Главная страница
Навигация по странице:

  • В иды исследовательских технологий

  • Технологии опроса

  • Экспериментальные технологии

  • Примерные темы семинарского или практического занятия

  • 10. Проектные технологии

  • Виды проектных технологий

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница36 из 40
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

    9. Исследовательские технологии

    Специфика исследовательских технологий

    Практика социологических исследований социально-культурной деятельности имеет дело с различными разновидно­стями изыскательских работ, связанных с маркетингом и поиском наиболее рациональных способов производства и сбыта культур­ных продуктов и услуг для потребительского рынка. Но диапазон исследовательских работ не ограничивается только сферой рынка. он распространяется на многие другие области, в частности на по­иски, сбор и систематизацию фольклорных источников и др.

    Выбор технологий, используемых в процессе проведения ис­следовательских работ, зависит от ряда целей и условий, характе­ризующих то или иное исследование,

    481

    Т.Г, Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    Исследовательские технологии, осуществляемые в современ­ной социально-культурной сфере, различаются по следующим параметрам

    • по срокам и продолжительности проведения: плановые (в
      соответствии с исследовательскими планами и программами)
      и внеплановые (оперативные);

    • по месту проведения: лабораторные (в заранее подготовлен­
      ных специальных условиях) и полевые (в естественной об­
      становке);

    • по степени научной глубины и сложности: пионерские (ди­
      агностические, разведывательные), описательные (фотогра­
      фические); аналитические (глубокие научные исследования,
      отличающиеся комплексностью и масштабностью приме­
      няемых методов и способов);

    • в зависимости от статики или динамики объекта исследова­
      ния: точечные (разовые) и повторные;

    • в зависимости от базового, преобладающего метода сбора
      социологической информации: опроса, наблюдения, экспе­
      римента, контент-анализа, социометрии или референтомст-
      рии.

    В качестве инструментария исследовательских технологий выступает набор специальных документов и материалов, с помо­щью которых осуществляется социологическое исследование: ан­кеты и опросные листы, вопросы для тестирования, карты наблю­дения, «фотография объекта», рейтинговые таблицы и таблицы экспертных оценок и др.

    Одно из главных мест в исследовательских технологиях при­надлежит анализу. Совокупность работ, осуществляемых в рамках анализа социально-культурной сферы, достаточно обширна. Это и сбор информации, и её обработка, классификация и систематиза­ция, это хранение и периодическое возвращение к информацион­ным материалам. В ходе анализа та или иная проблема социально-культурной деятельности максимально конкретизируется, разби­вается на отдельные части. Выявление возможных взаимоотноше­ний и взаимозависимостей между этими частями также является объектом анализа.

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    Виды исследовательских технологий

    Мониторинговые технологии, имеющие целью систематический хюр информации об объекте исследования (например, рыночном спросе на социальные услуги, ходе реализации конкретного проект и i д}, по­зволяют своевременно обнаружить отклонения от намеченного плана и воьремя сгреагиривать на них. скорректировать ситуацию, внести изме­нения или дополнения ати даже отказаться or ч^го-лиш. Идеальный вариант, когда система мониторинга изначально встраивается б структуру бизнес-плана, конкретного проекта или программы ис­следования

    Для проведения мониторингового исследования необходимо осуществить ряд последовательных технологических операций. Отслеживая ход реализации того или иного социально-культурного проекта (постановки спектакля, авторской техноло­гии преподавания предмета и т.д.), прежде всего определяют пока­затели или индикаторы, по которым можно судить о динамике и характере изменений. Необходимо также установить источники получения информации, включая документы, отдельных лиц или групп людей, партнерские организации и т.д.

