Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение в технологический комплекс

  • Структура и функции социально-культурных технологий

  • Методы и методика общей социально-культурной технологии

  • Педагогическая природа социально-культурных технологий

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница31 из 40
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   40
    Раздел V.

    СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    1. Технологические основы социально-культурной деятельности

    Введение в технологический комплекс

    Технологии и связанные с ними методические разработки, ис­пользуемые профессионалами и любителями в сфере культуры, искусства, образования, быта, досуга, составляют основную часть отобранного, прошедшего проверку жизнью и теоретически ос­мысленного практического опыта социально-культурной деятель­ности.

    Российской педагогической науке издавна свойственно при­страстие к теоретическому анализу, осмыслению сущности явле­ния, его связей в социально-психологическом и социально-куль­турном пространстве с другими явлениями. В меньшей степени внимание уделялось прикладным разработкам, в частности техно­логическим решениям, направленным на непосредственное прак­тическое воплощение научно-теоретических идей,

    Становление социально-культурной деятельности как новой научной дисциплины невозможно без глубокой разработки техно­логии и техники организации социально-культурных процессов. В этом смысле бесценный опыт технологического решения множе­ства прикладных задач, накопленный российской педагогикой, представляет благодатную почву для совершенствования совре­менных социально-культурных технологий.

    Как известно, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, СТ. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и ряд других выдающихся педагогов извлекали из практики вос­питательной деятельности наиболее существенные технологиче­ские закономерности. Это относится и к мировой педагогике. На­чиная с Сократа, мы можем обнаружить бесконечное разнообразие глубоких по содержанию и эффективных, простых, изящных по форме технологических решений и педагогических операций, ко-

    404

    раздел V, Социально-культурные технологии

    торые и по сей день вызывают восхищение как у профессионалов, так и непрофессионалов.

    К настоящему времени технологии, наработанные в этих об­ластях, приобрели общесоциальное значение, превратились в со­циально-культурные, неогуманитарные технологии. В этом кон­тексте правомерно, на наш взгляд, определение социально-куль­турных технологий как средства обмена человеческими способно­стями и потребностями культуры1.

    Анализ сущности социально-культурных технологий показы­вает, что большинство из них основано на взаимодействии ре­продуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элемен­тов. Типологически уровни такого взаимодействия выглядят сле­дующим образом: творческий уровень - в технологиях преобла­дают творческие моменты; репродуктивно-творческий - автор открыл для себя новое в том, что объективно не является новым, репродуктивный - в технологии элементарно воспроизводятся давно известные и отработанные на практике способы, приемы, подходы.

    Категория «социальное» в самом названии любой социально-культурной технологии указывает, что данная технология отно­сится к классу гуманитарных. Она всегда неизбежно обращена к определенной социальной общности или к отдельно взятой лично­сти и в качестве целевой установки предполагает достижение по­зитивных изменений в сфере их образа жизни, культуры, повсе­дневного досуга. Для многих россиян владение культуротворче-скими технологиями, помимо личной удовлетворенности, отдыха и развития своих творческих способностей, является средством жизнеобеспечения, экономического выживания в условиях совре­менного рынка. Производство того или иного культурного про­дукта, конкретных социально-культурных услуг в сфере образова­ния, досуга, укрепления здоровья приносит многим людям и семьям дополнительный заработок

    Понятие «культурное» как бы фиксирует содержательные гра­ницы данного вида технологий, обозначает культурную наполнен-

    См.: Брусов С. Специфика социальных технологий и их использование в сфере культуры и досуга // Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования. - Свердловск, 1991. - С. 55.

    405
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Крисильников. Социально-культурная деятельносгщ

    ность тех средств, форм и методов, с помощью которых человек проявляет и реализует свой духовный, творческий потенциал.

    Социальное предполагает выход представителей отдельных групп населения на такой уровень компетенции, который позволил бы им вступать в обычные социальные контакты и взаимодейст­вие. Культурное - подразумевает насыщение деятельности людей конкретным культурным содержанием, освоение ими культурных ценностей, норм и традиций, указание на качество и сферу прояв­ления их культурной активности, на результаты их творчества и обмена в процессе их социально-культурной деятельности

    Социальное начало в технологиях предусматривает различные формы взаимодействия индивидов между собой и с окружающей их средой, а культурное предполагает либо получение определен­ных результатов этого взаимодействия, либо насыщение техноло­гий конкретным дидактическим материалом из различных видов и жанров искусства, общественной практики.

