Главная страница
Навигация по странице:

  • Социально-культурные общности и их типология

  • Корпоративные социально-культурные общности

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница27 из 40
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   40

    7, Социально-культурные общности и формирования

    Последние годы в России ознаменовались возникновением мно­гочисленных социально-культурных общностей и общественных фор­мирований в самых различных областях духовной жизни общества, в том числе и в социально-культурной сфере. Сам по себе данный факт

    330

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    для России представляет собой объективную и исторически оправдан­ную закономерность. На протяжении прошлых столетий в результате активно действовавших альтернативньгх структур, общественных объ­единений и формирований в России издавна были известны такие яв­ления, как меценатство, благотворительность, попечительство, вспомо­ществование, социальное донорство, гранты и грантодатели, предпри­нимательство и спонсорство без цели извлечения прибыли, ассоциации самопомощи и т.д.

    Исходными понятиями для характеристики общественных субъ­ектов социально-культурной деятельности являются термины «обще­ство», «общности», «общественные формирования».

    В контексте нашего предмета общество рассматривается как со­циально-культурная система, представляющая собой результат взаимо­действия двух подсистем - культуры и социальной системы. От других социально-культурных образований (институтов) - общностей, групп, общественных формирований и организаций - общество как субъект социально-культурной сферы отличается длительностью своего суще­ствования и самодостаточностью, поскольку обладает всеми необходи­мыми ресурсами для своего воспроизводства и нормального развития.

    В истории мировой цивилизации широко известны два вида обще­ства, которым свойственен соответствующий тип социально-культур­ной системы - общество традиционное (доиндустриальнос) и общество современное (индустриальное). Традиционное (доиндустриальное) общество характеризуется слабой дифференциацией социально-куль­турных институтов, духовность и социальная сплоченность в нем обес­печиваются главным образом за счет конфессиональных ценностей Напротив, современное (индустриальное) общество демонстрирует социально-культурную систему с ярко выраженной дифференциацией и специализацией социально-культурньгх институтов, высоким уров­нем развития науки, искусства, техники, всей социально-культурной инфраструктуры,

    Неотъемлемой и необходимой составляющей общества является совокупность многочисленных: общностей и общественных форми­рований, прямо либо косвенно являющихся субъектами социально-к> льтурной деятельности. Гражданское общество нигде, никогда и ни­кому не удавалось «учредить сверху»- Поэтому и есть многочисленных дееспособных социально-культурных общностей и формирований не

    331
    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильпиков. Социально-культурная деятельность

    возникает по указу «свыше», а инициируется снизу, вырастает посте­пенно и спонтанно.

    Сегодня существует объективная потребность не только в доста­точно четких и обоснованных описаниях государственных и негосу­дарственных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере, но и в научно обоснованной типологии существующих соци­ально-культурных общностей и общественных формирований.

    В последние годы значительно активизировалась деятель­ность многочисленных социально-культурных общностей и об­щественно-добровольных институтов - фондов, объединений и движений, действующих самостоятельно. Особенно это отно­сится к многочисленным общественно-добровольным формиро­ваниям типа социально-культурных фондов, движений, инициа­тив, землячеств, обществ и объединений.

    Механизм их возникновения и развития позволяет проследить ис­следования, проведенные российскими педагогами и психологами в тече­ние последних лет. Как свидетельствуют результаты этих исследований, нижнюю возрастную границу участников общностей и формирований составляют дети 12-13 лет. По мнению ученых, именно в этом возрасте возрастает потребность в расширении социальных и культурных контак­тов, интенсивно развивается тяга к самоопределению и самоутверждению в сфере искусства, спорта, моды, игры и т.д. Одновременно отмечается, что в современных условиях указанный возрастной барьер имеет тенден­цию к снижению до 7- 8 лет.

    Область культуры, досуга и творчества является постоянной сферой социального участия и социального лидерства граждан в виде формальных, полуформальных и неформальных общностей.

    Однако многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию видов общественной практики, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной деятельности. Численный рост социатьно-культурных общностей и формирований далеко не во всех случаях сопровождается их активным воздействием на качество и организацию социально-культурной сферы, на расширение оказываемых социально-культурных услуг.

