Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Социально-культурные институты

  • Социальные институты

  • Сущность и типология социально-культурных институтов

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница24 из 40
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40

    Лидер культуры XXIвека

    Широкое поле деятельности в социально-культурной сфере создает самые благоприятные условия для самоутверждения и самореализации личности в роли лидера. Выступая в качестве активного участника и ор­ганизатора социально-культурной деятельности, личность берет на себя необходимые полномочия в самых различных неформальных досуговых и творческих ситуациях.

    В современной социологии и психологии широко известны различ­ные типы лидерства: политическое и социальное, экономическое и ре­сурсное, интеллектуальное и чисто физическое, нравственное, статусное и половозрастное. Социально-культурная деятельность является благо­датной почвой для практической демонстрации всех преимуществ ли­дера как вдохновителя и генератора идей, мотиватора, диспетчера, коор­динатора. Наиболее полно эти качества лидера проявляются в учрежде­ниях культуры, в основном в инициативных объединениях, где лидер, как правило, - наиболее активная, самобытная и духовно интересная личность. Органичное сочетание у одного или нескольких лидеров орга­низаторских качеств с эрудицией и высокой деловой или коммуника­тивной культурой служит цементирующим фактором для большинства объединений в сфере досуга и творчества,

    Памятуя о необходимости стремиться к тому, чтобы было больше лидеров - «хороших и разных» - в самых различных видах социатьно-культурной деятельности, один из видных теоретиков клубного дела В.В.Туев предостерегает организаторов клуба от вредного отождествле­ния самоуправления в клубе с псевдодемократичной анархией в органи­зации клубной жизни1. Демагогический принцип, согласно которому в клубной практике часто патетически провозглашают: «Здесь все равны, у нас нет начальников, каждый в своем деле - лидер», приводит к аморфности, неуправляемости многих культурно-досуговых общностей, к безынициативности, пассивности их участников - и, как следствие, к таосу и дезорганизации.

    Как известно, к основным функциям лидера относятся умение про­анализировать и оценить ситуацию, довести до сведения окружающих

    Туев В.В. Как организовать свой клуб? - Кемерово, 1994. - С. 20-2 ]

    288

    289


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
    свое понимание таковой, определить программу совместной деятельно-сти, найти и мобилизовать все ресурсы на достижение поставленной це-ли. Исполнение функций во многом зависит от личностных качеств ли­дера, однако вопрос о том, каковыми должны быть эти качества, часто остается открытым, поскольку возникающая конкретная социально-культурная ситуация часто может востребовать любое из качеств лидера. Это означает, что лидером в принципе может являться любой из участников социально-культурной общности - клубного объединения, студии, самодеятельного коллектива и т.д.

    С понятием лидерства тесно связана и другая черта личности как субъекта социально-культурной деятельности - её способность к самоменеджменту, умению рационально организовать свою по вседневную жизнь, естественно включая в свой быт досуг, творчество. Любой личности, претендующей на роль лидера культуры XXI века, присущ широкий набор черт, характерных для самоменеджмента. Исходным здесь служит самосознание, познание самого себя, своего места и своей роли в данной социально-культур ной ситуации. Кроме того, необходим целый комплекс таких качеств, как: стремление к самоуправлению (самоуправлению со­бой), самоорганизации (организации своей жизни и повседневной деятельности), саморегуляции (поддержанию внутреннего равновестия), самовоспитанию (формированию у себя приоритетны качеств), самоконтролю (оценке и корректировке своей деятельности и поведения), рационализации мышления, планированию иного времени, самообразованию (повышению качества жизни заботе о здоровье и обеспечении трудоспособности. Самоуправление и самоорганизация дают лидеру и организатору возможность воспроизвести три важнейшие свои способности: познновательную («Что я могу знать?»), оценочную («Что я должен знать?») и волевую («На что я вправе рассчитывать?»).

    Начинающему специалисту социально-культурной сферы менеджеру, педагогу, технологу - свойственны выбор целей жиж и работы, стремление к общению и постоянному информацио: ному поиску, наличие определенного жизненного ритма и rap ния с окружающей средой, вкус к работе в группе, риск творч ского мышления, умение преодолевать конфликты.

    Таким образом, лидерство выступает как характерный признак компонент социально-культурной среды. В процессе анализа любой

    290

    Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    циально-культурной общности (студии, коллектива любительского объе­динения, спортивной команды и т.п.) лидерство является отличительной чертой данной малой группы, так же как и обязательным качеством мно­гих распространенных явлений в практике социально-культурной дея­тельности - инновационных подходов, создания эмоциональной атмо­сферы в коллективе и других.

    3. Социально-культурные институты

    Социально-культурные институты - одно из ключевых поня­тий курса. В самом широком смысле оно распространяется на все сферы общественной и социально-культурной практики, рассмот­ренные нами в предыдущем разделе, а также относится к любому из многочисленных субъектов, взаимодействующих друг с другом в социально-культурной сфере.

    Социальные институты

    Родовым для данного понятия является термин «социальный». В Большом толковом словаре русского языка он определяется как: «товарищеский, относящийся к обществу, связанный с жизнью, отношениями людей в обществе, общественный»1. Философы оп­ределяют его как элемент социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни, в со­циологической литературе им обозначаются организованные объ­единения людей, выполняющих определенные социально значи­мые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

    Как общественная структура, социальные институты явля­ются социальной организацией, наиболее полно отражающей взаи­модействие людей с учетом их потребностей и интересов, их ценностных ориентации и социальных установок.

    Другой тип социальных систем складывается на основе общ­ностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институцио­нальными, а социальные системы - социальными институтами.

    Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000. - С. 1243.

    291

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Последние действуют от имени общества как целого. Институцио­нальные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удов­летворения потребностей его членов в тех или иных сферах обще­ственной жизни.

    Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как од­ного из элементов управления. Социальный контроль дает воз­можность обществу и его системам обеспечить соблюдение нор­мативных условий, нарушение которых наносит ущерб социаль­ной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы, обычаи, административные реше­ния и т.п. Действие социального контроля сводится, с одной сто­роны, к применению санкций в отношении поведения, нарушаю­щего социальные ограничения, с другой - к одобрению желатель­ного поведения. Поведение индивидов обусловлено их потребно­стями. Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспита­ние и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

    Социальные институты руководят поведением членов общно­сти через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сво­дится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины до­хода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т.д. На­пример, литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества, поиска новых художественных форм; ученые и спе­циалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществ­лять поиск новых технических решений и т.д. Социальные инсти­туты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внеш-

    292

    Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

    ней, формальной («материальной»), структуры, так и внутренней, содержательной.

    Важнейшими социальными институтами являются политиче­ские. С их помощью устанавливается и поддерживается политиче­ская власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения ме­жду родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т.д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. На­ряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как системы образования, здра­воохранения, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

    Институциональные связи, как и иные формы социальной свя­зи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную систему, определенную соци­альную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в оп­ределенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возни­кающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние и равновесие между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае, когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезор­ганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные дей­ствия и т.п.).

    Сущность и типология социально-культурных институтов

    Значительная часть социальных институтов прямо или кос­венно задействована в социально-культурной сфере. Им присуща определенная направленность их общественной практики и соци­альных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, обще­ния и поведения. Их возникновение и группировка в систему зави-

    293

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    сят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым со­циально-культурным институтом.

    Среди отличающихся друг от друга содержанием деятельно­сти и функциональными качествами экономических, политиче­ских, бытовых и других социальных институтов категория соци­ально-культурных институтов обладает целым рядом специфиче­ских черт.

    Попытаемся конкретизировать понятие «социально-культур­ный институт» применительно к целям и содержанию предмета социально-культурной деятельности. Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Он охватывает многочисленную сеть социальных ин­ститутов, обеспечивающих культурную деятельность, процессы сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру.

    В современной литературе существуют различные подходы к построению типологии социально-культурных институтов. Про­блема заключается в том, чтобы в зависимости от целевого назна­чения, характера и содержания их деятельности выбрать правиль­ный критерий для их классификации. В качестве такового может фигурировать функционально-целевая направленность соци­ально-культурных институтов, преобладающий характер содержа­ния их работы, их структура в системе общественных отношений.

    С точки зрения функционально-целевой направленности вы­деляют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов. Соответственно мы имеем дело с двумя их круп­ными разновидностями.

    Первый уровень - нормативный. В данном случае социально-культурный институт рассматривается как нормативное явление, как исторически сложившаяся в обществе совокупность опреде­ленных культурных, морально-этических, эстетических, досуго-вых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

    К социально-культурным институтам нормативного типа правомерно отнести, в первую очередь, институт семьи, язык, ре­лигию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты, не ограничивающиеся освоением и последую-

    294

    Раздел Ш. Субъекты социально-культурной деятельности

    щим воспроизводством культурных и социальных ценностей или включением человека в определенную субкультуру. По отноше­нию к личности и отдельным общностям они выполняют целый ряд крайне существенных функций: социализирующую (социали­зацию ребенка, подростка, взрослого человека), ориентирующую (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения), санкционирующую (со­циальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний), церемониально-ситуационную (регламен­тацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и об­мена информацией, приветствий, обращений, регламентацию соб­раний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

    Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и об­ладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли. В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образо­вания, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предпри­ятия и организации (материально-техническое обеспечение соци­ально-культурной сферы); административно-управленческие ор­ганы и структуры в области культуры, включая органы законода­тельной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли

    Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты раз­работки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной со­циально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

    В широком смысле социально-культурный институт пред­ставляет собой активно действующего субъекта нормативного или учрежденческого типа, обладающего определенными формальными или неформальными полномочиями, конкрет-

    295

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ными ресурсами и средствами (финансовыми, материаль­ными, кадровыми и т.д.) и выполняющего в обществе соот­ветствующую социально-культурную функцию.

    Заметим, что любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной). С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культур­ной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-пра­вовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходи­мых для выполнения функций, предназначенных ему обществом. С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культур­ный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

    Например, такой социально-культурный институт норматив­ного типа, как искусство, с внешней (статусной) точки зрения может быть охарактеризован как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих творческий процесс по созданию художественных ценностей. В то же время по своему внутреннему (содержательному) характеру искусство представ­ляет собой процесс творчества, обеспечивающий одну из важ­нейших социальных функций в обществе. Стандарты деятельно­сти, общения и поведения творческих деятелей, их роли и функ­ции определяются и конкретизируются в зависимости от жанра искусства.

    Социально-культурные институты придают деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдель­ной личности, так и для социальных, возрастных, профессиональ­ных, этнических, конфессиональных групп, для общества в целом. Следует иметь в виду, что любой из этих институтов не только самоценный и самодостаточный субъект, а прежде всего субъект воспитания и образования человека.

    Каждый из социально-культурных институтов выполняет по преимуществу свою, наиболее характерную для него содержа­тельную функцию, направленную на удовлетворение тех соци­ально-культурных потребностей, ради которых он сформирован и существует.

    296
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40


    написать администратору сайта