    Примером первых в практике социально-культурной деятель­ности технологий могут служить наполненные глубоким социаль­ным смыслом и содержанием национальные традиционные обря­дов о-ритуальные формы. В современной социально-педагогиче­ской практике свидетельством таких технологий являются экспе­риментальные школьные программы эстетического и художест­венного воспитания (Д Кабалевский, Б. Неменский и др.), ком­плексные программы развития народного творчества, охраны па­мятников истории и культуры, организации семейного досуга и т. д.

    Деятельность многих современных социально-культурных институтов является базой для создания и воспроизводства мно­жества прогрессивных социальных, педагогических, анимацион­ных, досуговых и других технологий. Формируются или проекти­руются они, как правило, ситуативно, в зависимости от ряда фак­торов, в частности наличия и состава существующих центров про­свещения, культуры, искусства, спорта на данной территории, ха­рактера общественных досуговых инициатив населения и условий для их практической реализации, социально-демографических, экономических, этнических и других ситуаций в регионе.

    Разработка и реализация технологий в сфере культуры и до-с> га связана с определенными сложностями, поскольку сама эта

    406

    раздея V. Социально-культурные технологии

    сфера отличается динамизмом, имеет социально открытый харак­тер, в ней действует большое количество разнопрофильных соци-хтьных институтов со своими специфическими особенностями.

    Известно, например, каким сложным был процесс разработки и внедрения маркетинговых технологий в практику культурно-досуговых учреждений. Конкретным результатом реализации .-.тих технологий стало создание разнообразных коммерческих по еззоему статусу центров и организаций в области шоу- и артбиз-ricca;книгоиздания и книготорговли, видеопроката, туризма, рек­ламы, игорного бизнеса и т.д., территориальных фондов культуры и искусства на уровне различных субъектов Российской Федера­ции: областей, краев, республик, а также городов и районов.

    Структура и функции социально-культурных технологий

    Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предло­женную А.В. Соколовым структуру современной социально-куль-прной системы'.

    Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы: традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого, элитарные техноло­гии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой; массовые технологии, рассчитанные на массо­вые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

    Для социально-культурных технологий характерны два вида Ьункций: 1) основные (первичные), сущностные, отличающие их 7 материально-производительных, управленческих и других функций; 2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе исторического развития обще­ства.

    К основным функциям социально-культурных технологий мы относим те, которые по существу отражают содержание современ-

    Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - СПб., 1996. - С

    407


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ной социально- культур ной деятельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института:

    • социализирующую функцию, которая наиболее полно прояв­
      ляется в педагогических технологиях воспитания, образова­
      ния, просвещения;

    • творческую функцию, реализуемую главным образом с по­
      мощью технологий духовного производства, инновации, ин­
      дивидуального и группового творческого труда;

    • коммуникативную функцию, характерную в первую очередь
      для информационных и информационно-поисковых техноло­
      гий, технологий общения;

    • рекреативную функцию

    В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их приклад­ные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции явля­ются производными, вторичными: это образовательная, просвети­тельная, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и дру­гие функции.

    Первичные и вторичные функции социально-культурных тех­нологий связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении до- суговая, рекреативная технология останется абстрактной катего­рией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практиче­ски направленных функций: оздоровительных, развлекательно-иг­ровых, творчески развивающих и др.

    В то же время первичные и вторичные функции социально-культурных технологий имеют отличительные особенности, кото­рые делают их во многих случаях противоположными.

    Так, первичная по своему характеру информативная функция коммуникативных социально-культурных технологий стабильна и I независима от политических, экономических или социальных ус­ловий. Она формируется и развивается естественным образом по мере развития самого общества и потребностей его членов. В то

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    же время производные, прикладные функции этой технологии, в частности образовательная, рекламная и другие, зависимы от воз­действий внешней среды, динамичны и изменчивы в решении те­кущих задач, поскольку они подвергаются постоянном) воздейст­вию со стороны потенциальных субъектов (властных структур, общественного мнения, рыночной конъюнктуры и др.).

