Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница26 из 40
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   40

    5. Средства массовой информации и коммуникации

    Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития - информационное общество, что значи­тельно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для ин­формации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с XV века вплоть до наших дней в обще­ственной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы.

    Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуника­ции, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятель­ности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникатив­ного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

    В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно орга­ничное развитие социально-культурной сферы. Особую актив­ность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые ин­формационные и телекоммуникационные системы, а также изуче­ние возрастающего влияния такого мощного социально-культур­ного института, как средства массовой информации и коммуника­ции. В этот процесс включена сегментация социокультурного ин­формационного пространства региона, специализация средств ин­формационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

    Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую

    310

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    власть», Это значит, что как вид социально-культурной деятельно­сти журналистика выполняет многофункциональное назначение в обществе, выступая как: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и су­дебной властью) и объектом управления (народом); б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена сво­бодного обмена мнениями среди граждан и формирования незави­симого общественного мнения; г) канал распространения культур­ных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

    Деятельность средств массовой информации и коммуникации как продуктивная социально-культурная деятельность основана на субъект-субъектных отношениях. Продукт СМИ в контексте на­шего предмета - организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения. Аудитория СМИ (читатели. зрители, слушатели) представляет собой не только объект, но и субъект, который самостоятельно решает: потреблять или не по­треблять информационную продукцию.

    В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации - печати, радио, кино, телевидения, видео, персо­нальных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, устано­вок, ценностных ориентации, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания.

    В условиях демократизации роль журналистики резко воз­росла, расширилось поле ее деятельности. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсаль­ным. С помощью телевидения информация, прежде существовав­шая лишь в виде печатного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа.

    Динамика развития и широкий «разброс» духовных интересов и запросов, внушительная амплитуда колебания социальной ак­тивности читателей, телезрителей или радиослушателей - общая особенность радио, телевидения и печати.

    311

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искус­ства (1); инициирование и проведение различных социально-куль­турных акций (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообога­щение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3).

    Для того чтобы полнее выявить социально-культурный по­тенциал средств массовой информации, эффективнее использовать их в досуговой сфере, нужно отчетливо представлять их социаль­ную сущность и специфику. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения определяется свойственными им от­личительными чертами. Их сущность довольно полно раскрыта в нашей научной литературе. Такие специфические черты, как мас­совость, мобильность, оперативность, еще больше усиливают их роль.

    Помимо этих общих специфических черт каждый из рассмат­риваемых социально-культурных институтов обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до се потребителя.

    Печать в целом, в том числе периодическая пресса, особенно современная альтернативная, обладает преимуществами в подаче подробного комментария и более систематизированной информа­ции, в анализе и обобщении, дискуссионной постановке вопросов, Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Мотивы, по которым люди отдают предпочтение прессе перед телевидением и радио, свидетельствуют о необходимости повышать интеллекту­альный уровень материалов прессы. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы, они необратимы.

    Преимущества печати как социально-культурного института: массовость читательской аудитории (прессу читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные изда­ния), возможность оперативных и частых публикаций (газеты),

    312

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    хорошее качество воспроизведения материала, нередко высокая престижность (журналы). Недостатки: трудности доставки в отда­ленные регионы, высокие финансовые затраты на производство (журналы), незначительная информационная плотность текста из-за ограниченности возможностей площадей, сложность поиска информации.

    У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом явля­ется высокая мобильность, большие, чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, рас­пространения музыкальных программ Радио выгодно отличают его всепроникаемость, дешевизна и удобство пользования, воз­можность оперативного внесения корректировки в передачи. Не­достатки: отсутствие зрительной информации, мало станций, дей­ствующих на всю страну, наркотический эффект и вредность воз­действия на слух, короткая жизнь и довольно частая противоречи­вость информационных сообщений.

    Сильными сторонами телевидения и видео как синтезирую­щего социально-культурного института являются глобальный ох­ват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощью сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображе­ние (видеозапись), репортаж с места события и эффект непосред­ственного участия, домашнее средство связи с миром, возмож­ность остановки кадра и движения в обратную сторону.

