Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Материально-технический ресурс

  • 6. Информационно-методический ресурс

  • 7. Морально-этический ресурс

  • Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V

  • Учебные задания

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница30 из 40
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   40
    Часть социально-культурных (образовательных, художест­венно-зрелищных, развлекательно-игровых, оздоровительных) услуг каждое из учреждений производит, выполняет, обеспечивает самостоятельно, в рамках муниципальных бюджетных ассигнова­ний. Другую часть расходов учреждение покрывает за счет него­сударственных ресурсодержателей - спонсоров, инвесторов, кре­диторов, представляющих негосударственные структуры и орга­низации.

    Существует еще один способ - самофинансирование, полу­чивший распространение в условиях современных рыночных от­ношений и также направленный на удовлетворение культурно-до-суговых потребностей клиентов, пользующихся услугами. В оби­ходе учреждений культуры это обычный коммерческий обмен (деньги - товар, услуги - деньги) либо некоммерческий (благотво­рительный).

    Таким образом, чтобы удовлетворить потребности своих кли­ентов в полноценном содержательном отдыхе в соответствии с 1ребованиями рынка, необходимо мобилизовать и поступления из муниципального бюджета, и ресурсы привлекаемых инвесторов, и личные средства граждан, и пожертвования всевозможных спон­соров и частных лиц,

    391
    Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильщиков. Социально-культурная деятельность

    Поиск денежных средств (фандрайзинг) для учреждений от­расли превратился в особую область профессионального управле­ния - со своей стратегией и тактикой, принципами и техноло­гиями. В составе персонала многих учреждений культуры и ис­кусства крайне необходимы (и сегодня уже есть!) высококвали­фицированные специалисты, способные так же, как и их коллеги из развлекательных центров на Западе, эффективно пополнять бюджет своих организаций.

    Непросто складывается структура поступлений в бюджет большинства государственных учреждений культуры и искусства. Специфика российской жизни требует переосмысления зарубеж­ного опыта, поиска собственных подходов, своих решений.

    Например, подавляющую часть планируемого годового бюд­жета, необходимого для более или менее сносного существования среднего по масштабам городского парка, составляют государст­венные, муниципальные средства (иногда до 80-90%). Тем не ме­нее ежегодное снижение объемов госбюджетного финансирования заставляет парки усиленно заниматься поиском иных источников доходов.

    Контакты со многими отечественными и зарубежными орга­низациями, на которые выходят парки в этих поисках, к сожале­нию, сплошь и рядом остаются краткосрочными: заканчивается грант, прекращается финансирование, а программа или проект требуют продолжения инвестиций. Российским паркам пора нау­читься самим решать свои проблемы, привлекая к сотрудничеству другие секторы городского сообщества. Научиться строго оцени­вать свои возможности, затраты и ресурсы - задача не столько экономическая, сколько прежде всего управленческая.

    В содержании современной социально-культурной деятельно­сти, как мы уже отмечали, функционируют и сосуществуют два основных сектора — коммерческий и некоммерческий. Разуме­ется, это деление условно, поскольку различные по направленно­сти жанровые формы культурно-досуговых занятий и услуг харак­теризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернатив­ных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видеообслуживания, дискотек, игорного и шоу-бизнеса, эстрады и т. п., и в то же время сокращается посещаемость театров, киноте-

    392

    Т.Г. Киселева, Ю.Д Красильников. Социально-культурная деятельность

    атров, концертных залов. Тем не менее строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные государственные и муниципальные учреждения культуры и искусства - клубы и Дома культуры, библиотеки, парки, музеи, театры, цирки и другие - в поисках дополнительных средств используют как коммерче­ские, так и полукоммерческие проекты.

    Кардинально изменилась сама парадигма выделения и по­рядка расходования госбюджетных средств. Если раньше государ­ство, выделяя средства на культуру, как правило, не следило за итогом, результатом этих вложений, т. е. конечным продуктом, то в соответствии с программно-целевым принципом финансирова­ния государство выделяет средства не на учреждения культуры, а на выполняемые ими проекты и программы (единовременные, долгосрочные, концертно-зрелищные, образовательные, развлека­тельные и т.п.). Другими словами, материальное обеспечение уч-реждения, организации поставлено в зависимость от производи­мого ими культурного продукта.