    В качестве разработчиков, носителей и пользователей разно­образных творческих, коммуникативных и обеспечивающих тех­нологий выступают социально-культурные институты. Чтобы вы­явить их место и роль в функционировании огромного технологи­ческого потенциала социально-культурной сферы, необходимо осуществить достаточно многоаспектную классификацию

    Технологический комплекс (потенциал) СКД нельзя предста­вить себе в виде хаотичного нагромождения всевозможных спосо­бов, подходов и методик. Действующие в этой сфере технологии социально востребованы, социально обусловлены и социально ор­ганизованы, Являясь непосредственным результатом разделения труда, они составляют совместную повседневную деятельность отдельных лиц и социальных групп, которую правомерно обозна­чить понятием социально-культурной практики. Эта практика внутренне дифференцирована: отдельные люди, большие и малые социальные общности производят, воспроизводят и транслируют социально-культурные технологии. Именно благодаря им обще­ство способно осваивать различные образы и стили жизни, ценно­стные представления, моральные нормы, образцы деятельности и поведения1,

    Утвердившийся в социально-культурной среде принцип вариа­тивности дает возможность специалистам, заказчикам и пользова­телям отбирать и конструировать различные виды социально-культурной деятельности по любой технологической модели. включая авторские. Каждый из авторов привносит что-то свое, ин­дивидуальное, в связи с чем справедливо говорят, что каждая кон­кретная технология, внедренная в общественную практику, в из­вестном смысле является авторской.
    _________________________________________

    См. определение социально-культурной практики гия/ Г.В. Осипов, рук. авт. колл. -М., 1990. -С. 85.


    408

    409


    Т.Г, Киселева, Ю,Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    дачи той или иной технологии заключаются в максимальной кон­кретизации путей, способов, подходов к решению проблемы.

    Уникальность социально-культурных технологий заключается в их многоцелевом характере. Они направлены на достижение це­лого ряда жизненно важных для человека целей. К ним относятся жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация (от­дых) и реабилитация (восстановление). Большую ценность пред­ставляют также практические умения и навыки, дающие возмож­ность опробовать свои силы и способности в профессиональной и непрофессиональной сферах, например, в подготовке и проведе­нии мероприятий, разработке и реализации сценария, рекламной деятельности, связях с общественностью и т.д.

    Сама множественность целей, возникающих в процессе про­изводства и сбыта культурных продуктов, благ и услуг, связана с их временным диапазоном (стратегические, долгосрочные, опера­тивные и т.д.), их ориентацией на определенный тип, выбором возможных альтернативных решений и другими. Очевидно, вы­движение целей при отборе той или иной технологии определяется их реальностью и достижимостью, выявлением приоритетов, на­личием средств исполнения, их соответствием психологическим и физическим качествам как различных групп и категорий, так и от­дельно взятой личности, выступающих в качестве объекта воздей­ствия.

    Процесс целеполагания, как правило, включает в себя один из основных элементов социокультурной технологии - анализ ситуа­ции, характеризующей образ жизни людей, свойственные им идеалы и нормы поведения, духовные ценности, культурно-досу-говые интересы и предпочтения. Осуществление подобного ана­лиза позволяет сформулировать в наиболее обобщенном виде за­дачи, на решение которых направлена любая из социокультурных технологий. Это, во-первых, обеспечение благоприятных условий (социально-культурной среды) в окружении отдельно взятого че- ; ловека; во-вторых, использование конкретного содержания и спо­собов его жизнедеятельности в этой среде.

    Кроме того, сам процесс целеполагания в социально-культур­ных технологиях сочетает в себе нормативный и диагностический подходы. При отборе методов и приемов акцент, естественно, де­лается на нормативной стороне тех изменений, которые должны

    412

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    произойти в сфере жизни, культуры и досуга отдельной семьи или конкретного человека. Этот нормативный фактор, образ «долж­ного», неизменно доминирует над диагнозом, над реальной оцен­кой ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении.

