной вершиной в поисках субстанциальной основы мира в исследуемой традиции выступает атомизм Демокрита и Левкиппа. В основе онтологии атомистов лежит решение проблемы о соотношении бытия и небытия, которая была поставлена элеатами. Но здесь данная проблема переосмысливается иным образом. Понятия бытия и небытия становятся непросто рациональными конструкциями (результатом только рефлексивной спекуляции, а истолковываются физически. Атомы (бытие) противопоставляются своему антиподу — пустоте (небытию. Соответственно, признается существование небытия как физической пустоты, пустого пространства. Таким образом, перед нами предстает мощная онтологическая картина мира, в которой возможны возникновение и уничтожение, движение, множественность вещей. Атомисты примирили, таким образом, Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, мир элементов, из которых состоят вещи, неизменен. Принципы изложенной онтологии, согласно Демокриту и
    Левкиппу, являются всеобщими, сих помощью объясняются все явления, в том числе и не имеющие непосредственно физической природы. Так, например, душа — это также совокупность определенных атомов. Исходя из атомистической концепции, объясняются также биологические, социальные и

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    143 моральные явления. Значение атомизма было огромным. На этой философской основе базировалась физика Ньютона, и атомистические представления о мире, хотя ив сильно измененном виде, дошли вплоть до наших дней.
    Подводя итог изложенной линии развития философии в Античности, которую мы обозначили как поиски субстанциального начала бытия, можно сказать, что все философы данной традиции выступают как натуралисты или физики. Иногда эту линию упрощенно трактуют как чисто материалистическую. Последнее не совсем верно, т. к. вода, огонь или другие стихии, которые рассматривались в качестве первоначал, конечно, небыли стихиями как таковыми, а лишь особым образами. Вода Фалеса это вовсе не та вода, которую мы можем пить, а огонь Гераклита вовсе не тот же самый огонь, который разгорается в нашем камине. Это образы, обозначающие первопричины, нов такой исторически мыслительной ситуации, когда абстракции были просто невозможны для мыслителей. Философия насквозь, как мы увидим была поэтична и мифологична. Она еще не подошла к стадии ее рафинированно-абстрактных вариантов. Но, одновременно, сама попытка поиска первопричин как таковых, как неких сущностей придает космологии ранней Античности концептуальный характер, что трансформирует ее позже в онтологию.
    По существу данный подход к объяснению мира не является метафизическим, т. кв его основе лежит принцип прямой связи между окружающими нас ве-
    1
    Чанышев АН. Курс лекций по древней философии МС См
    Лурье С.Я.
    Демокрит. — М, щами и представлениями о них (образ восковой дощечки. Но связь с мифом и метафоричность позволили грекам достичь удивительных высот в построении единой концептуальной системы, объясняющей устройство бытия и без этого была бы невозможна метафизика как таковая. Проблема соотношения бытия и мышления

    Философы, стоящие на онтологической позиции, те. так или иначе ставящие перед собой вопрос о сущности бытия, исходили из того, что данная категория позволяет, по крайней мере, мысленно объединить самые различные предметы и явления мира по признаку их существования.
    Вариантов точек пересечения бытия и мышления, как и воззрений, отрицающих данную взаимосвязь, было достаточно много, но наиболее значительным из них было учение о бытии древнегреческого философа Парменида. Сам факт влияния на последующую философию учения
    Парменида был столь знаменателен, что позволил Гегелю охарактеризовать его творчество как начало метафизики и философии в собственном смысле этого слова. Б. Рассел также очень высоко оценивал значимость данного факта, хотя ив негативной форме, считая, что именно с этого момента начинается метафизика в ее отрицательном значении.
    Философия Парменида — это как бы связующее звено, некий переход от физиологичности и конкретности рассуждений предшествующих философов к построению чистой метафизики, которая опирается не на внешний мира может творить абстракции из самого мышления. Это сотворение рациональных образов.
    Парменид вводит понятие бытие в философский обиход, переведя философские рассуждения из плоскости существующих вещей в плоскость исследования сущности как таковой, те. придав философии характер предельного знания, которое ник чему не сводимо, а Пифагор усматривал такое совпадение в числе, Гераклит — в слове и т. д.
