Главная страница
Навигация по странице:

  • Межнациональные отношения в социально-культурной сфере

  • Специфика этнонаправленных технологий

  • Этнонаправленные

  • Формы межнационального культурного сотрудничества

  • Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V

  • Виды практических заданий

  • Примерные темы семинарских и практических занятий

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница39 из 40
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

    14. Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества

    Межнациональные отношения в социально-культурной сфере

    Согласно энциклопедии «Народы России» (1994), на террито­рии Российской Федерации проживает более 150 народов и народ­ностей. Говоря о социально-культурных технологиях, характерных для каждой из этих этнических групп, правомерно, на первый взгляд, называть их этнокультурными технологиями. Однако нель­зя не согласиться с мнением некоторых ученых и политиков о не­корректности такого наименования. И вот почему. Соединять по­нятия «этническое» и «культурное», тем более применительно к технологиям, следует крайне осторожно, поскольку термин «этни­ческий» далеко не всегда раскрывает подлинную «культурную» суть того или иного человека. Можно быть этническим украинцем, но, прожив всю свою жизнь среди русских, полностью «русифи­цироваться)) и, следовательно, обрести российскую культурную идентичность,

    Правы авторы, считающие необходимым, в соответствии с де­мократическими принципами, дать право каждому индивиду са­мому определять свою идентичность с этнической либо культур­ной позицией. В любом этносе, как известно, существует масса различных культурных групп, и поэтому свою культурную при­надлежность каждый из представителей данного этноса опреде­ляет сам. Всякие стереотипы, критерии и оценки здесь неуместны.

    В содержании социально-культурной деятельности по законам преемственности находят свое отражение историческая память и

    519

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    самосознание народа, обеспечивающие его целостность и истори­ческую сохранность, свидетельствующие о его стержневых миро­воззренческих характеристиках как этнической общности.

    Возникновение и развитие любой межпоколенной общности людей отличается, по сути, прежде всего своей социально-культурной приро­дой. Как известно, процесс сложения культуры и нации неделим: форми­рование этнической общности людей и развитие ее культуры неразрывно связаны друг с другом.

    Говоря о межнациональных отношениях, необходимо рассматривать их как сложное социально-психологическое явление. Они в определен­ной мере затрагивают систему моральных норм и нравственных ценно­стей, которые и составляют основу межнациональных отношений.

    Широкой массе специалистов и профессионалов, занятых в социально-культурной сфере, необходимо хорошо ориентиро­ваться в объективных и субъективных факторах, влияющих на природу межнациональных отношений. Деформации в экономике, нарушения социальной справедливости, диспропорции трудовых ресурсов между суверенными республиками, расхождения в со­циокультурной инфраструктуре, нарушения в вопросах подго­товки и расстановки кадров, недостаточное внимание в ряде слу­чаев к культурным, языковым, бытовым интересам отдельных групп в национальных регионах в условиях миграции во многом предопределяют реальные национальные отношения на личност­ном уровне.

    Проведение в жизнь идеи обогащения культуры мира, интен­сивная интернационализация культуры сопровождают процесс возрождения национальной культуры, творчества и традиций каж­дого народа. В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей.

    Национальное самоопределение сопровождается неизбежной дифференциацией социально-культурных процессов, тщательным учетом национальных особенностей.

    Нарушение самого принципа национального самоопределения неоднократно приводило к тому, что культура многих наций и на­родностей отрывалась от своих национальных корней, а идея все­общего национального самоотречения была приоритетной. Явно

    520

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    ошибочный курс на всемирную денационализацию культуры имел своим результатом утрату национального самосознания

    В современных условиях восстанавливается историческая пре­емственность культуры на почве национальных традиций: преодо­левается девальвация культурных ценностей: возрождается уте­рянная историческая память, ликвидируются вредные последствия денационализации социально-культурной деятельности; Осущест­вляется отказ от усредненного, унифицированного, однообразного социально-культурного института, не имеющего своего нацио­нального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций.

    Особое внимание уделяется восстановлению во многом утра­ченной системы праздников, обрядности, традиционных форм от­дыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится ак­тивной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел. народных игр и других видов национальной культуры. Активизи­руются национально-патриотические факторы воспитания, кото­рые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, цинизма. Развитие патриотизма способст­вует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через на­циональное идет путь к интернациональному.