    Постоянная духовная активность, отличающая создателей и пользователей социально-культурных технологий, обусловлена постоянной необходимостью освоения личностью социальных ро­лей в сфере труда и досуга. Именно духовная активность человека реализуется в наиболее важных качественных характеристиках современных социально-культурных технологий

    Как субъект социально-культурной деятельности, овладеваю­щий качественно более высокими технологиями, человек может и должен активно проявить свои способности и возможности в та­ких важных сферах самоутверждения и самореализации, как твор­ческая, проективная, образовательная, досуговая и т. д.

    Социально-культурные технологии по своему происхождению являются продуктом человеческого труда, результатом целена­правленной культурной деятельности людей. В зависимости от того, кто является их творцом и пользователем, эти технологии могут быть социально-культурными или индивидуально-культур­ными,

    При этом первичными по отношению к индивидуально-культурным во всех случаях остаются именно социально-культурные технологии: для того, чтобы создать самобытную ин­дивидуал ьно-культурную технологию, человек должен не только родиться, но и попасть в сложившееся социально-культурное ок­ружение, освоить необходимый минимум знаний, умений и навы­ков, сформироваться как творческая личность.

    По своему происхождению технологии данного типа являются социогенными, поскольку их создание и использование невозмож­но вне социальной среды. Как овеществленные, так и неовеществ-ленные социально-культурные технологии входят в состав куль­турного наследия и духовной жизни общества, являются культур­ным достоянием народа. Их ценность заключается, прежде всего, в способности удовлетворять социально-культурные, досуговые по­требности отдельных людей и социума в целом,

    Ценность технологии во многом зависит, с одной стороны, от влияния внешних социально-культурных факторов, а с другой - от

    413
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    генетически унаследованных способностей и задатков их творцов. Поэтому и ценность любой из технологий, функционирующих в сфере образования, досуга, искусства, спорта, определяется нали­чием в ней двух начал - социального (коллективного) и индивиду­ального.

    Обращение к новым методам и технологиям преобразования действительности исторически и социально обусловлено. В на­стоящее время мы являемся очевидцами усиливающихся тенден­ций технологизации общественных процессов, качественного и количественного расширения самого понятия социальной техно­логии. В общественной жизни, социально преобразующей дея­тельность людей, все полнее адаптируются и применяются многие традиционные методы, которые до сих пор были хорошо известны и распространены в инженерно-технических отраслях

    Социальные, и в частности социально-культурные, технологии получают широкое развитие как на международном, федеральном, региональном, так и на локальном (местном) уровнях. Они высту­пают как действенный инструмент социально-культурной полити­ки федеральных и местных законодательных и исполнительных органов государственной власти, негосударственных и общест­венных.

    Методы и методика общей социально-культурной технологии

    Необходимо иметь представление о сущности общей техноло­гии социально-культурной деятельности и ее соотношении с функ-ционапьнъши, частными и отраслевыми методиками.

    Общая технология охватывает основные закономерности раз­работки и использования средств, форм и методов в целом, наи­более типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

    В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интен­сивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономиче­ские, правовые, организационные, педагогические, психологиче­ские и социально-психологические методы,

    В основе социально-культурных технологий лежит программ­но-;/еле eo;i принцип. Формирование и реализация этих технологий

    414

    раздел V. Социально-культурные технологии

    определяется социальным заказом. Социальный заказ делает необ­ходимой педагогически правильную постановку и «инструментов­ку» целей и задач социально-культурной деятельности. Цель вы-ступает как способ интеграции различных действий и усилий раз­личных субъектов досуга в определенной последовательности. Поскольку социально-культурная деятельность многофункцио­нальна, вычленить ее цели и задачи сложно. Здесь прибегают к построению иерархических ступеней («дерева целей», «пирамиды целей») в постановке целей и задач деятельности. Цели выдвига­ются с точки зрения конкретных задач, стоящих перед регионом, с учетом специфики и возможностей конкретного социально-культурного института, запросов и интересов социально-демографических групп населения, характера их трудовой дея­тельности и производственных условий, с учетом координации усилий с другими социальными структурами и институтами, опре­деленных временных циклов: суточного (утреннее, дневное, ве­чернее время), недельного (ежедневного и воскресных дней), от­пускного времени.

