Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. Правовая традиция России: где человек

  • Новгородская

  • Антропология права. Ковлер А.И. Антропология права. Учебник для вузов. М. К 86 Издательство норма (Издательская группа норма инфра М), 2002. 480 с. Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов. М. К 86 Издательство норма (Издательская группа норма инфра М), 2002. 480 с. Учебник посвящен антропологии права (юридической антрополо
    АнкорАнтропология права
    Дата20.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКовлер А.И. Антропология права.doc
    ТипУчебник
    #605787
    страница25 из 37
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   37
    Глава 9. Человек в системе российского права

    Один из самых распространенных тезисов зарубежной (да и значительной части современной отечественной) исто­риографии российского (позднее — советского) права — это "слабость юридических традиций и чувства права в России"2.

    1 См. подробнее: Бойг^ова В. В. Служба защиты прав человека и гражда­
    нина. Мировой опыт. М., 1996; Хаманева Н. Ю. Уполномоченный по
    правам человека — защитник прав граждан. М., 1998; Хилъ-Роблес А.
    Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). Пер.
    с исп. М., 1997.

    2 Давид Р., Жоффрв-Спинози К. Основные правовые системы современ­
    ности. М., 1997. С. 118. Этот же тезис почти дословно воспроизводится
    А. X. Саидовым: "...неразвитость юридических традиций и российского
    населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм, в отрицание
    самой необходимости и ценности права" (Саидов А. X. Сравнительное
    правоведение. М., 2000. С. 361).

    316 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    Р. Давид, в свое время достаточно объективно и серьезно подошедший к проблематике социалистического права, так объясняет слабость юридических традиций в России: "Писа­ное русское право было чуждо народному сознанию. Оно представляло собой главным образом право административ­ное, не имеющее корней в частном праве. Та часть частного права, которую оно содержало, не интересовала огромное большинство населения. Это было "право городов", создан­ное для торговцев и буржуазии. Крестьянская масса продол­жала жить согласно своим обычаям; существенной для нее представлялась не индивидуальная собственность, а семей­ная (двор) или общинная (мир); правосудие для нее пред­ставлялось справедливостью в том виде, в каком оно вопло­щалось местным судом, состоявшим из судей-неюристов. <...> Единство русского народа основывалось не на праве"1. На­родным идеалом было, по Р. Давиду, общество, основанное на христианском милосердии и справедливости: "В этом пла­не марксистский идеал будущего общества нашел благодат­ную почву в моральных и религиозных чувствах русского народа"2. Не будем сейчас проводить параллелей с конфуци­анством, противопоставлявшим добродетель (ли) праву (фа), но такая параллель после прочтения Р. Давида напрашива­ется...

    Основным объектом анализа в данном разделе хотелось бы избрать социалистическое право, точнее его сердцевину и разновидность — советское право, как составную часть уникального и грандиозного по замыслу проекта создания новой цивилизации и "нового человека", причем осуществ­ление этого проекта в силу известных исторических обстоя­тельств происходило в буквальном смысле слова на живом человеческом материале -- эксперимент ставился на десят­ках и сотнях миллионов людей.

    Советское право нередко предстает как "осовременен­ная" (с помощью внедренной в него терминологии и понятий романо-германского права) разновидность суррогатного фео-


    317
    Глава 9. Человек в системе российского права

    дальнего права, якобы извечно присущего России1. К тому же это право подается исключительно как идеологизиро­ванное и огосударствленное право, в котором, естествен­но (?!), личности места не определено. Более того, многие западные коллеги свято убеждены, что лишь будучи осчаст­ливленной принятием в Совет Европы, Россия начала "дотя­гиваться" до европейских стандартов.

