Главная страница
Навигация по странице:

  • Территориальные социально-культурные общности

  • Общественные формирования и их типология

  • Общественный фонд

  • Т.Г. Киселева Ю.Д. Красильников. Учебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебник допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
    АнкорТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    Дата26.04.2017
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТ.Г. Киселева Ю.Д. Красильников.doc
    ТипУчебник
    #5660
    страница28 из 40
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   40


    ду;

    -решение досуговых проблем методом инновационных под­ходов, а не путем разрушения и переделки сложившегося.

    Характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко не однозначен и определяется в соответствии с ос­новными целями данной деятельности. Например, некоторые ча­стные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто ком­мерческие интересы, осуществляя те или иные досуговые про­граммы в целях извлечения максимальной выгоды. Другие пред­ставители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, не рассматривают его в качестве экономически выгодного дела, а ставят целью предоставление согражданам - детям, подро­сткам, престарелым пенсионерам, инвалидам, многодетным семь-

    343


    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ям и т. д. - права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя высоких целей добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное со­трудничество деловых кругов с общественно-добровольными формированиями: фондами, движениями, объединениями соци­ально-защитной направленности.

    Многие досуговые программы, осуществляемые в социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, для представи­телей делового мира, например, отечественных и зарубежных биз­несменов, сотрудников фирм и совместных предприятий, финан­сируются за счет частных вкладов и членских взносов.

    Пользователями программ клубов закрытого типа, дорого­стоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, кото­рые могут позволить себе сделать солидный вступительный взнос, оплатить стоимость путевки или входного билета. При всем мно­гообразии этих программ - мужских, женских, детских, спортив­ных, концертно-зрелищных и развлекательных, служебных и вне­служебных - в их реализации преобладает ярко выраженная соци­альная обособленность.

    Существует целый ряд разновидностей предпринимательской (коммерческой) деятельности в социально-культурной сфере, ко­торую вед>т не столько государственные, сколько, главным обра­зом, частные организации.

    Среди них:

    -оказание информационно-консультативной помощи, проведе­ние экспертизы социально-культурных проектов и программ, формирование мониторинга социально-культурной жизни, сбор и анализ статистических данных, размещение заказов на социологические исследования, отбор программ и проектов для финансирования по заказам:

    -посредничество и участие в осуществлении инвестиционной политики, финансировании социально-культурных проектов и программ, изыскании дополнительных возможностей в обес­печении финансовой и другой поддержки социально-культур­ных инициатив, кредитовании самоорганизации культурной жизни, заключении контрактов на культурное обслуживание,

    Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    учреждении дочерних фирм, малых предприятий и коопера­тивов; развитие и укрепление материальной базы, -оказание помощи социально-культурным учреждениям в по­ставках оборудования и материалов, размещение заказов на изготовление декораций, костюмов, инструментов, оборудо­вания, оказание транспортных услуг, размещение полиграфи­ческих заказов и т. д., подготовка и переподготовка кадров; -развитие зарубежных связей, контактов и обменов в соци­ально-культурной сфере, участие в организации и финансиро­вании международных детских, молодежных, взрослых про­грамм социально-культурного профиля.

    В процессе формирования социально-культурной среды кон­кретного региона необходимо найти свое место каждому из досу-говых учреждений и центров: государственным, частным (ком­мерческим) и общественно-добровольным, хозрасчетным, само­окупаемым и существующим на дотации (за счет государства, ве­домства, спонсора и т. д.), формальным и неформальным, ведом­ственным и неведомственным.

    Как государственные, так и частные (коммерческие) предпри­ятия обладают правом добровольного вклада своих средств в со­циально-культурную сферу, выступать в качестве заказчика, спон­сора, инвестора, мецената в том или ином виде социально-куль­турной деятельности, по отношению к любому клубу, кинотеатру, театру, парку, музею, артисту, художнику, писателю и т.д.

    К важной составляющей части социально-культурной сферы, где не столько государство, сколько особенно частный (коммерче­ский) сектор проявляет активную предприимчивость и инициа­тиву, следует отнести курортный и турбизнес и тесно связанные с ним развитие гостиничного и сервисного дела (отелей, мотелей, ресторанов и кафе, туристических баз и кемпингов, спортивных и оздоровительных лагерей и т.д.), производство товаров для спорта и туризма. Частные (коммерческие) предприятия и фирмы, чутко реагирующие на все изменения запросов и потребностей населе­ния, делают ставку на рост средств передвижения (автомашин, мо­тоциклов, лодок, катеров и т.д.), находящихся в личном поль­зовании граждан, на приток зарубежных туристов, а также на при­влечение иностранных инвесторов в доходную отрасль, какой яв-


    344

    345


    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ляготся туризм и курортное хозяйство. Коммерческие фирмы и компании активно приобретают и осваивают земельные участки вне городской черты для последующего создания здесь коммерче­ских зон и домов отдыха.

    Существует много механизмов вовлечения финансовых средств в реализацию социально-культурных проектов и про­грамм. Это объединение финансовых средств, трудовых, матери­альных и других ресурсов потенциальных партнеров в лице госу­дарственных и общественных организаций, частных предприятий, фирм и кооперативов; создание совместных социально-культур­ных или культурно-досуговых предприятий, центров, учреждений, подкрепленное соответствующим разделением доходов или убыт­ков (за вычетом необходимых расходов и отчислений); добро­вольное объединение материально-финансовых средств для вос­становления или ремонта историко-культурных памятников, орга­низации благотворительных акций для воспитанников детских до­мов, интернатов, инвалидов, пенсионеров и т.д.; формирование местного фонда социального и культурного строительства, обра­зуемого за счет нормативного отчисления доходов, а также обяза­тельных взносов предприятий, фирм, учреждений и граждан; все­мерное поощрение и создание льготных условий для стимулиро­вания добровольного материально-финансового участия государ­ственных и частных предприятий, фирм, компаний в развитии со­циально-культурной сферы.