    Знание технологии диктуется многосубъектностью социально-культурной деятельности. Кроме государственных структур и спе­циалистов, профессионально занимающихся в этой сфере, в каче­стве ее постоянных субъектов выступают многочисленные обще­ственные и религиозные организации, неформальные группы и инициативные движения, разнообразные коммерческие, коопера­тивные, малые и другие предприятия. Во многих случаях социаль­но-культурная деятельность является конкретным результатом, очевидным следствием частных, индивидуальных инициатив и починов.

    Вся эта масса субъектов, задействованных в социально-культурной сфере, избирательно использует социально-культурную технологию. Здесь, следовательно, уместно говорить о множестве технологий, обладающих специфическими, характер­ными особенностями.

    Функциональные (отраслевые) методики содержат обширный банк технологических данных, информации «ноу хау» для отдель­ных видов развивающей социально-культурной деятельности в области просвещения, творчества, активного отдыха, спорта и раз­влечений.

    415

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильииков. Социально-культурная деятельность

    Социально дифференцированные (или частные) методики ох­ватывают технологические блоки организации культурно-досуговой деятельности различных социально-демографических групп населения.

    Методика (технология) социально-культурной деятельности в целом, как совокупность общей, функциональных и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняется и обога­щается за счет как исторического, так и современного опыта, на­копленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга наро­дов множества стран и континентов,

    Существенным источником обогащения этой методики явля­ется также творческое взаимодействие и обмен опытом между со­циально-культурными институтами: учреждениями, организация­ми, фондами, движениями, средствами массовой информации, школами и др. В любом случае в основе развития методики лежит постоянный творческий поиск, выход на нестандартные решения.

    Принципиальное теоретическое и практическое значение име­ет выяснение таких основных понятий методики, как средства, формы и методы.

    К комплексу средств идейно-эмоционального воздействия, которые, как правило, единым блоком используются, в первую очередь, в развивающей, информационно-просветительской дея­тельности, относятся устное (живое) слово, которое обладает большой эмоциональной силой; печатное слово - научные, ин­формационные и другие тексты; наглядные средства - подлинные предметы и явления (например, различные экспонаты, реликвии и др.) либо специально изготовленные, воспроизведенные (репро­дукция), доносящие до зрителя конкретные образы, различные ви­ды искусства - театр, музыка, хореография, кино, живопись и др. Особое место занимают специальные психолого-педагогические средства - общение, самодеятельность, игра, зрелища, развлечения и т. д, На практике все названные средства используются не изо­лированно, а в тесном взаимодействии друг с другом,

    Усилению и трансформированию традиционных возможно­стей воздействия способствуют вспомогательные средства: техни­ческие (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекцион­ная, осветительная и другая аппаратура), средства символики, ри-

    416

    раздел V. Социально-культурные технологии

    туальные действия, документалистика, фрагменты из литератур­ных произведений.

    Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познава­тельной, творческой, рекреативной

    Методы - путь познания и преобразования мира и человека, в нем живущего. Методы - совокупность приемов (технологических частей) и способов (своеобразия воздействия) организации воспи­тывающей жизни, воспитывающей деятельности, воспитывающих отношений. Методы - то, с помощью чего воспитатель достигает, решает поставленные педагогические задачи. Методы - это «ору­жие», «орудия)) профессиональной работы.

    Историко-педагогическим опытом накоплен обширный ар­сенал специфических методов сотрудничества и сотворчества представителей разных возрастных и социальных групп населения в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Мно­гое из этого опыта в качестве педагогической традиции обрело новую жизнь, «второе дыхание» в современных социально-культурных технологиях. Но обновленные образовательные, досу-говые, художественно-творческие и другие социально-культурные технологические комплексы одними традиционными методами не построить. Здесь необходим поиск инновационных подходов и решений.

    В социально-культурных институтах используются просвети­тельные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков); воспитательные методы (убежде­ние, пример, поощрение и его антипод - порицание); методы ор­ганизации творческой деятельности (выдвижение творческой за­дачи, тренаж, организация творческого содружества и распределе­ния творческих обязанностей, налаживание творческого соревно­вания); методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация иг­рового соревнования).

