Главная страница
Навигация по странице:

  • Организационно-распорядительные методы

  • Технологии организации действий в социально-культурной сфере

  • Методы мотивации и стимуляции в социально-культурной деятельности

  • Управленческие технологии контроля

  • Технологии управления субъектами в социально-культурной сфере

  • Темы семинарских и практических занятий

  • Практическое занятие

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница35 из 40
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

    8. Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)

    Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийно­го, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он щ-ждается в целенаправленном воздействии, где при­сутствуют все компоненты сознательного >ттравления. Хотя сфера соци­ально-культурного действия носит ярко выраженные черты творческого процесса и этот процесс невозможно запрограммировать, от умелого ис­пользования управленчеасих технологий в решающей степени зависит и объем, и качество производимого культурного продукта и уатуг,

    Посколксу социально-культурная деятельность является объектом >ттравления, постольку наравне с производственным, финансовым, поли­тическим, педагогичес1сим менеджментом правомерно говорить о ме­неджменте социально-культурном.

    Принципиально важным для характеристики управленческих техно­логий в области искусства, образования, досуга, спорта является выявле­ние сущности самого понятия «социально-культурный менеджмент»,

    В течение предающих десятилетий в республиках бывшего Совет­ского Союза широко потреблялись термины «социальное управление» и

    470

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    «управление культурой». В их содержание вкладывались выработка ста­бильной социальной и культурной политики, включавшей, в частности. контроль за реализацией социальных и культурных программ, многим из которых не суждено было успешно завершиться,

    В современных условиях перехода к рынку в социально-культурной сфере возникли новые отношения, формируются новые ценностные ори­ентации и установки.

    В связи с этим социально-культ>рный менеджмент по своим функци­ям сегодня правомерно рассматривать как совокупность управленческих отношений и способов управленческой деятельности в социально-культурной сфере, как особый вид взаимодействий и взаимосвязей между коллективами и отдельными людьми - субъектами этой деятельности. В условиях рыночных отношений менеджмент является мощным катализа­тором развития новых форм собственности и выработки соответствую­щей времени социально-культурной политики,

    В сфере социально-культурной деятельности выделяется многообра­зие различающихся по своему назначению управленческих технологий. прямо или косвенно связанных с понятием «социально-культурный ме­неджмент». Предметом технологий этого менеджмента служат театр, ки­нопроизводство, цирк, хореография, музыкально-хоровое и оркестровое исполнительство, изобразительное искусство, средства массовой инфор­мации, индустрия развлечений, эстрада, игорный и шоу-бизнес, артбиз-нес, спортивнекдцоровительный бизнес и туризм, книгоиздание и книго­торговля, сервисные услуги ресторанного и гостиничного бизнеса и мно­гие другие отрасли.

    Социально-культурный менеджмент представляет собой деятельный процесс, в котором наряду с типичными для общего менеджмента прин­ципами, структурой и другими свойствами проявляются черты менедж­мента финансового, педагогического, психологического, инновационного

    Не случайно в крупных учреждениях и организациях социально-культурной сферы штат менеджеров практически мало отличается от но­менклатуры специалистов производственных или торговых фирм и пред­приятий. Кроме ведущего, <сгоп-менеджера», он включает менеджеров по экономике, кадровым и социальным вопросам, по общественным связям и рекламе и других. Существуют должности менеджеров по проектам, реализуемым фирмой или предприятием.

    Управленческие технологии открывают неограниченньш простор для социально-культурного менеджмента как свободного творческого само-

    471

    Т-Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    проявления, открытого для множества инвариантных форм самореализа­ции менеджерской предпринимательской инициативы.

    В калугой из этих технологий преобладает один из основных управ­ленческих подходов: управление как процесс (процессный подход), управление как система {системный подход), управление как технологии, связанные с конкретной социально-культурной ситуацией (ситуационный подход). Одновременно в управленческих социально-культурных техно­логиях нетрудно вычленить определяющие ролевые (лидерские, посред­нические) функциональные элементы предприпимательства и менедж­мента в области искусства, образования, досуга, спорта и т.д.

    В практике социально-культурной деятельности в России пока лишь нарабатываются необходимые знания, умения и навыки в области со­временного менеджмента. Между тем хорошо известен исторический опыт российского предпринимательства, меценатства и благотворитель­ности в социально-культурной сфере. Лучшие традиции российского ме­неджмента в этой сфере, научные взгляды и подходы к его теории и практике еще ждут своего возрождения и развития.