    Именно поэтому крайне необходимым для развития личности, фор­мирования се субъектной позиций является создание условий, при кото­рых человек или общность людей смогут проявить в полной мере и удов-

    332

    Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

    летворить свои потребности и интересы в сфере культуры, образования, искусства, спорта, туризма, отдыха. Одной из форм реализации этих по­требностей и интересов являются социально-культурные общности и формирования.

    Социально-культурные общности и их типология

    Термин «социально-культурная общность» в контексте на­шего предмета имеет собирательный смысл. В принципе он рас­пространяется на самые различные по количественному и качест­венному составу участников группы, выступающие в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

    Под социально-культурной общностью, задействованной в сфере культуры, искусства, спорта, туризма, отдыха, подразуме­вается по преимуществу неформализованная совокупность людей, объединенных общими социально-культурными, досуговыми ин­тересами и увлечениями, общими целями и задачами своей дея­тельности, более или менее прочными связями и взаимодействием, общим типом поведения, умозрения и умонастроения

    Данное определение характеризует социально-культурную активность людей, представляющих не только однородные, но и различные возрастные, социальные, профессиональные, этниче­ские и другие группы. Общим связующим для них моментом яв­ляется, как минимум, осознанная постановка целей (как личных, так и социально значимых) и мера личной и коллективной ответ­ственности и заинтересованности.

    В зависимости от количества участников и условий внутри-группового взаимодействия социально-культурные общности делятся на малые, средние и большие.

    К малым социально-культурным общностям относят не­большие по численности объединения участников социально-культурной деятельности, включающие от двух до нескольких де­сятков человек (оптимально 7-9), находящихся в непосредствен­ном эмоционально-личностном контакте друг с другом, что поро­ждает у них особое психологическое чувство - «мы - группа». В повседневном социально-культурном обиходе, в процессе массо­вых и кружковых мероприятий в качестве таких групп фигури­руют семья, коллектив кружка, любительского объединения, спор­тивная команда, команда участников КВН, проектная группа и

    333


    Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    другие. В организационном отношении малая группа, таким обра­зом, представляет собой первичную социально-культурную ячейку

    К группам среднего масштаба, или корпоративным, отно­сятся сравнительно устойчивые производственные, учебные, бы­товые, воинские и другие аналогичные коллективы, для которых наиболее определяющими являются смысловые понятия «корпо­рация» и «корпоративная культура». Корпоративные общности объединяют людей, работающих в одном учреждений или пред­приятии социально-культурной сферы, обучающихся в высшем или среднем специальном учебном заведении культуры и искусств и т.д.

    Большие социально-культурные общности, выступающие в качестве субъектов социально-культурной деятельности, как пра­вило, представляют собой крупную устойчивую группу людей, отличающихся характерными признаками и чертами, действую­щих совместно в социально-культурных ситуациях и функциони­рующих в масштабах отдельно взятого региона или всей страны. К ним относятся социальные слои, общественно-политические движения, партии, объединения, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко десятки и сотни тысяч людей. Большую социально-культурную общность составляют жители, прожи­вающие на достаточно большой, но ограниченной территории (го­рода, района, области).

    Целый ряд малых, средних и частично крупных общностей одновременно выступают и как корпоративные социально-культурные общности, поскольку являются субъектами форми­рования и реализации собственной корпоративной культуры.

    К группе корпоративных социально-культурных общностей с полным основанием можно отнести государственные, акциони­рованные, совместные и частные фирмы, предприятия, учрежде­ния и организации разных типов в сфере промышленности, тор­говли, культуры, образования, искусства, спорта и т.д. В эту груп­пу также входят различные формализованные и неформали­зованные ассоциации и объединения представителей социальных слоев общества, делового мира, интеллигенции, молодежи, любые

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    другие нарождающиеся предпринимательские структуры и ини­циативные формы,

    Характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.

