Главная страница
Навигация по странице:

  • Материально-технический ресурс

  • Социально-демографический ресурс

  • В информационно-методическом ресурсе

  • 2. Нормативно-правовой ресурс

  • 3. Кадровый (интеллектуальный) ресурс

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница29 из 40
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   40

    Раздел IV.

    РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    1. Понятие ресурсной базы

    В организационно-технологическом контексте социально-куль­турная деятельность предстает в виде способа организации ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения определенных результатов. Ресурсная база предстает здесь как совокупность ос­новных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. Уже сам факт на­личия ресурсов определяет производственный потенциал субъектов социально-культурной деятельности, реальную возможность реализа­ции социально-культурных проектов и инициатив.

    Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ре­сурсов.

    Нормативный ресурс представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подго­товки и проведения социально-культурной деятельности.

    К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится но­менклатура специалистов, а также технического и вспомогатель­ного персонала, по своим характеристикам, прежде всего, профес­сиональному и интеллектуальному уровню, соответствующих на­значению (набору функций) организации и обеспечивающих каче­ство производимого культурного продукта (благ и услуг),

    Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противо­речит действующему в Российской Федерации законодательству.

    Материально-технический ресурс включает в себя специ­альное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания со­ответствующей среды для обеспечения культурной, просветитель­ской и досуговой деятельности. Составной частью материально-

    368

    Т.Г Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    технического ресурса является недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социокультурного на­значения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними

    Социально-демографический ресурс обозначает совокуп­ность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и дру­гим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, парка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного харак­тера) не участвующих в социокультурных мероприятиях (потен­циальную аудиторию).

    В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, пере­подготовки и повышения квалификации кадров в области соци­ально-культурной деятельности.

    Производство культурного продукта, благ и услуг не может обойтись без морально-этического ресурса. Он необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, опреде­ляющих согласованность профессионально-нравственных пози­ций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли,

    Существует определенная классификация социально-куль­турных институтов по признаку самодостаточности их ресурсного обеспечения. Социально-экономический статус каждого из них является достаточно сложной по своей структуре сущностной ка­тегорией.

    Широко используется матрица, позволяющая сопоставить социально-экономические позиции объектов культуры в условиях современного рынка досуговых услуг и поиска адекватных меха­низмов развертывания как основной (профильной), так и неоснов­ной, коммерческой деятельности. Матрица дает возможность эсуществить следующую типологию различных объектов соци-

    36 У
    Т.Г. Киселева, 10.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    аль но-культур ной сферы в зависимости от их экономического ста­туса;

    1. Объекты социально-культурной сферы государственного,
      федерального значения (театры, музеи, парки, заповедники,
      творческие коллективы и др.), являющиеся общенациональ­
      ным культурным достоянием. Эти объекты пользуются фи­
      нансовой поддержкой не только государства, но и негосу­
      дарственных - коммерческих и общественных - организа­
      ций и имеют потенциальную и реальную возможность пре­
      доставлять услуги высокой стоимости, в том числе в валюте.

    2. Объекты социально-культурной сферы регионального (му­
      ниципального) подчинения, находящиеся на полном или
      почти полном бюджетном финансировании. Для них харак­
      терны слабая материально-техническая база, неустойчивое
      хозяйственно-экономическое положение, формальное суще­
      ствование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутст­
      вие. Инертность и консерватизм современной кадровой по­
      литики ведут к нестабильности и текучести кадров.

    3. Учреждения и организации, требующие больших инвести­
      ций в свои проекты и программы со стороны различных ре-
      сур содержателей (муниципальных органов, спонсоров, до­
      норов, меценатов и др.), ориентированных на внедрение ин­
      новационных технологий в социально-культурной сфере.
      Для этих учреждений характерна свобода выбора видов со­
      циально-культурной деятельности, финансирования, исполь­
      зования различных форм собственности, которая обеспечи­
      вает возможности безболезненного вхождения в рынок.

    4. Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на
      полной или почти полной самоокупаемости. Для них харак­
      терна абсолютная самостоятельность в выборе видов дея­
      тельности и досугового обслуживания посетителей, активная
      хозяйственная позиция и инвестирование своего дальней­
      шего развития, а также внешних проектов и программ.

    Социально-экономический статус каждого из отраслевых объек­тов культуры, образования, искусства, спорта, досуга является, по суще­ству, результатом взаимного пересечения и взаимопроникновения не­скольких характерных параметров. Каждый из них расширяет наши

    370

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    представления о данном объекте как о специфическом социально-куль­турном институте современного региона - поселка или города.

    В зависимости от назначения и характера использования ре­сурсной базы все социально-культурные институты подразделя­ются на: многопрофильные, обеспечивающие одновременное раз­витие различных направлений социокультурной, просветитель­ской и досуговой деятельности; однопрофильные, обеспечиваю­щие разнообразие деятельности на основе какого-либо одного конкретного направления, вида, жанра или формы культуры, до­суга, искусства, спорта и т.д.; прокатные (посреднические), пре­доставляющие свою базу для проведения различных мероприятий культурного и общественно-политического назначения, подготов­ленных любыми, в том числе и негосударственными, субъектами социально-культурной деятельности

    Программно-целевой принцип финансового и материально-технического обеспечения социокультурной деятельности предпо­лагает целевое использование ресурсной базы социально-культур­ных институтов.