    По результатам многочисленных исследований, телевидение играет определенную организационную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к програм­мам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает че­ловеку развлекаться, избежать скуки, забыть о каждодневных про­блемах и заботах: быть в курсе событий, получать информацию и различные советы; узнавать о социальных проблемах, осуществляя тем самым опосредованные контакты, чувствовать свою соприча­стность персонажам и ведущим телепередач; идентифицировать или сопоставлять себя с другими людьми. Кроме того, телевиде­ние способствует возникновению чувства общительности, раско­ванности, хорошего расположения духа

    Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, опасность усвоить негативные примеры, неуправляе­мость рынка видеопродукции, формирование пассивного воспри-

    313
    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельиосп»

    ятия мира, короткая жизнь отдельных передач, негарантирован-ность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

    Преимущества телевидения: выход на большую, часто много­миллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. В социально-культурной деятельности важно опи­раться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ публицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информационных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информации.

    Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как
    правило, располагают огромным количеством информации о со­
    стоянии социально-культур ной сферы, уровне культурного обслуживания населения. Знакомство с этой информацией, письмами»
    предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не.
    только позволяет журналистам чувствовать пульс жизни, но и дает
    им темы для выступлений.

    Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие?; практические вопросы организации досуга населения, быть в кур­се важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентиро-> ваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в решении которых участвуют местные го­сударственные и общественные структуры.

    Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-куль­турной деятельности. Всегда сохраняется острая потребность в; постановке критических вопросов, определении насущных про­блем, личных наблюдениях, кропотливом анализе работы много­численных социально-культурных институтов. Таких выступлений; в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает не­достаточно.

    314

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    На основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культур­ной деятельности определяются их двумя органически взаимосвя­занными функциями - информационной и организаторской При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи - активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения.

    6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля

    Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреж­дений социально-культурного профиля входят: 1) ведущие учре­ждения и организации отрасли; 2) вспомогательные учреждения и организации отрасли; 3J учреждения-субъекты массового куль­турно-сервисного обслуживания;

    В данном параграфе объектом нашего внимания являются уч­реждения, которые составляют ядро отраслевой социально-куль­турной инфраструктуры каждого города, поселка, региона в це­лом. В ней, как правило, представлены социально-культурные ин­ституты как традиционного, так и нетрадиционного типа - клуб­ные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развле­кательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и ком­плексы музейного типа; учреждения искусств и народного твор­чества, центры народных промыслов и ремесел, санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцерт­ные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструк­туру дополняют традиционные и альтернативные учреждения до­школьного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

    К субъектам социально-культурного сервиса относится сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельно­сти которых является массовое культурно-сервисное обслужива­ние населения.

    315
    ГГ. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    В эту сеть входят следующие группы социально-культурных институтов:

    1. учреждения, предприятия и организации, предоставляю­
      щие комплекс специализированных социально-культурных
      услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; тури­
      стские, экскурсионные и транспортные компании и агент­
      ства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-ин­
      формационных, издательско-полиграфических услуг,
      аренде аудио-, видео-, кино- и радиооборудования; ресто­
      раны, кафе, столовые и другие предприятия общественного
      питания; парикмахерские, массажные, видеосалоны и ви-
      деотски, ателье проката культ- и спортинвентаря; компью­
      терные центры и интернет-салоны; салоны аудиозаписи,
      кино- и фотоателье, кино- и фотолаборатории; пляжи и
      лодочные станции; игротеки и игорные учреждения - ка­
      зино, залы и павильоны игровых автоматов и др.;

    2. предприятия, мастерские и магазины-салоны по производ­
      ству и продаже изделий и оказанию услуг в различных ви­
      дах профессионального и самодеятельного художествен­
      ного, технического и прикладного творчества, фольклора,
      народных промыслов и ремесел, любительской деятельно­
      сти;

    3. предприятия и организации, занимающиеся материальным
      производством и ремонтом оборудования, средств и пред­
      метов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сер­
      висного обслуживания,

    Вместе с отраслевыми учреждениями культуры, образования, искусства, досуга и спорта они составляют основу социально-культурной инфраструктуры

