Главная страница
Навигация по странице:

  • Формы принадлежности (собственности)

  • 2. Человек как субъект социально-культурной деятельности

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница23 из 40
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   40
    Раздел III.

    СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Система субъектов и межсубъектных отношений

    Социально-культурную деятельность правомерно рассматривают как исторически сложившийся процесс педагогически организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере культуры, образова­ния, искусства, досуга, но и генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем.

    Социально-культурную деятельность характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных обще­ственных отношений - политических, экономических, социальных, куль­турных.

    Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отлича­ется многозначностью. Это обусловлено тем, что сама социально-куль­турная деятельность тоже многозначна: индивидуальная и социальная (коллективная) культурная деятельность; профессиональная и непрофес­сиональная (любительская) деятельность; деятельность неформальная (нормативная), исторически сложившаяся на использовании сущест­вующих в обществе социальных норм (обычаев, нравов) вокруг какой-либо цели, ценности или потребности, и деятельность формализованная (учрежденческая), обладающая самовоспроизводством и имеющая опре­деленное общественное назначение.

    Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности явля­ется сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и группо­вом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участ­вуют в производстве, распространении и освоении культурных ценно­стей - культурных продуктов, благ и услуг. В современной парадигме социально-культурной деятельности в этом сообществе в качестве субъ-


    280

    281


    Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ектов выступают практически все - и создатели, и потребители культур­ных ценностей.

    Многозначность субъектов содаально-культурной деятельности объясняется еще и тем, что они как общественная и педагогическая сис­тема функционируют в различных сферах общественной практики.

    К субъектам социально-культурной деятельности относятся много­численные социально-культурные институты, учреждения и организа­ции, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопле­ние и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культуро­логических знаний. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков - территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности). Вот, например, как выглядит в обобщенном виде классификация субъектов по типологическому виду - форме принадлежности (собственности):

    Классификация субъектов социально-культурной деятельности по типологическому признаку (форме принадлежности)

    Формы принадлежности (собственности)

    Виды коллективов

    Государственная

    Государственные (муниципальные) социально-культурные учреждения, организации и предприятия

    Кооперативная, акционер­ная

    Акционированные социально-культурные учреждения, предприятия и организации

    Частная, индивидуальная, семейная

    Частные (приватизированные) социально культурные учреждения, предприятия и организации, осуществляющие социально-культурную деятельность на условиях И аренды, индивидуальной или семейной

    Смешанная

    Совместные (смешанные) социально- культурные учреждения, предприятия и организации

    С точки зрения влияния на характер и содержание социально-куль­турной деятельности наиболее значимы такие социальные и культурные общности, как семья, трудовой коллектив, группы совместного проведе-

    282

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    пия досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.). Например, семья осуществляет социализацию детей и подростков в ходе освоения ими нормативов общественной жизни, формирует у них чувство безо­пасности, удовлетворяет эмоциональную потребность в совместных пе­реживаниях, предотвращает психологическую неуравновешенность, по­могает преодолеть состояние изолированности и т.д.

    Территориальная общность, се состояние также влияют на характер поведения ее членов, в особенности в сфере неформальных контактов. Профессиональные группы, кроме возможности решения чисто профес­сиональных вопросов, формируют у их членов чувство трудовой соли­дарности, обеспечивают профессиональный престиж и авторитет, кон­тролируют поведение людей с позиций профессиональной морали.

    Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одно­временно и социальные, и культурные структуры.

    Взаимодействие субъектов социально-культурной деятельности предполагает их единство в решении тех или иных острых проблем, как, например, социальная реабилитация инвалидов средствами культуры и искусства. Это взаимодействие четко просматривается и в процессе реа­лизации социально-культурной политики, которая осуществляется на нескольких уровнях. Первый из них — государственный, поскольку в осуществлении этой политики участвуют госбюджетные массовые и специализированные учреждения культуры, образования, искусства досуга, спорта — клубы, парки, музеи, библиотеки, школы, театры, ста­дионы и др. Второй уровень - негосударственный, неформальный -многочисленные общественные организации и движения, проводящие в жизнь социально-культурные проекты и программы главным образом по мест)' жительства. Третий уровень — семья, на которой лежит нелегкая, но святая обязанность, связанная с досугом и духовным ростом людей больных, с физическими недостатками

    Несовершенство социально-культурной политики часто справед­ливо объясняют тем, что в обществе пока не сложилась четкая система межсубъектных отношений в сфере культуры и искусства, оптимального распределения сил, средств и полномочий субъектов на федеральном, региональном, местном (локальном) уровнях.

    Организационные формы взаимодействия субъектов социально-

    283
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    культурной деятельности разнообразны. Это заключение на региональ­ном уровне договоров, контрактов, соглашений по «освоению» соци­ально-культурной сферы, проведение совместных мероприятий, широкое представление общественных организаций в административных и обще­ственных органах руководства культурно-просветительной работой, бла­готворительная помощь нуждающимся организациям со стороны госу­дарственных органов и учреждений культуры в реализации их куль­турно-просветительных, воспитательных функций.