    Корпоративные социально-культурные общности

    Как социально-культурная общность, любой производствен­ный, творческий, учебный коллектив фирмы, предприятия, ком­пании, любой другой аналогичной структуры обладает характер­ными особенностями, ассоциируется с терминами «организация»; «корпорация» и соответственно - «организационная культура» и «корпоративная культура».

    Социально взвешенная политика коллектива учреждений и организаций в сфере культуры и досуга определяется сущност­ными чертами этого коллектива. Прежде всего каждая корпора­тивная общность в социально-культурной сфере выступает в каче­стве источника формирования и носителя групповых целей, опре­деленных принципов деятельности и поведения, этических и эсте­тических норм и ценностей. Уровень коллективного сознания как важнейшего фактора, определяющего отношение людей к куль­туре, включает в себя нравственные установки и мотивы поведе­ния.

    Каждая социально-культурная общность в лице корпорации отличается присущими ей определенными нормами и ценностями. которые в совокупности составляют её корпоративную или орга­низационную культуру.

    Ценности, составляющие содержание коллективного созна­ния, в различных социально-культурных общностях не одинаковы. В одних высоко ценится добросовестный труд, в других — нет. В одних коллективах в качестве ведущей задачи выступает создание условий для полноценного использования свободного времени не только своих сотрудников, но и членов их семей. Немалая доля средств корпорации расходуется на развитие и укрепление базы досуга, на проведение экскурсий, организацию коллективных дней отдыха, посещение театров, музеев, работу творческих са­модеятельных коллективов. Словом, делается все возможное, что-


    334

    335


    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    бы обеспечить интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие человека.

    В других коллективах духовная или физическая культура не престижны, расцениваются как третьестепенное дело. Заметим, что подобные ценностные установки свойственны не только обан­кротившимся или отстающим в экономическом отношении кол­лективам. Нередко и в экономически благополучных коллективах побеждает желание потратить деньги из фонда социально-куль­турных мероприятий или отчислений от членских профсоюзных взносов на дорогостоящие поездки — перелеты по маршрутам вы­ходного дня (кстати, такие поездки, как правило, ((съедают» боль­шую часть средств на культурно-досуговую работу) вместо, на­пример, обеспечения деятельности детских, подростковых клубов, объединений, студий.

    К элементарным нормам корпоративной культуры, прису­щим каждой организации, правомерно отнести наличие у её со­трудников стратегического мышления (навыков прогнозирования будущего), их способности проявлять социальную ответствен­ность перед окружающей их средой - коллегами, потребителями культурных благ и услуг, партнерами, конкурентами и т.д., эффек­тивного сотрудничества всех участников социально-культурной общности, их готовности к оправданному риску и нововведениям, проявления демократичного стиля руководства, адекватного ис­пользования системы мотивации труда по конечным творческим результатам и т.д.

    Аналогичной социальной направленностью обладают и цен­ности, лежащие в основе корпоративной культуры и объединяю­щие сотрудников учреждений и организаций социально-культур­ной сферы. Это престиж и имидж организации, власть, служебный долг, высокий профессионализм, эффективное сотрудничество работающих, вера в Бога, карьерный рост и стремление к матери­альному благополучию; безопасность и независимость; возможно­сти для самореализации и свобода проявления своих чувств и эмо­ций и т.д.

    Уже сам перечень норм и ценностей, активно используемых как во внутренней среде, во внутрифирменных межличностных и межгрупповых отношениях, в поведении и общении сотрудников, так и во взаимодействии с внешней средой, дает достаточно пол-

    336

    Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    ное представление о социально-культурной природе любой кор­поративной общности.

    Таким образом, любое из учреждений и предприятий соци­ально-культурной сферы - это нечто большее, чем экономический организм, главной и единственной заботой которого является по­лучение прибыли, достижение максимальных экономических ре­зультатов, не нарушая, естественно, при этом законов, юридиче­ских норм и установлений. Каждая современная социально-куль­турная корпорация (фирма, компания), занятая в сфере бизнеса, являясь экономической структурой, всегда была и остаётся слож­ной частью окружающей социальной среды.

