Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Права, обеспечивающие индивидуализацию личности

  • Часть V . Международно-правовое измерение

  • Антропология права. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М. К 86 Издательство норма (Издательская группа норма инфра М), 2002. 480 с. Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов. М. К 86 Издательство норма (Издательская группа норма инфра М), 2002. 480 с. Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо
    АнкорАнтропология права
    Дата20.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКовлер А.И. Антропология права.doc
    ТипУчебник
    #605787
    страница29 из 37
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   37
    § 3. Преодоление "классового права"

    С принятия российского варианта Декларации прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением Вер­ховного Совета РСФСР 22 ноября 1991 г.)2 и внесения много­численных поправок к Конституции 1978 г. начался отсчет новой эпохи в развитии правового статуса личности в пост­советской России. Собственно, уже в Декларации о государ­ственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. заявлялся курс на создание демократического правового государства, а про­возглашение государственного суверенитета РСФСР объяс­нялось "высшей целью" - "обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное разви­тие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государствен­ных и национально-культурных формах" (ст. 4 Декларации).

    Первые годы ушли на преодоление сопротивления ново­му юридическому (т. е. антиэтатистскому) правопониманию и утверждению "персоноцентристского" выбора правовых ори­ентиров. Свидетельством этого для истории остались много­численные конституционные компромиссы в виде 200 по-

    1 Как знать, возможно будущие исследователи посвятят свои работы и проблеме "многоукладное'™" правосознания советского человека, не зря же П. И. Новгородцев предрекал: "То, что традиционному западно­му взгляду кажется искажением понятий, есть в действительности дух новой жизни, который начинает давать о себе знать в истории. Время от времени понятия должны переворачиваться, чтобы могла начаться новая жизнь" (Новгородцев П. И. О своеобразных элементах русской философии права // Новгородцев П. И. Сочинения. М., 1995. С. 387). ; Полный текст см.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865, либо: Конституцион­ное право России: Сборник конституционно-правовых актов. Т. 1. М., 1998. С. 387—392.

    358 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    правок к действовавшей Конституции 1978 г., "войны" ука­зов Президента с постановлениями Верховного Совета (позд­нее к этой "войне" подключился и Конституционный Суд). Тем не менее уже в 1991—1993 гг. удалось провести ряд за­конопроектов, существенно расширивших личные, особен­но гражданские, права:

    • Закон "О реабилитации жертв политических репрес­
      сий" (18 октября 1991 г.) (здесь и далее — дата первоначаль­
      ного утверждения закона без последующих изменений и до­
      полнений);

    • Закон "О языках народов РСФСР" (25 октября 1991 г.);

    • Закон "О гражданстве Российской Федерации" (28 но­
      ября 1991 г.);

    • Закон "О безопасности" (15 марта 1992 г.);

    • Закон "О беженцах" (19 февраля 1993 г.);

    • Закон "О вынужденных переселенцах" (19 февраля
      1993 г.);

    • Закон "Об обжаловании в суд действий и решений,
      нарушающих права и свободы граждан" (25 февраля 1993 г.);

    - Закон "О праве граждан Российской Федерации на
    свободу передвижения, выбор места пребывания и житель­
    ства в пределах Российской Федерации" (25 июня 1993 г.);

    — Закон "О государственной тайне" (21 июля 1993 г.).

    Эти законы высоко подняли планку правозащитного нор­мотворчества, определили основные вехи в продвижении к новой Конституции, работа над которой шла все лето и нача­ло осени 1993 г. на Конституционном Совещании в сложной политической ситуации противостояния законодательной и исполнительной властей, приведшего сначала к известному Указу Президента от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтап­ной конституционной реформе в Российской Федерации" ("Безопасность России и ее народов - - более высокая цен­ность, нежели формальное следование противоречивым нор­мам, созданным законодательной ветвью власти"), а затем к трагическим вооруженным столкновениям октября 1993 г. Могу засвидетельствовать как участник Конституционного Сове­щания: в этой ситуации работа над "правозащитной" частью Конституции была как бы дана "на откуп" сторонникам либе-


    359
    Глава 9. Человек в системе российского права

    рально-демократического проекта, в то время как над "инсти­туциональной" частью трудились адепты сильной президент­ской власти. Это обусловило известное противоречие между демократическим и авторитарным элементами в российской Кон­ституции, на которое мы уже обращали внимание1.