    Российская Федерация — объединение многих национальных республик, и в этих условиях большое значение приобретает дея­тельность различных социально-культурных институтов как эле­мента развития национальной культуры, межнационального обще­ния, взаимодействия и взаимообогащения национальных культур. Они способствуют дальнейшему углублению межнациональных отношений, созданию условий свободного развития духовной жизни и языков народов Российской Федерации, равных возмож­ностей культурно-досуговой деятельности для всех национально­стей.

    В Основах законодательства Российской Федерации о куль­туре гарантируется право на сохранение и развитие культур но-на­циональной самобытности народов и иных этнических общностей, проживающих на территории Российской Федерации, на защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Всем этническим общностям, компактно прожи-

    521

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    вающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, предоставляется право на культурно-национальную автономию

    Национальные культурные центры, национальные общества и землячества вправе разрабатывать и представлять в соответст­вующие органы государственной власти и управления предложе­ния о сохранении и развитии национальной культуры. Они распо­лагают правом проводить фестивали, выставки и другие аналогич­ные мероприятия, содействовать организации национального краеведения, охране национально-исторических и культурных па­мятников, созданию этнографических и иных музеев. Под их эги­дой создаются национальные клубы, студии и коллективы искус­ства, организуются библиотеки, кружки и студии по изучению на­ционального языка, общероссийские, республиканские и иные ас­социации.

    Особым покровительством государства в отношении сохране­ния и восстановления культурно-национальной самобытности пользуются малочисленные этнические общности. На них распро­страняются исключительные меры защиты и стимулирования, предусмотренные федеральными государственными программами социально-экономического, экологического, национального и культурного развития.

    По инициативе национальных меньшинств с целью содействия в изучении языка, истории, культуры своего народа, сохранения лучших традиций и национальной самобытности, укрепления дружбы и взаимопонимания между народами создаются нацио­нально-культурные объединения исторического, краеведческого, художественно-музыкального, спортивно-оздоровительного и дру­гого характера.

    При национально-культурных объединениях открываются школы. где по желанию детей, взрослых изучаются родной язык и родная лите­ратура, история народа, его культура. Они финансируются за счет средств национально-культурных объединений, добровольных взносов родителей. Органы культуры и народного образования оказывают на­ционально-культурным объединениям необходимую помощь в открытии воскресных школ, бесплатно предоставляют помещения для проведения занятий.

    522

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    При общеобразовательных школах и других учебно-воспита­тельных учреждениях по желанию учащихся, родителей также ор­ганизуются факультативные группы по изучению языка, литера­туры и истории национальных меньшинств. Работа преподавате­лей в этих группах оплачивается за счет учебно -воспитательного учреждения.

    Сеть не только образовательных, но и культурно-досуговых центров (клубов, библиотек, парков, музеев и др.) формируется с учетом национального состава населения региона, специфического типа расселения национальных групп в границах территории.

    Расширяется практика межнационального, в том числе внутри-и межесмейного, общения, обмена культурной информацией, ху­дожественно-зрелищными и другими программами, взаимодейст­вия национально-культурных фондов, движений, обществ и дру­гих объединений. В помощь социальным работникам издается большое количество полноценных информационно-методических материалов и сборников репертуара на национальных языках, дающих возможность для наиболее полной реализации нацио­нально-культурных запросов.

    Знание национального языка, этнографии и других элементов национальной культуры коренного населения региона является сегодня обязательным условием подготовки квалифицированных кадров менеджеров, экономистов социально-культурной сферы, организаторов социально-культурной деятельности и народного творчества.

    В этих условиях совершенно объективно возникает потреб­ность в подготовке не только таких специалистов управления, как менеджеры социально-культурной деятельности, но и арт-менед-жеров, менеджеров выставок и презентаций. Подчеркнем, что речь идет не о новых специальностях, а об углубленной специализации в указанных видах деятельности уже выпускаемых кадров.

    В качестве субъекта социально-культурной деятельности, ко­торый решает не только этнокультурные, но и экономические, политические, психологические проблемы, стоящие перед нети­тульным населением той или иной социально-территориальной общности - города, поселка, региона в целом, выступает диас­пора. Она, как показывает опыт многих субъектов Российской Фе­дерации, становится реальным и эффективным инструментом

    523

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    осуществления подлинной национально-культурной автономии, организации рационального взаимодействия людей единого этни­ческого происхождения на основе единства национального языка, традиций, обычаев, народного воспитания и творчества.

