Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Культуротворческие и культуроохранные технологии Сущность культуротворчесних технологий

  • Технологии художественно-творческой деятельности

  • Художественно-развивающие технологии

  • Культуроохранные технологии

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница32 из 40
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   40

    3. Сущность и классификация социально-культурных технологий

    Как ни странно, но основная проблема технологии как прикладного направления в науке о социально-ку.тьтурной деятельности заключена отнюдь не в его содержании.

    Проблематичным является само обозначение этого направления, поиска и выбора наиболее оптимального названия для этой претендую­щей на самостоятельность >-чебной дисциплины. На широкой ниве со­циально-культурной деятельности мы имеем дело с целым веером бы­тующих терминов, «мастерство», «методика», «режиссура», «искусство», «технология», <<тантология>> и др. Из этого поискового веера авторами выбран термин «технология», как наиболее прочно вошедший в общест­венную практику всех специалистов шциально-культурного профиля, включая социологов, педагогов, культурологов, рекреологов и т.д. Сам факт наличия однородных понятий, имеющих самое прямое отношение к социально-культурной сфере, свидетельствует о сложности и неодно­значности затянувшегося процесса «идентификации» самого понятия технологии как одного из важнейших объектов в науке о социально-культурной деятельности

    В последние годы в теории и практике социально-культурных педа­гогических исследований сравнительно часто употребляется термин «подход». Если раньше в педагогической науке под этим подразумевал­ся, как правило, половозрастной, индивидуальный и деятельностный подход то в настоящее время в научной литературе предлагается опи­раться на более широкий, дополненный перечень подходов. Это сис­темный, синергегический, средовой, личностно-ориентированный, ком-м>никатишплй, ситуационный и ряд других подходов.

    На фоне множества описаний и трактовок определения понятия «технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к цело­стному явлению служит системный подход (по В.Г.Афанасьеву), позво­ляющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и систе­мообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычле­нить наиболее характерные черты в структуре технологии социально-культурной деятельности. К таким чертам относятся: целевая ориента­ция каждой из технологий, её функциональные свойства, составные ком­поненты, структура, интегративные качества, коммуникативные характе­ристики, конечные результаты. Разумеется, названные черты этим не

    426

    раздел V. Социально-культурные технологии

    исчерпываются, поскольку в оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурньгх технологий могут существовать и другие подходы.

    В качестве логических оснований для классификации социачьно-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характер­ных признака: I) исторически сложившийся содержательный признак: 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.

    Историко-содержательный признак. Оздоровительные техноло­гии: медико-биологические, курортологические. лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные. Культуроориентиро-ванные технологии: технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в совре­менной среде. Культуротворческие технологии: технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) тех­нологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга. Технологии предпринимательст­ва и экономического обеспечения в социально-культурной сфере: ком­мерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотвори­тельные и социально-защитнью

    Функциональный или процессуальный признак. Информацион­но-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Комму­никативные технологии. Творчески развивающие, формир\тощие техно­логии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии. Компенсирующие технологии: реабилитацион­ные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогно­зирования, программирования, проектирования, творческого моделиро­вания.

    Социально-демографический, «субкультурный» признак. Инди­видуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в со­циально-культурной среде. Специализированные или групповые техно­логии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профес­сиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социатъно-культурной деятельности.

    Исключительно важно соблюдение логики технологических действий. Эта логика распространяется на каждую из подсистем.

    427
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    входящих в структуру технологии производства культурных про­дуктов, благ и услуг.

    Это прежде всего организационная подсистема - создание по­стоянной или временной команды, штатное расписание, сложив­шийся порядок распределения полномочий между сотрудниками и т.д. Методическая подсистема предполагает принятый в коллек­тиве алгоритм разработки и проведения культур но-досуговых ак­ций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе добровольцев-волонтёров, сложившуюся практику обоб­щения и распространения современного опыта, освоения иннова­ционных технологий, обучения методике внедрения в практику парковой работы проектных инициатив, В поле зрения постоянно находится и социально-психологическая подсистема. Она подра­зумевает эффективное использование формальных и неформаль­ных отношений внутри и за пределами каждого из социально-культурных учреждений и организаций, развитие отношений с внешней средой, разработку психологической мотивации персона­ла и т.д. Наконец, существенную роль выполняет управленческая подсистема, которая предусматривает овладение маркетинговыми технологиями, проведение рекламных кампаний, осуществление связей с общественностью и т.д.

