Главная страница
Навигация по странице:

  • «кто доказывает чересчур, тот ничего не доказывает».

  • Ошибка по отношению к способу (форме) доказательства.

  • «от сказанного в от­носительном смысле к сказанному в абсолютном»; «от соби­рательного смысла к разделительному

  • «от разделитель­ного смысла к собирательному»

  • Объективный характер и сущность закона тождества.

  • Требования закона тождества и логические ошибки из-за их нарушения.

  • Каждое понятие, суждение и т. д. должно употреб­ляться в одном и том же, определенном смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения.

  • Нельзя отождествлять различные мысли и нельзя тож­дественные мысли принимать за различные.

  • Иванов Е.А., Логика. Учебник Москва Издательство бек, 199 8


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеУчебник Москва Издательство бек, 199 8
    АнкорИванов Е.А., Логика.doc
    Дата18.05.2017
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИванов Е.А., Логика.doc
    ТипУчебник
    #7816
    страница32 из 37
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37
    к силе» (argumentum ad baculinum — буквально: довод к палке) и др. В них так или иначе проявляется нару­шение правила необходимости и достаточности аргументов. Например, нередко вместо того, чтобы опровергать чей-либо те;?ис по существу, ссылаются на личные качества выдвинув­шего. Или, желая привлечь симпатии слушающих («толпы») на свою сторону, пытаются в процессе доказательства чего- либо воздействовать на их чувства. Или, когда в споре исчер­паны все аргументы, бросаются в рукопашную и силой кула­ков («палки») пытаются доказать свою правоту. Подобное бы­вает даже в парламентах.

    Наконец, встречается ошибка: «кто доказывает чересчур, тот ничего не доказывает». Она возникает тогда, когда на­рушается правило достаточности доводов.

    Ошибка по отношению к способу (форме) доказательства. Основной из них является ошибка «не следует» (non sequitur). Она означает, что между аргументами и тезисом нет необхо­димой логической связи, не соблюдено правило следования, важное для всякого умозаключения. Разновидностями этой основной ошибки можно считать такие: «от сказанного в от­носительном смысле к сказанному в абсолютном»; «от соби­рательного смысла к разделительному»; «от разделитель­ного смысла к собирательному» и др.

    Завершая изложение темы, отметим, что в современной символической логике широко осуществляется формализация доказательств дедуктивных теорий. При этом отвлекаются от конкретного содержания высказываний, а сами высказыва­ния заменяются символами, с помощью которых из исходных данных получают различные следствия на основе соответству­ющих правил. Благодаря этому рельефно проступает канва доказательства, его структура, и оно может быть сравнитель­но легко подвергнуто контролю.

    Проблема доказательства ставится и в диалектической ло­гике, но уже под другим углом зрения. Если формальная ло­гика, даже в ее символической форме, исходит из того, что истина каким-то образом уже открыта и ее требуется лишь обосновать соответствующими средствами, то диалектическая логика рассматривает само познание истины, а следователь­но, и ее доказательство как сложный диалектический про­цесс. В нем проявляется диалектика объективного и субъек­тивного, конкретного и абстрактного, относительного и абсо­лютного и т. д. Получение истины и ее обоснование ставится здесь в прямую зависимость от использования таких специ­фических методов, взятых в их единстве, как логический’ и исторический, восхождение от абстрактного к конкретному. При этом учитывается вся диалектика взаимоотношений по­знания и общественной практики. В свете этого достижения формальной логики, связанные с доказательством, сохраняют полную силу, но они обнаруживают свою относительность, огра­ниченность. Можно сказать так: в любом диалектическом про­цессе доказательства истины действуют требования формаль­ной логики, но далеко не все результаты, полученные в диа- лектической.области, можно объяснить средствами формальной логики.Раздел пятый. Основные законы мышления

    Анализ наиболее общих форм мышления — понятий, суж­дений, умозаключений, доказательств — будет неполным, если не рассмотреть еще основных законов мышления, действую­щих в них и пронизывающих всю их ткань.

    Неосновные законы, о которых говорилось в соответствующих местах, — закон обратного отношения между содержанием и объёмом понятия, законы распределенности терминов в простых суждениях, законы соединения простых суждений в сложные и их взаимоотношений между собой, законы различных типов, видов и разновидностей умозаключений и т. д. — связаны лишь с определенной формой мышления и, следовательно, действу­ют в ограниченной сфере.

    Важнейшая особенность основных законов мышления со­стоит в том, что они носят здесь универсальный характер, т. е. лежат в основе функционирования всего мышления в целом. Можно сказать без преувеличения, что без этих законов про­цесс мышления в целом был бы попросту невозможен. Ведь в них отражаются фундаментальные — наиболее общие и глу­бокие свойства, связи и отношения объективного мира, пости­гаемого нашим мышлением. Вот почему они рассматриваются нами после анализа всех конкретных мыслительных форм.

