Главная страница
Навигация по странице:

  • Информационно-просветительная деятельность: отличительные признаки

  • Массмедийные технологии

  • Рекламно-информационное обеспечение

  • Выставочные (демонстрационные) технологии

  • Технологии избирательных кампаний

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница38 из 40
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

    13. Информационно-просветительные и рекламные технологии

    Информационно-просветительная деятельность: отличительные признаки

    Начнем характеристику этой группы функциональных соци­ально-культурных методик с особенностей организации информа­ционно-просветительных технологий

    Информационно-просветительная деятельность, в отличие от других видов социально-культурной общественной практики, ха­рактеризуется целым рядом принципиальных признаков. К ним относятся интенсивность содержания, доступность, свобод­ный характер, отсутствие жесткой регламентации, форма­лизации в виде обязательности учебных планов и программ; воз­можность для широкого внедрения современных популяриза­торских методик, основанных на синтезировании научного и ху­дожественного материала и позволяющих гибко реагировать на меняющиеся интересы, запросы и потребности аудитории; спо­собность к достижению единой педагогической цели благодаря органическому сочетанию информационно-образовательных и ин­дивидуально-консультационных методов.

    Наиболее ярким проявлением сущности развивающих инфор­мационно-просветительных технологий служит диалог. В полити­ческую, социально-экономическую и духовную жизнь людей, сфе­ру их досуга диалог органично вошел наряду с понятиями де­мократизации, гласности, плюрализма. Диалог во всех своих фор­мах и проявлениях выступает как эффективное средство развития демократии и гласности, утверждения прогрессивных перемен в сознании людей. Как социальное явление, диалог свойствен субъ-ектно-субъектным, партнерским отношениям людей в сфере сво­бодного времени. Благодаря ему мнение не декларируется, а выра­батывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии. В диа­логе формируются и реализуются новые идеи. Диалог раскрывает творческий потенциал личности, благодаря ему смело ставятся и

    504

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    решаются вопросы во всех сферах деятельности современных цен­тров досуга.

    Собственно диалог, как и разновидности диалоговых про­грамм, выступает в качестве обязательного элемента социотре-нинга людей разных возрастов и профессий. Диалоговые формы (лекции-диалоги, собеседования, «круглые столы», дискуссии и др.) основаны на взаимном общении. Диалоговые формы исклю­чают авторитарность в обсуждении проблем, развивают тесные взаимоотношения и сотрудничество как организаторов, так и не­посредственных участников диалога,

    Ярко выраженным становится соединение в рамках информа­ционно-просветительных программ досуговых и бытовых элемен­тов, усиливается утилитарно-практическая направленность про­свещения. Культурно-досуговая деятельность превращается в важный фактор стимулирования и ориентирования массового са­мообразования взрослых. Многие основные институты социально-культурной сферы - клубы, Дома культуры, библиотеки, музеи. книгоиздательства, образовательные и другие учреждения - пере­ходят на более интенсивное использование новых носителей ин­формации, включая видео- и компьютерную технику. Одной из важных задач становится развитие медиаобразования, подготовка молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации.

    Происходит расширение номенклатуры информационных ус­луг. Получают развитие экспресс-университеты, каникулярные школы, консультационные пункты, общественные центры непре­рывного образования, тематические школы и курсы на хозрасчет­ных началах. Резко возрастает потребность в оперативной инфор­мации о текущих событиях, в обсуждении злободневных проблем, в формировании по ним обоснованного общественного мнения

    Благодаря информационным технологиям социально-культур­ная сфера становится важным фактором реализации принципов гласности и свободы слова. Здесь обеспечиваются подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать любую точку зрения. Центры досуга и творчества ор­ганично включаются в открытую информационную систему, рас­считанную на использование всего массива информации без ка­ких-либо ограничений.

    505

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильншов. Социально-культурная деятельность

    Расширяется диапазон информационного процесса. Наряду с донесением информации он включает в себя обсуждение, обмен и производство новой информации. Свободно циркулируют не только сообщения, проходящие через средства массовой инфор­мации, но и сведения и оценки местного, регионального характера, Информационно-просветительная деятельность строится с расче­том на полный отказ от одномерного мышления и монополии на истину, на установление цивилизованных форм контактов между людьми. Развивается широкий спектр мнений, утверждается ува­жение к альтернативе. Обеспечивается свободный доступ к ин­формации в библиотеках, сбор, хранение и распространение аль­тернативных, изданий, проведение встреч с людьми, придержи­вающимися неординарных позиций, и т.д.