    Экономический механизм сферы социально-культурной деятельно­сти является неотъемлемой частью всей системы хозяйствования. Но в сипу специфики этой сферы необходимо исходить из ряда принципиаль-ньгх положений, определяющих ее действие. К ним относятся: приори­тетность бюджетного обеспечения культуры и культурной деятельности необходимыми средствами, широкое привлечение общественных орга­низаций и коммерческих структур, а также частных лиц к участию в раз­витии и финансировании культуры; рациона'сьное сочетание государст­венной бюджетной поддержки перспективных социально-культурнъгх экспериментов и инициатив, а также усилий, направленных на сохране­ние и развитие национально-культурного достояния, и одновременное расширение коммерческих начат, отвечающих культурно-досуговым интересам, моде, предпочтениям различных слоев общества; преодоле­ние остато'шого принципа выделения ресурсов на культуру, укрепление ее материально-технической базы, усиление роли муниципатьньгх (мест­ных) органов самоуправления в области финансирования и льготного налогообложения объектов социально-культурной деятельности.

    В этой связи появилось несколько моделей их финансово-эко­номического поведения во внешней среде. Одни учреждения на­ходятся на полном или почти полном бюджетном финансирова-

    393
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Крпсильииков. Социально-культурная деятельность

    нии. Другие требуют больших инвестиций из различных источни­ков и ориентированы на инновационные решения в социально-культурной сфере. Третьи являются национальным достоянием и объективно нуждаются в значительном бюджетном финансирова­нии и поддержке со стороны других структур. Наконец, четвертые сумели добиться полной или почти полной самоокупаемости,

    Бюджетное финансирование социально-культурной сферы от­личается своей многоуровневостью, традиционно находящейся под контролем или на обеспечении муниципальных органов. В последние годы субъекты местного самоуправления совершили переход к новой инвестиционной политике финансирования. Ее суть состоит в том, что финансирование производится не по факту существования социально-культурного учреждения, а по содержа­нию его деятельности, его вкладу в организацию оптимального жизнеустройства региона (города, района) с учетом перспектив его развития.

    Существует несколько уровней бюджетного финансирования муниципальных социально-культурных учреждений.

    На нормативном уровне предполагается финансовое обеспе­чение требуемого состояния материальной базы (содержания зда­ний и помещений, работоспособного состояния инженерных сис-гем и технических средств, транспорта, инвентаря и т.д.),

    На содержательном уровне осуществляется финансирование труда персонала работников по созданию и реализации социально-культурных проектов и программ, отвечающих потребностям ре­гиона (города, района).

    Социальный (или компенсационный) уровень предусматри­вает финансирование социокультурных объектов (театров, биб­лиотек, музеев, учебных заведений, а также сельских клубов), не имеющих возможности работать по заказным проектам и про­граммам, но нуждающихся в нем для поддержки социальной ста­бильности и существующих культурных традиций.

    К внебюджетным источникам финансирования относятся до-тодьт от самостоятельной производственной деятельности соци­ально-культурных учреждений и организаций с помощью методов хозяйственного расчета и предпринимательской деятельности. Кроме того, в течение последних лет широко используются меж­дународные и российские общественные фонды как один из ос-

    394

    Т.Г- Киселева, Ю.Д Красильныков. Социально-культурная деятельность

    новных внебюджетных источников финансирования проектов и

    программ в социально-культурной сфере, средства населения, по­лучаемые в результате коммерческой деятельности социально-культурных институтов. Направления самостоятельной деятельно­сти по предоставлению платных услуг различны: организация до­суга; производственная деятельность, посредническая деятель­ность.