    Правовую основу для продуктивных действий как отдельных регионов, так и диаспор в этом направлении составляет Закон РФ о национально-культурной автономии (1996). Подобная автоно­мия этим Законом совершенно однозначно квалифицируется как оптимальная форма национально-культурного самоопределения в виде общественного объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на ос­нове их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, об­разования, национальной культуры.

    Специфика этнонаправленных технологий В рамках национально-культурного самоопределения перед любой, даже малочисленной этнической общностью, не говоря уже о наделенных большими правами субъектах Российской Фе­дерации, открываются благоприятные возможности для практиче­ского внедрения и использования творческих, развивающих, обу­чающих этнокультурных технологий на различных ступенях гу­манитарного, художественно-педагогического образования в до-профессиональном образовании (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования), базовом профессиональном обра­зовании (вузы и средние специальные учебные заведения), про­фессионального совершенствования (система повышения квали­фикации), профессиональной самореализации. В качестве посто­янных генераторов, носителей и пользователей этнонаправленных технологий в сфере культуры, искусства, дополнительного образо­вания, досуга как в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, так и в субъектах Российской Федерации прекрасно зарекомендо­вали себя национально-культурные и культурно-образовательные центры, национально-творческие дома, школы, студии как разно­видности общественных организаций и самодеятельных объеди­нений. Их объединяет общая цель - культурное самоопределение, саморазвитие и сохранение больших и малых этнических групп.

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    Этнонаправленные технологии составляют основу возрожде­ния национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

    Диапазон этнонаправленных технологий, используемых как на федеральном, так и региональном уровнях, достаточно широк Он включает в себя организацию мероприятий, способствующих развитию сотрудничества между субъектами Российской Федера­ции, странами СНГ, странами дальнего зарубежья в области науки: образования, здравоохранения, культуры и искусства, реализации государственной национальной политики; показ культурных про­грамм национальных общин, землячеств и диаспор; взаимное со­трудничество национально-культурных и образовательных цен­тров Москвы и России; открытие федеральной и региональных телевизионных программ «Многообразие народов и земель рос­сийских»; содружество федеральных, московских и региональ­ных СМИ в организации и проведении телемостов, выставок книг и периодических изданий, в том числе на языках народов России; проведение Дней национальностей, фольклорно-этнографических празднеств, народных гуляний, смотров национальных кухонь, «Дней открытых сердец»; реализация тематических проектов, по­священных юбилейным датам в истории Отечества.

    Формы межнационального культурного сотрудничества

    Этнонаправленные технологии, воплощающие в себе ментали­тет и традиции каждого народа, выступают в качестве мощного инструмента межнационального культурного обмена и сотрудни­чества. В этом плане велика роль ЮНЕСКО и других междуна­родных организаций в координации и реализации межнациональ­ных программ развития культуры и досуга, взаимообмена и кон­тактов в социокультурной сфере, направленных на обеспечение широкого участия населения в социально-культурной деятельно­сти, утверждение культурной самобытности каждого народа,

    Следует выделить важнейшие компоненты технологий межна­ционального и международного обмена и сотрудничества в соци­ально-культурной сфере. К ним прежде всего относится обеспече­ние возможности для реального полилога культур и равноправ­ного культурного диалога представителей различных стран и на­циональностей; обеспечение возможности для каждого человека


    524

    525

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    самоидентифицироваться как представителю той или иной нацио­нальной культуры и традиции. Обеспечение включенности от­дельно взятой личности в современные мировые, международные, межнациональные общецивилизационные социально-культурные процессы.

    В Москве на базе Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) функционирует Дом народов России. Посетители этого крупного современного культурного и делового комплекса присутствуют на ежегодных российских этнографических фестивалях, знакомятся с этническим многообразием народов России, отраженным в худо­жественных произведениях, изделиях ремесел, национальных кос­тюмах и предметах быта, тщательно восстановленными подлин­ными народными обрядами, праздниками и традициями.

    В рамках государственного учреждения «Московский Дом на­циональностей», на правах его структурного подразделения, соз­дан Московский городской центр культуры мира. Вместе с пред­ставителями органов образования, культуры, искусства, спорта, секретариатом Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕ­СКО, Центром межнационального образования «Этносфера» и другими организациями он участвует в реализации комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира».