    Инструментарий и ресурсы информационно-просветительной и рекламной технологии

    Инновационные подходы в досугозых технологиях, связанных с организацией социально-культурной деятельности детей, подро­стков и взрослых, лучше всего осваиваются в малых группах. Вы­вод еще раз подтверждает установленную на практике закономер­ность: некрупная структура всегда оперативнее откликается на возникновение новых познавательных, творческих потребностей, на поиск новой информации, нетрадиционных способов действия, остро реагирует и на возможные разрывы в социальной среде, на негативные ситуации, неблагоприятную психологическую атмо­сферу, дефицит общения и социального доверия. Известно, как дорого обходится обществу социальная отчужденность группы или отдельно взятой личности.

    Информационно-познавательная деятельность любой малой группы или досуговой общности в лице любительского объедине­ния, мини-кружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует процессу смещения интересов аудитории из сферы непосредственного потребления в сферу социально-куль­турной деятельности, в которой человек способен проявить сво­боду воли и выбора, утверждения своей системы ценностей

    Обязательными составляющими механизма информационно-просветительных и рекламных технологий являются; 1) привле­чение внимания к коммуникации; 2) достижение восприятия и

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    адекватного усвоения информационного сообщения; 3) интерпре­тация полученного сообщения в заранее предусмотренном виде; 4)сохранение информации в банке данных для дальнейшего неоднократного использования; 5) использование информации для стимулирования активного обучения и практических действий; 6)убеждение получателя в необходимости готовности к действию в соответствии с желанием отправителя информации.

    Учреждения культуры, искусства, образования, туризма сего­дня, как правило, располагают современными средствами комму­никаций. Находящиеся в повседневной эксплуатации компьютеры, сканеры, мониторы, принтеры и другая техника используются в качестве базы для рекламно-информационного обеспечения про­изводства и распространения социально-культурной продукции и услуг, в частности, выпуска пресс-релизов, афиш, проспектов, ежегодных отчетов, аудио- и видеороликов и других видов ин­формационных аудиовизуальных материалов

    Широкое распространение получило использование компью­тера для автоматизированного учета и обработки документации в учреждениях культуры. Особое место среди информационных технологий занимает, например, технология создания, периоди­ческого пополнения и использования информационного банка данных в учреждениях и организациях социально-культурной сферы. Банк данных постоянно бывает необходим и востребован для реализации всего комплекса социально-культурных техноло­гий. Основной массив содержащихся в банке текущих управленче­ских и информационно-методических документов и материалов составляют служебная информация (приказы, распоряжения и др.); правовые акты, законы; доклады руководителей, статистиче­ские данные по профилю деятельности; базовая специальная и справочная литература; протоколы важных заседаний и встреч; подборка методических материалов (сценариев, проектов, про­грамм, фотодокументов), всей информации о своем учреждении или организации; список людей, служб и организаций, интере­сующих учреждение; биографии известных лидеров и руководи­телей; описание действующих объектов социально-культурного назначения; списки издателей и публикаций по социокультурной проблематике; сведения о людях в СМИ, с которыми можно кон-


    506

    507

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    тактировать по вопросам размещения рекламы и публикаций; све­дения об организациях и другие данные.

    Информационные ресурсы являются незаменимым инструмен­том в процессе управления социально-культурной деятельно­стью. Они способствуют информационному обеспечению управ­ленческих решений, дают возможность регулярно заниматься со­циально-культурным мониторингом, отслеживать состояние и проблемы деятельности объектов социально-культурной сферы своего региона, проводить маркетинговые исследования, сегмен­тацию рынка.

    В последние годы существенно расширился диапазон различ­ных видов информационного взаимодействия социально-культур­ных институтов. В масштабах каждого региона - области, респуб­лики, края, отдельно взятого города или района - известны раз­личные формы накопления баз данных для информационного об­мена и сотрудничества между органами культуры, образования, социальной работы, здравоохранения, досуга, спорта, туризма, на­ционально-культурными центрами, обществами, объединениями и движениями,

    В некоторых регионах накоплен опыт проведения интернет-конференций, создания межмузейных выставок и межбиблиотеч­ных диалогов в виртуальном пространстве, позволяющих работать в реальном времени с библиотечными и музейными каталогами, удаленными на значительное расстояние.

