2004. Философия. Учебник для вузов философия под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, A. B. Разина Рекомендовано Отделением по философии, политологии и религиоведению умо
Скачать 4.66 Mb.
|
428 проявления некоторых собственных качеств, мешающих данному функционированию. Особенность системного принципа заключается в том, что, исследуя сего помощью явления, мы исходим из целостности объекта. В философском смысле это позволяет нам рассматривать бытие тоже как особого рода систему. Это означает, что мы можем выделять в нем различные уровни и подуровни, выявлять самые разнообразные системы связей, те. разные структуры, рассматривая эти структурные связи как особого рода закономерности, которые можно познавать. Причем оказывается, что на таком предельном уровне исследования бытия, грани противопоставляющие, например идеализм и материализм, стираются, или, точнее, взаимодополняют друг друга, представляя собой лишь различные интерпретации данной проблемы. И таи другая позиция способны объяснить мири таи другая — относительно недостаточны. Бытие определенным образом упорядочено, причем наличие бесконечного числа структурных уровней позволяет делать вывод о его структурной бесконечности. Оно представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой в рамках более общей системы. Структурность бытия проявляется в том числе в существовании различных форм материальных систем, которые имеют свои специфические связи. Так, например, материя может существовать в виде вещества и поля. Вещество — это различные частицы и тела, которым присуща масса покоя элементарные частицы, атомы, молекулы. Поле — это вид материи, который связывает тела между собой. Частицы поляне имеют массы покоя свет не может покоиться. Поэтому поле непрерывно распределено в пространстве. Выделяют следующие поля ядерное, электромагнитное и гравитационное. Если мы исследуем структуру вещества, то обнаружим, что внутреннее его пространство как бы занято Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 168 полями. Это фактически система «вещество-поле», ив общем объеме данной системы на долю частиц вещества приходится меньшая часть ее объема. Соответственно, применяя принцип системности к материальному устройству мира, те. выделяя в нем 429 устойчивые связи и взаимодействия, можно выделить следующие уровни его материальной организации. Неорганическая природа представляет собой движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических тел, планетарные изменения. Можно по ступеням от более простого к более сложному выделить следующие последовательные структурные уровни в ней субмикроэлементарный — микроэлементарный — ядерный — атомный — молекулярный — макроуровень — мегауровень планеты, галактики, метагалактики и т. д.). Живая природа — это различного рода биологические процессы. Она включена в неживую природу, но начинается как бы с иного ее уровня. Если в неживой природе нижней ступенью является субмикроэлементарный уровень, то здесь — молекулярный. Элементарные частицы имеют размеры см, а молекулы — 10 -7 . Соответственно, последовательные уровни выглядят следующим образом молекулярный — клеточный — микроорганизменный — тканевый — организменно-популяционный — биоценозный — биосферный. Следовательно, на уровне организмов обмен веществ означает ассимиляцию и диссимиляцию при посредстве внутриклеточных превращений на уровне экосистемы биоценоза) он состоит из цепи превращения веществ, первоначально ассимилированных организмами- производителями при посредстве организмов-потребителей и организмов-разрушителей, относящихся к разным видам на уровне биосферы происходит глобальный круговорот вещества и энергии при непосредственном участии факторов космического масштаба» 28 В социуме мы также можем выделить уровни индивидуум — семья — коллектив — класс — нация — государство — этнос — человечество в целом. Однако здесь последовательность их соподчинения несколько иная, и они находятся в неоднозначно-линейных связях между собой, что порождает представление о господстве случайности и хаотичности в обществе. Но внимательный анализ обнаруживает наличие в нем Алексеев П.В., Панин A.B. Философия МС. фундаментальной структурности — главных сфер общественной жизни, каковыми являются материально-производственная, социальная, политическая и духовные сферы, имеющие свои законы и свои структуры» 29 Таким образом, материальный мир (ограниченный доступными на сегодняшний день пространственно-временными масштабами) включает в себя в качестве подсистем и живую природу, и социум, которые начинаются на иных пространственно-временных масштабах и приобретают специфические свойства относительно предшествующих уровней. Все это вместе является единой системой с различными структурными уровнями. Следовательно, познание этих структурных уровней осуществляется как познание соответствующих закономерностей, которые неисчерпаемы как внутри каждого уровня, таки в целом (структурная неисчерпаемость, но ограничены нашими научно- техническими возможностями. Типология реальных природных систем может осуществляться и по характеру связи между элементами. В этом случае выделяются следующие виды систем. Суммативные — это системы, Суммативные — это системы, в которых элементы достаточно автономны по отношению друг к другу, а связь между ними носит случайный, преходящий характер. Иначе говоря, свойство системности здесь, безусловно, имеется, но выражено очень слабо и не оказывает существенного влияния на данный объект. Свойства такой системы почти равны сумме свойств ее элементов. Это такие неорганизованные совокупности, как, например, горсть земли, корзина яблоки т. д. В тоже время при некоторых условиях связь этих суммативных систем может укрепляться, и они способны перейти