    365
    может быть лишь самообоснованным внутри человеческого разума. Бытие как рази выступает точкой пересечения двух непересекающихся рядов — ряда вещей и ряда мысли, точку совпадения мышления и бытия»
    4
    Бытие всегда есть, всегда существует, оно неделимо и неподвижно, оно завершено. Это не Богине материя, и никакая-нибудь субстанция, это нечто, становящееся доступным нашему мышлению в результате умственных усилий, в результате философствования. Именно с этого момента и начинает свой отсчет философия как абстрактное, спекулятивное мышление.
    Решая проблему тождества бытия и мышления, бытия и мыслей о бытии, философ изначально разбирает логические возможности соотношения категорий бытия и небытия, вскрывая ряд парадоксов, или, как он их сам обозначает, западней на пути истины, попав в которые разум пойдет неверным путем.
    Если признать небытие, то оно необходимо существует. Если исходить из того, что они тождественны, то это также приводит к признанию существования небытия. Если бытие и небытие нетождественны, то бытие существует, а небытие не существует. И Парменид задает вопрос, как мы можем мыслить одновременно и тождественность, и нетождественность бытия. И приходит к ответу, что таким образом мыслить нельзя, те. фактически формулирует закон запрещения противоречия
    5
    Следовательно, суждение о существовании небытия (несуществующего) ложно и сам философ склоняется к этому. Но это, в свою очередь, порождает серию вопросов откуда возникает бытие Куда оно исчезает Как объяснить то, что бытие может перейти в свое небытие?
    Для того чтобы ответить на подобные вопросы, Парменид говорит о невозможности мысленного

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    144 выражения небытия. Нов этом случае проблема перетекает в плоскость решения вопроса о соотношении бытия и мышления. Мышление и бытие, по Пармени-
    4
    Губин В.Д. Проблема бытия в современной европейской философии МС См
    Чанышев АН. Курс лекций по древней философии МС. 152.
    366
    ду, совпадают, поэтому Мышление и бытие одно и тоже или одно и тоже мысль о предмете и предмет мысли. Это можно понять как то, что бытие и мышление тождественны и как процесс, и как результат. Однако из второго утверждения вытекает возможность самостоятельного существования и бытия и мышления.
    Таким образом, у Парменида с бытием связывается сам факт существования мира, а истиной в этом случае, выступает знание об истинно существующем. Таким образом, перед нами предстает вариант решения одной из кардинальных проблем всей последующей онтологии — соотношение бытия и мышления, а через него и решение проблемы совпадения (тождественности) бытия и мышления, а значит, и познаваемости мира. При этом Парменид различает простую тождественность, вариант случайного совпадения, и тождественность с различием, когда нет полного совпадения, те. мышление не выступает простой зеркальной копией бытия, а имеет свою специфику.
    Отрицание существования небытия приводит Парменида еще к одному онтологическому выводу о том, что бытие неподвижно. Действительно, любое изменение связано с исчезновением существующего. Но бытие могло бы исчезнуть лишь в небытии и из негоже появиться. А небытие не существует. Следовательно, бытие едино и неподвижно, в нем нет прошлого и будущего. Данное утверждение может показаться антидиалектичным и Парменида часто называют первым антидиалектиком, нона самом деле это не так.
    Дело в том, что говоря о неподвижности бытия и полемизируя тем самым с гераклитовским учением о вечной изменчивости Космоса, Парменид разводит реально существующее и мысль о существовании как таковом, те. о бытии. Космос как нечто реальное был, есть, но может как быть в будущем, таки исчезнуть. Понятие же истинного бытия создано мышлением, поэтому оно несовместимо с представлениями о прошлом или будущем. Это чисто метафизическое, а не физи-
    6
    Чанышев АН. Курс лекций по древней философии МС. 152.
    367
    ческое представление, каковым по существу выступает Космос Гераклита, или мирили природа
    7
    Таким образом, Парменид, отметим мы еще раз, закладывает основы поисков метафизической реальности, которая отлична от всех иных, реально существующих реальностей. Соответственно, и Зенон Элейский, который далее развивает тезисы Парменида ив рамках своих рассуждений отрицает возможность движения, выступает не как антидиалектик по расхожему в некоторых учебниках суждению, а напротив, как один из изобретателей диалектики, по выражению Аристотеля.
    Такое понимание бытия позволило Пармениду предвосхитить открытие категорий пространства и времени, как особых структур бытия. Задолго до Эйнштейна Парменид утверждает, что нет пространства и времени без бытия, в качестве особых материальных структур, это рационально конструируемые свойства бытия.