    Действенным инструментом поддержки социально-культур­ных инициатив и движений являются меценатство и благотвори­тельность. Российское меценатство, как известно, имеет глубокие историко-культурные корни. Традиционными чертами российских меценатов, добровольно финансировавших деятельность и худож­ников-одиночек, и целых творческих коллективов, являлись пол­ное обеспечение свободы творчества и творческого самовыраже­ния деятеля культуры, непременное глубокое понимание целей и позиций художника. При этом меценаты, оказывая помощь, остав­ляли за собой лишь право выбора кандидатуры, которая нуждалась в первоочередной поддержке. Ныне в роли меценатов выступают не только отдельные предприниматели, представители делового мира, но и целые группы, коллективы, общности людей. Меценат­ство в таких материально не обеспеченных отраслях, как социаль-

    346

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    ная работа, культура, образование, досуг, просвещение, медицина. закономерно является необходимым условием и результатом де­мократизации социально-культурной политики.

    Территориальные социально-культурные общности

    В отличие от корпоративных общностей, территориальная соци­ально-культурная общность - это реальная или воображаемая общность. представители которой соотносят свою культуру, нравственные и эсте­тические нормы и идеалы, духовные ценности и традиции, мнения оценки и самооценки с постоянным местом своего проживания - кон­кретным регионом, областью, краем.

    Типичной как в историческом, так и в современном контексте тер­риториальной социально-культурной общностью является город. Упот­ребим термин «город» в самом смысле - как обобщенную селенческую единицу. Являясь территориальной и одновременно социальной общ­ностью, город всегда представлял и представляет собой общественна значимое самодостаточное культурное явление.

    Основания, ценностные ориентации, социальные ожидания, кото­рыми живет современный город, принадлежат изначально определенной культурной традиции этого города, тому кругу культурных норм, идей, взглядов, представлений, которые город исповедует.

    Издавна город в научном понимании и в обыденном сознании совре­менников был центром притяжения духовных и материальных устремле­ний, переплетения социальных и культурных отношений эпохи. Расшире­ние культурной стороны деятельности с древних времен становилось су­тью жизни города, развития и изменения его характера. Отнюдь не слу­чайно называя древнейшие цивилизации «городскими», мы тем самым подчеркиваем наличие у каждого из городов особого социально-культур-ного статуса, который уже сам по себе служил принципиально новой формой экономического, социального и культурного единства населения

    Для обеспечения жизнедеятельности своего населения город посте­пенно накапливал всё, что вырабатывалось культурой региона: образцы и стандарты деятельности, стереотипы поведения, образа жизни, освоенные достижения техники и искусства. И в античных Греции и Риме, и в сред­невековой Руси для каждого города наиболее приоритетной всегда оста­валась культурная деятельность. Даже в периоды упадка, >трзты многих функции город дольше всего сохранял именно свой культурный статус

    34'
    Т.Г, Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Поскольку многие элементы культуры вообще воспроизводились только в рамках городских форм разделения труда, постольку упадок го* рода или его гибель приводили, как правило, к резкому культурному per-рессу всего региона. Городская среда на всех этапах истории брала на себя и трансляцию культуры от поколения к поколению (Дукельский В.Ю. Город как источник культуры // Культура города: проблемы качества го­родской среды. - М, 1986. - С. 67).

    Развивая свою самобытность, каждый город создает или целенаправ­ленно выявляет свою культуру, обретает свой «норов». В результате реа­лизации культурной функции город и горожане адаптируются друг к дру- j гу. На укрепление такого взаимодействия, на формирование неповто­римой культурной индивидуальности города практически работают все* составляющие элементы городской инфраструктуры - производство, apf J хитектура, быт, учреждения культуры, искусства, образования, досугай спорта и многое другое.

    Традиции, обычаи, обряды, ритуалы, бытующие в городе и других.! близких ему социально-территориальных общностях (например, посел-1 ках, отдельных регионах), представляют собой крайне подвижную, ди- \ намичную социально-культурную структуру. Именно здесь, в каждой! социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен ин­дивидуальным и коллективным опытом. Многие обряды и ритуалы как 1 бы провозглашают изменение социального статуса каждого жителя -члена городского либо сельского сообщества.

    Например, свадьба является свидетельством общественного при­знания новой семьи, а ритуал крещения способствует сохранению чув-1 ства принадлежности человека к сообществу верующих.

    Каждый из традиционных обрядов и ритуалов привносит что-то свое, очень важное и необходимое в духовную жизнь сообще- \ ства, социальной группы, слоя, отдельно взятой семьи. Благодаря традициям, обрядам, ритуалам складываются определенные на­выки поведения и общения людей в социально значимых обыден­ных ситуациях. Эти навыки распространяются на все виды и спо­собы социально-культурной деятельности, быта, досуга граждан.

    Общественные формирования и их типология

    Близкими по сути и смыслу социально-культурным общностям является общественные формирования, организации, объединения, движения. Каждое из них представляет собой добро- 1

    348

    раздел III Субъекты социально-культурной деятельности

    вольный, самоуправляемый, некоммерческий общественный ин­ститут, созданный по инициативе граждан, объединившихся на основе общности социальных и культурных интересов для реали­зации общих целей, обозначенных в уставе объединения

    Как видим, в отличие от социально-культурной общности общественное формирование {движение, объединение) обладает чертами социальной организации. По существу это целостная, ак­тивно проявляющая себя в определенной социально-культурной среде система с присущими ей специализацией функций и взаи­модействием между индивидами, группами, структурными под­разделениями, созданная для удовлетворения разнообразных об­щественно-политических, экономических, социальных и духовных интересов и потребностей людей.