    Технологически управленческий цикл в социально-культурной сфере представляет собой совокупность основных действий менеджера, педаго­га, технолога, которые выполняются в определенной последовательности, с момента конкретизации стоящей проблемы и выдвижения цели до мо­мента достижения ожидаемого результата. Этот цикл включает в себя такие технологические действия, как анализ, прогнозирование, выработку и принятие управленческого решения, планирование, организацию вы­полнения плана, координацию, мотивацию имеющихся творческих (кад­ровых) ресурсов, контроль над выполнением решения и информацией. В качесгве родовых, тесно взаимосвязанных друг с другом базовых техно­логий социально-культурного менеджмента, как это будет показано нижс: выступают маркетинг и промоутерство.

    Изначальными для процесса управления являются технологии ана­лиза, или маркетинговые технологии. Речь идет о профессиональном использовании нормативного, информационно-управленческого ресурса - мониторинге социально-к^'.тьтурных процессов, необходимости органи­зации изучения и формирования современного рынка спроса на культур­ные продукты и услуги, проведения различных видов опроса, наблюде­ния, эксперимента, изучения документальных источников с целью сбора. обработки, систематизации, последующего анализа и использования пра-

    472

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    вовьгх и организационно-хозяйственных документов, обширной социо­логической и инструктивной информации.

    Известны различные виды и особенности современных мониторин­говых технологий социально-культурной сферы. Обладая ярко выражен­ной социальной ориентацией, они направлены на удовлетворение куль­турных потребностей, интересов, предпочтений населения.

    Изучение требований рынка к культурным продуктам или услугам включает в себя сегментацию рынка, то есть выделение (дифференциа­цию) целевых групп, аудиторий потенциальных потребителей (покупате­лей, зрителей, слушателей, читателей) по самым различным основаниям: региональным (социально-экономическим, географическим и другим особенностям региона); возрастным, образовательным, этническим, про­фессиональным, половым, конфессиональным признакам. Основаниями для сегментации могут быть и другие признаки - поведенческие (актив­ное, пассивное, индифферентное поведение потребителя), субкультурные, социально-психологические, по степени интенсивности потребления со-циально-культурных благ и услуг и т.д.

    Результатом использования аналитических, маркетинговых техноло­гий является выработка требований к качеству культурного продукта и обеспечению его потребительских свойств (обоснованности, достоверно­сти, доступности, надежности и др.), а также отбор наиболее рациональ­ных способов распространения рекламы. По с\ти дела, маркетинговые технологии в данном случае правомерно ассоциировать с технологиями социально-культурных нововведений, активно формирующими опреде­ленный образ жизни, быта и досуга семьи или отдельно взятого человека.

    Существенную роль играют и технологии прогнозирования, кото­рые позволяют выработать необходимые ориентиры в социально-культурной деятельности, обеспечить соблюдение нормативных, законо­дательных требований, предупредить и скорректировать возможные от­клонения в достижении намеченных целей. Результатом использования технологии прогнозирования являются предположения по поводу раз­личных условий, факторов и обстоятельств, рассчитанные на внешнюю и внутреннюю среду

    Выбору оптимальных вариантов из существующих прогнозных аль­тернатив в социально-культурной деятельности способствуют техноло­гии выработки и принятия управленческого решения. Эти технологии направлены на обеспечение таких требований к управленческим решени­ям, как их эффективность, реальность, экономичность, своевременность.

    473
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    обоснованность и т.д. Существует масса управленческих решений, в ос­нове которых лежат различные основания и признаки, например, харак­тер целей (оперативные, тактические и стратегические); характер решае­мых задач (экономические, организационные, экологические и т.д.); при­чины возникновения (ситуационные, инициативные, эпизодические и тд.).

    Аналогичное разнообразие наблюдается и в традиционных, и нетра­диционных способах принятия решений. К первому виду относятся соб­рания и совещания, деловые, в том числе и телефонные, переговоры, кон­ференции, дискуссии, симпозиумы и т.д

    Второй вид включает в себя совокупность нетрадиционных методов менеджмента, привнесенных в социально-культурную деятельность представителями родовых наук - социологами, психологами, педагогами, экономистами и др. Метод мозгового штурма представляет собой коллек­тивную выработку творческих идей, в которой участвуют «генераторы» -создатели идей и «аналитики», оценивающие эти идеи. В процессе выра­ботки творческих идей прибегают также к помощи прямых, фантастиче­ских, символических, личных аналогий (метод синектики), использова­нию самых неожиданных направлений творческого поиска (метод инвер­сии), перемещению автора идеи в центр проблемы и выработке идеи уже с этой позиции (метод эмпатии), постановке наводящих вопросов - что? где? куда? (метод ключевых вопросов), привлечению случайно выбран­ных понятий, метафор-гтротиворечий, метафор-загадок (метод свободных ассоциаций) и других.