    Тезис о совпадении бытия и мышления развивает Сократ. Он переводит проблему в плоскость исследования сущности морали, полагая, что философы не должны заниматься исследованием природы. Он считает, что истина и добро должны совпадать. Поэтому, если мы нечто познаем ив результате получаем истинное знание о нем, то необходимо должно измениться наше качество. Те. человек по отношению к себе становится качественно иным. Если мы познаем истину о добре, благе, справедливости, то мысами становимся благими и добропорядочными. Возражения, которые выдвигались против данного тезиса и были связаны стем, что существует масса примеров, когда полученные сведения о добре не делают человека добрым, Сократ отбрасывал, доказывая, что полученные сведения оказывались недостоверными, те. не приобретали характера истинного знания. Таким образом, добро может быть осуществлено лишь на сознательном основании, те. когда мы знаем соответствующие исти-
    7
    См
    Кессиди Ф.Х. Метафизика и диалектика Парменида // Вопросы философии 1972.— № 7.
    8
    См Доброхотов АЛ. Категория бытия в классической западноевропейской традиции МС —36.
    368
    ны и можем сих помощью отличить, например, добро от зла. Конечно, мы можем осуществлять добрые поступки и без их истинного знания, нов таком случае они будут носить случайный, неосознанный характера, следовательно, не иметь истинного морального смысла. Тем самым Сократ переводит область моральных проблем, которые люди всегда склонны относить к проблемам внутренним, в сферу онтологии. Этические принципы заложены в самом устройстве бытия, познавая которые мы привносим их ив наше сознание. Мышление, таким образом, не противопоставляется бытию, но совпадает с ним даже при интерпретации внешне субъективных моральных проблем. Происходит совпадение истины и добра. А отсюда, в свою очередь, вытекает положение педагогического свойства о том, что разум можно привнести в сознание людей, сделав их после этого не только умнее, но и добрее. Философия, опираясь на истинное, те. соответствующее устройству бытия, знание, предназначена для выполнения этой функции

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    145 Очень тонко решает вопросы онтологического свойства и необходимость существования метафизики
    Платон.
    Анализируя особенности математики, он приходит к идее о недостаточности метода дедукции, на который она опирается даже внутри себя самой. Оказывается, что исходные пункты математики, из которых далее дедуктивно строится обоснование, сами недостаточно обоснованы или вообще не могут быть обоснованы. Те. в основе точного знания нет обоснованных начала значит это во многом лишь гипотезы, которые могут оказаться и недостоверными. В этом смысле Платон сомневается даже в правомерности отнесения математики к науке. Действительно, как может считаться наукой образование, для которого более ценным выступает сам процесс дедуктивного умозаключения, а не истинность предпосылок, из которых выводится знание. Должна существовать особая дисциплина, рассуждает Платон, которая может устанавливать истинность См. более подробно
    Гурина М. Философия МС. предпосылок, опираясь на знания, находящиеся за пределами дедуктивных методов рассуждения, в более широком современном смысле — за пределами наук.
    В качестве фундамента, который предшествует любому знанию, Платон выделяет философию, или, точнее, диалектику. Диалектика — это вершина знания ив силу того, что она не опирается на чувственные методы познания, а лишь на умопостигаемые идеи, она способна обосновать сами предпосылки знания как такового. Правда, сама диалектика никак не обосновывалась и представляла собой фактически лишь призыв к аргументации и диалогу.
    Результатом данных рассуждений выступает особая конструкция бытия, которое предстает перед нами как два различных, но определенным образом взаимосвязанных мира. Первый мир — это мир единичных предметов, которые познаются с помощью чувств. Однако, к нему все богатство бытия не сводится. Второй мир — мир подлинного, истинного бытия, который представляет собой совокупность идей, те. умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является все многообразие вещественного мира. Таким образом, мир познаваем, хотя и относительно. Процесс познания, по Платону, это процесс интеллектуального восхождения к истинно сущим видам бытия (которые действительно существуют в мире идей. Платоновские идеи — это непросто субстанциализированные родовые понятия, противостоящие чувственной действительности. Идея вещи — это ее своеобразный принцип, с помощью которого мы можем сконструировать саму вещь, познать ее. Познание есть конструирование. Идея вещи есть некая смысловая модель, которая должна лечь в основу такой конструкции. Определение места онтологии в структуре метафизики (Аристотель)

    Прежде всего, Аристотель обосновывает необходимость метафизики, которая связана с признанием абсолютного знания. Диалектика не может быть вершиной знания, как это считал Платон, т. кона не дает ответов на вопросы, а лишь вопрошает. Должна быть абсолютная предпосылка, а диалектика выступает лишь как средство, расчищающее место для знания, иона необходимо должна быть объединена с дедукцией внутри абсолютного знания.