    Значительная часть воспитательных и образовательных технологий, используемых социально-культурными институтами (учреждениями. службами, организациями), основываются на методе убеждения Как


    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилышков Социально-культурная деятельность

    известно, главное достоинство социально-педагогического по с>ти ме­тода \беждения - в способе сознательного освоения объектам сообщае­мых ему знаний, внушаемых, чувств. Сильными сторонами этого метода, важными предпосылками его действенности служат его вербальный ха­рактер, неопровержимость аргументации, логичность изложения инфор­мации, авторитет субъекта. Универсальность метода убеждения обнару­живается буквально в каждой из социально-культурных акций - массо­вых, групповых, индивидуальных, начиная с крупных общественно-политических, рекламно-информационных кампаний и кончая студий­ной работой, социально-культурньш патронажем, развлекательно-ягрОБылш программами.

    Сохраняет свою социальную значимость педагогический метод по­ложительного примера, убеждения на наглядных образцах. В разных возрастных, социальных, профессиональных, этнических аудиториях, во время избирательных, конкурсных, профессиональных мероприятий эффективность этого метода всегда достигалась и достигается за счет сочетания рационального и эмоционального компонентов, доступности восприятия.

    Поистине широким универсализмом отличаются методы органи­зации поведения, упражнения, тренинга Их суть - сознательное целе­устремленное накошюние объектом личного опыта в процессе творче­ской, обучающей, воспитательной практики.

    Методы оказывают социально-педагогическое влияние на до­суг. Метод - это способ целенаправленного воздействия на объект. В социально-педагогических методах четко прослеживается субъ­ект-объектная связь. Психологические и педагогические их виды (в первом случае - обращение в основном к эмоциям, во втором -к разуму) взаимообусловлены,

    Педагогическая природа социально-культурных технологий

    В последние годы в сферах досуга, творчества, дополнитель­ного образования, межкультурного обмена и сотрудничества ус­пешно зарекомендовали себя активные и интерактивные педагоги­ческие методы и технологии. Среди них - частные методики пре­подавания различных учебных предметов, семинары и коллектив­ные дискуссии, развивающие и организационно-обучающие игры, мастер-классы и творческие мастерские, супервизорство (индиви-

    418

    Раздел V. Социально-культурные технологии

    дуальное обучение и профессиональное воспитание наиболее та­лантливых учащихся).

    Для большинства социально-культурных технологий харак­терно постоянное использование и таких универсальных по сво-гму комплексному психолого-педагогическому воздействию ме­тодов, как организация равноправного духовного контакта, созда­ние воспитывающих ситуации и опора на импровизацию.

    Методы равноправного духовного контакта основаны на совместной коллективной деятельности разных возрастов - детей и взрослых «на равных» во всем. Взрослые и дети являются равноправными участниками праздников, фестивалей, творческих марафонов, конкурсов и соревнований, членами всевозможных клубов и объединений по интересам, театральных, музыкальных, вокальных, хореографических и других коллективов, основанны* на тесном сотворчестве.

    Социально-культурная практика представляет собой благодат­ную почву для создания самых неожиданных, но эффективных в педагогическом отношении воспитывающих ситуаций. Каждый из методов воспитывающих ситуаций предполагает создание педа­гогом-организатором специальных условий, специальной среды, направленных на выполнение участниками определенных проце­ди, их самореализацию, установление взаимного доверия, дости­жение общего успеха.

    Среди великого множества развлекательно-игровых, художе­ственно-зрелищных, обучающих (тренинговых) и других социаль­но-культурных технологий нет ни одной, где не нашел бы своего места метод импровизации. Практически любая образовательная, творческая, игровая акция сопровождается элементами импрови­зации. Можно утверждать, что импровизированность составляет одну из самых замечательных и впечатляющих особенностей со­циально-культурного действия. В импровизации заложен меха­низм имитационного поведения. И дети, и взрослые очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание Дру­гого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний, пришедший от прародителей механизм, Импрови­зация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую0 и творческую предприимчивость. Искусство импровизации - Э1°

    419


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    порождение искуса, соблазна творческого усилия. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего автор­ского начала.

    Методы импровизации порождают здоровый азарт не только во взрослой, но и в сугубо детской среде. В досуговой практике многих поколений живут и надолго сохраняются свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах людей. Феномен творческой основы досуга -всегда по своему самобытен, неповторим; он очищает душу и по­тому вечен.