    Существуют различные оценки вклада Конституции 1993 г. в создание новой концепции прав и свобод человека и гражда­нина в современной России даже со стороны правоведов, ка­залось бы, исповедующих одну — антипозитивистскую, ли-бертарную — правовую идеологию. Так, В. С. Нерсесянц, под­водя итог поискам нового типа правопонимания в постсоветское время, признает: "Новый правовой подход (и, можно сказать, новое юридическое мировоззрение, новая правовая идеоло­гия), присущий Конституции 1993 г., опирается на историчес­ки апробированное положение о правах и свободах человека и гражданина как основной показатель признания и соблюде­ния права и справедливости в общественной и государствен­ной жизни людей. Такое человекоцентристское правопони-мание можно охарактеризовать как определенный вид (на­правление) юридического правопонимания — как своеобразный естественноправовой вариант в рамках общей концепции раз­личения и соотношения права и закона"2. Иного мнения Н. В. Варламова, высказывающая в своем глубоком по мыс­лям очерке постсоциалистического права более скептические оценки: "Идеология естественных и неотчуждаемых прав че­ловека, свобода и формальное равенство субъектов как базо­вые принципы правового регулирования, презумпция связан­ности государства правом порождены не российской социаль­ной практикой. Более того, они до сих пор должным образом не восприняты массовым и профессиональным правосознани­ем. Рискну утверждать, что принципы современного консти­туционализма оказались в Конституции 1993 г. "случайно", ста­раниями ученых и под влиянием всеобщей демократической эйфории. Но западные концепции и модели плохо прижива-

    1 См.: Ковлер А. И. Конституционные основы новой российской государ­
    ственности // Становление новой российской государственности: Ре­
    альность и перспективы. М., 1996. С. 23—34.

    2 Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. М., 2000. С. 188.

    360 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    ются на российской почве"1. Никто не оспаривает универсаль­ного (т. е. не российского) происхождения идеологии прав че­ловека, хотя в теорию прав второго и третьего поколений мы внесли свой вклад. А вот относительно "западных" концепций и моделей можно поспорить. Думается, в Конституции возоб­ладала модель здравого смысла, которую наша страна и ее граждане наконец заслужили.

    На одном из семинаров по правовому статусу личности в современной России со студентами Академического правово­го университета мы провели своеобразную инвентаризацию тех положений Конституции 1993 г., которые имели своей целью преодоление практики нарушений прав человека в со­ветскую эпоху. (Кстати, проведение такого анализа с фран­цузскими и итальянскими студентами оказалось практически невозможным: им непонятен "тайный код" многих наших кон­ституционных норм.) Составился впечатляющий каталог.

    Тезис: Подчиненность личности Государству. Государ­ство — источник норм, регулирующих статус гражданина.

    Антитезис: Статья 2 Конституции 1993 г.:

    "Человек, его права и свободы являются высшей ценно-съю. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".

    Тезис: КПСС — ядро советской политической системы, руководящая роль КПСС закреплена в ст. 6 Конституции СССР.

    Антитезис: Статья 3, часть 4 Конституции 1993 г.:

    "4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полно­мочий преследуются по федеральному закону".

    Тезис: Граждане, порочащие социалистический строй, лишались советского гражданства (Ростропович, Вишневская, Солженицын, Любимов и многие другие). Выход из граждан­ства — предательство.

    Антитезис: Статья 6, часть 3 Конституции 1993 г.:

    "3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его".

    1 Варламова Н. В. Постсоциалистическое общество, право и государ­ство в России // Проблемы общей теории права и государства. М., 1999. С. 719—720.


    361
    Глава 9. Человек в системе российского права

    Тезис: В социалистическом обществе существуют толь­ко общенародная и коллективная (колхозная) собственность. Частная собственность недопустима.

    Антитезис: Статья 8, часть 2 Конституции 1993 г.: "2. В Российской Федерации признаются и защищают­ся равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности".

    Статья 35, части 1—2 Конституции 1993 г.: "1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолич­но, так и совместно с другими лицами".

    Тезис: И Конституция СССР, и партийные документы провозглашали идейное единство советского народа, марк­сизм-ленинизм был официальной идеологией государства, никакой многопартийности не допускалось.

    Антитезис: Статья 13, части 1—3 Конституции 1993 г.: " 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

    1. Никакая идеология не может устанавливаться в ка­
      честве государственной или обязательной.

    2. В Российской Федерации признаются политическое
      многообразие, многопартийность".

    Тезис: Нередко ограничения прав граждан оформлялись закрытыми Положениями и Инструкциями ЦК КПСС, Сов­мина, КГБ, МВД и т. д.