    Не поддаваясь позывам засевшего в сознании с совет­ских времен инстинкта "давать отпор клеветникам" (basic instinctмногих обществоведов советской эпохи), хотелось бы восстановить нить объективного анализа отечественных пра­вовых традиций, к которому мы, кажется, пришли на на­ших семинарах со студентами. В конце концов, кому как ни им самим следует разобраться с позиций антропологии права в человеческом измерении права собственной страны? (От­кровенно говоря, анализ post factumсоветского права кол­легами старшего поколения разочаровывает: либо это упор­ная апологетика "прекрасного замысла", испорченного не­радивыми исполнителями, либо ожесточенное испепеление идолов, которым они еще вчера убежденно поклонялись: прошло не так уж много времени после краха этого неви­данного по размаху эксперимента, поэтому чрезвычайно трудно быть до конца объективным по отношению к явле­нию, не столько составлявшему часть нашей повседневной жизни, сколько бывшему самой этой жизнью...) Словом, на­дежда - - на молодых, нам же остается поделиться с ними своими знаниями, сделать кое-какие подсказки.

    Социалистическое, советское, право, если представить его в виде некоего архитектурного сооружения, покоится на нескольких несущих конструкциях:

    • правовая традиция российского права, особенно его
      моральная (воспитательная) и искупительная (карательная)
      функции;

    • марксистско-ленинская идеология права как воли гос­
      подствующего класса, возведенной в закон, по отношению к
      которой статус личности имеет подчиненный характер;


    1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Указ. соч. С. 118—119.

    2 Там же. С. 119.

    1 См., например: Тилле А. А. Право абсурда: Социалистическое фео­дальное право. М., 1992.

    318 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    - понятийный аппарат и законодательная технология романо-германской правовой семьи, включая правовое офор­мление того, что сейчас получило универсальное название "прав человека".

    Антропологический анализ социалистического права как продукта определенного цивилизационного проекта требу­ет учета этих составляющих, без которого анализ будет од­нобоким.

    Обзор правовых традиций русского права будет по не­обходимости кратким: не повторять же нам курс истории отечественного права. К тому же нас будет интересовать прежде всего правовой статус личности.

    § 1. Правовая традиция России: где человек?

    Уже наиболее ранние письменные источники русского права — тексты договоров Руси с Византией 911, 944, 971 гг. содержат ссылки на некий "закон русский". Что подразуме­валось под этим загадочным понятием? Сравнение преамбу­лы и заключительной части списка договора 911 г. (в первом случае: "по вере и по закону нашему", во втором - - "по вере и по обычаям нашим") наводит на мысль о том, что понятия "закон" и "обычай" в данном тексте выступают как синонимы1. Ясно и то, что как "закон", так и "обычай" озна­чают реализацию божественной воли, отсюда их привязка к слову "вера".

    Правовой статус личности не обусловлен никакими со­циальными критериями, единственное различие, проводи­мое в Договоре, это различие между "христианами" и "рус­скими" (напомним, что договор заключался до христиани­зации Руси). Договор регулировал отношения русских и византийцев ввиду интенсивных торговых, военных, поли­тических связей Руси и Византии. В нем достаточно детально излагались нормы, касающиеся обязательств из причине­ния вреда, уголовных деяний, нормы наследственного пра-

    1 См.: Договоры Руси с Византией: Договор 911г. // Антология мировой правовой мысли. Т. IV. М., 2000. С. 21—24.


    319
    Глава 9. Человек в системе российского права

    ва. Вот, к примеру, как решались вопросы наследования иму­щества русских, находившихся на службе у византийцев (греков):

    "Если кто умрет (из них), не распорядившись своим имуществом, а своих (в Греции) у него не будет, то пусть возвратится имущество его на Русь ближайшим младшим родственникам. Если же сделает завещание, то пусть возьмет завещанное ему тот, кому написал умирающий наследовать ему имущество, и да наследует его".

    Итак, налицо наследование имущества по письменному завещанию — оставим открытым вопрос, идет ли речь о пря­мой рецепции через Византию норм римского наследственно­го права или о закреплении сложившегося на Руси обычая. Нам важнее отметить и зафиксировать развитость отдельных гражданско-правовых норм.

