Главная страница
Навигация по странице:

  • § 4. Кризис современного правосознания

  • Проблемы общей теории права и государства_Под ред Нерсесянца_Учебник_2004 - 832с. Проблемы общей теории права и государства_Под ред Нерсесянца_Уче. Учебник для вузов Под общей редакцией академика Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора


    Скачать 4.51 Mb.
    НазваниеУчебник для вузов Под общей редакцией академика Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора
    АнкорПроблемы общей теории права и государства_Под ред Нерсесянца_Учебник_2004 - 832с.doc
    Дата07.02.2017
    Размер4.51 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПроблемы общей теории права и государства_Под ред Нерсесянца_Уче.doc
    ТипУчебник
    #2377
    КатегорияЮриспруденция. Право
    страница39 из 74
    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   74
    § 3. Социалистическое правосознание

    В советской юридической науке социалистическое правосознание определялось как высший тип правового сознания, имеющий самую широкую социальную базу. Утверждалось, что впервые в истории в обществе сформировалась единая система правосознания, ведущими принципами которой становятся идеи законности, равноправия, справедливости, выступающие основой ценностно-нормативной ориентации общества в правовой сфере3.

    При этом под социалистическим правосознанием имелись в виду взгляды, представления, настроения, чувства рабоче го класса (всего народа) относительно характера, сущности принципов права и законности. В духе морально-политическо го единства советского общества утверждалось, что в обще стве сформировалось единое социалистическое правосознание

    Коллективистский подход к проблеме формирования сущности, роли правосознания складывался как идеологическая основа тоталитарного режима, нивелирующая человеческую личность, полностью подчинившая частные интересы общественным-

    Идея общественного сознания имеет глубокие исторические корни. В немецкой философии, и прежде всего у Канта прослеживается рационалистическое определение личности Е ее общей и отвлеченной основе. Отсюда определение личное признаками не индивидуальными, а родовыми. Когда фРаН

    Алексеев И. Народное право и задачи нашей правовой политики. С. 38,

    2 Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нра ственности. СПб., 1907. Т. 1. С. 92.

    3 См.: Марксистско-ленинская общая теория права и государства. листическое право. М., 1973. С. 147—148.

    iaBa 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 393

    .узские мыслители XVIII столетия говорили о человеке, они имели в виду человека абстрактного, обладающего од-

    0Й и той же природой, а следовательно, одними и теми же потребностями, желаниями и возможностями. Например, в теОрии Руссо приоритетное значение приобретает общественен воля. Будучи источником справедливости, общим разумом граждан, она представляет собой определенный и постоянный элемент, присущий воле отдельных лиц, обеспечивающий их равенство и свободу. Из такого понимания личности складывалось убеждение, что правильно найденная общая воля будет приемлемой для всех как общий закон каждого разумного существа.

    Развивая теорию общей родовой сущности человека, материалисты и атеистические гуманисты (Фейербах, Маркс, Лассаль) рассматривали отдельную личность как общественное существо. "Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества"1. Лассаль утверждал, что личность не есть нечто единственное, незаменимое, не повторяющееся в других, "узел особенностей", а представляет собой единичное в ряде прочих таких же единиц в их общей сущности.

    Таким образом, роль личности, по существу, сводилась к нулю. Все частное, своеобразное, особенное признавалось досадным противоречием общему разумному закону, источником общественного беспокойства и несовершенства.

    Но в XIX в. получил развитие и другой подход к личности, рассматривавший ее во всем богатстве и разнообразии Духовных и творческих проявлений.

    Так, В. С. Соловьев, раскрывая роль личности, писал, что каждый единичный человек обладает возможностью совершенна, или положительной бесконечности, именно способностью Все понимать своим разумом и все обнимать сердцем, входить в ивое единство со всем. "Эта двойная бесконечность — силы представления и силы стремления... есть непременная принадлежность каждого лица. В этом, собственно, состоит безуслов-"°е значение, достоинство и ценность человеческой личности и °снование ее неотъемлемых прав. В этом смысле можно ска-Зать, что общество есть дополненная или расширенная лич-"°сть, а личность — сжатое или сосредоточенное общество"2.

    К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 146.

    В. С. Соч. Т. 1. М., 1988. С. 283—286.