    Корпоративная культура не может механически заимство­ваться или внедряться, она органически складывается в естествен­ном процессе зарождения и развития любого из учреждений. Её основными, «несущими» элементами служат главное предназна­чение, миссия (философия, идеология) данной социально-куль­турной общности, ее базовые цели и кодекс поведения её участни­ков.

    В корпоративной культуре уникальным образом отражаются и сочетаются возрастной, половой, этнический, конфессиональный составы социально-культурной общности, а также множество со­ставляющих, от которых зависит самое существование организа­ции: её социально-культурная принадлежность, биография, тради­ции и опыт, межличностные отношения, общие воспоминания о наиболее значительных событиях, наконец, множество субъектов, среди которых - сотрудники, акционеры, потребители, партнеры, поставщики, чиновники, средства массовой информации, группы -носители общественного мнения и группы - источники общест­венного давления. Корпоративная культура объективно не может отгородиться от местной общины, жителей окружающего района или города, проигнорировать массу проблем, сопровождающих социально ослабленные и незащищенные слои населения - мало­обеспеченные, многодетные или неполные семьи, инвалидов, одиноких пожилых людей и других.

    Эта многослойная часть общины не может не оказывать влияния на престиж, «общественное лицо» фирмы или предпри­ятия, прозрачность их помыслов и действий в достижении своих целей и задач. Следовательно, каждой организации недостаточно

    337
    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    руководствоваться чисто юридической ответственностью. Прихо­дится невольно брать на себя ответственность социальную, урав­новешивать свои экономические цели с экономическими и соци­альными интересами своего окружения,

    Не только юридическая, но и социальная ответственность бизнеса обязывает организацию направлять часть своих ресурсов и усилий на решение социальных проблем окружающей среды, жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились и существуют определенные представления о том, как должна вести себя любая фирма или компания, чтобы считаться добропорядочным, корпоративным членом того со­циума, в котором она функционирует.

    В этих целях она добровольно берет на себя социальные обя­зательства, участвует в благотворительных социально-культурных акциях, заботится об экологическом равновесии в регионе, защите интересов потребителя, занимается проблемами здравоохранения и многими другими вопросами.

    Как социально-культурная общность, любая корпорация обя­зана заботиться о своих сотрудниках, проявлять надлежащую за­боту об их досуге, здоровье, культурном развитии, благоприятном психологическом самочувствии. В «социальный пакет» входит перечень различных льгот и услуг за счет фирмы, предоставляе­мых сотрудникам по медицинскому и культурному обслужива­нию. В последние годы существенно расширилась практика уча­стия коммерческих структур, больших и малых фирм, бирж, со­вместных предприятий, акционерных обществ в организации со­циально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

    «Фирменное» обслуживание, направленное на удовлетворе­ние интересов и потребностей членов коллектива в тех или иных видах социально-культурной деятельности, предусматривает: ор­ганизацию посещения выставок, концертов, спектаклей, спортив­ных соревнований, проведение спортивно-оздоровительных меро­приятий, вплоть до отдыха в здравницах, использование спортив­ных площадок, саун и т. д.; содействие в приобретении видеоком­плексов, аудиосистем и других предметов домашней «индустрии досуга». Однако подчеркнем, что уровень «фирменного» соци­ально-культурного обеспечения зависит не только от социально-

    338

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    экономического положения коллектива, эффективности его трудо­вой деятельности, но и от определенного уровня коллективного мышления, ценностей и социальных норм, проявляющихся в кол­лективных интересах.

    Социально-культурная деятельность содержит неисчерпаемые возможности для формирования корпоративного имиджа той или иной организации, который по сути представляет собой основу корпоративной культуры, а также для эффективного рекламно-ин­формационного продвижения «брэнда» - товарного знака выпус­каемой продукции

    Как социально-культурная общность, любая корпорация соз­дает собственный имидж с помощью внешних и внутренних со­ставляющих. В качестве внешних составляющих имиджа обычно выступают фирменный стиль и репутация фирмы в глазах общест­венности.

    В последние годы существенно расширяется практика участия коммерческих структур в лице больших и малых фирм,"бирж, со­вместных предприятий, акционерных обществ по организации со­циально-культурных, досуговых программ для своих сотрудников и членов их семей.