    Основная (профильная) деятельность социально-культурных институтов предполагает производство и распространение куль­турного продукта, образовательных, досуговых и других услуг ли­бо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью при­влечения дополнительных ресурсов. В содержание основной дея­тельности входят:

    а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на
    фиксированное производство конечного продукта (услуг); финан­
    сируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами
    местного самоуправления разных уровней,

    б) создание условий для развития самодеятельной и инициа­
    тивной, индивидуальной и коллективной социокультурной, досу­
    говой деятельности населения и отдельных граждан. В этих целях
    предоставляются необходимое время и средства обеспечения
    (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и
    отдельными физическими лицами, а также осуществляется кон­
    сультационная и методическая помощь;

    в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная
    (нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенк­
    латурой деятельность, Она направлена на производство на платной

    371

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красияьников. Социально-культурная деятельность

    основе культурного продукта, сервисных (информационных, по­среднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с по­требностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально-творческого заказа государственных и иных ор­ганизаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых дру­гих имеющих юридический статус организаций.

    Неосновная, непрофильная для социально-культурных инсти­тутов коммерческая деятельность выходит за рамки сферы куль­туры, образования, досуга. Это торгово-закупочная деятельность, производство товаров народного потреблеьля, предоставление транспортных услуг, а также иные виды коммерческой деятельно­сти, не противоречащие законодательству Российской Федерации. К неосновной, непрофильной деятельности предъявляется ряд требований. В первую очередь она должна быть технологически совместима с основной деятельностью. Она не должна наносить материального ущерба социально-культурному институту и про­тиворечить морально-этическим нормам и правилам, принятым в обществе.

    Определенный спад бюджетного финансирования отрасли не устраивал и не устраивает работников культуры и искусства, кото­рые продолжают требовать увеличения объемов финансирования, обвиняя государственные власти в недооценке роли культуры в общественном развитии. Между тем, чем громче раздаются голоса «о необходимости возрождения культуры России)), тем больше понимания того, что «уровень культуры» является определяющей компонентой социально-экономической системы всей страны.

    Известно, что многие учреждения в большей или меньшей степени имеют возможность зарабатывать средства, продавая свой творческий продукт населению. Это подтверждает и статистика

    Однако экономическая система в стране постепенно приобре­тает новый облик, оставляя без работы всех, кто не сумел адапти­роваться к требованиям рынка (включая работников культуры). В отрасли культуры преобразования происходят наиболее сложно. Во-первых, не все учреждения культуры получили продеклариро­ванную экономическую и юридическую свободу от опеки органов культуры. Во-вторых, хозяйственный механизм этой сферы при­шел в очевидное противоречие с Гражданским кодексом России и

    372

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    финансовым устройством государства. В-третьих, далеко не все руководители оказались психологически готовы к использованию в полной мере своих потенциальных возможностей для реализа­ции собственных финансовых проектов на легальной основе, Это значит, что еще длительное время сфера культуры будет жить в условиях жесткого финансового цейтнота, а потому необходимо искать другие способы решения проблемы ресурсного обеспече­ния учреждений социально-культурной сферы

    Возможны два принципиально разных направления такого поиска,

    Первое - увеличить бюджетные возможности за счет прироста валюты баланса. Как достичь? - Поднять ставки налогов или вве­сти новые налоги на хозяйствующих субъектах Повысить дело­вую активность учреждений и их вклад в общую массу прибыли.

    Второе - предполагает развитие и использование коммерче­ского потенциала культуры для решения собственных экономиче­ских проблем сферы культуры как подсистемы общественного разделения труда и частичного участия в решении экономических проблем государства.

    Социально-культурная сфера, обладая собственным ресурс­ным потенциалом, вынуждена постоянно искать оптимальное со­четание различных способов финансирования - начиная с бюд­жетной модели и кончая моделью, основанной на рыночных принципах.

    Принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределили уже сегодня многоканальность государственной поддержки и широкую диверсификацию источников финансиро­вания культуры, государственное стимулирование бюджетной са­мостоятельности территориальных властей и собственно самих учреждений и организаций культуры, а также привлечения средств частных спонсоров и меценатов,

    Существует ряд резервов, которые могут быть с успехом ис­пользованы: федеральный и региональные бюджеты, которые поддер­живают сферу культуры и искусства и реализуются по нескольким кана­лам: в форме прямого финансирования; при помощи системы низовых бюджетов; на основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня; через независимые посреднические структуры; с использованием смешанного государственно-частного финансирования.