    К общественным формированиям, например, относятся об­щероссийские и межрегиональные партии, международные, обще­российские и международные движения.

    Многие из них имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают собственные периоди­ческие издания, активно сотрудничают с государственными и об­щественными структурами.

    В общественные формирования входят дети, подростки, мо­лодежь, взрослые, представляющие как малые, так средние и большие социальные группы. Общественные формирования со­ставляют основу многочисленных прямо или косвенно задейст­вованных в социально-культурной сфере: общественных органи­заций, движений, инициатив, фондов и объединений. Классифи­кация добровольных общественных формирований основана на специфических особенностях профиля и содержания их работы, состава участников, форм и методов деятельности.

    В соответствии с принятыми с 1995 года Гражданским кодек­сом Российской Федерации (часть 1), законами РФ «Об общест­венных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организа­циях», заложена достаточно полная правовая основа для создания и функционирования общественных некоммерческих социально-культурных организаций. Некоммерческие общественные инсти­туты обрели четкие организационно-правовые формы в виде об­щественных организаций, фондов, учреждений, объединений и

    349

    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    союзов. В своей деятельности эти формирования и организации не преследуют цели получения прибыли и не имеют права распре­делять полученные средства между участниками.

    На основании Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995) классификация общественных формирований, функциони­рующих в социально-культур ной сфере, предстаёт в следующем виде.

    Общественная организация основана на обязательном член­стве, создается гражданами для защиты общих интересов и дости­жения своих уставных целей в социально-культурной сфере, рас­полагает собственным имуществом, собственностью и правом юридического лица (отдельно взятые члена права собственности не имеют).

    В отличие от общественной организации общественное движение членства не имеет. Под общественным или социальным движением обычно подразумевают массовые коллективные дейст­вия одной или нескольких социальных групп, связанных с обеспе­чением групповых или общественных интересов, удовлетворением как материальных, так и духовных потребностей. Как массовый институт, общественное движение в социально-культурной сфере объединяет участников, выступающих за достижение определен­ных целей в области охраны и реставрации историко-культурных памятников, защиты окружающей среды, продвижения юных та­лантов в сфере науки, искусства, спорта и т.д.

    Нередко в области культуры, как свидетельствует практика, острие общественных движений направлено на социальные изме­нения или сопротивление им в конфликтном противодействии с органами власти или другими социальными группами. К общест­венным движениям тесно примыкают другие виды аналогичных по направленности общественно-добровольных формирований: социально-культурные инициативы, землячества, попечительства и т.д.

    Так, например, под социально-культурной инициативой

    (детской, подростковой, молодежной, гражданской, женской, эт­нической и т.д.) правомерно рассматривается выдвижение и по­следующая реализация предложений, идей, проектов, программ, связанных с созданием новых или совершенствованием сущест-

    раздел III. Субъекты социально

    культурной деятельности

    вующих объектов, явлений и качеств социально-культурной сфе­ры,

    Общественный фонд, как один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в формировании имущества, на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений и его использовании на общественно полезные начи­нания. Учредители или участники фонда - это те, кто учредил, ос­новал фонд, разработал и утвердил его устав и руководящий орган (правление) путем его избрания на учредительном съезде или конференции.

    Общественные фонды различаются по целевым категориям населения, для социального обслуживания которых они предна­значены (детские, женские, молодежные, семейные фонды, фонды военнослужащих, фонды бывших спортсменов и др.), по направ­ленности содержания своей деятельности (социальные, пенси­онные, страховые, образовательные, медицинские, фонды мило­сердия и благотворительные, оздоровительные и т.д.), по составу учредителей и характеру ресурсного обеспечения : ассоцииро­ванные фонды (ассоциированы с коммерческой структурой, на средства которой они существуют); благотворительные фонды (не имеющая членства благотворительная организация, учреждаемая гражданскими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные це­ли); благотворительные корпоративные фонды (фонды предпри­ятий, фирм и иных юридических лиц, сформированные за счет этих лиц и осуществляющие благотворительную деятельность); независимые фонды (фонды, образованные одним или несколь­кими частными лицами, и существующие на дивиденды с вложен­ного капитала).

    Любое общественное объединение, равно как общественное учреждение или орган общественной самодеятельности, это доб­ровольное, самоуправляемое, не имеющее формального членства, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан для оказания конкретного вида социально-культурных услуг или совместного решения социально-культурных проблем по месту жительства, работы или учебы.


    350

    351


    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Сам по себе факт наличия сегодня в сфере культуры, искус­ства, образования, досуга и спорта огромного количества малых, средних и больших групп, многочисленных общественно-добро­вольных формирований и социальных инициатив дает основание рассматривать их как реальную социальную силу, обладающую качественными чертами самодвижения, саморазвития, самоорга­низации в процессе социально-культурной деятельности.

    Сегодня общественные движения и инициативы, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются и результатом, и необходимым усло­вием непосредственного общения разных поколений, детей, под­ростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потреб­ностью человека отстаивать свои гражданские права и свободы, активно участвовать в общественно-полезных делах.

    По сути дела, мы имеем перед собой коллективные усилия многих десятков, сотен тысяч людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семей­ными рамками, чисто домашним кругом, а с другой - по тем или иным причинам часто носит стихийный, спонтанный характер и поэтому, естественно, не всегда «вписывается» в деятельность су­ществующих социально-культурных институтов.