    Организация такого своеобразного «фирменного досуга» име­ет ряд характерных особенностей. Во-первых, справедливо пола­гая, что подобный «фирменный досуг» является существенной разновидностью бизнеса, многие частные предприятия не то­ропятся приглашать профессиональных организаторов досуга и передают разработке и проведение рекреационных программ в ру­ки самих сотрудников и членов их семей. Поэтому, если спе­циалист по досугу и привлекается, то от него требуются, в первую очередь, квалифицированная консультация, совет, методическая помощь. Во-вторых, коммерческие предприятия кровно заинтере­сованы в обеспечении регулярной физической подготовки своих работников и поддержании их спортивной формы. Предпринима­тели не скупятся на финансовые затраты в поисках оптимальных возможностей организации отдыха персонала предприятий, так как эти затраты окупятся повышением уровня работоспособности людей.

    Фирменный стиль предполагает разработку дизайна и обору­дования офиса, товарного знака, логотипа фирмы, бланков, суве-

    339

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ниров с рекламой и т.д., а также создание имиджа персонала фир­мы - фирменного поведения и фирменной одежды сотрудников, навыков делового общения и соблюдения правил фирменного этикета. Репутация фирмы является результатом успешного про­ведения пиар-кампании, мероприятий по продвижению фирмы на потребительском рынке.

    В создании внешнего имиджа участвуют сотрудники фирмы и приглашенные специалисты: имиджмейкеры, дизайнеры, реклами­сты и др. Многие фирмы и предприятия в рамках концепции «со­циально-культурной ответственности современного бизнеса» раз­рабатывают и реализуют проекты и программы, связанные с про­ведением рекламных кампаний, выставок, ярмарок и презентаций, благотворительных концертов, спектаклей, вечеров, марафонов в пользу экономически и социально ослабленных групп населения, выделением субсидий на поддержку талантливой молодежи, по­мощь медицинским и социальным центрам, учреждениям культу­ры и образования. Масштаб фирмы не имеет принципиального значения: порой скромный магазин заботится об уборке при­легающего двора, а предприятие, производящее пиццу, становится спонсором хоккейной команды близлежащей школы.

    С одной стороны, учреждения и организации, находящиеся в частной или акционерной собственности, выступают в качестве экономического (коммерческого) сектора, активно участвующего в финансовом, материально-техническом и рекламно-информаци­онном обеспечении социально-культурной сферы, производстве, хранении, распределении, обмене и потреблении культурных благ и услуг.

    С другой стороны, именно эти субъекты формируют и разви­вают свою собственную корпоративную культуру, являясь её' но­сителями и проводниками и тем самым оказывая существенное влияние на окружающую социально-культурную макро- и микро­среду.

    Для выполнения этой миссии коллективы фирм, предприятий, компаний и других организаций, занимающихся бизнесом, обла­дают необходимыми нормативно-правовыми, материальными, фи­нансовыми, кадровыми ресурсами. Для того чтобы полнее пред­ставить специфику воздействия корпоративной культуры на раз­витие их «фирменного» имиджа и стиля, характер и возможности

    340
    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    влияния этой разновидности социально-культурных институтов на область досуга и творчества занятых здесь сотрудников, проведе­ние их ежедневного, воскресного, праздничного и отпускного от­дыха, необходимо уяснить некоторые особенности их социального статуса и сферы функционирования,

    Осуществляя оценку участия представителей делового мира в решении проблем социально-культурной сферы, социологи берут за основу два важнейших критерия: сферу их функционирования и форму собственности, на которых базируется их деятельность.

    Кроме того, коллективы учреждений и организаций данного вида со сходными сущностными чертами и исходным социальным положением могут входить в один из следующих типов: первый тип - остропроблемные, отстающие в экономическом отношении коллективы; второй тип объединяет стабильные, развивающиеся коллективы. Более подробно с критериями типологии коллективов можно ознакомиться в специапьных изданиях .