    373
    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    В США и ряде стран Запада широко используется опыт фи­нансирования учреждений и организаций культуры с помощью специальных целевых трансферов («бюджетной линии»), обеспе­чивающих национальные программы развития и модернизации сферы культуры и искусства, а также грантов, предоставляемых как организациям, так и отдельным работникам культуры (инди­видуальные гранты), обеспечивающих «экономическую безопас­ность» духовного творчества. При этом такая система индивиду­альных грантов включает в себя: бессрочные почетные гранты вы­дающимся деятелям искусства и культуры; гранты в форме гаран­тированного дохода выдающимся деятелям культуры и искусства; гранты молодым ученым и молодым писателям, артистам и т.д.

    Система грантов, содержащая условия встречного финанси­рования, способна существенно улучшить финансовое положение учреждений и организаций социально-культурной сферы. Из­вестна практика выделения целевых грантов учреждениям и орга­низациям на содействие в адаптации к инновационной деятельно­сти (Великобритания), целевых грантов на финансирование сферы образования и культуры (Дания); специальных грантов из цен­тральных и территориальных бюджетов на реализацию программ регионального развития, профессионального обучения, переподго­товки кадров, реконструкции культурной инфраструктуры, на финансирование инвестиционных проектов ( Франция, Нидер­ланды), а также заключения в ряде европейских стран ежегодных трехсторонних контрактов между центром, регионом и террито­рией в целях улучшения финансирования отрасли культуры.

    Нередко финансирование развития различных видов народ­ного творчества и фольклора, национальных библиотек, парков и музеев производится на основе межведомственного соглашения, в котором участвуют бюджеты министерств юстиции, обороны, сельского хозяйства, образования и других отраслей. В государст­венном финансировании объектов культуры активно использу­ются внебюджетные фонды, формирование которых оправдыва­ется «особыми потребностями» и «национальными интересами» из средств поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов (страны Европы, США),

    На принципах совместного партнерства государство и корпо­ративные спонсоры участвуют в субсидировании различных по

    374

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная Оеятельность

    масштабам социально-культурных акций - фестивалей, выставок, ярмарок, юбилейных праздников и других мероприятий при усло­вии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Подобная практика получила широкое распространение среди областей и республик - субъектов Российской Федерации,

    2. Нормативно-правовой ресурс

    Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих норма­тивных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регу­лирующих права граждан на участие в процессах социально-культур­ной деятельности на федеральном, региональном (субъектно-федера-тивном) и муниципальном, местном уровнях.

    При создании федеральных и региональных программ и по­ложений, направленных на эффективное применедис полномочий субъектов Российской Федерации в последовательном решении социально-культурных проблем, необходимо использовать сле­дующие нормативно-правовые документы: Конституцию Россий­ской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, за­коны РФ «Об образовании» (1991), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995), «Об общественных объединениях» (1995), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О неком­мерческих организациях» (1995), «О национально-культурной ав­тономии» (1996)и др.

    Основополагающими документами, регулирующими в рос­сийском законодательстве социальные права человека, являются Федеральные законы от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2.08.1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

    Конституция провозглашает Российскую Федерацию соци­альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Ст. 43 Конституции Российской Федерации гарантирует общедос­тупность и бесплатность образования в государственных и муниципаль-

    375
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    ных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, националь­ности, отношения к религии и тд.

    Важное право предоставлено гражданам пожилого возраста статьей 44 Конституции - каждый имеет право на участие в куль­турной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

    Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» рассматривает физическую культуру как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой активности и гарантирует право граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом, прдусматривается создание льготных уатовий для занятий физкультурой инвалидов, среди которых немало лиц пожилого возраста

    Вовлечению в активную досуговую деятельность многих со­циально незащищенных категорий населения, в частности пожи­лых людей, способствуют «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992).

    Основами законодательства Российской Федерации о куль­туре (№ 3612 -1 от 9 октября 1992 года, в ред. Федерального за­кона от 23. 06. 99 № 115 - ФЗ) провозглашена неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность (ст. 8), при­оритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и групп (ст. 9), право каждого человека на все виды творческой деятельности, свободный выбор нравственных, эстети­ческих и других ценностей, приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельно­сти, право на гуманитарное и художественное образование, выбор его форм и способов в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации об образовании (ст., ст. 10, 11, 12,13,14),

    В соответствии со статьей 8 данного законодательного акта, культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального проис­хождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям,

    376

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и др.

    Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст. 35 Федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции.

    Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет Федеральный закон «Об основах туристической деятельно­сти в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Рос­сийской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передви­жения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, про­фессиональных, спортивных, религиозных или иных целях.

    Лицам старшего возраста, согласно Федеральному закону «О биб­лиотечном деле», доступны фонды библиотек, что позволяет им приоб­щаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную информацию. В арсенале норм данного закона есть наиболее важная для социальной поддержки пожилых людей ст.8. Она установата существен­ную привилегию для пожилых людей: ((Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступ­ных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ»

    На разрешение первоочередных проблем социальной под­держки ветеранов и пожилых людей направлены нормы и других законодательных и подзаконных актов (Гражданский кодекс Рос­сийской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объе­динениях»,)) «О благотворительной деятельности и благотвори­тельных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих» и др.).