    Субъекты массового культурно-сервисного обслуживания -клубы, библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выста­вочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и кон­цертные залы, цирки, компьтерные центры, клубы и салоны, ка­зино и залы игровых автоматов, учреждения кино- и видеопроката, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроиз­водства составляют основу социально-культурной инфраструк-

    316

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    гуры любого отдельно взятого региона - области, края, города, района. В свою очередь социально-культурную, в том числе куль­турно- сервисную, отраслевую инфраструктуру обычно рассмат­ривают как исторически сложившуюся в данной местности сово­купность субъектов (творцов и пользователей культурных ценно­стей), учреждений, средств и методов, служащую для осуществ­ления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания.

    По своей сути субъекты массового культурно-сервисного об­служивания представляют собой действующие в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта целостные функционально-целевые системы, основанные на разделении труда и упорядочен­ном взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей. Эти учреждения и организации создаются для удовле­творения разнообразных духовных интересов членов общества и действуют в определенных макро-, мезо- и микросредах.

    Организационный или синергетический эффект этой категории субъектов социально-культурной деятельности обеспечивают, по мне­нию социологов, три основные составляющие: 1) их массовость, одно­временность многих усилий, что уже само по себе дает прирост дополни­тельной энергии; 2) специализация каждого из элементов субъекта на определенных заданных социально-культурных функциях, чем также усиливается концентрация энергии в одной точке; 3) их взаимозависи­мость и взаимодополняемость в решении множества проблем и задач, повседневно возникающих в социально-культурной среде.

    Целевой характер и конкретная заданность функций субъектов со­циально-культурного сервиса способствуют формированию комфортной рекреационной среды, созданию достаточно благоприятных условий для отдьгха и творчества отдельных групп населения.

    В зависимости от уровня использования накопленного социально-культурного опыта и степени формализации существующих внутренних связей, взаимодействии и отношений, различаются традиционные и не­традиционные, формальные и неформальные субъекты массового культурно-сервисного обслуживания

    Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения и организации характеризуются общими признаками и различиями. Существует целый ряд принципов классификации традиционных и

    ЗП
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    альтернативных учреждений культуры, образования, искусства. досуга, спорта, сервиса.

    Осуществление социально-культурной деятельности - обще­ственное назначение отраслевых учреждений и организаций - вы­ражается в их сущностных функциях. Сущностные функции соот­ветствуют операциям культурной деятельности и сервисного об­служивания (созидание, хранение, распространение культурных ценностей, оказание сервисных услуг). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внут­ренних потребностей отрасли, Функции осуществляются специа­лизированными учреждениями и организациями, взаимодейстч вующими друг с другом и образующими совместно с их пользова­телями инфраструктуру СКД.

    В инфраструктуру социально-культурной деятельности и сер­висного обслуживания входят следующие функционально-специа­лизированные объекты.

    Институт профессионального духовного производства и сер­висного обслуживания предполагает реализацию различных видов творческой продукции и услуг в сфере культуры, профессиональ­ного искусства, науки, религии, быта, досуга. В современном об­ществе эти институты представлены обширной сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипло­мированными) специалистами, имеющими статус творческих ра­ботников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служа­щими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий»1. Профессиональное творчество всегда индивидуально; это, несомненно, индивидуально-культур­ная деятельность. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации. Вне общества их деятельность теряет смысл. Произведения, созданные творческими работниками, как

    В основах законодательства Российской Федерации о культуре указано (статья 3): «Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретиру­ет культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъ­емлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве твор­ческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглаше­ниями и является или нег членом какой-либо ассоциации творческих работни­ков».

    318

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    правило, не являются анонимными и защищаются международ­ным авторским правом от несанкционированного использования

    Учреждения и организации любительского творчества в своей массе объединяют, как правило, участников индивидуальной со­циально-культурной деятельности. Любительское творчество по преимуществу является не продуктивным, а репродуктивным, оно ориентировано на творчество профессиональных работников Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются куль­турные ценности, способные служить ориентирами для самораз­вивающегося индивида. Творческая досуговая социально-культур­ная деятельность (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (под­ражательна) по отношению к профессионально-творческой дея­тельности или анонимному народному творчеству

    Учреждения и организации хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) - это область про­фессиональной социально-культурной деятельности, где в каче­стве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники. библиографы, музейные работники, реставраторы и другие спе­циалисты. Их пользователи - настоящее и будущие поколения.