    Практически нет такой социальной группы, отдельного чело­века в стране, чей образ жизни не был бы связан, прямо или кос­венно, с общественными формированиями и социальными ини­циативами - массовыми движениями, организациями, фондами и т.д. В своей совокупности они охватывают буквально все детскоеи зрослое население страны. Подавляющая масса людей состоит в каких-либо партиях, фондах, движениях, объединениях, обще­ственных инициативах. Государство призвано гарантировать этим социальным институтам необходимые условия и поддержку для успешного выполнения ими своего предназначения и задач.

    Общественные формирования и социальные инициативы да­ют человеку возможность применить свои силы и способности в различных видах социально-культурной деятельности, начиная с выполнения простейших поручений и обязанностей.

    Массовые общественные организации, фонды и движения тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью

    352

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    людей. Чрезвычайно важная сторона их деятельности - реализация непрерывно возрастающих социально-культурных функций. Эти функции осуществляются как на общегосударственном уровне, так и в муницштальном, местном, локальном масштабе - в производ­ственной, учебно-воспитательной, бытовой, досуговой сферах При этом одни общественные формирования по характеру своей деятельности связаны с ней целиком или в большей степени, дру­гие - в меньшей степени или косвенно.

    Среди общественных формирований постоянно функциони­рует большое число общественных организаций, фондов и движе­ний. Их социальная значимость состоит в том, что в них человек развивает свои склонности и способности, удовлетворяет свои ин­тересы, как правило, в тех сферах, которые не связаны непосред­ственно с его профессиональной деятельностью. Участие в соци­ально-культурных общественных формированиях дает возмож­ность гражданам разумно использовать скромный бюджет своего свободного времени, гарантирует широкое поле для их социаль­ного, научно-технического, художественного и прикладного твор­чества, приложения творческих сил и знаний

    В основу типологии общественных формирований, объедине­ний и организаций закладывается несколько определяющих кри­териев. Во-первых, факт их регистрации как общественных орга­низаций в органах юстиции; во-вторых, наличие в их названии ключевых слов, благодаря которым может быть установлен их профиль, назначение и характер их деятельности; в-третьих, ука­зание на ареал их деятельности (общероссийские федеральные, региональные, городские, районные и т.д.)

    Сегодня полноценная организация социально-культурной деятельности среди населения любого региона невозможна без участия различных общественных инициативных формирований Среди различных типов социальных общностей и формирований, прямо или косвенно задействованных в сфере культуры, искус­ства, образования, в зависимости от их функционально-содержа­тельного признака можно выделить несколько видов.

    К общественным формированиям в первую очередь следует отнести профессиональные союзы. Это наиболее массовые об­щественные организации, объединяющие граждан, связанных об­щими интересами по роду их деятельности на производстве, в

    353

    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    сфере обслуживания и культуры. Одной из приоритетных задач профессиональных союзов и обществ является борьба за предос­тавление социальных гарантий и соблюдение прав граждан в сфе­ре производства, быта и культуры, содействие охране их труда и здоровья, поддержанию материального и культурного уровня жиз­ни трудящихся.

    За многолетнюю историю своего существования профсоюз­ные организации внесли несомненный вклад в создание необхо­димых условий для развития уровня культуры трудящихся, в эф­фективное использование в этих целях материально-технического и кадрового потенциала социально-культурной сферы. Обнови­лась нормативно-правовая база деятельности профсоюзных клубов и библиотек, на развитие культурно-массовой работы стало выде­ляться больше средств из профсоюзного бюджета. Возросли объем и качество платных услуг населения. Профсоюзы накопили опре­деленный опыт поисков эффективных форм кооперирования сил и средств различных организаций и учреждений в рациональном использовании материальной базы для досуга и творчества трудя­щихся.

    Многое было сделано и для решения кадровой проблемы. Со­вершенствовалось материальное стимулирование труда работни­ков культуры. Профсоюзные учреждения культуры эффективно использовали свое право самостоятельно определять структуру и штаты, оплачивать труд специалистов, проводить платные меро­приятия и самостоятельно расходовать полученные за это средства на производственное и социальное развитие и оплату труда.

    Были достигнуты позитивные сдвиги в развитии художествен­ного, технического и социального творчества трудящихся, воспи­тания у них культуры межнациональных отношений. В профсоюз­ных учреждениях культуры активизировалась работа по оживле­нию подлинно народных, национальных фольклорных ансамблей. В художественную самодеятельность включились самобытные исполнители, семейные коллективы, многое делается для развития самодеятельных молодежных эстрадных ансамблей и групп. Профсоюзным организациям удалось учесть в культурно-воспита­тельной работе обострение межнациональных отношений и во многом смягчить его. Национально-культурные центры, создавае­мые при непосредственном участии профсоюзов и трудовых кол-

    354

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    лективов, организация неповторимых по колориту национальных и межнациональных праздников и массовых гуляний придавали большинству форм и жанров досуга и творчества ярко выражен­ную направленность на воспитание у трудящихся культуры меж­национального общения и уважительного отношения к языку, обычаям и традициям разных народов.

    Однако постперестроечный период заставил серьезно заду­маться о необходимости глубоких качественных изменений в дея­тельности профсоюзных организаций, осуществить переоценку многих ценностей, дать современное объяснение многим процес­сам в жизни.