    Абсолютное знание представляет собой первоначало или систему первоначал, следовательно, его обоснование не может строиться на имеющихся дедуктивных выводах из него самого. В качестве такого высшего знания и выступает первая философия (метафизика, которая одна осознает необходимость понимания начал. Начала не могут быть доказаны или выведены из чего-либо, поэтому они и начала. Выходит, они недоказуемы, — ноне потому, что у них нет доказательства, а в гораздо более глубоком смысле слова, — в том смысле, что они выше доказательства. В этом смысле философия — это своеобразная метанаука, которая обосновывает начала не отдельных наука науки как способа познания в целом, не отдельные знания, а знание как таковое, не истину физики или математики, но истину вообще.
    И в этом смысле рассуждения древнегреческого философа удивительно современны. Действительно, любая наука исследует лишь часть мира, в каком-то смысле огрубляя этот мир рамками собственного предмета. Этому соответствуют и методы достижения данного предметного знания и предметная истина, которая получается в результате. Например, вряд ли будет эффективной позиция ученого в любой области знания, основанная на сомнении в том, что знание вообще осуществимо. Он в принципе исходит из познаваемости мира. А философ вправе поставить такой вопрос. Ученый вряд ли сомневается (по крайней мере, осуществляя данную научную деятельность) в истинности тех предпосылок, на которых базируется наука, а философ ставит этот вопрос. А если это делает сам ученый, то он переходит из области собственной науки в область философии. Так в современной философии возникает
    10
    Гурина М. Философия МС. специальная область, занимающаяся проблемой философских оснований наук. И здесь обнаруживаются удивительные вещи. Оказывается, что науки могут базироваться непросто на необоснованных, но даже на заведомо ошибочных предпосылках. Вспомним в качестве примера обоснование параллельности Евклидом или понятие эфира в классической физике. Именно поэтому в

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    146 период экстраординарного развития науки так возрастает роль философского анализа новых проблем, появившихся в ней.
    Наивная последовательность Аристотеля в попытке построить метафизику как систему абсолютных аксиом проявляется в том, что он формулирует аксиому, которая предшествует всем остальным в 4 книге своей Метафизики Невозможно, чтобы одно и тоже водно и тоже время было и не было присуще одному и тому же водном и том же отношении. Мы видим, что перед нами фактически одно из положений логики о непротиворечивости высказываний, распространяемое на свойства реальных объектов мира.
    Понимая, что данную аксиому необходимо также обосновать, ибо в основе знания должно быть обоснованное первоначало, Аристотель хотя и декларирует это обоснование по методу доказательства путем опровержения, одновременно признается, что первоначало может быть таковыми вне всякого доказательства.
    Следовательно, данная аксиома является непросто научным высказыванием, а представляет собой свойство бытия, его фундаментальную структуру. Таким образом, метафизика тождественна науке о бытии, или онтологии.

    Бытие
    — это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее также, как и под него, все остальное. Поэтому, принимая тезис Парменида, отождествляющего бытие и мысль о бытии, он уточняет это положение, говоря о том, что бытие само по себе — это лишь абстракция, потенциальное, мыслимое бытие, а реально всегда существует бытие чего- тот. е. бытие конкретных предметов. Следовательно, соотношение бытия и мышления есть соотношение предмета и мысли о данном предмете. Мир представляет собой реальное существование отдельных, материальных и духовных предметов и явлений, бытие — это абстракция, которая лежит в основе объяснений общих вопросов о мире. Бытие — это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие — непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире — преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов. Это, по Аристотелю, — основной закон бытия или начало всех аксиом».
    Из этого закона вытекает положение о несовместимости существования и не существования, о каком бы предмете мы не говорили. Варианты обоснования этого положения выражены в следующих утверждениях Аристотеля (Вместе существовать и не существовать нельзя и (Невозможно, чтобы одно и тоже вместе было и не было присуще одному и тому же водном и том же смысле»
    11
    Данное положение носит общеонтологический характер и применимо ко всем явлениям мира. Поскольку обоснование данного положения носит чисто логический характерна уровне проверки соответствующих утверждений, то оно исследуется логикой. Поэтому онтология и логика — две стороны одной и той же науки — метафизики
    12
    Из этого же основного закона Аристотель выводит принцип относительного существования небытия. Развивая тезис Парменида, утверждавшего, что небытие не существует, т. к. оно немыслимо, а если мы мыслимо нем, значит, оно существует, но как бытие, Аристотель утверждает, что ничто нам не мешает мыслить о небытии, но это не является обоснованием его существования, а лишь говорит об ином присущем ему качестве (не существовании. Именно в этом смысле оно может существовать в мысли Цит. по
    Чанышев АН. Курс лекций по древней философии МС. 288.