    Массмедийные технологии

    Перспективы дальнейшего роста информационного потен­циала социально-культурной сферы во многом зависят от совре­менных технологий эффективного использования аудиовизуаль­ных средств, мультимедиа (компьютерных программ) и массме-диатехнологий,

    Понятие «мультимедиа», ассоциирующееся с использованием персональных компьютеров, по своим возможностям приобретает исключительно важную значимость для организации индивиду­альной и коллективной социально-культурной деятельности. Со­циально-культурная среда не только предоставляет неограничен­ные возможности, но и открывает новую философию применения персональных компьютеров.

    508

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    Данный вид информационных технологий позволяет выдать тот или иной материал (учебный, проектный, творческий) в об­разном виде. Технология мультимедиа находит все более широкое распространение как средство для создания разнообразных куль­турных продуктов и оказания социально-культурных услуг, свя­занных практически со всеми областями деятельности человека.

    Мультимедиа, по существу, открывают магистральное направ­ление в обогащении содержания информационных, художест­венно-зрелищных, реабилитационных и других социально-куль­турных технологий. Это стало возможным благодаря огромным объемам информации, вмещаемой в лазерный диск, и специаль­ным программным средствам, обеспечивающим быстрый и удоб­ный поиск нужного ответа.

    Так, например, компьютер произвел подлинную революцию в эниклопедическом деле. Высокие компьтерные технологии дали возможность в десятки и сотни раз ускорить дорогостоящий и кро­потливый процесс производства энциклопедических словарей. Основанные на принципиально новом уровне подачи и восприятия комбинированной информации, электронные энциклопедии с по­мощью компакт-дисков сулят немыслимые ранее перспективы в методах организации информационных потоков.

    В этом отношении уникальным культурным продуктом явля­ется самая информационно ёмкая в мире Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (БЭКМ). Она вмещает 83 тысячи статей и бо­лее 20 тысяч иллюстраций (фотографий, репродукций, анимаций, аудио- и видеофрагментов) и свыше 30 больших мультимедийных приложений. Любой один взятый наугад диск БЭКМ позволяет пользователю мгновенно выбрать операцию по своему желанию: послушать музыку, прочитать отзывы и посмотреть фрагменты из фильмов, тут же проверить информацию в каталогах, фонотеках, географических атласах, на картах звездного неба, в полных тек­стах (!) классических произведений художественной литературы и исторических трудов, а также воспользоваться статьями из пяти других разнопрофильных словарей, включая знаменитую энцик­лопедию Брокгауза и Ефрона.

    Таким образом, в качестве ошеломляющего продукта соци­ально-культурной деятельности, используемого во многих видах общественной практики (науке, искусстве, архивном деле и т.д.),

    509

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность

    мультимедийные технологии обретают самое различное предна­значение: 1) как идея, как принципиально новый подход к хране­нию научной, художественной и иной информации, как концеп­ция, позволяющая закодировать и текст, и звук, и изображение в виде двоичных чисел; 2) как оборудование, которое необходимо для обустройства рабочих и учебных мест в учреждениях куль­туры, образования, досуга, спорта и включает видеокамеры, виде­овводы, видеопамять, видео- и аудиоплаты, синтезаторы, стерео­звук, большие качественные экраны и мощные компьютеры, спо­собные объединить всю систему в единый работоспособный ком­плекс, 3) как )никальный инструментарий для получения конкрет­ного социально-культурного продукта (каталога, учебника, энцик­лопедического словаря, фильма и т.д.) в результате реализации мультимедиа-идеи на мультимедиа-оборудовании

    В условиях стремительного роста и изменения характера (на­пример, непостоянства) информации, циркулирующей в соци­ально-культурной сфере, мультимедиа (наряду с Интернет-сетью) становятся едва ли не единственным и естественным эффектив­ным источником для внесения инновационных элементов в обра­зовательные, художественно-зрелищные, развлекательно-игровые, реабилитационные и другие технологии.