    Долгое время наряду с идеологическим штампом о профсою­зах как «школе коммунизма» господствовали явно преувеличен­ные представления о бурном росте культуры рабочих и служа­щих, о процессах «неуклонного» культурного сближения города и села, культурной однородности различных социальных групп Культурно-массовой работе, проводившейся профсоюзами, часто совершенно необоснованно, огульно приписывались достижения в «небывалом» духовном росте советского рабочего, который не­померно возвышал его над другими классами и слоями общества

    В то же время за пределами общественного внимания остава­лось немало негативных явлений в рабочей среде, таких, как рост числа алкоголиков, высокая текучесть кадров, размывание квали­фикационного уровня рабочего класса и самого существенного — серьезной деформации его национальной, социально-классовой структуры. Поскольку о качественных сдвигах в культурном росте рабочего класса на фоне низкой производительности труда, боль­шой доли тяжелого ручного труда, высокого уровня занятости женщин на производстве не могло быть и речи, многие исследова­тели довольствовались анализом количественных изменений; рост уровня образованности, развитие сети клубов, школ, библиотек, количество участников художественной самодеятельности и т.д

    В условиях застоя, а особенно последовавшего затем перехода к рыночным отношениям, профсоюзам не удалось избежать обо­стрения кризисных тенденций в духовной сфере, найти эффек­тивное противопоставление остаточному принципу выделения средств на культуру. Строительство и ремонт учреждений куль­туры затягивался на долгие годы, они плохо обеспечивались необ-

    355
    Т.Г, Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

    ходимым оборудованием - инструментами, инвентарем. Отказ не­которых трудовых коллективов финансировать содержание про­изводственной базы досуга, спорта и отдыха, неумение, а порой и нежелание руководителей профсоюзных очагов культуры исполь­зовать действенные рычаги для достижения экономической само­стоятельности, преодоления ведомственной разобщенности, поис­ка партнеров для объединения материальных ресурсов, финансо­вых средств и организаторских усилий поставили в некоторых случаях профсоюзную сеть учреждений культуры на грань факти­ческого развала.

    В настоящее время сказывается длительное влияние админи­стративно-командных методов регулирования процессов досуга и самодеятельного творчества, по-прежнему сильны тенденции к жесткой регламентации, к силовому давлению на местах. Остается устойчивой зависимость самодеятельного коллектива от внимания и поддержки профкома, его взаимодействия с администрацией, компетентности и инициативы клубного руководителя, состояния и использования материальной базы, контактов с творческими союзами и т.д. В результате экономического кризиса, охватив­шего госпредприятия, произошел существенный спад традицион­ных жанров самодеятельности, ощутимо сократилось число ее участников. Перед лицом необходимости адаптации к условиям рынка, существенного обновления социально-экономических и межнациональных отношений многие профсоюзные органы не сразу определили свои позиции, порой проявляя растерянность, излишнюю осторожность, с трудом избавляясь от прежних идео­логических и психологических стереотипов и подходов.

    Не произошло кардинального улучшения и в решении кадро­вой проблемы. Не только в сельской, но и в городской местности резко снизился удельный вес дипломированных специалистов, вы­сокой осталась текучесть кадров, недостаточно справляются со своими обязанностями методические службы организации досуга и самодеятельного творчества, далеко не всегда и не везде исполь­зуется набор эффективных методов и приемов повышения квали­фикации.

    Жизнь потребовала сформулировать конкретные выводы и рекомендации, столь необходимые сегодня, когда от профсоюзов требуется возвращение к их исконным функциям.

    356

    Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    Существует определенная закономерность взаимодействия между людьми, занятыми на производстве, и профсоюзами; об­щая, политическая и экономическая культура работающих напря­мую зависит от активной позиции профсоюзного органа. Проф­союзам всегда были свойственны возможности эффективно влиять на формирование благоприятных условий труда, быта и отдыха, защиту интересов людей. Любой «сбой» или несоответствие эле­ментов этого механизма приводят к конфликтным ситуациям в коллективах. Поэтому так актуально и необходимо изучение воз­можных средств и методов, которые позволяют не только преду­преждать, но и разрешать эти конфликты и противоречия.

    Для деятельности профсоюзов на современном этапе характе­рен принципиальный переход от роли номинального участника и организатора культурного развития трудящихся к роли непосред­ственного защитника социальных прав человека труда, в том числе и в культурном процессе. Это относится и к материальной базе досуга и творчества, где все вопросы решаются профсоюзами только на основе жестких договорных отношений и контроля за их соблюдением.

    При существующей текучести кадров подобным образом решается и проблема подготовки и закрепления специалистов в социально-культурной сфере. Наиболее перспективными путями здесь служит преодоление «экстенсивного», «затратного» харак­тера работы действующей системы учебных заведений и центров повышения квалификации, создание таких социальных и экономи­ческих условий для специалистов, при которых возможно их при­влечение в профсоюзные учреждения культуры на конкурсной или контрактной основе,

    В сложной социально-экономической ситуации, когда госу­дарство не в состоянии полностью выполнять взятые на себя обя­зательства перед сферой культуры, возникает необходимость не только в сбалансированном сочетании бюджетных и внебюджет­ных ассигнований, но и в поиске альтернативных вариантов фи­нансирования этой сферы. Такая миссия возложена на благотво­рительные организации и общества социальной защиты и по­мощи - общественные формирования, благотворительные обще­ства, фонды и движения, ассоциации, попечительские службы
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    Одна из них - Всероссийский фонд культуры, которая явля­ется самоуправляемой общественной благотворительной органи­зацией, призванной поддерживать и пропагандировать отечест­венное культурное наследие, содействовать возрождению и разви­тию национального самосознания, духовной жизни народов Рос­сии. По инициативе этой общественной организации были учреж­дены Фонд славянской письменности и славянских культур, Об­щество русской православной культуры Святителя Иоанна, в ре­гионах созданы национально-культурные центры, особенно для диаспор - народов, проживающих вне своих государственно-тер­риториальных образований. Фонд оказывает материальную под­держку одаренной молодежи. Регулярно проводимые Фондом фестивали, выставки, благотворительные концерты, аукционы, сборы средств на финансирование социально-культурных проек­тов и программ, мероприятия по восстановлению историко-куль­турных памятников вызывают большой резонанс в духовной жиз­ни российского общества.