    394

    Раздел V. Позитивное право: система и категори

    Личность при этом понималась как единая сущность, и общая субстанция, разлитая во многих особях, а сосредоточенная в себе и отдельная от других, одаренная разумом ц волей.

    Предупреждая об опасностях отрицания автономии личности, известный русский юрист И. И. Новгородцев задолго пс революции писал: "Если между этой общностью лиц и условиями их общественного и политического существования предполагается возможным полное и гармоничное слияние, то неудивительно, что при таком понимании личности индивидуализм легко переходит в социализм и государственный абсолютизм"1.

    Формирование правосознания при социализме происходило на базе марксистско-ленинской идеологии, рассматривающей общество как целостное коллективное единство, в котором все составляющие его группы (социальные общности, трудовые коллективы, различного рода объединения и т. д.) имели единое связующее начало — общность интересов, детерминированную материальными условиями социалистического развития.

    На коллективную субстанцию "среднего человека" было ориентировано правосознание народных масс. Отсюда общность взглядов, оценок, представлений о действующем праве. Большую роль в этом сыграла правовая пропаганда — процесс целенаправленного систематического внедрения в сознание людей идеи о справедливом, гуманистическом характере социалистического права. А между тем законы и практика их применения оборачивались дибо полным беззаконием (период сталинских репрессий), либо весьма "усеченной законностью" в более позднее время.

    Так уж получается, что каждая отдельная личность застает в определенном виде исторически сложившуюся политическую, правовую, экономическую среду, которую она должна осознать и активно усвоить. При социализме реализовыва-лась модель "Я — Мы", когда интересы и цели личности поД влиянием идеологических, политических, материальных фак торов естественно совпадают с интересами господствующих Б обществе социальных сил. Отсюда действительно в основном единое правосознание. Особую группу составляли лица, пассивно наблюдавшие за происходящим в обществе, приспосабливавшиеся к жизненным обстоятельствам. Их правосозная отличалось некоторым своеобразием. Они оценивали полит ческие и правовые явления со значительной долей скепт

    1 Новгородцев И. И. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 260—-

    глава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 395

    ц11зма, но, боясь репрессий или в силу собственной инертнос-ТР1 пассивно наблюдали за событиями, происходившими в страде, и все равно подпали под общую схему "один — как все". В общую схему не вписывались отдельные личности, которые для достижения своих целей, реализации собственного «Л" вступали в открытый конфликт с властью. Они видели опасность социалистических идей и тоталитарного режима. Действия и решения государственных органов и должностных лиц в их сознании не просто воспринимались, но и интерпретиро-вались, соотносились с содержанием личностного "Я" и часто отторгались как чуждые.

    И. Бердяев, раскрывая онтологические основы тоталитаризма, пришел к выводу, что именно претензии частичного и раздельного на всеобщность порождают тоталитаризм, объективным признаком которого являются всепоглощающие структуры властвования, принимающие самые причудливые формы — от жесткой тирании до "демократического" камуфляжа. В широком смысле тоталитаризм есть власть техники, механизация социальных отношений, технизация стиля мышления, "механизация" человека, особый способ управления людьми. Утрачивается духовность и религиозность. Им на смену приходит особая форма сознания — консервативная утопия. Господствующая идея стремится изменить все реально существующие жизненные и социальные ситуации, придавая им черты утопичности или мифа1.

    Присущая социалистическому тоталитарному режиму ма-эриальная "уравниловка", утвердившаяся в результате обобществления средств производства и образования социалисти-еской собственности, также тормозила развитие человече-кой индивидуальности, препятствовала самовыражению лич-оети. Труд на общество, государство с мизерной оплатой превращался в добровольно-принудительное занятие, которое не огло удовлетворить естественное желание каждого челове-а улучшить свое экономическое положение.

    А. Токвиль видел опасность в такой уравниловке, неиз-еЖно приводящей к деспотизму, не похожему на деспотизм Рогялых веков, но не менее страшному. Он представлял его 1 виде бесчисленной толпы людей, подобных и равных, кото-ые стремятся к тому, чтобы доставить себе мелкие и по-Редственные удовольствия, способные согреть их душу. Над т людьми возвышается огромная опекающая власть. С каж-

    . Подробнее см.: Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России. М., У91. С. 175—176.