    4. Культуротворческие и культуроохранные технологии

    Сущность культуротворчесних технологий

    Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое рас­пространение на всех этапах социализации личности. Практическое ос­воение этих технологии начинается в период ранней социализации, ко­гда ребенок стоит перед необходимостью приобретения социально обя­зательных общекультурных знаний, умений и навыков, когда через се­мью, сеть учреждений дошкольного, школьного и дополнительного об­разования и других социальных институтов он осознанно приобщается к целому созвездию субкультур, в том числе молодежной.

    Научную основу культуротворческих технологий, связанных с ран­ним выявлением и дифференциацией интересов детей, составляет уче­ние о способностях (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков и др.). В соответствии с этим учением можно развести сами понятия способностей, одарённости и таланта, находящих отраже-

    428

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    ние в социально-культурной деятельности,

    Способности — это личностные умения и навыки, которые форми­руются на базе врожденных задатков человека и определяют его воз­можности в успешном освоении тех или иных творческих технологий, По справедливому замечанию Л.С.Выготского, наследуются не способ­ности, а возможности их развития - задатки.

    Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешную само­реализацию человека в одном из видов творческой деятельности (музы­ке, живописи, поэзии, ремеслах и т.д.). В одаренности проявляется твор­ческий потенциал человека,

    Талант - сочетание способностей, дающее возможность самостоя­тельно и оригинально осуществить какую-либо сложную, требующую высокого уровня мастерства деятельность.

    Диапазон культуротворчества молодого человека существенно расширяется на последующем этапе - во время его профессиональной специализации, когда «багаж» его практических ^тчений и навыков су­щественно обогащается за счет значительного расширения круга его социально-культурных контактов.

    Культуротворческие технологии сопровождают человека и в пе­риод его профессиональной адаптации, включения в систему общест­венного разделения труда. Здесь они выполняют целый ряд важнейших функций, связанных не только с восстановлением сил личности, но и развитием её творческих способностей. Наконец, культуротворческие технологии приобретают особ\то актуальность и на завершающем, чет­вертом этапе социализации, связанном либо с пенсионным возрастом, либо с постоянной или временной утратой трудоспособности. Именно в этот период самостоятельное или коллективное творчество помогает пожилым людям и инвалидам труда преодолеть возникающие ограниче­ния, превратить свои творческие умения и навыки в средство социально-культурной самореабилитации.

    Технологии творческого развития детей, подростков и взрослых, создания и обогащения культурных ценностей непосредственным обра­зом связаны и взаимодействуют с технологиями изучения, сохране­ния, восстановления этих ценностей, освоения и использования куль­турного наследия в современном обществе

    Различные виды творчески формирующих, развивающих техно­логий в области профессионального и самодеятельного социально-

    429
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    политического, художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения становятся достоянием каждого человека как за счет субкультурных механизмов , когда личность нахо­дится как бы внутри той или иной субкультуры, так и за счет общесоци­альных, государственных программ и , соответственно, тех структур, ко­торые их реализуют.

    Серьезные изменения происходят в методике культурно-творческой деятельности. В новой социально-культурной ситуа­ции существенно расширяется диапазон творческой активности масс. Наряду с дальнейшим развитием художественной самодея­тельности новые импульсы получает научно-техническое и при­кладное творчество, и прежде всего различные виды социально-политической деятельности

    Технологии художественно-творческой деятельности

    Репродуктивная деятельность в сфере культуры и искусства позволяет авторам использовать свой интеллектуальный, творче­ский, художественный потенциал не только для своего блага, но и для блага общества. Технологии творчества через воздействие на эмоционально-чувствительную сферу человека положительно влияют не только на процесс воспитания духовности, культуры чувств, развития познавательных сторон личности, но и на здоро­вье. Это воздействие исходит из возможности невербальной, не­директивной, многообразной по форме выражения эмоциональной связи различных элементов искусства и творчества. Каждый из этих элементов является носителем собственных характерных черт и обладает индивидуальной силой воздействия на человека.

    Получают развитие коллекционно-собирательская, аналитиче­ская и научно-исследовательская работа в области культуры и ис­кусства. Возрастает интерес к творчеству, в первую очередь к ав­торскому. Повышается престиж театральных студий, театров -публицистических, эстрадных, миниатюр, работающих на местном материале. В сфере музыкальной самодеятельности проявляется особый интерес к авторской песне, рок-творчеству, собирательст­ву, обработке и воссозданию музыкального фольклора.