    Институты распространения (транслирования) культурных благ и ценностей имеют своей задачей обеспечение духовного развития современников на основе изучения и популяризации культурного наследия и распространения культурных инноваций Профессионалами в этом виде деятельности являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные и другие соци­ально-культурные работники. Их деятельность может осуществ­ляться в двух режимах: монологический режим и коммуникаци­онное общение. Надо заметить, что реальные социальные инсти­туты (учреждения) могут одновременно исполнять функции как хранения, так и распространения (например, библиотеки и музеи)

    Предприятия материально-технического обеспечения твор­ческих и коммуникационных объектов. Сюда относятся редакци-онно-издательскис службы, техническое обеспечение радиотеле­центров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, компьютерные фирмы ит.п

    Учреждения и организации кадрового обеспечения (специального

    319

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    образования), включающие сеть высших и средних специальных заведений, готовящих профессионалов для отрасли.

    Учреждения научные, где сосредоточены ученые и специали­сты, изучающие СКД.

    Органы и учреждения управления СКД. Эта подсистема может рас­полагать репрессивным аппаратом, например, цензурой.

    Система юридического обеспечения, в которую входят в на­шей стране «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Закон о средствах массовой информации» (1990), «Закон о биб­лиотечном деле» (1995)и др.

    Клубы

    Современные клубные образования (государственные клуб­ные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реали­зуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходи­мых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей,

    На практике клубные учреждения часто ассоциируются с клу­бом. Между тем еще задолго до революции понятие «клуб» озна­чало свободную от какой-либо принудительной регламентации, самодеятельную и самоуправляющуюся социально-культурную организацию граждан, объединившихся на основе общности ду­ховных потребностей и интересов. Однако в 20-е гг. понятия «клуб» и «клубное учреждение» были отождествлены. Это про­изошло на волне захлестнувших клубную сеть административно-командных методов управления, прочно утвердившейся субъект- Щ объектной модели организации досуга населения. В этих условиях клубы как самодеятельные, любительские, общественные органи­зации существовать уже не могли.

    Клуб всегда был и остается социально-культурным институ­том, центром досуговой деятельности. Как добровольно объеди­няющаяся общность людей, клуб может приобрести статус обще­ственной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.

    320

    Раздел 111. Субъекты социально-культурной деятельности

    Таким образом, клуб в широком понимании - это государст­венное или общественное учреждение, либо частная социально-культурная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совмест­ной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии соци­альной активности и творческого потенциала населения, формиро­вании культурных запросов и потребностей, организации разнооб­разных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере до­суга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установлен­ном законодательством, клубу или любому иному объединению клубного типа предоставляется право совершения различного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществле­ния деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреждениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, высту­пать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

    Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллек­тивы художественной самодеятельности и технического творче­ства, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и ассоциированные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

    Учредителями клуба или любой иной структуры клубного ти­па могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие совместные и малые предприятия и объеди­нения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественные организации, фонды и движения, а также отдель­ные частные лица, в принципе любой гражданин Российской Фе­дерации.

    Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные ор­ганы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба,

    321


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    разработанный в соответствии со сложившейся уставной практи­кой и принятый решением общего собрания коллектива сотрудни­ков клуба или собранием граждан, желающих учредить клуб. Му­ниципальные органы вправе отказать учредителям в регистрации устава лишь в случае его противоречия Конституции и действую­щему на ее основе законодательству, а также при несоответствии программы деятельности клуба его функциональному назначению.

    Клуб считается созданным с момента регистрации устава, ко­торый является основным документом, регулирующим его дея­тельность.

    Контроль за деятельностью клуба и соблюдением им дейст­вующего законодательства осуществляют государственные ор­ганы, зарегистрировавшие устав.