    Еще один влиятельный социально-культурный институт -Общество охраны памятников истории и культуры - ведет ак­тивную работу по защите, ремонту, реставрации памятников, вы­являет их и проводит первичный учет. Его местные организации руководят общественной инспекцией, оказывают большую по­мощь в финансировании реставрационных работ, издают темати­ческие сборники, журналы, информационные бюллетени. Члены Общества выступают с лекциями и докладами в учреждениях культуры, участвуют в организации праздников, обрядов, ритуа­лов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов.

    Российский фонд милосердия и здоровья, Всероссийское об­щество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссий­ское общество трезвости и здоровья; Союз женщин-инвалидов, региональные общества и союзы родителей, подростков, детей-инвалидов и т.д.; Всероссийское общество Красного Креста; ассо­циация «(Семья и здоровье», как и многие другие общественные организации и формирования, вместе с государственными служ­бами оказывают систематическую материальную, социальную, медицинскую помощь десяткам и сотням тысяч одиноких преста­релых людей, инвалидов, беженцев, хронически тяжело больным на дому, ветеранам, многодетным и неполным семьям и другим

    358

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    категориям нуждающихся. Профессиональные сотрудники этих организаций на местах и привлекаемые ими добровольцы (волон­теры) помогают конкретным людям и семьям с учетом их индиви­дуальных нужд, физического состояния и социального положения.

    Детские и молодежные объединения, ассоциации, центры и клубные организации. В стране существует множество организа­ций и предприятий, так или иначе оказывающих помощь детям и молодежи: некоммерческие организации и детско-подростковые клубы, акционерные общества и частные предприятия. Учитывая огромный диапазон в профиле и содержании их социально-куль­турной деятельности, для их отбора и классификации, как пра­вило, пользуются следующими типологическими признаками: 1) официальная регистрация в местных органах юстиции в качестве общественного объединения; 2) решение проблем детей и моло­дежи как основной вектор деятельности, зафиксированный в ус­таве организации; 3) наличие в названии организации одного из ключевых слов «молодежь», «дети», «подростки» и других; 4) чет­кое обозначение региона, на который распространяется деятель­ность организации (область, район, город, поселок).

    Назовем некоторые из них: ассоциация скаутов (всемерная поддержка и развитие способностей ребенка, работа с подрост­ками по месту жительства, организация досуга и отдыха во время каникул, проведение международных обменов со скаутами других стран), Ассоциация социальной защиты молодежи (объединение усилий государственных и общественных организаций для содей­ствия в разработке и реализации проектов и программ, направлен­ных на социальную защиту молодежи), Московская городская пионерская организация, Московский союз молодых предприни­мателей и Ассоциация молодых журналистов, Московская моло­дежная палата, Союз юных авиаторов и Союз подростковых клу­бов десантного профиля и многие другие.

    Неформальные группы и объединения, в которых ассоции­руются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, экологиче­ские, национально-культурные, культур озащитные и т.п.), объеди­нения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, люберы. качки, мажоры и др.); объединения любительские и клубы по ин-

    359
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    тсресам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, авторская песня, филателия и т.д.).

    Весьма тесно соприкасаются с социально-культурными про­блемами молодежные движения - массовые действия, в которые включаются подростки и молодые люди, выступающие за обеспе­чение их права на создание собственной субкультуры и дистанци­рование от чуждого для них образа, и стиля жизни; права обучать­ся на родном языке; права на трудоустройство и предоставление условий досуга и т.д.

    На решение комплекса вопросов, связанных с положением женщин в экономической, политической, социально-культурной сферах, направлена деятельность женских (феминистских) орга­низаций, центров и фондов. Среди них - Союз женщин России, Движение солдатских матерей России, Федерация «Женщины за мир во всем мире», объединение «Женщины за социальную демо­кратию» и другие.

    В учредительных документах этих общественных формиро­ваний записано, что они выступают за социальную справедли­вость, гуманное, демократическое устройство общества, соблюде­ние положений Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискри­минации в отношении женщин, достижение их подлинного равно­правия, создание в обществе равных условий для реализации воз­можностей личности, активное вовлечение женщин в управление делами общества и государства, продвижение их на уровень при­нятия решений, профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации женщин, социальную защищенность и реализацию их права на труд, оказание им поддержки в предпри­нимательской деятельности и многое другое.

    Культурно-этнические организации и региональные земляче­ства, культуроохранные совместно с социально-медицинскими центрами и центрами социальной психологической помощи, уч­реждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, при юты-убежища для бездомных детей, семейные детдома, наркологические службы и центры; со­циально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реаби­литации воспитанников и выпускников детских домов и школ-ин­тернатов,

    360

    Разбел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    Объектом их усилий, направленных на оказание социальной, медицинской и психологической поддержки, проведение соци­ально-культурной реабилитации, являются: 1) семья, материнство и детство, дети-сироты, дети и взрослые-инвалиды, престарелые граждане, трудные подростки и другие кризисные категории насе­ления; 2) благотворительные фонды и движения, фонды социали­зации, попечительские организации; 3) городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; общества и объединения са­мих лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной за­щите. Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: цен­тры социального выживания, социально-медицинские центры. комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные. В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким, престарелым, ин­валидам; центры психологического здоровья; психодиагностиче­ские кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоор­динации и др.