    До сих пор в истории цивилизации не возникало ситуации, по­добно сегодняшней, когда любому человеку (а не только посети­телю библиотеки или музея) открыт свободный доступ к огром­ному объему научной, культурной, художественной информации. Если принять во внимание особенности психологии, памяти, при­вычек и потребностей аудитории, с которой работают социально-культурные институты, то очевидной становится проблема наибо­лее оптимальной организации отбора и систематизации этой ин­формации каждым из пользователей. Только мультимедиа по си­лам обеспечить соблюдение критериев такого отбора: какая ин­формация для данного пользователя является обязательной, базо­вой, а какая - дополнительной, необязательной, специальной, фа­культативной,

    Мультимсдиапродукт может содержать информации не мень­ше, чем целый музей, архив или библиотека. А поскольку такой продукт доступен любому и предназначен для самостоятельного потребления, пользование им необходимо организовать так, что-

    510

    Раздел V, Социально-культурные технологии

    бы разобраться в этом можно было бы без специальной подго­товки

    Эта проблема решается для пользователя с помощью гипер­текста и гипермедиа. Гипертекст является системой перекрестных ссылок, дающей возможность получить нужную справку сразу же. как только в этом возникла необходимость. Гипермедиа - это воз­можность выбрать область или сектор на картинке, на экране, на схеме и тут же получить нужную справку, иллюстрацию или зву­козапись.

    В практике социально-культурной деятельности система муль­тимедиа помогает преодолевать переизбыток информации, она демонстрирует свою дружественность и открытость на массовых мероприятиях (праздниках, концертах, презентациях, фестивалях и соревнованиях и т.д.), в студийной работе и в индивидуальном пользовании. Мультимедийные комплексы и программы невольно заставляют практиков, занятых в социально-культурной сфере, преодолеть негативную реакцию по отношению к таким уже ставшим привычными понятиям, как «компьютер», «Интернет», «база данных», «мультимедиа)), «дистанционное обучение», Именно в знании и умении пользоваться всем, что стоит за этими ключевыми словами, набор которых постоянно расширяется и об­новляется, состоит способность специалистов адаптироваться к современным технологическим требованиям, серьезно заниматься реализацией потребительского спроса

    Следует сделать вывод, что если не каждый мультимедиапро-дукт по своему характеру и содержанию обязательно является со­циально-культурным, то всякий социально-культурный продукт (включая любой проект, ту или иную акцию, предметное дейст­вие) рано или поздно должен приобрести черты мультимедиа. Ов­ладение мультимедийными технологиями предполагает, чтобы и педагог, и менеджер, и любой специалист, от которого зависит успех или неуспех мультимедийного продукта, соединял в себе качества сценариста и методиста, дизайнера и звукооператора, режиссера-постановщика и компьютерщика.

    Рекламно-информационное обеспечение

    Достаточно широко потенциальные возможности мультимедиа и массмедиа раскрываются в рекламных технологиях.

    511

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    По данным социологических служб, к наиболее эффективным рекламно-информационным источникам и носителям рекламы от­носятся: выставки и ярмарки, фестивали и конкурсы, праздники и гала-концерты; печатные издания (газеты, журналы, справочно-информационные и рекламные бюллетени и другие издания); ме­стное (кабельное) и центральное телевидение и радиовещание; на­ружная реклама и реклама в метро; рекламно-информационные сайты в Интернет-сети; прямая рассылка; полиграфическая и су­венирная продукция.

    Для каждого из перечисленных источников и носителей информационной продукции характерны свои специфические тех­нологии.

    Среди наиболее эффективных форм комплексного использова­ния информационных технологий выделяются рекламные кампа­нии. Как правило, их цель состоит в привлечении общественного внимания к социально-культурным проектам и программам. Каж­дая рекламная кампания по информационному обеспечению про­ектов и программ - это, как правило, различная по времени ак­ция, специально подготовленная производителем культурного продукта или услуг (фирмой, учреждением, организацией).

    Рекламно-информационное обеспечение имеет в качестве объекта конкретный социально-культурный продукт или услугу (изделие, спектакль, специализированную образовательную или игровую программу, книгу, газету или журнал и т.д.), а в качестве цели - «раскрутку» или продвижение этого продукта или услуги на потребительский рынок для того, чтобы у потенциальных пользователей продукта или услуги (в том числе зрителей, читате­лей, слушателей) вызвать связанный с ними набор устойчивых ассоциаций. Для обозначения такого «клубка» мыслей, представ­лений, эмоций и переживаний, рождаемых уже самим упомина­нием названия социально-культурного объекта, например, «хор Пятницкого» или «Филипп Киркоров», воспользуемся принятым в современной рыночной практике термином «брэнд», в обиходе употребляемом как товарный знак, торговая марка, присущее дан­ному продукту клеймо.