    Технология контент-анализа предусматривает исследование совокупности информационных материалов СМИ (главным обра­зом, текстовых) по отдельным темам и направлениям социально-культурной деятельности. К элементам, составляющим процедуру контент-анализа, относятся: определение темы в качестве главно­го, основного предмета освещения в публикациях; отбор объектов, содержащих информацию (газет, журналов, бюллетеней. ]екстов радиопрограмм, дневников и т.д.); отбор информационных мате­риалов по их жанру (научная, проблемная статья, очерк, репортаж, рецензия и др.) и ключевых понятий для последующего анализа

    Контент-анализ способствует выявлению общественной оцен­ки и сравнительному анализу наиболее актуальных проблем соци­ально-культурной деятельности в масштабах страны, региона, от­дельного города или коллектива. Исключительно важна и сама мотивация, трактовка изучаемой темы. Здесь могут иметь место различные подходы: тему рассматривают в сугубо практическом, преимущественно позитивном плане; материалы освещаются це­ликом или частично с позиций критики,


    482

    483

    Т.Г, Киселева, Ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность

    Раздел V. Социально-культурные технологии


    Технологии опроса предусматривают различные способы сбора социологической информации в процессе опосредованного (с помощью анкетирования, тестов и др.) и неопосредованного (во время бесед-интервью) общения с аудиторией или отдельными респондентами с обязательным фиксированием ответов на вопро­сы, связанные с целями и задачами исследования. В практике со­циально-культурной деятельности основное назначение опроса состоит в получении определенных объемов информации о со­стоянии общественного мнения, досуговых предпочтений, оценке социально-культурных акций и услуг, фактов, событий. Разновид­ностями технологий опроса являются анкетирование и интер­вьюирование.

    К технологиям опроса примыкают технологии рейтингов и тестов, в частности технологии социометрии и референтомет-рии

    Дискуссии - чрезвычайно плодотворное средство общения. Однако нет необходимости злоупотреблять дискуссионными фор­мами, особенно в тех типичных рыночных ситуациях, когда перед коллективом фирмы или предприятия не стоит задача преодоления психологических, идеологических и других барьеров, когда нет столкновения мнений.

    В этих ситуациях менеджерам социально-культурной деятель­ности не следует пренебрегать системой рейтингов, которая вно­сит определенное напряжение в деятельность рекреационных структур. Ведь в каждом городе, поселке городского типа помимо муниципальных культурно-досуговых центров существует множе­ство коммерческих, в том числе кооперативных, учреждений, пре­доставляющих свободу выбора форм досуга.

    Система рейтингов как объективный метод определения попу­лярности досуговых программ способна принести неожиданный результат: «престижные», по мнению клубных организаторов, до-суговые программы привлекут лишь единицы посетителей, а третьестепенные, наоборот, соберут огромную заинтересованную аудиторию. Творческое соперничество между специалистами со­циально-культурной сферы, организаторами досуга, подстегивае­мое периодическим применением системы рейтингов, поможет повысить качественный уровень развивающих, рекреативных, раз­влекательно-игровых программ.

    484

    Технология наблюдения позволяет осуществлять непосред­ственное изучение взаимодействия, связей, взаимоотношений и социального поведения индивидов, групп, общностей и на осно­вании полученной достоверной информации, доступной воспри­ятию наблюдателя, делать обоснованные обобщения. В приклад­ных исследованиях социально-культурной сферы используются различные виды наблюдения: полевое, лабораторное, системати­ческое и случайное. В зависимости от контакта с объектом наблю­дение подразделяется на включенное (исследователь в составе группы участвует в совместном решении поставленной проблемы) и невключенное (исследователь находится в роли стороннего на­блюдателя). В формализованном наблюдении, в отличие от не­формализованного, ставится определенная цель и обязательно фиксируются результаты.