    396

    Раздел V. Позитивное право: система и категопг,

    дым днем она делает менее полезным и более редким прцце нение их свободной воли, заключает ее во все более тесны рамки и вскоре отнимает у гражданина саму возможность pacs полагать самим собой. Взяв таким образом в свои руки каждого человека и переделав его по-своему, верховная власть распространяет свое влияние на все общество. Она обволакивает общество сетью законов и мелких правил, сложных, подробных и однообразных, сквозь которые самые оригинальные умы и самые сильные характеры не могут пробиться, чтобы возвыситься над толпой. Такой вид рабства может сочетаться с некоторыми внешними формами свободы и устанавливаться даже под видом народного суверенитета1.

    Действительно, в социалистическом государстве лжепередовые принципы в экономике сочетались с жестким произволом партийно-чиновничьего аппарата. Права человека, свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого и духовного развития — критерии, позволяющие оценить государство с точки зрения "человеческого измерения", были забыты.

    Правовая система тоталитарного государства обеспечивала незыблемость социалистического строя, жестко контролировала и ограничивала социальную активность граждан, что в конечном счете привело к образованию усредненных групп, ранжированных по уровню и объему потребления в зависимости от занимаемой должности, социального происхождения, национальной принадлежности, партийности и т. д. Причем все это сопровождалось риторикой по поводу всеобщего равенства, верховенства закона, укрепления социалистической законности и правопорядка, повышения уровня правосознания и т. д.

    § 4. Кризис современного правосознания

    Кризис современного правосознания обусловлен общими кризисными явлениями, происходящими в постсоветском обществе, переоценкой прежних взглядов, представлений и идеи-С одной стороны, падает вера в возможность быстрого построения правового социального государства, создания действенной правовой системы, способной защитить человека как оТ произвола и беззакония бюрократического чиновничьего аппарата, так и от криминальных структур. С другой стороны, сегодняшнем правосознании велико влияние идеологи нер»" витого, во многом еще "дикого" рынка. Между тем очевиДн

    1 См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 6, 10.

    9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 397

    Т0 для цивилизованного рыночного общества необходимо развитое индивидуальное правосознание, личностное осмысление роли права, способность индивида к самостоятельным ,ействиям, к саморегуляции, основанной на правовой культуре.

    Кризис правосознания во многом обусловлен положени-jat сложившимся в правовой сфере, существенным разрывом ежду конституционными нормами и реальными отношениями, отсутствием четкого и успешно функционирующего пра-отворческого процесса, системы объективных критериев оценки эффективности российского законодательства, деятельности государственных органов и должностных лиц.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1995 г. "О разработке концепции правовой ре-аормы в Российской Федерации" первоочередной задачей го-ударства признается проведение правовой реформы. Ее ос-нэвными целями должны стать:

    — создание действенных механизмов охраны и защиты лрав и свобод человека;

    — систематизация и совершенствование законодательства;

    — укрепление начал гражданского общества и российской государственности;

    — правовое обеспечение экономических реформ в России;

    — совершенствование практики правореализации и конт-"ля за исполнением закона;

    — повышение уровня правовой культуры, правосознания раждан, преодоление правового нигилизма.

    Важнейшим условием формирования гражданского обще-ва и правового государства является надежная защита прав свобод человека. Это направление деятельности должно стать жнейшим компонентом государственной политики. Извест-, что переход к рыночной экономике сопровождается жест-й дифференциацией граждан на богатых и бедных, причем следние составляют большинство. Поэтому нужны государ-венные программы поддержки социально не защищенных оев населения. Речь идет о реальном выполнении обязанно-

    :и государства по отношению к человеку, установленной ст. 25 еобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного кта об экономических, социальных и культурных правах, — гспечить каждому достаточный жизненный уровень для него его семьи, включающий достаточное питание, одежду и

    ;;шище, а также непрерывное улучшение условий жизни.

    IЕстественно, что человек, лишенный самого необходимого в и, не может поддерживать политику государства, положительно оценивать его законы.