на иной уровень системной организации. Целостные системы Целостные системы — характеризуются тем, что здесь внутренние связи элементов дают такое системное качество, которого не существует ни у одного из входящих в систему элементов. Собственно говоря Там же Существуют и иные возможности типологии, например, по формам движения материи или по характеру внутренней детерминации. Существуют идеальные системы и т. д. См. подробно Там же С. принцип системности применяется именно к целостным системам. Среди целостных систем по характеру взаимодействия в них элементов можно выделить следующие. Неорганические системы Неорганические системы атомы, молекулы, Солнечная система, в которых могут быть разные Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 169 варианты соотношения части и целого и взаимодействие элементов в которых осуществляется под воздействием внешних сил. Одни элементы такой системы могут как бы терять ряд свойств вне системы, а другие, наоборот, могут выступать как самостоятельные. Целостность таких систем определяется законом сохранения энергии. Система является тем более устойчивой, чем больше усилий надо приложить для растаскивания ее на отдельные элементы. В некоторых случаях, когда речь идет об элементарных системах, энергия такого растаскивания (распада) может быть сопоставима с энергией самих частиц. Внутри неорганических систем, в свою очередь, можно выделить системы функциональные и нефункциональные. Функциональная система основана на принципе сосуществования относительно самостоятельных частей. К данному типу систем можно отнести различного рода машины, в которых, с одной стороны, изъятие или поломка одной из частей может привести к сбою всей системы в целом. Ас другой, относительная автономность частей позволяет улучшать функционирование системы за счет замены отдельных частей, блоков или путем введения новых программ. Это создает возможности настолько высокой степени заменяемости частей системы, что является условием повышения степени надежности и оптимизации ее работы, а на определенном уровне может привести к изменению качественного состояния системы. Последнее характерно для компьютерной техники, функционирование которой можно улучшать без остановки работы всей системы в целом. Органические системы Органические системы характеризуются большей активностью целого по отношению к частям. Такие системы способны к саморазвитию и самовоспроизведению, а некоторые и к самостоятельному существованию. Высокоорганизованные среди них могут создавать свои подсистемы, которых не было в природе. 432 Части таких систем существуют только внутри целого, а без него перестают функционировать. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что принцип системности означает такой подход к исследованию объекта, когда последний рассматривается в качестве целостной системы, когда он исследуется через выделение элементов и взаимосвязей между ними, когда каждый исследуемый объект рассматривается в качестве элемента более общих систем, при этом выделяются системы причинных связей и следствий, и любое явление рассматривается как следствие системы причина исследование элементов происходит с позиции выявления их места и функций в системе. Поскольку один и тот же элемент обладает множеством свойств, то он может функционировать в разных системах. При исследовании высокоорганизованных систем необходимо понимать, что содержательно система богаче любого элемента, поэтому только причинного объяснения недостаточно. Пространственно-временные уровни бытия Пространство и время всегда интересовали людей. Данные феномены были близки человеку, он жил в них, но одновременно они выступали для него некой внешней силою, перед которой он не мог устоять или полностью освоить. Человек, с одной стороны, был очень хорошо знаком с пространством и временем, ас другой, их понимание всегда оставалось одной из сложнейших проблем вплоть до наших дней. Не всегда представления о пространстве и времени так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о тома не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры. Поэтому для понимания пространства и времени как важнейших феноменов человеческой культуры нам необходимо вспомнить и проанализировать те представления о них, которые существовали в ее истории. 433 Пространство всегда выступало одной из важнейших характеристик представления человека о мире, космосе, бытии в целом. Человек всегда жили живет в неком пространстве, осознавая свою зависимость от таких его характеристик, как размеры, границы, объемы. Он измеряет эти размеры, преодолевает границы, заполняет объемы, те. сосуществует с пространством. Изначально, на ранних стадиях описания мира пространство противостоит хаосу или пустоте, в которых порядок отсутствует. Пространство заполнено вещами и предметами, одухотворенно и разнородно. Оно — некая причина, из которой далее возникают другие свойства бытия. Поэтому, если сравнить различные мифы творения, то везде мы видим процесс постепенного преобразования хаоса в пространство, как нечто оформленное. Пространство вытесняет хаос, посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т. д. Пространство — это особым образом организованная совокупность объектов. Для архаичных представлений о пространстве характерно свойство развертывания, растекания, распространения пространства по отношению к особому мировому центру как некой точке, из которой совершается или некогда совершилось это развертывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота. Такое значение сохраняется ив современном языке, в частности в русском, где пространство ассоциируется с понятиями, обозначающими расширение, открытость. Пространство состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 170 пространства изначально основано на двух противоположных операциях — анализе (членении) и синтезе соединении. В мифологическом сознании это реализуется в виде особых принципов. Так, например, в годовом ритуале расчленения жертвы (образ старого мира) и затем собирания в единое целое ее отдельных частей на стыке старого и нового года, что характерно для 31 Топоров В.