    Экспериментальные технологии направлены на создание специальных условий, обстановки, среды с целью выявления осо­бенностей исследуемого объекта - личности, группы людей, явле­ния, способа производства культурного продукта, благ или услуг, проведения культурной акции и т.д. В зависимости от своих целей экспериментальные технологии могут быть разделены на:

    • формирующие (преобразующие) технологии, с помощью
      которых осуществляется активное приведение содержания,
      структуры и функций объекта исследования в соответствие с
      выдвинутой гипотезой, либо введение в рабочий процесс со­
      циально-культурной деятельности каких-либо новаций и
      преобразований, либо проверяется на практике эффектив­
      ность конкретного культурного продукта, акции, услуги,

    • диагностирующие (констатирующие) технологии. Они свя­
      заны с фиксированием состояния объекта на тот или иной
      момент. Например, контролирующие (оценочные, прове­
      рочные) технологии направлены на установление взаимосвя­
      зей и взаимозависимостей между заданной нормой и факти­
      ческим состоянием объекта;

    • поисковые (разведывательные) технологии предусматрива­
      ют проведение поискового эксперимента с целью получения
      недостающих предварительных данных об объекте исследо­
      вания.

    485

    Т.Г. Киселева, Ю.Д, Красильпиков. Социально-культурная деятельность

    В практике социально-культурных исследований широкое распро­странение получила технология педагогического эксперимента, суть которой состоит в проверке и установлении определенной зависимости между, с одной стороны, различными условиями, воздействиями, факто­рами и, с другой стороны, полученными результатами. Аналогичным образом используется и технология методического эксперимента. С ее помощью устанавливается наличие либо отсутствие определенной взаи­мозависимости или взаимосвязи между способами и методами приобре­тения необходимой технологической информации и степенью её исполь­зования в практике социально-культурной деятельности.

    Примерные темы семинарского или практического занятия:

    1. Методика формирования социального заказа для досутовых центров.

    2. Семинар-дискуссия на тему <<Диагностика досутовой среды: что она
      в себя включает?»

    В качестве метода прогнозирования дальнейшего развития деятель­ности какого-либо конкретного объекта культуры (например: театра, парка, выставочного комплекса и т.д.) используйте написание сценария, в котором Вам необходимо изложить несколько наиболее вероятных вари­антов развития ситуации на ближайшую перспективу - как желательных, так и нежелательных. Докажите, что Ваш сценарий поможет предвидеть и избежать случайностей.

    В качестве прогнозирования развития какой-либо важной для Ваше­го региона (города, области) социально-культурной проблемы проведите соответствующий контент-анализ или сканирование - обзор публикаций в общих и специальных изданиях.

    Придерживайтесь следующей схемы сбора материала для контент-анализа или сканирования: названия газет и журналов, периодичность их выхода в свет; тема и ключевые понятия для отбора и анализа информа­ционных материалов; жанр материалов; оценка научно-методического уровня анализируемых публикаций (глубокий, фрагментарный, профес­сиональный); эффективность публикации (по материалу принято реше­ние; публикация стала предметом дискуссии; на материал получены от­клики или реакции не последовало и т.д.),

    По итогам сканирования подготовьте краткое резюме со своими вы­водами и комментариями для доклада руководству или выступления на совещании.

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    Задание. Предложите своим друзьям или близким тест по рефе-рентометрии, позволяющий выявить мотивы их межличностных выбо­ров или предпочтений. Тест состоит из двух процедур: предварительной и основной. Предварительная состоит в том, что респондентам предлага­ется серия вопросов, с помощью которых выявляются позиции каждого из опрашиваемых по поводу той или иной ситуации, объекта, события

    Воспользуйтесь для примера таким перечнем: С кем Вы бы хотели поехать на экскурсию в другой город? С вами случилась неприятность Кому Вы расскажете об этом? С кем Вы хотели бы отпраздновать свой день рождения? С кем Вы хотите больше общаться? Чьи замечания Вы больше принимаете и к чьей критике прислушиваетесь? Вы встретли человека, который вам понравился. Кому' Вы об этом скажете9 Вы хотите изменить свою жизнь. С кем посоветуетесь? С кого Вы могли бы брать пример в жизни? Кому Вы хотели бы понравиться больше всего'? С кем Вы откровеннее? С кем Вы проведете отпуск?