    Антитезис: Статья 15, часть 3 Конституции 1993 г.:

    "3. ...Неопубликованные законы не применяются. Лю­бые нормативные правовые акты, затрагивающие права, сво­боды и обязанности человека и гражданина, не могут при­меняться, если они не опубликованы официально для всеоб­щего сведения".

    Тезис: Любые попытки обязать советское государство выполнять взятые на себя международные обязательства в области прав человека воспринимались как "вмешательство во внутренние дела суверенного государства" (Советский Союз ратифицировал Факультативный протокол Международного пакта о гражданских и политических правах только в октяб-

    362 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    ре 1991 г.). Любая жалоба за рубеж — антипатриотический акт, сравнимый с предательством.

    Антитезис: Статья 15, часть 4 Конституции 1993 г.:

    "4. Общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора".

    Статья 45, часть 2 Конституции 1993 г.:

    "2. Каждый вправе защищать свои права и свободы все­ми способами, не запрещенными законом".

    Статья 46, часть 3 Конституции 1993 г.:

    "3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосу­дарственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты".

    Тезис: Советская правовая доктрина признавала только обретенные (октроированные) права гражданина. Концепция естественных прав допускалась применительно к буржуаз­ной правовой идеологии.

    Антитезис: Статья 17, часть 2 Конституции 1993 г.:

    "2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения".

    Тезис: Следственными органами, и не только ими, при­менялись (и, увы, нередко применяются и сейчас) недозво­ленные методы дознания, к задержанным и заключенным применялись (применяются) жестокие меры обращения. В 40— 50-е годы над военнослужащими проводились эксперименты по воздействию на человека последствий атомных взрывов.

    Антитезис: Статья 21, часть 2 Конституции 1993 г.:

    "2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое досто­инство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, науч­ным или иным опытам".

    Тезис: Органы госбезопасности и внутренних дел, партий­ные комитеты широко практиковали сбор информации о


    363
    Глава 9. Человек в системе российского права

    частной жизни граждан, включая такие способы, как вскры­тие корреспонденции, "прослушки" и т. п.

    Антитезис: Статья 23, части 1—2 Конституции 1993 г.: "1. Каждый имеет право на неприкосновенность част­ной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

    2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефон­ных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообще­ний. Ограничение этого права допускается только на ос­новании судебного решения".

    Статья 24, части 1—2 Конституции 1993 г.: "1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не до­пускаются.

    2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и ма­териалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

    Тезис: При поступлении на учебу, на работу среди про­чих сведений необходимо было указывать национальность (печально известный "пятый пункт"). В свидетельство о рож­дении и в паспорт гражданина вносилась запись о его нацио­нальности.

    Антитезис: Статья 26, часть 1 Конституции 1993 г.: " 1. Каждый вправе определять и указывать свою нацио­нальную принадлежность. Никто не может быть принуж­ден к определению и указанию своей национальной принад­лежности".

    Тезис: Свобода передвижения человека — элементар­ное право. Однако в СССР существовали огромные "закры­тые зоны" и города, на посещение которых требовалось осо­бое разрешение. Поездки за рубеж строго лимитировались. Миллионы граждан входили в разряд "невыездных" .

    Антитезис: Статья 27, части 1—2 Конституции 1993 г.: "1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигать­ся, выбирать место пребывания и жительства.

    364 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    2. Каждый может свободно выезжать за пределы Рос­сийской Федерации. Гражданин Российской Федерации име­ет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Фе­дерацию".

    Тезис: Некоторые особенно "зловредные" диссиденты высылались из страны (Солженицын, Буковский, Щаранский).

    Антитезис: Статья 61, часть 1 Конституции 1993 г.:

    "1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан друго­му государству".

    Тезис: Начиная со знаменитых "московских процессов" 30-х гг. в обиход общественной жизни вошли "покаяния" с отказом от прежних взглядов. Впоследствии "покаянный син­дром" распространился на творческие союзы, на партийные органы, на трудовые коллективы.

    Антитезис: Статья 29, части 1, 3 Конституции 1993 г.:

    "1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

    3. Никто не может быть принужден к выражению сво­их мнений и убеждений или отказу от них".

    Тезис: Любая предназначенная для печати информация обязательно проходила "литование", т. е. цензуру. Существо­вали огромные закрытые списки сведений, составляющих государственную и служебную тайну. Распространение "враж­дебной" литературы и "самиздата" карались законом (знаме­нитая ст. igf^YK).

    Антитезис: Статья 29, части 4, 5 Конституции 1993 г.:

    "4. Каждый имеет право свободно искать, получать, пе­редавать, производить и распространять информацию лю­бым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

    5. Гарантируется свобода массовой информации. Цен­зура запрещается".