    В перечисленных нормативно-правовых документах законо­дательно закреплены богатство и многообразие форм обществен­ных связей, явлений и социальных функций, которые характери­зуют современную социально-культурную деятельность.

    Принципиальным является вопрос и о правовой, законода­тельной базе социально-культурных движений и инициатив. Зако­нодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и на-

    377
    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    годящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру, и в частности социально-культурную сферу, от политического мани­пулирования ею, от экономических потрясений в условиях пере­хода к рынку, от национальной замкнутости,

    Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культур­ной деятельности приоритетное место принадлежит таким катего­риям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общест­венно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому граж­данину, социальная защита деятелей культуры всех категорий -как профессионалов, так и любителей

    В законодательном закреплении постоянно нуждаются многие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы - основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессиональ­ного творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партий и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, коррупцию, криминал - барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.

    В качестве примера правовой защиты детей и детских обще­ственных объединений можно привести Конвенцию о правах ре­бенка (принята ООН в 1989 г.).

    Имеет большое значение реализация статей Конвенции в про­цессе осуществления гражданских функций детско-юношеских социокультурных объединений. Факт создания объединения {реа­лизация статьи 15 Конвенции), реализация гражданских прав и свобод, записанных в Конвенции о правах ребенка и включающих право на имя и гражданство (ст.7), право на сохранение индивиду­альности (ст. 8), на свободу выражения своего мнения (ст. 13), доступа к соответствующей информации (ст. 17), на свободу мыс­ли, совести и религии (ст. 14), свободу ассоциаций и мирных соб­раний (ст. 15), защиты личной жизни (ст. 16), право не подвер-

    378

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    гаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или уни­жающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37а), -серьезное достижение ООН.

    Знание законодательных и других видов нормативно-право­вой документации (договоров, технических заданий на выполне­ние заказа, актов и др.) в своей профессиональной деятельности, умение использовать их в процессе осуществления культурной политики, социально-культурных проектов и программ в регионе - важное требование к специалистам современной социально-культурной сферы.

    3. Кадровый (интеллектуальный) ресурс

    Ведущее место в руководстве социально-культурной сферой зани­мает кадровая политика. Её основными направлениями являются: 1) кад­ровое планирование; 2) оценка наличного кадрового (интеллектуального) ресурса; 3) оценка будущих кадровых потребностей; 4) разработка про­граммы удовлетворения будущих потребностей; 5) определение желае­мых видов кадрового отбора; 6) определение совокупности целесообраз­ных требований к должностям, занимаемым в социально-культурной сфере; 6) профессиональная подготовка и переподготовка, 7) карьерные передвижения.

    Для современного специалиста, занятого в сфере культуры, сего­дня характерным является не только его широчайшая профессиональная профилизация, обусловленная потребностями рынка услуг, но и несо­мненный рост его современного юридического, экономического, эти­ческого, социального статуса. Как правило, он выступает в одной из следующих доминирующих социально-психологических ролевых функциях; как лидер-организатор (1), лидер-мотиватор (2), лидер-диспетчер (3), лидер-генератор (4). Большинство профессиональ­ных работников, занятых в разных отраслях социально-культурной сферы, выполняют именно эти функции, составляя связующее звено между семьей, различными группами населения и многочисленными государственными и негосударственными социально-культурными институтами, функционирующими в конкретном микросоциуме.

    Эффективность реализации намеченных целей и задач в соци­ально-культурной деятельности может быть достигнута только при условии обеспечения высокого уровня компетентности и степени

    379
    Т.Г- Киселева, Ю.Д, Красильников. Социально-культурная деятельность

    профессионализма (профессионального педагогического мастерства) каждого нз занятых здесь специалистов,

    Профессиональную компетентность, как структуру достаточно сложную, характеризует совокупность целого ряда составляющих. В их числе назовем прежде всего глубокое понимание теоретических и методологических основ своей профессии или специальности (это так называемая концептуальная компетентность); достаточно полное представление об экономической, социальной, психологической сре­де (фоне), в которой осуществляется тот или иной социально-культурный проект (контекстуальная компетентность); владение ба­зовыми профессиональными умениями и навыками (технологическая компетентность); способность предвидеть изменения, важные для собственной профессии, и быть готовым приспособиться к ним (адаптивная компетентность); умение эффективно пользоваться раз­личными средствами и способами общения (коммуникативная ком­петентность); способность сочетать теоретические положения с со­циально-культурной практикой (интегративная компетентность).

    В профессиональной деятельности различных категорий спе­циалистов социально-культурной сферы сегодня довольно легко можно выделить общее и особенное, реальное и идеальное, пред­ставить динамику изменения их состава по профессиональному, общекультурному, эстетическому и другим параметрам. За по­следние десятилетия, несмотря на весьма ощутимые социально-экономические трудности, в стране сложилась относительно ус­тойчивая система отбора, допрофессиональной, профессиональной и постпрофессиональной подготовки и аттестации специалистов-организаторов социально-культурной деятельности. Не послед­нюю роль в стабилизации этой системы сыграл переход обучаю­щихся структур на полное или частичное самофинансирование, внедрение платных услуг.