    Чтобы, по возможности, выстроить и детализировать процесс реали­зации управленческого решения, специалисты социально-культурной сферы широко пользуются технологиями планирования,

    Эти технологии, имеющие прямое отношение к тому или иному субъекту социальжнеультурной деятельности, позволяют выявить его основное назначение, цели и задачи, необходимые для их достижения, действия, методы и приемы. Они связаны с разработкой и реализацией бизнес-планов, медиапланов других видов стратегического и оперативно­го планирования.

    Стратегические и тактические (оперативные) планы призваны дать ответ на следующие вопросы: 1) где на данный момент находятся наши социально-культурные учреждения или организации, каковы их возмож­ности и перспективы в области маркетинговых отношений, финансового, материального, кадрового обеспечения, научных исследований; 2) куда

    474

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    двигается учреждение или организация на основании оценки реальных возможностей.

    В нашем курсе под менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга понимается активное участие в соорганизации и коор­динации действий всех участников социально-культурного процесса Элементы менеджерства частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально-культурной сферы

    Технологии организации направлены на выполнение, активное про­движение («промоушн») того или иного плана, проекта, программы в социально-культурной сфере. По существу, любой специалист-менеджер, занятый в этой сфере, выступает в качестве лидера, основного персонажа в рамках того или иного социально-культурного проекта, внутри любой инициативной группы.

    Организаторские технологии предполагают управленческую дея­тельность по формированию и регулированию (в том числе совершенст­вованию) социально-культурных процессов в сфере досуга и творчества, образования и физического развития. Эффективность формирования обеспечивается использованием организационных социально-культурньгх проектов. Регулирование социально-культурного процесса связано, в пер­вую очередь, с обеспечением его устойчивого функционирования, час­тичным или кардинальным его совершенствованием, развитием на пер­спективу,

    Организационно-распорядительные методы

    В рамках организационных технологий менеджеры всех уровней, занятые в учреждениях социально-культурной сферы, пользуются так называемыми организационно-распорядительными методами.

    Среди них выделяются три группы: 1) директивные методы (распо­ряжения, приказы, постановления, указания, консультации, инструкции, советы и другие), которые могут носить обязательный, согласительный или рекомендательный характер; 2) экономические методы (метод ком­мерческого, хозяйственного расчета, ценовая политика, финансовое пла­нирование, бюджетная деятельность, экономический анализ и т.д.); 3) социально-психологические методы (методы повышения социальной активности, обмен опытом, критика и самокритика, внушение, личный пример руководителя, соблюдение деловой, управленческой и профес­сиональной этики и т.д.).

    475





    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъпиков. Социально-культурная деятельность

    В современном опыте учреждений культуры, искусства, досуга для объединения организаторских технологий очень часто употребляется термин «промоутерство». Он подразумевает продвижение (от англ, «промоушн» - продвижение, «раскрутка») музыкальных, театральных, етдожественно-зрелищных, развлекательно-игровых и множества других социально-культурньгх проектов, проектных идей и инициатив, разработ-ку, принятие и последующее осуществление соответствующих управлен­ческих решений, направленных на их реализацию на рынке.

    Промоугерство неотделимо от понятия продюсерства, в технологию которого входит разработка стратегии осуществляемой программы или проекта, обеспечения высокого уровня их реализации, привлечения и эф­фективного использования творческих сил и ресурсов. Основное внима­ние продюсера сосредоточено на организации и развитии ресурсной базы проектов, на поиске дополнительных способов и приемов привлечения ресурсов для производства культурных продуктов, благ и услуг

    Продвижение разного рода творческих проектов «раскручивается» с помощью рекламно-информационных технологий рекламы. Активно за-действуется здесь и широкий круг управленческих технологий, связан­ных с антрепризой (от франц. «антрепренер» - хтредприниматель) - при­обретением, арендой и эксплуатацией частного гастро.тьно-зрелищ1юго предприятия, а также с выполнением административно-органшациошшк обязанностей импресарио (от итал. - предпринимать) во время подготов­ки и проведения гастролей, конкурсов, фестивалей и т.д.