    12
    Чанышев АН. Курс лекций по древней философии МС. Аристотель отмечает, что Парменид трактует бытие слишком однозначно, а это понятие может иметь несколько смыслов, как впрочем, и любое понятие. Бытие, с одной стороны, может обозначать то, что есть, те. множество существующих вещей. Ас другой стороны то, чему все причастно, те. существование как таковое. Ошибка Парменида, приведшая его к метафизической трактовке бытия вне становления и развития, заключалась в том, что он свел бытие лишь к бытию как таковому, те. существованию в чистом виде, не заметив возможность бытия вещей. Его логика рассуждений была такова, что, если допустить существование бытия вещей, то это будет отрицанием абсолютного бытия и его единства. И Аристотель замечает поэтому поводу, что если нет ничего помимо бытия, тони его нельзя приписать чему-либо, ни ему нельзя что-либо приписать, и тем самым оно есть ничто
    14
    . В
    результате онтология бытия Парменида является самопротиворечивой, несмотря наим же введенный принцип недопущения противоречий.
    Итак, делает вывод Аристотель, бытие многозначно. Но тогда, как оно может быть предметом науки. И чтобы спасти ситуацию, Аристотель вырабатывает систему некоторых предельных и ограниченных характеристик, которые описывают бытие. Создается система категорий, каждая из которых является обобщающим предикатом по отношению к конкретным свойствами все вместе они образуют смысл бытия как такового.
    Аристотель выделяет 4 смысла бытия:
    Бытие в себе, которое описывается категориями или, по Аристотелю, высшими видами бытия субстанция или сущность, качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, иметь, покоиться. Фактически это именно то, что мы сегодня называем онтологией.
    Бытие потенции и акта, здесь решается проблема различения, например, актуальной и

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    147 потенциальной бесконечности и движения См
    Гурина М. Философия МС. 189.
    14
    Гурина М. Философия M., I998.— С. Бытие акциденций
    — это случайные типы бытия.
    Бытие как истина, принадлежащее человеческому интеллекту. Это бытие изучает логика.
    Центральным вопросам онтологии, таким образом, становится первый смысл бытия, который сводим к проблеме сущности или субстанции. Как отмечает Гурина, данная категория приводит к единству разнообразные значения бытия. Сущность это то самое непротиворечивое бытие, которое хотел найти
    Парменид. Поэтому вопрос о сущности как бы заменяет вопрос о бытии, решая центральную проблему метафизики.
    Интерпретируя концепцию Платона о существовании мира идей (истинного мира, Аристотель также говорит о наличии в бытии некоего сверхчувственного уровня, ноне в смысле его реальности и не в смысле возможности постижения его с помощью органов чувства постижения умом — это уровень сущностей явлений, включенный в реальность, а не противопоставленный ей, как у Платона. Критерием познания сущностей выступает их принципиальная познаваемость и способность к отдельному существованию. Однако тогда существует лишь единичное, но оно не выражается понятием.
    Формальной причиной бытия вещи выступает ее первосущность или форма (морфе. Материя есть реальность, чувственно воспринимаемая, но лишь потенциально. Стать чем-то она может, лишь приняв некую форму. Форма это то минимально общее, что способно дать вещи самостоятельное существование. Логически форма находится между конкретным (отдельными родовым. Форма — это не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещи, без чего ее нет
    15
    . Форма — это не распадающиеся далее виды. Они вечны, неизменны и являются предметом исследования метафизики. Они могут быть внесены в материю, сотворив тем самым вещь. Таким образом, вещь состоит из активной формы и пассивной материи. Материя сама по себе пассивна, но также как форма, вечна. Она необходима для появления конкретной вещи, нов каче-
    15
    Гурина М. Философия МС. 296.
    375
    стве потенциального вместилища. И, кроме того, она придает вещам индивидуальность.
    Действительную сущность, таким образом, составляет «sinolos», те. буквально субстанциональность, которая объединяет материальное и формальное начало.