    398

    Раздел V. Позитивное право: система и катего

    Рии

    Необходимо на практике реализовать конституционно положение о том, что вся деятельность государства, каждог его органа и должностного лица должна быть подчинена инте ресам обеспечения прав и свобод человека. Требуется всеобъ емлющая система процедур и механизмов защиты прав и свобод человека, причем наряду с совершенствованием традиционных судебных и административных форм защиты долзкны разрабатываться новые, нетрадиционные. В частности, необходимо скорейшее принятие закона о петициях и обращениях граждан в органы исполнительной власти. Представляет также интерес опыт Великобритании, где действует Управление жалоб на действия полиции. В его компетенцию входит контроль за рассмотрением наиболее серьезных жалоб, проверка материалов по всем жалобам на действия полиции с целью решения вопроса о дисциплинарной или уголовной ответственности ее работников.

    С распадом СССР особую актуальность приобретает проблема беженцев и вынужденных переселенцев. Эта значительная группа людей до приобретения ими соответствующего статуса находится как бы вообще вне закона. Более того, существующие нормативные акты, определяющие правовой статус указанных лиц, не исполняются, права беженцев и вынужденных переселенцев ущемляются.

    Кризис правосознания проявляется также в несовершенстве действующего законодательства. Сама Конституция Российской Федерации во многом декларативна, представляет собой теоретическую модель пока еще недостижимого будущего. Правовая система страдает от избыточности и несогласованности нормативного материала. Объясняется это тем, что одни акты унаследованы от СССР; другие были приняты в РСФСР, когда она находилась в составе Союза; третьи представляют собой концептуально новые документы, в основе которых лежат либо американские юридические конструкции, либо м°" дели, воспринятые из романо-германской правовой системы-

    В законодательстве трудно разобраться даже юристу профессионалу, а для неподготовленного человека оно праК" тически недоступно. Все это осложняет осмысление необхоДй мости права, его оценку, а также восприятие процессов пра воприменения. В подобных условиях трудно говорить о ясно и отчетливом правосознании населения и отдельных граЖДа

    Важнейшим элементом правовой реформы должна ста научно обоснованная концепция нормотворчества, котора может найти воплощение в Федеральном законе "О нормат1 ных правовых актах Российской Федерации". Представляете

    Глава

    9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 399

    .т0 основными компонентами такой концепции являются." оп-еделение социальных потребностей в законотворчестве, предмета и пределов законотворческой и иной нормотворческой деятельности; требование юридического, экономического, финансового и иного обоснования законопроектов их авторами; независимая правовая (технико-юридическая, международно-правовая, криминологическая и т. д.) экспертиза законопроектов; независимая экономическая, экологическая, социально-демографическая экспертиза законопроектов; формирование широкодоступного федерального банка правовой информации; непрерывная кодификация и систематизация законодательства. Для разработки законопроектов необходимо формировать творческие авторские коллективы, состоящие из ведущих ученых и практиков. Следует усилить роль закона, повысить его авторитет как первичного регулятора наиболее важных общественных отношений.

    К сожалению, все еще недостаточно четко определено место указов Президента в системе нормативных правовых актов. Согласно Конституции, указы Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, они не должны противоречить законам, но и не являются строго подзаконными актами. Конституция не требует от Президента издавать указы "на основании и во исполнение законов". По существу, Президенту предоставляется право своими указами восполнять пробелы в законотворчестве.

    Известный русский ученый И. М. Коркунов предлагал различать обычные указы главы государства и указы чрезвычайные. Чрезвычайные указы издаются по вопросам, которые Должны быть урегулированы законодательством или в отмену закона. "Издание чрезвычайного указа, — писал он, — есть, собственно, правонарушение, оправдываемое только требованиями необходимости. Устанавливаемые им меры могут быть По праву установлены только законодательным актом. Лишь в силу невозможности при данных исключительных условиях соблюсти это требование закон заменяется чрезвычайным указом. Однако такие указы носят временный характер, установленные чрезвычайным указом меры должны быть представлены на усмотрение законодательного органа"1.

    В наши дни в России чрезвычайные указы, по существу, действовали в период поэтапной конституционной реформы £ 21 сентября 1993 г. до избрания Федерального Собрания). Федставляется целесообразным указы Президента подразде-

    х°ркунов И. М. Указ и закон. СПб., 1894. С. 272.

    400

    Раздел V. Позитивное право: система и категоп

    лять на чрезвычайные и обычные с соответствующим (раз личным) правовым статусом.