В. Пространство // Мифы народов мира Т. 2.— МС. многих культур (и составляет в снятом виде предмет также и сегодняшнего новогоднего стола, фиксируется распадение этого старого мира (пространственно-временного континуума) и переход к новому 32 В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность значения места, в котором может оказаться человек. Центр пространства — это место особой сакральной ценности. Внутри географического пространства оно ритуально обозначается ритуальными знаками, например, храмом или крестом. Периферия пространства — это зона опасности, которую в сказках и мифах, отражающих указанное понимание, должен преодолеть герой. Иногда это даже место вне пространства (в неком хаосе, что фиксируется в выражениях типа иди туда, не знаю куда. Победа над этим местом и злыми силами обозначает факт освоения пространства человеком, те. приобщение его космизированному и организованному культурному пространству» 33 Наконец, важнейшим свойством в ранних представлениях о пространстве выступает то, что оно не отделено от времени, образуя особое единство, обозначаемое как «хронотоп». Таким образом, пространство трактовалось человеком не только как некая физическая характеристика бытия, а представляло собой своеобразное космическое место, в котором развертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, персонифицированных добрых или злых сил природы, людей, животных и растений. Это было вместилище всех предметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом упорядочена и подчинена закономерностям. Вот откуда позже появляется шекспировский образ трактовки мира как театра, на сцене которого разыгрывается трагедия, внутри которой люди выступают как актеры. От времени человек ощущал в древности еще большую зависимость, т. к. с ним было связано понимание смерти как остановки индивидуального времени. Че- 32 См Топоров В.В. Пространство // Мифы народов мира Т. 2.— МС Там же. 435 ловек жил во времени и боялся его. В древнегреческой мифологии Крон, один из сыновей-титанов Урана, по наущению матери, мстившей за сброшенных в Тартар сыновей-киклопов, восстает против отца и оскопляет его серпом. Последнее дает возможность позже трактовать имя Крон как Chronos — отец- время сего неумолимым серпом. Этот образ неумолимости серпа времени как всепожирающей силы, перед которой ничто не может устоять, прочно входит в человеческую культуру. Крон получает власть над Землей, зная, однако, по предсказаниям, что его должен свергнуть один из сыновей. Тогда он пожирает всех сыновей, но одного из них — Зевса, удается спрятать. Зевс в конце концов побеждает Крона, и эта победа имела столь огромное значение, что трактуется как начало нового времени, времени царствования олимпийцев. Таким образом, время в архаическом мифологическом сознании, это прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира. Это придает времени особый сакральный характер со своим внутренним смыслом и значением, которое требует особой расшифровки. Позже указанные «первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления о начале мира, или начальной эпохе, где время может конкретизироваться противоположным образом либо как золотой век, либо как изначальный хаос. Мифическое время обладает свойством линейности, но эта модель постепенно перерастает в другую — циклическую модель времени. Данное свойство цикличности (повторяемости) времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в различного рода чередовании календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени. Таким образом, подводя некоторые итоги ранним мифологическим представлениям, можно сделать вывод о том, что пространство и время выступали важ- 34 Грейвс Р. Мифы Древней Греции МС См Мелетинский ЕМ. Время мифическое // Мифы народов мира Т. 1.— МС Там же С. 253. 436 нейшими компонентами построения человеком картины мира и что они являются необходимыми компонентами мировоззренческой картины бытия. Понимание единства пространства и времени определяло их место в понимании устройства Космоса, который состоял из особого рода пространственных и временных сакральных точек как неких одухотворенных центров мира. Изначальный хаос упорядочивается посредством пространственно-временных отношений, которые определяют причинные схемы развития. Не случайно, понятия пространства и времени всегда были в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общего представления о мире, те. построения онтологической Янко Слава Библиотека Fort/Da ) || Философия Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.— е изд, перераб. и доп М Академический Проект Трикста, 2004.— 688 с ( «Gaudeamus» ). 171 системы. Назаре христианства Аврелий Августин (354 — 430 гг.), который посвятил исследованию времени много работ, отвечая на вопрос, что же такое время, заявлял Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик» 37 Указанные сложности в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер, который не может быть сведен лишь к их физическим интерпретациям. Поэтому философское понимание пространства и времени, с одной стороны, всегда сопряжено с развитием науки не только физики, ас другой стороны, в рамках общего онтологического и гносеологического подхода базируется на их представлении о мире. В философии и науке существовали самые разнообразные интерпретации данных структур бытия, поэтому мы выделим здесь лишь наиболее узловые моменты 38 |