    Из широкого диапазона целей и задач, практических навыков и умений, психологических мотивов и установок, интересов и ув­лечений складывается целая система приоритетов профессиональ­ной деятельности специалистов. Эта система обусловлена нали­чием целого ряда факторов, но прежде всего - современным со­стоянием и перспективами развития социально-культурной среды конкретного региона (области, края, города, региона),

    380

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Реализация социально-культурной политики в масштабах от­дельно взятого региона, проведение в жизнь программно-целевого принципа финансирования объектов культуры и досуга делают необходимым выделение, в рамках кадрового ресурса, еще одной исключительно важной его составляющей - интеллектуального ресурса, того активного потенциала, которым обладают профес­сионалы и любители, выступающие в качестве авторов многочис­ленных социально-культурных проектов и программ. Как правило, эти люди представляют различные социальные и профессиональ­ные слои населения.

    Введение в оборот интеллектуального ресурса, приобщение новых сил к генерированию инновационных проектных идей яв­ляются одновременно и средством, и результатом, и свидетельст­вом достаточно сильной и эффективной социально-культурной политики в условиях того или иного региона,

    Формированию интеллектуального ресурса для региона в большой степени способствует закономерное, последовательное развитие социально-культурного контекста в профессиональном образовании. Сама логика процесса формирования специалиста в вузах и средних специальных учебных заведениях культуры и ис­кусств выстраивается в совершенно оправданном во всех отноше­ниях порядке - от комплекса его способностей, имеющих отноше­ние к социальному самоопределению и самообразованию, к спо­собностям, необходимым для включения в региональную систему деятельности, к способностям, связанным с поиском оптимальных проектных вариантов решения социокультурных проблем.

    Эффективность использования кадрового ресурса самым непосред­ственным образом связана с вопросом о современном юридическом, эко­номическом, социальном статусе специалиста социально-культурной сферы. Это связано не только с трансформацией прежнего понятия ((культурно-просветительный работник», но и с объективно возрастаю­щей ролью специалиста, непосредственно организующего контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и дру­гими социальными институтами региона

    В нынешних условиях происходит ярко выраженная диффе­ренциация приоритетных ролевых функций субъектов (основных участников) социально-культурных процессов. Множество взаи­модействующих субъектов социально-культурной и индивиду-

    381

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Кросильников. Социально-культурная деятельность

    ально-культурной деятельности, включая как профессионалов, так и любителей, составляет следующие основные категории:

    1. социальные заказчики (ресурсодержатели), выражающие
      интересы и запросы различных групп населения - потенциальных
      пользователей социально-культурных проектов и программ, кон­
      кретных потребителей культурного продукта, благ и услуг;

    2. менеджеры-организаторы социально-культурной сферы,
      являющиеся, по существу, основными фигурами, руководителями
      и посредниками в разработке и реализации многочисленных обра­
      зовательных, художественно-творческих, развлекательно-игровых,
      спортивно-оздоровительных и других социально-культурных про­
      ектов и программ;

    3. выступающие в качестве исполнителей специалисты -
      творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непо­
      средственно занятые созданием социально-культурных ценностей
      благ и услуг, наполнением содержания конкретных проектов и
      программ.

    В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т. д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организа­тора-методиста.

    Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важ­ной формой самовыражения, самореализации личности. Финанси­руемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития тер­риториального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.

    В качественно новом социальном статусе специалиста доми­нирующими признаками являются его профессиональная компе­тентность и высокая квалификация в стимулировании и организа­ции индивидуальной либо семейной, групповой досуговой дея­тельности. Вместе с тем социальный статус современного органи­затора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, сво­бодного от жесткой регламентации и администрирования. Этот статус определяется социальной ролью специалиста, а поскольку

    382

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Кросильников. Социально-культурная деятельность

    речь идет о множественности таких ролей, правомерно поставить вопрос о модификации самого статуса.

    Нельзя не учитывать своеобразие, специфические черты соци­ально-культурной деятельности в процессе разработки и реализа­ции тех или иных социально-культурных проектов или досуговых программ.

    Лидерство как ролевая функция организатора досуга приобре­тает особую социальную ценность в связи с тем, что в социально-культурной, досуговой сфере центром всеобщего притяжения ста­новятся малые группы, камерные формы познавательной, куль­турно-творческой, рекреационной деятельности. Именно роль ли­дера как педагога, мастера, наставника не может не опираться на огромную сумму методических знаний, умений и навыков. Целе­вой установкой лидера-педагога всегда или почти всегда оказыва­ется развитие у конкретной общности людей (детей, подростков, взрослых) творческих способностей, а также методов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются

    Наиболее успешна и эффективна такая структура управления деятельностью культурно-досуговых учреждений, которая учиты­вает социальные условия работающих в них людей, их стремле­ния, ориентации и предпочтения, их духовный настрой. Девиз, призывающий к человеческому использованию человеческих су­ществ, применим и к социально-культурной сфере, к сегодняш­нему практическому опыту десятков, сотен тысяч организаторов социально-культурной деятельности.