    В основные функции Московского городского центра куль­туры мира входит содействие муниципальным органам и общест­венным организациям в разработке и реализации целевых (част­ных) программ в области культуры мира, создание и регулярное пополнение Банка данных о мероприятиях и акциях, предприни­маемых в рамках Комплексной программы; информирование уча­стников миростроительного движения о возможных партнёрах для сотрудничества; анализ возможной результативности проектов и программ, выполняемых или предлагаемых организациям-заказ­чикам; взаимодействие и обмен опытом с центрами культуры мира в Российской Федерации и за рубежом.

    К наиболее распространенным формам социально-культурной деятельности в данном направлении отнесем культурные обмены отдельными объектами или выставками произведений искусства, художественными коллективами, делегациями, отдельными ис­полнителями; совместную работу по созданию культурных ценно-

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    стей; научно-исследовательскую деятельность; проведение фести­валей и конкурсов; экспортно-импортную деятельность,

    Отдельно следует сказать о таком виде международного со­трудничества, как защита культурных ценностей. Во время войн и военных конфликтов государства обязаны не допускать их унич­тожения, повреждения или исчезновения. В мирное время приоб­ретают обязательность сохранение культурных ценностей, рестав­рация объектов культуры, возврат вывезенных ранее культурных ценностей (реституция) и т.д. Особое внимание охране культур­ных ценностей уделяется при проведении общественных или ча­стных работ, археологических раскопок, во время стихийных бед­ствий, при охране объектов культуры, в борьбе с хищениями куль­турных ценностей и т.д

    Наиболее эффективными способами регулирования деятельно­сти в области межгосударственного культурного сотрудничества являются двусторонние и многосторонние международные дого­воры и соглашения, в том числе договоры по вопросам культуры, науки и образования; договоры о культурном сотрудничестве, до­говоры о культурном сотрудничестве между странам и-партне­рами; договоры по реализации совместных проектов и программ социально-культурной деятельности в сферах образования, искус­ства, туризма, спорта, социально-культурной реабилитации и т.д.

    Так, например, моделирование социально-культурной дея­тельности и культурных правоотношений в рамках Программы культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты предпола­гает соблюдение основных методологических требований, предъ­являемых к процессам подобного уровня.

    Ключевые области и приоритетные направления проектов и программ ставят главной целью обеспечение прав и свобод граж­дан в сфере культуры. Мировое сообщество пришло к осознанию того, что право человека свободно участвовать в культурной жизни, хотя оно и обеспечивается еще далеко не повсюду, само по себе недостаточно. Культурную деятельность необходимо еще и стимулировать, культурное развитие должно в возрас­тающей степени стать заботой и долгом современного государ­ства и всех других институтов, принимающих решения о страте­гиях, программах, проектах общественного развития


    526

    527


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная, деятельность

    мизма в обществе. Социально-культурная сфера располагает дос­таточной инфраструктурой и необходимыми институтами - от СМИ, рекреационной, образовательной и исследовательской дея­тельности до изобразительного искусства, музыки, кино, театра, словесности и других видов творчества - для того, чтобы распро­странить и закрепить эти ценности и идеи в культурных моделях поведения детей, подростков и молодежи.

    Но само по себе приобщение каждого нового поколения к цен­ностям и идеям, составляющим основу культуры мира и ненаси­лия, лишь первый и не единственный шаг в деле социализации, воспитания и образования. Процесс межкультурного обмена и сотрудничества носит цикличный характер, на его пути встреча­ются и кризисы, и тупиковые ситуации. Из практики известны нередкие примеры деструктивных тенденций, культурного изоля­ционизма, социальной или конфессиональной сегрегации, отказа от контакта с другими культурами. В повседневном опыте соци­ально-культурной деятельности не так уж редки случаи стирания границы между отстаиванием своей национально-культурной идентичности и открытым национализмом с присущими ему вы­сокомерием и нетерпимостью.

    Совершенно очевидно, что крайне важный и эффективный этап в развитии межкультурного обмена и сотрудничества в об­ласти социально-культурной деятельности заключается в выра­ботке у каждого человека толерантности, особого типа положи­тельной рефлексии в отношении каждой из национальных куль­тур, устойчивого защитного механизма против любых попыток принижения или искажения подлинных ценностей культуры мира и ненасилия.