    Активизируется работа по возрождению утраченных художе­ственно-бытовых традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности - развитие прикладных культуротворческих

    430

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняют традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности Говооя об этом виде социально-культурных технологий, следует подчерк­нуть, что под художественным ремеслом в данном случае подра­зумевается производство материальных предметов, имеющих осо­бое эстетическое качество. Оно осуществляется на основе воспро­изводства художественных образцов с помощью техники или руч­ного труда, обеспечивающих высокий художественный уровень изделия. К числу художественно-творческих технологий относятся как традиционные, варьирующие свои образцы в пределах истори­чески сложившихся форм и стилей, так и современные, базирую­щиеся на поиске новых нестандартных решений. Последние пред­ставляют собой достаточно богатую и разнообразную сферу куль-туротворческой деятельности.

    Продуктом технологий бытового ремесла, в отличие от худо­жественного, являются изделия, которые украшают, эстетизируют повседневный быт, но при этом имеют сугубо утилитарное назна­чение. В отличие от преимущественно декоративных изделий ху­дожественных ремесел поделки для быта быстро выходят из об­ращения и заменяются новыми. Этот вид социально-культурных ремесленных технологий чрезвычайно многообразен (например, лозоплетсние, изготовление красивой обуви, макраме).

    Как известно, на протяжении конца XIX и всего XX веков многие разновидности ремесел интенсивно «вымывались», осо­бенно это касалось технологий ремесел, связанных с утилитарны­ми нуждами и потребностями крестьянских хозяйств, изменением быта. Исчезновение этих самобытных по своей природе социаль­но-культурных технологий было связано с разными причинами: конкуренцией со стороны машинного производства, утратой ис­точников необходимого сырья и материалов, естественным ухо­дом из жизни самих авторов технологий

    Проблема возвращения утраченных технологий, восстановле­ния их в буквальном смысле этого слова практически неразреши­ма. По мнению специалистов, здесь можно говорить лишь об их консервации, фиксировании отдельных технологических способов и приемов для последующего их воспроизведения в творческой деятельности современных мастеров-прикладников. Но даже такая

    431

    T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    консервация сама по себе является исключительно сложным и трудоемким делом.

    Другая проблема касается критериев оценки качества изделий, созданных с помощью технологий художественно-бытовых про­мыслов и ремесел. Здесь возникает множество вопросов, среди которых: насколько ярко выражены в изделии традиционность и самобытный характер, отвечает ли оно уровню промыслового эта­лона, не допущено ли нарушения авторского права на технологию его изготовления и друтие,

    По богатству и разнообразию технологий художественных и бытовых ремесел многие субъекты Российской Федерации пред­ставляют собой уникальные регионы. На их территориях культи­вируется широкий спектр ремесел бытового и художественно-декоративного направлений, использующих как ручной труд, так и промышленное производство, поставленное на «поток». Далеко не все из этих технологий дошли до нашего времени, одни из них, как и прежде, остаются профессиональным секретом, частной собст­венностью кустарей-одиночек, другие сконцентрированы в круп­ных промысловых артелях и промышленных цехах.

    Художественно-развивающие технологии

    Самодеятельное искусство, долгие годы функционировавшее преимущественно в зрелищно-сценических формах, возвращается в народ. Повышается интерес к традициям бытового музицирова­ния, оживляется семейная самодеятельность. Обогащается массо­вое любительство при проведении праздников и обрядов. Само­деятельное искусство становится основой возрождающихся на­родных гуляний, посиделок, вечеров отдыха и других традицион­ных форм массового досуга.

    Растет чисто студий, мастерских, творческих лабораторий, ху­дожественно-творческих товариществ. Дифференциация художе­ственных потребностей и интересов населения обусловливает по­явление многочисленных клубных школ, курсов, любительских объединений, центров эстетического воспитания.

    Рельефно проявляющаяся тенденция к синтезу культуры и бы­та становится основой создания таких коллективов, как студии и кружки художественного моделирования одежды, студии тек­стильного творчества, ковроткачества, вышивки, макраме, худо-

    432
    Раздел У. Социально-культурные технологии

    жественной обработки дерева, камня, металла, кости и т. д. Важ­нейшую социально-культурную роль играют те художественно развивающие технологии, которые обеспечивают участие детей и взрослых в художественной жизни своего региона, разнообразие форм их творческой самореализации и социальных ролей, воз­можных направлений творческого саморазвития,

    Среди таких технологий особое место принадлежит организа­ции круглогодичных либо сезонных (летних, зимних) центров и лагерей художественного развития. Преимущественный их кон­тингент составляют дети, не только интересующиеся различными видами и жанрами искусства, но и активно овладевающие навы­ками художественного и прикладного творчества. Это учащиеся музыкальных школ и школ искусств, участники детских самодея­тельных коллективов, дети, проявившие себя в тех или иных видах авторского творчества. На базе центров и лагерей осуществляются разнопрофильные тематические проекты и программы, предпола­гающие множество вариантов творческих занятий и творческого сотрудничества, общение с деятелями культуры и искусства, орга­низацию фестивалей, конкурсов, марафонов, праздников, проведе­ние экскурсий и путешествий художественно-культурной, истори­ческой или экологической направленности, участие в благотвори­тельных акциях, гастрольно-туристических поездках с концертами по пути следования.