    Современные процессы в ее организации требуют уточнения и сущности самой профессии, и ее обозначения. Дело в том, что в прежнем понятии «культурно-просветительный работник» уже не отражаются функции специалиста социальной, культурной, досу­говой сферы. Здесь акцентируется, скорее, просветительская на­правленность его деятельности. Но просветительская функция оказывается второстепенной для профессии и, по существу, остав­ляет за пределами внимания проблемы творчества, рекреации, оз­доровления людей. Самое же главное заключается в том. что тра­диционное обозначение профессии не отражает ее основную суть - социально-педагогическую. В этой связи целесообразнее исполь­зовать понятия «социальный педагог», «социальный работник» Их генеральная функция - создание условий для наиболее полного

    383
    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    развития и саморазвития, самоутверждения, самореализации раз­личных слоев населения социума в сфере досуга. В такой форму­лировке сверхзадачи профессии, с одной стороны, подчеркивается развивающая, стимулирующая сущность досуговой деятельности, с другой - заложена компенсаторная природа активности человека в сфере досуга. В рамках социально-культурной деятельности пе­дагог - организатор досуга должен создать такие условия, которые способствовали бы максимальному самоосуществлению личности участника самодеятельного коллектива или разового посетителя клубного учреждения. Причем деятельность такого учреждения должна не дублировать, а дополнять деятельность других соци­альных институтов (производственного коллектива, семьи и др.).

    В целевой установки специалиста можно выделить несколько приоритетных позиций, в их числе:

    • повышение степени самостоятельности ребенка с дошколь­
      ного возраста, подростка, взрослого в выборе и реализации
      досуговых потребностей, их способности контролировать
      свое свободное время и более эффективно решать возни­
      кающие проблемы досуга;

    • создание условий, в которых и дети, и взрослые могут в мак­
      симальной мере проявить досуговую инициативу, творче­
      ские возможности;

    • содействие в адаптации и реадаптации юного или взрослого
      человека в конкретной досуговой среде, досуговой общно^
      сти (например, в самодеятельном коллективе).

    В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди часто сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они са ми, ни семья, ни друзья, ни доброжелательный чиновник. Поэтому возникает необходимость в квалифицированном помощнике-советчике, педагоге, организаторе. Сфера досуга - это сфера опре­деленных, конкретных действий.

    Подготовка специалиста социально-культурной сферы, ори­ентированного на организацию досуга детей, подростков, взрос-; лых, в целом семьи, базируется на принципиально новых подходах к социальному воспитанию, социализации личности в условиях свободного времени. В течение многих десятилетий мы пыталиа решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс

    384

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    социального воспитания рамками трудового или учебного коллек­тива. И только в последние годы активизировались попытки пре­одолеть очевидную дискретность этого воспитательного процесса, распространив его и на досуг в детской, подростковой, семейной среде. Однако эффективность этой деятельности не дала ощути­мых результатов вследствие того, что на довольно сложную в ор­ганизационном и социально-психологическом планах область сво­бодного времени механически переносились методы и приемьк чарактерные для условий труда и обучения. Вместе с тем обще­ство по-настоящему начало осмысливать истинную социальную значимость досуга, его реального, повседневного влияния на все сферы жизнедеятельности человека, включая труд и обучение и т. д.

    Говоря о современном социальном работнике, можно спорить о том, какое конкретное социальное, педагогическое, психологи­ческое влияние он может оказать на сферу досуга семьи, ребенка или подростка в отдельности. Но совершенно очевидно, что соци­альному работнику — организатору досуга - подвластно управле­ние поведением и деятельностью личности в ее свободное время.

    Для полноценного включения подростков в жизнь, для эффек­тивного и творческого выполнения ими социальных функций чле­нов общества, для подготовки личности ..к саморазвитию, самооб­разованию требуется качественно иная, эстетически и педагогиче­ски организованная система общественной помощи детям, жен­щинам, Следовательно, возникает потребность в принципиально ином подходе к кадровому обеспечению системы общественного воспитания в открытой социальной среде, предусматривающем педагогически организованную всестороннюю помощь подрас­тающему поколению. Эта проблема является межведомственной, общероссийской, региональной.

    Однако сегодня такого социального работника в культурно-досуговой сфере нет. Действуют различные специалисты: заве­дующие детскими секторами культурно-просветительных учреж­дений, организаторы культурно-воспитательной работы по месту жительства, заместители директора по воспитательной работе в учебных заведениях, кадры воспитателей в Дворцах и Домах дет­ского творчества, общежитиях, работники социальных служб. Ог­ромная армия изолированно действующих специалистов с низкой

    385
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    заработной платой и ограниченными функциями в системе взаи­модействия социальных институтов не подготовлена к досуговой деятельности в социуме.

    Проблемы, существующие сегодня в досуговой и в целом со­циально-бытовой, семейной сфере, могут быть решены лишь с по­мощью квалифицированного специалиста - педагога, психолога, экономиста, юриста и т. д.