    Церковные уставы князей Владимира и Ярослава, более поздние княжеские уставы уже регулируют брачно-семей-ные отношения, эту первооснову правового бытия человека, а также юрисдикцию церковных органов и судов1. Правовое бытие русича получает, таким образом, определенное нор­мативное обрамление. Это уже не устный обычай, на кото­рый ссылается Р. Давид как на первооснову правового бытия крестьянской массы.

    "Закон русский" получает свое письменное оформление в виде "правд", причем сама этимология слова "правда" в этом контексте означает юридическую истину, в том же смыс­ле, в каком оно использовалось в так называемых "варвар­ских правдах" Западной Европы под термином "lex" ("Сали­ческая Правда" — "Lex Salica"). Нельзя не согласиться и с таким мнением: "Для отечественного правосознания свой­ственно еще и соединение в понятии "правда" юридических и нравственных характеристик, ибо "правда" не только "пра­во карать и миловать", но и высшая справедливость"2. Тако­ва "Русская Правда".

    1 См.: Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв. / Отв. ред. А. В. Че-
    репнин.
    М., 1976.

    2 Золотухина Н. М., Скрипилев Е. А. Предисловие // Антология миро­
    вой правовой мысли. Т. IV. С. 5.


    321
    320 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    Древнейшая известная нам редакция "Русской Правды" датируется не позднее 1054 г. В нее входили краткая правда (Правда Ярослава, ст. 1—18), Правда Ярославичей (ст. 19— 41), Покон вирный (ст. 42), Урок мостников (ст. 43). Простран­ная редакция "Русской Правды" Владимира Мономаха (ок. 1113г.) состояла из Суда Ярослава (ст. 1—51) и Устава Владимира Мономаха (ст. 53—121). Перед нами классический образец кодификации, источниками которой были нормы обычного права и княжеская судебная практика.

    Для нас же "Русская Правда" интересна тем, что явля­ет собой прежде всего кодекс частного права, все субъекты которого — физические лица, понятия юридического лица еще нет. Как кодекс частного права "Русская Правда" регла­ментирует отношения собственности, договоры купли-прода­жи, займа, кредитования, услужения, хранения, поручения. В этом плане очевидно влияние римского права в его визан­тийской интерпретации.

    Но "Русская Правда" это и кодекс уголовного права, основная категория которого — "обида", т. е. причинение ма­териального или морального ущерба, однако уголовное пра­вонарушение не отграничивается от гражданско-правового, поэтому "Русская Правда" предстает как комплексный, уни­версальный правовой кодекс "на все случаи жизни". Это впе­чатление усиливается при анализе процессуальных норм, содержащихся в Правде: так, состязательный судебный про­цесс включает в себя несколько стадий ("заклич" — "свод" -"гонение следа")1. Одним словом, правовое бытие русича рег­ламентируется уже в нескольких измерениях: гражданском, уголовном и процессуальном, обретая определенную цельность. И эта цельность основана на определенном понимании спра­ведливого: "обидчик" должен понести справедливое возмез­дие. Отметим особо: век спустя после договоров с Византией в "ярославовой" части "Русской Правды" еще отсутствуют следы четкой социальной дифференциации, за исключени-

    1 Из обширного перечня работ по "Русской Правде" выделим несколь­ко наиболее доступных: Тихомиров М. Н. Пособие для изучения "Рус­ской Правды". М., 1953; "Правда Русская" / Под ред. Б. Д. Грекова. Т. I—III. М.;Л, 1940—1963.

    Глава 9. Человек в системе российского права

    ем, пожалуй, ст. 11 и 16 о беглых "челядинах" и ст. 17: "Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот не выдаст его, то господин может удер­жать его у себя, но должен платить за него 12 гривен, а затем пусть потерпевший побьет холопа, где его заста­нет". Но уже в Правде Ярославичей появляются признаки такой дифференциации: за убийство княжеских дружинни­ков, смердов, рабов налагаются различные штрафы.