    Следует учитывать и возможность организации смешанных государственно-кооперативных предприятий и объединений культурно-досугового, клубного типа. Здесь не может быть застывших форм и схем. Повседневная социально-культурная практика дик­тует и направляет эти процессы,

    Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут дейст­вовать как самостоятельно, так и при государственных, коопера­тивных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организа­цией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в каче­стве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.

    Библиотеки

    Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публич­ные), учебные, научно-технические и специальные. Основное ме­сто в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиотеки.

    К массовым библиотекам государственного подчинения отно­сятся: государственные публичные библиотеки, областные и крае­вые массовые, юношеские и детские библиотеки, сельские и при-

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    клубные библиотеки, обслуживающие население по территори­альному признаку.

    Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавате­лей, учащихся высших и средних специальных учебных заведе­ний, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерческих учебных центров,

    Научно-технические, специализированные библиотеки рас­считаны на обслуживание более узкого круга специалистов - ра­ботников производственной сферы, сотрудников научно-исследо­вательских и проектных институтов, других научных организаций, редакций и издательств, театров, музыкальных, спортивных и дру­гих специальных учреждений.

    Парки

    Парки относятся к такому типу социально-культурных инсти­тутов, главными функциями которых являются рекреация, органи­зация массового отдыха и развлечений, проведение информаци­онно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

    По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки, аква- и гидропарки, парки-выставки, зоны от­дыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых меро­приятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные па­вильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытые сооруже­ния (эстрадный театр, киноцентр, библиотеки-читальни, танце­вальный зал, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массивы, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения,

    В процессе социально-культурного проектирования прини­маются во внимание многие характерные, присущие именно парку специфические особенности, в первую очередь рельеф, наличие зеленых массивов, водоемов, место расположения, оцениваемые с позиций наиболее эффективного отдыха, оздоровления человека.


    322

    323


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Музеи

    К социально-культурным институтам музейного типа отно­сятся научно-просветительские учреждения, занимающиеся сбо­ром, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просве­тительных функций.

    Музейная сеть включает социально-культурные институты музейного типа. Одни из них находятся в ведении государства и ведомств, открываются непосредственно на предприятиях, в учре­ждениях и учебных заведениях либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-науч­ные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художест­венные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, де­ревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художествен­ные памятники историко-бытового характера, архитектурные, ар­хитектурно-ландшафтные, военные, а также мемориальные музей­ные учреждения: музеи-усадьбы, дома-музеи и музеи-квартиры и др. Большую группу составляют многочисленные частные и обще­ственные музейные коллекции.

    В социально-культурной сфере все прочнее утверждаются та­кие характерные тенденции, как взаимозависимость и взаимодо­полняемость, а в ряде случаев и перераспределение функций и объемов социально-культурных услуг между различными инсти­тутами досуга; концентрация материальных и кадровых ресурсов (создание центров развлечений, творчества, социально-культур­ных центров и комплексов), специализация некоторых социально-культурных институтов, расширение сети специализированных кинотеатров, видеосалонов, библиотек, парков и др,

    Объективные условия, и в первую очередь современные ры­ночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосно­венность границ, разделяющих отдельные досуговые «ниши», ме­тодику и сферы влияния деятельности клубов, библиотек, киноте­атров, музеев, парков и других досуговых центров.

    Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и прокатно-

    324

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    зрелищная, по существу «клубная», деятельность: шоу-про­граммы, игровые конкурсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллективов, демонстрации одежды и т.д. За :чет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить больше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных кол­лективов.

    Библиотеки все чаще выполняют такие функции, которые до :их пор были свойственны в основном клубам. Библиотеки не­плохо справляются с ролью информационного центра, заменяют клуб в передаче научно-технической, эстетической, педагогиче­ской информации на целевую аудиторию, в справочно-информа­ционной работе. На базе городских и сельских библиотек нередко объединяются коллекционеры, любители музыки, живописи

    Региональная социально-культурная политика подразумевает гибкую, маневренную, экономически обоснованную тактику ис­пользования средств и возможностей разнотипных моно- и поли­функциональных, многопрофильных по содержанию своей работы концертно-зрелищных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и других аналогичных центров и комплексов досуга и творчества открытого типа.