    Пристального внимания требует также ведомственно нормотворчество. Следует усилить контроль за соответствием Конституции Российской Федерации и федеральным законам актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, обеспечить обязательную регистрацию и официальное опубликование всех ведомственных актов, касающихся прав граждан либо имеющих межведомственный характер. Важно пересмотреть действующие ведомственные акты и отменить противоречащие федеральным законам и указам Президента России.

    Проведение широкомасштабной правовой реформы предполагает усиление правовой активности субъектов Федерации, которая, однако, должна развиваться в едином конституционном русле, и прежде всего на основании статей 5, 71—73 и 76 Конституции Российской Федерации.

    Законодательство субъектов Федерации не только многогранно, но и неповторимо. Достаточно сказать, что нет двух одинаковых конституций республик или уставов областей, краев и т. д. Такое своеобразие было бы вполне оправданно, если бы акты субъектов Федерации не противоречили Конституции Российской Федерации, федеральным законам и не ставили под угрозу существование России как единого государства.

    Во многом состояние регионального законодательства объясняется отсутствием опыта законотворческой деятельности субъектов Федерации и четкой регламентации правотворческого процесса. Необходимо установить порядок подготовки, согласования и принятия законов и других нормативных актов, относящихся к предметам совместного ведения, например принять Закон Российской Федерации "О законодательном регулировании по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации". Большая часть нормативных правовых актов субъектов Федерации касается вопросов, находящихся в их совместном ведении с Р°с сийской Федерацией. При этом региональные акты часто повторяют федеральные законы. Целесообразно было бы в законах и других нормативных актах субъектов Федерации затра гивать именно те аспекты совместной деятельности, которы отражают специфику конкретного региона.

    Часто субъекты Федерации допускают прямое ние в сферу исключительной компетенции Российской рации. Характерным является закрепление отдельными Ре публиками за собой прав объявления военного положения (

    9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 401

    йублика Тыва); принятие республиканских законов о воин-кОй службе (республики Башкортостан, Татарстан, Саха (Яку-тля), Тыва); установление порядка введения чрезвычайного положения на своей территории (республики Бурятия, Коми, Тыва, Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Северная Осетия, Ингушетия и др.); дача согласия на дислокацию на своей территории воинских формирований (Республика Северная Осе-тяя); объявление всех природных ресурсов, находящихся на территории субъекта Федерации, своей собственностью (республики Ингушетия, Саха (Якутия), Тыва); регулирование вопросов внешней политики и международных отношений; закрепление права самостоятельно выступать участником международных отношений, заключать международные договоры. Субъектами Федерации издаются акты, регулирующие гражданские и уголовные правоотношения (Уголовный кодекс Чеченской Республики, Гражданский кодекс Республики Башкортостан). Такие акты должны признаваться неконституционными.

    Вместе с тем субъекты Федерации принимают мало нормативных правовых актов по вопросам оказания социальной помощи гражданам, проживающим на территории регионов, развития образования, градостроительства и благоустройства территорий, работы местной промышленности, дорожного хозяйства, культуры, здравоохранения, экологии и т. д.

    Заслуживает внимания опыт регионов, стремящихся урегулировать процесс нормотворчества. В качестве примера можно привести Закон Иркутской области "О правотворчестве", в котором предпринята попытка упорядочить этот процесс не только в органах законодательной власти, но и в других органах, осуществляющих правотворческую деятельность. В Законе дается определение нормативного акта, перечисляются их виды, затрагиваются вопросы прогнозирования правотворчества, планирования правотворческого процесса, подготовки и °формления проектов законов и иных нормативных актов с Учетом требований законодательной техники и исходя из специфики разрешаемой задачи, а также принципов деятельнос-ти издающего органа. Отдельный раздел посвящен научной Экспертизе проектов актов. Регламентируется порядок опубликования и иные формы обнародования законов и других пра-в°вых актов области. Рассматриваются вопросы толкования Законов и иных актов, а также ведения государственного уче-а и систематизации всех видов актов.