    Технологии организации действий в социально-культурной сфере

    Технологии организации тесно соприкасаются с технологиями коор­динации, направленными на обеспечение бесперебойности и непрерыв­ности выполняемых функций управления различными видами социаль­но-культурной деятельности. Актуальность этих технологий обусловлена динамичными непрерывными изменениями внешней и внутренней соци­ально-культурной среды, что, в свою очередь, зависит от умения менед­жеров быстро и оперативно маневрировать финансовыми и материаль­ными ресурсами, проявить способности к своевременной адаптации и корректировке. В руководстве социально-культурными процессами объ­ектом координациош1ых технологий являются как управляемые (подчи­ненные), так и управляющие подсистемы.

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    Процессы внутриколлективной и внешней, межведомственной коор­динации действий в социально-культурной сфере осуществляются как по горизонтали, на равных уровнях структуры за счет главным образом не­формальных взаимоотношений, так и по вертикали, в пределах строгой субординации, с помощью существующей нормативной документации. Координация распространяется на вес организационные уровни соци­ально-культурной сферы - в масштабах международного сотрудничества, отдельно взятой страны, региона, учреждения, исполнителей.

    Благодаря гибкой координации мы в состоянии обеспечить меха­низмы саморегулирования и самосохранения любой социально-культурной общности: клубного объединения, коллектива сотрудников музея, театра или парка, спортивной команды и т.д.

    Координационные уешшя в социатьно-культурной среде сталкива­ются с противодействующими факторами, в их числе - недостаток фи­нансовых и материальных ресурсов у большинства государственных от­раслевых учреждений и организаций, отсутствие у многих их руководи­телей психологической готовности к энергичному проведению самостоя­тельной финансово-экономической политики, нехватка квалифицирован­ных кадров, особенно в сельской местности и др. Преодолеть данные препятствия можно с помощью корректирующих действий, например: заручиться поддержкой коллектива учреждения культуры, выявить соци­ально-психологические причины сопротивления, осуществить в необхо­димых пределах реорганизацию тех или иных звеньев структуры, изме­нить существующие стандарты и нормативы и проч

    Методы мотивации и стимуляции в социально-культурной деятельности

    Поскольку любая из организационных и координационных техноло­гий самым непосредственным образом связана с активизацией человече­ского фактора, грамотным использованием кадрового ресурса, постольку каждая социально-культурная инициатива, формирование или пополне­ние творческого коллектива обязательно предусматривает мотивацию, стимулирование участников с целью опереться на их потребности, вы­звать у них интерес и желания к предстоящей работе, развеять возможные опасения и сомнения. Работодатели с древних времен постоянно прибе­гали к методам мотивации наемных, работников, используя для этого, как правило, хлыст и угрозы, и только для немногочисленных избранных -награды. Только позднее, с конца ХУШ века, распространилось убежде-


    476

    477

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ние, что люди всегда будут работать охотнее и батъше, если будут иметь возможность заработать больше,

    Однако, как показала дальнейшая практика, для создания мотивации с целью внутреннего побуждения работника к действиям только чисто экономический подход недостаточен. Здесь вступает в силу характерная для человека совокупность многих интересов, потребностей и желаний, которые к тому же имеют способность динамично меняться

    В процессе социально-культурной деятельности широкое распро­странение получили методы материальной, экономической мотивации (заработная плата, премия, льготы, проценты, участие в прибылях, допла­та и др.); методы нематериальной, социальной, психологической, мо­рально-этической мотивации (делегирование полномочий, прав и ответ­ственности, предоставление более содержательной, социально значимой работы с перспективой должностного и профессионального роста, обще­ственное признание, благодарности, улучшение условий труда, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т.д.).

    В социально-культурной сфере существуют благоприятные возмож­ности для эффективной мобилизации целого ряда других мотивов, среди них: общение, обучение, стремление к успеху, творческое самоутвержде­ние, ощущение собственной значимости и востребованности и т.д.

    Управленческие технологии контроля

    С помощью технологий контроля менеджеры социально-культурной сферы имеют возможность не только констатировать, но и обеспечить достижение конкретных целей и практических результатов в производстве и сбыте социально-культурных про­дуктов, благ и услуг. Контроль в этом смысле особенно необхо­дим, поскольку в процессе реализации своих творческих проектов и программ организаторы довольно часто сталкиваются со мно­жеством непредвиденных обстоятельств, ошибочных решений, организационных либо финансовых проблем и т.д. Технологии контроля позволяют устранить если не все, то по крайней мере большую часть этих препятствий.

    Среди множества типологий управленческого контроля выде­лим две наиболее распространенные в практике учреждений куль­туры, образования, досуга. Это разновидности контроля, разли­чающиеся по времени его проведения, - предварительный, теку­щий и итоговый контроль; по сферам деятельности социально-

    478

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    культурного объекта - производственный контроль, контроль за качеством культурной продукции или услуг, ресурсный, финансо­вый, инвестиционный, управленческий, ценовой, эксплуатацион­ный и т.д.