    Тезис: Участие в молодежных организациях (октябрят-ских, пионерских, комсомольских) было практически обяза­тельным. Поголовным было членство в Красном Кресте, ДОСААФе. Больничный лист выписывался только членам профсоюза (отсюда 100-процентный охват профсоюзами всех работающих).


    365
    Глава 9. Человек в системе российского права

    Антитезис: Статья 30, часть 2 Конституции 1993 г.:

    "2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем".

    Тезис: И в мирное, и в военное время широко использо­вался принудительный труд. Поездки на уборку урожая (еже­годная "битва за урожай") и на овощную базу тоже были своеобразной трудовой повинностью.

    Антитезис: Статья 37, части 1, 2 Конституции 1993 г.:

    "1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распо­ряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

    2. Принудительный труд запрещен".

    Тезис: Любая информация о природных катаклизмах и катастрофах строго дозировалась. Вопиющим примером "ма­нии засекречивания" было "удержание" информации о Чер­нобыльской катастрофе.

    Антитезис: Статья 41, часть 3 Конституции 1993 г.:

    "3. Сокрытие должностными лицами фактов и обсто­ятельств, создающих угрозу для -жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с феде­ральным законом".

    Можно было бы и дальше продолжать эту увлекатель­ную экскурсию из прошлого в настоящее. Но и того, что было сделано, оказалось достаточным, чтобы один студент с радостным изумлением воскликнул: "Ребята, из какого же дерьма нас вытащили!" Лучше не скажешь. Комментарии, как говорят, излишни.

    Меньше всего хотелось бы представить несомненный про­гресс в области правового статуса личности в постсоветской России как некое триумфальное шествие демократии и прав человека. И дело не только в противостоянии "социалисти­ческой" и "либеральной" тенденций в правовой сфере по прин­ципу "кто кого", но и в объективных трудностях преодоле­ния "классового права" как в правосознании должностных лиц, призванных обеспечивать неукоснительное соблюдение прав человека и гражданина, так и в правосознании милли­онов граждан, оказавшихся психологически неготовыми к "свалившимся" на них правам и свободам.

    366 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    Действительно, права и свободы человека не стали ре­альной высшей ценностью. По некоторым показателям, преж­де всего по степени социальной защищенности своих граж­дан, страна оказалась отброшенной на много лет назад. Про­изошла стремительная люмпенизация общества, когда миллионы ценных специалистов, некогда "прикормленные" го­сударством, "не вписались" в рыночную экономику и испыта­ли стремительный "социальный спуск" без каких-либо соци­альных гарантий со стороны государства. Десятилетиями со­ветское государство развращало своих граждан имитацией социальной заботы о них (сейчас-то уже доказано, что на оплату труда и пособия шла ничтожная доля от стоимости произведенной продукции или экономического эффекта науч­но-технических открытий), нынешнее демократическое "со­циальное" государство месяцами задерживало зарплату сво­им "бюджетникам" и пенсию старикам — о каком гуманизме можно говорить без горькой иронии? Эти и другие негатив­ные факторы, несомненно, усилили тенденции отчуждения личности от государства, отчуждения, которое не устранить одними лишь конституционными нормами и декларациями1.

    Материальная задавленность миллионов людей, озабо­ченность их единственной проблемой — проблемой выжива­ния, отсутствие традиций цивилизованных форм граждан­ского протеста подорвали и без того слабенькие позиции гражданского общества, способного структурировать право­защитные чаяния граждан. Ассоциативный и партийный бум 1989—1992 гг. как-то сошел на нет, осталась какая-то урод­ливая имитация многопартийности в виде столичной полити­ческой тусовки, никак не озабоченной защитой прав граж­дан. Энергия правозащитных организаций нередко уходит на борьбу за гранты и проведение семинаров.

    Не снята острота проблемы создания более эффектив­ных правовых механизмов защиты прав и свобод граждан, прежде всего судебной защиты, ведь Конституция особо

    1 См.: Гулиев В. Е., Колесников А. В. Отчужденное государство. М., 1998, особенно раздел: "Посттоталитарная государственность: лики алиена­ции". См. также: Гулиев В. Е. Протодемократическая государственность: Аксеологическия феноменология отчуждения // Право и политика. 2001. №5.