    Содержательная наполненность их деятельности обеспечива­ется не только за счет широкого ассортимента предоставляемых здесь культурных продуктов и услуг, но и благодаря грамотному регулированию процесса перераспределения функций между их внутренними отделами и подразделениями. Подобная взаимозаме­няемость видов обслуживания в структуре социально-культурных центров позволяет рациональнее, экономичнее использовать их преимущества, кадровые ресурсы и материальную базу

    В реализации государственного (муниципального), социаль­ного заказа участвует множество социально-культурных центров и комплексов, которые различаются своим целевым назначением:

    а) по основному профилю деятельности - полифункциональ­ные (многопрофильные) и монофункциональные (специализиро­ванные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гума­нитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; на­учно -технически е;

    325
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    б) по социальной ориентации - дошкольные, детские, подро­стковые, молодежные, студенческие, для детей и взрослых-инва­лидов, лиц пожилого возраста, центры артистической молодежи и т.д.

    Реально действующей, динамичной, развивающейся структу­рой, общественно управляемым институтом являются современ­ные межведомственные социально-культурные комплексы (СКК) и центры открытого типа. Такие центры создаются и функциони­руют в разнотипных микрорайонах городов-гигантов, средних и малых городов, в научных и военных городках, рабочих поселках, сельских поселениях. Они предназначены для проведения воспи­тательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации любительских объеди­нений и клубов по интересам, развития различных видов соци­ально-культурной деятельности в сфере досуга, социально-гума­нитарного, технического, художественного, прикладного творче­ства, группового общения и отдыха жителей социума.

    В самой идее социально-культурных комплексов и центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, общественному самоуправлению, самодеятельности и инициативе населения. Здесь максимально используются большие потенци­альные возможности социальных институтов - семьи, жилой сре­ды, трудового или учебного коллектива, различных общественных организаций и т.д.

    Культурно-досуговые центры в условиях политического плю­рализма способны стать своеобразными плацдармами, на которых будут разворачивать свои силы различные политические форми­рования, борющиеся друг с другом за влияние на массы. Речь идет о весьма широкой общественно-политической работе с использо­ванием демократических средств в рамках действующих законов. Такая работа осуществляется в форме открытого политического диалога. Устанавливается со всеми движениями, партиями, сою­зами и ассоциациями. Организуя эту работу, культурно-досуговые центры придают более четкую направленность общественным инициативам.

    В новых условиях общественные центры, комплексы и другие социокультурные институты становятся носителями и активными проводниками идей политического консенсуса. Методике харак-

    326

    Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    терных для организации досуга, бесед, обсуждений, дискуссий диспугов присуще использование их как эффективной формы со­временного поиска истины. Здесь обеспечивается атмосфера бе­режного отношения к каждому мнению, к каждой идее, сопостав­ления различных точек зрения и подходов, откровенного и дело­вого обмена.

    Действительно, комплексы и центры выступают как место оп­ределенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки са­мореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. Во многих поселках, малых и крупных городах одни социально-культурные центры и комплексы становятся привыч­ной, «своей» площадкой или территорией для относительно по­стоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, от­дельных семей, пенсионеров, женщин-домохозяек и т. д.), другие центры и комплексы, наоборот, рассчитаны на подвижный кон­тингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора.

    На практике деятельность комплексов и центров досуга от­нюдь не выделяется в обособленное, автономное направление. Она предстает как органичная составная часть единого процесса соци­альной воспитательной деятельности с ее внутренними и внеш­ними связями.