    Повышается значение самодеятельного искусства в развитии различных субкультур, В рамках этого процесса активно форми­руется устойчивая локальная культура, дифференцированная в со­ответствии с наличием определенных групп населения региона.

    Существенно меняются формы руководства самодеятельным творчеством. Вводятся в действие естественные механизмы его развития. Активизируются факторы его саморегуляции. Упроща­ется характер планирования, учета и отчетности. Отменяется же­сткий контроль за репертуаром, выставочной и концертной дея­тельностью. Упрощается система регистрации любительских объ­единений и клубов по интересам. Культурно-досуговые центры начинают уделять большое внимание неинституциональным фор­мам самодеятельности по месту жительства. Расширяются мас­штабы самодеятельности, развивающейся вне рамок учреждений культуры.

    433
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    В системе самодеятельного художественного творчества реа­лизуется отход от прямого дублирования структур профессио­нального искусства.

    Осуществляется интенсивный рост любительства, ориентиро­ванного на фольклор и оригинальные виды современного народ­ного творчества. Акцент переносится на культуротворческие про­цессы в открытой социальной среде. Основным принципом разви­тия самодеятельности становится принцип художественного плю­рализма. Возрастает доверие к продуктивным возможностям лю­бителя. Происходит активное сближение и пересечение профес­сиональных и непрофессиональных структур. Юридически закре­пляется правовой статус мастеров народного искусства. Утвер­ждается терпимость к ранее отвергавшимся художественным яв­лениям. Открывается простор для свободного творческого поиска в кружках, студиях, лабораториях, мастерских, объединениях и других самодеятельных коллективах. Широко реализуется право на художественный эксперимент,

    Культуроохранные технологии

    Одним из ориентиров социально-культурной политики на федераль­ном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенст­вование учета объектов, входящих в культурное наследие

    Актуализация культуроохранного технологического комплек­са обусловлена критическим состоянием множества памятников, исторических объектов и мест бытования народных промыслов и ремесел, а также тем, что в настоящее время государственная ох-ранно-реставрационная служба по ряду причин не может в оди­ночку решить всех проблем регенерации культур но-исторической среды того или иного региона.

    Главной установкой культуроохранных технологий является сохранение культурно-исторической среды с помощью современ­ных охранно-реставрационных мероприятий. Суть этой установки заключается в том, чтобы сберечь, по возможности, зримые при­меты и знаковые ценности каждого отдельно взятого - возрастно­го, социального, профессионального, этнического культурного -сообщества, превратить их в активно функционирующие элемен­ты современных образовательных, художественно-творческих,

    434

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    развлекательных процессов. В охранно-реставрационноЙ деятель­ности усилия государственных и негосударственных структур со­средоточены, как правило, на трех приоритетных направлениях -охране, реставрации, использовании культурных ценностей

    Типология культурно-исторических и культуроохранных тех­нологий достаточно широка, она включает, прежде всего, техно­логии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников.

    Непосредственно с ними связаны реставрационные техноло­гии по возвращению памятников и культурных сооружений; тех­нологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.)

    Основой для осуществления большинства культуроохранных технологий на общефедеральном и региональном уровнях являет­ся сформированный и систематически заполняемый Федеральный регистр культурных ценностей. Он представляет собой электрон­ную базу данных с организацией доступа к ней через глобальные информационные сети. В результате кропотливой поисковой и ис­следовательской работы в архивах России и зарубежных госу­дарств, Федеральный регистр и ряд специальных государствен­ных сводных каталогов содержат уникальную информацию о рос­сийских культурных потерях в период Второй мировой войны, о похищенных, незаконно вывезенных, находящихся в международ­ном розыске, перемещенных культурных ценностях, а также о культурных ценностях, запрещенных к вывозу за пределы Россий­ской Федерации,

    В технологическую базу культуроохранной деятельности вхо­дит создаваемая и поддерживаемая на федеральном уровне обще­российская система мониторинга сохранности и использования памятников истории и культуры. Благодаря мониторингу осущест­вляется целенаправленное проведение комплекса противоаварий-ных, консервационных и реставрационных работ по следующим направлениям: памятники истории и культуры общероссийского (федерального) значения, по следующим технологиям: памятники деревянного зодчества, памятники культового назначения, пере­данные в пользование религиозным организациям, историко-культурные и музейные заповедники.