    Одновременно участникам теста предложите примерный перечень вероятных референтов, в их числе: родители, муж или жена, родственни­ки, брат, сестра, взрослый знакомый, знакомые родителей, друзья, луч­ший друг, компания, знакомая девушка (юноша), товарищи по учебе, работе, товарищи по кружку и т.п., известный человек, авторитетная личность, литературный персонаж, герой фильма, историческая лич­ность, никто.

    Основная процедура теста: Ваши респонденты, отвечая на каждый вопрос, выбирают из дополнительного перечня наиболее предпочтитель­ную кандидатуру (референта, партнера). По итогам теста для каждого из участников составляется референтная карта - портрет его ближайшего референтного окружения.

    10. Проектные технологии

    Историческая логина и сущность социально-культурного проектирования

    По сравнению с программированием, планированием и други­ми технологиями, направленными на изменение социально-культурной сферы, проектирование, по мнению исследователей, обладает целым рядом преимуществ. По самой своей природе оно технологически основано на сочетании нормативного подхода, разработки того, что должно быть в результате, с подходом диаг-


    486

    487







    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ностическим, с реальной оценкой ситуации, имеющихся ресурсов и т.д. Проект не является ни жесткой программой, ни детально проработанным планом - нормативными документами, содержа­щими перечень мероприятий, намечаемых на перспективу.

    Проектирование объектов социально-культурной сферы суще­ственно отличается от таких видов проектирования, принятых в общественной практике, как, например, архитектурно-строительное, инженерно-техническое или художественно-конструкторское (дизайн).

    Социально-культурные проектные технологии обладают сле­дующими основными чертами; 1) имеют в качестве объекта массу сложных и динамичных по своей природе социальных объектов, процессов и явлений; 2) не ограничены, как в архитектуре или инженерной практике, системой заранее заданных жестких норма­тивных, экономических или чисто технических требований, в этом отношении проектировщик социально-культурного объекта (на­пример, центра массового досуга или спектакля) обладает боль­шими правами на фантазию; 3) в качестве инициаторов и реализа­торов социально-культурных проектных технологий выступают не только специалисты, но и представители общественности, непро­фессионалы, члены самых разных социально-возрастных групп: дети, молодежь, домохозяйки, студенты, пенсионеры и др,

    Виды проектных технологий

    Как определенный тип деятельности, проектирование обладает характерными признаками, позволяющими осуществить его классификацию, выделить в нем определенные группы.

    Разработка социально-культурного проекта начинается с поиска и оформления проектной идеи. В основе генерации проектной идеи лежит предложенный психологами так называемый «принцип антиканонов», Он ориентирован на то, чтобы проектировщик научился выходить за пределы стереотипов. Еще Поль Гоген заметил, что «гениев порождает не система, а противодействие ей». Названный принцип выводит на про­буждение социального, психологического, творческого воображения у автора или группы авторов проекта. Такова здесь «генфальная» идея: все решительно осмысливать и делать по-новому.

    Социально-культурная среда дает обильную пищу для творческого воображения и фантазии. В еффе досуга, искусства, оздоровления, со-

    Раздел V, Социально-культурные технологии

    циально-культурной реабилитации непривычное, необычное возникает часто вне правил, казалось бы, неоднократно проверенных на практике,

    В практике социально-культурного проектирования принцип анти­канонов предполагает формирование у проектировщиков способности к инициированию нестандартных решений, к пробе творческих сил на опережающих моделях, умению личности в любой ситуации отстоять свою авторскую позицию.

    Проективная деятельность в социально-культурной сфере но­сит универсальный, всеобъемлющий характер. Изначально, как свидетельствует исторический опыт России, содержание и грани­цы этого типа деятельности были заданы культурной традицией, объединявшей армию народных умельцев, мастеров, ремесленни­ков, для которых участие в производстве и реализации своего культурного продукта или услуг обязательно начиналось с разра­ботки своеобразного эскиза или проекта. Практически для всех социально -кул ьтурных технологий, бытовавших в разные времена и у разных народов, проектирование было и остается основопола­гающим, интегрирующим элементом.