    «Итак, мы можем сказать, что бытие в наиболее точном значении — это субстанция. Субстанция в несобственном смысле есть материя, во втором смысле — это отдельное, а в третьем смысле — собственном — это форма по преимуществу. Бытие, следовательно, это материя ступенью выше — отдельное, индивида еще выше — форма, которая обнимает материю и фондирует, дает основание отдельному, те. индивиду»
    16
    Сущность можно различить, по крайней мере, потрем родам. Это сущности, к которым сводимы конкретные чувственные вещи (физика. Сущности, к которым сводимы абстракции математики. И, наконец, сущности, существующие вне чувственности и абстрактности. Это сущности божественного бытия или сверхчувственная субстанция. Вот эти три основные части и составляют философию.
    Таким образом, можно реконструировать философию следующим образом. Прежде всего, она делится на первую и вторую.
    Первая философия, или теология (метафизика, занимается миром надприродным. Предмет философии сверхчувственные сущности, которые неизменчивы, абсолютны. Это вечные сущности. Именно в этом смысле философия и выступает как первая философия, те. идущая впереди физики. По иронии судьбы, как отмечает АН. Чанышев, эта первофилософия позднее стала обозначаться как метафизика, те. этимологически означающая после физики».
    Сама метафизика понимается Аристотелем в четырех смыслах. Это а) исследование причин, первых, или высших начал б) познание бытия, поскольку оно бытие в) знание о субстанции г) знание о боге и субстанции сверхчувственной Реале Дж, Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. Античность СПб.,
    1997.— С. 143. Реале Дж, Антисери Д. Указ. соч СИ здесь Аристотель попадает в ловушку, в которую попали Платон, в ловушку аксиоматического построения философии, когда все выводится из единого начала. Действительно, если мы ищем причины и высшие начала, то мы неизбежно, через познание того, что есть бытие само по себе, что такое субстанция, неизбежно должны прийти к первоначалу и первосущности, которая носит сверхприродный характер. Категория сущности работает в абсолютном значении, если можно было бы все вещи свести к одному роду. Поэтому первоначальной аксиомой внутри сущностей, будет аксиома теологическая и теология как наука о божественном выступает как первейшая.
    Правда, следует оговориться, что Бог Аристотеля это, прежде всего сверхчувственная и неподвижная сущность и его нельзя смешивать с Богом религиозным. Бог — это некая формальная причина, вместилище всех сверхприродных, обособленных от материи, неподвижных, сверхчувственных, иначе говоря, метафизических, сущностей»
    18
    . Бог — это своеобразный перводвигатель, первопричина. Это

    Янко Слава Библиотека
    Fort/Da
    ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с (
    «Gaudeamus»
    ).
    148 своеобразный философский Бог. Можно сказать, что это абсолютный, очищенный от конкретных свойств Разум. Исследованием Бога может заниматься только философия, что уже дает ей право на существование. Именно это положение позже становится в центре средневековых философов и комментаторов Аристотеля, которые пытаются свести сущность метафизики к теологии.
    Физика или вторая философия) занимается миром природным (нов рамках умозрительного исследования. Предмет физики — чувственные сущности, которые изменчивы. Следует еще раз отметить, что это несовременное понимание физики, а именно философское исследование чувственной или природной субстанции, в отличие от неподвижной субстанции как объекта метафизики. Это наука о формах и сущностях и, сравнивая ее с физикой наших дней, можно сказать, что это, скорее онтология, или метафизика чувственно воспринимаемого мира 18
    Чанышев АН. Курс лекций по древней философии МС. Реале Дж, Антисери Д. Указ. соч С. Здесь исследуется проблема движения, выделяются формы движения, проблема пространства, времени и бесконечного и их восприятия. Сюда же относится исследование природы математических объектов. В частности, Аристотель показывает, что математические объекты это единицы Разума, связанные с нашей способностью к абстракции. Поэтому они актуальны лишь в нашем уме и лишь потенциально в вещах. Итак, метафизика, или философия исследует не только божественное бытие, но и природный мирте. отвечает на вопрос, чем является бытие само по себе.
    Подводя итоги, отметим, что после Аристотеля термин метафизика зажил собственной жизнью и понятие после физики наполнилось смыслом стоящий над физикой, или поту сторону физики, те. над природой или даже вне ее. А это в свою очередь позже породило традицию противопоставления философии наукам как теоретическим, таки практическим. Онтология также постепенно превращается в особую часть метафизики как учение о сверхчувственной и нематериальной структуре существующего.
    378
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   50


    написать администратору сайта