    Закрепить эту рефлексию, это неприятие антигуманных явле­ний в межкультурном сотрудничестве в качестве принципа не только в общественном, но и индивидуальном сознании, внедрить его в практику повседневного поведения и общения людей - за­дача не из легких. Но решив её' средствами своих многочисленных социально-культурных институтов, общество откроет для себя широкие возможности для тесных контактов и взаимодействия народов, религий, национальных и локальных культур, для их не­предвзятого диалога и взаимного обогащения.

    530

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V

    1.Что или кто является основным объектом в социально-куль­турных технологиях: а)человек; б)среда; в)деятельность; г)общественные организации; д)все перечисленные.

    2.Является ли социально-культурная технология: а)законода-тельным документом государственной культурной политики; б)научной теорией социально-культурной деятельности; в)практическим процессом; г)описанием процесса действий менеджера-педагога; д)формой освоения социально-культурной ситуации?

    3.Какие из функциональных технологий преобладают в дея­тельности таких социально-культурных институтов, как: 1)концертный зал; 2)учреждение дополнительного образова­ния; 3)планетарий, ^общеобразовательная школа; 5)казино; б)парк; 7)библиотека; 8)спортивный комплекс; 9)телецентр: 10)церковь или мечеть?

    4.К какой группе социально-культурных технологий по уров­ню применения относятся: а)музыкотерапия; б)урок истории в средней школе; в)проведение рейтинга досуговых пред­почтений в студенческой аудитории; г)изготовление телеви­зионного видеоролика о новом спектакле городского театра: д)использование пешеходного маршрута (терренкура) в ок­рестностях морского побережья; е)проведение конкурса юных музыкантов в рамках программы «Одаренные дети»?

    5.Какие свойства преобладают и в наибольшей степени харак­теризуют социально-культурные технологии: а) непредска­зуемость, стихийность; б)вариативность; в)замкнутость, не­зависимость от влияния внешней среды, г)управляемость; д)консервативность; е) традиционность.

    б. Какие культурные препятствия могут существовать на пути интеграции многонационального детского или молодежного творческого коллектива - хора, оркестра, театра?

    7.Какие из рассмотренных нами социально-культурных техно­логий наиболее востребованы в: 1) выставочной дея­тельности; 2Деятельности турагентства или турфирмы: 3)поиске и обработке экспонатов для местного краеведче­ского музея.

    531

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность Виды практических заданий

    Предложите вариант пресс-релиза для средств массовой ин­формации о премьере спектакля Вашего театра или открытии но­вого развлекательного центра - аквапарка (возможны другие предложения).

    Проверьте свои навыки в создании коммуникативной среды в коллективе Вашей самодеятельной студии или спортивной секции Продемонстрируйте в мини-сценах различные варианты общения, которые используются в практике педагога или тренера: «довери­тельное общение», «общение - дистанция», «общение - заигрыва­ние», «общение - устрашение».

    Попытайтесь с помощью мини-игр выразить характерные осо­бенности распространенного в условиях социально-культурной деятельности внутригруппового общения с различной поведенче­ской позицией: «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой на равных».

    Предложите мастер-план проведения социально-культурных акций на период открытия и функционирования салона по про­даже изделий народных ремесел и профессионального искусства

    Что представляет собой мониторинг сохранности и использо­вания памятников истории и культуры на территории Вашего го­рода или края? Какие обязательные пункты включаются в такой мониторинг?

    Приведите одну или несколько типичных ситуаций, когда ав­тору/авторам необходимо отстоять правовую состоятельность и юридическую корректность своего социально-культурного про­екта. Можно ли гарантировать, что «сила права» данного проекта одержит верх над «правом силы» в лице его противников? На­сколько определенна и в юридическом отношении безупречна ав­торская концепция проекта?

    Примерные темы семинарских и практических занятий

    Открытый «круглый стол» с представителями досуговых орга­низаций США и Западной Европы «Международное сотрудниче­ство в социально-культурной сфере: состояние, проблемы, пер­спективы».

    Разработка примерных программ досуга для международного детского лагеря.

    Коллективный отбор лучших студенческих рефератов (курсо­вых работ, проектов) по проблемам организации международных инициатив и акций в сфере детского, молодежного досуга.

    532

    Список литературы
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


    написать администратору сайта