    Но по существу, брэнд - это не просто логотип, знак, марка или даже сам продукт. Это прежде всего восприятие продукта в сознании его потребителей или пользователей, это сумма всех

    512

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    впечатлений о продукте у зрителей, читателей и слушателей, Сформировав один раз свой набор впечатлений о брэнде, они вся­кий раз ожидают, что от очередного контакта с брэндом они полу­чат тот же набор впечатлений. Если эти ожидания по тем или иным причинам не оправдываются, аудитория меняет свое отно­шение и, соответственно, возникают проблемы у носителя брэнда Брэнд представляет интерес не только для производителей и по­требителей социально-культурных ценностей, продуктов и услуг. Он является существенным стимулом для ресурсодержателей -тех, кто вкладывает средства в их производство и рекламу.

    Таким образом, брэнд - это самый главный актив, каким рас­полагает любой объект из числа социально-культурных ценностей, объектов и услуг, это основной капитал, на котором строится фи­нансово-экономическое и социальное благополучие государствен­ных и негосударственных учреждений, фирм и компаний соци­ально-культурной сферы,

    Брэнды, которые формируются в этой сфере с помощью рек­ламно-информационных технологий, обладают множеством спе­цифических черт и характеристик. Во многом это зависит от ха­рактера и содержания самих рекламных кампаний. Брэнд кандида­та в депутаты во время предвыборного марафона, брэнд премьеры спектакля в период гастрольной поездки театра и брэнд того или иного вуза при проведении очередного набора абитуриентов будут существенно различаться друг от друга в зависимости от исполь­зуемых методов и приемов, от степени охвата аудитории, дина­мизма, постоянства, стабильности и эмоциональности воздейст­вия.

    Большой подвижностью и неустойчивостью обладает, напри­мер, брэнд телевизионных и радийных социально-культурных про­грамм, газет и журналов, многих звезд эстрады и шоу-бизнеса,

    Формирование и поддержание брэнда составляет основу спе­циального, тщательно разработанного медиаплана - плана рек­ламно-информационного обеспечения социально-культурного проекта и проекта любого предприятия и инициативы в области культуры, искусства, образования досуга, туризма, спорта. Медиа-план, разрабатываемый либо по заказу специальными агентствами и фирмами, либо самим заказчиком, представляет собой универ­сальную форму планирования информационно-рекламной под-

    513

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    держки и продвижения самых различных образовательных, худо­жественно-зрелищных, развлекательных и других досуговых предложений и инициатив.

    До проведения рекламной кампании фирма (производитель), на основе предварительных исследований располагая данными о потенциале рынка своего продукта или услуг, осуществляет отбор целевой аудитории, потенциальных клиентов, проводя таким обра­зом сегментацию возможных уровней потребителей своего соци­ально-культурного продукта или вида услуг.

    Медиаплан помогает выбрать наиболее эффективные инфор­мационные источники своего региона для рекламного продвиже­ния на рынок своего социально-культурного продукта или услуг; определить последовательность использования этих источников и составить соответствующий график выхода рекламы; при необхо­димости подобрать подходящие сюжеты и вычислить наиболее приемлемые размеры информационных объявлений; грамотно, экономно распределить бюджет рекламной кампании.

    Структура медиаплана включает в себя вводную часть, где со­держатся сведения об авторах и реализаторах проекта (производи­теле). Даются название и тип социально-культурного объекта (да­лее - «фирма»); тип предлагаемого социокультурного продукта или вида культур но-досуговых услуг; информация о фирме, ин­формация о продукции или виде услуг. Определяются цель рек­ламно-информационной кампании, выбор целевой аудитории. В разработку бюджета под медиаплан включается стоимость раз­личных видов рекламно-информационного обеспечения предла­гаемого продукта или услуги: стоимость закупки выставочной площади и дизайна стенда, изготовления роликов на телевидении и радио, рекламы в журнале и газете, информационного сообще­ния - листовки, страницы в Интернет-сети, наружной рекламы, метрорекламы (в крупных городах) и рекламы в наземном транс­порте, проведения конференций, семинаров и презентаций. Обос­новываются медиаплан и результаты его реализации.

    Технология создания рекламно-информационного сайта для Интернет-сети включает в себя следующие последовательные эта­пы: формирование коллекции изображений социально-куль­турного объекта, продукта или вида услуг, их накопление на ком­пьютерных носителях; написание сценария («архитектурного пла-

    514

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    на») сайта; написание макета сайта: программную реализацию сайта; размещение сайта на сервере.