    В решении проблем теории и практики социально-культурной деятельности высокую результативность демонстрируют методы педагогических исследований: педагогическое наблюдение, иссле­довательская беседа, разновидности педагогического эксперимен­та (констатирующий, созидательно-преобразующий, контроль­ный), изучение документации и продуктов социально-культурной деятельности, теоретический анализ, изучение, анализ и обобще­ние педагогического опыта, социологические методы (анкетиро­вание, тестирование, рейтинг, метод экспертных оценок). (См. подробнее параграф пятого раздела учебника.)

    Наиболее важным является анализ психолого-педагогических условий и механизмов профессионал ной и непрофессиональной (любительской) деятельности

    Сама структура этой деятельности включает в себя следую­щие обязательные элементы:

    • заданные цели, представления о конечном результате (куль­
      турном продукте или услугах);

    • заданный предмет социально-культурной деятельности, то
      есть систему взаимосвязанных признаков или свойств како­
      го-либо социально-культурного объекта, явления, процесса,
      которую необходимо изменить или преобразовать;

    • вещественные или невещественные средства труда, с помо­
      щью которых человек взаимодействует, работает с предме­
      том социально-культурной деятельности;

    • систему должностных (для профессионала) или заданных
      (для любителя) производственных функций:

    раздел V. Социально-культурные технологии

    • систему прав;

    • производственную среду, предметные и социальные условия,
      необходимые для производства культурного продукта или
      услуг

    В практике социально-культурной деятельности имеют широ­кое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.

    В самом широком виде досуговую программу или форму мож­но рассматривать как крупное самостоятельное законченное соци­ально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действи­тельность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоя­тельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на исполь­зовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.

    Выбор тематики и разработка социально-культурных проектов и программ диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазви­тия людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатывае­мых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы

    2. Педагогические основы технологий

    Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литера­туре, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью лю­дей, в задачи педагогические по воспитанию и образованию лич­ности. Это позволяет придать социально-культурным технологиям воспитательную, развивающую и рекреативную направленность.


    420

    421


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

    Основополагающим для их реализации является и соблюдение требований педагогики сотрудничества.

    В контексте данного раздела мы рассматриваем менеджеров и педагогов, работающих с группой, в качестве технологов соци­ально-культурной сферы, а саму группу, или определенную общ­ность, объединяющую не только учащихся, но и читателей, слу­шателей, зрителей, потенциальных партнеров и коллег, - как со­вокупный субъект социально-культурной деятельности. В каких бы отношениях ни находился технолог (менеджер или педагог) с группой - либо управленческих, либо чисто межличностных, формальных или неформальных, его деятельность неизменно со­ответствует основным принципам педагогики.

    Структурирование содержательного материала в каждой из социально-культурных технологий подчинено, как правило, одно­типному алгоритму. Вначале обозначаются основные педагогиче­ские категории, с которыми менеджер-организатор так или иначе столкнется в технологическом процессе. Это - педагогические требования и педагогическое воздействие; работа менеджера, пе­дагога, технолога с группой и педагогическая позиция; элементы методики педагогического воздействия и др. Определяются клю­чевые профессиональные умения и навыки, необходимые специа­листу для практического решения проблемы. Осуществляется от­бор соответствующих педагогических, художественно-выразительных, технических средств. Далее педагогу следует при­держиваться логики технологических действий.

    Обращает на себя внимание примечательная особенность. К педагогическим основам социально-культурных технологий отно­сится выработка у самих технологов навыков педагогического воздействия в работе с группой. Значительное число понятий и категорий, составляющих суть и смысл педагогической направ­ленности социально-культурных технологий, вводится и повто­ряется в технологиях неоднократно. Подобная повторяемость за­ставляет размышлять о ней как некоей закономерности,

    Действительно, любая из социально-культурных технологий формируется на стыке педагогики с дисциплинами культурологи­ческого цикла, но как совокупность педагогических по определе­нию профессиональных умений и навыков она, естественно, бази­руется на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из

    422

    раздел V. Социально-культурные технологии

    технологий эти элементы выполняют функцию несущих конст­рукций.

    Именно поэтому сам факт педагогических основ технологиче­ских действий является постоянным объектом внимания и предме­том для тренинга в процессе профессионального обучения менед­жеров, педагогов, технологов, занятых в социально-культурной сфере.