    435
    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Примером могут служить некоторые комплексные целевые проекты. Один из них, проект «Восстановление и развитие Вала­амского архипелага», предусматривает восстановление и сохра­нение природного комплекса и историко-культурного потенциала, а также социально-экономическое развитие территории о. Валаам. В рамках другого проекта - «Реставрация памятников Троице-Сергиевой лавры» - проводятся реставрационные работы по кре­постным сооружениям, церквам и соборам, служебным и жилым строениям, реконструкция объектов энергетического хозяйства Троице-Сергиевой лавры.

    Периодически составляется и дополняется внушительный ти­тульный перечень объектов, требующих первоочередного исполь­зования реставрационных технологий. В их числе значатся, на­пример, усадьба Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), здание Главного штаба (Санкт-Петербург), здание Церкви Покро­ва в Филях (Москва), Изборская крепость (Псковская область), объекты Казанского Кремля (Казань), торговые ряды в городе Ка­симове (Рязанская область) и многие другие.

    К объектам культуроохранных технологий относятся Музей­ный фонд и музеи Российской Федерации. В компетенцию Мини­стерства культуры РФ входит совершенствование учета и хране­ния Музейного фонда на основе специально разработанной инст­рукции, осуществление непрерывного мониторинга состояния учетно-хранительской деятельности музеев, обеспечение системы адаптации навыков и знаний храните л ьск ого персонала музеев к современным требованиям, методическое обеспечение работы по учету и хранению музейных предметов в негосударственных музе­ях, иных организациях и частных собраниях.

    Предусматривается создание цифровой базы данных по собра­ниям российских провинциальных музеев за период XIX-XX ве­ков, разработка и реализация генеральных схем и программ ком­плексного развития историко-культурных заповедников и музеев-заповедников.

    Контроль за исполнением этой функции возложен на Научно-технический экспертный совет по безопасности музеев и библио­тек.

    Характерной приметой использования культуроохранных тех­нологий служит перераспределение нагрузок и полномочий в этой

    436

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    работе на основе развития местной инициативы, привлечения ак­тива из числа местной интеллигенции, студентов, школьников, пенсионеров. Без этой опоры невозможно ведение постоянной, целенаправленной и эффективной работы по восстановлению сек­ретов прикладного ремесленного искусства и приведению в над­лежащий вид многочисленных памятников истории и культуры своего города или края. Акции возрожденческого толка, предпри­нимаемые местной общественностью, должны быть понятны насе­лению, связаны с его повседневными заботами и интересами. На­пример, многие социально-культурные проекты, направленные на реставрацию исторически ценных зданий, улиц и кварталов, а также модернизацию культурно-исторических интерьеров, обяза­тельно связываются с решением проблем увеличения и улучшения городского жилого фонда, обновлением необходимых для города социально-культурных и социально-бытовых объектов - культур­ных центров, центров детского творчества, концертных или вы­ставочных залов, храмов, торговых рядов, парков и т.д.

    Не случайно лучшим способом сохранения памятникового объекта считается использование его по назначению. В этом смысле заслуживает внимания передача церкви прав на владение культовыми постройками. Сам этот шаг со стороны государства позволил вовлечь в трудоемкую работу по восстановлению тысяч заброшенных и полуразвалившихся церквей заинтересованных граждан - прихожан конкретных приходов, членов церковных об­щин, благотворительных обществ и попечительских организаций

    К третьей группе относятся технологии, обеспечивающие от­бор и использование культурного наследия в формировании опти­мального социально-культурного уклада региона - края, области, республики. Лейтмотивом применения этих технологий является создание с их помощью необходимого историко-культурного контекста для проектов и программ, реализуемых в массовой об­разовательной, информационно-просветительной, художественно-зрелищной, природоохранной работе среди населения. Суть целе­вых установок в этой работе - формирование у каждого из жите­лей края - детей, подростков, взрослых - сопричастности к его судьбе, видения значимости его культурной самобытности

    В этих целях привлекаются технологии создания территори­альных краеведческих энциклопедий и справочников; технологии

    437
    T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    организации краеведческой работы, технологии развития турист-ско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных и историко-промышленных объектов; технологии возрождения тра­диционных форм социокультурной деятельности: народных про­мыслов, ремесел, обрядов и другие.
    1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   40


    написать администратору сайта