    Однако уровень этих взаимосвязей и взаимоотношений в житейской среде далеко не одинаков. Выделяют несколько наиболее характерных показателей этого уровня: связи прочны и постоянны; связи содержа­тельны и предметны; контакты носят эпизодический характер; партнеры почти не сотрудничают; партнеры работают обособленно,

    Многочисленные социальные институты, действующие в обществе, тесно связаны не только с экономической, социально-политической, но и духовной сферой жизни людей. Чрезвычайно важная сторона их дея­тельности - социально-культурная функция, осуществляемая ими как в общегосударственном, так и в местном, локальном масштабе — в произ­водственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговых сферах,

    Одни социальные институты и объединения по характеру своей деятельности целиком или в большей степени связаны с социально-куль­турной сферой, другие - косвенно или в меньшей степени. Каждый из субъектов, имея свое назначение, действует в социально-культурной сфере в рамках функций, только ему присущих, отличающих его от дру­гих. Однако эта обособленность относительна. Субъекты, непосредст­венно или опосредованно входя в социально-культурную сферу, всегда обладают широкими возможностями для творческих связей и сотрудни­чества с государственными, общественными, частными, кооператив­ными структурами.

    2. Человек как субъект социально-культурной деятельности

    Личность, выступающая в роли субъекта социально-культур­ной деятельности, - это человек, который благодаря своей актив­ности практически реализовал все элементы своего участия в этой деятельности, а именно: определил и тщательно осмыслил цель, осознал мотивы своего участия, подобрал необходимые средства,

    284

    Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    методы и приемы, осуществил соответствующие практические действия, оценил полученные результаты.

    В обиходе ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, пси­хологии, социологии и культурологии, постоянно встречаются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Если под инди­видом понимается отдельный, конкретный человек как единичный пред­ставитель рода человеческого, то индивидуальность можно определить как совокупность черт и свойств, отличающих одного индивида от дру­гого.

    В социальной психологии индивидуатьность человека, полностью обусловленная его социальной жизнью, ассоциируется с понятием «лич­ность»,

    В контексте нашего предмета понятие личности используется, по крайней мере, в двух значениях.

    Первое - личность как нормативный тип человека, соответствую­щий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам, и совокупность свойств, присущих данному человеку и составляющих его индивидуальность, мировоззрение, способность выступать самостоя­тельно, от своего имени, открыто демонстрировать свои устремления, интересы.

    Второе - личность рассматривается прежде всего как носитель оп­ределенных социальных характеристик, целая система социальных от­ношений, а с точки зрения культурологии, еще и носитель определенных духовных традиций, обычаев, норм и ценностей, доминирующих в куль­туре данного общества, член определенной социально-культурной груп­пы, посредством своей деятельности включенный в различные виды со­циально-культурной общественной практики,

    В различных научных, главным образом культурологических, кон­цепциях человек рассматривается как субъект и объект социально-куль­турной деятельности. При этом сама деятельность, в которой человек выступает в качестве субъекта, характеризуется различными уровнями. Социально-культурная деятельность отдельно взятого человека может быть индивидуальной, коллективной (групповой) и массовой; профес­сиональной и непрофессиональной (любительской); по своему содержа­нию элементарной и сложной; конструктивной (созидательной) и дест­руктивной (разрушительной); духовной и материально-преобразователь­ной. Между всеми этими перечисленными разновидностями культурной деятельности существует диалектическая взаимосвязь и взаимозависи-

    285
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    мость. Например, результатом духовной деятельности всегда является воплощение духовной продукции (знаний, умений, личного опыта) в конкретный материальный предмет, преобразуемый в овеществленную культурную ценность; творческий процесс создания культурных ценно­стей неизбежно предполагает их коммуникацию, передачу во времени и пространстве.

    Личность - это неповторимый сплав мировоззрения, характера, способностей. Личностные свойства и в области культуры, образования, искусства, досуга имеют относительно устойчивое проявление. В пове­дении и внутреннем мире человека срабатывает, часто подвергаясь в той или иной степени трансформации, характерный тип социально-культур­ных ориентации и предпочтений. Именно личностные свойства в наи­большей степени подвержены воздействию окружающей социально-культурной среды и одновременно служат необходимым средством творческой самоактуализации и самореализации в этой среде. Другими словами, свойства личности не ограничиваются её социальной или куль­турной принадлежностью, а самым непосредственным образом обна­руживают себя в контактах с окружающей действительностью.

    Человек на всем протяжении длительного исторического времени пережил эволюционное развитие на пути своего превращения в актив­ного субъекта социально-культурной деятельности. Диалектически это развитие носит ступенчатый характер: от биологического индивида (пер­вая ступень) через социализацию к члену общества, способному выпол­нять определенные социальные роли (вторая ступень) и далее - к форми­рованию личности как уникальной индивидуальности (третья ступень), проявляющей себя как полноправный субъект культуры и социально-культурной деятельности.