    Основные законы мышления, в свою очередь, подразделя­ются на два типа: формально-логические законы и законы диалектической логики, находящиеся в определенном соот­ношении между собой.

    ^Изучение тех и других законов необходимо и важно для понимания сложных глубинных процессов, протекающих в мышлении естественным образом, независимо от нашего осо­знания их и воли, а также для использования этих законов в практике мыслительной деятельности.

    Глава I. Основные формально-логические законы

    Основными в формальной логике считаются четыре закона — тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточно­го основания. Они освящены многовековой традицией логичес­кой науки и играют важную роль в любом, в том числе совре­менном, мышлении. Знание этих законов необходимо для исполь­зования их в практике как научного, так и повседневного мыш­ления и, конечно, в юридической практике.

    Исходным в ряду формально-логических законов выступа­ет закон тождества. Вот почему наш анализ начинается имен­но с него.

    1. Закон тождества

    Объективный характер и сущность закона тождества. В этом законе выражается такое коренное свойство правильно­го мышления, как его определенность.

    Что же послужило объективным основанием для возникно­вения и действия этого закона в мышлении? Как уже отмеча­лось ранее, одним из фундаментальных свойств окружающе­го нас мира выступает качественная определенность самих предметов и явлений действительности, отражаемых в мыш­лении. Это означает, что, несмотря на непрерывно происходя­щие в них изменения, они до поры до времени остаются теми же самыми, тождественными себе. Например, после долгих лет отлучки мы посетили родные места, где прошло наше дет­ство. Мы видим, что многое вокруг изменилось. И все же мы узнаем свой дом, улицу, школу, родных и близких. Почему? Да потому, что при всех многообразных изменениях они со­хранили свой неповторимый облик, то, что делало их данны­ми, а не иными, они не утратили тождества с собой.

    Даже в той парадоксальной ситуации, созданной воображе­нием Льюиса Кэрролла, когда Алиса в течение дня несколько раз сильно меняется — то вдруг вырастает, то уменьшается в размерах, она все же остается той же самой Алисой и не пре­вращается в других обитателей страны-чудес. Иначе повес­твование о ней было бы невозможным30.

    Но если действительность именно такова, если предметы и явления определенны и эта определенность более или менее длительно сохраняется, то какой будет мысль о них, каким свойством она будет обладать, коль в ней верно отражаются эти предметы и явления? Она будет тоже определенной, тож­дественной себе. I

    Вот эту определенность мысли о качественно определенном предмете и отражает формально-логический закон тождест- , ва. Честь открытия этого закона принадлежит Аристотелю. Он писал: «Невозможно что-либо мыслить, если не мыслят что-то одно»31.

    Правда, Аристотель не дал ему своего названия. Оно появи­лось в логике позднее. Сам же закон в разные эпохи у разных авторов получал неоднозначное толкование и весьма различные формулировки. Воспользуемся этим обстоятельством и дадим ему I следующую формулировку: мысль о качественно определенном

    1. предмете, если она соответствует ему, не может не быть \ определенной, однозначной, тождественной себе.

    • Отсюда — наименование самого закона: закон тождества. Его наиболее общая формула: «А есть А» или «А = А», где под «А» разумеется всякая мысль вообще.

    Закон тождества есть закон функционирования отдельно взятой мысли: одна и та же мысль не может быть сама собой и иной. Но, как и во всяком законе, в нем так или иначе выражается внутренняя, существенная, необходимая связь, повторяющаяся всегда и всюду при определенных условиях. В данном случае это отношение тождества мысли с самой собой, сколько бы раз она ни- появлялась в рассуждении и в какие бы взаимоотношения ни вступала с другими мыслями. Иначе это будет уже другая мысль. Исторически закон тож­дества в качестве формально-логического закона явился обоб­щением практики оперирования понятиями и выражающи­ми их словами или словосочетаниями. И в настоящее время он действует прежде всего в сфере понятий и проявляется уже в процессе их образования. Как известно, любое понятие может быть образовано правильно и неправильно. Если в одно и то же понятие объединяются разнородные элементы, то оно ока­зывается расплывчатым, смутным, неопределенным, а дей­ствительность в нем искажается.'Например, так будет в том случае, когда в понятие «мебель» мы включим столы, кас­трюльки, ложки и т. д. Если же понятие охватывает лишь такие предметы, которые едины, общи, тождественны в том или ином отношении, то оно будет четким и ясным, будет иметьопределенное содержание и определенный объем. Например: мебель — это столы, стулья, шкафы и т. п. Закон тождества обнаруживает свое действие и в процессе использования уже готовых понятий. Если бы в них не было определенности, одно­значности, тождественности, если бы они то и дело неуловимо меняли свое содержание и свой объем, то мы попросту не могли бы их применять. Так, лишь зная точное содержание понятия «товар», мы можем твердо, однозначно, категорично ответить, являются ли, например, сапоги товаром или нет: если они про­изведены для продажи, то это товар, если для себя, то нет.