    Таким образом, предстоит огромная работа по приведению в соответствие с Конституцией федерального законода-

    402

    Раздел V. Позитивное право: система и категори

    тельства, законодательства субъектов Федерации, а также под-законных актов, согласованию планов законотворческих работ-парламентов субъектов Федерации, урегулированию многих процедурных вопросов, возникающих в процессе правотворческой деятельности, подготовке Свода законов Российской Федерации, важнейшей целью которого является систематизация российского законодательства, обеспечение его доступности для всех граждан и организаций.

    Часто законодательство воздействует на формирование правового сознания опосредованно, через правоприменительную практику.

    Особое место в обеспечении прав и свобод человека, упрочении и защите конституционного строя отводится судебным и правоохранительным органам. В 1997 г. принят Закон "О судебной системе Российской Федерации", являющийся основополагающим актом, устанавливающим федеральную систему и правовой статус как судов общей юрисдикции, так и специализированных судов. Вместе с тем тревожной тенденцией является посягательство на единство судебной системы в России, о чем свидетельствует, например, закрепление в конституциях и уставах некоторых субъектов Федерации норм, предусматривающих выведение судов общей юрисдикции, арбитражных судов из единой централизованной судебной системы Российской Федерации и непосредственное избрание судей судов республик высшими органами государственной власти данных республик (республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Мордовия, Ингушетия, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва). В конституциях республик Башкортостан, Татарстан, Тыва, Ингушетия закреплены нормы, предусматривающие выведение прокуроров республик из единой централизованной системы Прокуратуры Российской Федерации и назначение их непосредственно высшими органами государственной власти республик.

    Неукомплектованность судейского корпуса, слабая теХ" ническая оснащенность и зачастую низкая квалификация судей затягивают рассмотрение дел, а иногда и вообще делают это нецелесообразным. Достаточно привести пример с обманутыми вкладчиками финансовых компаний, которых более 40 млн. Их дела часто рассматриваются в течение нескольких лет, но даже если решение и принято, то отсутствует меха низм его исполнения. Естественно, что у этих людей подобно "правосудие" может сформировать негативное отношение действующему праву.

    Глава 9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 403

    Серьезной социальной проблемой становится состояние профессионального правосознания юристов (работников милиции, прокуратуры, следователей, судей). В силу различных причин происходит разрушение их изначальных правовых взглядов, установок, чувств, убеждений, возникают новые цсевдоправовые или неправовые конструкции, что отрицатель-йо влияет на профессиональное поведение юристов. Деформация правосознания юриста может приобретать различные формы: а) правовой инфантилизм, когда искажение правового сознания выражается в несформированности и пробельности правовых взглядов, знаний, установок и представлений; б) правовой негативизм — осознанное игнорирование требований закона; в) деформированное правосознание, переходящее в преступную установку.

    Правовой инфантилизм — наиболее мягкая форма искаженного правосознания юриста. Например, несформированное правосознание чаще всего встречается среди работников милиции. Во многом это является следствием острого кадрового дефицита. Достаточно сказать, что около 50% следователей МВД не имеют высшего юридического образования. Происходит автоматическое "перескакивание" через длительный и сложный этап формирования устойчивых правовых взглядов, установок, мировоззрения1.

    Правовой негативизм проявляется в скептическом отношении к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности. Причем такое отрицание может носить и ярко выраженные, и завуалированные формы, мотивироваться в каждом отдельном случае самыми разными соображениями: от политических до нежелания брать на себя ответственность, Убежденности в безнаказанности.

    Самой тяжкой формой деформации профессионального правосознания является его перерождение в преступную форму. & условиях, когда российская мафия становится достаточно Мощной силовой структурой, в ее рядах кроме "воров в зако-Не", "авторитетов" и бандитов-боевиков появляются бывшие спортсмены, воины-афганцы, юристы-профессионалы из различных государственных структур. Это явление необычайно °йасно. Происходит своеобразное слияние государственных и эфиозных структур, что приводит к катастрофическому ро-СУ преступности в стране.

    Криминогенная ситуация в стране оценивается сегодня с Помощью таких характеристик, как разгул, обвал, беспредел.

    Подробнее см.: Баранов И., Bumpy к И. Правосознание работников ми-Ции // Право и жизнь. 1992. № 2. С. 124.