    Любая из технологий контроля предусматривает выполнение следующих обязательных процедур: 1) установление определен­ных стандартов, целей, требований, которым должны соответство­вать конечный творческий результат, культурный продукт или услуга; 2) измерение того, что действительно достигнуто за опре­деленный отрезок времени и сравнение достигнутого с ожидае­мым результатом; 3) осуществление конкретных действий, если это необходимо, для корректировки серьезных отклонений от пер­воначального плана или проекта. Одним из таких действий, в ча­стности, может стать пересмотр конечной цели или результата с тем, чтобы сделать их более реалистичными в данной ситуации

    Технологии управления субъектами в социально-культурной сфере

    Всеми перечисленными, а также достаточно сложной техно­логией управления аудиторией, обязаны владеть ведущие. Вы­полняя одни и те же менеджерские функции в каждом из видов социально-культурной деятельности (в современной эстраде и шоу-бизнесе, в руководстве студией или клубным объединением, я управлении дискотекой и т.д.), ведущие могут называться по-разному: лидер, педагог, тренер, режиссер, мастер, диск-жокей и т.д.

    Главными действующими лицами на клубных дискотеках и вечеринках являются диск-жокей, или диджей (с англ. - человек, «скачущий на дисках») и ви-джей, отвечающий за организацию визуальной среды.

    Более расширенно термин «ведущий» применительно к соци­ально-культурной деятельности означает человека, возглавляюще­го на данный момент досуговую общность, группу людей или мас­совую аудиторию. В соответствии с современными моделями ор­ганизации досуга и общения, предполагающими тесное сотрудни­чество, сотворчество людей, такое понимание слова «ведущий» уже неприемлемо. Куда точнее, по утверждению известного жур-

    479

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    налиста В. Познера, английское слово «модератор» - посредник, способствующий общению людей.

    Его работа оценивается умением организовать и направлять общение аудитории, спор, дискуссию. В США, например, умение общаться, дискутировать культивируется с детских лет и имеет давние традиции. Во время публичных дебатов на разные темы и на разных уровнях перед американскими модераторами не стоит проблема стимулировать обсуждение, скорее возникает другая -управлять дискуссией, не дать ей «выйти из берегов». Аудитория охотно идет на контакт, и с нею проще работать.

    С технологией управления аудиторией в социально-культурной сфере может справиться представитель любой профес­сии, как специалист, так и непрофессионал. Но в каждом случае суть, «зерно» такой технологии состоит в организации взаимодей­ствия, контакта, непринужденного общения между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной ин­формации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, пуб­ликой, коммерческими структурами - с другой

    Особенно это относится к уровню личных качеств и способ­ностей отдельных предприимчивых администраторов, импреса­рио, работающих на рынке социально-культурных услуг. Многим из них, действительно, чуждо понятие профессиональной этики, далеко не во всех случаях они обеспечивают, в соответствии с по­требностями, благоприятные условия для талантливых исполните­лей, мастеров (певцов, музыкантов, артистов театра, цирка и кино и т. п.). В результате технологии управления социально-культурной сферой часто выглядят крайне примитивно, искусст­венно ограничиваются.

    В зависимости от состава действующих субъектов, занятых в разработке и реализации социально-культурных проектов и про­грамм, можно выделить несколько преобладающих, ролевых управленческих функций, выполняемых специалистами на том или ином этапе.

    Это прежде всего предпринимательство, продюсерство, ме­неджмент в сфере организации социально-культурной деятельно­сти, образования, творчества, досуга; посредничество в двух «ипо­стасях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера);

    480

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    реформаторство, инновационная творческая деятельность, связан­ная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в области культуры и досуга; лидерство в малых и больших группах, формальных или неформальных социально-культурных общностях, связанное с выполнением организацион­ных, коррекционных, обучающих, воспитательных, коммуника­тивных и других функций.

    Темы семинарских и практических занятий

    Деловая игра «Создание банка идей по экономическому обес­печению досугового потенциала социума».

    Семинар-встреча с лидерами молодежных неформальных до-суговых объединений.

    Деловая игра «Разработка и реализация рабочего бизнес-плана для городского, сельского досугового центра».

    Анализ региональных планов развития культурно-досуговой сферы.

    Практическое занятие

    Разработка и обсуждение индивидуальных вариантов социального заказа, договора, бизнес-плана по оказанию еоциально-культ>рных услуг
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


    написать администратору сайта