    Новгородская и особенно (как дошедшая до нас в пол­ном списке) Псковская судные грамоты XIV—XV вв. увели­чивают круг отношений, регулируемых нормами права, ус­танавливают порядок судопроизводства, определяют систе­му доказательств, перечисляют имеющие юридическую силу документы (грамоты, долговые расписки, купчие и т. п.). При­мечательно, что по Псковской судной грамоте 1467 г. зак­репляются имущественные права женщин:

    "Если у какой-либо женщины умрет муж, не оставив (письменного) завещания, а после него останется движимое и недвижимое имущество, то его жене (следует) пожизненно пользоваться этим имуществом, если только она вторично не выйдет замуж, если же она (вторично) выйдет замуж, то она теряет право (на пользование этим имуществом)..." (ст. 89).

    Впрочем, аналогичная норма действовала и в отноше­нии имущества жены, обретаемого вдовцом (ст. 88). Правда, "равенство" процессуальных возможностей мужчин и жен­щин обретает довольно странную форму в норме, касаю­щейся поединка (в буквальном смысле слова), в ходе кото­рого устанавливалась истина (для сравнения приведем две статьи).

    "117. Если кто-либо вырвет у другого клок бороды и это подтвердит свидетель, то последнему (следует) при­нести присягу и выйти на поединок (с оскорбителем); если свидетель одолеет (на поединке своего противника), то за повреждение бороды и за избиение (следует) присудить воз­награждение в размере двух рублей...

    119. В тяжбах между женщинами (следует) присуж­дать поединок, причем ни одна из них не может выстав­лять вместо себя наймита. (В оригинале: "А жонки з жон-

    322 Часть IV. Антропология позитивного (европейского) права

    кою присуждать поле, а наймиту от жонки не быти ни с одну сторону".)

    Пройдет "всего" 500 лет и советская женщина будет ук­ладывать шпалы под мудрым руководством прораба-мужчи­ны без всяких скидок на стутус "слабого пола"...

    Отметим и такую норму:

    "Если сын не будет содержать отца и мать до их смер­ти, уйдя из дома (родителей), то он не получает и части причитающейся ему из имущества родителей" (ст. 53).

    Сравним ее с ныне действующей Конституцией Россий­ской Федерации:

    "Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны за­ботиться о нетрудоспособных родителях" (ст. 38, ч. 3 Кон­ституции РФ).

    Действительно, это яркий пример исторических корней некоторых наших самобытных правовых традиций. (Отмечу в скобках: тестировал восприятие этой нормы на своих запад­ных студентах. Ответ чаще всего такой: а разве не государ­ство должно заботиться о своих стариках? Вот уж воисти­ну— "два мира, две системы"...)

    Еще одна "национальная изюминка":

    Если кто с кем подерется во Пскове, или в пригороде, или в волости на пиру, или с кем-либо еще и (подравшись) помирится с ним, не вызвав его с приставом в суд, то в этом случае можно штрафа не платить..." (ст. 80).

    Однако для нас Псковская судная грамота 1467 г. знаме­нательна и другой особенностью: впервые в русской право­вой традиции вводится понятие государственной измены ("пе-ревет"), приравненное к тягчайшему уголовному преступле­нию: Вора, обокравшего Кремль, конокрада, изменника и поджигателя в живых не оставлять (ст. 7). Тридцать лет спустя Судебник 1497 г. расширит понятие государственного преступления, введя в него такие составы, как "крамола", "святотатство", "поджог города с целью предать его врагу", "передача секретных сведений врагу".

    Гражданские правоотношения представлены в Псковской судной грамоте особенно обстоятельно: в ней закреплены фор­мы договоров, вытекающие из обязательств купли-продажи


    323
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   37


    написать администратору сайта