    В условиях приватизации, перехода к частной собственности на средства производства, образования различных фирм, коммер­ческих центров, корпораций и т. п. вес большее развитие получает «фирменное обслуживание». Социально-культурная среда очень чутко отзывается на все изменения в производственной, общест­венной жизни коллектива. Например, негативные процессы в со­циально-экономической деятельности предприятия или фирмы самым непосредственным образом отражаются и на досуговой. социально-культурной сфере. Нарушения хозяйственных связей, дефицит в поставках сырья, комплектующих деталей, противоре­чия между отдельными социальными группами коллектива и т.д. -все эти и другие аналогичные «заболевания)) трудового коллек­тива обязательно отражаются на его морально-психологическом климате, усиливают нервозность работающих, не способствуют их сплочению как в трудовой, так и в досуговой деятельности,

    В формировании и реализации научно обоснованной и соци-ально_обсспеченной культурной политики коллектива фирмы, компании, предприятия самое активное участие принимают соци-

    ; См.: Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск, 1991. - С. 345 - 362

    341
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    алъные работники - педагоги, психологи, медики, юристы, органи­заторы досуга.

    Существенно возрастает влияние такого коллектива на сферу свободного времени его работников, их семейно-бытовую среду. Распространена весьма упрощенная точка зрения, будто воспита­тельная функция коллектива подразделяется на внутреннюю (вос­питание своих членов, как правило, непосредственно в коллективе, на производстве) и внешнюю (воспитательное влияние на подрас­тающее поколение: детей сотрудников, учащихся подшефных учебных заведений), В современных условиях происходит посте­пенное слияние внутренней и внешней функций. С усилением внимания к семье, воспитанию детей повышается ответственность коллектива за жизненное благополучие своих членов и во внера­бочее время, за выполнение ими своих родительских обязанно­стей.

    При этом благоприятными условиями для воздействия кол­лектива обладает семейно-бытовая среда. В ней взрослые и дети проводят большую часть времени, обсуждают свои производст­венные и школьные дела, включаются в общественно полезный труд и разные формы организационного досуга. Она обладает до­полнительными резервами для совершенствования воспитательной работы различных социальных институтов. В силу объективных причин воспитательная деятельность трудового коллектива в жи­лой среде эффективна в том случае, когда члены данного коллек­тива сгруппированы по месту жительства: проживают в одном микрорайоне, рабочем поселке, сельской зоне. На практике такая ситуация встречается крайне редко, и воспитательное воздействие трудового коллектива на семьи трудящихся по месту их житель­ства затрудняется в силу «разбросанности» семей, проживания их в разных микрорайонах. В подобных случаях наиболее целесооб­разными представляются поиск и установление «точек соприкос­новения», взаимодействия между различными сферами жизнедея­тельности людей: трудом, учебой, бытом, отдыхом,

    Первый этап такого взаимодействия - связь между общест­венными организациями и формированиями. В воспитательной работе по месту жительства речь идет об интеграции усилий кол­лектива, школы, общественности микрорайона (координационного совета, депутатской группы, а также социальных служб, правоох-

    342

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    ранительных органов), учреждений культуры и спорта, территори­ально приближенных к семье.

    Приоритетная роль в организации социально-культурной дея­тельности населения социума принадлежит общественности. Она представляет, как правило, две группы. Первая включает наиболее социально активную часть членов трудовых коллективов, шефст­вующих над школами, дошкольными и внешкольными учрежде­ниями, профессионально-техническими училищами, в целом над микрорайонами; вторая - население самого микрорайона (воспи­тательная работа проводится там, где оно живет). Вторая группа обычно бывает представлена многочисленными самостоятель­ными общественными формированиями, объединяющими жен­ский актив, совет ветеранов, любительские клубы, родительский патруль и др. Взаимодействие этих двух групп в процессе даль­нейшего совершенствования работы в социуме должно привести к постепенному их слиянию.

    Изначальными конструктивными условиями организации ме­неджмента в социально-культурной сфере служат:

    -реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе,

    -диалог с семьей, отдельными гражданами, их обществен­ными представителями и другими членами экосоциоси-стемы, а не авторитарное давление на социокультурную сре-
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   40


    написать администратору сайта