    Жизнь выдвинула задачу подготовки особой категории орга­низаторов досуга - социального педагога, работающего в специ­фических условиях открытой микросоциальной среды, специали­зирующегося на вопросах оказания помощи семье, организации разносторонней деятельности детей и взрослых в сфере досуга, решения в ос питатель но-образовательных задач, коррекции пове­дения и социальной реабилитации отдельных групп детей, подро­стков, молодежи, способного обеспечить допустимое и целесооб­разное общественно-педагогическое вмешательство в процесс со­циализации детей и подростков,

    Во многих цивилизованных государствах в настоящее время господствует своего рода «социально-педагогическая эра» (Г. Реет), отражая быстрое возрастание роли социальной педаго­гики. Одно из се направлений - социальная работа в микрорайоне. Она включает комплекс социально-педагогических служб, а также видов, форм работы. Для этой сферы в большинстве стран гото­вятся специальные кадры. Спектр их деятельности очень широк и разнообразен: это социальные педагоги, социальные работники, -работники «социальных клиник», педагоги свободного времени, семейные «советчики», педагоги по дошкольному воспитанию, «компенсаторному» образованию, урегулированию конфликтов с родителями, профориентации и т.п.

    Цель подготовки специалиста-педагога и организатора социально-культурной сферы заключается в необходимости создания и функционирования благоприятной досуговой микросреды, спо- собствующей социализации личности, ее развитию, ее «врастанию в человеческую культуру)), преодолению дефицита общения, эмоционального отчуждения взрослых и подростков, установлению их взаимодоверия.

    В условиях децентрализации управления культурными про­цессами, разработки и осуществления региональной культурной

    386

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    политики специалист фактически формирует и реализует соци­ально-культурный заказ населения в лице его основных демогра­фических групп: семьи, женщин, детей, подростков и т.д., а также общественных институтов: женсоветов, фондов, различных ассо­циаций, движений и т. д,

    С повышением роли муниципальных органов, которые фор­мируются как самая широкая государственно-общественная орга­низация, активизируются меры по развитию материальной базы, условий, форм территориального самоуправления досуговой сфе­рой, созданию более благоприятных, чем прежде, возможностей для привлечения потенциальных партнеров к участию в соци­ально-культурной деятельности, а также для качественно иной ко­ординации, финансирования этой деятельности со стороны ве­домств, предприятий, организаций. Уже сегодня муниципальным органам дано единоличное право определения и выбора нужных району специалистов. Они централизованно (как это делают и конкретные государственные и общественные институты) форми­руют социальный заказ на подготовку кадров на принципиально иной экономической, организационной, практической основе. При приеме на работу преимуществами пользуются специалисты, имеющие высшее, среднее педагогическое, техническое, среднее культурно-просветительное образование, практический опыт ра-эоты с детьми и подростками, а также лица, прошедшие курс обу­чения в педагогических классах средней школы

    Местом работы специалиста социально-культурной сферы яв­ляются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, соци­ально-культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, внешкольные учреждения системы про­свещения, профессионально-технического образования, государ­ственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные ор­ганизации.

    Для удовлетворения современных и перспективных потребно­стей в подготовке специалистов необходимо учитывать специфи­ческие особенности конкретной досуговой среды, социально-куль­турных институтов, многообразие, вариантность типов культурно-досуговых центров, функциональную специализацию социальных

    387
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    работников, а также общие требования к ним в условиях рыноч­ных отношений и быстро прогрессирующих рекреационных тех­нологических систем. Это может быть достигнуто путем более глубокой дифференциации учебного процесса, введения прогрес­сивных методик развивающего общения.

    Углублению профилированной подготовки кадров способст­вует более гибкая система высшего и среднего специального обра­зования, характеризующаяся многообразием форм и каналов под­готовки специалистов. При определении перспектив развития профилирующего образования важно предусмотреть, привлекая зарубежный опыт, возможности подготовки кадров в вузах куль­туры с увеличением до 5 лет срока обучения, подготовку специа­листов, по своим задачам и функциям замыкающихся на куль­тур но-д осу говой сфере (культурологи, социологи, специалисты культур но-д осуговой сферы, социальные педагоги - организаторы культурно-досуговой деятельности и др.), организацию подго­товки специалистов для культурно-досуговой сферы в педагогиче­ских, физкультурных и других вузах, а также с сокращенным сро­ком обучения в вузах культуры специалистов на базе высшего не­профильного и среднего культурно-просветительного образова­ния.

    Широкие перспективы открывают налаживание контактов с зарубежными, международными общественными, учебными, раз­вивающими центрами, содействие росту молодых лидеров люби­тельских движений, многочисленных досуговых инициатив.

    Особое значение приобретает непрерывная работа по повы­шению квалификации кадров социально-культурной сферы. Не­прерывность повышения квалификации, необходимость обеспече­ния цельности и сбалансированности всех звеньев ее системы, а также охвата всех типов социально-культурных институтов и всех категорий занятых в них работников требуют дальнейших струк­турных изменений, в том числе пополнения системы новыми звеньями.