    Понятием «группа», с которой работает или которую пред­ставляет технолог, обозначается взаимодействующая социально-культурная общность, состоящая из трех и более человек. Разли­чия в педагогическом статусе таких групп определяются степенью личного участия каждого из членов группы и характером их взаи­модействия. Отсюда разброс в квалификации социально-культурных общностей - от случайно образовавшейся компании до тесно сплоченного благодаря единой цели коллектива.

    Можно говорить о сложившейся типологии досуговых про­грамм и форм. Среди них выделяются программы, имеющие педа­гогическую, воспитательную и обучающую направленность, свя­занные с использованием определенной культурной среды, вклю­чая исторические и историко-культурные памятники, мемориаль­ные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие про­граммы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы раз­личного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и само­окупаемости

    Необходимым условием служат диагностика и прогнозирова­ние социально-экономического, психологического эффекта реали­зуемых программ и форм

    Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отды­ха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко

    423

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Раздел V. Социально-культурные технологии


    многому названия развивающих, формирующих, компенсирую­щих, реабилитирующих и т.д.

    Дифференцированные (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функ­циями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловлен­ными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп - детей, подростков, молоде­жи, взрослых и пожилых людей.

    Основу дифференцированных (частных) методов составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп,

    Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов

    Трудно переоценить значение социологических исследований для развития теории и практики социально-культурной деятельно­сти, пополнения необходимого банка информации, данных о со­временных тенденциях и закономерностях досуга. Содержание и методика социологических исследований социально-культурной сферы подробно анализируются в соответствующем курсе.

    Технологии социально-культурной деятельности принципи­ально необходимо компетентное проведение диагностики, прогно­зирования исходных условий и содержания досуговых потребно­стей и ориентации жителей социума, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпоч­тением у детей, подростков, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста.

    Диагностика и прогнозирование служат основой для разработ­ки социально-культурных проектов и программ. Методика соци­ально-культурного проектирования рассматривается в отдельном курсе,

    Характерный для современной практики социально-культурной дея­тельности принцип вариативности, рассмотренный ранее, дает возмож­ность выбора и конструирования как индивидуальных, так и массовых и

    424

    групповых занятий по любой модели, включая авторские школы и про­граммы. Именно в этом направлении идет процесс совершенствований технологий социально-культурной деятельности: разработка различных вариантов их содержания, использование возможностей современной педагогики и психологии в повышении эффективности досуговых, обра­зовательных, оздоровительных и других структур; шучная разработка, практическое обоснование и внедрение новых идей и технологий. Харак­терным является и расширение своего рода диалога различных систем и технологий социально-культурной деятельности, апробирование на практике новых досутовых, образовательных, развлекательных и других аналогичных форм и программ, дополнительных и альтернативных по отношению к существующей сети государственных учреждений и орга­низаций. Усилился интерес к использованию исторического социально-культурного опыта в современных российских условиях

    Сегодня для работы в сфере культуры, искусства, досуга, образова­ния, спорта квалифицированному специалисту не обойтись без изучения всего обширного арсенала социально-культурных технологий. Наряду с профессиональным теоретическим мышлением, умением аналитически рассмотреть социально-культурную среду во всей ее широте и многооб­разии, ему необходимо и профессиональное технологическое мышление, связанное со способностью организовать социально-культурггую дея­тельность на уровне отдельно взятой личности, группы, массовой ауди­тории.

    Такому организатору необходимо не тратить время на открытие уже известного, а свободно ориентироваться в многообразии технологическо­го арсенала, накопленного социально-культурной сферой, в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направ­лений.

    На протяжении десятков лет в стенах вузов культуры и искусств складывался и обогащается прикладной учебный курс «Методы и техно­логии» как составная часть научной специальности и учебной дисципли­ны «Социально-культурная деятельность». Он выстраивается сегодш на принципиально новых методологических научных основаниях. Благода­ря единству социального и культурологического подходов к технологи­ческим процессам обеспечивается вхождение студентов вместе с педаго­гами в крут явлений и событий, характерных для современного социума и его культуры. Освоение, усвоение и обогащение этого «багажа» и со­ставляет основное содержание социально-культурных технологий

    425


    'Г.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность
    1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   40


    написать администратору сайта