    Таким образом, структуру финансового ресурса социально-культурной деятельности составляют как бюджетные, так и не­бюджетные источники; доходы от предпринимательской деятель­ности в социально-культурной сфере по созданию культурного продукта (благ и услуг); средства, выделяемые государственными и негосударственными организациями на выполнение целевых программ и заказных программ и оформляемые социально-творче­ским заказом; средства, формируемые из других источников и оформляемые социально-творческим заказом, средства от платных услуг юридическим и физическим лицам, не оформляемые соци­ально-творческим заказом; спонсорские средства, внешние инве­сторы, добровольные пожертвования юридических и физических лиц, кредиты банков и других организаций

    5. Материально-технический ресурс

    Под содержанием материально-технического ресурса социо­культурной деятельности подразумевается совокупность ор\дий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную при­роду и необходимых для производства, распространения и освое­ния культурного продукта, культурных благ и ценностей в соот­ветствии с выдвинутыми целями и задачами

    Имущество учреждений и организаций социально-культурной сферы составляют основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражена на их самостоятель­ном балансе,

    К основным фондам как разновидности ресурсов, состав­ляющих материально-техническую базу социально-культурной деятельности, относятся; 1) архитектурно- и инженерно-строи­тельные объекты (здания и сооружения), предназначенные для проведения социально-культурных мероприятий, эксплуатации и

    395
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    хранения оборудования и материальных ценностей; 2) инженерно-коммуникационные (передаточные) системы и устройства: элек­трические сети: телекоммуникации, системы отопления, водо­снабжения и др.; 3) механизмы и оборудование: аттракционы, хо­зяйственный, музыкальный, игровой, спортивный инвентарь, му­зейные ценности, сценическо-постановочные средства и реквизит, библиотечные фонды, многолетние зеленые насаждения; 4) транс­портные средства.

    Источниками формирования имущества, как правило, являются: имущество, закрепленное за учреждениями и организациями в установ­ленном порядке; бюджетные ассигнования от учредителя; доходы от соб­ственной (основной, неосновной, предпринимательской) деятельности; добровольные пожертвования, дары, субсидии; проценты от вкладов в банки; другие доходы и поступления.

    В соогветствии со своим уставом социально-культурные учрежде­ния вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества, при этом сдачу в аренду закрепленного за собой имущества согласовы­вают с учредителем В таком же порядке они используют находящиеся у них финансовые средства и иное имущество в осуществляемой ими не­основной деятельности.

    6. Информационно-методический ресурс

    Предметом изучения и интереса в курсе социально-культур­ной деятельности является её информационно-методический ре­сурс. Под этим термином подразумевается совокупность инфор­мационно-методических материалов, предназначенных для много­целевого использования как в процессе управления, так и в техно­логическом обеспечении социально-культурной деятельности. В теории и практике социально-культурных институтов информаци­онно-методический ресурс предстает в двух «ипостасях» - как информационно-управленческий ресурс и как информационно-творческий ресурс

    Информационно-управленческий ресурс предполагает нали­чие преобразованных в управленческом контексте сведений и данных, неоднократно привлекаемых для осуществления управ­ленческих функций в социально-культурной сфере, в первую оче­редь, принятия управленческих решений. Степень полезности ин-

    396

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Социально-культурная деятельность

    формации зависит здесь прежде всего от сё качества и объема, её пригодности для эффективного выполнения управленческих це­лей и задач

    Информационно-творческий ресурс включает преобразован­ный в методическом или творческом контексте блок информации в целях его эффективного влияния как на повышение профессио­нально-творческого уровня, профессиональной компетентности, методической вооруженности сотрудников, педагогов, технологов и других участников социально-культурного процесса, так и для воздействия - через отдельные творческие акции (в виде фильмов, спектаклей, телевизионных программ, книг, концертов и т.д.) - на многочисленную аудиторию потребителей и пользователей куль­турного продукта или услуг (читателей, зрителей, слушателей),

    Оба вида ресурсов составляют информационное пространство (поле), необходимое для регулярного функционирования сети со­циально-культурных институтов в различных видах общественной практики: досуге, образовании, профессиональном искусстве и народном творчестве, социально-культурной реабилитации, спор­те, межкультурном обмене.

    Следует отметить уникальную ценность информационно-творческих ресурсов, неоднократно воспроизводимых, например, в художественно-зрелищных акциях (концертах, спектаклях, обря­дах и т.д.) или в творчестве мастеров народных промыслов и реме­сел. Эту же закономерность мы можем наблюдать и в различных видах спорта, в игровой деятельности, в работе школьного педа­гога, в повседневной практике менеджеров и продюсеров.