    404 Раздел V. Позитивное право: система и категопи

    Преступность за последние годы возросла в 8 раз и приобрела мафиозно-организованный характер с преобладанием жестоких насильственных форм. Произошло сращивание ее с коррумпированной частью госаппарата, что, собственно, является определяющим признаком мафии. Появилась "криминальная юстиция".

    Законы попираются открыто, цинично и почти безнаказанно. Преступный мир диктует свои условия, ведет наступление на само государство, претендует на власть. Он отслеживает ц отчасти контролирует действия правоохранительных органов использует по отношению к ним методы шантажа, подкупа угроз, не останавливается перед расправой с законодателями, судьями, банкирами, предпринимателями, журналистами.

    Преступность — мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона, которая стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Помимо теневой экономики возникли теневая политика, невидимые кланы и группы давления. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые "дыры" и "щели". Действуют вполне легально или полулегально.

    Исторический опыт развития человеческой цивилизации свидетельствует о том, что преступность — это неизбежное социальное зло, своеобразная плата за социальный прогресс и полностью "победить" преступность нельзя, можно лишь контролировать ее уровень. Не случайно поэтому борьба с преступностью является неотъемлемым элементом внутренней политики, направленной на реализацию в России принципов и целей демократического правового социального государства, соблюдение и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина. Борьба с преступностью не должна ограничиваться только уголовно-правовыми, "полицейскими" мерами. Необходим комплексный подход, направленный на устранение причин и условий, порождающих данное социальное явление, нейтрализацию действия криминогенных факторов в политической, экономической, социально-психологической, морально-нравственной сферах жизни общества.

    На уровень правосознания огромное влияние оказывает нравственное состояние общества. Порождением тоталитаризма явилось отсутствие духовности, религиозности, что в свою очередь привело к нравственной деградации человека.

    Основу нравственного сознания составляют представления о добре и зле, совести, стыде. "Нравственный смысл ясиз-ни, — писал В. С. Соловьев, — первоначально и окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне, чере

    9. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание 405

    совесть и разум... Человек в принципе или по назначе-своему есть безусловная внутренняя форма для добра, чак безусловного содержания; все остальное условно и относительно"1. При этом нравственные начала должны быть одинаковыми для всех людей не как факт, а как требование. Осознание этого требования может быть малоразвито или затуманено в человеческой душе, но оно должно обязательно присутствовать во всех человеческих душах. Эмпирическое добро ;i зло может быть разное для каждого человека в отдельности, но нравственное добро и зло должно быть одно для всех. Отсюда общее требование разума, которое Кант выражал в виде "категорического императива": действуй так, чтобы правила твоих действий могли быть всеобщим законом для всякого разумного существа.

    Совесть по своей природе всегда индивидуальна — это моральный эталон человека, духовно-нравственный стержень, предохраняющий его от разложения и гибели. Марксисты же считали ее классовой категорией: "У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто не способен мыслить"2. Такое понимание совести привело к появлению у многих людей совести разовой, имеющей для каждого дела свой закон, не согласующийся с законами для другого случая, подменяющий веру необходимостью и целесообразностью. Оскудение веры в людях пагубно отразилось на их совести: она "болеет или вымирает. Этот процесс оканчивается смертью совести, то есть состоянием бессовестности"3.

    Как справедливо отметил В. Иванов, правосознание — это не только правовая психология и правовая идеология. Правосознание человека есть акт совести, проверяющий соответствие свободной воли человека, его деяний и помыслов законам нравственности, данным от Бога. Этот акт содержит многое: оценку справедливости деяний и мыслей; он вызывает страх 11 радость; порождает стыд, состояние дискомфорта; придает Уверенность и силу; воодушевляет и парализует4.

    Высоконравственная личность может быть вполне законопослушной, не зная конкретных законодательных актов, но Зля этого необходимо, чтобы законы отражали жизненные Реалии сквозь призму справедливости, свободы и гуманизма.

    Соловьев В. С. Соч. Т. 1. М., 1988. С. 96.

    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 140.

    Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. I 2- Ст. 2090.

    См.: Иванов В. Вера — совесть — правосознание — государство // цРаво и жизнь. 1994. № 6. С. ПО.

    406

    Раздел V. Позитивное право: система и категов

    1   ...   35   36   37   38   39   40   41   42   ...   74


    написать администратору сайта