    367
    Глава 9. Человек в системе российского права

    подчеркнула (и это тоже правовая новелла), что права и свободы человека являются непосредственно действующими (ст. 18) и судебно защищенными (ст. 46). Можно только со­гласиться с мнением академика Б. Н. Топорнина: "Судебная власть для того и утверждается, чтобы служить людям, удов­летворять их потребности в правосудии. Тем тяжелее сегод­ня воспринимать провалы в реализации именно этого прин­ципа. На практике граждане не в состоянии полностью реа­лизовать конституционное право свободного доступа к правосудию"1. И дело не в перегруженности судов (пробле­ма — общая для многих стран), а в способности судов не только карать за совершенные правонарушения, но и вос­станавливать нарушенное право гражданина. А это уже ста­вит проблему приоритетов, каковыми должны быть права и свободы человека как определяющий принцип взаимоотно­шений личности и государства2. Хочется надеяться, что даль­нейшее усовершенствование нашей судебной системы при­ведет нас к созданию специализированных судебных органов (имеются в виду прежде всего административная и мировая юстиция), основной формой деятельности которых станет защита прав и свобод граждан.

    Несмотря на очевидную правозащитную эффективность института Уполномоченного по правам человека в Россий­ской Федерации и ее субъектах (так, только в 1998—2000 гг. Уполномоченному поступило свыше 40 тыс. индивидуальных и коллективных жалоб и обращений граждан о нарушениях их прав и свобод)3, ему еще не приданы властно-распоряди­тельные полномочия зарубежных омбудсменов. Помимо пра-

    1 Топорник Б. Н. Развитие судебной власти в России: Общие подходы
    // Судебная реформа: Проблемы и перспективы. М., 2001. С. 35. См.
    также: Михайловская И. Б. Судебная реформа: Стимулы и преграды.
    С. 75—86.

    2 См.: Стецовский Ю. И. Судебная власть. М., 1999. С. 119—120. См.
    также: Судебный контроль и права человека / Под ред. В. М. Савицко­
    го.
    М., 1996; Хаманева Н. Ю. Судебный контроль за реализацией прав
    граждан в сфере исполнительной власти. М., 1999.

    :| Становление и развитие института Уполномоченного по правам че­ловека в Российской Федерации и ее субъектах. М., 2000. С. 3; Хамане­ва Н. Ю. Уполномоченный по правам человека — защитник прав граж­дан. М., 1998.

    368 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    ва обращаться в компетентные государственные органы, суд, прокуратуру с ходатайством о принятии мер по устранению конкретных правонарушений, Уполномоченный по правам че­ловека в Российской Федерации в соответствии с Федераль­ным конституционным законом "Об Уполномоченном по пра­вам человека в Российской Федерации" (ст. 31) имеет право лишь на "замечания и предложения общего характера, от­носящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совер­шенствованию административных процедур". Между тем Уполномоченным подготовлен ряд специальных докладов с конкретными рекомендациями: "О соблюдении прав граж­дан, страдающих психическими расстройствами" (16 июля 1999 г.), "О нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними от­ношений подчиненности" (17 июня 2000 г.), "О нарушениях прав граждан сотрудниками Министерства внутренних дел РФ и уголовно-исполнительной системы Министерства юс­тиции РФ" (3 октября 2000 г.). Нетрудно представить себе, какие практические последствия имели бы эти выводы и рекомендации, будь у Уполномоченного больше распоря­дительных полномочий.

    Осуществлению предписаний нашей замечательной (в ее правозащитной части) Конституции и наших в целом неплохих законов препятствуют и факторы субъективного свойства. Прежде всего это очевидная де- и аморализация государ­ства и общества, грозящая их криминальным перерождени­ем (и мысли В. Е. Гулиева о государстве как главном источ­нике криминогенности в обществе, увы, отнюдь не преуве­личение). Уродливая, торопливая "приватизация" означала на деле торжество "права захвата" как инструмента соци­ального регулирования и контроля. Это "право захвата" ра­зожгло десятилетиями подавляемые собственнические ин­стинкты и универсальный эгоизм - - индивидуальный, кор­поративный, региональный, отраслевой как оправдание выживания в трудное время. На его фоне апелляция к спра­ведливости, правовому равенству, учету прав других выгля­дит смехотворным правовым идиотизмом: антиправовое со­знание и соответствующее поведение грозят вымыванию


    369
    Глава 9. Человек в системе российского права

    последних ' традиционных ценностей права и человечности. Правда, появляются первые признаки отрезвления от бес­предела вседозволенности и заманчивой перспективы быст­рого обогащения любой ценой.