    Весьма ощутимая вариантность в содержании и направленно­сти социальных заказов обусловлена региональными, экономиче­скими и социально-демографическими особенностями. На прак­тике она совершенно естественно приводит к возникновению большого числа типологических разновидностей современного социально-культурного центра или комплекса

    Среди них мы встречаем: многопрофильные городские и по­селковые государственно-общественные центры клубного типа, например, клубный центр на базе социально-производственного педагогического комплекса; инвариантные модели межведомст­венного культурно-воспитательного центра общегородского или поселкового типа, организующего деятельность в тесном взаимо­действии с муниципальными органами, общественными организа­циями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подро­стковыми неформальными и любительскими объединениями; мо-

    327

    Т.Г. Киселева, Ю.Д, Красильников. Социально-культурная деятельность

    дели современного одно- или многопрофильного подросткового клуба, центра, объединения на межведомственной основе, рассчи­танного на полноценное использование свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, семей в микрорайоне; се­мейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-мастерские и малые предприятия, реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства культурно-досуговой и общест­венно-трудовой деятельности; клубные центры и студии раннего эстетического воспитания детей, функционирующие в системе эс­тетического воспитания; центры и клубы технического творчества детей и подростков на территории города или микрорайона, вклю­чающие в себя мастерские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испытательные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выполненных конструкций. Отдельную сеть составляют микрорайонные дошкольные центры и комплексы развивающего типа. С участием педагогов, родите-: лей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающие программы по направлениям, способ­ствующие духовному, физическому формированию ребенка.

    Таким образом, каждый комплекс или центр - это своеобраз­ная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной, оздоровительной) деятельности де­тей, подростков и взрослых. В принципе возможности такой дея­тельности существуют в любом, даже «мини» варианте социально-культурного досугового центра: дискотеке, видеосалоне, театре фольклора или театре моды, семейном клубе, игротеке и т. д.

    Разнообразие реально существующих на практике и в проек­тах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их вариантность, по существу, объясняется естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неос­военные «белые пятна» в социально-культурной сфере, многооб­разие потребностей и интересов населения.

    Вместе с тем большинство государственно-общественных, ве­домственных и межведомственных, коммерческих и некоммерче­ских досуговых центров характеризуется рядом общих исходных функциональных особенностей. Они берутся за основу еще в про­цессе проектирования центров и зон досуга. Знание их необхо­димо для каждого социального работника, социального педагога,

    328

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    социолога, культуролога, экономиста социально-культурной сфе­ры, которые в одинаковой мере ответственны как за разработку проектов, так и за их реализацию.

    Основу создания региональных комплексов и центров досуго­вого типа составляет пересечение трех главных параметров - соб­ственно культурного, отражающего культурную ситуацию в ре­гионе; социального, характеризующего состояние и тенденции развития социальной сферы; чисто территориального (селенче-ского). представляющего экономико-географические, этнические и другие особенности данного региона. Практически каждый из па­раметров уже сам по себе служит основанием для поисков наибо­лее предпочтительной структуры социально-культурного ком­плекса и центра, приоритетных направлений его деятельности.

    Ярко выраженная социальная открытость досуговых центров находит отражение в создании зон и секторов свободного обще­ния, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижения детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности. Поиск нестандартных подходов и решений связан с тем, что досуговыс занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов населения уже не вписываются в жесткие рамки тради­ционных форм.

    Студии и кружки любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется свободный выбор занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков. Возникающая на этой основе досуговая общность получаст возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономе­рен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связыва­лись главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы,

    Несмотря на различия в содержании и подходах, разнопро­фильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации детей через укрепление и

    329
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых цен­тров как посредников между социальной средой и микромиром личности.

    Центры внедряют в практику работы в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговои направленностью и механизмами общения: «семья - дети», «семья - семья», «дети -дети» и «дети - подростки - взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестива­лей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые се­мейные конкурсы - состязания «Спортивная семья», «Музыкаль­ная семья», «семья-эрудит» и др., конкурсы семейных, родитель­ских газет, яр марки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа «круг семейного чтения» и т. д. На базе центров функционируют самые различные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этногра­фических экспедиций, семейных мастерских прикладного творче­ства.

    Апробируется множество форм социальной, психологической реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы обще­ния и клубы семейного воспитания и т. д. В этой деятельности де­ти, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, об­ретают возможности для осуществления творческих замыслов.
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   40


    написать администратору сайта