    Если бы понятия не были определенными по своему содержа­нию и объему, то мы не смогли бы выделять их виды, устанавли­вать отношения между ними, производить над ними логические операции — определения, деления, обобщения и ограничения.

    Действие закона тождества простирается и на суждения. Определенность понятий, из которых они образуются, служит важнейшей предпосылкой их определенности. Но этим дейст­вие закона тождества не исчерпывается. Ведь наиболее глу­бокая сущность суждений — в отражаемых ими связях и от­ношениях действительности. И если эти связи и отношения определенны, то и суждение, верно отражающее их, не может не быть определенным.

    Пожалуй, наиболее рельефно закон тождества проявляется в суждениях типа «Солнце есть солнце», «Война есть война» и др., упоминавшихся выше. В них непосредственно раскры­вается тождество предмета с самим собой. И такие суждения нередки в практике мышления. Вспомним слова поэта: «Осел останется ослом, хотя осыпь его звездами». Или высказыва­ния других авторов: «Факты есть факты, и по вашему жела­нию они никуда не исчезнут»; «Прибыль есть прибыль, как бы мала она ни была»; «Джентльмен всегда джентльмен». А вот заголовки из современных газет: «Мастер — он и в глубинке мастер»; «Ложь всегда есть ложь»; «Преступность везде пре­ступность». Вспомним народную мудрость: «Что в лоб, что по лбу»; «Как был дураком, так им и остался» и др.

    Разновидностью подобных суждений, выражающих объек­тивное тождество, служат'-суждения типа: «Отрицательный результат тоже результат»; «Щировой судья есть судья»; «Су­ров закон, но он закон». Здесь налицо тождество рода и вида (в том смысле, что вид заключает в себе все признаки рода, хотя и не наоборот).

    Обобщая, можно сказать, что любое суждение — будь то ат­рибутивное или реляционное, — фиксируя то или иное тождес­тво свойств предметов или отношений между предметами, явля­ется утверждением или отрицанием и в силу этого может быть истинным или ложным. В свою очередь, каждое простое сужде­ние, вступая в связи с другими, образуя конъюнкцию, дизъюнк­цию и т. д., сохраняет в них свой определенный, однозначный смысл. Без этого было бы тоже невозможно выяснять значение истинности или ложности сложного суждения, включать его в еще более сложные мыслительные конструкции

    Действие закона тождества распространяется и на обшир­ную область умозаключений. Так, простой категорический сил­логизм возможен, в частности, потому, что средний термин, связывающий большую и меньшую посылки, сохраняет в них один и тот же смысл. А больший и меньший термины не толь­ко сохраняют свой смысл в посылках и заключении, но если они не распределены в посылках, то не могут быть распреде­лены и в заключении. В противном случае силлогизм оказы­вается неправильным.

    Наконец, в доказательстве, если оно тоже правильное, за­кон тождества проявляется в том, что и тезис, и основания сохраняют свою определенность на протяжении всей данной логической процедуры. Без этого доказательство не состоя­лось бы или было бы неправильным.

    Из этого краткого обзора видно, что закон тождества уни­версален в смысле охвата всех без исключения форм мышле­ния, всякой мысли вообще.

    Требования закона тождества и логические ошибки из-за их нарушения. Из объективно действующего в нашем мышлении закона тождества вытекают определенные требования. Это ло­гические нормы, установки, предписания или правила, которые формулируются самими людьми на основе закона и которые необходимо соблюдать, чтобы мышление было правильным, ве­дущим к истине. Их можно свести к следующим двум:

    1. Каждое понятие, суждение и т. д. должно употреб­ляться в одном и том же, определенном смысле и сохранять его в процессе всего рассуждения.

    С этим требованием связано другое:

    1. Нельзя отождествлять различные мысли и нельзя тож­дественные мысли принимать за различные.

    Требуя определенности, однозначности мысли, закон тож­дества в то же время направлен против всякой нечеткости, неточности, размытости наших понятий и т. д. По Ф. Бэкону, если понятия неотчетливы, то нет ничего прочного в том, что на них построено.

    В тех случаях, когда требования закона тождества наруша­ются, возникают многочисленные логические ошибки. Они назы­ваются по-разному: «амфиболия» (двусмысленность, т. е. упот­ребление одного и того же слова-омонима одновременно в раз­ных смыслах), «смешение понятий», «путаница
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


    написать администратору сайта