    Эффективность информационно-творческого ресурса много­кратно возрастает благодаря умело задействованному потенциалу современной индустрии культуры и досуга. Успех дела решает, как правило, введение мощных механизмов, методов и приемов создания, накопления, тиражирования, транслирования, хранения и восстановления культурных ценностей, множества единиц твор­ческой информации, активно влияющей на сознание и волю мно­гомиллионной аудитории читателей, слушателей и зрителей. В практике социально-культурной деятельности разработана и дей­ствует работающая по определенной шкале система оценки ин­формационно-творческих ресурсов, которыми располагают от­дельно взятые учреждения, организации, коллективы и другие

    397
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красшъников. Социально-культурная деятельность

    аналогичные объекты социально-культурной сферы. Например, в обиход прочно вошло понятие «информационно-творческой мощ­ности» того или иного типа социально-культурного института. Так, под «информационно-творческой мощностью» театрально-зрелищного предприятия подразумевается наличие необходимого для достижения поставленной цели содержания репертуара, со­става исполнителей, уровня их профессионального мастерства и т.д.; для библиотеки - размеры и содержание книжно-журнального фонда и других материальных носителей информации и т.д.

    В характеристику информационно-методического ресурса входит также качественная и количественная оценка состояния и перспектив развития методического руководства и методической оснащенности объектов социально-культурной сферы. В каждой из сфер общественной социально-культурной практики сложилась и функционирует сеть государственных и негосударственных ме­тодических учреждений и центров, система методического обес­печения, включающая различные по содержанию и форме методи­ческие материалы. Эффективность информационно-методического ресурса зависит от квалифицированного использования методик анализа и обобщения накопленного опыта социально-культурной деятельности.

    7. Морально-этический ресурс

    Ни одно из государств, претендующих на звание правового, не может похвастаться исчерпывающим перечнем законов, кото­рые регулировали бы все существующие в нём общественные от­ношения - политические, экономические, социальные, культур­ные. Не найдется и граждан, которые знали бы все принятые в стране законодательные документы. Это совершенно естественная ситуация, поскольку правовые отношения в любом обществе опи­раются не на нормы закона, а на нормы морали.

    Наличием нормативно-правовой документации отнюдь не ис­черпывается тот круг важнейших факторов и условий, которые определяют уровень профессиональной ответственности сотруд­ников, занятых в социально-культурной сфере, степень успешного выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Как сви­детельствует опыт, важное место здесь принадлежит соблюдению

    398

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельн

    специалистами необходимых этических, нравственных hodm правил - в поведении, в общении, в повседневных поступках и действиях.

    Профессиональная этика лиц, прямо или косвенно участвую­щих в социально-культурных процессах, с полным правом мо­жет быть охарактеризована как морально-этический ресурс Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное на­чало органически входит в любое из ее проявлений. Морально-этический ресурс необходим для получения наилучших результа­тов социально-культурной деятельности, оправдания ее общест­венного предназначения. С его помощью происходит нравствен­ная регуляция профессионального поведения специалиста, заня­того в социально-культурной сфере.

    Понятие морально-этического ресурса напрямую тесно свя­зано с наличием четко выраженной социальной позиции у каждого из профессионалов, задействованных в области досуга, образова­ния, искусства, спорта и др. Социальная позиция специалиста, в свою очередь, предполагает органическое единство и оптимальное сочетание у него жизненной, политической и профессиональной позиций.

    Жизненную позицию характеризует комплекс внутренних ус­тановок профессионала, которыми определяется уровень его ак­тивности в тех или иных видах социально-культурной деятельно­сти. Если в его самосознании и практических делах проявляется уровень его идентичности с теми или иными политическими си­лами, мы вправе говорить о наличии у специалиста определенной политической позиции Наконец, профессиональная позиция спе­циалиста социально-культурной сферы, начиная с управленцев и кончая рядовыми служащими, характеризуется уровнем его иден­тичности со своей профессиональной группой, степенью освое­ния целого ряда морально-психологических установок, присущих подлинным представителям корпуса профессионалов, занятых в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта,

    Как известно, в квалификационной характеристике специали­ста социально-культурной сферы отражается совокупность про­фессиональных требований, знаний, умений и навыков, реализуе-

    399
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    мых в процессе выполнения им конкретных профессиональных обязанностей.