    Отмечая гигантские трудности в формировании новой модели правового бытия человека в нашем постсоветском Отечестве, хотелось бы все же основательней разобраться, из чего складывается нынешний правовой статус личности. Не век же нам уныло констатировать нерешенные пробле­мы и противоречия... Надо, наконец, выделить основные "гнезда" правового статуса личности (без этого вся антропо­логия права сводится к наукообразной публицистике), чтобы определить, какие составляющие правового статуса лично­сти требуют специальной правовой проработки и защиты. Пока ограничимся замечаниями методологического характера.

    Надо отметить, в этом плане уже есть определенные теоретические разработки, облегчающие нам эту задачу1. Общим местом теории прав человека стало выявление соот­ношения таких понятий, как человек, гражданин, личность и их права. Напомним, что права человека — это общесоци­альная категория, чаще всего ассоциирующаяся с естествен­ными правами, в то время как права гражданина — это пра­ва, признанные государством и поставленные под его защи-

    1 Прежде всего отметим специальное учебное пособие: Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997; см. также: Ава-къян С. А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994; Бережное А. Г. Права личности: Некоторые вопросы теории. М., 1991; Бондарь Н. С., Зинченко С. А. Собственность, свобода и права человека. Ростов н/Д, 1995; Жуйков В. М. Права человека и власть закона. М., 1995; Козло­ва Е. И., Кутафий О. Е. Конституционное право России. .М., 1995; Кра-савчикова Л. О. Понятие и система личных имущественных прав граж­дан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. Ека­теринбург, 1994; Матусов Н. И. Правовая система и личность. Сара­тов, 1987; Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан: Понятия, осуществление, защита. М., 2001; Механизм защиты прав человека в России. М., 1996; Общая теория прав человека. М., 1996; Права человека: Учебник для вузов. М., 1999 (Гл. III. "Правовой статус человека и гражданина", гл. V. "Структура прав человека и граждани­на"); Социальное государство и защита прав человека. М., 1994; Сте-цовский Ю. И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М., 2000.

    370 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    ту1. По мнению Л. Д. Воеводина, термин "личность" объеди­няет оба эти обозначения, а само понятие "правовой статус личности" носит общеродовой, универсальный характер2. Обобщенно говоря, правовой статус личности — это сово­купность ее юридических прав и обязанностей, социальных возможностей, законодательно закрепленных государством. Правовой статус личности — зеркальное отражение ее, лич­ности, субъективных прав3.

    Для чего необходим нам этот краткий повтор элемен­тарных понятий теории прав человека? Для того, чтобы еще раз уяснить, что "права человека — это субъективные пра­ва, выражающие не потенциальные, а реальные возможно­сти индивида, закрепленные в конституциях и законах"4. Именно акцент на реальных, а не на иллюзорных, соци­альных возможностях личности должен делать юрист-антро­полог. Только такой подход избавит нас от юридического иде­ализма, принимающего норму закона не только за должное, но и за сущее. Кстати, такой подход дает как теоретические, так и практические результаты, выводя, например, на кон­цепцию неофициального толкования права, способного суще­ственно приблизить правовой массив к человеку5.

    Если взять в качестве объекта юридико-антропологичес-кого анализа субъективные права личности в узком (специ­альном) смысле, скажем, неимущественные права, закреп­ленные отдельными отраслями российского права, то мож-

    1 См.: Эбзвев Б. С. Конституция. Демократия: Права человека. М.; Чер­
    кесск, 1992. С. 118—120.

    2 См.: Воеводин Л. Д. Указ. соч. С. 53.

    3 "Субъективное право как юридическая категория означает выражен­
    ные в норме права и закрепленные в ней: а) свободу поведения инди­
    вида в границах, установленных нормой права; б) возможность для ин­
    дивида пользования определенным социальным благом; в) полномочия
    совершать определенные действия и требовать соответствующих дей­
    ствий от других лиц; г) возможность обратиться в суд для защиты на­
    рушенного права" (Общая теория прав человека. С. 35).

    4 Общая теория прав человека. С. 33—34.

    Г) В работе Л. В. Соцюро раскрываются как потенциал компетентного неофициального толкования, так и обыденного толкования, переводи­мого из сферы бытовой психологии в плоскость активной правовой по­зиции индивида (см.: Соцюро Л. В. Неофициальное толкование норм права. М., 2000).


    371
    Глава 9. Человек в системе российского права

    но прийти к практическим выводам о методах их защиты и путях совершенствования законодательства — а это уже конк­ретный вклад в совершенствование правового статуса лично­сти. Такую "инвентаризацию" проделала, например, М. Н. Ма-леигна, работа которой, указанная выше, имеет несомненную теоретическую и практическую ценность. Мы остановимся лишь на классификации личных неимущественных прав, имеющей, на наш взгляд, значение для разработки проблем юридичес­кой: антропологии. Классификация эта построена как на зако­нодательно-отраслевом, так и на видовом признаке и выде­ляет четыре группы.