    Актуальность овладения знаниями, умениями и навыками в области социально-культурного проектирования обусловлена и тем, что проектные технологии имеют широкую область примене­ния для всех профессий педагогической, культурологической, со­циально-культурной направленности

    Комбинация различных способов проектирования в сочетании с теми или иными элементами содержания, отражающими богат­ство и неповторимое разнообразие социально -кул ьтурной сферы, дает нам бесконечное множество вариантов специализированных авторских социально-культурных технологий в области искусства. образования, досуга, спорта. Так, например, результатом синтеза художественного и технического проектирования являются тех­нологии современного дизайна; органическое соединение соци­ального, психолого-педагогического и художественного проекти­рования служит базой для создания и развития технологий обще­ственных связей («пиар-технологий»); усилиями специалистов в области природоохранного, медико-социального и инженерного проектирования рождается целостный блок экологонаправлен-ных технологий. То же самое можно сказать об оригинальных


    488

    489

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильпиков. Социально-культурная деятельность

    творческих проектах в различных областях социально-культурной сферы,

    Выбор тематики проектов для социально-культурной сферы обу­словлен конкретным социальным заказом, пожеланиями и предложе­ниями различных групп населения.

    В качестве базы проектных технологий широко известны разно­видности социально-культурных проектов: проекты формирования соци­ально-культурной (развлекательной, развивающей, оздоровительной) среды; проекты досуговых программ; проекты создания новых или раз­вития существующих досуговых центров, комплексов, экспозиционных залов, рекреационных зон; проекты малых и совместных предприятий социально-культурной сферы.

    В рамках регионально ориентированных совместных образователь­ных, досуговых, художественно-творческих и других проектов и про­грамм координируются усилия государственных (муниципальных) и негосударственных (общественных, предпринимательских и других) субъектов социально-культурной деятельности, практически выстраива­ется и реализуется последовательная политика протекционизма по отно­шению к социально-культурным инициативам, исходящим от различных общностей, групп и отдельных граждан. Особенно актуальна и значима разработка социально обеспеченных проектов для культуроемких облас­тей жизни отдельно взятого региона: дополнительного образования и досуга, эстетического воспитания, развития профессионального искусст­ва и народного творчества, концертно-зрелищного обслуживания.

    Объективно необходимой является «привязка» проекта к конкрет­ным социально-экономическим, демографическим, культурным особен­ностям региона, образу жизни и традициям его населения. Результаты служат основой для процесса реализации проекта и, в первую очередь, разработки таких управленческих документов, как бизнес-план, медиа-план и мастер-план.

    Ддлее в этих документах получают отражение следующие обяза­тельные разделы:

    • Анализ собственных возможностей и объективных условий для
      реализации обучающей технологии.

    • Характеристика содержания проекта, сути образовательных услуг,
      оказание которых является целью проекта.

    • Разработка и проведение маркетингового исследования по изуче-

    490

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    нию возможного спроса на специалистов среди;

    • государственных, м>'ниципальных учреждений и служб;

    • негосударственных общественных формирований:

    • коммерческих структур;

    • отдельных социальных, профессиональных, возрастных, нацио­
      нальных и других групп и общностей




    • Подготовка рабочего места и необходимой материально-
      технической базы для организации учебного процесса (помещения,
      необходимого аудиокомплекса, студий и др.).

    • Разработка учебного плана (внесение творческих элементов в про­
      цесс моделирования программ); технологий создания информаци­
      онных, рекламных, игровых, и обучающих программ.

    • Разработка организационного и финансового планов реализации
      образовательного проекта. Подготовка юридической схемы реали­
      зации учебного плана
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


    написать администратору сайта