    Наряду с профессиограммой деятельность специалиста соци­ально-культурной сферы определяется и его должностной инст­рукцией - своего рода квалификационным стандартом, установ­ленным для данной профессии или должности. Основное предна­значение обоих документов - служить в качестве руководства в каждодневном поведении и общении работника с коллегами, за­казчиками, конкретными общностями людей (социумами), пред­ставителями других профессий, обществом в целом.

    Сравнительный анализ содержания ежегодно обновляемых и корректируемых инвариантных профессиограмм и должностных инструкций специалистов-организаторов социально-культурной деятельности показывает, что действие этих документов распро­страняется на все отрасли социально-культурной сферы, включая как государственные, так и негосударственные (коммерческие, общественные, кооперативные) учреждения и организации,

    К морально-психологическим установкам, отличающим под­линного профессионала, работающего с детьми, подростками и взрослыми, относятся категории профессионального долга, ответ­ственности, совести, достоинства, чести.

    Профессиональным долгом специалистов социально-культур­ной сферы является выработанное в их среде представление о своих обязательствах перед обществом, которые добровольно взя­ты ими исходя из места и роли их профессии в жизни социума. Профессиональный долг носит двойственный характер. С одной стороны, это объективно существующие обязанности специали­стов по удовлетворению многообразных духовных интересов и потребностей населения. С другой, субъективной стороны - это личная готовность специалиста к исполнению этих обязательств.

    Не менее важной установкой служит профессиональная от­ветственность персонала, занятого в государственном и особенно в негосударственном, коммерческом секторе социально-культур­ной сферы.

    В своем содержании профессиональная ответственность от­ражает реально существующую зависимость между результатом практической деятельности штатных сотрудников и специалистов и теми экономическими, социально-психологическими и другими

    400

    Т. Г. Киселева, Ю.Д Красильников. Социально-культурная деятельность

    последствиями, которые он может иметь для общества, отдельного социума, конкретных людей. Кроме того, сама категория ответст­венности выступает и как сложное понятие, включающее ответст­венность юридическую, социальную и этическую (нравственную).

    Юридическая ответственность предполагает неукоснительное следование конкретным законам и нормам государственного регу­лирования (права), определяющим, что могут, а что не должны делать социально-культурные учреждения и организации. В отли­чие от юридической, социальная ответственность подразумевает добровольное участие многочисленных социально-культурных институтов в решении тех или иных социальных проблем. Термин «социально ответственный бизнес» распространяется и на круп­ные, средние и малые предприятия и фирмы, которые участвуют в благотворительных концертах и спектаклях, праздниках и телема­рафонах, субсидировании и материальной поддержке социально незащищенных и нуждающихся групп населения

    Наконец, морально-этическая ответственность персонала в процессе социально-культурной деятельности предусматривает соблюдение так называемой этики бизнеса, норм и правил этич­ного поведения с клиентами и пользователями социально-куль­турных услуг во время контактов с аудиторией читателей, зрите­лей и слушателей, этики отношений с коллегами и т.д.

    Среди установок, характеризующих морально-этический ре­сурс социально-культурной деятельности и гарантирующих ис­полнение профессионального долга, следует особо выделить кате­гории профессиональной совести, чести и достоинства. Эти уста­новки можно сопоставить со своеобразными индикаторами, «термометрами)), четко фиксирующими корректность этического поведения и поступков специалистов, позволяющими вовремя найти оптимальное решение проблемной ситуации, каких в прак­тике менеджеров и педагогов возникает немало. Благодаря их со­блюдению о специалисте складывается одобрительное обществен­ное мнение в форме репутации - спонтанно определившейся и широко распространенной оценке его профессиональных и нрав­ственных качеств. Они же свидетельствуют и об уровне само­оценки специалистом степени соответствия своих профессио­нальных поступков, своего профессионального поведения крите-

    401
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    риям самой профессии - педагога и менеджера, артиста и социо­лога, социального работника и спортсмена.