    1. Права, обеспечивающие физическое и психическое
    благополучие (целостность) личности:


    право на жизнь;

    - право на здоровье;

    • право на физическую и психическую неприкосновен­
      ность;

    • право на благоприятную окружающую среду.

    2. Права, обеспечивающие индивидуализацию личности:

    • право на имя;

    • право на индивидуальный облик (вид) и голос;

    • право на честь, достоинство, деловую репутацию.

    3. Права, обеспечивающие автономию личности:

    • право на тайну частной жизни;

    • право на неприкосновенность частной жизни.

    4. Неимущественные права авторов результатов ин­
    теллектуальной деятельности и исполнителей:


    - право авторства;

    право на авторское имя и право исполнителя на имя;

    • право на обнародование;

    • право на неприкосновенность (сохранение целостнос­
      ти) произведения и исполнения1.

    Достоинством этой классификации, на наш взгляд, яв­ляется то, что содержащиеся в ней субъективные права пря­мо привязаны к соответствующим правовым актам, т. е. эта

    Подробнее см.: Малеина М. Н. Указ. соч. С. 21—22.

    372 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    классификация отражает реальные правоотношения. (В ра­боте исследуются как проблемы осуществления неимуще­ственных прав, так и средства их защиты.) Иными словами, каждому интересу человека указано и на правовое убежи­ще, и на способы согласования всех прав. Тем самым показа­ны пути достижения диалектического единства личной сво­боды и общественного правопорядка. Работы, подобные ра­боте М. Н. Малеиной, оказывают несомненное влияние на развитие антропологической ветви в правоведении, столь необходимой нашей юридической науке и практике.

    И последнее соображение. Наша правовая наука, так же как и педагогика, созрела для более серьезной постановки проблемы человека не только как высшей социальной цен­ности, но и как ценности социально-правовой1. Это необхо­димо, например, чтобы реалистично посмотреть на аксиому о неотчуждаемости естественных прав: является ли, напри­мер, ограничение этих прав в конкретных правоотношениях (уточним: именно ограничение, допустимое в каждом демо­кратическом обществе, а не изъятие) покушением на эти пра­ва? Переведем вопрос в практическую плоскость: если госу­дарство не в состоянии обеспечить реальными гарантиями те или иные права, не честнее ли не сеять у граждан иллю­зии, а указать на пределы использования декларируемых прав и свобод, а заодно и на цену их обеспечения?? В конце концов, составители Международного пакта об экономических, соци­альных и культурных правах, участником которого является и Россия, исходили из правового реализма, записывая в ст. 2, что государства-участники обязуются принимать меры по обеспечению признаваемых в Пакте прав "в максимальных пределах имеющихся ресурсов". Представляется, что чест­ный диалог государства и гражданина посредством права по­зволит смягчить проблему их взаимного отчуждения.

    1 Первые публикации в этом направлении: Петрухин И. Л. Человек как
    социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. № 10. С. 83—
    90; Чиркин В. Е. Общечеловеческие ценности, философия права и пози­
    тивное право // Право и политика. 2000. № 8. С. 4—14.

    2 См.: Познер Р. Цена обеспечения юридических прав // Конституцион­
    ное право: Восточноевропейское обозрение. 1995. № 3.


    373
    Глава 9. Человек в системе российского права

    Наш по необходимости краткий анализ современного состояния обеспечения прав человека в России хотелось бы завершить, воздав должное тем авторам, которые своими разработками приближают нас к пониманию специфики от­дельных прав и свобод1, механизмов их защиты2, дают воз­можность соотнести российские проблемы с международ­ным опытом их решения3.

    Подводя краткий итог, констатируем: похоже, что "клас­совое право" удалось преодолеть за сравнительно короткий период, хотя иногда кажется, что страна чуть-чуть не "пре­одолела" право вообще и что за гранью этого "чуть-чуть" маячит мрачная перспектива (не)правового беспредела. Кто-то начинает взывать к возврату сильного государства, спо­собного защитить человека от надвигающегося беспредела. Кто-то даже тоскует по сильной руке. Спору нет, сильное государство — при условии, что это правовое государство — лучший гарант соблюдения прав человека. Но государство не может бесконечно долго возвышаться над обществом без риска превращения человека в средство очередного "проек­та", вчера коммунистического, сегодня рыночного. Это тупи­ковый путь.