    Другие формы применения информационно-рекламных техно­логий в социально-культурной деятельности связаны с изготовле­нием аудио- и видеороликов, фильмов, щитовых конструкций, вы­носных щитов (штендеров), рекламных проспектов и буклетов. В целях рекламно-информационной поддержки художественно-зре­лищных, выставочно-ярмарочных, спортивно-оздоровительных и других социокультурных мероприятий, множества разнообразных по профилю и содержанию проектов и программ интенсивно при­влекается мощная технологическая база предприятий, выпускаю­щих в широком ассортименте полиграфическую и сувенирную продукцию.

    Эта продукция прочно вошла в повседневный обиход больших и малых учреждений и предприятий отрасли. Созданию имиджа, устойчивого «фирменного» стиля, продвижению предоставляемых потребителю социально-культурных услуг способствуют специ­ально изготовленные фирменные изделия: настенные, настольные и карманные календари, поздравительные открытки и пригласи­тельные билеты, проспекты и буклеты, книги и брошюры, ката­логи и фирменные бланки. Сегодня любая торжественная, юби­лейная акция, презентация, конкурс, фестиваль, премьера фильма или спектакля, научная конференция, туристский слет или став­шие традиционными смотры самодеятельного творчества не могут обойтись без привычного набора обязательных «аксессуаров». На первый взгляд, это мелочи, но именно они придают мероприятию особый колорит и сохраняют о нем добрые воспоминания. Речь идет о памятных вкладышах и этикетках, конвертах, стикерах на бумаге и пленке, флагах и вымпелах, футболках, бейсболках и шейных платках, полиэтиленовых и бумажных пакетах с соответ­ствующей символикой и других. Рекламно-информационному обеспечению служат изделия более продолжительного срока поль­зования - настольные офисные наборы, ручки и карандаши, еже­недельники, блокноты, визитницы и ключницы, портмоне, брелки и рулетки, портсигары, спички и зажигалки.

    Рынок социально-культурных услуг обеспечивается сегодня достаточно оснащенной рекламно-информационной индустрией, находящейся в распоряжении множества объединений, фирм и

    515

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    агентств. С помощью телевидения, периодической печати и радио ими задействованы суперсовременные технологии аудиовизуаль­ной рекламы, используемые в социокультурной деятельности.

    Любой рекламодатель в лице конкретного социально-культур­ного учреждения, фирмы, предприятия (театра, музея, цирка, фи­лармонии, турфирмы, ресторана, гостиничного комплекса и т.д.) имеет возможность через печатные издания, радиоэфир или теле­видение (телетексты) обратиться к общественности, проинформи­ровать население о своих ближайших планах и премьерах, заявить о своей миссии в решении тех или иных социальных проблем, вы­сказать свою позицию по волнующим граждан спорным вопросам того или иного социокультурного института (фирмы, предпри­ятия). Довольно часто прибегают к посредству трюковых и игро­вых фильмов, видео- и аудиороликов, театрализованных сцен и сюжетных клипов.

    Аналогичные функции выполняет внешняя реклама: афиши, вывески, щиты, растяжки, логотипы, символика, почтовая рек­лама, рекламные объявления в специализированных сборниках типа «Желтые страницы», внутри и снаружи транспортных средств (метро, автобусов, троллейбусов, трамваев и др.), реклама с использованием авиации и воздушных шаров. Реклама при по­мощи специальных изделий: на календарях, пепельницах, ручках; карандашах, спичечных коробках, записных книжках и других канцелярских, дизайнерских или текстильных изделиях.

    Выставочные (демонстрационные) технологии

    Наиболее эффективной формой рекламно-информационного обеспечения социальных и культурных услуг является обширная выставочная (демонстрационная) и ярмарочная деятельность. Ши­роко известны различные уровни и типы ярмарочно-выставочных мероприятий: международные и национальные выставки и яр­марки, специализированные выставки, оптовые ярмарки, посто­янно действующие на многих крупных предприятиях экспозиции (демонстрационные залы) образцов своей продукции. В одних случаях выставка служит сольным отображением деятельности одной компании, в других - совместными презентациями несколь­ких организаций или фирм, но чаще всего выставки и ярмарки -это коммерческие мероприятия, на которых участники приобре-

    516

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    тают необходимое пространство (площади) для демонстрации сво­ей продукции. Наибольший эффект этих акций достигается за счет их сочетания с комплексом сопутствующих акций: реклам­ных кампаний в СМИ, деловых совещаний и переговоров, презен­таций, пресс-конференций, встреч со специалистами и др.