    Помимо нравственных норм, морально-этический ресурс предполагает соблюдение профессионально-этических принципов специалистами, занятыми в тех или иных социально-культурных нишах. Профессионально-этические принципы являются необхо­димым нравственным ориентиром для всех участников социально-или индивидуально-культурной деятельности

    Суть и смысл базовой (основной) части кодекса этики спе­циалиста социально-культур ной сферы включает в себя целый ряд принципиальных положений. В их числе - соблюдение приори­тета общественных интересов и общечеловеческих гуманистиче­ских ценностей перед групповыми; соблюдение прав человека и проявление уважения к демократическим институтам общества; следование общепринятым нормам морали и культуры взаимоот­ношений, проявление глубокой порядочности, воспитанности, уважения к чести и достоинству личности; наконец, обдуманное, добросовестное, тщательное выполнение своих профессиональных функций и действий,

    Высокая степень нравственной ответственности тех, кто сле­дует этим принципам в своих повседневных служебных обязанно­стях и поступках, зафиксирована в зарубежном и отечественном опыте кодификации - международных и внутренних (федераль­ных, региональных, местных) кодексах этики. В них зафиксиро­ваны базовая (сами принципы) и вариативная (нормы и правила) составляющие поведения для профессионалов и непрофессиона­лов, занятых в различных сферах и видах социально-культурной деятельности - учителей и журналистов, социальных педагогов, клубных, библиотечных, музейных, социальных работников, дея­телей литературы и искусства и других. Принципы служат мето­дологической базой их профессионально-нравственного поведе­ния, помогают им воплотить их профессиональную позицию в конкретные профессиональные действия,

    Конкретным результатом последовательного использования морально-этического ресурса является установление благоприят­ного психологического климата любого первичного коллектива, функционирующего в социально-культурной сфере - учебного заведения или театра, редакции ТВ, радио или газеты, музея или

    402

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    спортивного клуба. По оценкам социальных психологов, психоло­гический климат отражает качественную сторону межличностных отношений, он способствует развертыванию творческого потен­циала личности и всего коллектива, эффективному задействова­нию человеческого фактора в производстве социально-культурных продуктов и услуг.

    Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V

    Что входит в понятие «ресурсная база учреждений социально-культурной сферы» и кто относится к субъектам сё создания и развития?

    2

    В чем заключаются сходство и различие нормативных и правовых документов, определяющих статус и деятельность социально-культурного учреждения?

    1. Существует ли и чем отличается государственная поддержка
      объектов культуры, относящихся к национальному достоя­
      нию страны, от аналогичной поддержки массовых учрежде­
      ний социально-культурной сферы?

    2. Попытайтесь раскрыть и обосновать резервы и возможности
      самофинансирования объектов социально-культур ной сферы
      Каковы требования к условиям и организации такого самофи­
      нансирования?

    Учебные задания

    Проведите обзор (контент-анализ) публикаций прессы, радио-и телепередач о современной практике и проблемах эффективного использования морально-психологического ресурса в деятельно­сти социокультурных институтов, отдельных групп и общностей.

    Попытайтесь отыскать общее и особенное в действиях двух категорий профессионалов, представляющих социально-культур­ную сферу - педагогов музыкальной школы и журналистов, заня­тых в средствах массовой информации. В этих целях сопоставьте и проанализируйте оба ряда их профессиональных морально-этиче­ских взаимоотношений: 1) у педагогов музыкальной школы: «пе­дагог - ученики», «педагог - родители учеников», «педагог - пе­дагог», «педагог и его ученики - аудитория зрителей», ((педагог и его ученики - члены жюри творческого конкурса», «педагог и его ученики - глава администрации области (города, района)», 2) > журналистов: «журналист - аудитория», «журналист - источник информации», «журналист - его герой», ((журналист - авторы», «журналист - его коллеги», «журналист - власть»,

    403

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   40


    написать администратору сайта