    Ветеранские общественные формирования: Российский Со­юз ветеранов Вооруженных Сил, Российский союз ветеранов Аф­ганистана, общественная организация «Ветераны Космоса». Меж­дународная ассоциация «Ветераны шахмат», Фонд «Ветеран лес-прома», Ассоциация социальной защиты ветеранов (пенсионеров) Вооруженных Сил и членов их семей.

    Конфессиональные (религиозные) формирования и органи­зации: Всецерковное православное молодежное движение (ВГТМДХ Армия спасения, Библейское Российское общество, Пра­вославный Фонд России, Православное просветительское обще­ство «Радонеж», Союз общин духовных христиан-молокан. Хри­стианское общество «Святая Татьяна», Исламский Конгресс Рос­сии, Ассоциация внешних связей мусульман, Ассоциация пред­принимателей- христиан, Православное братство трезвости «От­рада и утешение», Свято-Димитровское сестричество, Благотвори­тельная католическая организация «Каритас», Общество христи­анской культуры «Логос» и многие другие

    По своему назначению и составу конфессиональные форми-рованя являются добровольными общностями совершеннолетних граждан, создаваемыми для совместного исповедания и распро-

    361
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    странения веры и имеющие соответствующие цели и признака. Такими признаками являются наличие вероучения и религиозной догматики; совершение богослужений, религиозных обрядов и церемоний; проповедническая деятельность, религиозное обуче­ние, воспитание и иные формы распространения вероучения. Мно­гие религиозные организации и объединения предусматривают в качестве своей основной цели благотворительную деятельность.

    Достаточно широк и спектр конфессиональных общностей и организаций, являющихся потенциальными клиентами и партне­рами социально-культурных учреждений. Их деловые контакты в социально-культурной сфере осуществляются на основе Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Это взаимодействие, поддержка и сотрудничество имеют широкий спектр и различные формы, начиная от диалога и организации для них «паблисити» и заканчивая совместным участием в социально значимых информационно-рекламных, художественно-зрелищ­ных, развлекательно-игровых проектах и программах, которые ку­рируют органы государственной власти на федеральном и му­ниципальном уровнях.

    Отдельную группу составляют научные, научно-техниче­ские и научно-просветительные общества и объединения: фило­софское, математическое, физическое, педагогическое, психологи­ческое, научно-медицинские, научно-технические и другие отрас­левые общества. Они являются добровольными объединениями ученых, специалистов и других лиц, ведущих большую исследова­тельскую и популяризаторскую работу. Главная их цель - обмен информацией, издание трудов, в том числе отраслевых журналов и ежегодных сборников, координация исследований. Они активно пропагандируют науку, используя в этих целях культурно-досуго-вую сферу; участвуют в организации различных научных выставок и экспедиций; представляют отечественную науку в международ­ных научных организациях, на международных научных конгрес­сах и симпозиумах.

    Научно-технические общества традиционно создавались по производственному признаку. Свою историю они ведут от Рус­ского технического общества (возникшего в России в 1866 г.), в котором сотрудничали многие известные русские ученые — Д. И, Менделеев, А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, А. М. Бутлеров и др.

    362

    раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    Главная задача членов научно-технических обществ — содей­ствие внедрению достижений науки и техники в практику. Они помогают осваивать образцы новой продукции, вводить в действие механизированные, поточные и автоматические линии, автомати­ческие системы управления технологическими процессами, про­водить отраслевые научно-практические конференции. Эти обще­ства являются инициаторами и организаторами различных меро­приятий по экономической пропаганде, народных университетов технического прогресса, школ передового опыта, выставок новой техники,

    Они привлекают к техническому творчеству, осуществляют общественный контроль за своевременным рассмотрением, разра­боткой и использованием изобретений и рационализаторских предложений, оказывают правовую и техническую (консультаци­онную) помощь авторам разработок, заботятся о повышении уров­ня их знаний, Члены общества входят в состав общественных кон­структорских и патентных бюро, комплексных творческих бригад Общество издает свои журналы, информационные бюллетени.

    Сегодня популярны самые разнообразные общественные и частные институты социально-культурной деятельности, помо­гающие «раздвинуть рамки окружающего мира», обеспечивающие «наиболее активное и прямое самовыражение, реализацию своих убеждений, воздействие на окружающий мир». Истоки подобной популярности общественных и частных институтов в ценностной открытости, естественном, непроизвольном характере, в их спо­собности дать возможность человеку проявить поисковую актив­ность, реализовать заложенную в нем от природы потребность в поиске,

    В социально-культурной сфере активно взаимодействуют и сотрудничают экологические организации и службы животных Российский экологический союз, Экологическое движение «Кедр», Зеленый крест (представительство), Зеленый мир, Эколо­гический международный фонд, Международный центр «Эколо­гия человека», транснациональный Фонд экологической безопас­ности «Чистая Родина» и другие аналогичные общественные ин­ституты.

    Как на Западе, так и в России разнообразные по характеру экологические движения проходят под лозунгами о необходимо-

    363
    ТТ. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

    сти не только обеспечения политических, экономических и соци­альных прав человека, но и тщательного учета культур но-экологи­ческих факторов, роль которых неуклонно возрастает в условиях обостряющегося ((экологического дефицита».

    Основное свое назначение экологические организации и службы видят в том, чтобы содействовать государственным и об­щественным организациям в рациональном использовании и вос­производстве природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнений и нарушений экологического равновесия, контроле за соблюдением законодательства об охране природы,

    Совместная программа мероприятий социально-культурных институтов и первичных организаций общества объединяется об­щей темой — «Человек и природа». В ее реализации участвуют охотники и рыболовы, туристы, автолюбители, самодеятельные художники и фотографы, учащиеся школ и техникумов, домохо­зяйки, владельцы садовых участков и др.