    Однако между выставочными (демонстрационными) и ярма­рочными технологиями, как социально-культурны.ми техноло­гиями, существует как много общего, так и немало отличий

    В практике социально-культурной деятельности выставочные, или демонстрационные, технологии ассоциируются с подготовкой и проведением не только выставок, но и других крупных меро­приятий демонстрационного характера - фестивалей, салонов, ас­самблей, вернисажей, конкурсов и т.д. Возникнув как средство публичной демонстрации экономических, культурных, научных, художественных достижений человечества, эти технологии вна­чале носили сугубо социально направленный, культурно-просве­тительный характер, но впоследствии приобрели и ярко выражен­ную коммерческую направленность,

    Тем не менее, основная суть выставочных технологий состоит в публичной демонстрации достижений в области материальной или духовной культуры общества, имеющей целью обмен идеями, теориями, знаниями, творческим опытом при одновременном про­ведении коммерческой работы.

    В свою очередь ярмарки, как и аукционы, являются прежде всего коммерческими мероприятиями, основная цель которых со­стоит в заключении торговых сделок по выставляемым продуктам и изделиям. В силу этого сущность ярмарочных, как и аукцион­ных, технологии, в отличие от выставочных (демонстрационных), заключается в проведении целенаправленной работы по оказанию коммерческих услуг, в первую очередь сбыту, продажам демонст­рируемой социально-культурной продукции, изделий, товаров. Следует заметить, что с каждым годом различия между выставоч­ными и ярмарочными технологиями все более стираются.

    Стартовым этапом выставочной технологии является принятие решения о проведении выставочной акции - выставки, фестиваля, конкурса, презентации и т.д. К основным данным, которые необ­ходимы для принятия данного решения, относятся соответствую-

    517

    Т. Г, Киселева, Ю-Д. Красильяиков. Социально-культурная деятельность

    щим способом определенный реальный масштаб акции, число ее

    участников.

    Технологии избирательных кампаний

    Многие информационно-художественные технологии в пе­риод проведения массовых предвыборных кампаний становятся действенным инструментом избирательного менеджмента. Сред­ства на эти цели расходуют в пределах нормативов, утвержденных федеральным и региональными избиркомами. Содержание и тех­нологии информационно-рекламного обеспечения избирательной кампании контролируются и финансируются общественными ор­ганизациями, партиями и движениями, как правило, благодаря поддержке со стороны спонсоров.

    В обязательный перечень расходов в период предвыборных кампаний обычно входят оборудование и дизайн-оформление штаба избирательной кампании, сбор исчерпывающих социологи­ческих данных о регионе, по которому баллотируется кандидат, организация политической рекламы с использованием клиширо­ванных биографий кандидатов, изготовление аудио- и видеороли­ков для радио и ТВ, сайта для Интернет-сети, пресс-релизов, ста­тей и листовок для печати, пресс-конференций, интервью, бри­фингов.

    В процессе организации социально-культурных акций - по­литических митингов, митингов-концертов и шоу-представлений, фестивалей, культурно-спортивных праздников и спортивных со­ревнований - в центре внимания обязательно оказывается канди­дат. Естественность атмосферы обеспечивается благодаря «не­принужденным» личным контактам кандидата и его доверенных лиц с аудиторией. В некоторых случаях организаторы прибегают к помощи тщательно отрежиссированной эпатажной агитации -экстравагантным выходкам, демонстративным выпадам в адрес администрации, использованию не самых лучших образцов из ре­пертуара современных шоуменов.

    Характерно, что многие из избирательных технологий макси­мально персонифицируются, приобретают однозначно направленный, адресный характер - проведение доверенными лицами обхода до­мов и квартир в рамках кампании «от двери к двери», участие кан­дидата в приемах и семейных торжествах, массовая адресная рас-

    518

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    сылка писем в почтовые ящики от кандидата по методу «ковро­вого письмометания» (или на языке специалистов - «директ-мейла»). Определенный социально-психологический эффект в предвыборных кампаниях оказывают личные телефонные кон­такты кандидата с электоратом («горячая линия»), агитация изби­рателей по телефону, а также тщательно продуманный отбор и размещение информации о кандидате на придорожных рекламных щитах, уличных растяжках, в общественном транспорте, на пред­метах сувенирной продукции,
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


    написать администратору сайта