    Выполняя функцию постоянного носителя социальных ролей и творца культурных ценностей в процессе социально-культурной дея­тельности, человек занимает ярко выраженную активную позицию, ко­торая составляет одну из ее характерных личностных черт.

    Социализированная личность реализует свою активность в различ­ных видах индивидуальной и групповой социально-культурной деятель­ности: познавательной, направленной на познание окружающей действи­тельности и самопознание; преобразовательной, связанной с изменением окружающей среды, саморазвитием и самореализацией; ценностно-ори-ентационной (личностный выбор духовных и материальных ценностей для мотивации жизнедеятельности); аффективной (получение положи-

    286

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    тельных эмоций, включая эстетические переживания); проективной (предвосхищение желаемого будущего посредством проектов), комму­никационной (хранение, распространение и освоение культурной ин­формации.

    Как реальность особого рода, уникальная в своей основе, личность в разные эпохи привлекала внимание многих философов, психологов, социологов, педагогов. Дискуссионные точки зрения по поводу общей модели личности и ее параметров мы находим в трудах Фрейда, Юнга, Олпорта, Салливсна, Роджерса, отечественных ученых (С. Иконниковой, А. Ковалева, И. Кона, А. Леонтьева, К. Платонова, Э. Соколова, В. Ядова и др.). Анализ позиций, высказанных исследователями, еще раз свиде­тельствует о несостоятельности одномерной характеристики личности, например, в виде «сгустка» сексуальной энергии или в качестве продукта сосредоточения всей совокупности общественных отношений.

    Что является абсолютно бесспорным, так это бесконечная и совер­шенно естественная зависимость структуры личности от той страты (со­циального слоя), к которой она принадлежит. Именно этой принадлеж­ностью обусловлены органичная взаимосвязь важнейших компонентов личности, её психофизическая адаптация в среде обитания (гомонизация, приобщение к роду), общественная сориентированность (социализация), уникальность восприятия среды и ее взаимодействие (индивидуализа­ция).

    В различных областях жизнедеятельности - производственной, гражданской, отчасти семейной - нередко преобладает нивелирование личности, подчинение ее общепринятым нормам, правилам, стандартам мышления и поведения. В отличие от них социально-культурная сфера, в частности сфера досуга, открыто отдает приоритет творческой индиви­дуализации личности. К сожалению, в процессе ориентации на массовые формы социально-культурной деятельности эта существенная законо­мерность досуга нередко игнорируется. Подавление самобытности лич­ности, насаждение массовых стереотипов в музыке, зрелищах, играх под видом коллективизма - результат подобной ориентации,

    В педагогических характеристиках среды обитания и жизнедея­тельности личности ведущее место неизменно отводится анализу соци­ально-культурного контекста этой среды. Содержание социально-куль­турного контекста зависит от соответствующего ему уровня - федераль­ного, регионального и муниципального (местного), но в каждом кон­кретном случае обязательно предполагает наличие необходимого для

    287


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    развития личности образовательного, информационного, профессио­нального, общекультурного и досугового пространства.

    Предметом многих педагогических исследований служит уровень включенности личности в социально-культурный контекст жизнедея­тельности своего региона (области, города, района), а также совокуп­ность условий, которые обеспечивают включение личности ребенка, подростка, взрослого человека в общемировое культурное, образова­тельное, информационное, профессиональное пространство.

    Более глубокому пониманию роли и места личности в социально-культурных процессах способствует классификация лиц, выступающих в качестве субъектов профессиональной и непрофессиональной (люби­тельской), индивидуальной и коллективной социально-культурной дея­тельности. За основу градации здесь могут быть приняты характер и сте­пень сопричастности человека к потребительскому рынку в социально-культурной сфере.

    В соответствии с данной классификацией в число субъектов соци­ально-культурной деятельности входят: лица, занятые производством культурного продукта, ценностей, благ, услуг (1); лица, занятые отбором, сохранением и распространением социально-культурных ценностей (2); лица, занятые управлением процессами отбора, сохранения, производ­ства и распространения культурных ценностей (социально-культурным менеджментом) (3); лица, занятые воспитательной и образовательной деятельностью в сфере культуры (4).

    Говоря об активной роли личности в духовных процессах, необхо­димо подчеркнуть ведущую роль поколения как субъекта социокуль­турной деятельности. Само понятие поколения (лат.генерация) как кате­гории, отражающей различные аспекты родственной или возрастной структуры людей на каждом из этапов исторического развития общества, | подтверждает это.

    Поколения и их отношения между собой - одна из самых главных действующих энергетических и информационных сил общества. Каждое очередное поколение убедительно демонстрирует свои силы и возмож­ности в качестве относительно самодостаточного социально-культурного института, реализующего свойственные ему социальные функции. При­оритетной функцией поколений, главенствующей в их отношениях друг с другом, является передача культурных ценностей. Непрерывность, преемственность и всеобъемлющий характер отличают этот процесс

    Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    наследования социально-культурного опыта, делают духовную жизнь общества богатой и неповторимой.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   40


    написать администратору сайта