    Остается другой путь: личность, сильная сознанием сво­ей социально-правовой ценности и сильное государство, силь-

    1 См.: Петрухин И. Л. Личная жизнь: Пределы вмешательства. М., 1989;
    Он же. Личные тайны (человек и власть). М., 1998; Пчелинцев А. В. Пра­
    во не стрелять: Альтернативная гражданская служба. М., 1997; Права
    человека и межнациональные отношения. М., 1994; Черемных Г. Г. Сво­
    бода совести в Российской Федерации. М., 1996. По отдельным пробле­
    мам уже выпущены библиографические указатели. См.: Избиратель­
    ное право и избирательный процесс в Российской Федерации. 1993—
    1998. Опыт библиографического указателя. М., 1998.

    2 См.: Механизмы защиты прав человека в России. М., 1996; Прудников А. С.,
    Андриашин
    X. А. Административно-правовое обеспечение прав и свобод
    человека и гражданина: Учебник. М., 1998.

    1 См.: Защита прав человека в современном мире. М., 1993; Государ­ство, право и межнациональные отношения в странах западной демок­ратии. М., 1993; Матвеева Т. Д. Неправительственные организации в механизмах защиты прав человека. М., 1997.

    374 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    ное от того, что его граждане благополучны, а их права и свободы защищены средствами права и авторитета государ­ства. Правда, дело за малым — за осознанием личностью своей ценности1.

    Авторы уникального учебного пособия "Этика права", доценты Уральской государственной юридической академии В. И. Букреев и И. Н. Римская, исходя из оригинальной "субъектноцентристской концепции человека", .поднимают вопрос, способный, возможно, разрешить вечный диссонанс российского социума — диссонанс между "духовностью" и "нормативностью", а именно вопрос о нормативной прояв­ленности духовности человека. Они пишут: "В истории рус­ского общества можно найти немало примеров гармонии Со­циума и Индивида, обретаемой на короткое время за счет запаса прочности высших форм человеческого духа"2.

    Но надо торопиться: запас прочности человеческого духа в России еще не исчерпан, хотя и выбран основательно. На­правляя правовое развитие страны в русло нового гуманиз­ма, можно использовать этот последний шанс для того, что­бы право стало, наконец, служить человеку.

    1 На тему "новой" идеологии государства в России написано много. Отме­
    тим две публикации правового характера: Хабибулин А. Г., Рахимов Р. А.
    Государственная идеология: К вопросу о правомерности категории // Го­
    сударство и право. 1999. № 3; Василенко А. В. О проблеме формирования
    идеологии современного Российского государства // Право и политика.
    2001. № 2.

    2 Букреев В. И., Римская И. Н. Этика права. М., 2000. С. 231.

    Часть V. Международно-правовое измерение правового бытия человека

    Сразу оговоримся: данный раздел отнюдь не претендует на полноту охвата всех проблем международно-правового ста­туса личности (на эту тему написаны сотни монографий), а служит неким ориентиром для юриста-антрополога, не зани­мающегося специально проблемами международного права, но желающего, тем не менее, обозреть проблемы правового бытия человека во всем их многообразии.

    Принятие после Второй мировой войны большого мас­сива правовых актов по правам человека произвело настоя­щую революцию в правовом бытии человека, сделав его впер­вые в истории существом универсальным. Человеческая лич­ность больше не замкнута правовыми рамками государства. Человек разрывает цепи государства, как раньше он разры­вал цепи общины, рода, племени — его правовое бытие при­обретает мировое измерение. Права человека становятся гло­бальным мерилом права. Венская декларация Всемирной кон­ференции по правам человека (принята 25 июня 1993 г.) фиксирует эту закономерность в четких формулировках:

    "Все права человека универсальны, неделимы, взаимоза­висимы и взаимосвязаны. Международное сообщество долж­но относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различ­ных исторических, культурных и религиозных особеннос­тей необходимо иметь в виду, государства, независимо от политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы" (I, 5)1.

    1 Цит. по: Международные акты о правах человека: Сб. документов. С. 81.

    376


    377
    Часть V. Международно-правовой статус личности

    Более того, некоторые исследователи уже возвещают о пришествии Человека Интернационального: "Человек Интер­национальный — это новый тип людей, мыслящих вселен­скими категориями, не замыкающихся в рамках интересов своего села, страны, региона, обладающих тягой к взаимно­му объединению и единению"1. Наша задача пока скромнее: определить международно-правовые параметры обычного че­ловека.

    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   37


    написать администратору сайта