    Многочисленна сеть разнопрофильных досуговых соци­ально-культурных обществ и объединений по интересам и дру­гих общественных формирований социально-культурного про­филя.

    Благодаря социально-культурной деятельности, осуществляе­мой общественными движениями, начинаниями и инициативами, в культурной среде социума постоянно происходит пополняется сплав житейского опыта, всевозможных знаний — от технических и агрономических до астрологии и изобретений, культурно-быто­вых обычаев и традиций, общепринятых и новых форм художест­венного творчества и т.д.

    Это общества книголюбов, филателистов, кино- и фотолюби­телей, охотников и рыболовов, автолюбителей, туристов. Всерос­сийское общество книголюбов вместе с библиотеками, клубами и другими учреждениями культуры содействует распространению политических и научно-технических знаний, заботится о повыше­нии культуры чтения, формировании и развитии читательских вкусов, наиболее эффективном использовании книжных богатств. Оно проводит конкурсы, книжные выставки, литературные чте­ния, вечера, конференции Общество выпускает справочную лите­ратуру, периодические и методические издания для первичных организаций,

    364

    Раздел III Субъекты социально-культурной деятельности

    В другом близком по профилю социальном институте - Сою­зе филателистов России насчитываются сотни тысяч коллекционе­ров всех возрастов - от школьников до пенсионеров - и профессий - рабочих, служащих, представителей интеллигенции. Союз ока­зывает постоянную методическую и консультативную помощь клубам филателистов и отдельным коллекционерам-любите л ям, организует выставки, издает журнал,

    Огромное количество кинологических и фелинологических организаций, обществ и клубов любителей животных Среди них: Кинологическая Российская федерация, Российская федера­ция любительского собаководства, Союз кинологических органи­заций, Российское общество покровительства животным (РОПЖ), Союз любителей животных, клубы любителей животных «Зоо-практика» и «Зоосфера», а также общественные организации фе­линологического профиля: Ассоциация клубов любителей кошек, Федерация любителей кошек «Русь», Фелинологическая ассоциа­ция России, клубы «Мокко» и «Кошкин дом».

    В России действуют физкультур но-спортивные клубы и общества, деятельность которых сосредоточена на подготовке та­лантливых спортсменов и осуществлении многопрофильной про­граммы массовой физкультурно-оздоровительной работы среди различных возрастных, социальных, профессиональных и других групп населения.

    Специфическую категорию общественных формирований со­ставляют художественно-творческие организации и объедине­ния. Это творческие союзы и организации, объединяющие раз­личные слои художественной интеллигенции: писателей, худож­ников, архитекторов, кинематографистов, журналистов, театраль­ных и музыкальных деятелей

    Творческие союзы и общества представителей творческой интеллигенции - профессиональных деятелей литературы и искус­ства, артистов театров, цирков, филармоний и концертных органи­заций, студентов и преподавателей вузов и училищ искусства и культуры, непрофессионалов, делающих свои первые шаги в ли­тературе и искусстве, самодеятельных поэтов, писателей, худож­ников, композиторов и других групп.

    Одной из старейших творческих организаций России явля­ется Союз театральных деятелей (бывшее Всероссийское теат-

    365
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

    ральное общество). Созданное в 1983 году, оно в настоящее время объединяет многотысячную армию деятелей профессионального и самодеятельного театра и ставит своей целью всемерно содейство­вать развитию театрального искусства, оказывать помощь профес­сиональным и самодеятельным театральным коллективам, вести широкую театрально-просветительную деятельность. В СТД рабо­тают творческие советы, секции и методические кабинеты и лабо­ратории, библиотеки. Союз имеет Дома актера, Дома ветеранов сцены, базы отдыха.

    Творческие общества и союзы широко используют клубы, Дома культуры, парки, библиотеки, музеи для проведения творче­ских встреч с деятелями литературы и искусства, выставок и дру­гих мероприятий. С этой целью созданы и работают специальные рекламные, коммерческие подразделения по организации гаст­рольных выступлений деятелей литературы и искусства и творче­ских коллективов, художественных выставок и т.д. Творческие союзы и организации издают большое количество журналов, про­спектов, бюллетеней, афиш, плакатов и других рекламных мате­риалов.

    Таким образом, каждая общественная организация, фонд, движение, формирование помимо своего основного функциональ­ного назначения выполняет и совершенно определенную соци­ально-культурную миссию. На ниве социальной и культурной благотворительности, информационной поддержки, участия в многочисленных культурных и образовательных программах и акциях, каждый из общественных субъектов действует, как пра­вило, в рамках только ему присущих функций, которые и отли­чают его от других организаций.

    Эта обособленность носит чисто внешний, относительный характер. То непосредственно, то опосредованно каждый из обще­ственных институтов имеет «выход» в среду культуры, образова­ния, искусства, спорта, досуга, обладает широкими возможно­стями для творческих связей и сотрудничества с государствен­ными, общественными, коммерческими структурами. Такая со­причастность к проблемам социально-культурной среды харак­терна не только для официально зарегистрированных обществен­ных формирований (общественно-политических, социально-куль­турных, молодежных, профессиональных, экологических, феми-

    366

    Раздел III. Субъекты социально-культурной деятельности

    нистских, религиозных и других), но для широкого круга других организаций и предприятий, как государственных, так и негосу­дарственных - частных, акционерных и т.д.

    Система общественных формирований, организаций, фондов, движений и других институтов объективно служит благоприятной средой, питающей социально-культурную активность людей, дает простор инициативе, поиску, творчеству. Такая среда позволяет поддерживать максимально высокий уровень спонтанной активно­сти людей в сфере культуры и досуга.

    367
    Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   40


    написать администратору сайта