    Целесообразно, в частности, создать зональные или област­ные филиалы на базе вузов культуры и крупных культурно-досу­говых центров, парков для обеспечения равномерного размещения верхнего звена повышения квалификации на территории региона и приближения его к конкретным местным нуждам: создание при

    388

    Т.Г- Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    крупнейших культурно-досуговых учреждениях центров по подго­товке специалистов заранее обговоренного профиля, не организо­ванного в учебных заведениях (в области эксплуатации и ремонта аттракционной техники, киновидеотехники, клубной социологиче­ской службы и т. д.); отработка четкой системы целенаправленной стажировки в лучших отечественных и зарубежных культурно-до-суговых, рекреационных, экологических центрах.

    Во всей курсовой системе повышения квалификации органи­заторов социокультурной деятельности особое внимание важно уделить актуализации и более четкой специализации содержания и методов обучения с позиций современных требований

    В целях обеспечения роста профессионального уровня кадров социально-культурной сферы, преодоления их текучести, повы­шения престижа специалиста в области его профессиональной деятельности, инициативы и творческого роста работников на местах предпринимается, как правило, целый комплекс конкрет­ных мер. Они направлены на повышение профессионального ста­туса и социально-правовой защищенности специалистов, даль­нейшее совершенствование системы оплаты труда, создание оп­тимальных условий и режима труда, улучшение жилишно-быто-вых условий, принятие гарантий, обеспечивающих реальное уча­стие их в управлении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации сферы социально-культурной сферы региона в целом

    Большую роль в решении этих задач должны сыграть само­деятельные профессиональные организации (например, творче­ский союз работников культуры, ассоциации парков, социальных педагогов, социальных работников и др.).

    В плановой системе хозяйствования досуговая, социально-культурная деятельность была лишена коммерческой направлен­ности. Разнообразный досуг в значительной степени обеспечи­вался за счет общественных фондов государства, обслуживая из­вестный тезис о необходимости всестороннего и гармоничного развития личности. В связи с переходом к рынку сократились оюджетные ассигнования на развитие культуры. Тем не менее сущность этого тезиса в качестве важнейшей общечеловеческой цели, несомненно, сохраняется. При этом не может не возникнуть вопрос о коммерческой стороне культуры и досуга множества со-

    389
    Т.Г. Киселева, 10.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    циально-культурных программ, способных в определенной сте­пени являться источником прибыли,

    Экономика и культура всегда тесно связаны. Взаимодействие их относится к числу наименее исследованных и недостаточно обобщенных явлений. Существует ряд важных экономических факторов, влияющих на состояние и развитие культуры: рост эф­фективности производства, материально-техническое снабжение и т. д. В свою очередь, затраты на культуру дают не только социаль­ный или интеллектуальный, но и экономический эффект.

    На современном этапе в сфере культуры сложилась и углуб­ляется кризисная ситуация. В отличие от многих традиционных отраслей материального производства (промышленности, строи­тельства и т. д.) государственный монополизм и господство госу­дарственной собственности в этой сфере не утратили своих пози­ций.

    Культура раньше была на стопроцентном государственном обеспечении. Но в связи с тем, что государственные бюджетные ассигнования из года в год катастрофически уменьшаются, растет доля вклада на поддержание культуры небюджетных средств из части прибыли коммерческих предприятий и фирм.

    Вхождение культурных продуктов, благ и услуг как товара в структуру современной рыночной экономики зависит от учета ря­да характерных особенностей этой сферы. Во-первых, здесь про­должается господство государственной собственности, хотя «Ос­новы законодательства Российской Федерации о культуре» допус­кают все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, оборудование и т. д. - государственную, ак­ционерную, частную. Во-вторых, мы сегодня являемся свидете­лями нарастающего интереса к национальным культурам и этни­ческим традициям, а также усиления тенденций перехода от мас­совых, «митинговых» форм реализации свободного времени к формам более узким, камерным, групповым - студиям, клубам и объединениям по интересам. В-третьих, несмотря на расширение чисто коммерческих услуг (видеопотребление и видеотворчество, развитие компьютерных игр, видео- и аудиосистем), техническая оснащенность труда в сфере культуры и досуга оставляет желать лучшего. Наконец, в-четвертых, более половины работников куль­туры — люди с высшим и средним специальным образованием,

    39G

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    причем значительную их часть составляют женщины, что имеет своим следствием проблему разумного сочетания общественных и семейных функций

    Таким образом, специфика социально-культурной деятельно­сти требует разработки соответствующего механизма хозяйство­вания и управления ею.

    4. Финансовый ресурс

    Понятие финансово-экономического ресурса представляет со­бой сердцевину ресурсной базы социально-культурной деятельно­сти.

    В современной практике финансирования социально-культур­ных учреждений государственного, муниципального подчинения сосуществует несколько традиционных и нетрадиционных спосо­бов решения задач, направленных на удовлетворение потребно­стей людей в цивилизованном досуге.

    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   40


    написать администратору сайта